Творческое мышление — Вам повезло! Вы видите мир не так, как другие!

Особенности творческого мышления. Что препятствует творческому мышлению и полезные советы для его развития.

Главной отличительной чертой творческого мышления является более полное проникновение в суть изучаемого вопроса, активизация познавательных способностей и творческого потенциала, а также новизна рассуждений и способов решения текущих задач.

Одним из первых ответ на вопрос, что из себя представляет творческое мышление, дал Дж. Гилфорд. Он выделил четыре доминирующие особенности творческого мышления:

  1. Стремление к интеллектуальной новизне, желание найти своё собственное нетривиальное, необычное решение.
  2. Умение видеть объект «под другим углом», находить новые, необычные способы его использования, увеличение спектра функционального применения возможностей на практике (семантическая гибкость).
  3. Способность воспринимать объект по-новому, обнаруживая его скрытые, неявные стороны (образная адаптивная гибкость).
  4. Умение генерировать различные идеи в ситуации неопределённости, когда ориентиры для реализации идеи отсутствуют (спонтанная семантическая гибкость).

Творческое мышление в психологии

В психологии творчество трактуется, как некая мыслительная деятельность, практическая или теоретическая, в результате которой возникают новые гипотезы, предложения, методы их решения. Оно большую роль занимает в науке, где творческие люди оказывают серьезную помощь в открытиях в силу того, что они мыслят шире и действуют смелее.

Обратите внимание! Творческое мышление – созидательное, задачей которого является открывать все новое, уникальное.

Психология подчеркивает основную нестандартную характеристику данного мыслительного процесса, которая заключается в его креативности. Широту мышления можно обеспечивать за счет развития воображения, начиная с младшего возраста у дошкольников. Обучением можно заняться и со взрослыми, но процесс займет больше времени.

Тест Торренса

Один из самых популярных инструментов диагностики для определения уровня творческого мышления — тест Торренса. Настоятельно не рекомендуется проводить его самостоятельно. Это специфический инструмент психодиагностики, требующий профессионального подхода, особенно — при интерпретации результатов. Поэтому лучше обратиться за помощью к профильному специалисту. Представленная ниже разработка дана исключительно для ознакомительных целей.

Автор: Элис Пол Торренс (1915-2003) — американский психолог.

Полное название: «Тест творческого мышления П. Торренса».

Диагностируемый возраст: дошкольный, 6-7 лет. Есть более усложнённые варианты теста, который можно проводить в период 8-20 лет.

Основная задача: определить уровень креативности.

Условия проведения теста:

  1. Нельзя изменять в тесте ни одного слова, дополнять или убирать какие-либо картинки.
  2. В точности соблюдать лимит времени, отведённый на выполнение заданий, — не более 45 минут, включая объяснения и чтение инструкций.
  3. Перед проведением теста нужно создать спокойную, благоприятную атмосферу.
  4. Среди дошкольников тест проводится в индивидуальном порядке.
  5. Взрослые должны подробно разъяснить детям все непонятные моменты.

Картинки к тесту:

Вербальное мышление

Изобразительное творческое мышление

Словесно-звуковое творческое мышление

Интерпретация результатов

Каждое задание оценивается по следующим критериям:

Результаты теста обрабатываются исключительно профессиональным психологом, прошедшим специальную подготовку. На их основе делается вывод об общем уровне развития творческого мышления у ребёнка, а также о степени сформированности вербального, изобразительного и словесно-звукового его подвидов.

Определение

Креативное мышление — что это такое в психологии

Творческое мышление человека – это процесс ознакомления с информацией, ее обработка и создание новых идей. В педагогике отмечается важность данного типа мышления ввиду того, что индивид самостоятельно стремится к получению новых знаний и скорейшему применению их на практике. Это относится не только к урокам музыки, рисования, но и истории, обществознанию и др. Кроме того, говоря о детях с предрасположенностью к такому мыслительному типу, отмечается важность наличия данного критерия для учебы, а также социализации.

Особенности творческого мышления

Дивергентное мышление — что это такое

Творческое мышление мало связано с актерами, художниками и музыкантами, не все люди такого склада ума являются артистами. Индивид может обладать несколькими чертами мышления, которые предопределяют его творческое направление.

Среди особенностей творческого мышления выделяют:

  • Уникальность. Желание создать новинку, будь то идея или предмет. Человек творчества не основывается на чужих примерах, он вырабатывает нечто свое собственное;
  • Понятийная гибкость. Умение применить к некоторому явлению другую точку зрения в попытке рассмотреть его шире, в непривычных вариациях с целью сделать его уникальным;
  • Спонтанность. Свободное переключение от одной мысли к другой. Восприятие информации из разных источников. Спонтанность возникновения идеи в ситуации, которая не располагала к этому;
  • Эвристика. Преобразование привычного, выход за рамки – необходимые навыки в творческом мышлении.


Важное свойство креативности – выход за рамки привычного

Можно ли управлять творческим мышлением

Логическое мышление — что это такое и как его развить у взрослого и ребенка

О возможности управления мышлением можно сказать однозначно – она есть. Однако многое зависит от индивида, который хочет начать его тренировать или уже имеет, но с проблемами контролирования.

В первую очередь, необходимо принять решение о желании управлять своими мыслительными процессами. Сила воли срабатывает как глобальная закупка мотивацией – без нее не обойтись. Затем стоит следовать некому плану, методам контроля творческого мышления, будь то его развитие или ограничение.

Техника SCAMPER

Этот метод, созданный Робертом Эберле в 1997 году, позволяет пробежаться по основным вопросам, недаром его название переводится с английского как «быстрый бег». В аббревиатуре SCAMPER каждая буква обозначает один из вариантов работы над проблемой. Чем лучше проработка, тем больше открывается возможностей для совершенствования и развития.

  • Substitute (замещение). Заменить что-то, например, компоненты, материалы или людей.
  • Combine (комбинирование). Комбинировать с другими функциями или приборами.
  • Adapt (адаптация). Добавить новые элементы или функции.
  • Modify/Magnify (модификация, увеличение). Изменить размер, форму, цвет или другой атрибут.
  • Put to Other Uses (использовать иначе). Применить для чего-то другого, для чего предмет обычно не применяется.
  • Eliminate (устранение). Удалить части, упростить до главного.
  • Rearrange/Reverse (изменение порядка). Поменять местами, перевернуть, найти применение в чем-то противоположном.

Ваша идея не обязана быть уникальной: когда Стив Джобс анонсировал первый IPod, в мире уже существовали портативные плееры. Но только их названий сейчас никто не вспомнит. Apple удалось обогнать конкурентов, потому что её бизнес-модель и ценностное предложение были лучше. В дополнение к модному девайсу, она предоставляла огромную и открытую музыкальную библиотеку (Combine).

Что способствует развитию творческого мышления

Черта творчества может проявиться у ребенка, а может «запоздать», и креативный ум созреет позже. Важно уделять внимание данному вопросу в процессе воспитания, тогда творческая жизнедеятельность будет иметь плоды совсем скоро.

Обратите внимание! Все то, что отличается от привычного восприятия индивида, что способно спровоцировать на самостоятельный выход из зоны комфорта, способствует формированию творческой направленности мышления. Например, новые знакомства с людьми другого круга общения, а также посещение незнакомых мест. Важно пробудить исследовательский интерес, чтобы у индивида возникали мысли по поводу того или иного явления.

Практические советы

Чтобы добиться хороших результатов, а не потратить время впустую, прислушайтесь к следующим советам:

  • Выбирайте один из нескольких вариантов решения проблемы или вопроса, но не цепляйтесь за первую пришедшую в голову идею.
  • Если никак не получается найти выход из положения, просто переключите внимание на что-либо другое. Решения придет само собой, в тишине.
  • Не бойтесь идей, которые кажутся нелепыми. Часто абсурдные решения приводили к единственно верному результату.
  • Замените какое-либо привычное (ритуальное) действие непривычным. Например, перестаньте делать записи в блокноте: замените их символами либо рисунками.
  • Чаще старайтесь хвалить себя, ведь признание повышает самооценку и вдохновляет.

Часто новая идея или замысел появляются в каком-либо образе. Об этом нельзя забывать. Поэтому чтобы развивать креативность, нужно уделить должное внимание развитию воображения.

Методы развития творческого мышления

Эксперты предлагают разные способы, которые помогут развить творческие способности.

Латеральное мышление

Немаловажно развивать литеральное мышление, т. е. «перенаправленное». Существует три этапа данного метода: фокус-разрыв-установление связи, где:

  1. Необходимо выбрать «точку отсчета» – объект, на котором индивид сфокусируется;
  2. Выбрав объект для фокусировки, нужно «нарушить логику» этого предмета. Отталкиваясь от привычного шаблона, его нарушают, изменяют;
  3. Не исключено получение абсурдной идеи о предмете, далее нужно отыскать нечто логичное в получившемся результате.

Метод шести шляп

Развитому мышлению поспособствует ролевая игра «шесть шляп». Головные уборы обычно выдуманные, суть в том, чтобы придать отдельной шляпе цвет и наделить ее ролью. «Надевая» ту или иную шляпу, индивид включает соответственный режим мышления. Иными словами, метод не только развивает воображение, но и помогает решить возможную проблему, взглянув на нее с разных сторон и применив отличающиеся точки зрения.


Если примерить разные роли, не только развивается творчество, но и решаются проблемы

Обратный мозговой штурм

Данный прием довольно противоречив, поскольку нужно искать не решение некоторой проблемы, а ее ухудшение. Вместо того, чтобы о том, «как это исправить», формулировку меняют на «как это ухудшить». Нужно составить все возможные варианты, которые могут привести к полному провалу, и рассмотреть их. Корень проблемы может крыться в предложенных вариантах. Поэтому решение адекватное, способное помочь может найтись быстрее, чем при обычном мозговом штурме.

Чтение надписей наоборот

Обратным чтением лучше заниматься минимум в паре. Когда человек читает слова с конца, мозг буквально активирует творческие способности, чтобы понять, о чем речь. Так, один человек читает наоборот, другой – угадывает оригинальную фразу.

Игра слов

Игра слов имеет множество вариантов, например:

  • Самый распространенный – назвать два мало похожих слова и искать их схожесть в свойствах, цветах и т.д.
  • Детская игра, требующая подобрать рифму к слову, чаще к имени, не проигрывает и для тренировки взрослого.
  • Есть и такой вариант, в котором человеку предлагают некоторое число слов, например, 15. Используя каждое из них, меняя их местами, добавляя новые, нужно придумать рассказ.
  • На первый взгляд простая, но на деле сложная игра, когда дается одна буква алфавита, и в течение 15 минут нужно написать максимально большое количество слов на нее.

Творческий характер мышления ценится за его способность создавать нечто уникальное. Несмотря на ассоциацию творчества с музыкантами, артистами, представители данного типа мышления далеко не ограничены этими профессиями. Оно имеет большое значение в науке, педагогике, экономике, практически везде. Важно то, что такую мыслительную направленность можно натренировать.

Стереотипы

Талантливый человек талантлив во всем. Каким талантом обладаете вы? Не может быть такого, что таланта нет: даже песня, исполненная на корпоративе, вполне может оказаться признаком настоящего таланта. Все дело в стереотипах, которые нам навязывает сама жизнь или люди, которые окружают нас с самого детства. Именно они говорят нам, что такое «хорошо», а что такое «плохо». В итоге мы, как стойкие оловянные солдатики, выполняем задания четко по инструкции.

А теперь вспомните, как в детстве запросто выходили из любой ситуации. Не можете вспомнить себя, внимательно посмотрите на то, как это делает ваш собственный ребенок.

Первое, что отличает дитя от взрослого человека – возможность свободно мыслить образно. Каждое слово для ребенка – целая картина, каждое событие – сказка. Сам малыш легко может перевоплотиться в любого сказочного героя и для этого ему необязательно ждать костюмированного утренника. Внешнее сходство с известным персонажем его мало волнует, у него ко всему креативный (отличный от общепринятого) подход.

С годами мы теряем эту дорогу. Мы узнаем правила, которые редко хотим нарушать. Все потому, что так проще, привычнее. Такие действия не вызывают негодования (зависти) коллег, не доводят до бешенства (непонимания) родителей/мужа/жену/ и так далее.

Люди в большинстве своем соглашаются на игру по шаблонным правилам. А потом человеку становится скучно с самим собой, с семьей, с друзьями. Тем временем «безбашенная» одноклассница Юлька уже возглавила отдел в крупной государственной корпорации, ее муж – известный и модный фотохудожник (он, кстати, тоже «не от мира сего»). Они счастливы, и скоро у них появится их первый и, безусловно, талантливый ребенок.

Так и вам есть к чему стремиться.

Креативность – это всего лишь способность в обычных условиях со всеми известными составляющими собрать нечто такое, что заставит если не перевернуться мир, то хотя бы взглянуть на вещи по-другому.

Поэтому креативных людей особенно ценят в рекламных агентствах. Именно они заставляют покупать то, что еще пять минут назад мы и не хотели вовсе. Это они заставляют нас глотать слюну при одном появлении на экране «низкокалорийного» йогурта. Это они знают, как направить наши стандартные мысли по любому нужному им пути.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]