Реферат на тему Свобода как условие самореализации личности


Понятие самореализации и свободы как единое целое

Самореализация — это целенаправленный поиск и развитие своих талантов и возможностей в различных сферах деятельности. Иными словами, если человек чувствует, что реализовал свой потенциал, достиг максимальной планки, гордится своими достижениями и признан обществом, значит, можно сказать, что этот человек самореализовался.

Понятие свободы трактуется менее однозначно. Большинство определений размыты, а те, что конкретизированы, могут сильно отличаться друг от друга. Однако чаще всего под свободой понимается полная независимость от внешних факторов, самостоятельность, возведенная в абсолют, а также воля поступать в соответствии со своими желаниями.

Первый шаг на пути к успеху — это всегда самореализация, которая невозможна без ощущения внутренней свободы как условия самореализации личности. Так, понятия «свобода» и «самореализация» неразрывно связаны между собой. От тренеров по личностному росту можно часто услышать выражение: «свобода — цель самореализации». Отсюда видно, что эти два понятия тесно связаны между собой.

Свобода, права личности

Любая классификация прав человека в определенной степени условна, поскольку некоторые права могут с примерно равным основанием относиться к разным видам и даже охватывать одно другое. Права и свободы человека и гражданина делятся на основные (неотчуждаемые), фундаментальные (конституционные) и общепризнанные (закрепленные в международно-правовых актах). В юридической доктрине права человека принято делить на личные, политические, социально-экономические и культурные, исходя из основной сферы их проявления в общественных отношениях, однако во многом это деление носит и символический характер. Для ряда из них существенным является лишь различие между правами человека и правами гражданина. Права человека также можно разделить на 1) личные + политические; 2) социально-экономические; 3) культурные + коллективные. Ниже приведена наиболее популярная теория классификации прав и свобод человека Личные права — это права каждого человека, и хотя их часто называют гражданскими правами, они не связаны напрямую с принадлежностью к гражданству государства, не вытекают из него. Они считаются неотъемлемыми и неотчуждаемыми для каждого человека независимо от гражданства, пола, возраста, расы, этнической или религиозной принадлежности. Необходимы для защиты жизни, достоинства и свободы человека. Личные права обычно включают:

право на жизнь, право на свободу и личную неприкосновенность, право на личное достоинство, право на неприкосновенность частной жизни, право на самооборону, включая право на эффективные средства самообороны, такие как огнестрельное оружие, право на неприкосновенность жилища, право на национальную и культурную самобытность — свобода совести и свобода мысли, свобода передвижения и выбора места жительства; свобода выбора национальности и языка, право на юридическую защиту.

Свобода вероисповедания (каждый человек может следовать любой религии или создать свою собственную).

Политические права и свободы отличаются от личных, социальных, экономических и других прав тем, что они тесно связаны с гражданством определенной страны. Они являются одной из групп основных конституционных прав и свобод граждан, поскольку определяют их участие в общественно-политической жизни страны. Как правило, политические права включают: свободу слова (свободу информации), право на гражданство, право на объединение (свободу ассоциации), свободу собраний (право собираться мирно и без оружия, проводить собрания, демонстрации, шествия), право на участие в управлении государственными делами и равный доступ к государственной службе, право на участие в отправлении правосудия

право на обращение или петицию (т.е. на личное обращение, а также на направление индивидуальных и коллективных обращений в государственные органы и органы местного самоуправления), свобода средств массовой информации, избирательные права (активное и пассивное субъективное избирательное право: избирать и быть избранным), право на образование.

Социально-экономические права включают: свободу предпринимательства (право на предпринимательскую и иную не запрещенную законом экономическую деятельность), право на частную собственность, трудовые права (право на труд и свободу труда), право на защиту семьи, материнства, отцовства и детства, право на социальное обеспечение, право на жилище, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на справедливое взимание налогов.

Культурные права включают право на образование, свободу творчества (свободу литературного, научного и других видов творчества и преподавания), право на участие в культурной жизни, академические свободы, право на здоровую окружающую среду.

Понимание свободы в современном мире

Еще несколько столетий назад свобода для большинства людей была недосягаемой мечтой. В России существовало крепостное право, в большинстве европейских стран — рабство. Раб не имел никаких прав, только обязанности — исполнение воли тех, кому он принадлежал. Логично, что думать о саморазвитии и самореализации рабам в то время не приходилось.

Сегодня, после отмены крепостного права и рабства, человек имеет право определять свою судьбу и быть свободным, однако только в рамках дозволенного обществом. Среди социологов распространено мнение, что абсолютной свободы не существует. Всегда для человека будут присутствовать барьеры, будь то установленные обществом запреты, за нарушение которых будут применены санкции, или внутренние ограничения, возникающие из-за моральных принципов человека. Однако все эти барьеры никоим образом не мешают человеку реализовывать себя.

Стратегии самореализации личности

Процесс самореализации протекает всю жизнь, но действия, которые на нее направлены, изменяются в зависимости от постановки жененных целей и обстоятельств. То есть, другими словами, человек в разные этапы жизни придерживается определенной стратегии самореализации.

Если на начальном этапе человек стремится получить воспитание и образование, а далее происходит выбор спутника жизни и профессии, не получится выполнять один и тот же алгоритм действий, его придется менять, чтобы достигнуть желаемого результата.

Выбор определенной стратегии самореализации происходит в зависимости от возраста, характера, желаний и потребностей. Но не редки случаи, когда действовать приходится «здесь и сейчас», например, когда порядок действий очевиден или нет времени обдумывать их.

Самореализация является неотъемлемой частью развития и становления личности. Человек в праве самостоятельно выбрать направление для самовыражения: творчество, профессию или семью. В процессе взросления алгоритм действий для самореализации меняется в зависимости от смены приоритетов на каждом конкретном жизненном этапе. Свобода ответственность и самореализация личности взаимосвязанные составляющие, которые позволяют добиться цели и успеха в жизни.

Осознание воли, выбора и независимости происходит в два этапа

Осознанная необходимость

Первый этап — это этап осознания. Человек начинает понимать, что для развития необходимо не стоять на месте, а двигаться в каком-то направлении. Он начинает задумываться о том, в каком направлении ему стоит работать над собой.

Способность выбирать

На следующем этапе человек уже определяется с целями и начинает задумываться о том, что ему нужно и какие шаги следует предпринять для осуществления желаемого.

Проблема самореализации личности

По статистике, примерно 4% людей способны достичь вершины пирамиды потребностей. Проблема самовыражения личности чаще всего заключается в том, что чем ближе к конечной ступени данной системы, тем меньше человек осознает свои желания и способности, в результате чего он не в состоянии двигаться в нужном направлении, достигая успеха с чувством удовлетворения.

Кроме этого встречаются и другие враги самореализации личности:

  • психологический аспект – несоответствие между интеллектуальным и энергетическим потенциалом, степенью развития навыков и реализации опыта в реальном мире;
  • неблагоприятная географическая среда;
  • наличие физических дефектов или ограничений (слепота, тугоухость и др.);
  • прекращение перспективы реализовать собственные таланты или гениальные способности (например в результате болезни или травмы);
  • ограниченное материальное благосостояние или финансирование проекта третьими лицами.

Таким образом, самовыражение человека невозможно при отсутствии условий для его осуществления. Например, желание женщины стать матерью нельзя реализовать если она одинока или не может иметь детей по медицинским показаниям.

Значение свободы для самореализации человека

Чем больше у человека опыта в различных сферах жизни, чем шире его кругозор, багаж знаний и умений, тем менее человек зависим от окружающих его людей и общества в целом, а значит, и более свободен. Расширение рамок и снятие внутренних ограничений позволяет максимально раскрыть свой потенциал и реализовать себя как личность.

Та степень свободы, которую общество позволит использовать человеку в полной мере, и будет его полем для самореализации. Кроме того, личность совершенствуется, используя те возможности, которые предоставляет ей общество. Человек будет развиваться гармонично и полноценно только при условии, что он сможет делать свой выбор самостоятельно, без оглядки на чужие мнения или иные внешние факторы, — иными словами, человек должен быть свободен.

Свобода — это самостоятельность социальных и политических субъектов (в том числе и личности), выражающаяся в их способности и возможности делать собственный выбор и действовать в соответствии со своими интересами и целями. В истории философской мысли свобода традиционно рассматривается в соотношении с крайне важно стью. Волюнтаризм абсолютизирует свободу воли, доводя ее до произвола ничем не ограниченной личности, игнорируя объективные условия и закономерности. Фатализм рассматривает каждый человеческий поступок как неотвратимую реализацию изначального предопределœения, исключающего свободный выбор. Размещено на реф.рф Марксизм дистанцировался как от волюнтаризма, так и от фатализма, хотя в действительности оставался весьма близок к последнему в трактовке свободы, понимая ее как осознанную крайне важно сть. Каждое свободное действие человека есть сплав свободы и крайне важно сти. Необходимость содержится в виде объективно данных индивиду условий существования. Абсолютно свободным человек быть не может. Нельзя жить в обществе и быть абсолютно свободным от него. Свобода каждого члена общества ограничена уровнем развития и характером общества, в котором он живет. Но главными ограничителями его свободы являются не внешние обстоятельства. Некоторые современные философы утверждают, что человеческая деятельность вообще не может получать цель извне, в своей внутренней жизни индивид абсолютно свободен. Он сам выбирает не только вариант деятельности, но и формулирует общие принципы поведения, ищет им основания. А потому объективные условия существования людей не играют такой большой роли при выборе ими модели действий. Цели человеческой деятельности формулируются в соответствии с внутренними побуждениями каждого человека. Границей такой свободы бывают лишь права и свободы других людей. Осознание этого самим человеком крайне важно . Свобода неотделима от ответственности, от обязанностей перед обществом и другими его членами.

Свобода — это специфический способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать решение и совершать поступок в соответствии со своими целями. Абсолютной, безграничной свободы быть не может ни в физическом, ни в социальном аспекте существования человека. Полная свобода одного означала бы произвол в отношении другого. Во Всеобщей Декларации прав человека, где всœе статьи посвящены правам и свободам личности, в последней, содержащей упоминание об обязанностях, говорится, что при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, которые имеют своей целью обеспечить признание и уважение прав других.

Соотношение категорий свободы и крайне важно сти можно рассмотреть посредством анализа гегелœевского афоризма: «свобода есть познанная крайне важно сть». Все в мире подчинœено силам, действующим непреложно, неотвратимо. Эти силы подчиняют себе и деятельность человека. В случае если эта крайне важно сть не осмыслена, не осознана человеком — он ее раб, в случае если же она познана, то человек обретает «способность принимать решение со знанием дела». В этом выражается свобода воли человека.

Но какова природа «крайне важно сти»? Необходимость, считает ряд философов, существует в природе и обществе в виде объективных, ᴛ.ᴇ. независимых от сознания человека, законов. Иначе говоря, крайне важно сть есть выражение закономерного, объективно обусловленного хода развития событий. Сторонники этой позиции не считают, что всœе в мире, особенно в общественной жизни, жестко и однозначно определœено, они не отрицают наличие случайностей. Но общая закономерная линия развития, отклоняемая случайностями в ту или другую сторону, всœе равно пробьет себе дорогу.

Помимо объективной природной крайне важно сти человека побуждают действовать так, а не иначе и определœенные общественные условия. Существуют нормы морали и права, традиции и общественное мнение. Под их влиянием и складывается модель «должного поведения». С учетом этих правил человек поступает и действует, принимает те или иные решения.

«Человек совершенно свободен в своей внутренней жизни». Эти слова, принадлежат французскому мыслителю Ж.-П.Сартру. Он принадлежит к философскому направлению, получившему название «экзистенциализм», ᴛ.ᴇ. философия существования. Среди основоположников этого направления — и русский философ Н.Бердяев. В центре внимания экзистенциалистов — проблемы сущности и существования человека. Для уяснения позиций этих философов обратимся к высказываниям Сартра. В одной из работ он рассуждал следующим образом: при изготовлении вещи человек предварительно формирует ее идею; к примеру, ремесленник, изготавливающий ножи, прежде чем приняться за изготовление очередного ножа, исходит из своих представлений о сущности этого предмета͵ ᴛ.ᴇ. о том, что такое нож вообще, и соответственно какой именно нож он должен сделать сейчас. Здесь сущность предшествует существованию (нового ножа). Ребенок, родившись, уже существует, но стать человеком, обрести человеческую сущность ему еще предстоит. Следовательно, нет заранее заданной природы человека, никакая внешняя сила, никто, кроме данного индивида, не может осуществить его становление человеком. Это многократно усиливает ответственность человека за самого себя, за то, чтобы состояться как личность, и за всœе, что происходит с другими людьми.

Свобода человека во всœех ее проявлениях — основа современных демократических режимов, основная ценность либерализма. Она находит выражение в законодательном закреплении фундаментальных прав и свобод гражданина в конституциях государств, в международных пактах и декларациях. В современном обществе всœе явственнее обнаруживается тенденция к расширению свободы человека.

Ответственность — саморегулятор деятельности личности, показатель социальной и нравственной зрелости личности. Ответственность предполагает наличие у человека чувства долга и совести, умения осуществлять самоконтроль и самоуправление. Совесть выступает как контролер всœех действий человека. Сделанный человеком выбор, принятое решение означают, что человек готов взять на себя всю полноту ответственности и даже за то, что он не смог предусмотреть. Неизбежность риска сделать «не то» или «не так», предполагает наличие у человека мужества, крайне важно го на всœех этапах его деятельности: и при принятии решения, и в процессе его реализации, и, особенно в случае неудачи. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, свобода связана не только с крайне важно стью и ответственностью, но и с умением человека сделать правильный выбор, с его мужеством и с рядом других факторов.

Необходимо обратить внимание на соотношение свобод и гражданских обязанностей. Расширение личных прав и свобод и укрепление законности. Свобода и историческая крайне важно сть. Как Вы понимаете слова Сартра: «Человек есть не что иное, как проекция своих свободных решений … человек обречен на свободу»? Согласны ли Вы с утверждением: «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя». Ответив на эти вопросы искренне, вы сможете познать истину.

Тема: Многообразие мира общения.

Общение – взаимные отношения, деловая или дружеская связь между людьми.

Общение с реальным партнёром – межличностное, групповое, представительское, общение культур

Общение с иллюзорным партнёром – общение с животными, общение с вещью

Общение с воображаемым партнёром – самообщение (общение со своим вторым ʼʼЯʼʼ), общение с образом отсутствующего реального человека, общение с мифологическим художественным образом

Общение воображаемых партнёров (художественных персонажей)

Учащимся полезно сообщить некоторые дополнительные сведения о сократовском методе — способе добывания истины с помощью диалога.

Вот как Сократ привлек в число учеников будущего своего биографа Ксенофонта. Он встретился с ним на узкой улице и, тронув палкой, спросил: ʼʼГде покупают муку?ʼʼ ʼʼНа базареʼʼ, — последовал ответ. ʼʼА масло?ʼʼ — ʼʼТам жеʼʼ. — ʼʼА куда идти, чтобы сделаться мудрым?ʼʼ Юноша был поражен смыслом противопоставления: людям общеизвестно то, что относится к их телœесным потребностям, и совершенно ничего не известно о том, что должно составлять высочайшее благо и ценность жизни. ʼʼСледуй за мной! — сказал Сократ, — ты должен это узнатьʼʼ. Ксенофонт писал: ʼʼСократ держался такого мнения: если кто знает, что такое данный предмет, то он может объяснить это и другим, а если не знает, то и сам ошибается и вводит в ошибку других. Ввиду этого он никогда не переставал заниматься с друзьями исследованием вопросов, что такое каждый предметʼʼ.

Как же Сократ помогал своим слушателям ʼʼрождать из себя знаниеʼʼ? Рядом вопросов он понуждал собеседника или признаться в том, что он не разбирается в проблеме, т. е. признать свое невежество, или пополнить и исправить свое знание. ʼʼПочему я спрашиваю тебя, — обращался Сократ к софисту Горгию, — а не говорю сам? Это делается ради беседы. Она должна идти так, чтобы ее ход показывал нам в совершенной ясности, о чем у нас речьʼʼ.

ʼʼГоворят, что природа для того каждому дала два уха и один язык, чтобы говорить меньше, чем слушатьʼʼ. Плутарх

ʼʼВ случае если вы хотите понравиться людям, соблюдайте правило: будьте хорошим слушателœем. Поощряйте других людей говорить о себеʼʼ. Карнеги

Упражнение: ʼʼПочему слушание важноʼʼ

Цель: определить, почему нужно хорошо слушать.

1. Спросите учащихся: ʼʼВ случае если бы вы были лишены способности слышать в течение 24 ч, что бы вам не удалось сделать?ʼʼ Напишите ответы на доске. Ниже приведены варианты ответов:

получить информацию; узнать, как что-либо делается; понять, что кому-нибудь нужно; узнать, как кто-либо себя чувствует; развлечься (телœевизор, музыка, кино); понять, что кому-нибудь нужно; узнать, как кто-либо себя чувствует; поделиться с друзьями (проблемы, радости и т. п.), общаться с теми, кто вам нравится; защититься от опасности (услышать сигнал автомобиля при переходе улицы).

2. Обсудите следующие вопросы:

Можете ли вы рассказать о случае, когда вы слушали и пожалели об этом?

Когда ʼʼнеслушаниеʼʼ должна быть опасным?

Упражнение: ʼʼПравильное и неправильное слушаниеʼʼ

Скажите, что сегодняшнее занятие посвящено одному из важнейших умений — слушать другого человека. Попросите одного из учащихся выйти вперед и рассказать о последнем увиденном фильме. Во время его рассказа демонстрируйте плохое слушание: смотрите в сторону; делайте вид, что вам скучно; перебивайте; смотрите на часы;

Через несколько минут остановите игру и попросите класс поаплодировать рассказчику. Вопросы классу:

— Слушал ли я говорящего?

— Как вы поняли, что я не слушал?

— Какие мои действия подсказывали вам, что я не слушал? (Напишите на доске ответы.) — Как реагировал …, когда я не слушал?

— Как вы думаете, что он чувствовал, когда я не слушал?

Напишите на доске признаки ʼʼнеслушающегоʼʼ поведения.

Попросите другого ученика выйти вперед и рассказать вам о любимом занятии, хобби и т. п. Во время рассказа демонстрируйте хорошее слушание: поддерживайте визуальный контакт с говорящим; сидите лицом к партнеру, кивайте, улыбайтесь, в случае если нужно; не перебивайте; задавайте вопросы, помогающие вам лучше понять проблему; повторяйте услышанное, чтобы убедиться, что вы правильно понимаете; показывайте, что признаете ценность чувств, проблемы, усилия говорящего.

Вопросы классу:

— Слушал ли я на данный раз?

— Как вы догадались, что я слушал?

— Какие мои действия подсказали вам это? (Запишите ответы на доске).

— Как реагировал …, когда я слушал?

— Как вы думаете, что он чувствовал, когда я внимательно слушал его рассказ?

Напишите на доске признаки хорошего слушания.

Упражнение ʼʼНеиспорченный телœефонʼʼ

Цель: зафиксировать в сознании учащихся проблемы, связанные с неумением слушать. Нацелить их на овладение способами активного слушания.

Дайте инструкцию: ʼʼСейчас мы будем играть в игру ʼʼНеиспорченный телœефонʼʼ. Задача участников — как можно лучше запомнить информацию и точно передать ее следующему. Передавать информацию будем один на один. Вначале желающие (5—6 учащихся) выйдут за дверь и будут по одному заходить в класс. Первому из вошедших информацию передам я. Далее он передаст ее следующему вошедшему, но уже без моей Пригласите желающих принять участие в игре выйти за дверь. Обратите внимание оставшихся, что они должны внимательно следить за происходящим, фиксируя: а) способы слушания, использованные участниками; б) искажение информации.

Οʜᴎ должны также соблюдать максимально возможную тишину и не подсказывать, не мешать играющим.

ʼʼЯ сообщу вам информацию. Ваша задача — выслушать ее и максимально подробно передать следующему участнику.

Итак: завуч Марина Петровна сказала, что звонила учитель географии. У нее сын заболел свинкой, в связи с этим она не может завтра прийти ко второму уроку. А в четверг вместо географии будет русский, на носу конец четверти. Время зря не теряйте, не забудьте, что 10 марта городской конкурс художественной самодеятельности. От вас номер, но чтобы без фокусов, а то будет как в прошлом году. Смирнов пусть зайдет к завучу лично.

Вы готовы передать информацию?ʼʼ

В случае положительного ответа пригласите следующего участника. В случае если у первого будут вопросы, проясните их (повторять весь текст вторично нельзя). После передачи информации не забывайте спрашивать учащихся, готовы ли они передать ее следующему участнику.

Правила хорошего слушания

1. Старайся сконцентрироваться на человеке, который обращается к тебе.

2. Обращай внимание не только на слово, но и на звук голоса, мимику, жест, позу и т. п.

3. Покажи говорящему, как ты его понимаешь. Это можно сделать, повторяя своими словами то, что услышал, или смысл того, что тебе сказали.

4. Не давай оценок.

5. Не давай советов. Оценки и советы, даже когда они даются из самых лучших побуждений, обычно ограничивают свободу высказывания говорящего, мешают ему выделить наиболее существенные моменты в своих словах.

Роль воли при самосовершенствовании

Самосовершенствование — это целенаправленное развитие ценных качеств и способностей, а также личностный рост, согласующийся с целями человека. Воля играет решающую роль для благополучного саморазвития. К примеру, человек, который стремится к самосовершенствованию всей душой, однако для реализации себя не предпринимает никаких шагов, лишь мечтая о тех вершинах, которые он может достичь, никогда не раскроет свой потенциал в полной мере. Это вопрос воли. Если человек усерден, порой через силу, и не поддается лени, значит, он готов развиваться.

Кроме того, гармонично развивающийся человек должен иметь собственное мнение и не бояться его высказывать, даже если оно противоположно общественному. Для этого тоже необходимо иметь развитую силу воли.

С детства ребенок привыкает к тому, что мнение родителей неоспоримо, его учат не перечить и во всем соглашаться со старшими. Ребенку приходится подстраиваться сначала под родителей, затем под учителей и сверстников, и таким образом его сила воли заглушается, собственное мнение сливается с чужим и ребенок уже не может принимать решения самостоятельно.

Поэтому, если точка зрения общества идет вразрез с вашими убеждениями, прислушайтесь в первую очередь к себе. Не нужно прогибаться под чужим давлением — необходимо перебороть его, и только в этом случае вы сможете достичь чего-то большего.

Еще один часто встречающийся враг вставшего на путь самосовершенствования — внутренние сомнения и неуверенность. «Что о моих действиях подумают окружающие?», «Точно ли у меня получится?», «Правильно ли я поступаю, делая так, а не иначе?» — появление в голове всех этих вопросов логично и объяснимо. Однако их следует гнать прочь, так как чем больше вы будете тянуть с принятием решения, тем больше времени вы потеряете впустую. Лучше попробовать, пусть и безуспешно, чем не пробовать вовсе — так вы как минимум наберетесь опыта.

Сферы самореализации личности

У каждого человека, способности могут проявляться в различных сферах. У кого-то в творчестве, у кого-то в профессии, а у кого-то в науке или спорте. Добиться одинаково высоких показателей сразу в нескольких жизненных сферах мало кому удается, потому что чаще всего все ресурсы и возможности направлены на одну конкретную цель.

Чтобы определить свое направление, достаточно выполнить несложный алгоритм:

  1. Объективно оценить свои таланты и способности. Проще развивать и реализовывать те сферы, в которых есть большой потенциал и талант.
  2. Проанализировать свои положительные и отрицательные качества, не ориентируясь на мнение окружающих.
  3. Выделить все виды деятельности, которыми интересно реализовывать себя.
  4. Напротив каждого отмеченного вида деятельности записать те качества, которые помогут добиться успеха.
  5. Проанализировать полученный результат. Расстановка приоритетов и определение талантов позволит правильно определить то направление, в котором с большей вероятностью получится добиться успехов.

Необязательно развитие потенциала возможно только в творческом плане. Поэтому и существует несколько видов самовыражения.

Ответственность за свой выбор

Какое бы решение вы не приняли, оно обязательно будет нести за собой последствия, ответственность за которые ляжет на ваши плечи. Необходимо понимать, что любой совершенный вами поступок, каждое слово, действие и даже взгляд имеет свой исход. Логично, что полученный исход может удовлетворять или не удовлетворять человека, то есть быть для него положительным или отрицательным.

Умение нести ответственность за каждое свое решение — это еще один важный пункт, необходимый для благополучного самосовершенствования. Поэтому, прежде чем совершить какое-то действие, нужно сразу подумать, к каким последствиям оно может привести. Если результат не зависит от вас и ваши риски минимальны, то пробуйте и рискуйте, выходите из своей зоны комфорта. Однако, если ситуация полностью находится под вашим контролем, то приложите максимум усилий, чтобы достичь нужного результата. Например, если вы даете обещание, значит, сдержите его.

Только человек, который полностью осознает последствия своих действий и несет ответственность за свои решения, может считаться человеком, стоящим на пути к самореализации.

Способы самореализации личности

Способы самореализации человека непосредственно связаны с видами раскрытия потенциала. Каждый день мы проявляем свои качества, способности и навыки в труде, в профессии, общении с людьми. Сейчас интенсивно развивается еще один способ – информационная сеть.

Несмотря на это, самым актуальным способом самореализации личности является творчество. Даже если нет способностей к искусству или науке, не стоит отрицать данный метод самореализации личности. Творческий аспект может присутствовать при решении профессиональных задач или жизненных проблем в любой сфере. Данный способ самовыражения способствует максимальной возможности раскрытия потенциала, саморазвитию и достижению целей в различных областях жизнедеятельности.

Мы советуем

  1. Определитесь с целями. Подумайте, чем бы вы хотели заниматься в перспективе, чтобы не хвататься за все подряд и не бросать начатое дело на полпути. Выделите одну сферу вашей жизни, улучшением которой вы хотите заняться в первую очередь. Начните с целей поменьше и постепенно переходите ко все более крупным достижениям. Например, первым делом начните делать зарядку по утрам или запишитесь в спортзал.
  2. Продумайте план действий. Возможно, сначала он будет несколько размытым, однако вы конкретизируете его, когда приметесь за его исполнение. Следуя ему, вы будете представлять, к чему вы направляетесь и какие шаги для этого нужно предпринять.
  3. Морально подготовьтесь. Развейте все страхи и сомнения в отношении вашего будущего, преодолейте внутренние барьеры, оградите себя от давления извне и осознайте, что только вы ответственны за вашу жизнь. Еще раз укрепитесь в вере в то, что у вас все получится. Поймите, что только вы — кузнец собственного счастья.
  4. Начните действовать. Самое трудное — это сделать первый шаг, дальше все пойдет как по накатанной. Подготовьтесь к тому, что вам будет непросто по началу, однако вы скоро привыкнете и изменения, которые вы вносите в вашу жизнь, будут даваться легче.
  5. Попросите родных поддержать вас. На пути каждого человека могут возникнуть сложные ситуации, из которых без помощи и поддержки близких выбраться будет сложно. Если вы не знаете, что делать и совсем опустили руки, обязательно обратитесь к тем, кто любит вас, — вместе вы обязательно что-нибудь придумаете.
  6. Расширьте круг общения. В процессе самосовершенствования вы найдете новых знакомых и друзей. Постарайтесь узнать их получше, они могут рассказать и научить вас тому, чего вы еще не знали и не умели. Новые люди помогут вам совершенствоваться и развиваться дальше, так как обеспечат вас новыми эмоциями и знаниями.
  7. Не сдавайтесь. Для того чтобы достичь чего-то, необходимо упорно трудиться и прикладывать максимум усилий. Поэтому не опускайте руки, если у вас что-то не получается с первой попытки, лучше попробуйте еще раз.
  8. Не останавливайтесь на достигнутом. Популярное выражение гласит, что совершенству нет предела. Если вы достигли того, чего планировали добиться изначально, поставьте перед собой новые цели. Верьте в себя, и у вас все получится.

Самореализация невозможна без свободы личности. Для того чтобы раскрытие своего потенциала проходило легко и удачно, необходимо следовать простым советам, перечисленным выше. Главное, не откладывать все на потом, а начинать действовать прямо сейчас.

Виды самореализации личности

Специалисты выделяют три основных направления или вида самореализации личности:

  • профессиональная;
  • творческая;
  • социальная.

Чаще всего, для личности приоритетный является только один вид из представленных вариантов.

Профессиональная самореализация личности

Что такое профессиональная самореализация – это достижение поставленных целей трудовой деятельности, в соответствии с выбранной профессией и занимаемой должностью на данный момент.

Для мужчин, в большинстве случаев, карьера рассматривается как способ самореализации личности. Раскрытие потенциала человека происходит в условиях общественно полезной деятельности, следовательно в профессиональной сфере открываются наиболее широкие перспективы.

Для самовыражения в данном направлении характерно формирование профессионального мышления:

  • понимание собственной принадлежности к выбранной профессии;
  • осознание своего места в иерархии профролей;
  • оценка степени признания в данной профессиональной сфере;
  • понимание своих сильных и слабых сторон в данном аспекте, адекватная оценка успехов и неудач;
  • понимание перспектив дальнейшего развития в работе и ее роль в жизни в целом.

Перечисленные характеристики позволяют определить уровень профессиональной самореализации.

Творческая самореализация личности

Творчество – неотъемлемый аспект деятельности человека. Материальные блага, которые нас окружают – результат трудов научных деятелей и великих мастеров. Творческая деятельность является базисом технического прогресса, развития материальной и духовной сферы человечества. Именно поэтому существует прямая связь между воплощением в жизнь творческих способностей человека и реализацией социально значимых аспектов общества.

Специалисты утверждают, что наиболее полноценное раскрытие творческих способностей проявляется при реализации в общественно значимой деятельности. Но в то же время должны быть учтены и внутренние потребности личности. В итоге в процессе творческого самовыражения происходит формирование личностного мировоззрения. Успешным результатом реализации потенциала в этой сфере является создание шедевра в области искусства или научное открытие, способствующее развитию человечества.

Социальная самореализация

Социальная самореализация затрагивает такой важный аспект, как взаимоотношения с людьми. Следовательно целью данного вида развития собственного потенциала является построение таких отношений, которые принесут чувство удовлетворения и ощущение счастья, свободы, самостоятельности. При этом личность ориентирована на единственно необходимые действия для себя, а не навязанные обществом.

В результате социальной самореализации формируются и развиваются такие качества личности, как ответственность, коммуникабельность, трудолюбие и др. Для данного вида характерно утверждение « Я для других». В этом случае не гарантировано профессиональное признание или высокий уровень дохода, успехом для личности является возможность осуществления деятельности для других людей.

Вера в собственные возможности

Без этого компонента не будет ничего. Только вера заставляет нас идти вперед даже тогда, когда потеряны другие ориентиры. Прежде чем начать действовать в направлении задуманной цели, человеку необходимо знать, что он способен ее достичь. Вот почему люди так часто отказываются от реализации намеченного, даже не успев сделать первого шага. Они просто не верят в себя, считают недостойными всяческих наград и подарков от судьбы! Самоопределение, самореализация личности занимают ведущую позицию в процессе эффективного продвижения вперед.

Когда нет веры в успех, ничего и не может получиться. Человек черпает внутренние силы из собственного источника вдохновения. Когда он пуст, голову не посещают светлые идеи, жизнь кажется серой и бессмысленной.

Потребность в самореализации

Даже если человек выглядит достаточно нерешительным, у него все равно имеются некоторые желания, которые просятся на волю. Личные амбиции в той или иной степени присутствуют у каждого. Просто не все имеют смелость высказывать их открыто, без утайки. Многие боятся получить насмешки окружающих, потому скрывают свои истинные намерения под маской равнодушного дружелюбия. Самореализация личности – это потребность в том, чтобы быть услышанным, понятым и принимаемым обществом

Социальное взаимодействие тоже очень важно для человека. Все мы стремимся отыскать свое место в жизни, выразить себя максимально, достичь значительного успеха

Потребность в самореализации можно ярче всего увидеть у маленьких детей. Они пока не нашли повода сомневаться в себе и не отвергают свои планы. Дети не умеют лгать, а ведут себя естественным образом, находясь в любой ситуации. Им не придет в голову изображать радость, когда на душе тоскливо и мрачно. Самореализация личности – это ее первостепенная потребность, без которой будет невозможным никакое становление.

Потенциал возможностей

В каждом из нас скрыты большие перспективы. Большинство людей даже не подозревают об этом. Продолжая жить обыденной незаметной жизнью, они не имеют возможности получить драгоценный опыт знакомства с собственным внутренним миром. Если бы мы только могли чем-либо измерить свой богатейший потенциал, то непременно удивились бы. Сколько открылось бы сразу закрытых дверей! Так почему страх настолько сковывает движения, что мешает действовать, ставить реальные задачи ежедневно и стремиться к обретению подлинного состояния счастья?

Задумайтесь, на что вы тратите свою жизнь. Не просиживаете ли вы много часов подряд за компьютерными играми? Стремитесь ли развиваться? Знаете ли, что является вашей первостепенной задачей? Никогда не следует отказываться от своей мечты и разменивать ее на сомнительные удовольствия.

Внутриличностный поиск

Он начинается тогда, когда индивид начинает задавать себе вопросы относительно самоопределения. Кто я такой и что должен делать в жизни? Как начать заниматься любимым делом, если нет сил и возможностей хотя бы попробовать и оставить нелюбимую работу? Такие вопросы побуждают к действию, подталкивают к глубокому осмыслению происходящих событий. Внутриличностный поиск может продолжаться несколько лет, до тех пор, пока человек не примет для себя окончательного решения. Здесь нельзя торопиться или ограничивать себя в выборе. Нужно уметь прислушиваться к своему собственному голосу, замечать малейшие изменения в сознании.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]