Социальные, духовные и материальные потребности
Настолько многообразными являются потребности, что есть множество их классификаций. В классической науке принято выделять 3 группы потребностей: социальные, духовные и материальные. На первое место ставится удовлетворение именно материальных: в одежде, жилье, воде, пище. Средства, с помощью которых осуществляется удовлетворение нужд, называются материальными благами. Это могут быть предметы первой необходимости или роскоши, а также услуги (консультации юриста, врача, ремонт автомобиля и т.д.).
Духовные потребности связаны с необходимостью развития индивида как личности. Их удовлетворяют путем получения образования, чтения книг, приобщения к искусству, владения информацией.
Через участие людей в общественной и коллективной деятельности реализуются социально-экономические потребности: в профессиональных союзах, партиях, общественных фондах, кружках творчества, благотворительных организациях.
Подведем итоги
Общественная значимость любого объединения людей определяется тем, какие группы потребностей оно удовлетворяет в первую очередь (материальные, духовные, социальные), какие цели преследует, какие формы и методы деятельности выбирает. К сожалению, они не всегда отвечают интересам общества и государства, могут носить антиобщественный характер. Поэтому необходим внутренний и внешний контроль социальной группы, в какой бы форме она ни существовала.
Ее руководство и рядовые члены должны в полной мере осознавать ответственность за результаты своей работы. Базовые группы потребностей людей не должны удовлетворяться за счет социально не одобряемых или уголовно наказуемых действий.
Другие классификации потребностей
Существуют и другие деления. Например, по видам субъектов потребностей они разделяются на общественные, коллективные, семейные и индивидуальные. Представители неоклассической науки в экономике (например, А. Маршалл, английский экономист) подразделяли их на относительные и абсолютные, низшие и высшие, неотложные и те, что можно отложить, косвенные и прямые. Выделяются также потребности по сферам действия: общения, труда, рекреации (восстановления работоспособности, отдыха) и экономические потребности. Подробнее рассмотрим последний вид.
Экономические потребности являются частью нужд человека, для удовлетворения которых обязательно должны существовать производство, обмен, распределение и потребление услуг и благ. Именно этот вид потребностей участвует во взаимодействии между неудовлетворенными запросами и производством.
Теория Маслоу
Большую популярность в современной западной литературе получила теория А. Маслоу, американского социолога (фото его представлено ниже). Все потребности, в соответствии с этой классификацией, можно расположить в виде пирамиды, в восходящем порядке от материальных («низших») потребностей до духовных («высших»).
Выделяются следующие виды:
- физиологические потребности (в питье, еде и т.д.);
- в безопасности (в защите от страха, гнева и боли и т.д.);
- в социальных связях (дружеских, семейных, религиозных);
- в приобретении социального статуса (в одобрении, признании);
- в самовыражении (реализации способностей личности).
Эту классификацию можно представить в виде пирамиды, на вершине которой будут потребности в самовыражении, а в основании − физиологические. Потребностями низшего порядка, согласно Маслоу, являются физиологические и потребности в безопасности, а высшего порядка − в социальном статусе и самовыражении. Высших потребностей не возникает до тех пор, пока не удовлетворены низшие.
Понятие
Социальные потребности человека указывают на то, что индивид не может жить один. Он жаждет любви, дружбы, других положительных чувств, которые появляются при общении двух и более лиц.
Нереализованные социальные потребности не приводят к смерти, но могут серьезно снизить качество жизни. Поэтому необходимо задумываться над тем, как их реализовать.
Под термином «социальные потребности» психологи понимают такой вид нужды, который удовлетворяется не только общением
Индивиду важно получать оценку своей деятельности, обратную связь от других людей
Происходит этому, потому что человек – это не только единица биологического вида. Его психика представлена сложным и многокомпонентным механизмом, который отличается от животного.
Индивид хочет делать нечто значимое для коллектива, что даст ему признание и похвалу. Если он однажды получил это, то стремится повторить опыт. Именно нужда в положительных эмоциях служит толчком для осуществления полезной деятельности.
Психологи считают, что именно социальные потребности могут способствовать развитию личностной сферы индивида. В нее входят поступки человека, его мотивация, особенности восприятия информации и т.п.
Психологи уверены, что именно социальные потребности вынуждают индивида активно действовать. Ради получения признания он трудится, участвует в общественной жизни.
Для полноценного существования человеку нужно удовлетворить две группы потребностей. Первая – это нужда в еде, питье, отдыхе и т.п. Вторая – потребность в общении и признании.
Взаимосвязь и взаимообусловленность потребностей
Можно дополнить классификацию потребностей выделением следующих их видов: иррациональные и рациональные, конкретные и абстрактные, неосознанные и осознанные и др. Но следует помнить, что достаточно условной является любая классификация, поскольку экономические потребности того или иного вида взаимообусловлены и взаимосвязаны. Материальные запросы людей появляются не только под влиянием функций жизнедеятельности человеческого организма, но и в существенной степени под влиянием научно-технического и экономического развития общества, социальных и духовных ориентиров. А специфические для любого социального слоя и отдельного человека социальные, интеллектуальные и духовные потребности возникают под воздействием материальных. Они во многом зависят от степени удовлетворения последних.
Способы удовлетворения современного человека
Определение социальных потребностей менялось с развитием мира. В нынешних условиях люди все больше исключаются из социума. Интернет, социальные сети, гаджеты – все это приводит к тому, что индивиды мало контактируют вживую.
Важно! Нельзя однозначно назвать эффективные способы удовлетворения потребностей, так как для каждого человека они свои. Существуют общие рекомендации, которые позволят реализовать социальную нужду
Индивид сам организует свою деятельность, поэтому он должен общаться, контактировать, встречаться с другими людьми и проявлять инициативу
Существуют общие рекомендации, которые позволят реализовать социальную нужду. Индивид сам организует свою деятельность, поэтому он должен общаться, контактировать, встречаться с другими людьми и проявлять инициативу.
Умение проводить беседы не появляется с рождением человека. Социальные навыки тренируются в процессе практики. Нужно постоянно общаться и знакомиться.
Еще один способ – это изучение нового. Встречи, семинары, обучающие курсы – все это позволяет не только получать знания, но и обзаводиться новыми социальными связями.
Человек должен понимать, кем он является. Для этого ему нужно посвящать время рефлексии. Подобный самоанализ позволяет составить представление о своих плюсах и минусах. Самоуважение появляется только у уверенных в себе людях.
Исторический характер и динамичность потребностей
Исторический характер имеют экономические потребности общества. Способы их удовлетворения и размеры зависят от того, с какими жизненными запросами и привычками сформировалось общество в целом, социальные слои и отдельные люди, то есть в каких социально-исторических условиях они находятся. Динамичны экономические потребности общества. Социальный прогресс, совершенствование человека, интенсивность обмена информации − вот факторы, под воздействием которых запросы изменяются.
Непрерывное изменение в качественном и количественном соотношении, которое претерпевают экономические потребности и блага, неуклонное возрастание в процессе эволюционного развития общества − есть закон возвышения потребностей. Изменение их происходило относительно низкими темпами, плавно на протяжении многих веков и тысячелетий. Сегодня темпы, которыми растут экономические потребности и блага, существенно ускорились. Вместе с тем возникает социальная равномерность их возвышения, появление у все более широких масс населения надобностей высшего порядка.
Потребность – это не просто желание, это нужда. А нужду нельзя не удовлетворить
Даже если вы не найдёте туалет, “это” вам всё равно придётся сделать. Поэтому, если напрямую потребность не признаётся и не удовлетворяется, она удовлетворяется косвенным путём, минуя осознавание. Самый популярный способ получения поддержки и любви – это заболеть. А с помощью серьёзной болезни можно получить ещё уважение и признание. Речь не идёт о симуляции. Люди очень серьёзно болеют, даже не осознавая, что всё , чего они хотят – это заполучить внимание, заботу и уважение близких. Когда нет возможности признавать свои потребности и брать на себя ответственность за их удовлетворение, тогда это ответственность передаётся телу. И психосоматика – становится привычным выходом. При осознавании (не отрицании) потребности выстраивается чёткая цепочка:
Когда одно логично вытекает из другого. Поэтому так важно в коучинге, например, проследить откуда произросла цель.
Какую свою потребность человек реализует таким способом. Почему это важно? Не взята ли цель с потолка. Будет ли человек к ней идти, понятно ли ему зачем.
Особенности и классификация экономических благ
Их следует произвести, прежде чем они попадут в употребление. Поэтому конечной целью производственной деятельности любого общества и основой его жизни является именно создание такого рода благ. Экономические потребности и ресурсы, а также различные блага имеют довольно сложную классификацию. Блага подразделяются, в зависимости от положенного в их основу критерия, на несколько групп.
- Долговременные, которые предполагают неоднократное использование (книга, автомобиль, видеофильмы, электроприборы и т.д.) и недолговременные, которые исчезают после разового употребления (спички, напитки, мясо, хлеб и др.).
- Субституты (взаимозаменяемые) и комплементарные (взаимодополняемые). Не только производственные ресурсы и потребительские товары относят к субститутам, но и услуги транспорта (автомобиль-самолет-поезд), сферы досуга (цирк-театр-кино) и т.д. Говоря о комплементарных товарах, можно привести в качестве примера стул и стол, ручку и бумагу, автомобиль и бензин, которые, дополняя друг друга, удовлетворяют экономические потребности человека.
- Настоящие блага, которые находятся в распоряжении того или иного экономического субъекта, и будущие (их создание только ожидается).
- Нематериальные и материальные.
- Частные и общественные.
- Косвенные и прямые.
- Средства производства и предметы потребления.
Материальные и нематериальные блага
Развитие экономических потребностей происходит в сторону увеличения потребления материальных и нематериальных благ. Первые являются результатом функционирования того или иного материального производства (строительства, сельского хозяйства, промышленности и т.д.). Это одежда, продукты питания, машины, здания, бытовая техника, спортивные товары и т.д.
Вторые (нематериальные блага) существуют в виде деятельности: лечение, обучение, коммунальное, бытовое или транспортное обслуживание населения и т.д. Нематериальные блага принципиально отличаются от материальных тем, что потреблению последних предшествует всегда процесс их создания. И в пространстве, и во времени эти два процесса разделены. В отличие от товаров, производство услуг в то же время выступает как их потребление, то есть здесь нет, как правило, временного разрыва.
Общественные блага
Общественные блага − это такие блага, которые находятся в коллективном, общем потреблении. Например, охрана общественного порядка, национальная оборона, уличное освещение и др. Неисключаемость из потребления и неизбирательность являются отличительными чертами данного вида благ.
Неизбирательность означает, что такие блага нельзя предоставить отдельному лицу так, чтобы не удовлетворить одновременно потребности в них других людей. Неисключаемость значит неделимость, то есть от пользования ими нельзя отстранить потребителей, не оплативших их производство. Государство, выступая в качестве производителя этих благ, предоставляя право неплательщикам пользоваться ими, применяет особые способы воздействия на них. Производители частных благ ведут себя иначе.
Удовлетворение потребности самореализации в профессии
Личностное самовыражение сегодня играет важную роль. К человеку предъявляются высокие требования по двум причинам:
- Конкуренция на рынке труда.
- Сложные жизненные обстоятельства.
Утоление потребности в самореализации выражается внешне и внутренне. Внешнее проявление предполагает достижения, например, получение повышения, прибавки к заработной плате, уважение коллег. Внутренняя самореализация – это развитие полезных качеств, получение знаний и повышение мастерства.
Для этого вида самореализации характерны непрерывность, творческий подход, постановка и достижение целей. Сюда можно добавить раскрытие личностного потенциала, признание со стороны людей, занимающихся похожим видом деятельности и другими делами.
На самореализацию в профессии сильно влияют личностные черты, например, гибкость мышления и поведения, способность к организации, коммуникативные навыки, умение работать в коллективе.
Косвенные и прямые блага
Различают при характеристике благ также косвенные и прямые. Прямые − те, которые непосредственно поступают в потребление человека, а косвенные, в отличие от них, опосредованно. Экономические блага поэтому классифицируют как средства производства и предметы потребления. Последние используются для домашнего, семейного, личного и других видов общественного потребления. Созданные людьми и в дальнейшем используемые в их трудовой деятельности различные средства труда (приборы, инструменты, сооружения, здания, оборудование, машины) и предметы труда (энергия, материалы) − это средства производства.
Теперь вы знаете, что такое блага общества и экономические потребности. Экономика сегодня активно развивается и начинает производить все более качественные блага. Однако при этом возникают все новые потребности. Наверное, нельзя их полностью удовлетворить. Запросы общества постоянно растут, и то, что было роскошью для одного поколения, для другого уже является повседневностью.