Психология как тип жизни или что она из себя представляет?


Значение слова «психология»

  • психоло́гия

    1. научная дисциплина, изучающая процессы и закономерности психической деятельности ◆ Психология

    , не опирающаяся на физиологию, так же несостоятельна, как и физиология, не знающая о существовании анатомии. Н. Г. Чернышевский, «Очерки гоголевского периода русской литературы», 1856 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Для объяснения возьмём здесь так часто приводимую в пример градацию человеческих способностей (известно, что наука
    психология
    , не довольствуясь наименованием способностей человека человеческими, ещё разделяет их на высшие и низшие). М. Е. Салтыков-Щедрин, «Современные призраки», 1863 г. (цитата из НКРЯ) ◆ С некоторых пор он стал выписывать книги по физиологии,
    психологии
    и педагогике и с обычною своей энергией занялся изучением всего, что даёт наука по отношению к таинственному росту и развитию детской души. В. Г. Короленко, «Слепой музыкант», 1886—1898 г.

    2. учебный предмет, содержащий теоретические основы данной научной дисциплины ◆ Но он таки не послушался меня, и, к удивлению моему, в квартире нашей начало появляться великое множество всяких азбук, между которыми, впрочем, красовался какой-то курс психологии

    , вероятно тоже предназначенный для Ольги. М. Е. Салтыков-Щедрин, «Брусин», 1847—1848 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Физиология и
    психология
    , или, пожалуй, антропология, идут рука об руку, и обе составляют или, по крайней мере, должны составлять основу искусства воспитания, которое, по выражению Песталоцци, берёт человека всего, его тело и его душу. К. Д. Ушинский, «О народности в общественном воспитании», 1856 г. (цитата из НКРЯ)

    3. совокупность психических процессов в условиях определённых видов деятельности, определённого состояния ◆ Забудемте же, кто светский человек, кто купец или мещанин, кто мужик, будемте всех считать просто людьми и судить о каждом по человеческой психологии

    , не дозволяя себе утаивать перед самими собою истину ради мужицкого звания. Н. Г. Чернышевский, «Не начало ли перемены?», 1861 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Худо ли, хорошо ли, но они старались войти в местную жизнь, в
    психологию
    американца, искали в нём те черты, которые отличают его от европейца. Д. В. Философов, «Конец Горького», 1907 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Суть одного из главных лагерных методов — привить взрослому человеку
    психологию
    ребёнка. М. Максимов, «Преодолей в себе лагерь» (1992) // «Столица», советский еженедельный общественно-политический журнал. — Выпуск № 22 (80). — Май 1992 г. (цитата из НКРЯ)

    Фразеологизмы и устойчивые сочетания

    • инженерная психология
    • психология масс

  • Что такое психология?

    Психология («психе» — душа, «логос» — учение, наука) — слово греческого происхождения, буквально означает «наука о душе». На этом основывается известное определение, согласно которому психология — это наука о психике.

    В целом это правильно, хотя требуются некоторые уточнения.

    В современном общественном сознании слова «душа» и «психика» фактически являются синонимами: научная психология предпочитает использовать термин «психика», религиозные мыслители и некоторые философы говорят о «душе».

    Слово «психология» многозначно. В обыденном языке слово «психология» используется для характеристики психического склада личности, особенностей того или иного человека, группы людей: «у него (у них) такая психология».

    Здесь деятельность и знание слиты воедино, обусловленные необходимостью понимать другого человека и предвидеть его поступки.

    Источником знаний о психике в донаучной психологии выступают: 1) личный опыт (житейские обобщения, возникающие в результате наблюдения за другими людьми, самим собой); 2) общественный опыт (представления, традиции, обычаи, которые передаются от поколения к поколению). Понятия донаучной психологии совпадают по своему содержанию с языковыми значениями.

    Роговин подчеркивает, что самому существу донаучной психологии соответствует способ объяснения, получивший название «объяснение с позиций здравого смысла». Донаучное психологическое знание несистематизировано, неотрефлексировано, поэтому часто вообще не осознается как знание. В донаучном знании верные представления могут соседствовать с ошибочными обобщениями, предрассудками.

    Философская психология — знание о психике, полученное с помощью умозрительных рассуждений. Знания о психике либо выводятся из общих философских принципов, либо являются результатом рассуждений по аналогии. Философское знание о психике обычно упорядочено в соответствии с теми или иными исходными принципами.

    По сравнению с донаучной психологией, которая ей предшествует и, особенно на ранних этапах, оказывает на нее большое влияние, для философской психологии характерным является не только поиск некоторого объяснительного принципа для психического, но и стремление установить общие законы, которым душа должна подчиняться так же, как подчиняются им и все природные стихии.

    Научная психология возникла относительно недавно — во второй половине XIX в. Обычно ее появление ассоциируется с использованием в психологии экспериментального метода. Некоторые основания для этого, несомненно, есть: «создатель» научной психологии В.

    Вундт писал, что если определять разработанную им физиологическую психологию по методу, то ее можно охарактеризовать как «экспериментальную».

    Кроме того, сам Вундт неоднократно подчеркивал, что экспериментальная психология — это далеко не вся психология, а лишь ее часть. Хотя XIX в. дал немало примеров удачного использования метода эксперимента, прошло достаточно времени, прежде чем психология стала по-настоящему экспериментальной наукой.

    Знание в научной психологии имеет эмпирическую, фактологическую основу.

    Факты добываются в специально проводимом исследовании, которое использует для этого специальные процедуры (методы), главными среди которых являются целенаправленное систематическое наблюдение и эксперимент. Теории, конструируемые научной психологией, имеют эмпирическую основу, подвергаются (в идеале) всесторонней проверке.

    Похожие слова

    ПсихологПсихологистПсихологизмПсихологичныйПсихологическиПсихологичностьПсихологическийПсихология трудаПсихологизироватьПсихология детскаяПсихологизированиеПсихологистическийПсихология старенияПсихология глубиннаяПсихология социальнаяПсихологическая школаПсихология инженернаяПсихология возрастнаяПсихология авиационнаяПсихология космическаяПсихология медицинскаяПсихологический журналПсихологии институт ранПсихология «объективная»Психологический профильПсихология ассоциативнаяПсихология аналитическаяПсихологическая школа праваПсихология индивидуальная адлера

    — Клиническая психология —

    Объединяет науку и теорию с практикой. Психология на клиническом уровне включает в себя применение научных результатов в попытке понять, предсказать и облегчить страдания или дисфункции среди пациентов, чтобы способствовать их благополучию и личностному развитию. Она изучает все аспекты деятельности человека, включая биологические, психологические, интеллектуальные, эмоциональные и поведенческие аспекты и факторы.

    Она включает в себя психологическую оценку и психотерапию, хотя клиницисты могут также предоставить свои экспертные знания в области судебных показаний, исследований и обучения, среди прочего.

    Работа клинических психологов включает:

    • Рассмотрение любого количества диагнозов и вмешательств в жизни человека
    • Понимание психопатологии и психического здоровья на протяжении всей жизни
    • Оценка пациентов путем интеграции данных со стандартизированными оценочными мерами
    • Консультации с профессионалами в области психопатологии
    • Участие в исследованиях и пересмотре научных данных и психологических исследований

    — Судебная психология —

    Одна из наиболее быстро развивающихся областей психологии. Она предполагает применение психологических принципов к уголовному расследованию и закону. Судебно-медицинские психологи практикуют свое ремесло в уголовных и гражданских судах, работая вместе с адвокатами, правонарушителями, семьями и свидетелями, а также в реабилитационных центрах, СИЗО и тюрьмах, а также отделениях полиции.

    Судебно-медицинские психологи могут также сосредоточить свою работу на исследованиях, работая в колледжах, университетах и государственных учреждениях, где они изучают взаимодействие человеческого поведения в криминологии и правовой системе.

    Работа судебных психологов часто включает:

    • Дача показаний в суде
    • Проведение психологических оценок
    • Выполнение предписаний судебных оценок
    • Внимание к потребностям психического здоровья воспитанников (скрининг, группы терапии, стационарной туры и др.)
    • Консультации с персоналом тюрьмы, заключенными, судебными системами и адвокатами
    • Предоставление консультационных услуг или услуг по кризисному регулированию для департаментов полиции

    В словаре Энциклопедии

    (от психо … и …логия), наука о закономерностях, механизме и фактах психической жизни человека и животных. Основная тема психологической мысли античности и средних веков — проблема души (Аристотель, «О душе» и др.). В 17-18 вв. на основе механистической философии складывается детерминистский подход к психике. В сер. 19 в. на стыке с физиологией возникает экспериментальная психология (психофизика, психофизиология и др.). В 1870-80-х гг. складывается как самостоятельная дисциплина, отличная от философии и физиологии. В русле идей неокантианства возникла дуалистическая концепция «двух психологий» — естественно-научной и культурно-исторической (см. Понимающая психология). Главные течения психологии 20 в. — гештальтпсихология, бихевиоризм, психоанализ; в нач. 1960-х гг. сложились (преимущественно в США) гуманистическая психология, когнитивная психология. Отрасли психологии: психофизиология, зоопсихология и сравнительная психология, социальная психология, детская психология и педагогическая психология, возрастная психология, психология труда, психология творчества, медицинская психология, патопсихология, нейропсихология, инженерная психология, психолингвистика, этнопсихология и др.

    Психология слова

    Женский журнал » Психология женщины
    Всем известны народные пословицы: «Слово — не воробей, вылетит — не поймаешь» или «Словом можно убить» и многие другие. Как правило, народная мудрость всегда права

    Так и здесь, важность сказанного слова, его специфику, звучание и вибрации исследовали не только филологи, но и физики, математики, химики, медики и, конечно, психологи

    К подобным экспериментам также приобщались и нетрадиционные науки и специалисты экстрасенсорики, священники, метафизики, гипнотизеры и др. И все они пришли к одному общему мнению: «Слово — это большая сила». Все слова содержат определенный объем информации и эмоциональный оттенок, поэтому они могут повлиять как положительно, так и отрицательно.

    Так как же может повлиять слово на психику человека? Что важнее: что сказать или как сказать? В психологической практике был такой случай. Довольно взрослая женщина, которая состоялась уже как личность, как жена преуспевающего бизнесмена и мать маленького ребенка, обратилась за помощью. Дело в том, что ей было сложно найти общий язык с окружающими.

    С самого раннего возраста мы слышим слова. Неудивительно, что в каждом слове заключается огромный объем информации. Но в этих сочетаниях букв есть еще одна специфическая особенность — это эмоциональный оттенок. Вспомните, те слова, от которых вам становится хорошо на душе, хочется улыбаться, возникают приятные ассоциации.

    Но есть же и те, которые вызывают грусть, агрессию, а иногда и отчаяние. А теперь вернемся к примеру. В разговоре с женщиной психолог заметила, что содержание ее рассказа само по себе, возможно, и не несет ничего плохого.

    Но какие слова она употребляла, описывая свою жизненную ситуацию! Во время рассказа ситуаций звучало уже слишком много слов с негативным эмоциональным оттенком и слов с частицей «не». Кроме того, она очень часто использовала в речи преувеличение. Например, постоянно звучали такие слова, как «ненавижу», «убила бы», «хочется уничтожить».

    Неудивительно, что у ближайших людей начинает болеть голова или возникает общее неприятное состояние самочувствия. Особенно чувствительными к этому могут быть дети и слишком эмоциональные люди. Следить за тем, какие слова вы употребляете, можно и нужно. Самый простой способ: несколько раз записать свои долгие разговоры (телефонные, с друзьями, партнером или ребенком) на диктофон.

    Прослушав записи, обращайте свое внимание на оттенок слова (положительный или отрицательный), на то, какие слова вы повторяете чаще и выписывайте их. А дальше уже тяжелая, но продуктивная работа

    Попробуйте переформулировать каждое услышанное и зафиксированное вами слово такое, которое не отличается по содержанию, но психологически противоположное по форме. Это очень просто.

    Например, вместо слов «не болей» можно говорить «будь здоров», слова «катастрофа» или «проблема» заменить на «сложная ситуация». Так, постепенно, вы сможете составить целый список слов, которые есть в вашем словарном запасе и «портят» вам разговор. Скажем больше, неправильно подобранные, необдуманные слова могут сильно повлиять на собеседника.

    Попросите близких помогать вам и исправлять в нужный момент. Когда вам захочется в разговоре применить «старое негативное» слово — помните его «позитивную замену» и проговаривайте. Постепенно у вас все получится

    Что же произошло с той женщиной из примера? В ходе работы с психологом ей удалось научиться обращать внимание не только на суть разговора, но и на его форму построения. Теперь эта женщина с удовольствием общается с семьей и друзьями

    А еще она заметила, что у нее теснее стали отношения с сыном и мужем.

    Исправить свою речь под силу всем, надо только немножко поработать над собой. Приятного вам общения!

    Обсуждения на форуме

    :

    Гуд:

    Хорошая статья. Спасибо!

    от: александр ():

    скажите – где можно прочитать подробнее такую литературу?

    петр:

    ничего нового, в Библии и подробнее и с практическими примерами.

    Сергеевна:

    Мне статья очень понравилась. Читала прямо в каждое слово вдумывалась. Мне интересно стало очень. Я, бы тоже хотела узнать, где можно побольше почитать информации на эту тему.

    Николай:

    бесполезная статья.в практике особо не используешь.

    Александр:

    Николай, вам нужно заменить фразу «безполезная статья» на «статья мне не подходит», фразу «в практике особо не используешь» на «мне сложно понять о чем говорится в этой статье».

    Психиатрия

    — А.Б. Смулевич. Глоссарий терминов (депрессия в общей медицине).М.: Медицинское информационное агентство, 2001 г

    — В.М. Блейхер, И.В. Крук. Толковый словарь психиатрических терминов, 1995 г

    — Глоссарий,Клиническая психология: Учеб.-метод, комплекс для преподавателей и студентов факультетов психологии / В. Н. Косырев; 2003 г

    — Глоссарий. Психологические термины и определения DSM-5. American psychiatric assotiation

    — Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., 2012 г

    — Классификация психических расстройств МКБ-10.Исследовательские диагностические критерии

    — Классификация психических расстройств МКБ-10.Клинические описания и диагностические указания

    — Клиническая психология. Словарь под ред. Н.Д. Твороговой. Психологический лексикон

    — Краткий словарик по психиатрии, 2002 г

    — Л. Балабанова. Судебная патопсихология (термины книги), Изд-во «Сталкер», 1998. — 432 с

    — Р. Комер.Общая психология:глоссарий

    — Словарь психиатрических терминов (psychiatry.ru)

    — Справочник невропатолога и психиатра Под ред. Гращенкова, Н.И.Снежневского, А.В., 1965 г

    — Т.Б. Фадеева. Психические и нервные болезни: справочник врача. Мн.: Современный литератор, 2002 г

    — Терминологический глоссарий основных терминов динамической психиатрии Под ред. В.А.Шаповаловой

    — Психология Развития (Клиническо-Детская) —

    Включает в себя психологические изменения, которые происходят на протяжении всей жизни, от рождения до смерти, хотя эта область психологии первоначально была сосредоточена главным образом на младенчестве и детстве. Область психологии развития охватывает психологические факторы, которые меняются в течение жизни, такие как двигательные навыки, решение проблем, приобретение языка и формирование идентичности человека, и другие.

    Психологи развития могут изучать, как ментальные структуры влияют на обучение, так и на то, как факторы окружающей среды влияют на развитие или эволюцию характеристик человека. В более широком масштабе она

    пытается объяснить изменения в культурах или популяциях с течением времени.

    Исследования психологов развития имеют далеко идущие последствия, в том числе такие темы, как:

    • Нейробиологическое развитие
    • Эмоциональное и социальное развитие
    • Когнитивно-интеллектуальное развитие
    • Овладение языком
    • Психологи развития часто работают в академических учреждениях, клиниках, школах и больницах.

    В словаре Д.Н. Ушакова

    ПСИХОЛО́ГИЯ, психологии, мн. нет, ·жен. (·греч. psyche — душа и logos — учение) (·книж. ). 1. Наука, изучающая психические процессы, возникающие в результате постоянного воздействия объективного мира, социальной среды на человека (и животных). Экспериментальная психология. Психология животных. 2. Совокупность психических процессов, обусловливающих тот или иной род деятельности. Психология творчества. Психолоогия актерской игры. 3. Психика, душевный уклад, совокупность психических склонностей и привычек. Человек с необычайно сложной психологией. Детская психология.

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]