Действенные способы самореализации как основа счастья личности


Самореализация – это процесс, заключающийся в осознании собственных задатков, потенциала, таланта и в их грядущем воплощении в каком-нибудь выбранном виде деятельности. Также самореализацией называется абсолютное претворение в жизнь, воплощение в реальности субъектом своего индивидуального потенциала. Потребность в самореализации была изначально заложена природой в каждом конкретно взятом индивидууме. Согласно учения Маслоу и его концепции «иерархия потребностей» самореализация представляет собой наивысшую потребность личности. Индивиду просто жизненно необходимо предопределить и осознать свое персональное место в обществе, жизни, эффективно использовать собственные заложенные природой задатки, проявить собственную личность по максимуму в действительном мире ради того чтобы потом испытывать полное удовлетворение от действительности.

Самореализация личности

Возможность самореализации заложена в личности с самого рождения. Она играет практически основополагающую роль в жизни каждого индивида. Ведь самореализация представляет собой механизм выявления и раскрытия неявных задатков и талантов личности, способствующих дальнейшей успешной и счастливой жизни.

Проблема самореализации личности появляется в раннем детском возрасте и сопутствует индивиду на протяжении всего его дальнейшего жизненного пути. Для преодоления таких проблем нужно усиленно трудиться в этом направлении, так как сами по себе они не решатся.

Существует множество методов, способствующих самореализации, но наибольшее применение получило несколько из них.

Самым большим врагом самореализации служат стереотипы, навязанные обществом. Поэтому первым этапом на пути к личностной самореализации будет избавление от навязанных социумом стандартов и шаблонов.

Личность представляет одновременно и объект, и субъект социальной взаимосвязи. Поэтому в ходе личностной социализации огромным значением обладает активная позиция самой личности, ее склонность к определенной деятельности, общая стратегия поведения. Целеустремленная деятельная личность, стремящаяся к наиболее эффективной самореализации, чаще всего, добивается большего успеха в жизни, нежели индивидуум, шагающий на поводу у происходящих обстоятельств.

Личностная самореализация заключается в стремлении индивидуума к наиболее эффективному применению объективных условий социализации и своих субъективных способностей и потенциала с целью достижения поставленных стратегических целей. Целью в процессе самореализации именуют идеальное, мысленное предугадывание итогов деятельности, а также способы и механизмы ее достижения. Под стратегической целью понимается ориентирование личности на продолжительную перспективу.

Как правило, возможность самореализации появляется у индивида в нескольких разных видах деятельности, а не в одном. Так, например, кроме профессиональной реализации, большинство индивидов стремятся создать крепкие семейные отношения, иметь верных друзей, занимательные увлечения, хобби и др. Все виды деятельности в совокупности с целями создают так называемую систему ориентирования индивида на долгосрочную перспективу. Опираясь на эту перспективу, человек планирует соответственную жизненную стратегию, т.е. общую устремленность жизненного пути. Такие стратегии следует условно разделить на несколько основных типов.

Первый тип — это стратегия жизненного благополучия, заключающаяся в стремлении построить благоприятные условия для жизни.

Второй тип — это стратегия жизненной успешности, которая заключается в стремлении к карьерному росту, покорению очередной «вершины» и др.

Третий тип — это стратегия жизненной реализации, которая охватывает стремление предельно развить собственные способности в выбранных видах деятельности.

Выбор жизненной стратегии может иметь зависимость от нескольких факторов:

  • объективных общественных условий, которые социум может предложить индивидууму для его самореализации;
  • принадлежности личности к определенному социальному единству, этносу, социальному слою;
  • социально-психологических характеристик самой личности.

Например, в традиционном или кризисном социуме, в котором актуальной является проблема выживания, большинство его членов вынуждены выбирать стратегию жизненного благополучия. А в социуме со сформированными рыночными отношениями более популярной будет стратегия жизненного успеха.

Стремление к самореализации, свойственное каждому индивиду, по сути представляет собой отражение более базовой потребности – стремление к самоутверждению, которое выражается, в свой черед, в движении «Я» реального к «Я» идеальному.

Самореализация личности зависит от ряда факторов. Факторы самореализации могут быть единичными и всеобщими, воздействующими на выработку в сознании индивида его собственного сценария жизненного пути.

Какими способами можно себя реализовать

Есть 4 основных способа проявить свой потенциал:

  • Творчество
  • Личностное развитие
  • Профессиональный рост
  • Социальное взаимодействие

Каждый из них должен присутствовать в жизни человека. На то, как человек пробует проявить себя в них, влияет его детство и модели поведения взрослых.

Творческая самореализация

Блага цивилизации и творения культуры, которыми люди пользуются ежедневно в обыденной жизни, они воспринимают в качестве чего-то вполне естественного, как итог развития производственных и социальных взаимоотношений. Однако за таким безликим видением скрыто огромное множество научных деятелей и величайших мастеров, познающих вселенную в процессе своей персональной деятельности. Ведь именно творческая деятельность предшественников и современников является базисом прогресса материального производства и духовных творений.

Творчество — это неизменный атрибут деятельности индивида. Оно подразумевает под собой исторически сложившуюся эволюционную форму активности субъектов, которая выражается в различной деятельности и ведет к формированию личности. Базисным критерием духовно развитой личности считается ее овладение полным процессом творчества.

Творческая деятельность представляет собой производную реализации субъектом уникальных возможностей в конкретной области. Именно поэтому наблюдается прямая связь между творческим процессом и воплощением в жизнь способностей субъекта в социально значимом виде деятельности, имеющей признаки самореализации.

Давно установлен факт, наиболее полноценное раскрытие задатков и талантов личности возможно только через выполнение общественно значимой деятельности. При этом довольно важным является то, чтобы осуществление такой деятельности обуславливалось не только внешними факторами (социума), но и внутренними потребностями личности. При таких условиях деятельность личности трансформируется в самодеятельность, а реализация способностей в выбранной деятельности приобретает черты самореализации. Отсюда выходит, что творческая деятельность является самодеятельностью, охватывающей трансформации реальности и личностную самореализацию в ходе создания материальных благ и духовных ценностей. Творческая самореализация личности позволяет расширить границы человеческого потенциала.

Вдобавок, следует отметить, что не столь важно, в чем конкретно выражается творческий аспект, в умении искусно управляться с ткацким станком или же в виртуозной игре на рояле, в способности грамотно и быстро решать различные изобретательские задачи или организационные вопросы. Ведь ни к одному виду деятельности не далек творческий подход.

Совсем не обязательно, чтобы каждый член социума умел слагать стихи или писать картины. Сочетание всех природных сил индивида, выражение всех его особенностей личности в деле благоприятствуют формированию индивидуальности, акцентируют его неординарные качества и неповторимые черты.

В полной мере освоенное творчество личностью означает, что она идет по пути развития духовной составляющей личностного роста.

Творческая самореализация личности представляет собой область применения индивидуального творческого потенциала субъекта и выработки у него рефлексивного отношения к собственной личности. Любой вид творчества — это своеобразный процесс становления личностного мировоззрения. Через творческую деятельность индивиды самостоятельно приобретают новые знания и приемы деятельности. Вследствие приобретенного опыта через такую деятельность у индивида происходит формирование к собственной личности и к действительности, которая его окружает, эмоционально-ценностного отношения. Индивид достигает определенной степени творческой самореализации личности, применяя творческий потенциал и выражая свою творческую суть.

Как можно самореализоваться

Самореализация личность в психологии – многогранное понятие. Есть масса вариантов, как личность может реализовать свой потенциал. Это касается всех сфер её жизни. Каждая из них – важная составляющая гармоничного развития человека. Если он не смог реализоваться в чем-то, то это будет влиять на него в будущем.

Чтобы реализовать свой потенциал, нужно развиваться и постоянно расти. Для этого нужно понимать, какими способами можно себя реализовать и почему это важно делать

Профессиональная самореализация

Сегодня особая актуальность проблемы самореализации индивида обусловлена уразумением того, что личностная самореализация являет собой специфический определяющий критерий в формировании личности. Обычно выделяют две наиболее значимые сферы самореализации, к которым относят профессиональную деятельность и реализацию в семейной жизни. Для нынешнего социума вопрос реализации в профессиональной сфере становится ключевым. Требования современности к прогрессивному и преуспевающему человеку довольно высоки. Огромное соперничество на рынке труда, тяжелые социально-экономические обстоятельства жизни обуславливают условия для саморазвития и самореализации.

Саморазвитие и самореализация обусловлены самоопределением и самоактуализацией личности. Самоопределение обеспечивает собственное определение, оценивание себя, способность к сопоставлению поставленных задач, выбранных средств достижения и ситуации действия.

Самоактуализация является в какой-то мере пусковым механизмом выстраивания самореализации. В этом заключается существенное различие самоактуализации от самореализации. Следовательно, под профессиональной самореализацией можно понимать постоянный разновременный процесс формирования потенций индивида в творческой деятельности в течение всего жизненного пути.

Так как самое полное раскрытие задатков индивида происходит только в общественно полезной деятельности, поэтому именно в профессиональной деятельности открываются особенно широкие перспективы для самореализации. Профессиональная деятельность в жизни индивидов занимает практически центральное место. Люди в процессе жизни отдают профессиональной деятельности практически все основное время, весь потенциал и силы. В пределах выбранной профессии формируются способности, происходит карьерный подъем и личностный рост, обеспечиваются материальные основы жизнедеятельности, достигается определенный социальный статус. Следование выбранной профессии, применение профессиональных умений – это один из самых значимых критериев достижения определенного уровня жизненной успешности.

В ходе профессиональной самореализации у субъекта вырабатывается профессиональное мышление, для которого свойственны следующие характеристики:

  • сознание собственной принадлежности к выбранной профессиональной общности;
  • осознание степени собственной адекватности профессиональным стандартам, своего места в иерархии профессиональных ролей;
  • осознание индивидом степени признания его в профессиональной сфере;
  • осознание собственных сильных сторон и слабых аспектов, возможностей самосовершенствования, потенциальных зон удач и неудач;
  • понимание о своей работе в дальнейшей жизни и о себе.

По степени развитости перечисленных характеристик следует судить об уровне реализованности индивида в профессии.

Тем не менее, не всякое занятие профессиональной деятельностью будет являться сферой самореализации. Так, например, самореализация педагога представляет собой процесс достижения преподавателем практических результатов своей педагогической деятельности благодаря реализации определенных профессиональных целей и стратегий. Не всегда определенная профессиональная мотивация индивида свидетельствует о деятельной самореализации. Также деятельность, осуществляемая, в основном, только вследствие волевого напряжения является довольно энергозатратной и выматывающей, что обычно приводит к эмоциональному «выгоранию». Поэтому профессиональное дело для индивида, стремящегося себя реализовать, должно быть занимательным и привлекательным. Наряду с этим очень важно, чтобы базисом привлекательности являлось понимание социальной ценности и индивидуальной значимости труда. Гарантией успешной самореализации считается превалирование в иерархии ценностей личности значимости труда. Активное самосовершенствование в профессиональной сфере предупреждает возникновение синдрома выгорания.

Саморазвитие и самореализация субъекта в профессиональной деятельности является значимым для личностной приспособляемости и жизненной успешности.

Можно выделить факторы самореализации, включающие личностные качества, которые будут являться общими прогностическими параметрами для профессиональной самореализации. Среди наиболее значимых личностных факторов, способствующих профессиональной реализации, выдвигаются на передний план самоэффективность личности, гибкость ее поведения и неудовлетворенность персональной деятельностью. Непосредственно самоэффективность выражается в способности организовать свою профессиональную деятельность и достигать успеха при взаимодействии с социумом. Гибкость поведения отвечает за эффективные межличностные коммуникации и профессиональное взаимодействие и стимулирует выработку потребности к дальнейшему росту в профессии.

Социальная самореализация

Социальная личностная самореализация заключается в достижении социальной жизненной успешности в таком количестве, в каком хочется конкретному индивиду, а не в соответствии с реальными критериями социальной успешности.

Социальная самореализация имеет взаимосвязь с осуществлением гуманитарной функции, общественно-хозяйственной роли, общественно-политического и общественно-педагогического предназначения или любой другой общественно-значимой деятельностью. А личностная самореализация ведет к духовному росту индивида и обеспечивает на первых стадиях развитие личностных потенций, таких как ответственность, любознательность, коммуникабельность, трудолюбие, настойчивость, инициативность, интеллектуальность, нравственность и др.

Самореализация в жизни непосредственно имеет связь со способностью индивида к эмпатии, проявлению сочувствия, чувства сострадания и с целеустремленностью в качестве уверенности в собственных способностях к достижению результатов. Социальная самореализация у индивида будет выше в том случае, когда у личности будут ярче выражены такие качества, как ответственность в качестве умения индивида брать ответственность за свои деяния на себя, уверенность в собственных потенциях и силах, готовность принять в качестве основы своих действий религиозные нравственные ориентиры.

Стремление к самореализации определяется позицией «Я для других», которая переживается субъектом в качестве актуального или прогнозируемого отношения остальных к тому, каким образом он воплощает в жизнь при их участии или в их присутствии свою индивидуальность, осознающую им как выражение самости.

Социальная самореализация еще не означает социальную успешность, выраженную в карьерном росте, высокой зарплате, мелькании в СМИ. Если личность устремлена к социальному успеху, то она в жизни больше сможет сделать, в частности и для людей. Если личность устремлена к социальной самореализации, она гораздо в жизни довольна и счастлива. Однако не следует противопоставлять социальную успешность и самореализацию – вполне осуществимо сочетать жизненную успешность и ощущать себя счастливым человеком.

Сковывающие рамки

Как начать реализовывать себя? Первые шаги на пути самореализации всегда самые сложные. Как человек реализует себя в обществе? Кто-то становится хорошим специалистом в своей области, кто-то вкладывает все силы в семью и растит детей.

Какую бы область вы не выбрали, самое важное — продвигаться шаг за шагом вперед.

Работайте над собой над своими навыками, и вы непременно добьетесь успеха. Чтобы достичь желаемого результата, нужно:

  1. Верить в себя и свои силы.
  2. Регулярно работать и развиваться.
  3. Не откладывать дела на потом.

Хотите научиться танцевать? Запишитесь на танцы. Хотите быть хорошим специалистом? Получите соответствующее образование и заявите о себе. Хотите научиться рисовать? Найдите педагога или запишитесь на курсы по рисованию.

Только действуя, вы добьетесь результата.

Условия самореализации личности

Главными общекультурными условиями, способствующими личностной самореализации, являются две направляющих: воспитание и образование. Вдобавок к этому каждая социальная общность отрабатывает свою собственную специфику воспитательных процессов, присущих ему, которые вкладывают в сознание индивида именно те объединяющие чувства, шаблоны поведения и эталоны мировосприятия, нормы тождественности и солидарности, наиболее актуальные на данной исторической ступени развития культуры. Большим значением, в условиях массовой информационной культуры обладают традиции, принятые в социуме. Собственно они передают ценностные и нравственные ориентиры. Все это демонстрирует то, что на ход воспитательного процесса воздействуют и такие определенные инструменты культуры, как постижение традиций, копирование ребенком взрослых и др.

Потребность в самореализации имеет свои особенности и условия удовлетворения. Специфика заключается в том, что при ее удовлетворении в единичных видах деятельности, например, в написании романа или создании художественного произведения индивид никогда не сможет удовлетворить ее полноценно. При удовлетворении своей базовой потребности в личностной самореализации в разнообразной деятельности, субъект преследует собственные жизненные цели и установки, находит собственное место в системе социальных взаимосвязей и взаимоотношений. Поэтому было бы глупо выстраивать единый шаблон самореализации вообще. Так как самореализация «вообще» не может существовать. Определенные формы, способы, типы, виды самореализации различны у разных индивидов. В многообразности потребности в самореализации обнаруживается и приобретает развитие насыщенная человеческая индивидуальность. Именно поэтому, когда говорят о всесторонне развитой и гармоничной личности, то делают акцент не только на полноте и богатстве её способностей и задатков, но и на многообразии, содержательности потребностей, в удовлетворении которых воплощается в жизнь исчерпывающая самореализация человека.

Определение понятия

Что такое самореализация человека? Это понятие в психологии может определяться в двух плоскостях: как действие и как осознанно поставленная цель. Теоретически это бесконечный процесс, потому что нет предела совершенству. Самореализация личности – это дорога, не имеющая ограничений, поэтому даже успешные люди могут расти дальше.

А. Маслоу выделял следующие признаки самоактуализированного человека:

  1. Умение отличать фантазии от реальности.
  2. Трезвая самооценка посредством здоровой рефлексии.
  3. Легкость самопрезентации. Самореализованная личность не видит смысла играть на публику. Она себя ценит такой, какой она есть, но постоянно самосовершенствуется.
  4. Ответственность. Самоактуализированная личность не склонна обвинять окружающих в своих бедах, а контролирует себя. Почему? Потому что она сосредотачивается на том, чтобы делать все от нее зависящее для улучшения своей жизни и благополучия окружающих.
  5. Самодостаточность.
  6. Умение легко переносить удары судьбы.
  7. Способность время от времени корректировать свои жизненные ориентиры.
  8. Умение познавать что-то новое, преодолевать трудности в обучении.
  9. Свои взгляды и способны их отстаивать без вреда для окружающих.
  10. Самоактуализированные люди находятся в гармонии с собой и своими эмоциями. У них хорошо развита ориентация в чувственном мире себя и других людей.
  11. Умеют контролировать свои ощущения, общаться с людьми и веселить их.
  12. Креативны.
  13. Терпимы к другим, но в принципиальных ситуациях могут настоять на своем.
  14. Не предают родных, собственные ценности и идеалы.

Важно! Самореализоваться – это достичь определенных высот в личностном или социальном плане.

Цели самореализации

Потребность в самореализации заключается не только в стремлении к совершенствованию познанию себя, но и проявляется в качестве результата работы с заложенным потенциалом и постоянного роста. Людей, которые реализовали собственные внутренние ресурсы, обычно называют состоявшимися в жизни. Психологическая проблема самореализации личности содержит в себе несоответствие между энергетическими, умственными возможностями индивида и уровнем его актуализации. Другими словами, вследствие различных жизненных ситуаций настоящий потенциал субъекта может не совпасть с итоговым результатом его деятельности, что часто ведет к чувству неудовлетворенности своей жизнью. Однако, невзирая на это, потребность в личностной самореализации сберегается у каждого субъекта.

Хотя и личностная самореализация наблюдается в процессе жизнедеятельности индивида, она делается возможной только при условии того, что сама личность будет осознавать собственные задатки, способности, таланты, интересы и, конечно же, потребности, на основании которых индивид будет выстраивать цели. Другими словами вся жизнь субъекта выстраивается на череде действий, целенаправленных на личностную самореализацию и достижение поставленных жизненных целей. Для жизненной успешности следует прилагать определенные усилия, состоящие из определенных стратегий и целей. Главным условием личностной самореализации является выполнение таких стратегий и достижение целей.

В процессе взросления индивида, видоизменяются и его потребности, следовательно, цели и стратегии тоже модифицируются. Так, например, в детстве главной целью индивида является учеба, а в юности начинают превалировать цели, связанные с определением в выборе профессии и решением вопросов интимной жизни. После достижения первой стратегии или ступени самореализации, когда индивид уже обзавелся семьей и самоопределился с профессией, в действие вступает механизм коррекции и трансформации стратегий и целей. Так, например, если потребность в карьерном росте удовлетворена и индивид получил должность, которой добивался, то эта цель уходит и начинается процесс адаптации к занимаемой должности, коллегам и т.п. В семейных отношениях происходит нечто аналогичное. Выбор стратегий самореализации и постановка текущих целей происходит с учетом возрастной категории субъекта, его характера и насущных потребностей.

Самореализация в жизни имеет свои определенные способы и инструменты реализации. Ежедневно индивид раскрывает себя в работе, хобби и увлечениях и др. Однако сегодня главным и важным инструментом, посредством которого раскрывается весь потенциал личности, является творчество. Многие психологи полагают, что только при творческой активности у индивида включается сверхнормативная деятельность без преследования определенной цели. Другими словами, творческая деятельность выступает в роли добровольного занятия, на которое индивид готов расходовать весь свой потенциал, все силы для того чтобы выразить себя и собственные потенции. А на кропотливую и длительную работу над собой индивида мотивируют следующие общечеловеческие ценности, механизмы и потребности:

  • потребность в признании в коллективе;
  • в развитии интеллекта;
  • стремление обзавестись семьей;
  • стремление достичь успешности в спорте или стать физически развитым;
  • потребность в элитной профессии, карьерном росте и работе с высоким заработком;
  • стремление постоянно совершенствовать себя;
  • стремление к социальному статусу.

Процесс самореализации

Важнейшим условием личностной самореализации выступает саморазвитие. Так как для успешной личностной самореализации индивиду необходимо обладать морально-духовными ценностями, являющимися содержательным фундаментом такого духовно-практического процесса. Так, например, самореализация педагога предполагает устойчивое нравственное самосовершенствование, устремленность к постоянному творческому саморазвитию. Саморазвитие заключается в трансформации индивида самого себя в направлении к собственному «Я»-идеальному, появляющемуся под воздействием внешних факторов и внутренних причин.

Личностное саморазвитие связано с жизнедеятельностью индивида, в пределах которой оно реализуется. Именно поэтому уже с возраста дошкольника, с того момента, как ребенок выделил персональное «Я», он становится субъектом своей жизнедеятельности, так как начинает выстраивать цели, слушаться собственных желаний и повиноваться стремлениям, но при этом, учитывая требования других. Такие побуждения обязательно должны приобретать социальную направленность, иначе они будут деструктивно воздействовать на формирование личности.

В процессах самосовершенствования выделяют уровни самореализации личности:

  • агрессивное непринятие осуществляемой деятельности, т.е. индивиду не хочется заниматься данным видом деятельности, но приходится;
  • устремленность к мирному уклонению от трудовой деятельности, т.е. индивид выбирает другую профессию;
  • выполнение трудовой деятельности проистекает по шаблону или в соответствии с определенной моделью, данный уровень носит название пассивный;
  • устремленность индивида совершенствовать собственные отдельные элементы осуществляемой работы;
  • устремленность индивида совершенствовать свою реализуемую работу или в целом деятельность, данный уровень именуется творческим или изобретательным.

Также существует и другая дифференциация уровней. В ней представлены следующие уровни самореализации: низкий или примитивно-исполнительский, средне низкий или индивидуально-исполнительский, средне высокий или уровень воплощения ролей и реализации норм в социуме с элементами личностного роста, высокий уровень или уровень ценностной реализации и воплощения смысла жизни. Каждому уровню свойственны собственные детерминанты и преграды. Это выражается в наличии у каждого из уровней разнообразной психологической природы. Так, например, гендерные различия на несходных уровнях имеют разную степень выраженности (в максимальной степени – на низких уровнях, в минимальной – на высоких уровнях личностной самореализации в основных областях жизнедеятельности).

Процесс личностной самореализации не выступает в качестве достижения выработанного «идеала» через «раскрытие» всего своего потенциала – это активный и безграничный процесс формирования и самосовершенствования личности на протяжении жизненного пути индивида.

Проблемы самореализации

К сожалению, сегодня следует констатировать тот факт, что проблема личностной самореализации так остается недостаточно изученной и разработанной, так как отсутствует целостная теория самореализации в качестве социального процесса. Однако можно выделить типичные проблемы самореализации, с которыми индивид сталкивается на жизненном пути.

В отрочестве каждый подросток мечтает вырасти и стать крупным бизнесменом или известным актером. Однако, жизнь, социум и даже родители всегда вносят свои коррективы. Ведь современному обществу не нужны тысячи актеров и крупных бизнесменов. Общество для своего прогресса и процветания нуждается в индивидах, виртуозно овладевших рабочими специальностями, в бухгалтерах, водителях, продавцах и др. Вследствие несоответствия желаемого с неприятной действительностью рождается первая проблема самореализации. Вчерашнему подростку, живущему в мечтах, приходится делать нелегкий выбор между делом, которое ему интересно, и прибыльной профессией. Вторая трудность заключается в невозможности после окончания школы правильно определить и выбрать наиболее подходящую область деятельности. Часто многие не понимают, что сферы самореализации могут быть различными. Если взрослый индивид стал профессиональным хирургом, а не известнейшим актером, как мечтал в детстве, то это еще не будет означать, что он не сумел самореализоваться в профессии. Сферы самореализации довольно обширны, индивид может реализовать себя не только в профессии, но и в роли родителя, супруга или супруги, в творчестве и др.

Для того чтобы решить проблему самореализации не следует замахиваться в подростковом возрасте на планирование всей жизни. Также при появлении первых трудностей не нужно сдаваться, менять или продавать свою мечту за хорошие деньги.

После определения с профессиональной деятельностью, перед субъектом возникает следующая проблема самореализации, заключающаяся в его восприятии возможностей своей трудовой и профессиональной деятельности в качестве условия дальнейшего полноценного личностного роста.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]