У детей, начинающих обучение в школе, «память становится мыслящей, а восприятие — думающим». Высказывание выдающегося детского психолога, автора оригинальных методик, Д. Б. Эльконина означает главное: в умственном развитии детей младшего школьного возраста возникает активное преобразование всей познавательной сферы (памяти, внимания, восприятия, речи). Психологи подчеркивают, что такое совершенствование психики возможно только при наличии абстрактно-логического мышления. Специалисты авторитетно заявляют, что абстрактное мышление необходимо не только для дальнейшего мыслительного развития ребенка, но и для овладения такими сложными учебными предметами, как математика, природоведение, а в дальнейшем, физика, геометрия, астрономия. Родителям важно разобраться во всем многообразии психического развития своего чада, чтобы вовремя прийти на помощь.
Что это за мыслительный процесс
Мышление в абстрактных терминах — важный этап развития личности. Это размышление об объектах или людях, которые не присутствуют непосредственно перед глазами. Например, вместо того чтобы думать о красном яблоке в миске перед вами, вы думаете о яблоневом саду, по которому гуляли летом. Абстрактное мышление является уникальным для человеческого вида, причем эту способность можно со временем развить.
По мере того как дети растут и их мышление становится более зрелым, они начинают больше задумываться о том, что произошло в прошлом и что может произойти в будущем. Сегодня роботы с искусственным интеллектом, которые используются во многих детских приложениях и играх, ставят под угрозу развитие абстрактного мышления. Программы не могут принимать решения и видеть причинно-следственные связи, как люди. Они забивают мозг ребенка, не давая ему мыслить шире, абстрактнее.
Ради Светланы он бросил первую жену и дочь: вторая семья Валдиса Пельша (фото)
Косы в тренде: быстрые простые прически для прогулки или работы на удаленке
В чем разница между «прости» и «извини» и почему мы всегда просим Бога простить
Формы
Абстракция – отвлечение одних свойств предметов от других для выявления их особенностей. Определение абстрактного мышления практически такое же. Под этим явлением подразумевают вид интеллектуальной деятельности, в процессе которой человек обдумывает ситуацию, отделяя ее от некоторых деталей. Абстрактность оказывает значительное влияние на физиологию мышления и позволяет пересечь определенные границы, открыв для себя новые знания.
Такой вид мышления развивается параллельно с онтогенезом с малых лет. Впервые он проявляется в моменты, когда ребенок начинает фантазировать, сочиняя свои истории или разыгрывая необычные ситуации, и абстрагироваться от игрушек, предпочитая думать об определенных их свойствах.
Абстрактное мышление разделяется на формы, каждая из которых соответствует особенностям мыслительного процесса, сопровождающегося абстракцией. Всего их 3:
- Понятие. Подразумевает определение одного общего свойства для разных предметов. Очень важным моментом является значимость этой объединяющей черты. Например, ножки у столов или зеленые листья у разных деревьев.
- Суждение. При суждении происходит утверждение или отрицание определенного события. Все, как правило, описывается словосочетанием или коротким предложением. Суждения бывают простыми или сложными. В первом случае они касаются одного действующего предмета или лица (например, «мальчик купил молоко»). Во втором же суждение затрагивает сразу несколько сторон («появились тучи, на улице стало темно»). Также оно может быть истинным, базирующимся на субъективных выводах, или ложным, основанным на личной заинтересованности.
- Умозаключение. Под умозаключением понимают мысль, формирование которой происходит на основе нескольких суждений. Она состоит из предпосылки, вывода и заключения. Все три процесса происходят в голове человека последовательно. Все начинается с начальных суждений (предпосылки), потом переходит на этап размышлений (выводов), а завершается образованием нового суждения (заключение).
Применяться абстрактное мышление может в любой из этих трех форм. Взрослый человек в повседневной жизни использует их все. Тем не менее развивать их нужно обязательно даже тем, кто хорошо умеет абстрагироваться.
Современный искусственный интеллект наделен абстрактным мышлением, которое превосходит по качеству человеческое.
ИИ угрожает абстрактному мышлению
Несколько столетий назад ученые, возможно, сравнивали наш интеллект с животными. Но сегодня мы измеряем человеческий разум по сравнению с роботами с искусственным интеллектом. Чем лучше мы проектируем роботов, тем больше мы рискуем, что они могут угрожать человеческой индивидуальности. В то же время они помогают решать задачи во многих областях.
Главное, на что пока ИИ не способен, — поддерживать абстрактное мышление. Гаджеты развивают у детей клиповое восприятие информации, максимально упрощая ее. Но, проводя в телефоне слишком много времени, ребенок забывает, как мыслить абстрактно. Поэтому нужно почаще заниматься с ним, а не позволять днями развлекать себя электронными умными «игрушками».
Игры
Игры логического мышления для дошкольников
Если вы когда-либо пытались рассуждать с трехлетним ребенком, вы знаете, что ребенок в этом возрасте не мыслит логически. Маленькие дети очень конкретны и буквальны в своем мышлении, и только по мере приближения к школьному возрасту они начинают демонстрировать готовность к задачам, требующим более абстрактного мышления. Тем не менее, дошкольники часто находят удивительные связи, когда занимаются изучением и осмыслением мира, и есть несколько забавных игр с логическим мышлением, которые ответят ребенку на вопрос: что такое логика ?
Чтение и придумывание историй как средство абстрактного мышления
Хорошие истории создают противоречие между конкретным и абстрактным мышлением. С одной стороны, у рассказов есть определенный сюжет (с кем-то что-то происходит), за которым часто следует моральный урок. С другой стороны, истории обладают эстетическим качеством, которое придает им силу искусства. В то время как повествование опирается на живую реальность, искусство имеет тенденцию быть более абстрактным.
Современная молодежь никогда не поймет этих моментов из советских фильмов
Центробанк назвал регионы России с самой дорогой и дешевой ипотекой
Почему в старину предки мечтали о хорошей погоде в Прощеное воскресенье
Качественные детские книги дадут познавательный и эстетический опыт как родителям, так и детям. Например, в книжках с картинками могут быть иллюстрации с двойным смыслом, один из которых актуален для юного, а другой — для взрослого читателя. Полезно также слушать аудиокниги, где голос за кадром не запускается автоматически, а создает моменты тишины, которые родители и дети могут заполнить своими словами.
Задавайте вопрос «почему?»
Читая книги с детьми, задавайте им по ходу сюжета вопрос: «Почему так?» Например, спросите: «Почему Красная Шапочка ушла в лес?» Родители могут опираться на предыдущий опыт ребенка или пожелания на будущее, побуждая их рассуждать и размышлять. Если у вас цифровая книга содержит систему обратной связи ИИ, она тоже может побудить к некоторым рассуждениям, но вряд ли она справится так же хорошо, как родители с наводящими вопросами.
Но не стоит самим отвечать на свои же вопросы, объяснять ребенку абсолютно все. Абстрактное мышление требует больше усилий, чем быстрые и конкретные мысли. Многие взрослые думают, что помогают своим детям, когда объясняют и детализируют каждый аспект. Тем не менее исследования показывают, что, когда дети самостоятельно размышляют о чем-то, их мышление развивается лучше.
Зачем печь пирог на 14 марта? Как отмечают математики день рождения числа Пи
“Природа бросала нам вызов”: Софья Эрнст рассказала о работе в “Угрюм-реке”
Почему так сложно научиться просить о помощи и как преодолеть страх
Итак, в следующий раз, когда вы будете читать рассказы с маленькими детьми, не просто говорите: «Мальчик плачет», а начните задавать вопросы: «Почему мальчик плачет? Что бы ты сделал на его месте?» Ребенок может придумывать разные причины, и вы можете вместе обсудить их вероятность. Робот с ИИ сразу дал бы правильный ответ, но вы с ребенком можете поговорить о различных вариантах и гипотезах.
Что такое логическое мышление
Древнегреческое слово «логика» можно перевести как «способность рассуждать», что как нельзя лучше отражает суть понятия. Человек с развитой логикой мыслит доказательно, рассудительно и непротиворечиво, для этого он использует логические понятия и конструкции.
Развитое логическое мышление позволяет:
- быстро выделять основное в огромном потоке информации;
- находить причинно-следственные связи;
- делать обоснованные умозаключения и обобщения.
Говоря другими словами, логика представляет собой инструмент для четкого формулирования мыслей и принятия взвешенных решений.
Как еще развить абстрактное мышление
Побольше считайте с ребенком все вокруг: птичек, ступеньки лестницы, тарелки на столе и так далее. Обучайте его правилам счета, начиная с маленьких цифр. Гуляя по городу, обсуждайте достопримечательности, которые вы видите. Позже попросите ребенка создать с помощью игрушек модели этих достопримечательностей. Играйте в поиск спрятанных предметов в доме с помощью нарисованной карты.
Подготовьте счетный материал (наборы формочек, детали конструктора, пуговицы, камешки) для математических игр с ребенком. Маленькие дети иногда не могут применить знание чисел, хотя умеют их различать и читать. Также учите ребенка составлять различные формы из кубиков, поощряйте решение задач. Поощряйте детей использовать счетный материал для арифметики, создания геометрических форм и моделирования.
Классифицируйте по признакам предметы, используя разные признаки и категории. Во время уборки складывайте вместе с ребенком детали одинаковой формы, цвета, назначения. Например, разделите их на те, которые можно катить или нельзя. Это все тоже разовьет абстрактное мышление.
Виды абстракций
Образы, сформированные без участия содержательной стороны понятия:
- Изолирующая. Ее цель – выделение характерного признака предмета и повышенное внимание к нему. Например, на столе лежит яблоко. Человек выделяет то, что оно зеленое или кислое.
- Обобщение. Здесь мозг получает цельную картину вида всего образа. Для примера подойдет математическое уравнение. Цель – это решение без учета отдельных цифр, плюсов, минусов и других знаков.
- Идеализация. Отбрасывание несущественных элементов. Метод получения знаний, без которого не обходятся точные и естественные науки.
В реальности же нет отдельных, не связанных ни с чем элементов. Их нельзя потрогать и измерить изолированно.
Почаще разговаривайте с ребенком
Обсуждение необходимо, чтобы ребенок мог переключиться с услышанного и увиденного на себя, свои мысли. Обязательно обсуждайте с ним события, которые происходили с вами, то, что вы видели на прогулке, по телевизору. Это поможет ребенку оперировать символами абстрактно, научиться представлять идеи. Поначалу это может быть сложно, но по мере развития навыков малыш научится оперировать абстрактными понятиями.
Пусть малыш попробует обдумать свой предстоящий день, расскажет, что он будет делать завтра. Решая задачу, пусть ищет разные доступные способы и подходы. Попросите ребенка не только проговорить свои мысли, но и пропеть их, сыграть, как актер, выразить с помощью всех детских «языков». Следующий этап развития — создание ребенком собственных поделок, рассказов, музыки. Такая деятельность разовьет его абстрактное мышление максимально эффективно.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание
Упражнения для взрослых
Развивать абстрактное мышление взрослому человеку довольно трудно, т.к. его интеллект уже давно сформирован. Тем не менее с помощью некоторых упражнений добиться результата все же удастся. Выполнять их рекомендуется ежедневно на протяжении нескольких недель.
Наиболее эффективные упражнения:
- Представление эмоций. Требуется мысленно представить, как именно проявляются разные эмоции у определенного человека. Рекомендуется использовать полный набор возможных чувств людей.
- Обратное чтение. Нужно перевернуть книгу и прочитать ее в обратном порядке. Параллельно с этим требуется устанавливать логические связи между различными событиями. Лучше всего выбирать простые произведения, написанные легким языком.
- Анализ общения. Следует вспомнить всех людей, с кем пришлось пообщаться в течение дня. Нужно проанализировать не только сам разговор, но и выражение лица, жесты и голос собеседника. Делать это рекомендуется с закрытыми глазами.
- Придумывание противоречий. Нужно просто придумывать разные словосочетания, которые покажутся противоречивыми. Они могут быть абсолютно любыми (горячий лед, горькая конфета и т.п.).
- Составление аббревиатур. Достаточно придумать любое словосочетание, сократить его до первых букв, а потом в течение дня расшифровывать его. Например, самостоятельное развитие мышления (СРМ).
- Перечисление функций предметов. Требуется выбрать любую имеющуюся вещь и перечислить все ее функции. Можно придумывать даже необычные назначения, которые не принято использовать.
- Мозговой штурм. Нужно выбрать любую букву алфавита и написать ее на листок. Задача в том, чтобы за ограниченное количество времени вспомнить максимальное количество слов на эту букву, записав их все на бумагу.
- Сочетаемость слов. На одном листочке нужно написать существительные, а на втором прилагательные. Делать это нужно не сразу. Лучше всего начать просто с одного существительного. К нему потребуется подобрать подходящие, а также абсолютно несовместимые прилагательные. Все их следует записать в разные столбики.
- Название картины из жизни. Требуется зрительно зафиксировать любое произошедшее в реальности событие и дать ему необычное название. Оно должно быть таким, как мог бы назвать картину художник.
- Живопись. Нужно писать любые картины, используя цветные краски. В процессе следует представлять характеристики всех присутствующих предметов. Если нет возможности воспользоваться красками, можно начать с обычного рисования карандашом.
Перечисленные методы помогут развить абстрактное мышление также у подростка или пожилого человека. Нужно лишь применять их на регулярной основе, не пропуская очередных занятий.