Существует большое разнообразие задач, для решения которых применяются разные типы мышления. В психологии принято разделять мышление на дискурсивное и интуитивное. Дискурсивное мышление представляет собой мыслительный процесс, в ходе которого человек последовательно перебирает разные виды решений задачи. Давайте поближе познакомимся с этим типом мышления и узнаем, как оно работает.
Что такое дискурсивное мышление?
Понятие «дискурсивное» происходит от латинского «discursus», что переводится как «рассуждение». То есть в процессе такого мышления человек находит ответ на интересующий его вопрос в результате диалога с самим собой. Он подбирает нужный ключ к решению так же, как действует ребенок, когда собирает мозаику. Поочередно «подставляя» то одно, то другое свое предположение, основываясь на логических выводах, человек и делает свое умозаключение. И при этом может использоваться как дедукция, так и индукция:
- дедукция предполагает переход от общих понятий к частному случаю;
- индукция предполагает движение от некого частного суждения к общему выводу.
К примеру, несложно догадаться, что если в школе у ребенка объявили карантин, на работе большинство коллег чихает, а в аптеках — очереди, то в город пришла эпидемия гриппа или ОРВИ. Однако подобные выводы не всегда столь однозначны. Утверждения типа «все мужики – козлы», «все бабы – дуры», «все дети капризны», «все продавцы – воры» и так далее тоже делаются на принципах индукции.
Чтобы их избежать, нужно действовать согласно следующей инструкции.
- Собирайте информацию на «холодную» голову. Не привязывайте к ней собственные чувства и предубеждения.
- Проанализируйте полученные сведения. Возможно, удастся вывести некие закономерности. Проведите сравнение — найдите сходства и отличия.
- Теперь можно делать вывод о заинтересовавшем событии, явлении или человеке.
- Проверьте полученные данные. Чтобы вынести окончательный вердикт, найдите подтверждение вашим выводам. Для этого еще раз исследуйте факты и обстоятельства или просто понаблюдайте за происходящим.
Подобные приемы помогают не только правильно оценивать ситуацию, но и влиять на нее. Дискурсивное мышление может пригодиться как в бытовых вопросах, так и в бизнесе.
Рассмотрим несколько ситуаций. Ваш сын никак не хочет наводить порядок у себя в комнате. Вы уже не раз говорили ему, что он нечистоплотен и требовали убираться на его шести квадратных метрах. Однако воз с его носками, дисками, книгами, тетрадками, штанами и майками и ныне там.
Давайте попробуем зайти с другой стороны: «Милое чадо, посмотри, как приятно бывать в комнате твоих сестер. Там все разложено по полочкам, они быстро находят свои вещи и не спотыкаются о различные препятствия, не пора ли и тебе создать уют?» Вероятнее всего, такое предложение возымеет куда больший успех, чем сравнение с поросенком и приказы, отданные в ультимативной форме.
Дочка проплакала весь день, когда вы отменили поход в зоопарк из-за дождя. Вспомните, что вы ей сказали. Вероятнее всего, это звучало приблизительно так: «В зверинец не идем — на дворе сыро». Если в следующий раз «небесная канцелярия» снова встанет на вашем пути, рекомендуется следующая формулировка: «Сегодня ожидаются сильный ветер и ливень, в таких условиях гулять ужасно некомфортно, давай перенесем прогулку на следующий выходной». Вот увидите, дочурка еще спасибо скажет, что вы так о ней позаботились.
Вы никак не можете продать партию мыла, которую разработали лучшие специалисты вашей фирмы. Что говорят продавцы покупателям? «Это наша самая удачная продукция. В ее составе только натуральные ингредиенты. Она дарит прекрасный аромат телу и свежесть коже».
«Переверните» презентацию. Это мыло сделает кожу гладкой, подарит незабываемый аромат, не вызовет аллергических реакций, так как сделано из натуральных компонентов, и, кстати, это одна из самых успешных наших находок. Очередь у прилавка уже стоит?
Для этого должны быть хорошо развиты память, наблюдательность, способность концентрироваться и аналитические данные. В психологии этот вид мышления называют медленным, быстрым же считается другой вид — интуитивный.
Виды мышления
По степени развернутости различают:
Дискурсивное мышление – аналитическое мышление, основанное на логике рассуждений.
Интуитивное мышление – основано на непосредственных чувственных восприятиях и непосредственном отражении воздействий предметов и явлений окружающего мира.
По характеру выделяют:
Теоретическое мышление –мышление на основе теоретических рассуждений и умозаключений, это познание законов и правил.
Практическое мышление – это рассуждения при решении практических задач, его цель – это разработка средств практического преобразования действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы.
Теоретическое мышление,в свою очередь делится, на понятийное и образное.
Понятийное мышление – это такое мышление, в котором используются определенные понятия. Понятийное мышление дает наиболее точное и обобщенное отражение действительности, но это отражение абстрактно.
Образное мышление – это вид мыслительного процесса, в котором используются образы. Эти образы извлекаются непосредственно из памяти или воссоздаются воображением. Образное мышление позволяет получить конкретное субъективное отражение окружающейнас действительности.
По форме выделяюттакие виды мышления как наглядно-действенное, наглядно-образное и абстрактно-логическое (словесно-логическое), эти виды мышления могут рассматриваться и как уровни его развития.
Наглядно-действенное (допонятийное) мышление – это особый вид мышления, суть которого заключается в том, что решение задачи осуществляется с помощью практической преобразовательной деятельности, осуществляемой с реальными предметами. Данная форма мышления является доминирующей в раннем детстве.
Наглядно-образное мышление – это вид мышления, при котором решение задачи осуществляется с помощью операций с образами, которые возникают в непосредственной ситуации. Необходимые образыпредставлены в кратковременной и оперативной памяти. Данная форма мышления является доминирующей у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Словесно-логическое мышление – это вид мышления, при котором решение задачи осуществляется с помощью операций с понятиями. Является доминирующим начиная с подросткового возраста.
Абстрактно-логическое – более сложный вид мышления, основанный на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от несущественных.
Каждый из этих видов мышления развивается самостоятельно. Теоретическое мышление считается более совершенным, чем практическое, а понятийное представляет собой более высокий уровень развития, чем образное.
По степени новизны и оригинальности различают:
Репродуктивное мышление – основано на усвоении и оперировании готовыми понятиями, суждениями, закономерностями и применении их в определенной ситуации.
Продуктивное мышление – мышление, создающее новое для субъекта. Процесс мышления состоит в поиске средств решения проблемы с учетом имеющихся условий. Лежит в основе творчества.
По функциям различают:
Критическое мышление – направлено на выявление недостатков в суждениях.
Творческое – связано с открытием принципиально нового знания.
Основные формы мышления
1. Понятие – это отражение общих и существенных свойств предметов или явлений. Виды понятий:
q Общие понятия – охватывают целый класс однородных предметов или явлений, носящих одно и то же название. Например, понятия «стул», «здание», «болезнь», «человек» и др. В общих понятиях отражаются признаки, свойственные всем предметам, которые объединены соответствующим понятием.
q Единичные понятия – обозначают какой-либо один предмет. Например, «Енисей», «Венера», «Саратов» и др. Единичные понятия представляют собой совокупность знаний о каком-либо одном предмете, однако при этом отражают свойства, которые могут быть охвачены другим, более общим понятием. Например, в понятие «Енисей» входит то, что это река, которая течет по территории России.
2. Суждение – это форма мышления, в процессе которой утверждаются или отрицаются связи между предметами действительности. Например, «Этот стол коричневый», «Металлы при нагревании расширяются» — выражает связь между изменениями температуры и объемом металлов.
Суждения могут быть истинными (объективно верными) и ложными (не соответствующими объективной действительности); общими (когда что-то утверждается относительно всех предметов группы, например: «Все студенты сдаются экзамены во время сессии»), частными (например: «Некоторые студенты – отличники») и единичными (например, «Этот студент плохо приготовился к семинару».)
Суждение основано на понимании субъектом многообразия связей конкретного предмета или явления с другими предметами или явлениями. Понимание – это способность постичь смысл и значение чего-либо. Понятия «суждение» и «понимание» не являются полностью тождественными, но они самым тесным образом связаны друг с другом. Если понимание – это способность, то суждение – это результат данной способности.
3. Умозаключение является высшей формой мышления и представляет собой выведение из одного или нескольких суждений нового суждения. Исходные суждения, из которых выводится умозаключение, называются посылками.
Умозаключения могут быть:
q Индуктивными– рассуждение идет от единичных факторов к общему выводу.
q Дедуктивным– рассуждение идет от общих факторов к частным выводам.
q Аналогией– вывод делается на основании частичного сходства между явлениями. Например: днем светло, а ночью темно.
Умозаключение как форма мышления опирается на понятия и суждения и чаще всего используется в процессах теоретического мышления.
Слово «интеллект» происходит от латинского intellectus, в переводе на русский означающего «разумение», «понимание», «постижение». Сегодня существуют два основных толкования интеллекта: более широкое и более узкое. В более широком смысле интеллект – это глобальная интегральная биопсихическая особенность человека, характеризующая его возможности в адаптации. Другая трактовка интеллекта, более узкая, объединяет в этом понятии обобщенную характеристику умственных способностей человека.
Основные виды умственных операций
К основным видам умственных операций относятся: сравнение, анализ и синтез, абстракция и конкретизация, индукция и дедукция.
Анализ – это мысленное расчленение чего-либо на части или мысленное выделение отдельных свойств предмета.
Суть данной операции состоит в том, что, воспринимая какой-либо предмет или явление, мы можем мысленно выделить в нем одну часть из другой, а затем выделить следующую часть и т. д. Таким образом мы можем узнать, из каких частей состоит то, что мы воспринимаем. Следовательно, анализ позволяет нам разложить целое на части, т. е. позволяет понять структуру того, что мы воспринимаем.
Синтез – это мысленное соединение частей предметов или явлений в одно целое, а также мысленное сочетание отдельных их свойств.
Являясь противоположными по своей сути операциями, анализ и синтез фактически тесно связаны между собой. Они участвуют в каждом сложном мыслительном процессе. Например, когда вы, плохо зная английский, слышите разговор на этом языке, вы стараетесь прежде всего выделить в прозвучавшей фразе знакомые слова, а лишь затем воспринять слова менее знакомые и в дальнейшем попытаться их осмыслить. В этом проявляются функции анализа. Однако одновременно с этим вы пытаетесь сложить в единое целое смысл услышанных вами слов и составить осмысленную фразу. В данном случае вы используете другую мыслительную операцию – синтез.
Абстракция – это мысленное отвлечение от каких-либо частей или свойств предмета для выделения его существенных признаков. Абстракция широко используется нами при образовании и усвоении новых понятий, так как в понятиях отражены только существенные, общие для целого класса предметов признаки. Например, сказав «стол», мы представляем некий образ целого класса предметов. В этом понятии объединяются наши представления о разных столах. Для того чтобы сформировать данное понятие, нам пришлось отвлечься от целого ряда частных свойств и признаков, характерных только для определенного объекта или отдельной группы объектов, которые определяются сформированным нами понятием.
Обобщение– это объединение сходных предметов по общим для них признакам. Любое понятие, которым пользуются люди – это обобщение.
Конкретизация – процесс, противоположный абстракции, это представление чего-либо единичного, что соответствует тому или иному понятию или общему положению. По существу, конкретизация всегда выступает как пример или как иллюстрация чего-то общего.
Сравнение – операция установления сходства и различия между предметами и явлениями реального мира. Признание сходства или различия между предметами зависит от того, какие свойства сравниваемых предметов для нас являются существенными. Успех сравнения зависит от того, насколько правильно выбраны показатели для сравнения.
Классификация – это производная от сравнения, это более сложная операция установления сходства и различия главных и второстепенных признаков объектов и явлений.Благодаря этому возможно далее на основе сходства главных признаков объединение объектов в родственные группы: виды, роды, классы и т.д.
Индукция – это умозаключение, представляющее собой переход от частных случаев к общему положению.
Дедукция – это умозаключение, представляющее собой переход от общего к частному.
Решение сложных мыслительных задач и творческое мышление
Процесс мышления начинается с проблемной ситуации, которую необходимо решить, а, следовательно, с постановки вопроса, который возникает каждый раз, когда нам что-либо непонятно.
Для решения сложной мыслительной задачи необходимо умело выбрать пути решения поставленного вопроса. В некоторых случаях мы не испытываем затруднения в решении определенной мыслительной задачи или практической проблемы. Но часто бывает, что у нас нет необходимых знаний или информации для ответа на поставленный вопрос. Поэтому для решения сложной мыслительной задачи человек должен уметь найти необходимую информацию, без которой нельзя решить основную задачу или проблему. В этом случае человек, используя возможности своего мышления, сначала отвечает на промежуточные вопросы и лишь затем решает главный вопрос. Постепенно пополняя недостающую информацию, мы приходим к решению главной проблемы или интересующего нас вопроса.
Когда мы не имеем необходимой для решения вопроса информации, мы обычно высказываем предположение. Предположение – это умозаключение, которое строится на косвенной информации и наших догадках, когда у нас нет всех необходимых для правильного решения мыслительной задачи знаний или достаточной информации.
Практика является наиболее объективным доказательством истинности умозаключений. Существенную роль в решении сложных интеллектуальных задач играет умелое использование разнообразных приемов. Так, при решении задач мы часто используем наглядные образы. Другой пример – использование типичных приемов в решении типовых задач.
В развернутом мыслительном процессе можно выделить несколько этапов или фаз:
1. Осознание проблемной ситуации.
2. Выделение того, что известно, и того, что не известно. В результате проблема превращается в задачу.
3. Ограничение зоны поиска.
4. Построение гипотезы как предположения о способах решения задач.
5. Реализация гипотезы.
6. Проверка гипотезы. Если проверка подтверждает гипотезу, осуществляется реализация решения.
Однако бывают случаи, когда человек с высокоразвитым мышлением пытается решить задачи, не похожие ни на одну из известных, не имеющие готового пути решения. Для решения подобных задач мы должны обратиться к возможностям нашего творческого мышления.
Одним из первых, кто предпринял попытку дать ответ на вопрос о том, что такое творческое мышление, был Дж. Гилфорд. В работах, посвященных креативности (творческому мышлению), он изложил свою концепцию, согласно которой уровень развития креативности определяется доминированием в мышлении четырех особенностей. Во-первых, это оригинальность и необычность высказанных идей, стремление к интеллектуальной новизне. Человек, способный к творчеству, почти всегда и везде стремится найти свое собственное решение.
Во-вторых, творческого человека отличает семантическая гибкость, т. е. способность видеть объект под новым углом зрения, способность обнаружить возможность нового использования данного объекта.
В-третьих, в творческом мышлении всегда присутствует такая черта, как образная адаптивная гибкость, т. е. способность изменить восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые, скрытые стороны.
В-четвертых, человек с творческим мышлением отличается от других людей способностью продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, в частности в такой, которая не содержит предпосылок к формированию новых идей. Такая способность творческого мышления была названа Дж. Гилфордом семантической спонтанной гибкостью.
Впоследствии предпринимались и другие попытки выявить природу творчества. В ходе этих исследований были выявлены условия, способствующие проявлению творческого мышления. Например, при встрече с новой задачей человек стремится прежде всего использовать тот способ или метод, который в предшествующем опыте был наиболее успешным. Другим не менее существенным выводом, который был сделан в ходе исследований творческого мышления, является вывод о том, что чем больше усилий было потрачено на поиск нового способа решения задачи, тем выше вероятность того, что этот способ будет применен при решении другой, новой мыслительной задачи. В то же время данная закономерность может привести к возникновению стереотипа мышления, который мешает человеку использовать новые, более целесообразные способы решения задачи. Поэтому для того, чтобы преодолеть стереотипность мышления, человек должен вообще отказаться от попыток решить задачу, а затем через некоторое время вернуться к ней, но с твердым намерением решить ее новым способом.
В ходе исследования творческого мышления была выявлена еще одна интересная закономерность. Частые неудачи при решении мыслительных задач приводят к тому, что человек начинает бояться встречи с каждой новой задачей, а при встрече с проблемой его интеллектуальные способности оказываются не в состоянии проявиться, так как находятся под гнетом неверия человека в свои собственные силы. Для проявления интеллектуальных способностей людей необходимо чувство успеха и ощущение правильности выполнения той или иной задачи.
В ряде исследований было установлено, что эффективность в решении мыслительных задач достигается при наличии соответствующей мотивации и определенного уровня эмоционального возбуждения. Причем этот уровень для каждого человека сугубо индивидуален.
Современные концепции мышления
На современном этапе мышление человека является объектом исследования многих наук: психологии, социологии, логики, теории искусственного интеллекта и др..
- Психологическая концепция мышления строится на принципах единства деятельности и мышления, социоисторичнои и культурной детерминации, развития, системности, отражение. Современная психология выделяет в мышлении интеллектуальные др.) и интеллектуальные операции ( анализ, синтез, сравнение,обобщение и т.д.).
- Социологическая и социально-психологическая концепция мышления.
- Логико-философская концепция мышления.
- Информационно-кибернетическая концепция мышления.
- Эвристическая концепция мышления.
Как работает интуитивное мышление?
Некоторые люди имеют развитое интуитивное мышление. Они способны решать проблемы, не обдумывая их, не проводя логического и критического анализа ситуации. Ответ на поставленную задачу приходит к ним изнутри, из подсознания.
В ходе интуитивного мышления задействованы подсознательные процессы. Оно работает автоматически в привычных для человека ситуациях. Например, во время вождения машины, человек все операции выполняет неосознанно: он не думает о том, в какую сторону повернуть руль, как переключить передачу и когда нажать на педаль тормоза. Все это происходит автоматически, потому что человек уже имеет опыт вождения.
Также происходит в любой деятельности, в которой человек хорошо разбирается и имеет опыт. Рабочий за станком тоже не раздумывает над каждым своим действием, он выполняет их автоматически. Опытный доктор может диагностировать распространенное заболевание без всяких анализов, только взглянув на больного.
Чтобы достичь такого уровня в любой профессии, психологи рекомендуют осознанно подходить к освоению нового вида деятельности. Необходимо каждый шаг делать медленно, обдумывая и запоминая все детали, по много раз прорабатывая каждое действие. Постепенно навыки переместятся на уровень подсознания, и в дальнейшем человек сможет выполнять их автоматически.
Пралогическое мышление
Это понятие было введено еще Л. Леви-Брюлем. Термин оказался необходимым для обозначения раннего этапа формирования основных законов логики. Речь идет о той ступени формирования, когда смысл причинно-следственных связей уже понятен и осознан, но его сущность не совсем ясна и даже мистифицирована. Причиной появления тех или иных условий является обязательно какая-либо высшая сила, природная или животная (пример тому — использование тотема, поклонение силам природы и т. д.). Речь идет о том этапе развития человека, когда сильная гроза или засуха могли восприниматься, как гнев богов.
На этом, пожалуй, стоит закончить. Конечно, имеется множество и других типов. Но те, о которых мы упоминали, можно назвать самыми основными. Теперь вы знаете, что помимо логического существует и интуитивный вид мышления, а кроме практического — пралогический. Но имейте в виду, не всегда можно сказать, что тот или иной человек использует только один конкретный вид. Чаще всего в разных ситуациях люди прибегают к различным мыслительным процессам, зачастую не контролируя их выбор.
Основные функции мышления
- Познавательная (отражение мира и самоотражения)
- Проектировочная (построение планов, проектов, моделей практической и теоретико-познавательной деятельности)
- Прогнозная (прогнозирование или предвидение последствий своих действий, своей деятельности, прогнозирования будущего)
- Информационная (усвоение информации о знании и его смысловую переработки)
- Технологическая (разработка правил, норм, стандартов, рецептов життедияльнсти человека и общества в различных формах и проявлениях)
- Рефлексивная (самопознание разума, самоанализ)
- Интерпретаторська (толкования, осмысления продуктов человеческой культуры)
- Аналитическая и синтетическая
- Постановка и решение различных задач и проблем
Определение
Сложность формулировки этого понятия заключается в том, что практически каждый из взрослых людей представляет, что именно называют мышлением. Это способ или средство получения информации об окружающем мире и процессах, происходящих в нем. Он имеет опосредованный и обобщающий характер.
Существуют различные типы (виды) данного процесса. В их число входят: дискурсивное, образное мышление, интуитивное, рациональное, практическое и пралогическое. Каждый из них чем-то кардинально отличается, а чем-то, наоборот, может быть похожим на какие-либо другие. Узнаем в чем их различие и схожесть. Помимо типов, мыслительный процесс обладает двумя формами: умозаключением и суждением.
Умозаключением называют результат всех суждений, итоговый вывод, полученный из предоставленной информации. Существует всего три вида:
- дедуктивное;
- индуктивное;
- по аналогии.
Стоит более подробно рассмотреть каждое из них, дабы последующая информация была вам более понятна. Дедуктивное делается на основе общих правил по отношению к какому-либо частному случаю. За основу берутся достоверные факты, а уже на их основе человек приходит к какому-то выводу. Приведем самый простой пример. Металлы пластичны, железо — это металл. Значит, оно пластично. При индуктивном методе индивид, наоборот, переходит к общему суждению на основе частного случая. Умозаключение по аналогии это то, к которому приходят, опираясь на схожесть двух (или нескольких) случаев, объектов или каких-либо свойств.
Суждение — это отдельные мысли об объекте. Связывая их в единую цепь, можно прийти к определенному выводу. Например: «Человек, совершивший преступление, должен быть наказан» — это суждение.
Дедуктивный принцип
Подчиняется противоположной закономерности: вывод делается от общего к частному. Обычно люди не замечают, как приходят к определенному решению, не могут отследить хот своих мыслей. То есть, основываясь на каком-то общем убеждении, можно прийти к личному умозаключению. Часто люди пользуются дедуктивным методом, даже не догадываясь об этом и не задумываясь о происходящем. Примером может послужить такая ситуация: познакомившись с главным произведением известного автора, человек принимает решение прочитать его раннюю книгу, о которой мало кто знает, искренне полагая, что она тоже окажется невероятно захватывающей. Часто люди вообще склонны что-то делать на эмоциях, под влиянием сильных впечатлений.
Понятие «мышления» в истории философии
Понятие мышления находится в тесной связи с Оно является фундаментальным в концептуальных системах знания философов прошлого и современности. Понятие мышления (гр. ???? — ум) и взаимосвязанные с ним понятия были сформированы античными философами др.).
По Аристотелю мышление является частью души, другой ее частью является ощущение. Как часть души, мышления является специфической способностью рассуждать, постигать мнением мир и самого себя, то есть душу. Мышление является деятельностью, направленной на познание, постижение родов сущего. Исследуя мышление, Аристотель создал логику — науку о мышлении, сформулировал законы и формы мышления.
В концептуальных системах философов Нового времени ( Джон Локк, Фрэнсис Бэкон, Клод Адриан Гельвеций, Дэвид Юм ) мышление — это деятельность, направленная на познание и практические действия; оно разрабатывает метод, т.е. средство, прием познания и практических действий. Философы выделяют проявления мышления -ощущение, созерцание, воображение, рефлексия ; уровне мышления — рассудок, разум ; проявления деятельности мышления — сомнение, вера, замысел, принятия решений, понимания, мнимые сделки.
В концептуальных системах представителей классической немецкой философии ( Кант, Иоганн Готлиб Фихте, Фридрих Вильгельм Шеллинг, Георг Гегель ) мышление рассматривается как акт самодеятельности субъекта, что порождает различные интеллектуальные, мнимые феномены — понятие, принципы, законы, идеи, идеалы, т.е. знания.
Эммануил Кант отмечал спонтанность актов мышления, априорный характер его деятельности, направленность на познание посредством понятий, выделил уровни мышления — интуиция, рассудок, разум ; типы и виды мышления — формально-логическое (рассудочное) и диалектическое (разумное), конкретное и абстрактное, практическое и теоретическое. Е. Кант определил односторонность, ограниченность рассудка и антиномичность разума, установил связи «чистого» мышления с чувственностью, с внешним миром.
Гегель определяет мышление как деятельность субъекта, направленная на познание мира в форме понятий ( категорий ). Высшей формой познания является наука (философия ), которая познает Абсолютный дух. Мышление есть познание в понятиях (категориях) Абсолютного духа, благодаря которым формируется всеобщее знание.
Как развить дискурсивное мышление
Нужно научиться рассматривать сразу несколько путей решения проблемы. Используя логику, а также жизненный опыт, в итоге вы найдете наиболее подходящий для вас вариант.
Индуктивный метод
Приведем 2 примера индуктивных умозаключений:
- Представьте, что вы едете на работу в автобусе. Многие люди чихают, кашляют, у них насморк. Да и в аптеках в последние дни что-то много покупателей. О чем вы подумаете в первую очередь? Логично заключить, что началась эпидемия ОРВИ.
- Вы едете все в том же автобусе. Неожиданно при выходе водитель вам нагрубил. И это уже не первый случай в вашей жизни. Друзья также рассказывали о подобных инцидентах. В соцсетях, по телевизору вы нашли десятки таких ситуаций. Какой напрашивается вывод? Что водители маршруток в большинстве своем хамы и грубияны.
В первом примере было сделано вполне логичное умозаключение. А во втором оно было неправильным. Как избежать ошибок в своих суждениях? Есть ряд способов:
- Наблюдайте за объектом или явлением. Будьте бесстрастными, непредвзятыми. Изучайте факты, не обращайте внимания на предположения.
- Анализируйте полученную информацию. По возможности выделите закономерность, сходства или отличия.
- Сделайте умозаключение, основываясь на своих размышлениях.
- Понаблюдайте за объектом или явлением еще какое-то время. Это поможет вам утвердиться в своих выводах.
Интересно, что с помощью индуктивного мышления вы можете убедить в своей правоте окружающих людей. Достаточно освоить 4 приема:
- Экстраполяция. Это перенесение правил из одной сферы в другую. Используется для того, чтобы побудить человека сделать то, что ему не хочется. Например, не стоит называть ребенка свиньей и неряхой, если он не убирает в своей комнате. Попробуйте по-другому. Скажите, что его друзья – очень ответственные люди, которые любят порядок. И ему уже пора бы присоединиться к ним.
- Аргументация с объяснением выводов. Сначала приведите аргументы, а после умозаключения. Представьте, что вы собрались на пикник. Вдруг погода испортилась. Если вы скажете об отмене поездки и только потом о причине, собеседник начнет спорить и упираться. Лучше сказать так: «Прогноз погоды обещает дождь. Поэтому лучше отменить пикник или перенести его на другой день».
- Аргументация, описывающая преимущества отдельных элементов и вывода или решения в целом.
- Высказывание фактов, аргументов, объяснений. Они должны идти именно в такой последовательности. Если изменить порядок, речь не будет убедительной.
Дедуктивный метод
Как развить дискурсивное мышление с помощью дедукции? Научитесь на основе проверенных и подтвержденных фактов делать свои собственные выводы. К примеру, на улице начался дождь. Вы понимаете, что сохнущее там белье станет снова мокрым, если его не занести домой. Основа дедуктивного метода – рассуждения.
Дедуктивный метод
Процесс дедуктивного мышления движется в обратном порядке: на основе общих проверенных фактов человек делает частные выводы. Например: вы посмотрели в окно и увидели, что начался дождь. Вам сразу же становится ясно, что белье, развешенное на веревке, намокнет, если его не снять. Другой пример: ваша собака прибежала с прогулки, радостно облизываясь, а ее нос и лапы вымазаны землей. Вы понимаете, что она рылась в земле и нашла что-то вкусное.
Дедуктивный метод строится на основе логических умозаключений. Достоверные общие факты позволяют делать точные частные выводы.
Если вы хотите развить свое мышление, научитесь владеть обоими методами – индуктивным и дедуктивным. Учитесь подмечать детали каждого явления, а также обращать внимание на явление в целом. Это поможет более эффективно решать стоящие перед вами задачи.
Индуктивный метод
Умозаключение, построенное по принципу индукции, может быть таким: в течение последних нескольких дней на улице, в транспорте, на работе вы видите людей, которые кашляют, чихают и сморкаются, а в аптеках выстроились очереди. Отсюда вы делаете вывод, что в городе началась эпидемия гриппа или ОРВИ. Это очень простое и логичное умозаключение.
Однако далеко не всегда индуктивный метод позволяет прийти к правильным выводам. Например, сегодня вам нагрубил водитель маршрутки. Вы вспомнили, что раньше у вас уже были подобные инциденты. Потом несколько ваших друзей рассказали, что тоже нередко нарывались на грубость водителей. Вдобавок вы еще услышали по телевизору, что водитель маршрутки нагрубил пассажиру. Отсюда вы можете сделать ошибочный вывод, что все водители маршруток – сплошные грубияны.
Как же избежать ошибок в индуктивном мышлении? Можно воспользоваться специальной методикой, позволяющей развить этот тип мышления, сделав его более продуктивным. Метод предполагает несколько последовательных шагов:
- Наблюдение. Бесстрастно и непредвзято понаблюдайте за интересующим вас объектом или явлением. Собирая информацию, опирайтесь исключительно на факты, а не на предположения.
- Анализ. Собрав всю необходимую информацию, тщательно проанализируйте ее. Выявите имеющиеся закономерности, найдите сходства и различия.
- Обобщение. Обобщите проанализированную информацию и на ее основе сделайте умозаключение.
- Подтверждение. Продолжайте наблюдать за объектом или явлением, чтобы найти подтверждение ваших выводов и умозаключений.
Если вы хотите научиться убеждать людей в своей правоте, освойте приемы индуктивного мышления, которые помогут приводить в разговоре правильные аргументы.
- Экстраполяция – перенос какого-либо правила из одной области знаний в другую. Прием можно использовать, чтобы убедить человека сделать что-либо. Например, вы говорите своему ребенку: «Убери в своей комнате, не будь свиньей». Это неубедительная аргументация. Нужно сказать так: «Твои друзья очень дисциплинированы и содержат свои комнаты в порядке. Пора бы и тебе к ним присоединиться и начать соблюдать порядок».
- Аргументация с последующим объяснением выводов. Обычно люди сначала озвучивают собеседнику выводы, а затем их аргументируют. Например: «Мы не поедем на пикник, потому что собирается дождь». Такая формулировка может вызвать у собеседника протест. Правильнее сказать так: «На сегодня прогноз погоды обещает дождь в том месте, куда мы собираемся ехать. Лучше всего отменить поездку и перенести пикник на другой день».
- Аргументация с описанием сначала преимуществ частностей с последующим переходом к преимуществам целого. Этот прием можно применять в маркетинге. Специалисты по маркетингу утверждают, что если убедить покупателя в частных преимуществах товара, то он легче согласиться на его покупку. Неправильная формулировка: «Этот шампунь произведен по инновационным технологиям. Он питает и увлажняет волосы, укрепляет их и ускоряет рост». Правильная формулировка: «Этот шампунь питает и увлажняет волосы, укрепляет их и ускоряет рост. Он произведен по инновационным технологиям».
- Высказывание сначала фактов и аргументов, а затем объяснения. Если сначала высказать собеседнику объяснение, а затем аргументировать его, оно не будет выглядеть таким убедительным. Например, вы говорите: «Вася, парень нашей соседки, украл цветы с клумбы». А нужно сказать так: «Я видел, как Вася стоял перед дверью нашей соседки с букетом цветов. Георгины очень похожи на те, что растут перед домом на клумбе. Вышел на улицу, а цветов нет, причем срез недавний. Кроме того, на земле отпечатались мужские следы. Наверное, это Вася срезал георгины».
Правильная интерпретация
На самом деле мало видеть ситуацию изнутри самому. Нужно еще уметь это правильно интерпретировать, дать объективную оценку происходящему. Опираясь на логическое мышление, человек может прийти к довольно смелым и неоднозначным выводам, которые при иных обстоятельствах просто не пришли бы в голову.
Без подобного умения невозможно отстоять свою позицию, развиваться в выбранном направлении. Индивид должен постоянно стремиться к тому, чтобы перепроверять свои догадки, убеждаться в своей правоте.
Таким образом, перечисленные выше виды дискурсивного мышления необходимы для того, чтобы грамотно выстраивать процесс общения. Необходимо понимать, что главное здесь — уметь правильно слушать собеседника, адекватно воспринимать возникающую ситуацию и делать определенные выводы. Тогда человек сможет пребывать в гармонии с самим собой и с обществом. В любые отношения нужно обязательно вкладывать созидательную энергию, анализировать происходящее вокруг и точно знать, к чему могут привести те или иные поступки.
Можно ли улучшить интуицию?
Многим из нас трудно слушать интуицию. Мы все ослеплены рациональностью, поэтому нам трудно поверить во что-то, что не использует логику или какую-либо другую научную систему. Мы отталкиваем многие вещи, которые не кажутся простыми для объяснения. Именно поэтому нам так трудно использовать нашу интуицию.
Кроме того, отсутствие доверия к себе также блокирует способность мыслить интуитивно. Если у вас есть много сомнений относительно вашего субъективного опыта, все ваши интуиции будут заражены этим сомнением. Таким образом, вместо того, чтобы помочь вам найти правильный ответ (то есть интуицию), вы запутываетесь и скептически относитесь.
Лучший способ улучшить свою интуицию — позволить ей течь более свободно. Одна хорошая стратегия — это принять к сведению первое, что приходит на ум в любой ситуации. Убедитесь, что вы записали это, прежде чем ваши процессы рассуждения вступят во владение пусть это придет именно так, как вы это видите, как при автоматическом письме.
После этого вы можете просмотреть свои заметки и проверить, было ли ваше первоначальное впечатление верным. Если это имеет смысл и помогает вам правильно решить или понять ситуацию, тогда это интуиция. Разве это не похоже на увлекательное упражнение? Почему бы не попробовать?
Анализ
Всякое логическое мышление подразумевает, что необходимо будет обнаружить имеющиеся закономерности между отдельными предметами или явлениями. Умение анализировать является очень важным и ценным в нашей обыденной жизни. Чтобы не ошибиться с окончательным выводом, не нужно торопиться как можно скорее прийти к определенному заключению.
Лучше постепенно присматриваться к ситуации, стараясь обнаружить связи между отдельными предметами. Как правило, ничто не существует отдельно, само по себе. Если мы постараемся, то всегда сможем найти то, что объединяет совершенно разные, на первый взгляд, явления.
Интуитивное мышление
Современная психология рассматривает интуитивные акты как часть дискурсивного или иного мышления в процессе решения творческих задач, рассматривая их как один из этапов творческого мышления (потом здесь может быть ссылка на будущую статью о творческом мышлении). Как сказал Герберт Саймон, один из основателей когнитивной психологии, «Интуиция – это не что иное, как узнавание». Развитие интуитивного мышления возможно, если полагать интуицию сконцентрированным бессознательным рассуждением, а не иррациональным процессом, если предположить, что она есть следствием сконцентрированного опыта.
Как помочь развитию интуитивного мышления?
• Становиться специалистом в какой-либо области: в этом случае мгновенные прогнозы будут основываться на опыте и давать реалистичные результаты.
• Развивать образное мышление: это хорошо помогает предсказывать поведение людей в той или иной ситуации.
• Учиться ставить себя на место другого, чтобы почувствовать себя «в чужой шкуре».
• Учиться расслабляться, снимать физическое напряжение, скованность, другими словами – учиться раскрепощённости.
• Учиться в своём воображении ощущать себя в теле другого человека.
• Знать невербальный язык тела и уметь им пользоваться.
• Уметь подстраиваться под человека, меняя своё поведение под собеседника с целью создания доверия, для лучшего контакта.
Желаем Вам успехов в саморазвитии!
Фото: Ana Bernardo
Методы развития
Если ежедневно ставить перед собой конкретные задачи, то можно обязательно добиться их воплощения в реальность. Дискурсивное мышление необходимо стремиться развивать. Даже если вы являетесь приверженцем индивидуального интуитивного поиска, это не повод отказываться от логических умений. Тогда вы научитесь понимать других людей и самих себя без особенного напряжения. Любые сложные ситуации требуют ответственного подхода и дисциплинированного отношения. Развитие дискурсивного мышления невозможно без некоторых самоограничений. Требуется хорошо чувствовать ситуацию, знать, как лучше поступить в определенное время. Рассмотрим подробнее эффективные методы развития.
Интуитивное мышление и наука
Тема интуитивного мышления всегда приводила ко всем вмдам спекуляций. Но поскольку это так сильно связано с нашими эмоциями, не очень легко что-либо проверить по этому поводу.
Но наука взялась за эту проблему. Одной из основных программ, которая его изучает, является Лаборатория эволюции и поведения мозга (входит в состав Национального института психического здоровья в США), а ее нынешним директором является Пол Маклин.
Согласно их исследованиям, интуитивное мышление происходит из неокортекса. Это особая часть мозга, в которой есть элементы обоих полушарий. Хотя они не уверены, как именно это работает, они думают, что это как-то связано с мгновенной обработкой знаний, опыта и знаков вокруг вас. Конечным результатом этой обработки является правильная интерпретация реальности.
Определение интуитивного мышления
Данный вид мышления по большей части основан на интуиции. Связи рождаются практически мгновенно. Человек, не задумываясь, отвечает на вопрос, рассчитывая в основном на свои чувства. Интуитивное мышление считается одним из видов творческого мышления. Иногда кажется, что данный процесс происходит без участия логики, однако, это немного не так. Человек тоже выстраивает некие аналитические цепочки в своей голове, но это происходит молниеносно. Так как в данном случае им движет нечто понятийно-интуитивное. Но и это определенная форма рационального мышления.
Решение как будто появляется сверху. Кто-то называет это даром Божьим, кто-то считает, что такую способность можно развивать. Бесспорно одно – человек, владеющий способностью к интуитивному мышлению, должен обладать большим жизненным опытом и иметь солидный багаж знаний в совершенно разных областях. Поэтому даже если этого «дара» нет, его можно развить.
Основные принципы
Их необходимо знать, чтобы понимать, как работает эта форма познания. Если человек не будет об этом задумываться, он не сможет прийти к удовлетворительному результату. Принципы дискурсивного мышления направлены на формирование понимания того, как люди принимают решения, на чем основывают свои выводы. Это очень важно для гармоничного восприятия действительности. Порой в жизни приходится решать множество задач одновременно, уделять внимание внезапным изменениям.
Интуитивное мышление
Уже, исходя из названия данного типа, можно догадаться, что оно связано с интуицией человека. Можно решить, что человек с интуитивным типом мышления и вовсе не пытается думать логически. Он не желает упорядочить мыслительный процесс. Но на самом деле, это не совсем так. Субъект все-таки выстраивает какую-то мысленную цепочку. Но все это проходит для него настолько незаметно и быстро, что может показаться, будто человек вообще ни о чем не задумывался.
Если сравнивать интуитивное и рациональное мышление, то второе выглядит более надежным, так как в процессе него индивид старается сделать выводы, полагаясь на фактические знания. Но это на самом деле обманчивое впечатление. Потому что даже если кто-либо попытается выстроить логическую цепочку из суждений, нет гарантии того, что он не допустит ошибки в этом процессе.
В процессе интуитивного мышления человек рассматривает задачу комплексно, с разных сторон, используя для этого свои эмоции, предыдущий опыт и знания. В большинстве случаев эти действия остаются незаметными для людей, поэтому их кажется, что решение или вывод пришли откуда-то “сверху”.
Чем дискурсивное мышление отличается от интуитивного
Дискурсивное и интуитивное мышление – две противоположности. Первое представляет собой логичные рассуждения, а второе – чувственное восприятие, надежду на интуицию.
Во время дискурсивного мыслительного процесса человек основывает свои умозаключения на логике, использует факты, последовательно делает выводы. Такое мышление называют медленным. При любых обстоятельствах оно занимает какой-то промежуток времени.
При интуитивном мышлении решение проблемы приходит неожиданно. Порой человек даже не задумывается о нем. Объяснить логически, почему он решил поступить так, а не иначе, не представляется возможным. Он просто чувствует, что лучше сделать именно так. Способ мыслить интуитивно называют быстрым мышлением.
Дискурсивное
Мышление человека может иметь дискурсивный тип. Он в подавляющем большинстве случаев кажется людям более надежным. Но, как оказалось, надежность весьма иллюзорная. Здесь, в отличие от интуитивного мышления, человек приходит к умозаключению посредством перебора различных вариантов решения задачи.
Самым простым примером, с помощью которого можно объяснить этот тип — процесс собирания мозаики. Субъект находит необходимый кусочек, перебирая все возможные. По очереди он прикладывает пазл к картинке до той поры, пока не обнаружит искомый. Согласитесь, довольно сильно этот метод отличается от интуитивного мышления.Помимо этого, дискурсивный тип также делится на дедуктивный и индуктивный:
- Дедукция — при таком методе трансформация одного суждения в другое осуществляется только посредством логического перехода. Нахождение между ними этой связи строго обязательно. Именно дедукцией пользовался известный Шерлок Холмс, герой романов Конан Дойла.
- Индукция (или как еще его называют, метод наведения) — это логический вывод, полученный на основе перехода от частных случаев к общим.