Что такое субкультура: понятие, признаки, примеры, виды


Приветствую Вас, друзья!

Людям свойственно перенимать моральные ценности, привычки и манеры поведения у своего окружения. Кроме того, они объединяются в группы, обосабливаются, стараясь проводить больше времени с теми, чьи взгляды на жизнь им наиболее близки. Благодаря этому формируются субкультуры – обширные группы людей, объединенных общими вкусами, ценностями, интересами, взглядами, стремлениями или идеями. Сегодня мы подробно разберём, что представляют собой субкультуры, какими признаками они обладают и какими бывают, а также рассмотрим несколько примеров.

Что такое субкультура?

Субкультура – это обособленная часть основной (доминирующей) культуры, сильно выделяющаяся на общем фоне. Она может формироваться на основании моральных ценностей, религиозных взглядов, традиций, обычаев и прочих социокультурных особенностей. В качестве наиболее очевидного примера субкультуры можно привести молодежные течения, объединяющие фанатов некоторых стилей музыки или значимого культурного явления (например, произведений Толкиена или Лавкрафта).

Для полного понимания термина «субкультура» давайте ещё определимся с понятием «культура». Если говорить простыми словами, то культура – это совокупность всех материальных и нематериальных ценностей, созданных человечеством. При этом можно говорить об одной всеобщей культуре, а можно выделять культуры отдельных стран и народов. В любом случае подразумевается набор всеобщих ценностей, принимаемых всеми представителями определенного народа, независимо от возраста, социального статуса и прочих факторов.

Большинство современных субкультур являются молодёжными, поскольку подростки и молодые люди отличаются низким уровнем конформизма (что это такое?) и толерантности к моральным ценностям, которые навязывает общество.

Важной разновидностью субкультур являются контркультуры. Так называют подкультуры, полностью построенные на отрицании традиционных для данного общества ценностей. Некоторые авторы считают, что термин «контркультура» уместен всегда, когда первичный элемент выделения субкультуры основан на противостоянии доминирующей культуре.

Контркультура

Контркультура
Форма (или тип) культуры, которая активно противостоит «официальной» традиционной культуре.

Контркультура объединяет любые формы девиантного поведения. Понятие контркультуры близко понятию альтернативной культуры. В более узком и конкретном значении термин «контркультура» употребляется для обозначения формы протеста против культуры «отцов», распространившейся среди части американской молодежи в 60-х — начале 70-х годов XX века (контркультура 60-х). Этот неологизм впервые использован в 1968 г. Теодором Рошаком. Ознакомление с работами теоретиков контркультуры, например Герберта Маркузе и Жан-Поля Сартра, дает возможность шире представить ее социально-исторический смысл.

На самом деле, возникновение контркультуры – явление вполне закономерное.

Доминирующая культура, которой противостоит контркультура, упорядочивает только часть культурного пространства данного общества. Она не способна охватить все многообразие явлений. Кроме того, в каждой доминирующей культуре всегда существуют существенные устаревшие элементы. Они не отвечают потребностям сегодняшнего дня и является объектом подражания лишь по традиции или привычке. Поэтому, указывая на такие элементы, контркультура может играть и положительную культуротворческую роль. Таковым в первые века своей истории было христианство, которое прежде чем быть провозглашенным в IV в. н. э. официальной религией Римской империи, подвергалось преследованиям именно как контркультура, враждебная господствующей культуре на основе языческой религии.

Как появился термин?

Термин «субкультура» образован от латинских слов sub (под) и cultura (культура). Поэтому в русском языке наравне с ним может использоваться слово «подкультура». Данный термин используется в политологии, социологии, философии, антропологии и многих других науках, в которых он может трактоваться несколько по-разному. Важно не путать субкультуры с молодёжными сообществами, состоящими из молодых людей с общими интересами.

Данное понятие ввёл американский социолог Дэвид Рисмен. Он дал ему следующее определение: субкультура – это некоторая социальная группа, демонстративно выбирающая моральные ценности, стиль внешности и манеры, не соответствующие общепринятым. Позже данное явление изучал британский социолог Дик Хэбдидж. Он отмечал, что к субкультурам примыкают люди, объединенные общими вкусами и при этом недовольные нормами, принятыми в их обществе.

Интересно, что в 20-м веке многие авторы использовали альтернативные термины для обозначения данного явления. Так французский социолог Мишель Маффесоли называет молодёжные субкультуры «городскими племенами», а советский биолог Виктор Дольник употребляет термин «клубы». В СССР широко использовалось понятие «неформальные молодёжные объединения», а их представителей называли «неформалами». Примерно тогда же появилось популярное и сегодня жаргонное слово «тусовка».

Признаки субкультуры

В большинстве случаев представители субкультур стремятся подчеркнуть свою принадлежность к определенному течению. Это проявляется в их привычках, манере поведения, особенностях речи и внешнего вида. Они слушают определенные стили музыки и часто отрицают другие стили, даже если не испытывают к ним эстетического неприятия.

Большинству подкультур свойственно наличие таких элементов как:

  • особый стиль жизни и поведения;
  • собственный набор моральных ценностей и взглядов;
  • характерные особенности внешнего вида;
  • нонконформизм;
  • низкая толерантность ко всеобщим ценностям и высокая к ценностям, принятым внутри движения.

Обычно субкультуры аполитичны, и их представители подчеркивают свою аполитичность. Но бывает и так, что они придерживаются определенных политических взглядов, которые высказывают в довольно жёсткой форме. Субкультура может быть замкнутой и стремиться максимально изолироваться от общества, а может вести себя вызывающе, демонстрируя протест против принятых в обществе норм или каких-то значимых событий. Многие субкультуры имеют собственную прессу и общественные организации.

Почему эта среда так привлекательна

Кроме того, пребывание в рамках того или иного неформального движения занимает время подростков, приучает их структурировать собственный досуг и, в конечном итоге, ведет к большей организованности.

Отметим, что весьма немалому числу представителей молодежи свойственно отсутствие ярко обозначенной личной самоидентификации. Большинство из них находится во власти поведенческих стереотипов, что в итоге приводит подростков в ряды неформалов. Любая молодежная контркультура на 80-90 % состоит из любителей подражать, не способных на отстаивание собственной индивидуальности.

Наиболее простая причина примыкания подростков к представителям той или иной субкультуры – поиск людей, близких по убеждениям. Эпатаж, как и внешняя атрибутика, по сравнению с этим вторичны.

Молодёжные субкультуры

Подростки и молодые люди всегда демонстрируют нонконформизм по отношению к старшему поколению – это заложено в человеческой природе. Поэтому именно в молодёжной среде обычно возникают новые культурные течения, на примере которых удобнее всего объяснять, что такое субкультура. Важно понимать, что современная молодёжь не воспринимает работу как центральную часть своей жизни. Гораздо большее значение для них имеет то, как они проводят досуг.

Для молодёжных субкультур характерны такие особенности как:

  • использование сленга;
  • групповой конформизм (мнение «тусовки» принимается за собственное);
  • особый стиль одежды, а иногда и причёски;
  • интерес к определённым видам искусства (например, аниме);
  • характерный тип поведения;
  • стремление подчеркнуть свою неформальность.

Молодёжным субкультурам свойственен суррогатный характер. Их представители наполняют свою жизнь заменителями реальных ценностей. К примеру, они протестуют против воли родителей, изображая самостоятельность, хотя к самостоятельной жизни ещё не готовы. Довольно часто протест против норм старшего поколения выражается в курении, употреблении алкоголя и наркотиков.

Анимешники и косплееры

Еще один вид субкультуры молодежи – отаку. В его основе любовь к японской анимации и манге (японский комикс). Участники этого движения не только пассивно смотрят мультфильмы, но и создают свои собственные, устраивают фестивали и конкурсы косплея.

Косплей – перевоплощение в конкретного персонажа аниме, манги, фильма или компьютерной игры. Это не только достоверный костюм и прическа, многие с помощью арт-макияжа стараются добиться полного сходства с выбранным героем.

Представителей этого вида субкультуры можно узнать по ярким волосам, атрибутике с любимыми персонажами. Но опять же, далеко не все копируют внешний вид любимых героев в повседневной жизни.

Для движения отаку в России характерен специфический сленг, основанный на употреблении слов японского языка. Это могут быть как расхожие фразы – «аригато» – «спасибо», «сайонара» – «до свидания», так и специфичные: «каваий»– «мило», «прелестно», или «ня» — выражающее огромный спектр эмоций.

Возрастной состав анимешников разнообразный – это и 15-летние подростки, и люди 20-30 лет.

Примеры субкультур

Чтобы окончательно разобраться в том, что такое субкультура, рассмотрим несколько примеров. Вообще, их существует огромное количество и постоянно возникают новые. Однако в истории есть несколько наиболее ярких субкультурных движений, которые не просто были популярны, но и оказали заметное влияние на глобальные исторические события. Рассмотрим несколько наиболее известных.

Панки

Данная подкультура возникла в 1970-х годах в Великобритании. Страна не могла преодолеть сильный экономический кризис, молодые люди не могли трудоустроиться и не понимали, что делать дальше. Из-за этого у них появился лозунг «Нет будущего!», который и стал девизом субкультуры. Идея данного движения заключалась в том, что ситуация уже настолько плоха, что испортить её ещё сильнее просто невозможно. Панки не отличались особой законопослушностью, поскольку считали, что им нечего терять.

Готы

Это движение возникло под влиянием панк-культуры и многое от неё переняло. Готы тоже пренебрежительно относятся к образованию и любому личностному развитию. При этом они ведут себя более сдержанно, чем панки, и не стремятся к такому пёстрому внешнему виду. В их внешности преобладает чёрный цвет. Они выбирают черную одежду и аксессуары, красят черной краской волосы, используют черный макияж.

Эмо

Это самая эмоциональная субкультура, ведь именно от слова «эмоции» образовано её название. Эмо слушают особую музыку и одеваются так, чтобы создать максимально драматический и эмоциональный образ. Также для них характерны специфические прически и обильный макияж, подчеркивающий размер и форму глаз. В их внешнем виде преобладают черный и розовый цвет.

Хиппи

Это особая философия и субкультура, возникшая в США в 1965 году. Данное движение стало ответом на тогдашние реалии – участие Штатов во вьетнамской войне, всё ещё существовавшую расовую сегрегацию и иные проявления неравенства. Хиппи выступали за мир, свободу, любовь, толерантность и равные права. Именно они придумали известный девиз американской молодёжи того времени: «Make love, not war» (Занимайтесь любовью, а не войной).

Скинхеды

Это ультраправое молодёжное движение, сторонники которого придерживались националистических или даже откровенно нацистских взглядов. Скинхеды появились в Великобритании в 1980-х. К данной субкультуре обычно примыкали агрессивные молодые люди, склонные к ксенофобии и нетерпимые вообще ко всем, кто чем-то отличается от них. Многие из них проникались идеями Гитлера и считали, что белая арийская раса должна господствовать в мире.

Скинхеды были самой агрессивной из молодёжных субкультур. Они нападали на представителей национальных или сексуальных меньшинств и вообще всех, кто чем-то от них отличался. При таких нападениях они не раздумывая пускали в ход холодное оружие и часто наносили своим жертвам смертельные ранения. В 2000-х годах данное движение было популярно и в России, но на сегодняшний день от него мало что осталось.

Яппи

Это субкультура успешных молодых людей, являющихся высокооплачиваемыми профессионалами в определенной сфере деятельности. Как правило, это люди, только окончившие вуз. У них ещё нет семьи, и они могут тратить всё заработанное на себя. Поэтому они всегда одеты с иголочки, покупают топовые смартфоны в день презентации, следят за актуальными событиями и новинками. Яппи уделяют внимание здоровью, ходят в спортзал, бегают по утрам, нередко становятся приверженцами вегетарианства.

Особенности социализации молодого поколения

Замечание 1

Социализация является многогранным и непрерывным процессом, сопровождающим человека на протяжении всей его жизни. Однако в юношестве этот процесс протекает наиболее интенсивно, так как в это время усваиваются социальные нормы, закладываются ценностные ориентации, формируется мотивация социального поведения.

Становление социальной зрелости у молодого поколения происходит под влиянием семьи, ближайшего окружения, школы, стихийных групп, молодежных организаций, СМИ и т.д. Это период, когда юноши и девушки стремятся доказать свою социальную зрелость, уникальность, хотят выделиться из общей массы людей.

Молодежь первая принимает нововведения (как позитивные, так и негативные) в разных сферах жизнедеятельности.

Социализация молодежи имеет свои особенности:

  1. Авторитет взрослых заметно снижается, значимое место занимает референтная группа. Двойственное положение молодого человека: с одной стороны, от него требуют самостоятельности, а с другой стороны, он находится под постоянным контролем взрослых, что ведет к развитию конфликтных ситуаций. Доминирующую роль в социализации играют интернет-ресурсы, телевидение, общение со сверстниками. Общение со сверстниками выступает как специфический вид эмоционального контакта, как деятельность, обеспечивающая условия формирования ценностных ориентаций.
  2. Формирование самосознания и самовыражения, проявляющееся в попытках выработать новое, часто противоположное для взрослых мировоззрение, отказ от детских правил поведения.
  3. Характерными чертами являются снижение чувства страха и склонность к риску, поиск новых, более нестандартных и рискованных форм поведения и деятельности.

Перечисленные особенности накладывают отпечаток на характер поведения, психику молодого человека, формирование отношения к окружающей действительности. Возникает потребность осознать какие особенности его личности способствуют (или мешают) реализовать себя, проявить свою уникальность; потребность оценить свои возможности.

Все потребности воплощаются в желание найти себя в каких-либо объединениях, в частности, в субкультуре.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]