Как развить креативность и творческое мышление, ТОП-16 упражнений


Развитие креативности

Творческое мышление необходимо не только людям, чья профессия связана с искусством. Умение мыслить креативно и неординарно помогает человеку в решении повседневных проблем, позволяет чувствовать себя свободно, выйти из заезженных шаблонов, видеть возможности там, где другие видят недостатки. Как развить креативность и творческое мышление? Об этом статья.

Считается, у человека креативное мышление, если:

  • В его действиях или мышлении присутствует оригинальность. Он может создавать уникальное, принципиально новое. Он умеет искать новые возможности даже там, где, по мнению человека с обычным мышлением, их не может быть. Тест на креативность: нужно взять одну проблему и найти не менее 20 способов ее решения в течение 15 минут.
  • Есть гибкость, способность расширять свое восприятие, видеть уникальность в обычном. Уровни развития креативности у всех разные, но в целом эти качества должны быть.
  • Есть способность к генерированию разных точек зрения. Факторы и условия при этом значения не имеют.
  • Есть способность быстро переключаться с одной мысли на другую без ущерба качеству.

Тренажер креатива у взрослых, ТОП-6 упражнений


Тренажер креатива для взрослых

Поскольку креативность – это умение найти что-то новое, то неудивительно, что все предложенные упражнения направлены на развитие именно этой черты и расширение кругозора. Возраст развития креативности неограничен, поэтому заниматься можно как детям, так и взрослым.

Ассоциации

Это упражнение выполняется так. Нужно наобум назвать 4 любых слова, а потом придумать критерий, по которому одно из них будет лишним. Например: слова «попугай», «кресло», «фарш», «река».

Критерий №1: Река – лишнее, потому что попугай, кресло, фарш могут находиться в доме, а река – нет.

Критерий №2: Река – лишнее, потому что она – жидкость, а все остальные предметы — нет.

Критерий №3: Река – лишнее, потому что только она является словом женского рода.

Более сложные варианты ассоциаций

  • Нужно составить список из 5 слов, а потом взять первое и каждое последующее слово, и найти в них общее.
  • Быстро, на ходу, назвать 6 слов, а потом разделить их на два столбца по одному из признаков.
  • Составить оглавление будущей статьи из трех любых слов, названных наугад. Затем закрыть глаза и выбрать два слова случайным образом. С этими словами, на ходу, придумать сцену преступления. Далее добавить еще пару слов, которые станут уликами для раскрытия преступления.

Вопросы

Метод вопросов также отлично развивает творческое мышление. Можно делать все: опровергать избитые истины, размышлять над историей, интересоваться судьбой человечества. Задавать такие вопросы нужно по-чаще:

  • Отчего именно так, а не по-другому? Поможет докопаться до сути, понять мотивацию.
  • Почему бы и нет? Помогает раскрыть запреты, ограничения на пороге к позитивному.
  • А если? Помогает расширить кругозор, уйти от избитых истин.

Максимум возможностей

Иногда, если человек видит хорошую возможность, он в нее вцепляется мертвой хваткой. На этом дверь его мышления захлопывается, и все потенциально возможные варианты исчезают в зародыше. Задача – снять этот барьер, добиться выбора идей, а затем уже выбрать самое лучшее. То есть нужно просто сгенерировать идеи, продумать все возможности без эмоций относительно того, хорошие они или нет. Тренировку мышления лучше начинать с пустяков, а затем уже переходить к серьезным задачам.

  • Придумать 50 способов, как использовать пустую пластиковую коробочку от сметаны.
  • Найти 100 способов, как озаглавить текст.

Ментальные карты

Составление ментальных карточек поможет увидеть новые связи в большом куске информации. Сгруппированные ключевые понятия помогут структурировать, привести в систему, а потом в целой картинке найти новые ассоциации. Алгоритм следующий:

  • Взять чистые листы А4, разноцветные фломастеры и карандаши.
  • Бумагу положить горизонтально.
  • В центре нужно в виде какого-то знака изобразить волнующий вопрос.
  • Провести от этого знака лучи в виде линий. Лучей должно быть много, не менее 10.
  • На каждой линии написать основные способы решения, идеи.
  • К каждому лучу нужно добавить ассоциативные слова и понятия.
  • Оценить результат, попытаться найти новые взаимосвязи.
  • Проанализировать картину в целостности, соединить стрелками то, что навеяло новые пути решения.
  • Ненужное зачеркнуть.

6 слов

Нужно прописать суть задачи одним предложением из шести слов. Например: «Сдать экзамены на права на отлично», «Освоить компьютерные технологии за год обучения». Сделать нужно все четко и быстро, а потом эту задачу воплощать в жизнь.

Ассоциативные упражнения для развития креативности

Как известно, все новое – это хорошо забытое старое. Чтобы создать что-то оригинальное, не нужно изобретать велосипед. Следует только найти новые связи между уже имеющимися компонентами. В этом случае лучшие помощники это ассоциации.

Задание 1. Всем известный прием создания новых применений для обычного предмета. Обычно предлагают найти нестандартные применения шариковой ручки или карандаша. Попробуйте поиграть с предметами, которые окружают вас каждый день. Например, книги можно не только читать, но и сделать из них тайник или элемент декора.

Задание 2. Для этого упражнения вам понадобится книга, словарь или просто журнал. Откройте любую страницу и выберете случайное слово. Запишите его. Сделайте то же самое еще раз. Подберите ассоциации к словам и попробуйте найти закономерность или отдаленную связь между ними. Можете придумать небольшой рассказ с ними или расшифровать каждое, как аббревиатуру. Для улучшения результата рекомендуется выполнять задание в паре или группе, чтобы услышать мнение других.

Тренажер креатива у детей, ТОП-10 упражнений


Тренажер креатива у детей

Принцип работы с детьми: все должно быть ярко, интересно и в форме игры. У детей хорошая память, но они утомляются, когда становится скучно. Если будет интересно, дети вольются в игру с удовольствием и будут развиваться. Поскольку дети изначально более открыты, гибки, чем взрослые, то им раскрывать свой творческий потенциал будет намного проще.

На развитие фантазии

  • Нужно придумать вещь, которая не существует. Это может быть все, что угодно, вплоть до самых бредовых идей.
  • Посоветовать ребенку вообразить себя пилотом или капитаном судна. Что бы он делал в случае опасности?
  • Заставить малыша переместиться в какую-либо эпоху прошлого или будущего. Что там будет? Какая одежда, язык, интерьер, исторические события и предметы? Что бы он делал, например, если бы ему, чужаку, нужно было бы выжить в этой обстановке?

Метод ассоциаций

Посоветовать ребенку рассмотреть облака. А потом сказать вслух, на что они похожи. Возможно, ребенок увидит животных, лица, мимику или растения.

3 волшебных краски

Взять палитру красок и предложить ребенку выбрать три оттенка, которые, на его взгляд, сочетаются. Потом этими красками наугад заполнить чистую бумагу. В конце упражнения рассказать, на что похож размалеванный наугад лист.

Конструирование

Конструктор не нужен. Нужны круги, квадраты и другие фигуры из цветной бумаги. Дети из них будут складывать картины, фигурки, дома и все, что захотят.

Изобретатель

Нужно назвать два любых предмета, а потом помечтать, как их можно соединить с пользой. Например, из фонарика с ключами от замка можно придумать устройство, позволяющее открывать двери в темноте.

Дорисуй-ка

Нужно приготовить листы с недорисованными фигурками, растениями, предметами и попросить малыша их дорисовать.

Рисуем под музыку

Можно поставить ребенку что-то из классики и предложить закрыть глаза. А затем спросить, какие картины и ассоциации вызывает музыка. Потом попросить его нарисовать увиденное им.

Продолжи метафору

Это упражнение подойдет и для самых маленьких. Ребенку предстоит закончить сравнение по принципу ассоциаций. Например:

  • пищит пронзительно, как…
  • голодный, как…
  • умный, как…
  • надежный, как…
  • красный, как…

Слепи одну книгу с другой

Этот метод подойдет детям постарше. Нужно назвать наугад два разных по стилю и жанру произведения, а потом попросить ребенка «перебросить» героев из одной книги, в другую. Также можно менять ход события, «перебрасывать» сюжет из книги в книгу, что-то присочинить. При этом можно смешивать фэнтези и исторические романы, сказки и повести, героев XVIII века и героев современности.

Продолжи рассказ

Это упражнение можно выполнять группой. Ведущий начинает придумывать рассказ, затем прерывается на полуслове и выкрикивает первое слово, которое ему придет в голову.

Следующий участник продолжает рассказ, но именно с этого слова. После куска повествования он выкрикивает еще слово, постороннее для этого творения. Следующий участник вновь продолжает и так далее.

Умение видеть неявные свойства предметов

Продолжаем бороться с шаблонным поведением и уходим от клише и стереотипов в мышлении. На этот раз используем метод разрыва шаблона, то есть выполняем неожиданное действие, которое способно переломить логику привычного мышления и привести к новым идеям.

Как развивать. Для создания подобного сдвига в восприятии делаем утверждение относительно объекта нашего внимания, которое каким-либо образом изменит сам объект или его характеристику. Помните, в детстве несколько табуреток и стул превращались в поезд с вагонами, а бутоны цветов и стручки становились дамами и кавалерами на балу? Вот и здесь похожий принцип.

Пример. Возьмём в качестве предмета кирпич. Какие у него неявные свойства? С его помощью можно провести перпендикулярную линию, ведь у кирпича есть прямые углы. А ещё им можно рисовать на асфальте — в детстве мы так и делали. Кирпичом можно подпереть дверь, чтобы она не закрывалась. Два кирпича — это практически готовые ворота для игры в футбол во дворе. Ваша очередь, продолжайте.

Советы в процессе тренинга


Советы в процессе тренинга

Для того, чтобы раскрытие творческого потенциала шло на автомате, и упражнения были более эффективными, нужно выполнять следующие пункты:

  • Уметь отказываться. То есть не хватать первую идею, а откладывать ее в сторону и следовать дальше за новыми вариантами.
  • Уметь отвлечься. То есть откладывать проблему в сторону, а потом, на свежие мысли, заниматься ей вновь.
  • Не бояться быть смешным. Любую, даже бредовую мысль нужно собирать бережно как возможную, хотя бы теоретически. Развитие креативности начинается с возможности поверить в невозможное. Достаточно вспомнить, что когда-то «летающие железные по небу птицы» считались признаком помешательства.
  • Принципиальный отказ от привычного, воспользовавшись девизом. «Это уже было. Что можете предложить еще?»
  • Хвалить себя даже за малые сподвижки. Это важно, поскольку удовлетворенный мозг становится «сговорчивее» и не боится оторваться от реального.

Работать и еще раз работать


Кадр из фильма «P. S. Я люблю тебя» Как говорил американский химик Лайнус Полинг: «Лучший способ найти хорошие идеи – найти много идей и выкинуть плохие». Очень многие музыканты, художники и писатели придерживались этой установки. Поэтому еще один лайфхак – делать, делать и делать. И ни в коем случае не зацикливаться на том, что делаешь плохо.

Приятный бонус


Приятный бонус

Мозг тренированного человека позволяет ему не только проявлять сообразительность и быстро решать проблемы. У взрослых упражнения вырабатывают уравновешенность, выносливость, у натренированного человека улучшается настроение. Также появляется здоровая уверенность в себе и чувство собственного достоинства.

У детей упражнения развивают память, смекалку, интерес к учебе и богатое воображение.

Как развить креативность и творческое мышление? Регулярно выполнять приведенный выше тренинг развития креативности и творческих способностей. Главное условие – регулярность. При этом можно тренироваться где угодно. Как только появится хоть минута времени: в транспорте, в пробке, в очереди к врачу, перед сном, или наоборот, рано утром. Все технологии и приемы действенны, их только нужно выполнять. Уже через месяц занятий будут заметны первые результаты, а через год натренированный человек кардинально поменяет жизнь в лучшую сторону.

Зачем развивать креативность

Наш мозг по своей природе заточен думать по шаблону и следовать большинству. Но при развитии креативного мышления человек начинает мыслить совсем по-другому. Вместо стандартных решений задач наш ум начинает выдавать совершенно новые идеи. Это касается не только профессиональной деятельности, но и повседневных дел.

Так креативность важна во многих сферах, например, для привлечения новых клиентов, оптимизации рабочих процессов, увеличения прибыли и так далее. Поэтому ценность этого навыка так быстро растет.

Как и уровень интеллекта, можно определить уровень креативности. Они никак не зависят друг от друга. В каждом человеке заложен свой потенциал. И при должном внимании и упорстве вы, несомненно, сможете развить творческое мышление.

Находить новую информацию

Чтобы стать по-настоящему творческим человеком, необходимо постоянно находиться в поисках нового, того, что еще неизвестно, но может стать полезным. Начинать читать книги, стараясь при этом обдумывать получаемую информацию.

Одним из способов развить креативность мышления считается общение с людьми, которые придерживаются противоположных взглядов. В спорах рождается истина — научившись с интересом воспринимать мнение других людей, соглашаться с непривычными теориями, можно значительно расширить свой кругозор.

С самого детства родители и педагоги учат быть таким, как все, не выделяться. Этот шаблон следует разрушить, ведь только свободный, независимо мыслящий человек способен создавать новое. В любой кажущейся стандартной ситуации можно пробовать найти необычные составляющие. Это нелегко, многие шаблоны сидят в нас с детства и уже успели стать частью реальности.

Попробуйте сменить обычный маршрут поездки на работу, иногда пересаживайтесь из салона машины на велосипед. Посетите новую выставку, откройте книгу, которая раньше казалась бессмысленной. Чем чаще стараться выглянуть за грани обыденности, тем ярче станет восприятие мира.

Воображение

Эйнштейн утверждал, что логика доставит вас из пункта А в пункт Б, а воображение перенесёт вас куда угодно. Когда вы начнёте работу над этим навыком, вы убедитесь, что преодоление блокировки воображения даёт многое:

  • дарит крылья свободы;
  • раздвигает границы знаний;
  • даёт возможность по-новому посмотреть на проблему;
  • стимулирует прогресс.

Как развивать. Начните фразу так: «Что было бы, если…» — и закончите любым подлежащим и сказуемым. Дайте развёрнутый ответ на созданный вопрос, потратив не больше трёх минут.

Пример. «Что было бы, если бы нашу страну возглавил волшебник Гудвин?» или «Что было бы, если бы у моего дома выросли курьи ножки?». От навыка ответов на абстрактные вопросы переходите к вопросам, в которых есть объективная для вас проблема: «Что было бы, если бы [ваша проблема] распалась на 100 кусочков?»

Почувствовать себя архитектором

Для преодоления шаблонного мышления и развития креативности хорошо подойдет это упражнение с элементами игры:

  • Строим необычный дом. Все знают, что у зданий есть углы, окна, двери и фундамент. А если попробовать нарисовать необычный дом, в котором, например, будет комфортно жить на Марсе. Постепенно продумать все до мельчайших деталей, вплоть до совсем нестандартных.
  • Дом из десяти предметов. Когда начнут получаться архитектурные проекты нестандартных зданий, задание можно усложнить. Попросите окружающих назвать десять любых материальных предметов (чем более сумбурным получится перечень, тем лучше). Придумайте функциональное применение всем этим предметам в новом доме. Например, картофелина может стать фундаментом, а расческа частью крыши. Не стесняйтесь фантазировать, это лучший способ развить креативность.

Играйте всей семьей — так будет веселее, и, возможно, маленькие члены семьи удивят своим необычным подходом к заданиям.

8.Общение с творческими людьми

Если вы зашли в тупик в своей работе, самое время подключиться к творческому процессу коллег. Вы отвлечетесь от обдумывания личных идей, а заодно сможете обменяться опытом и получить обратную связь от людей с отличной от вашей точкой зрения.

Сотрудничество не для вас? Здоровая конкуренция тоже может принести пользу. Мотивация стать лучшим помогает направить творческую энергию в нужное русло. Это особенно актуально для тех, кто привык окружать себя единомышленниками и, тем самым, попадать в ловушку предвзятого отношения.

Ловушки мышления

Наш разум так устроен, что при решении любой задачи он начинает выбирать самое простое решение, это как правило шаблон либо прошлый опыт.

Это есть одна из ловушек мышления.

Для большего понимания я расскажу о том как мы принимаем решения.

Западный ученый по фамилии Канеман получил Нобелевскую премию за открытие того как принимает решение наш разум, он написал книгу “Думай медленно решай быстро”.

Согласно его исследованиям у нас есть две системы мышления:

Автопилот

– действует мгновенно и принимает решение на основе прошлого опыта. Принимаем решения быстро и по привычке

Пилот

– осознанный разум, когда мы всё обдумаем взвешиваем.

Если проследить нашу жизнь то мы увидим, что 90% времени мы проводим на автопилоте, побочным эффектом этого является беглость восприятия и упрощенная оценка.

Когда мы начинаем задаваться каким-то вопросом, то как правило получаем ответ основанный на упрощенной оценки, здесь срабатывает Автопилот.

Как в моём примере с разрезанием торта, ответ приходит сразу, мы не понимаем как можно тремя движениями разрезать торт на 8 кусков, это не вкладываться в стандарт, беглость восприятия не позволяет нам придумать другие варианты.

Только тогда когда мы начинаем напрягаться, заставляем отключаться Автопилот и думаем сознательно, мы видим что вариант на самом деле не один, а можно найти и 10 способов как это сделать.

Для успешного развития своего творческого решения необходимо научиться избегать ловушек мышления.

Вы теперь знаете что в основном вы действуете на автопилоте, поэтому вас получаются не всегда обоснованные решения. Поэтому чтобы выйти на творческий уровень нужно заставить работать свой разум сознательно, поставить перед ним цель и обдумывать.

Идеальным вариантом для этого является метод Пикассо, который я описал выше в статье, не зря им пользоваться этот великий художник. Применяете его в своей жизни и вы сможете преодолеть препятствия и ловушки мышления и сможете находить необычные решение, которые позволит вам добиться успеха

Думать об успехах

Параллельно с преодолением неуверенности желательно начинать думать о себе как о талантливом, творческом человеке. Следует развеять стереотип, что креативными люди рождаются, а не становятся.

Необходимо учиться видеть прекрасные моменты в самых обыденных вещах, заострять внимание на окружающих мелочах. Для развития креативности очень полезно начать выражать себя в творчестве. Рисовать, даже если получается не очень реалистично, писать рассказы или стихи, купить фотоаппарат и снимать все, что нравится.

Люди часто думают и чувствуют так, как видят их окружающие или как они сами себя представляют. Потому нужно научиться ощущать себя творческой личностью, буквально сжиться с этим ощущением.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]