Для повышения самооценки необязательно обращаться к психологу — в книгах и в интернете существует немало упражнений для развития уверенности в себе. Оказывается, они есть даже для подростков, которым низкая самооценка может приносить немало неудобств. Итак, как подрастающий ребенок может помочь самому себе и повысить самооценку?
Одна из главных задач современной школы — привить учащемуся навыки самосовершенствования, чтобы он стал гармонично развитой личностью, мог достигать целей и добиваться успеха. В этом вопросе ключевую роль играет уровень самооценки подростка.
К сожалению, сегодня самооценка подростков часто занижена, и молодой человек, выходящий во взрослый мир, не слишком уверен в себе. А это напрямую сказывается на очень важном для развития качестве — позитивном мышлении, мешая оптимистически относиться к своим успехам и неудачам.
Не сравнивайте с другими
Подросток, которого постоянно сравнивают с более успешными, покладистыми и красивыми, не умеет себя ценить. Вместо того, чтобы искать и развивать свои сильные стороны, он зацикливается на малейших промахах. В итоге ребёнок может потерять мотивацию вообще что-либо делать. Ведь окружающие, по словам родителей, всегда оказываются лучше него.
Взрослым стоит научиться замечать в своих детях что-то хорошее и проговаривать это. Все дети разные: одни получают пятёрки по математике, другие превосходно танцуют. Для подростка очень важно разглядеть и принять собственную индивидуальность, какой бы она ни была.
Особенности в юношеском возрасте
Сложный и противоречивый период формирования самоанализа у подростка определяет то, насколько он будет успешным во взрослой жизни. Хорошая самооценка поможет нормально взаимодействовать с противоположным полом, идти к поставленным целям, добиваться успехов. Одной из особенностей этого периода является то, что у несовершеннолетних начинает падать авторитет родителей. Если сверстники видят подростка красивым, умным, веселым, то он ценит себя. Если однолетки реагируют на него негативно, то самооценка опускается вниз. Только не нужно отступать в сторону, важно помогать ребенку. В этот период детям хочется все испытать через собственный опыт. Поэтому советы должны быть очень корректными.
Хвалите за достижения
Подростка нужно хвалить тогда, когда он действительно поработал над собой. Пустое расхваливание только обесценивает реальные усилия. Поводы для гордости могут быть как материальные, так и нематериальные. Можно хвалить как за пятёрку в школе, так и за то, что ребёнок уступил кому-то место в транспорте.
Если подросток не знает, как раскрыть свои способности, предложите ему какое-нибудь занятие: музыка, танцы, рукоделие, волонтёрство, помощь по дому, научные курсы. Может, не сразу, но он найдёт, где проявить себя. После первого успеха ребёнок поймёт, на что способен, и у него поднимется самооценка.
Олег Иванов
психолог, конфликтолог, руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов
Подросток должен чувствовать вашу поддержку и понимание, чтобы пережить внутренние страхи.
Формирование самооценки подростка
Психологи утверждают, что заниженная самооценка наблюдается у 90 % подростков. К этому нужно быть готовым. Родители должны знать, как поднять самооценку подростку, помочь ему в этот непростой период. Помните, что родительские замечания и упреки только больше занижают самооценку детей. Важно не навредить им.
Стоит разобраться, что же такое самооценка. Она включает в себя анализ подростком своих физических характеристик, поступков, нравственных качеств, способностей. Самооценка зарождается именно в подростковый период. Она проходит несколько ступеней. Сначала появляется наивное неосведомленность происходящего, потом возникает колеблющаяся самооценка. Центр внимания подростков переносится на то, что скрыто внутри.
Самооценка определяет социальную адаптацию личности, регулирует ее поведение и деятельность. Иногда формируется завышенная оценка себя, а в других случаях — заниженная. Здесь важно найти золотую серединку. Сколько бы мама в этот момент не убеждала своего сына в том, что он привлекательный, он затаит сомнения, если ни одна девочка в школе не обращает на него внимания.
Уважайте его мнение и вкус
Никогда не критикуйте вкус своего ребёнка. Даже если вам кажется, что он вырядился непонятно как, а от включённой им музыки раскалывается голова. Ребёнку нужно чувствовать в вас опору и искреннюю заинтересованность, ему не нужны ваши оценочные суждения. Позвольте ему найти себя, научиться выбирать и отстаивать собственное мнение. Интересуйтесь тем, что он слушает и смотрит. Иначе вы рискуете прослыть занудой и потерять с ним связь.
Валентина Паевская
детский нейропсихолог, блогер
Просите ребёнка закачивать вам на смартфон новую музыку, посещайте квесты и концерты его любимых групп, смотрите фильмы. Это поможет удержать эмоциональную связь и понять, что сейчас волнует вашего подростка.
Роль родителей в формировании личности подростка
Часто парни и девушки всячески демонстрируют свою значимость, но внутри имеют очень много сомнений. Каждый их шаг во взрослую жизнь для них сложный, и они проявляют нерешительность. Важно помочь детям пережить этот этап, научиться самим не раздражаться. Родители должны правильно наладить общение с подростками, чтобы те не выражали свою значимость протестом. Ведь если у несовершеннолетних не получается контакт с родителями, то они бурно выплескивают эмоции, могут уходить из дома. Именно в этом возрасте некоторые привыкают к наркотикам, курению. Влияние улицы очень большое. Важно, чтобы дети приходили домой не просто на ночлег. Подросткам очень хочется быть лидерами перед своими сверстниками.
Как повысить самооценку своей дочери или сына, должен знать каждый родитель. Для начала нужно принять и понять позицию своего ребенка. Поддержка в этот момент очень важна. Укоры и сравнения не всегда дают результаты. Пора начинать смотреть на подростка как на взрослого. Уважение, мягкая форма общения, возможность самовыразиться — вот что нужно несовершеннолетним.
Увлеките подростка спортом
В подростковом возрасте тело сильно меняется. Многие дети набирают вес, становятся неуклюжими, сутулятся, страдают от прыщей. Сложно при этом оставаться довольным своей внешностью. Кроме того, большую часть времени подростки проводят сидя: то за партой, то за компьютером. Энергия не направляется в нужное русло, и дети, не зная, что с ней делать, становятся агрессивными или капризными.
Чтобы привести самооценку и чувства в порядок, подростку следует регулярно заниматься спортом. Это не только укрепит тело и повысит выносливость, но и снимет напряжение, поможет обрести уверенность в себе.
Подростки чаще всего хотят заниматься экстремальными видами спорта, например сноубордом, скейтом, уличными танцами. Делая новые трюки, подросток как бы доказывает сам себе, что его тело слушается.
Валентина Паевская
детский нейропсихолог, блогер
Последствия низкого самовосприятия в юношеском возрасте
Часто психическое и физическое здоровье девочки или парня зависят от уверенности в себе. Родителям не стоит забывать об этом. Вот к каким негативным последствиям может привести низкая оценка себя:
- теряется устойчивость к стрессовым ситуациям;
- возникает депрессивное настроение;
- появляются различные страхи;
- нарушаются функции желудочно-кишечного тракта.
Конечно же, ни один родитель не желает, чтобы такое происходило с его ребенком. Поэтому очень важно помочь несовершеннолетним поднять уверенность в себе. Психологи рекомендуют советы и упражнения, как поднять самооценку подростку.
Самооценка: какой она бывает
Самооценку условно можно разделить на заниженную, завышенную и здоровую (нормальную).
Заниженная самооценка характеризуется тем, что человек видит только свои недостатки и постоянно себя критикует. На эмоциональном уровне это приводит к тому, что он регулярно испытывает стыд или чувство вины. Сюда же можно отнести и ненависть к себе.
Завышенная самооценка – это концентрация только на своих плюсах и достоинствах. Человек словно купается в них и не замечает минусов. Он одержим любовью к себе. Такая самооценка чаще всего встречается при нарциссическом расстройстве.
Здоровая самооценка – это состояние, при котором человек видит и знает свои плюсы и минусы. Это приводит к тому, что восприятия себя становится объективным и рациональным. Такой человек способен принимать и любить себя независимо от обстоятельств.
Пониженная самооценка: 2 вида
- Ненависть к себе, которая характеризуется конкретными негативными убеждениями. Человек называет себя определенными словами, например, ничтожеством, или считает себя ужасным. Иногда такая ненависть имеет конкретную историю, например, из детства, когда человека называли конкретно этими словами, унижали и чрезмерно критиковали.
- нехватка позитивных представлений о себе. Такой человек почти ничего не знает о себе, он не знает, что в нем есть хорошего, какими качествами он обладает, не может объективно увидеть свои сильные стороны.
Как и когда формируется самооценка в детском возрасте
В раннем возрасте малыш действует необдуманно, не прогнозируя результатов своих действий, лишь под влиянием сиюминутного желания.
На этом этапе родители начинают формировать будущую самооценку с помощью ограничивающих фраз: «Ай!», «Нельзя», «Больно» и демонстрируют ребенку возможные последствия.
Постепенно возникает целенаправленность, зависимость от ситуации. Ребенок начинает выполнять более сложные словесные инструкции и получает за это поощрение или наказание.
Когда нужно обращаться к психологу?
Подростковый возраст – это важный и сложный период становления личности. Изменения происходят, как и физические, так и психологические. Ребенок находится в поиске идеалов, достигает новых целей, расставляет приоритеты.
Необходимо не допустить занижение самооценки на фоне так называемых «недостатков» и выдуманных комплексов. Если вовремя не справится с проблемой, отпечаток может отложиться на всю жизнь: неуверенность в себе мешает реализовать свои способности.
Важно, чтобы родители дали поддержку ребенку для создания хороших условия, для достижения результата. Если родители понимают, что самостоятельно помочь ребенку они не в силах, то необходимо обратиться к психологу за консультацией.
Самооценка девочки-подростка
Мама вполне может убедить несовершеннолетнюю дочку в ее успешности. Как повысить самооценку девочке-подростку? Для начала помогите ей ухаживать за собой. Отведите в парикмахерскую, салон красоты. Девочке очень важно ощущать себя красивой, ухоженной, важной, ценной. Только не нужно заставлять это делать, найдите способ завлечь дочку на добровольных началах. Отличной идеей будет провести фотосессию в новом образе. Можете отдать дочку на курсы по созданию своего стиля.
Предлагайте девочке выполнять какую-то работу по дому, где она проявит свои способности. Интересуйтесь школьной жизнью девочки, следите, чтобы учителя хорошо относились к ней. Недопустимы случаи унижения, высмеивания со стороны учителей.
Как родители влияют на самооценку детей?
Отзывчивые и любящие родители помогают ребенку развиваться с нормальной самооценкой. А негативные отношения в семье порождают неуверенность и замкнутость: ребенок зацикливается на своих неудачах, становится мнителен, порой проявляется агрессия и тревожность.
При формировании самооценки подростка важен стиль общения внутри семьи:
- Симметричный – все члены семьи взаимодействуют друг с другом на равных. В такой семье ребенок чествует себя важным, его мнение учитывается во всех ситуациях. Ребенок формирует собственные критерии оценки своих действий на основании оценок родителей.
- Ассиметричный — ребенка практически не допускают к участию по принятию решений. Такая модель формирует негативное восприятие собственного Я.
Важно понимать, что ребенок – это такой же член семьи. У него есть свое мнение на ситуацию или действие в его адрес. Стоит учитывать мнение ребенка в вопросах, которые касаются его косвенно или напрямую. Не стоит пренебрегать словами ребенка, так он может почувствовать свою ненужность и замкнуться в себе еще больше.
Родители в роли психолога
В эпоху интернета отец и мать могут взять на себя роль психолога для подростка, если вдруг заметили у него заниженную самооценку. Специалисты советуют провести тест на определение самооценки подростка. После этого можно провести с ребенком беседу о том, что нужно себя любить и принимать со всеми недостатками. Скажите несовершеннолетнему, что каждый может ошибиться, и это его право. Важно донести сыну или дочке, что не стоит концентрироваться на недостатках. Посоветуйте ребенку общаться с уверенными в себе ребятами. Для случаев, когда ситуация вообще выходит из-под контроля, и подросток теряет уверенность в себе, предложите ему использовать упражнение с глубоким вдохом и выдохом. Нужно дышать и считать до 10. Это поможет плохим мыслям отойти, а уверенность в своих силах поднимется. Общайтесь больше со своими детьми, просите у них совета, покажите, что они для вас значимы.
Как научиться себя ценить?
Повышение собственной ценности начинается с развития самоуважения. В этом помогут испытанные приемы психотерапии, рекомендованные психологами, специализирующимися на женских страхах и комплексах:
Осознание своей уникальности. Каждая личность имеет индивидуальный набор качеств: привычки, потребности, сильные стороны — они есть у любой женщины. Именно индивидуальность — главная ценность личности, основа положительного отношения к себе. Осознав в чем особенность и изюминка, можно правильно подавать себя в обществе, а также научится себя ценить. Саморазвитие. Чтобы уважать себя, нужно объективно повысить собственную ценность: больше времени посвящать развитию интеллекта, всесторонней образованности, улучшению здоровья. Достаточно уделять себе хотя бы 15–20 минут в день, чтобы уже через год получить заметный результат. Концентрация на положительном
Нужно выделить 3–5 сильных качеств и акцентировать внимание на них.
Занимаясь саморазвитием важно исключить из своего информационного поля все негативные установки, которые могут обесценить и снизить положительный эффект психотерапии
Проявление любви — это хорошо!
Само собой разумеется, что родители любят своих детей. Но не все взрослые умеют выражать сердечную привязанность. Если этого не делать, то подросток почувствует себя никому не нужным, и самооценка упадет. Учитесь сами говорить о чувствах, проявляйте нежность, показывайте симпатию. Дайте сыну или дочке почувствовать, что вы безоговорочно, безусловно, искренне принимаете его таким, каким он есть. Говорите ребенку, что вы рады проводить с ним время, и как хорошо, что он у вас есть. Старайтесь делать это эмоционально. Выражайте свои чувства невербальными (бессловесными) средствами: искренним блеском в глазах, пристальным вниманием, касанием плеча, объятиями. Если подросток почувствует себя любимым, его самооценка обязательно повысится.
Повышение самооценки парней
Часто подростки ориентируются на родителей. Так, парни могут подражать своему отцу. Важно быть достойным примером. Те, кто наблюдают дома употребление алкоголя, могут также к нему пристраститься. Даже уровень образования детей зависит от уровня знаний родителей. Ваши поступки и дела оказывают влияние на юношей.
Парням очень важно сосредоточить внимание не на внешности, а на достижениях. Вдохновляйте подростка на хорошие поступки, которыми вы потом будете гордиться. Отец может научить сына рыбачить, водить машину, играть на гитаре. У юноши обязательно поднимется самооценка, если он сможет этим похвастаться перед своими друзьями. Если ребенок не может вытянуть на отлично все предметы, сосредоточьте его на самом любимом. Может быть, это будет физкультура, история или биология.
Больше похвалы, меньше критики
Задача родителей максимально приблизить самооценку ребенка к реальности. Если сына или дочку все время критиковать, то их самооценка упадет окончательно. Не скупитесь на похвалу. Важно поощрение любых начинаний подростка. Никогда не высмеивайте ребенка, если у него что-то не получается. Старайтесь помогать ему, давайте материнские или отцовские советы, только делайте это неназойливо. Подбадривайте подростка, говорите, что у него все получится. Если не знаете, как поднять самооценку подростку, покажите сыну или дочери, что вы в них верите.
Признаки низкой самооценки у ребенка
Как понять, что у ребенка проблемы с самооценкой? Психологи выделяют ряд симптомов, которые могут указывать на низкую самооценку у ребенка.
- Критичность – ребенок критикует все вокруг и чувствует неудовлетворенность, когда дела идут не по плану. Расстроенный ребенок считает себя непонятым и недооцененным, а это может спровоцировать замыкание в себе.
- Плаксивость – результат чрезмерной критичности. Недовольство своими результатами выходит через слезы.
- Желание быть в центре внимания – дети постоянно привлекают внимание взрослых, чтобы не чувствовать одиночества. У взрослых же не всегда есть время на постоянные разговоры и совместные дела, что злит и расстраивает детей.
- Неумение проигрывать – такие дети не ценят процесс игры, а ждут от нее только положительного результата т.е. победы. Они считают, что это позволит им заслужить принятие и любовь окружающих. Такие дети не умеют признавать поражение, и при это переоценивают факт своей победы (чрезмерное хвастовство).
- Боязнь ошибиться – страх перед неудачей заставляет ребенка избегать рисков. Поэтому ребенок выбирает то действие, в котором он абсолютно уверен. Такой настрой мешает развиваться, а кроме того способствует появлению тревожности.
- Закрытость и необщительность – интроверта, как правило, сложно находить общий язык со сверстниками и впускать в свое пространство других людей, поэтому у них слабо развиты социальные навыки.
- Подавленное настроение – такие дети часто грустные, не улыбчивые. У них нет мотивации и жизненной энергии на спонтанные действия.
- Достижение идеалов – попытка довести какое-либо действие до идеала не дает возможности сосредоточиться на других важных моментах. Перфекционизм мешает эффективно и продуктивно развиваться ребенку, потому что слишком много сил уходит на улучшение и правки уже достигнутого результата.
- Агрессия – лучшая защита – нападение. А проявление агрессии и злости только ухудшают взаимоотношения.
- Зависимость от одобрения – дети с заниженной самооценкой чрезмерно стремятся получить одобрение от сверстников, родителей, учителей. Это может быть связано с недостатком доверия или непониманием как разобраться в себе или как оценить свои действия самому.
- Поведенческие факторы — неуверенный в себе ребенок часто говорит тихо, невнятно. не смотрит в глаза. В коллективе садиться с краю, не пытается наладить контакт со сверстниками, тем самым пытаясь отстраниться ото всех. Внешний вид может быть неряшливым.
Стоит учитывать, что все эти признаки могут проявляться по-разному. Это зависит от темперамента, характера, ситуации в семье и жизненного пути.
Коррекция самооценкирабочая программа по психологии (6 класс)
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 65»
Саратовская ул., д. 19, стр. 1, Москва, 109518
Телефон Факс: (499)177-67-66 E-mail https://schuvc65.mskobr.ru/
ИНН/КПП 7722306978/772201001 ОКАТО 45290590000 ОГРН 1037700227157 ОКТМО 45395000
Утверждаю
Директор ГКОУ СКШИ № 65
Перепелкина С.И.
________________________
Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения, направленная на коррекцию самооценки
Педагог-психолог:
Бурякова Н. В.
2019-2020г
Научные, методологические и методические основания программы Подростковый возраст — это время, когда складываются, оформляются устойчивые формы поведения, черты характера и способы эмоционального реагирования, которые в дальнейшем во многом определяют жизнь взрослого человека, его физическое и психологическое здоровье, общественную и личную зрелость. В связи с этим исследование особенностей подросткового возраста заслуживает особого внимания, о чем свидетельствуют труды таких ученых как П.П. Блонский, В.П. Кащенко, И.А. Сикорский, С.А. Беличева, Л.С.Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, Д.И. Фельдштейн и др. Многие авторы обращают внимание на формирование самооценки в подростковом возрасте и на те факторы, которые способствуют ее становлению. Среди исследователей этой проблемы Бороздина Л.В., Захарова А.В., Стужин А.Г., Реан А.А., Божович Л.И., Кон И.С., Липкина А.И., Соколова Е.А. и др. Авторы единогласно отмечают, что становление самооценки происходит именно в подростковом возрасте. Потому в современной психологии активно ведутся исследования по выявлению факторов, способствующих становлению самооценки подростков. Среди многочисленных факторов, оказывающих влияние на формирование самооценки у подростков, психологи выделяют межличностные взаимоотношения со сверстниками. Именно от них зависит эмоциональное самочувствие подростка. Исследования межличностных отношений в подростковой среде проводились такими учеными как Аникеева Н.П., Кричевский Р.Л., Дубовская Е.Л., Мадорский Л.Р., Резников Е.Н., Ремшмидт. Х., Смирнова М.В. и т.д.
В понятие «самооценка» входит широкий комплекс физических, поведенческих, психологических и социальных проявлений личности, связанных с оценкой личностью самой себя в данных характеристиках. Изучение данного понятия традиционно начинается с анализа самосознания личности. То есть самосознание выступает тем образованием, из которого вычленяют и пытаются найти место самооценки. Часто исследователи самооценки при ее изучении употребляют, казалось, такие тождественные термины: самосознание, самоотношение, самоуважение и собственно самооценка. Однако, несмотря на тождественность, существуют определенные концептуальные различия, позволяющие определить собственно термин «самооценка». В самых общих чертах отметим, что термин «самооценка» в психологической литературе понимается как сложная система, определяющая характер самоотношения индивида и включающая общую самооценку, отражающую уровень самоуважения, целостное принятие или непринятие себя, и парциальные, частные самооценки, характеризующие отношение к отдельным сторонам своей личности, поступкам, успешности отдельных видов деятельности. Программа содержит полный перечень учебных и методических материалов, необходимых для реализации программы, включая диагностический инструментарий, описание практических заданий и упражнений, требования к ее проведению. Программа результатам диагностики, анализ которой указывает на присутствие неадекватной самооценки. Для оценки эффективности программы проводится диагностический срез на входе и выходе. Методологические принципы:
1. Принцип системности. Программа представляет собой систематизированный, структурированный методический материал по работе с подростками в форме групповых занятий.
2. Принцип «нормативности» развития на основе учета возрастных и индивидуальных психологических особенностей ребенка. Этот принцип реализует требование соответствия психического и личностного развития ребенка параметрам нормы, с одной стороны, и признание бесспорного факта уникальности и неповторимости пути развития каждой личности – с другой.
3. Принцип личностного подхода. Развитие личности как основная идея рассматривается в единстве и взаимосвязи с физическим и общим психическим развитием ребенка, что отражено в задачах и содержании программы.
4. Принцип комплексности методов психологического воздействия. Метод психологического воздействия представляет собой не просто набор операций и совокупность технических приемов. Уже использование тех или иных понятий означает фиксирование соответствующих этим понятиям свойств реального объекта, определенную их иерархию и отражает исходную позицию. Процесс проведения занятий по программе опирается на комплекс психологических методов и приемов, логически взаимосвязанных между собой.
5. Принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, способность к идентификации. В этом возрасте выражена ориентация на персонифицированные идеалы — яркие, эмоционально-привлекательные образы людей (а также природных явлений, живых и неживых существ в образе человека), неразрывно связанные с той ситуацией, в которой они себя проявили. Персонифицированные идеалы являются действенными средствами нравственного воспитания ребёнка.
6. Принцип интерактивного обучения. Методы, приемы, формы и средства обучения должны создавать условия, при которых дети занимают активную позицию в процессе получения знаний.
7. Принцип последовательности. Изложение материала должно иметь логическую последовательность.
8. Принцип единства чувств и знаний. Получаемые участниками знания должны прорабатываться не только в сфере интеллекта, но и в эмоционально-чувственной сфере.
Большое значение для заниженной самооценки подростка 11-14 лет имеет расхождение между возникшими у него потребностями и обстоятельствами жизни, ограничивающими возможность их реализации, расхождение, характерное для каждого возрастного кризиса. Фактически подросток остается еще типичным школьником. Учение, школа, взаимоотношения с товарищами заполняют почти все его время и составляют главное содержание его жизни. Вместе с тем характер внутренней позиции подростка меняется. Расхождение между стремлениями подростка, связанными с сознанием и утверждением себя как личности, и положением школьника вызывает у него желание вырваться за рамки повседневной школьной жизни, в какую-то иную, значительную и самостоятельную. Иногда подростки, остро переживающие конфликт между своими желаниями и возможностями их удовлетворения, вступают на путь поиска особой, не воображаемой, а действительной жизни, но уводящей их от ее благополучного течения и нарушающий ход нормального развития подростка. В этих случаях подростки забрасывают учение, школу, их захватывает двор, улица, компании таких же оторвавшихся от школы ребят, что нередко приводит их к асоциальным формам поведения, которые являются способом самовыражения подростка, стремлением повысить свою самооценку. Однако единственным благополучным способом «самовыражения» подростков является повышение их самооценки в школе и в семье.
Плановая диагностика, запрос от учителей обучающейся подросткового возраста выявили сложности в плане самооценки. Низкая самооценка обучающейся негативно отражается на социальной адаптации личности. Данный феномен выражается в проявлении агрессивного поведения к сверстникам, сложностях при построении взаимоотношений, личностной дезадаптации и выстраивании механизмов защиты. В связи с чем было принято решение о необходимости проведение коррекционно — развивающей работы в данном направлении. В процессе прохождения занятий по формированию адекватной самооценки, у нее появися возможность осознать проблемные области с последующей их проработкой. Сформировать правильное представление о себе и своих возможностях, поверить в свои силы и развить уверенность в себе.
Самооценка — это сложное и многогранное понятие. Как целостная система самооценка включена во множество связей и отношений с другими психическими образованиями, в том числе с чертами личности, взаимодействие с которыми носит диалектический характер: будучи обусловленной ими, самооценка в то же время сама выступает важнейшей детерминантой их дальнейшего развития. По мнению большинства исследователей, самооценка отражает качественное своеобразие личности и характер ее взаимодействия с другими людьми. В частности, от индивидуальных различий зависит уровень осознанности и обобщенности самооценки. Самооценка — это представление человека о важности своей личной деятельности в обществе и оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков, выражение их открыто или закрыто. В качестве основного критерия оценивания выступает система личностных смыслов индивида. Понимание Я-концепции как совокупности установок «на себя» отчетливо зафиксировано, например, Р. Бернсом. В соответствии с этим пониманием, три традиционно выделяемых элемента установки (когнитивный, эмоциональный и поведенческий) применительно к Яконцепции конкретизируются следующим образом: 1. Образ «Я» — представление индивида о самом себе. 2. Самооценка — аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа «Я» могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением. 3. Потенциальная поведенческая реакция, т. е. те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом «Я» и самооценкой. При этом самооценка как аффективная составляющая установки на себя существует в силу того, что ее когнитивная составляющая не воспринимается человеком безразлично, а пробуждает в нем оценки и эмоции, интенсивность которых зависит от контекста и от самого когнитивного содержания. Розенбергом была предложена так называемая интерактивная гипотеза, согласно которой влияние специфического аспекта «Я» на самооценку варьирует в зависимости от уровня самооценки по этому аспекту и его значимости для значимых аспектов: их высокие уровни сильно увеличивают общую самооценку, в то время как низкие уровни частных значимых самооценок существенно снижают итоговое самоотношение. Вклад самооценок по менее значимым аспектам в обобщенную самооценку соответственно оказывается меньшим. Таким образом, в соответствии с этими представлениями, строение самоотношения можно представить следующим образом: Существуют два уровня самоотношения — уровень частных самооценок и уровень обобщенной самооценки, причем, основным принципом организации этих уровней в единую систему является интеграция частных самооценок с учетом их субъективной значимости. Структура же самоотношения, фактически, сводится к структуре входящих в Я-концепцию аспектов «Я». По литературным данным выделяют три основных понимания терминов самоотношения, каждое из которых отражает различные теоретические подходы и имеет свое собственное коннотативное значение: 1) любовь к себе, 2) самоприятие, 3) чувство компетентности.
Основная цель: формирование адекватной самооценки обучающейся.
Задачи:
1. осознание собственных положительных и отрицательных сторон;
2. формирование навыков уверенного поведения;
3. способствование формированию навыка быстрого принятия решений;
4. формирование положительного самоотношения.
Адресат: программа предназначена для подростков в возрасте от 11 до 14 лет, для обучающейся 6 А класса.
Занятия проводятся один раз в неделю (5 недель). Такой временной промежуток между занятиями даёт необходимое время для отработки навыков и полного усвоения полученной информации. Продолжительность одного занятия – 40 минут.
Ожидаемые результаты.
Промежуточные: Внедрение данной программы в деятельность психологической службы образовательных учреждений позволит подросткам осознать собственные положительные и отрицательные стороны, поможет формированию навыков уверенного поведения, навыка быстрого принятия решений в стрессовой ситуации; будет способствовать формированию положительного самоотношения.
Итоговые: программа поможет актуализировать свои личностные ресурсы, позволяющие достигать успехов, принять ответственность на себя в решении своих жизненных задач.
Учебно–тематический план программы «Повышение самооценки»
№ п/п Раздел, тема
Всего часов (уч.ч.)
В том числе Форма контроля теоретических практических
1. Знакомство 1,5 0,5 1 1.1 Две стороны 1,5 0,5 1 Диагностика, наблюдение
2. Основная часть.
2.1 Сферы моих ресурсов. Интерактивная связь, выполнение заданий, рефлексия;
2.2 Реальность цели. Интерактивная связь, выполнение заданий, рефлексия;
2.3 Ситуация-действие. Интерактивная связь, выполнение заданий, рефлексия;
3. Подведение итогов. Самовыражение. Диагностика, рефлексия.
Значительную роль в формировании самооценки играют оценки окружающих личности и достижений индивида. Без самооценки невозможно самоопределиться в жизни. Верная самооценка предполагает критическое отношение к себе, постоянное примеривание своих возможностей к предъявляемым жизнью требованиям, умение самостоятельно ставить перед собой осуществимые цели, строго оценивать течение своей мысли и её результаты, подвергать тщательной проверке выдвигаемые догадки, вдумчиво взвешивать все доводы «за» и «против», отказываться от неоправдавшихся гипотез и версий. Верная самооценка поддерживает достоинство человека и дает ему нравственное удовлетворение. Адекватное или неадекватное отношение к себе ведет либо к гармоничности духа, обеспечивающей разумную уверенность в себе, либо к постоянному конфликту, порой доводящему человека до невротического состояния. Это обосновывает необходимость заблаговременно способствовать формированию у человека адекватной самооценки. Проведение диагностических мероприятий указывает на превалирование заниженной самооценки у детей подросткового возраста, вследствие этого акцент данной работы будет на повышение самооценки. Поскольку именно подростковый возраст является сенситивным в силу своих психофизиологических особенностей, проведенная работа будет наиболее эффективна именно в этот период.
Основной целью программы является формирование адекватной самооценки обучающихся. В связи с этим поставлены задачи: осознание собственных положительных и отрицательных сторон, формирование навыков уверенного поведения, способствование формированию навыка быстрого принятия решений в стрессовой ситуации, формирование положительного самоотношения.
Первое занятие является вводным и направлено на ознакомление с предстоящей работой, формирование мотивации к работе, а также преследует цель — способствование формированию положительного самоотношения.
Второе занятие проводится с целью формирования навыков уверенного поведения.
Третье занятие направлено на осознание принципов достижения целей.
Четвертое и пятое занятия направлены как на сознательные моменты формирования адекватной самооценки, так и тренировку навыков уверенного поведения. Такое соотношение позволяет достичь максимальной эффективности результатов программы по данной проблематике. Программа реализуется в форме тренинга и состоит из 5 занятий.
Содержание программы «Повышение самооценки»
Занятие № 1
Цель: способствование формированию положительного самоотношения.
Вводная часть: Занятие начинается вступительным словом психолога, который рассказывает о себе и о предстоящей совместной работе. После этого тренер отвечает на возникшие у детей вопросы. Далее обучающимся предлагается запомнить основные правила, которыми они будут пользоваться в процессе работы: 1. «Правило активности. Чем активнее вы работаете, тем больше полезных знаний и умений вы сможете получить». 2. «Правило «Здесь и сейчас». Разговоры в процессе тренинга могут касаться только происходящего в данный момент события. Отвлеченные темы у нас будет время обсудить в перерыве, либо после окончания занятия». 3. «Правило уважения. В процессе работы может говорить и высказываться только один человек, для того чтобы ответить или выразить своё мнение, вы можете дождаться пока договорит ваш одноклассник, либо поднять руку». 4. «Правило правой руки. Кто из вас слышал про это правило? Оно заключается в том, что если в группе никто не проявляет инициативы, то отвечать должен будет тот, на кого покажет моя правая рука». Это правило способствует появлению положительных эмоций и в некоторых группах влияет на изначальное увеличение активности.
Упражнение 1. «Снежный ком»
Цель упражнения: подготовить к началу взаимодействия, сформировать положительное отношение друг к другу, установить отношение с тренером (психологом).
Ход упражнения: Участники садятся в круг. Доброволец из круга должен назвать своё имя и одну из положительных черт своего характера название которой, начинается с первой буквы его имени. Например, Даша — добрая. Далее по кругу каждый выполняет это же задание. Сложность заключается в том, что каждый участник, перед тем как назвать своё имя и черту характера, должен повторить имена и черты характера всех предшествующих участников. После выполнения основного задания проходит обсуждение. Следует акцентировать внимание на то, какие эмоции возникали у участников, запомнили ли они имена товарищей по тренингу и готовы ли они работать дальше.
Упражнение 2. «Мои достоинства»
Цель упражнения: осознание положительных качеств личности
Ход упражнения: Дети на отдельных листах должны записать список своих положительных характеристик. Качества должны касаться только черт личности и характера. На выполнение задания даётся 7 минут, после чего каждый участник перед остальными зачитывает свои характеристики. В конце упражнения проводится рефлексия: — Много ли у вас получилось написать собственных качеств? — Когда зачитывали свои черты остальные ребята, хотелось ли дополнить свой список? — Какие еще черты тебе бы хотелось у себя видеть? — Что нужно для этого делать? — Где может пригодится каждое из ваших качеств в жизни? — У вас на данный момент есть мечта или цель? — Какие качества нужны чтобы её достичь? — Сейчас вы можете еще дополнить собственные списки.
Упражнение 3. «Мнение окружающих»
Цель упражнения: формирование положительно «Я — образа»
Ход упражнения: Каждый участник тренинга, кладет перед собой чистый лист бумаги, на верхней строчке подписывая своё имя. Каждый передает листок соседу справа. Таким образом, у каждого из учащихся оказывается листок с чужим именем. Его задача написать о том человеке, чьё имя на листе написано, какую либо положительную характеристику, либо характеристику внешности, которая ему кажется привлекательной. Далее листок снова передается соседу справа. Таким образом, каждый участник упражнения напишет о каждом учащемся одну положительную характеристику. Упражнение заканчивается, когда возвращается листок со своим именем. Далее каждый участник читает то, что о нем написали остальные участники, после чего список зачитывается перед всеми. В завершении упражнения проходит общее обсуждение. — Какие эмоции возникали в процессе выполнения задания? — Приятно ли было слушать мнение окружающих о своей личности? — Понравилось ли вам искать в других положительные качества? — Зачем людям нужно уметь видеть положительные стороны у окружающих? — О каких своих положительных качествах вы слышите впервые? — Можно ли самостоятельно развить в себе положительные качества?
Занятие №2
Цель: формирования навыков уверенного поведения
Упражнение 1. «Подиум»
Цель упражнения: развитие навыков уверенного поведения, повышение уверенности в себе.
Ход упражнения: Дети ставят стулья в два ряда, лицом друг к другу, между рядами оставляя расстояние около 2х метров. Данное пространство используется как воображаемый подиум. Первый этап: каждый из участников по очереди должен пройти вдоль подиума своей обычной походкой. Второй этап: пройти подиум очень уверенной походкой. Не исключаются варианты творческого подхода к заданию и импровизации учащихся. Упражнение завершается только после того, как каждому участнику удалось правильно выполнить задание. В завершении упражнения проходит общее обсуждение. В конце упражнения проводится рефлексия: — Какие чувства вы испытываете, когда идете своей походкой? — Какие чувства и эмоции у вас возникали, когда вы демонстрировали уверенную походку? — Какой вариант больше нравился окружающим? — Как вы думаете почему? — Что зависит от нашей походки? — Получилось ли у вас почувствовать себя более уверенным человеком? — Стали ли вы уверенней в себе после завершения упражнения?
Упражнение 2. «Боязнь сцены»
Цель упражнения: развитие навыков уверенного поведения, снятие психологических зажимов.
Ход упражнения: Дети ставят стулья амфитеатром. Дается 10 минут на то, чтобы придумать своё выступление перед остальными участниками. При выступлении можно представить любой свой талант или способность, ученики могут объединяться друг с другом и изображать какую-либо сценку. Также выступление учащегося может ограничить рассказом о себе или каком-либо интересном моментом из жизни, которым он гордится. В завершении упражнения проходит обсуждение. В конце упражнения проводится рефлексия: — Какие эмоции возникали в процессе выполнения задания и на сцене? — Почему у многих возникает чувство скованности и стеснения? — Как его можно преодолеть? — Если с ним не бороться, то станет ли актерская игра лучше? Обучающимся даётся задание повторить упражнение.
— Второй раз выполнять упражнение было легче? — Как вы думаете почему? — Стоит ли опасаться мнения окружающих? Какие эмоции у вас возникали, когда вы видели на сцене проявление уверенного поведения? Что нужно делать, чтобы у вас получилось избавиться от скованности?
Занятие №3
Цель: осознание принципов достижения целей.
Упражнение «Что я могу»
Цель упражнения: осознание собственных возможностей, освобождение от нескольких стереотипов связанных с самооценкой.
Ход упражнения: Дети делятся на 3 группы. Группе номер один даётся задание составить список тех целей, которые на данный момент они могут достичь. Группа №2 составляет список целей, которые они бы мечтали исполнить. Группа №3 составляет список «волшебных» целей, достичь которые практически невозможно. Все группы зачитывают свои списки. Проходит обсуждение каждого списка по отдельности. Тренер объясняет учащимся, чем различаются списки групп на самом деле, и проводит различные аналогии между ними. Далее все три группы составляют список тех факторов, которые мешают достижению их целей. После чего проходит повторное обсуждение. Задача тренера: помочь понять детям механизм достижения любой поставленной цели за счет самооценки. Третий этап: группы составляют список тех способностей, которые им необходимы для достижения перечисленных целей. В процессе обсуждения психолог должен помочь детям понять, как можно работать над собой, чтобы достичь желаемого. Также обучающиеся обмениваются опытом, как на данный момент у каждого из них получается добиваться целей и работать над собой.
Занятие №4
Цель: отработка навыков уверенного поведения
Упражнение 1. «Дюжина»
Цель упражнения: «Интеллектуальная разминка», тренировка навыков уверенного поведения в ситуациях, когда нужно оперативно реагировать на изменяющуюся ситуацию.
Ход упражнения: Участники расположены в кругу. Водящий показывает на любого из них и называет число от 2 до 12. Тот, на кого показал водящий, демонстрирует на пальцах названное число (если оно больше 10, то в два приема). Тот, кто стоит справа от него, демонстрирует на пальцах число на единицу меньше, следующий правый сосед – еще на единицу меньше и т.д., пока не будет достигнут ноль. Кто ошибется или замешкается – выбывает из игры. Рефлексия: — Какие умения, с точки зрения участников, развиваются в этом упражнении? — С каждым разом у вас улучшались показатели? — С чем связаны заминки в игре? — Какие эмоции у вас возникали в процессе упражнения? — Что можно посоветовать тем кто растерялся в процессе выполнения задания? Упражнение проделывается несколько раз, чтобы дети смогли отметить для себя улучшение собственных результатов.
Упражнение 2. «Интонация»
Цель упражнения: развитие навыков уверенного поведения.
Ход упражнения: На маленьких карточках группа пишет название любого чувства, эмоции. Затем карточки собираются, перетасовываются и раздаются вновь. Теперь группа решает, какую фразу, строчку из стиха взять за основу дальнейших действий. После этого участники по очереди произносят эту фразу с интонацией, соответствующей тому чувству, что записано у них на листке бумаги. Остальные члены группы угадывают, с какой интонацией была произнесена фраза. В конце упражнения проводится рефлексия: — Какие эмоции у вас возникали в процессе выполнения упражнения? — Получилось ли у вас с первого раза правильно изобразить нужную эмоцию? — Что помешало? — Какие ваши качества могут помочь в правильном выполнении этого задания? Упражнение проводится повторно, чтобы закрепить результаты и увидеть усвоили ли обучающиеся информацию.
Упражнение 3. «Если бы…, то бы…»
Цель упражнения: выработка навыков быстрого реагирования на конфликтную ситуацию.
Ход упражнения: упражнение идет по кругу: один участник ставит условие, в котором оговорена некоторая конфликтная ситуация. Например: «Если бы меня обсчитали в магазине…». Следующий, рядом сидящий, продолжает (заканчивает) предложение. Например: «… я стал бы требовать жалобную книгу». Целесообразно провести это упражнение в несколько этапов, в каждом из которых принимают участие все присутствующие, после чего следует обсуждение. Ведущий отмечает, что ответы не должны повторяться. В конце занятия проводится рефлексия: — Какие эмоции возникали в процессе выполнения задания? Почему? — Как можно контролировать собственные эмоции в данный момент? — Какие качества можно использовать в данном случае? — Что можно посоветовать тем, у кого с первого раза возникли трудности?
Занятие №5
Цель: осознание механизмов формирования адекватной самооценки
Упражнение 1. «Личностные способности»
Цель упражнения: осознание собственных способностей.
Ход упражнения: Участники на листах бумаги записывают собственные способности и умения (от банальных до особенных). Должно получиться не меньше 20 пунктов. Как только все участники готовы происходит зачитывание и общее обсуждение каждого участника. В свою очередь слушая выступающего остальные участники могут записывать его идеи, если они относятся к ним лично. В конце упражнения проводится рефлексия: — Сложно ли было вспоминать свои способности? — Кто дописывал свой список, слушая других? — У нас больше способностей, чем кажется с первого взгляда? — Зачем человеку способности и умения? — Как их можно с пользой применить? — Помогают ли они в достижении поставленных целей?
Упражнение 2. «Подарок»
Цель упражнения: развитие навыков уверенного поведения.
Ход упражнения: Все члены группы анонимно дарят друг другу воображаемые подарки, как если бы возможности дарящего были не ограничены ничем. Для этого понадобятся листки бумаги. Игрок получает свои подарки, а затем, читая записки вслух, пытается догадаться, кто автор того или иного подарка и почему он так решил. В конце занятия проводится рефлексия: — Приятно ли было получать подарки? — Как вы думаете, почему этот подарок предназначен именно для вас? — Что нужно делать для того, чтобы подарков было больше? — Какие выводы можно сделать из этого упражнения?
Список литературы:
1. Анцупов, А.Я., Шипилов, А.И. Словарь конфликтолога. – СПб.: Питер, 2006. – 523 с.
2. Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика . – СПб.: Издво «Речь», 2004. – 440 с.
3. Грецов А.Г. Психологические тренинги с подростками. – Спб.: Питер, 2008. – 386 с.
4. Доровской А.И. Сто советов по развитию одаренности детей. Родителям, воспитателям, учителям. — М.: Российское педагогическое агентство, 1997. – С.90-91
5. Ежова Н.Н. Научись общаться!: коммуникативные тренинги. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.- 249 с.
6. Каменюк А.Г., Ковпак Д.В. Антистресс — тренинг. – СПб.: Питер, 2008. – 224 с.
7. Капустина, А.Н. Многофакторная личностная методика Р.Кеттелла. / А.Н. Капустина.– Спб.: Питер, 2001. – 112 с.
8. Киреева Е.А. Исследование самоутверждения у подростков.- Журнал «Научные проблемы гуманитарных исследований» выпуск №7, 2010. – С. 130-136.
9. Киреева Е.А., Дубовицкая Т.Д. Методика исследования особенностей самоутверждения в подростковом возрасте// Экспериментальная психология.2011.№2. – С.115-124.
10. Кунигель Т.В. Тренинг «Активизации внутренних ресурсов подростка». – СПб.: Издательство «Речь», 2006. – 101 с.
11. Микляева А.В. Я — подросток. Программа уроков психологии.- СПб.: Издательство «Речь», 2006. — 336 с.
12. Мухина, В.С. Детская психология / В.С. Мухина. – М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000 – 352 с.
13. Психология личности /Л.И. Божович // Т.1. Хрестоматия. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2000. — 448 с.
14. Реан А.А. Практическая психодиагностика личности: Учеб. пособ.- СПб: Изд-во СПб, 2001.— 224 с.
15. Самоукина, Н.В. Эффективная мотивация персонала при минимальных финансовых затратах. – М.: Вершина, 2006. – 224 с.
16. Толстых, Н.Н. Самоутверждение / Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах: Социальная психология // Ред.сост. Л.А. Карпенко. Под общей ред. А.В. Петровского. – М.: ПЕР СЭ, 2005. — 175 с.
17. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. – Мн.: Ильин В.П., 1996. – 126 с.
18. Харламенкова, Н.Е. Самоутверждение подростка / Н.Е. Харламенкова. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН». 2007. – 384 с.
19. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: Уроки психологии в средней школе (7-8 классы) – М.: Генезис, 2007. – 167 с.
20. Шевченко М.Ф. Как стать успешным? Программа занятий для старшеклассников. – СПб.: Речь, 2007. – 208 с.
21. Широкова И.Б. Тренинг самопознания для подростков. Общение. Память. – М.: Генезис, 2005. – 169 с. 22. Эллис А. Психотренинг по методу Альберта Эллиса. – СПб.: Питер Ком, 1999. – 288 с.
Формирование правильного восприятия критики
Всегда проявляйте интерес к делам несовершеннолетнего, узнавайте о его трудностях. Важно правильно научить его воспринимать критику со стороны друзей или учителей. Объясняйте детям, что иногда нужно признавать свои ошибки или же культурно отстаивать свою точку зрения. Не жалейте расстроенного подростка, а просто посоветуйте ему, как вести себя в подобных ситуациях. Объясните ребенку, что критика не является личной обидой, ведь у других может быть иное мнение, нежели у него. Дайте ему понять, что критика может стать стимулом для дальнейшего развития, объективной оценкой своих дальнейших действий.
Формируем адекватную самооценку малышу (до 6 лет)
На дошкольном этапе ребенок уже имеет довольно развитую волю и жизненный опыт, освоил основные правила безопасности, но все еще совершает досадные ошибки.
Важно! Не следует создавать ребенку постоянную защиту от опасностей и ситуацию успеха во всем и везде. Это формирует неправильное восприятие окружающего мира. Позвольте малышу безопасно ошибаться.
Для самооценки важно, чтобы ребенок не слышал установочных фраз: «Ты упадешь!», «У тебя не получится!» Следует правильно выстраивать процесс набивания шишек:
- Предупредить ребенка о возможных последствиях по формуле: «Не прыгай оттуда. Там высоко – можно больно упасть».
- Дать возможность совершить ошибку (обеспечив безопасность).
- В случае положительного результата повторить предупреждение: «Ты молодец, справился, давай в следующий раз попробуем вместе». В случае ошибки: «Я очень тебе сочувствую. Я знаю, что тебе больно. Но ведь мы с тобой говорили, что можно упасть?»
Такой подход демонстрирует малышу, что родители верят в него и опасаются за него, но готовы поддерживать любой выбор. В конце концов, этот выбор оказывается мнимым: ребенок станет доверять мнению мамы и папы больше, чем прямым запретам. В дошкольном периоде это хороший способ управления поведением и формирования адекватной оценки своих возможностей.
Важные способы освоения опыта взрослых в 2–5 лет:
- наблюдение за правильным поведением, подражание;
- посещение детского садика;
- игра по возрасту и целям;
- прием «Один мальчик…» (поучительная история, выдуманная специально для проработки ситуации)
- сказки, народные и терапевтические.
Именно сказки позволяют не только формировать поведение, я–оценку и представления об основных жизненных процессах, но и избавляться от страхов! А игры способны творить чудеса, если использовать их обдуманно и системно, организовывать игровое пространство и получать искреннее удовольствие от процесса.
Что такое самооценка: определение и ее влияние на нашу жизнь
Для достижения успеха в любой области своей деятельности человеку необходимо быть уверенным в себе и уметь убеждать в своей правоте других.
Люди с пониженной самооценкой не могут быть счастливы по определению: всё их существование состоит из сомнений, разочарований и самокопания. Между тем яркая, насыщенная событиями жизнь проходит мимо, доставаясь тем, кто не сомневается в собственной правоте и уверенно шагает к своей цели.
Человек с низкой самооценкой считает себя не достойным счастья, поэтому подсознательно уступает во всём другим. Чтобы изменить ситуацию в свою пользу, нужно измениться самому – другого пути не существует.
В данной статье я расскажу, почему самооценка человека так важна, какие причины влияют на её снижение, и как повысить самооценку мужчине, женщине (девушке), подростку наиболее эффективными методами.
Самооценка чрезвычайно важна для полноценного функционирования личности в социуме и достижения различных жизненных целей – успеха, самореализации, семейного счастья, духовного и материального благополучия.
Что делать, когда против вас применяют насилие?
В случае, когда близкий вам человек применяет насилие либо нарушает ваши границы, у вас есть выбор покинуть данные отношения. Либо ограничить ваше общение до такого уровня, чтобы минимизировать вред себе (в случае, если совсем покинуть отношения сложно — например, это родители, близкие родственники, родные супруга).
- Выбирайте для общения людей, которые помогают вам расти как личность и считают вас ценным человеком. А не тех, кто пытается вас принизить и самоутвердиться за ваш счет.
- Человек, который вас постоянно критикует и называет обидными кличками, вас не любит! Вам нечего делать вместе.
- Если это ваши родители или близкие родственники, твердо скажите им, что вы уже взрослая и способны сама о себе позаботиться и попросите оставить их советы и оценки при себе. Если они снова это делают, скажите, что вам в таком случае придется ограничить ваше общение, потому что их слова делают вам больно. В случае, если и после этого они продолжат то же самое, на несколько месяцев ограничьте ваше общение.
Это поможет создать более прочную основу для того, чтобы видеть себя как достойного человека.
Почему самооценка имеет значение
Дети, которые чувствуют себя хорошо, имеют уверенность, чтобы попробовать что-то новое. Они с большей вероятностью будут стараться изо всех сил. Они гордятся тем, что они могут сделать. Самоуважение помогает детям справляться с ошибками. Это помогает детям повторить попытку, даже если сначала они потерпят неудачу. В результате самооценка помогает детям лучше учиться в школе, дома и с друзьями.
Мальчик поднял палец вверх
Подростки с высокой самооценкой смогут:
- действовать независимо;
- сможет взять на себя ответственность;
- терпеть разочарование;
- пытаться решать новые задачи;
- справляться с положительными и отрицательными эмоциями;
- сможет предлагать помощь другим.
Девочка грустит опустив голову вниз
Уверенность – что это?
Уверенность в себе – это способность позитивно оценивать свои способности и навыки, ощущение, что накопленного опыта и знаний достаточно для достижения целей. Уверенность появляется, когда вы довольны собой и текущим положением дел. Формируется она не только за счет полученного личного опыта. На нее также влияют другие факторы – например, установки родителей и друзей. Развить уверенность в себе можно в любом возрасте, однако быстрых результатов ждать не стоит – требуется длительная и кропотливая работа.
Photo by Annie Spratt on Unsplash
Психологи советуют:
Постарайтесь принимать важные решения в комфортное для вас время суток. Большинство людей чувствуют перепады сил и настроения в течение дня. Некоторые сомневаются перед сном и постоянно прокручивают тяжелые мысли. Если вы относитесь к этой категории, продумайте ритуалы, которые помогут лучше расслабиться вечером и быстрее заснуть, а делами занимайтесь по утрам, когда сил больше.
Подготовьте список ваших сильных качеств, перечислите те ситуации, когда вы были уверены и довольны собой. Он поможет вам не упасть духом в минуты неудач. Прислушивайтесь к другим, но не впадайте в зависимость от мнений других людей. Об этом мы уже говорили, когда поднимали тему самооценки. Перестаньте пытаться произвести на окружающих приятное впечатление, чтобы казаться лучше, чем вы есть. Быть искренним сегодня – это настоящая роскошь, мало кто может позволить себе это без оглядки на чужое мнение. Вместо того, чтобы рассказывать о себе, выслушайте внимательно собеседника, проявите заинтересованность его жизнью, обсудите вопросы, на которые никак не можете найти ответы. Если что-то не получается, не паникуйте, а просто задайте себе вопрос: действительно ли это так значимо, как я сейчас думаю? Буду ли я переживать об этом через 5 лет? Постарайтесь постоянно учиться и развиваться в разных сферах. Речь не идет о дорогих курсах. Занимайтесь с удовольствием – читайте книги по специальности или саморазвитию, общайтесь с вдохновляющими людьми, смотрите интересные видео от экспертов, развивайте полезные навыки с помощью доступных приложений, ведите дневник достижений
Если вы чувствуете себя в чем-то неуверенным, уделите этому большее внимание, тщательно изучите тему.
Избавьтесь от прошлых обид. Простите тех, кто доставил вам негативные эмоции, отпустите их из своей жизни
Поработайте над страхами и детскими переживаниями, которые до сих пор носите с собой по жизни тяжелым грузом.