Понятие, которое охватывается словом «социализация», включает в себя процесс соединения с обществом. Вся сущность этого явления заключается в усвоении личностью ценностей, ролей и норм, которые одобряются большинством людей. Понятию «социализация» противостоят два других. Их названия образованы при помощи добавления приставок. Таковыми являются «десоциализация» и «ресоциализация». Первое из них означает такие процессы, при которых личностью усваиваются антиобщественные и антисоциальные ценности и нормы. При этом человек приобретает негативные установки и стереотипы поведения. Это приводит к дестабилизации и деформации общественных связей.
Механизм десоциализации
Почему же человеком выбирается антиобщественный путь? На первоначальном этапе это происходит неосознанно. Дети и подростки перенимают манеры поведения тех взрослых, которые ведут асоциальный образ жизни. При этом они удовлетворяют свое желание получить одобрение от этой отрицательной микросреды. К тому же так, по их понятиям, они быстрее становятся взрослыми. В таком случае негативной микросредой над личностью осуществляется социальный контроль. При этом подростки или дети получают похвалу, одобрение и поддержку, если встали на путь антиобщественного поведения. Трудолюбие, милосердие и доброта в такой среде попросту высмеиваются.
Весь процесс десоциализации иногда осуществляется стихийно. Однако в некоторых случаях его проводят целенаправленно. Примером тому может служить воспитание у подростков преступного поведения для вовлечения их в незаконную деятельность. При этом широко используется механизм наказаний и поощрений.
Ресоциализация в детском возрасте
Процесс социализации характеризуется своей обширностью и бесконечностью, происходя. Фактически, в течение всей жизни человека. Особой интенсивностью он выделяется в детском возрасте, в то время как по мере взросления этой характеристикой начинает преобладать ресоциализация.
Следует отметить, что также своими особенностями выделяется и ресоциализация в детском возрасте. При этом данные особенности достаточно важны для дальнейшей жизни малыша. В первую очередь обращает на себя внимание то, что для взрослого человека ресоциализация представляет собой корректировку внешнего поведения и сопутствующих этому установок, в то время как для ребенка – это формирование его конкретных ценностных ориентиров.
Не следует забывать, что взрослый человек способен к анализу и оценке, определяя для себя какое-то свое, субъективное понятие «нормы», сопровождающее его в течение всей жизни. У малыша отсутствует такая способность, поэтому в ходе вторичной социализации он неспособен сформировать личностное понятие норм, а лишь принимает те из них, что приходят со стороны родителей и воспитателей.
В подростковом возрасте процесс ресоциализации не менее важен. Он заключается не только в привитии подростку способности к принятию различных социальных ролей и функций, но также и корректировку ранее не состоявшихся или забытых социальных умений, морали, способности к общению и формированию отношений, социальных связей. Также своей спецификой обладает ресоциализация, проводимая в учебных заведениях. Она должна в обязательном порядке выстраиваться с учетом индивидуальности каждого ребенка, выявлять специфику их воспитания, возможные упущенные социальные навыки. При этом важнейшим инструмент ом в процессе ресоциализации ребенка или подростка является постоянный упор на их положительные качества и сильные стороны.
Путь исправления
К личности, которая встала на антиобщественный путь поведения, различными государственными институтами социального контроля применяется ресоциализация. Это понятие означает определенный вид изменений, происходящих в человеке, которые позволяют принять тип поведения, кардинально отличающийся от прежнего. В этом случае приставка «ре-» означает разрушение и демонтаж негативных ценностей и норм, которые были усвоены личностью. В ходе этого процесса происходит принятие человеком тех позитивных понятий, которые одобряются обществом.
Подходы к пониманию социализации
Определение 1
Под социализацией в наиболее общем виде пониманию процесс усвоения личностью социального опыта, его последующего преобразования в личностные ценности, интенции, поведенческие модели, ориентации.
Указанный процесс является двусторонним, носит ярко выраженный субъект-субъектный характер, при его реализации отмечается взаимное влияние общества на личность и личности на социум.
Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы
Протекание социализации зависит от многочисленных экономических, политических, социальных, исторических, культурных, технологических факторов.
В общем виде выделяют два основных периода социализации:
- первичная, которая начинается с момента рождения ребенка и заканчивается к 18 годам, во время которой индивид становится личностью, активным членом общества;
- вторичная, которая длится на протяжении всей остальной жизни личности.
Социализация, таким образом, представляет собой непрерывный, перманентный, социальный процесс.
Использование термина
Понятие «ресоциализация» достаточно широко используется не только представителями социальной психологии и социологии. Упоминают этот термин также юристы и педагоги. Касается он социальных мер, которые применяются обществом к людям, вставшим на криминальный путь.
В педагогике ресоциализация – это усвоение новых навыков и ценностей, которые должны заменить прежние устаревшие или недостаточно усвоенные. Весь этот процесс направляется на лиц, имеющих различные виды отклоняющегося поведения. Цель, которую преследует ресоциализация, — это восстановление утраченного социального статуса, а также переориентация негативных установок. Решение данной задачи кроется в позитивном отношении педагогически ориентированной среды к личности. «Ресоциализация осужденных» – это термин, который используют юристы при решении проблем уголовно-исполнительной политики. Применяется он к молодежи. При этом отмечается, что у субъектов молодого возраста способность к ресоциализации выше, чем у представителей старшего поколения. Для молодежи этот термин может означать не сам процесс, а его результат.
Ресоциализация с точки зрения психологии
Можно использовать более краткое и емкое определение ресоциализации: она представляет собой процесс изменения ранее уже социализированного индивидуума. Стоит отметить, что ресоциализация с точки зрения психологии всегда связана с процессом десоциализации, то есть – нарушения социализации, и может даже являться его следствием.
Иными словами, ресоциализация в психологии – это достаточно целенаправленный «ремонт» определенных нарушений культурных и социальных установок личности, которые были нарушены во время произошедших ранее процессов десоциализации или асоциализации. Следует отметить, что молодые люди в большей степени легче поддаются процессам ресоциализации, исходя из того, что в молодом возрасте не так крепко сформированы различные социальные и культурные связи, поэтому работа по их восстановлению не столь объемна.
Гораздо более проблемным контингентом в подобной работе являются заключенные, пребывавшие длительное время в изоляции от общества, наркоманы, люди, увлеченные азартными играми и страдающие от этого, алкоголики, а также пациенты пережившие сильную катастрофу и стресс.
Ресоциализация и десоциализация действительно крепко взаимосвязаны и могут даже представлять собой единственный процесс. Это происходит в течение всей жизни индивидуума, на определенных циклах, когда он принимает некоторую социальную роль на себя. Примером может служить бракосочетание, отцовство или материнство, поступление в университет, первая работа. Когда происходят такие перемены в жизни, субъект не только переживает ресоциализацию, приспосабливаясь к новой роли и новым социальным условиям, но также вместе с тем происходит и десоциализация – отказ от ранее привычных установок и моделей поведения, которые теперь становятся невозможными.
Кем осуществляется ресоциализация?
Вступление личности на путь антиобщественного развития фиксируется институтами, которые осуществляют социальный контроль. При этом ими же и могут быть приняты соответствующие меры ресоциализации. В этом процессе участвуют учебные, воинские и трудовые коллективы, школа и семья, общественные организации, а также правоохранительные органы в лице своих профилактических структур. Зачастую ресоциализация личности проводится без лишения свободы. Однако при совершении человеком социально опасного деяния к нему могут быть приняты более жесткие меры. В таком случае по приговору суда он отправляется в места лишения свободы. При этом ресоциализация – это определенный этап, призванный восстановить социально полезные связи личности с обществом. В ходе данного процесса должны быть разрушены асоциальные роли и поведение, а также закреплены позитивные образцы социальных ценностей. Специальными институтами, которые осуществляют процесс ресоциализации в данном случае, являются следующие:
— воспитательно-трудовые колонии, где содержатся несовершеннолетние;
— исправительно-трудовые колонии;
— тюрьмы.
Основная задача, которую призваны решать данные социальные институты, — это перевоспитание и исправление осужденных, то есть ресоциализация.
Десоциализация и ее причины
Итак, что такое десоциализация? Это, прежде всего, утрата человеком социального опыта, которая отражается на всей его деятельности и возможности самореализации. Человек становится изгоем, как правило, не по своей воле — к этому ведут сильные стрессы или изначально неполная социализация.
Разумеется, десоциализация — это многоуровневый процесс. Небольшая десоциализация может возникнуть при долгом отсутствии в коллективе, например, при затянувшейся болезни или длительном отпуске. Человек теряет прямой контакт с людьми и «выпадает» из привычного образа жизни. Такой же эффект может вызвать злоупотребление социальными сетями, телевизионными программами и компьютерными играми, то есть в случае, если реальная жизнь подменяется виртуальной.
При таком уровне десоциализации не происходит глубоких изменений психики, поэтому этот процесс можно обратить. Если человек решит изменить образ жизни и поменять свои установки, то он начнет ресоциализироваться. Ресоциализация предполагает самовоспитание, обретение новых ценностей и освоение новых ролей либо возврат к нормальному уровню жизни. Десоциализация и ресоциализация также являются естественными процессами взросления, так как индивид меняется в течение жизни и пересматривает свои взгляды.
Более глубокая десоциализация возникает, например, при неправильном воспитании в семье. Если окружить подростка атмосферой потворства и попытаться оградить его от всех жизненных трудностей, это повысит шансы на то, что социализация пройдет неправильно. Тепличные условия не способствуют усвоению норм и правил общества, которое окружает индивида, поэтому такому человеку сложнее освоиться и подчас трудно выполнять простейшие действия, включающие в себя общение с людьми. Помимо этого, на процесс социализации может оказать влияние принадлежность к различного рода субкультурам или преступным группировкам: их нормы и правила зачастую противоположны общественным, что также создает для индивида неблагоприятные условия развития.
В более зрелом возрасте к десоциализации могут привести такие факторы, как:
- потеря работы
- смерть близких
- участие в продолжительных военных действиях
- наличие психических заболеваний или личностных расстройств
- различные аддикции
Сильные стрессовые события могут надолго вывести человека из привычного образа жизни и круга общения, он становится замкнутым и теряет наработанные социальные навыки.
Помимо всего вышеперечисленного, существует и добровольная десоциализация. Классическим примером может служить уход в монастырь — человек отстраняется от мира и всего, что ему присуще, однако не деградирует, а перенимает другие нормы поведения и духовно обогащается. Стоит отметить, что в таких случаях десоциализация и ресоциализация происходят одновременно.
Острота проблемы
Тему ресоциализации связывают не только с теми, кто совершил уголовно наказуемые деяния. Она касается и других категорий людей. Так, большое значение для общества имеет ресоциализация наркозависимых, больных, а также тех, кто пережил стресс во время природных бедствий, боевых действий или аварий.
Таким людям нужна не только социальная помощь. Для проведения нормального процесса ресоциализации понадобится психотерапия, психокоррекция (аутотренинг и пр.). Социальной адаптации таких людей ожидать не следует, если не будет снята эмоциональная напряженность личности.
Итог
Десоциализация означает отказ человека от социально принятых норм и правил с целью ухода в другую, антисоциальную среду. Это может происходить как добровольно, так и вынужденно. В большинстве своем человек прибегает к данной форме развития, когда не способен справиться с теми жесткими условиями жизни, в которых он пребывает. В итоге он становится дезадаптированным, то есть изгоем общества.
Если взрослый человек сам должен отвечать за собственные решения, то жертвами десоциализации являются дети и подростки. Они просто попали в среду, которая не способствовала их нормальному воспитанию и развитию, чем должны заниматься и устранять общественные организации.
Источник: psymedcare.ru
Социализация.
Социализация – это процесс усвоения индивидом социальных качеств, умений, навыков, позволяющих ему жить и трудиться в обществе.
(Материал см. ЗДЕСЬ).
Десоциализация.
Десоциализация – (лат приставка de обозначает отсутствие или устранение чего-либо) это утрата человека по каким-либо причинам социального опыта.
Степень десоциализации моет быть разных уровней: от лёгкой дезориентации в определённой ситуации до полной потери связи с социальной средой.
Причин много: длительная болезнь, которая надолго изолировала человека от привычной среды, экстремальные ситуации (например, оказание в концентрационном лагере или по ошибке в психбольнице), иногда на это может повлиять служба в горячих точках, это и психическое заболевание.
Работа по ресоциализации
Социальной реабилитацией в странах Западной Европы занимаются общества милосердия и различные фонды, Армия спасения, Церковь и т. п. Аналогичная работа в России проводится реабилитационными центрами. В связи с этим возникает необходимость ускоренного развития такой гуманистической психологии, которая была бы ориентирована на нужды данной социальной практики.
Стоит сказать о том, что необходимость в социальной адаптации существует практически у каждого человека. При этом положительные результаты появляются только при снятии эмоционального напряжения.
Как проходит ресоциализация наркозависимых и алкозависимых?
В период, когда пациент покидает гостеприимные стены реабилитационного Центра, он получает возможность проверить на практике полученные знания и навыки. В ходе ресоциализации наркозависимым и алкозависимым людям предстоит пройти следующие этапы:
- Переход от общения с ограниченным количеством людей – сотрудниками Центра, другими участниками программы реабилитации к жизни в социуме, повседневным, бытовым контактам с окружающим миром. Для лиц, утративших базовые коммуникативные навыки, этот момент зачастую становится невероятно сложным. Даже простые попытки обратиться за восстановлением документов или покупка продуктов в магазине оказываются сродни испытанию.
- Восстановление взаимоотношений с членами семьи. В этом случае речь нередко идет о созависимости, в которой помощь психологов требуется всем, кто оказывается в тесном эмоциональном контакте со злоупотребляющими психоактивными веществами людьми.
- Улучшение качества жизни. Восстановление прежних профессиональных навыков или переобучение, дающее шанс на новую творческую, социальную реализацию. В рамках индивидуальных программ реабилитации проходит приобщение людей с зависимостью к занятиям спортом, у них появляется хобби, новый, более благополучный и дающий необходимую поддержку круг общения.
- Поиск средств и способов, дающих выход негативным эмоциям без алкоголя и наркотиков. И групповая, и индивидуальная психологическая работа в этом случае позволяют контролировать эмоциональное состояние, учат самодисциплине, вместо попыток побега от проблем реальной жизни.
- Применение на практике всех полученных знаний о болезни, предотвращении возможных рецидивов. Перед переходом на амбулаторную реабилитацию пациент проходит большой путь и обретает реальную почву, при помощи которой можно в дальнейшем вести здоровый, трезвый образ жизни без дополнительных стимуляторов.