Тест по общей психологии на тему: Темперамент и характер


Тест по общей психологии на тему: Темперамент и характер

1 К каким теориям темперамента относиться теория У.Шелдона

гуморальным +конституциональным поведенческим нейродинамическим

2 Акцентуации это такие естественные варианты развития характера, которым не свойственно: повышение ранимости снижение способности к социальной адаптации +повышение способности к социальной адаптации нарушение мотивационной сферы с доминированием амбивалентных состояний

3.Не высокий уровень психической активности, замедленность движений, быстрая утомляемость, высокая эмоциональная сензитивность свойственна: сангвинику холерику флегматику +меланхолику

4. Черты личности: скромность ,самокритичность, эгоизм, характеризуют отношение личности: к другим людям к деятельности +к себе к общественной и личной ответственности

5. Сильный, уравновешенный и подвижный тип нервной системы за П.И. Павловым характерен для: флегматика +сангвиника холерика меланхолика

6. Впервые психологическое описание «портретов» различных темпераментов дал: Аристотель +Гиппократ И. Кант Платон

7. Сильный, неуравновешенный тип нервной системы за П.И. Павловым характерен для: +холерика сангвиника сангвиника флегматика меланхолика

8. Умение ставить цели,действовать по собственной инициативе и находить пути их решения, характеризует человека как: решительного + целеустремленного настойчивого самостоятельного

9. Крэчмер говорил,что замкнутость, эмоциональная ранимость, быстрая утомляемость свойственна для: +астеников пикников атлетиков диспластиков

10. Понятие об экстраверсии и интроверсии было разработано: 3. Фрейдом +К. Юнгом А. Адлером К. Роджерсом

11. Тип темперамента, что характеризуеться легкой ранимостью , склонностью к глубоким переживаниям,характерен для : +меланхолику холерику сангвинику флегматику

12. Такие понятия как: самокритичность, скромность, гордость характеризуют: отношение другим отношение личности к вещам +систему отношений человека к самому себе особенности протекания деятельности

13. Тип темперамента, что отличился подвижностью, общительностюи отзывчивостью, характерен для: холерика +сангвиника холерика флегматика меланхолика

14. По Э. Кречмеру, агрессивность и властолюбие характеризуют; диспластика пикника астеника +атлетика

15. Аккуратность, бережливость и щедрость — это: черты, что проявляються по отношению к другим + черты, характеризующие отношение личности к вещам система отношений человека к самому себе черты, проявляющие отношение к деятельности

16. Формально-динамическую сторону поведения характеризует(ют): +темперамент направленность настроение способности

17Возможно ли изменить тип темперамента Да +Нет Нужно приложить много усилий В раннем возрасте

18. NN. – типичный представитель меланхолического типа темперамента. Формирование какой из черт характера потребует от него наименьших усилий: решительность +доверчивость инициативность импульсивность

19. Устойчивые индивидуальные особенности личности, что складываються и проявляються в деятельности и общении —это: способности +характер темперамент задатки

20. Один из авторов конституциональной теории темперамента: И.П. Павлов +Э. Кречмер И.П. Павлов Дж. Гилфорд Л. Терстон.

21. А. – представитель сангвинического типа темперамента. Какую из черт характера сформировать у него легче? +общительность дисциплинированность отзывчивость трудолюбие

22. Чуствительная реакцияв ответ на силу внешнего воздействия является показателем: реактивности +сензитивности активности пластичности и ригидности

23 Природная основа темперамента: головной мозг +тип нервной системы динамический стереотип нервные процессы

24 Тип темперамента, что характеризуеться повышенной впечатлительностью и обидчивостью: холерик сангвиник флегматик +меланхолик

25 Тип темперамента, что характеризуеться вспыльчивостью и поспешностью в действиях: +холерик сангвиник флегматик меланхолик

26 Что характеризует темперамент: +быстрое включение в работу Вежливость аккуратность трудолюбие

27 Какой признак характер для меланхолического темперамента: реактивность и активность +эмоциональная возбудимость пластичность и ригидность сензитивность и чувствительность

28 Учение о типах высшей нервной деятельности как физиологической основы темперамента принадлежит: +Павлову Ильину Гиппократу Ухтомскому

29 Процесс, противоположный возбуждению, что ведет к замедлению или задержке проведения импульсов в нервных центрах: +торможение динамичность меланхолия лабильность

30 Характер – это +Устойчивые черты личности,что определяют отношение человека к людям, к самому себе, к выполняемой работе

Совокупность свойств,что характеризуют динамические особенности протекания всех психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение

Генетически обусловленое явление

Базовые критерии психологического портрета личности — от темперамента до самооценки

Развитие индивидуальности продолжается всю жизнь. В управлении надо помнить, что люди по-разному приспосабливаются к жизненным условиям. В индивидуальности выделяются базовые и программирующие свойства. Рассмотрим вкратце основные компоненты, характеризующие психологический портрет личности.

Определение психологического портрета личности является одним из самых сложных и важных вопросов, решение которого позволит повысить успешность управления персоналом. Приведем некоторые положения, определяющие психологический портрет личности, исходя из основной идеи психологии управления: плохо относиться к человеку — невыгодно.

В управлении людьми надо помнить, что люди по-разному приспосабливаются к жизненным условиям. По способности адаптироваться можно выделить три типа людей:

  • С ориентацией на текущий момент и легкой приспосабливаемостью к обстановке.
  • С ориентацией на прошлое, способностью действовать в рамках жесткой структуры с четкими разрешениями и запретами, правами и обязанностями.
  • С ориентацией на будущее, неадекватным ситуации поведением, плохо приспособленных к иерархической структуре.

Первый тип людей лучше работает при принятии решений, второй — при их реализации в рамках имеющихся структур, третий — в качестве генераторов идей.

Каждому руководителю важно уметь вскрывать свои внутренние психологические резервы. Для этого нужно научиться познавать себя и других людей, выявлять темперамент, характер, направленность личности, отношение к деятельности и жизни, к целям и жизненным ситуациям, ожидаемое эмоциональное поведение в напряженных ситуациях и межличностных отношениях, деловые качества.

В индивидуальности выделяются базовые и программирующие свойства. К базовым относятся темперамент, характер, способности человека. Именно через базовые свойства раскрываются динамические характеристики психики (эмоциональность, темп реакций, активность, пластичность, чувствительность) и формируется определенный стиль поведения и деятельности личности. Базовые свойства — сплав врожденных и приобретенных в процессе воспитания и социализации черт личности.

Главной движущей силой развития индивидуальности являются ее программирующие свойства — направленность, интеллект и самосознание. Индивидуальность обладает собственным внутренним психическим миром, самосознанием и саморегуляцией поведения, складывающимися и действующими как организаторы поведения «Я».

На основе оценки свойств личности можно составить ее психологический портрет, включающий следующие компоненты:

  • темперамент;
  • характер;
  • способности;
  • направленность;
  • интеллектуальность;
  • эмоциональность;
  • волевые качества;
  • умение общаться;
  • самооценка;
  • уровень самоконтроля;
  • способность к групповому взаимодействию.

Развитие индивидуальности продолжается всю жизнь. С возрастом меняется лишь позиция человека — из объекта воспитания в семье, школе, вузе он превращается в субъект воспитания и должен активно заниматься самовоспитанием. Рассмотрим вкратце основные компоненты, характеризующие психологический портрет личности.

Темперамент

Наблюдая за другими людьми, за тем, как они трудятся, учатся, общаются, переживают радости и горе, мы, несомненно, обращаем внимание на различия в их поведении. Одни — быстры, порывисты, подвижны, склонны к бурным эмоциональным реакциям, другие — медлительны, спокойны, невозмутимы, с незаметно выраженными чувствами и т. д. Причина подобных различий кроется в темпераменте человека, присущем ему от рождения.

Родоначальником учения о темпераменте является древнегреческий врач Гиппократ (V-IV в. до н.э.), который считал, что в теле человека имеются четыре основные жидкости: кровь, слизь, желчь и черная желчь. Названия темпераментов, данные по названию жидкостей, сохранились до наших дней: холерический, происходит от слова «желчь», сангвинический — от слова «кровь», флегматический — слизь и меланхолический — черная желчь. Преобладанием той или иной жидкости Гиппократ и объяснял выраженность определенного типа темперамента у конкретного человека.

В современной психологии словом «темперамент» обозначают динамические особенности психики человека, т. е. только темп, ритм, интенсивность протекания психических процессов, но не их содержание. Поэтому темперамент никак нельзя определить словом «хороший» или «плохой».

Темперамент является биологическим фундаментом нашей личности, он основан на свойствах нервной системы человека и зависит от строения тела человека, обмена веществ в организме. Черты темперамента являются наследственными, поэтому чрезвычайно плохо поддаются изменению.

Темперамент определяет стиль поведения человека, способы, которыми человек пользуется для организации своей деятельности. Поэтому при изучении черт темперамента усилия должны быть направлены не на их изменения, а на познание особенностей темперамента для определения рода деятельности человека.

Типы темпераментов:

Сангвиник — это обладатель сильного типа нервной системы (т. е. нервные процессы обладают силой и продолжительностью), уравновешенного, подвижного (возбуждение легко сменяется торможением и наоборот); Холерик — это обладатель неуравновешенного типа нервной системы (с преобладанием возбуждения над торможением); Флегматик — с сильным, уравновешенным, но инертным, неподвижным типом нервной системы; Меланхолик — со слабым неуравновешенным типом нервной системы.

К представителю каждого типа темперамента нужно найти свой подход исходя из определенных психологических принципов:

1. «Доверяй, но проверяй». Это подходит к сангвинику, имеющему такие плюсы: жизнерадостность, увлеченность, отзывчивость, общительность — и минусы: склонность к зазнайству, разбросанность, легкомыслие, поверхностность, сверхобщительность и ненадежность. Милый человек сангвиник всегда обещает, чтобы не обидеть другого, но далеко не всегда исполняет обещанное, поэтому надо проконтролировать, выполнил ли он свое обещание.

2. «Ни минуты покоя». Таков принцип подхода к холерику. Принцип опирается на использование его плюсов: энергичности, увлеченности, страстности, подвижности, целеустремленности — и нейтрализацию минусов: вспыльчивости, агрессивности, невыдержанности, нетерпимости, конфликтности. Холерик все время должен быть занят делом, иначе он свою активность направит на коллектив и может разложить его изнутри.

3. «Не торопи». Таким должен быть подход к флегматику, имеющему плюсы: устойчивость, постоянство, активность, терпеливость, самообладание, надежность — и минусы: медлительность, безразличие, «толстокожесть», сухость. Главное, флегматик не может работать в дефиците времени, ему нужен индивидуальный темп, поэтому не надо его подгонять, он сам рассчитает свое время и сделает дело

4. «Не навреди». Это девиз меланхолика, который имеет плюсы: высокая чувствительность, мягкость, человечность, доброжелательность, способность к сочувствию — и, конечно, минусы: низкая работоспособность, мнительность, ранимость, замкнутость, застенчивость. На меланхолика нельзя кричать, слишком давить, давать резкие и жесткие указания, так как он очень чувствителен к интонациям и очень раним.

В действительности трудно встретить человека, полностью отвечающего определенному типу темперамента, наблюдается доминанта одного из них.

Еще на блоге: Используем колебания в науке влияния

Чисто формально, без учета специфики каждой индивидуальности, при организации рабочих пар можно исходить из следующего принципа: холерику легче всего работать с сангвиником, сангвинику — с меланхоликом, меланхолику — с флегматиком.

Если вы чувствительный меланхолик, значит, вы прекрасный друг; если вы флегматик, то за вами, «как за каменной стеной», могут спрятаться ваши близкие, друзья и подчиненные, ведь вы очень надежны; если вы холерик, то можно надеяться на успешность вашего жизненного пути, так как вы хорошо умеете ставить цели и добиваться их достижения. Ну а если вы сангвиник, то тогда от вас исходит теплый солнечный свет, что тоже нужно людям в нашей жизни.

Характер

Характер есть совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обусловливающих типичные для нее способы поведения. Те особенности личности, которые относятся к характеру, называют чертами характера.

Черты характера — это не случайные проявления личности, а устойчивые особенности поведения человека, особенности, которые стали свойствами самой личности. В характере выражаются не случайные, а наиболее типичные, существенные особенности человека.

В структуре характера выделяют 4 группы черт, выражающих отношение личности к определенной стороне деятельности:

  • к труду (например, трудолюбие, склонность к творчеству, добросовестность в работе, ответственность, инициативность, настойчивость и противоположные им черты — лень, склонность к рутинной работе, безответственность, пассивность);
  • к другим людям, коллективу, обществу (например, общительность, чуткость, отзывчивость, уважение, коллективизм и противоположные им — замкнутость, черствость, бездушие, грубость, презрение, индивидуализм);
  • к самому себе (например, чувство собственного достоинства, правильно понимаемая гордость и связанная с ней самокритичность, скромность и противоположные им — самомнение, иногда переходящее в тщеславие, заносчивость, обидчивость, эгоцентризм, эгоизм);
  • к вещам (например, аккуратность, бережливость, щедрость или, напротив, скупость и т. п.)

Стержнем сформировавшегося характера являются морально-волевые качества личности. Человек с сильной волей отличается определенностью намерений и поступков, большей самостоятельностью. Он решителен и настойчив в достижении поставленных целей.

Безволие человека обычно отождествляется со слабохарактерностью. Даже при богатстве знаний и разнообразии способностей слабовольный человек не может реализовать всех своих возможностей.

Карл Леонгард выделил 4 типа характера: демонстративный, педантичный, застревающий, возбудимый.

Демонстративный тип, который получил свое название из-за способности людей подобного типа очень сильно выражать свои эмоции, с точки зрения окружающих — более сильно, чем они их переживают в данный момент. У демонстративной личности развита способность вытеснять из сознания некоторые травмирующие представления: она может лгать, не сознавая, что лжет, при этом ложь демонстративной личности отличается от сознательной лжи притворяющегося человека.

Она не притворяется, а действительно в данный момент верит в то, в чем пытается убедить окружающих. Демонстративная личность глубоко вживается в требуемый ситуацией образ, ей присуща высокая артистичность в выражении любого чувства: горя, восхищения и т. д.

Излюбленные образы, в которые перевоплощается демонстративная личность, — невинная жертва, человек, которого нс оценили, злоупотребили его доверием, использовали его редкие душевные и интеллектуальные качества и пр., либо благодетель человечества, уникальный специалист, нежное, тонкое существо, нуждающееся в неустанной опеке.

При положительном социальном развитии демонстративная личность может стать прекрасным писателем, актером, социальным работником — благодаря умению вжиться в другой образ, понять другого человека.

Противоположностью демонстративному является педантичный характер. Если демонстративная личность принимает решения стремительно, импульсивно, процесс обдумывания сведен к минимуму, то педантичная личность долго колеблется и тщательно обдумывает свои действия.

Негативными чертами такого характера могут быть нерешительность, боязнь несчастного случая или ошибки, что вызывает необходимость постоянно проверять и перепроверять свои действия выключен ли газ, нет ли в отчете ошибки, не грязные ли руки и пр., если, конечно, это не единичные случаи, а устойчивое поведение.

Но, как известно, наши достоинства являются продолжением наших недостатков, и педантичный характер может выразиться в таких прекрасных качествах, как пунктуальность, аккуратность, ответственность, предусмотрительность, рассудительность, забота о собственном здоровье, избежание эксцессов — словом, весь комплекс, которого демонстративной личности явно не хватает.

Следующий тип характера — застревающий. Для людей этого типа характерна очень долгая задержка сильных чувств (аффектов) ярости, гнева, страха, особенно когда они не были выражены в реальной жизни из-за каких-то внешних обстоятельств. Этот аффект может не затухать и вспыхивать с первоначальной яркостью спустя недели, месяцы, даже годы.

Свои успехи застревающий человек переживает так же достаточно долго и ярко. Люди этого типа отличаются обидчивостью и злопамятностью. Самыми распространенными «идеями», темами застревания являются: ревность, преследование, месть. Эти люди могут сказать о себе: «Я могу простить обиду, но не забыть ее».

У возбудимых личностей так же, как у демонстративных и застревающих, часто констатируется весьма неровное течение жизни, однако не потому, что они постоянно избегают трудностей, а потому, что часто высказывают недовольство, проявляют раздражительность и склонность к импульсивным поступкам, не утруждая себя взвешиванием последствий. Неумение управлять собой ведет к конфликтам.

Способности

Способность в психологии рассматривается как особое свойство психологической функциональной системы, выражающееся в определенном уровне ее продуктивности. Количественные параметры продуктивности системы точность, надежность (устойчивость), скорость функционирования. Способности измеряются путем решения задач определенного уровня трудности, разрешения ситуаций и т. д.

Уровень способностей определяется степенью разрешимости противоречий между свойствами индивида и отношениями личности. Лучший вариант, когда есть способности к какой-либо сфере деятельности и интерес этим заниматься.

Способности подразделяются на общие и специальные. Общие способности могут предопределять склонность к довольно широкому спектру деятельности, они формируются развитием интеллекта и особенностей личности.

К общим способностям относятся:

  • готовность к труду, потребность трудиться, трудолюбие и высокая работоспособность;
  • черты характера — внимательность, собранность, целенаправленность, наблюдательность;
  • развитие творческого мышления, гибкость ума, умение ориентироваться в сложных ситуациях, адаптивность, высокая продуктивность умственной деятельности.

Еще на блоге: Психология и философия — родственники

Общая способность выступает как социально-психологическая основа развития специальных способностей к определенному виду деятельности: музыкальной, исследовательской, преподавательской и др.

Направленность личности

В основе направленности личности лежит мотивация ее деятельности, поведения, удовлетворения потребностей. Направленность бывает на задачу, на общение, на себя. Одного человека может устроить удовлетворение только физиологических потребностей и обеспечение безопасности существования.

Другим, кроме этих потребностей, весьма важно удовлетворение социальных потребностей и потребностей в самовыражении, реализации творческих способностей. Задача менеджера и психолога заключается в выявлении потребностей, интересов, убеждений каждой личности и определении конкретной направленности ее мотивов.

Интеллектуальность

Советский психолог С.Л. Pубинштeйн рассматривал интеллект как тип поведения человека — «умное поведение». Ядро интеллекта составляет способность человека выделить в ситуации существенные свойства и привести свое поведение в соответствие с ними. Интеллект — это система психических процессов, обеспечивающих реализацию способности человека оценивать ситуацию, принимать решение и в соответствии с этим регулировать свое поведение.

Интеллект особенно важен в нестандартных ситуациях — как символ обучения человека всему новому.

Французский психолог Жан Пиаже считал одной из самых важных функций интеллекта взаимодействие с окружающей средой через адаптацию к ней, т. е. умение ориентироваться в условиях и соответственно строить свое поведение.

Адаптация может быть двух видов: ассимиляция — приспособление ситуации через изменение условий к человеку, его индивидуальному стилю умственной деятельности, и аккомодация — приспособление человека к изменяющейся ситуации через перестройку стиля мышления.

Интеллект можно определить также как общую способность действовать целесообразно, мыслить рационально и эффективно функционировать в окружающей среде (Векслер).

Структура интеллекта зависит от целого ряда факторов: возраста, уровня образования, специфики профессиональной деятельности и индивидуальных особенностей.

Кроме познавательного, существует интеллект профессиональный и социальный (умение решать проблемы межличностных отношений, находить рациональный выход из создавшейся ситуации). Следует помнить, что интеллект — это познание плюс действие. Поэтому нужно не только развивать все виды интеллекта, но и уметь реализовывать рациональные решения, показывать свой интеллект и на словах, и в деле, поскольку только результат, конкретные действия определяют уровень интеллекта личности.

Эмоциональность

Со времен Платона вся психическая жизнь делится на три относительно самостоятельные сущности: ум, воля и чувства, или эмоции.

Ум и воля в какой-то степени подчиняются нам, эмоции же всегда возникают и действуют помимо нашей воли и желания. Они отражают личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека в виде переживаний. В этом субъективность и непроизвольность эмоций.

Под умением управлять эмоциями чаще всего подразумевается умение скрывать их. Стыдно, но делается вид, что безразлично; больно, но это скрывается; обидно, но внешне только раздражение или гнев. Мы можем не показывать свои эмоции, от этого они не ослабевают, а чаще становятся еще мучительнее или принимают защитную форму агрессии.

Управлять эмоциями просто необходимо, во-первых, для здоровья, во-вторых, из честолюбия. Все эмоциональные явления делятся на аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения и стрессовые состояния.

Наиболее мощная эмоциональная реакция — аффект. Он захватывает человека целиком и подчиняет его мысли и действия. Аффект всегда ситуативен, интенсивен и относительно непродолжителен, Он наступает в результате какого-либо сильного (объективного или субъективного) потрясения.

Собственно эмоции — это более длительная реакция, которая возникает не только как реакция на свершившиеся события, но главным образом на предполагаемые или вспоминаемые. Эмоции отражают событие в форме обобщенной субъективной оценки.

Чувства — устойчивые эмоциональные состояния, имеющие четко выраженный предметный характер. Это отношения к конкретным событиям или людям (возможно, воображаемым).

Настроения — длительные эмоциональные состояния. Это тот фон, на котором протекают все остальные психические процессы. Настроение отражает общую установку принятия или непринятия мира. Превалирующие у данного человека настроения, возможно, связаны с его темпераментом.

Стресс — неспецифическая реакция организма в ответ на неожиданную и напряженную обстановку. Это физиологическая реакция, которая выражается в мобилизации резервных возможностей организма. Реакцию называют неспецифической, так как она возникает в ответ на любое неблагоприятное воздействие — холод, усталость, боль, унижение и т. д.

Умение общаться

Общение — это чрезвычайно тонкий и деликатный процесс взаимодействия людей. В общении наиболее разнообразно раскрываются индивидуальные особенности всех участников этого процесса. Общение имеет свои функции, средства, виды, типы, каналы, фазы.

Наиболее очевидной функцией общения является передача каких-то сведений, какого-то содержания и смысла. Это семантическая (смысловая) сторона общения. Эта передача влияет на поведение человека, действия и поступки, состояние и организованность его внутреннего мира. В целом можно выделить информационную (получение сведений), познавательную, управляющую и развивающую функции общения, функцию обмена эмоциональными и вообще психическими состояниями.

Средства общения бывают вербальными (речь в разных формах) и невербальными (пантомимика, мимика, жесты и др.)

Виды общения: общение двоих (диалог), общение в малой группе, в большой группе, с массой, анонимное общение, межгрупповое общение. Перечисленные виды относятся к непосредственному общению.

Каналы общения: зрительный, слуховой, тактильный (прикосновение), соматосенсорный (ощущения своего тела).

Типы общения: функционально-ролевое (начальник — подчиненный, учитель — ученик, продавец — покупатель), межличностное, деловое, раппортное (общение с односторонним доверием — доверяет пациент).

Фазы общения: планирование, вхождение в контакт, концентрация внимания, мотивационный зондаж, поддержание внимания, аргументация, фиксация результата, завершение общения.

Самооценка

На основе самопознания у человека вырабатывается определенное эмоционально-ценностное отношение к себе, которое выражается в самооценке. Самооценка предполагает оценку своих способностей, психологических качеств и поступков, своих жизненных целей и возможностей их достижения, а также своего места среди других людей.

Самооценка может быть заниженной, завышенной и адекватной (нормальной).

Автор: Раис Ахметович Фaтxутдинoв, доктор экономических наук, профессор РАГС и Российского государственного университета инновационных технологий и предпринимательства.

Источник

Читайте нас в удобном формате Telegram | Facebook | Instagram | Tags

9.1. Темперамент

метки:

Свойство, Темперамент, Ригидность, Высказать, Образование, Существование, Различие, Психологический Тема. Темперамент.

  1. Уровни психической регуляции поведения. Понятие темперамента, основные проблемы его изучения.
  2. Развитие учения о темпераменте. Психологическая характеристика Т: свойства и типы темперамента.
  3. Признаки темперамента.
  4. Функции темперамента.

Понятия: индивидуальность, темперамент, эргичность, пластичность, темп, эмоциональная чувствительность.

В структуре индивидуальности человека интегрированы свойства разного уровня: природного и социального. Индивидуальность – биосоциальная характеристика человека, сплав природного и социального. Образуется в процессе сложного взаимодействия между наследственностью индивида и средой его жизнедеятельности. Динамическую сторону регуляции обеспечивает темперамент,содержательную –характер, продуктивность и эффективность –способности.Свойства темперамента в структуре индивидуальных свойств – это индивидные свойства человека, определяющие динамику Ψ деятельности.

1. Темперамент – природно обусловленная сторона индивидуальности человека, тесно связанная с его конституцией (морфологическими, биохимическими, физиологическими

х-ми, которые составляют основу и механизм Т).

Т, в свою очередь, является предпосылкой и основой личностных образований — Х. Т – наиболее ранняя по происхождению, простая по структуре формально-динамическая характеристика индивидуальности. Т – наиболее изученная категория в Ψ индивидуальных различий.

Основные проблемы изучения Т:

  1. раскрытие биологических основ Т;
  2. поиск и измерение Ψ составляющих Т, т.е. его свойств;
  3. установление места Т в структуре индивидуальности ( роль Т в развитии Х и общих С);
  4. изучение Т как фактора успешности проф.Д (спортивной, учебной).

2. А.Р.Лурия высказал парадокс. Величие ученого определяется тем, насколько выдвинутые им идеи задержали развитие научной мысли (Ж.Пиаже).

8 стр., 3956 слов

Типы темперамента человека

… возможности (не следует смешивать свойства темперамента со свойствами характера или способностями). Можно выделить следующие основные компоненты, определяющие темперамент: . Общая активность психической деятельности и поведения человека выражается в различной степени …

Идея о существовании типов Т, связанных с организмом, или идея биологической обусловленности индивидуальных различий (Т – биологически обусловленный аспект индивидуальности).

Впервые идею о существовании психологических типов, связанных с особенностями организма высказал Гиппократ. Гуморальная (жидкостная) концепция: Т зависит от соотношения 4-х жидкостей организма (krasis– соотношение частей).

Каких?

Кровь-sanguis

Phlegma — лимфа

Chole — желчь

Melana chole – черная желчь.

В 18 в. И.Кант – Ψ портреты – феноменологическую характеристику типов, которая стала достоянием обыденного сознания.

От Гиппократа – идея о существовании типов, вязанных с особенностями организма ( типология

).

В начале 20 в. Конституционные теории.

Э.Кречмер – особенности строения тела, тип

телосложения – тип Т:

Астеникик – замкнутый, эмоционально ранимый, быстро утомляется.

Пикник – разговорчивые, общительные…

Атлет – агрессивен, властолюбив, экспансивен.

У.Шелдон – оценивал телосложение по развитию 3-х основных тканей: эктоморфы (кожа, волосы); эндоморфы (внутренние органы); мезоморфы (костно-мышечнач система).

Собственно научная судьба учения о Т началась с учения И.П.Павлова, связавшего 4 типа темперамента со свойствами НС.

Научное Ψ изучение идет по 2 линиям : физиологической и Ψ.

И.П.Павлов 3 свойства НС сила, уравновешенность, подвижность образуют тип НС(4)

сильный слабый
уравновешенный Неуравновешенный
подвижный инертный
сангвиник флегматик холерик меланхолик

Дальнейшие исследования в школе Б.М,Теплова и В.Д.Небылицына. Новый подход к изучению свойств НС – «общие св-ва НС: активность и эмоциональность.

Западные психологи не общие (функциональные) св-ва, а «частные» — т.е. св-ва отдельных морфофункциональных образований мозга. Н-р: Г.Айзенк – активация в лимбической системе соответствует «нейротизму».

Современная тенденция в поиске органических основ Т: выход за пределы ЦНС в морфологию. Деятельность эндокринных систем…, т.е. в более широких границах биологических функций человека, т.к. НС не существует вне организма.

Психологическая линия учения о Т берет начало от И.Канта.

  1. Психологическая характеристика Т предполагает выделение его свойств и типов.

В.С.Мерлин выделил следующие свойства темперамента: сензитивность, реактивность и активность, темп реакций, пластичность и ригидность, экстравертированность и интровертированность, эмоциональная возбудимость.

Типы темперамента характеризует сочетание свойств. Сангвиник, холерик, флегматик имеют в своей основе силу НС, холерик – слабость. Г.Айзенк описывает типы Т как сочетание 2-х свойств: экстраверсии и нейротизма.

В настоящее время 4 типа Т уже нигде не фигурируют (ни в Ψ, ни в физиологическом плане).

Выделяют «динамические аспекты» поведения: активность и эмоциональность. Т (в Ψ смысле) – это совокупность соответствующих динамических свойств поведения, своеобразно сочетающихся в каждом индивиде.

В.М.Русалов выделил 4 фундаментальных св-ва Т, привязав их к 4-м блокам функциональной системы (П.К.Анохин).

4 блока хранения и переработки информации: блок афферентного синтеза

Программирования(принятия решения)

Исполнения

Обратной связи.

Св-ва Т: 1) эргичность- степень напряженности в/д организма со средой (активность ,напряженность, жажда деятельности; общительность, стремление к лидерству – расслабленность, пассивность; социальная пассивность, замкнутость).

2) пластичность – легкость переключения с одного поведения на др (легкость переключения, гибкость – ригидность, консерватизм, однообразие).

3) темп – скорость исполнения программы поведении (быстро говорит – медленно).

4) эмоциональная чувствительность – чувствительность к несоответствию того , что есть, и того, что должно быть (спокойствие, уверенность, нечуствительность к неудачам; оценкам – неуверенность, беспокойство, тревожность, чувствительность к неудачам в работе; общении. Впечатлительность, ранимость.

Тест ОСТ – опросник структуры Т.

  1. Признаки свойств темперамента.

Что общего между выделенными свойствами?

Динамичность, устойчивость, «онтогенетическая» первичность, статистическая частота, предельность, обусловленность свойствами НС, независимость от содержания, мотива и цели поведения (стилевой аспект поведения) ; универсальность проявления во всех видах Д.

  1. Функции темперамента.

— адаптивная роль: регулирует расходование человеком его энергодинамических возможностей, оберегая организм от перегрузок.

— энергетическая: свойства темперамента находятся между собой в отношениях взаимодополнительности и компенсации.

В целом регулирует динамику психической деятельности, которая обеспечивает оптимальную жизнедеятельность индивида, сохранение основных жизненных констант организма.

Литература.

Практикум по общей психологии. /Под ред. А.И. Щербакова. – М.,1990. С.231-246. (решение Ψ задач).

Психология индивидуальных различий/ ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.А.Романова. – М.,2000.

Современная психология: Справочное руководство. – М.: ИНФРА-М, 1999. – С.439-453.

Примеры похожих учебных работ

Признаки индивидуальности человека:

… аспектами деятельности. Темперамент составляет основу развития характера. С физиологической точки зрения он обусловлен типом высшей нервной деятельности человека. Общие и частные свойства: общая динамическая картина поведения человека в наибольшей …

Понятие о темпераменте и его типах

… подход к изучению человека. Человек рассматривается и со стороны присущих ему общечеловеческих свойств, и со стороны его неповторимой индивидуальности. А индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, привычках, преобладающих …

Выберите фазу агрессивного поведения, при которой человек готов к обсуждению инцидента

… 4) индивидуальность БИЛЕТ №17 1. Формально-динамическую сторону поведения характеризует (ют): 1) Направленность 2) Темперамент 3) Характер 4) Способности 2. Суть проекции заключается: 1) в приписывании другим людям собственн

Значение профессионализма для индивидуальности человека

ПРОФЕССИОНАЛИЗМ И ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА Единицей поведения человека в социуме является поступок, который с точки зрения конечного результата направлен на утверждение ценности, а не на прагматическую цель. Индивидуальность человека проявляется в …

Моральные нормы и нравственное поведение в отношениях «человек – общество — …

… рассматривает человека как чрезвычайно пластичное существо, способным к различным общественным адаптациям. Психология, в противовес данной установке, ищет стабильное характеристики психики, которые обеспечивают постоянство поведение личности …

Поведение как психофизиологический феномен

… путем произвольного подавления стремления удовлетворить очень сильную потребность. Существует еще два типа поведения: нормальное и девиантное поведение. Человек — существо социальное, мы живем в обществе, которое четко прописало нормы …

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]