Как когнитивная психология помогает нам лучше понять себя

Психология – наука многогранная и разносторонняя. Она имеет множество направлений и ответвлений, каждое из которых ориентировано на собственное понимание психической реальности и особенностей ее функционирования. У каждого направления свой подход к анализу аспектов психики. И к сравнительно молодым, но достаточно прогрессивным и очень популярным направлениям относится когнитивная психология. Эта статья посвящена краткому обзору данного направления, а также обзору связанного с ним терапевтического подхода – когнитивной психотерапии.

Современные перспективы

Современные перспективы когнитивной психологии вообще обратиться познания как теории двойного процесса , изложенная на по Дэниел Канеман в 2011 году Канеман дифференцированы два стиля обработки более, называя их интуиции и рассуждения. Интуиция (или система 1), аналогичен ассоциативное рассуждение, была определена , чтобы быть быстрыми и автоматическими, как правило , с сильными эмоциональными связи включены в процессе рассуждения. Канеман говорит , что такого рода рассуждения были основаны на сформированных привычек и очень трудно изменить или манипулировать. Обоснование (или система 2) был медленнее и гораздо более неустойчивыми, являющихся предметом сознательных суждений и установок.

Виды когнитивных процессов

Низшие или базовые

Ощущение и восприятие

Ощущение – это то, что образовалось при действии разных стимулов, а также определение сигналов из окружения человека. Он принимает их с помощью своих чувств. Так познается информация из среды вокруг. Данные идут из окружающего мира, а иногда от тела человека. Процесс при восприятии базового типа включает в себя некую интерпретацию полученных сведений.

Внимание! Информации вокруг предостаточно, все же каждая личность имеет способность, приняв множество разнообразных сигнальных стимулов, обратить внимание на то, что действительно ей интересно. Часть действий внимания не требует

Это, например, передвижение или пережевывание пищи. Другие требуют внимания непременно, такие как речь или язык тела.

Некоторые процессы, которые в жизни повторяются часто, делаются автоматически. При обучении езде на автомобиле сложно сразу действовать скоординировано, но потом усилий прилагается все меньше, так как вырабатывается автоматизм.

О памяти

Человеческая память хранит в себе ответы на довольно большое количество разных вопросов. В ней зашифрованы данные, она способна их сохранять, а потом при необходимости восстанавливать. Классификация видов памяти такова:

  • Память краткая или кратковременная;
  • Память сенсорного типа;
  • Память семантического вида;
  • Память рабочего характера;
  • Память автобиографического направления и другие.

Все эти виды способны взаимодействовать или нет. К примеру, если человек, больной амнезией, помнит, куда ему необходимо сегодня сходить, то он может забыть то, как зовут его ближайшего родственника.

Внимание и память

Процессы сложные и высшие

Интеллект или ум

Это понятие означает способность, которая дает индивидууму возможность для решения разнообразных задач. Некоторые ученые популяризовали в обществе теорию, согласно которой интеллекта нет, а используются лишь разные способности, которые применяются сообразно ситуации или деятельности.

На заметку

Для того чтобы в повседневной жизни умело обращаться с разными обстоятельствами, многие исследователи подчеркивают важность интеллекта эмоционального плана

Мышление

Мысли человека сложны и разнородны. Этот процесс необходим для того, чтобы принимать решения, рассуждать, решать проблемы, мыслить творчески.

Для того чтобы эти функции стали несколько проще, мозгом человека создаются суждения и умозаключения. Чтобы умственные процессы ускорились, необходима группировка событий, людей, предметов и так далее.

Часто люди применяют ярлыки, чтобы мыслительный процесс происходил быстрее, и не занимаются переработкой информации в целом. В этом случае имеет место некоторое отклонение от рассуждений нормальных. Например, когда некто думает, что может наперед предсказать финал какой-либо игры.

Речь

Речь – это дополнение к языку тела. С ее помощью можно воспроизводить целые слова и предложения, использовать их комбинации, главное – давать возможность выхода эмоциям, чувствам и отношению к ситуации.

Речь способна развиваться всю жизнь. Навыки коммуникации у всех разные, их можно улучшать при помощи практики. Когда присутствуют речевые нарушения, общение затрудняется, но эти нарушения при должном внимании можно исправить.

Мышление и речь

Необычный эксперимент

С постепенным спадом доминирования бихевиористских концепций в 1971 году психолог Филипп Зимбардо из Стенфордского университета решается на смелый шаг. Цель исследования: изучить поведенческие особенности человека в жестоких условиях (ограниченной свободе действий и воли, давлении на моральные принципы). Набор добровольцев проводился около месяца, не каждый был готов спокойно отправиться на пытки и подчиняться любым указаниям. В общей сложности отобрали двадцать четыре человека. Дабы соблюсти чистоту эксперимента, кандидатов разделили на две группы. В первую половину вошли охранники, а в другую – так называемые заключенные. В роли главных надзирателей выступили лаборант и помощник психолога, сам Зимбардо стал управляющим этой исследовательской тюрьмы.

Подопытные были «арестованы» в их домах под вымышленными предлогами и под руководством полиции местечка Пало Альто. Заключенных перевезли на огражденную территорию, обработали, присвоили номер и заключили в отсеки. С первых минут ученый начал фиксировать психические реакции участников эксперимента и наблюдать за их поведением.

Изначально эксперимент был рассчитан на две недели, но завершился уже через шесть дней в связи с тем, что все быстро вышло из-под контроля. Над «заключенными» издевались, унижали и даже применяли физическое насилие. «Охранники» быстро вжились в роль и стали проявлять садистские наклонности, лишая узников сна, заставляя подолгу держать руки на весу и т.п. У многих «заключенных» уже на третий день эксперимента наблюдалось сильное эмоциональное расстройство и чувство подавленности.

Значительным итогом эксперимента можно считать книгу Ф. Зимбардо под названием «Эффект Люцифера» (2007 г.), в которой он описал эффект когнитивного диссонанса (конфликт эмоциональных реакций в сознании человека) и свойственную для человека покорность перед явным личностным авторитетом

Особое внимание уделялось влиянию общественного мнения и степени государственной поддержки, которые могут оправдывать или отвергать взгляды индивида

Таким был самый яркий эксперимент в области когнитивной психологии. По этическим соображениям больше никто не принимал аналогичных попыток повторить опыт.

Техники когнитивной психотерапии

Когнитивный подход в терапии неразрывно связан с формированием когнитивной психологии, делающей основной акцент на познавательных структурах психики и занимающейся личностными элементами и способностями логического характера. Обучение когнитивной психотерапии сегодня получило широкое распространение. По мнению А. Бондаренко когнитивное направление соединяет три подхода: непосредственно когнитивную психотерапию А. Бека, рационально-эмотивную концепцию А. Эллиса, реалистичную концепцию В. Глассер.

Когнитивный подход заключается в структурированном обучении, эксперименте, тренировках в ментальном плане и поведенческом аспекте. Он призван оказать помощь личности в овладении нижеописанными операциями:

— обнаружение собственных негативных автоматических дум;

— нахождение связи между поведением, знаниями и аффектами;

— нахождение фактов «за» и «против» выявленных автоматических мыслей;

— нахождение более реалистичных трактовок для них;

— обучение выявлению и трансформации дезорганизующих убеждений, ведущих к уродованию навыков и пережитого опыта.

Обучение когнитивной психотерапии, ее основным методам и техникам помогает выявить, разобрать и в случае необходимости трансформировать негативное восприятие ситуаций или обстоятельств. Люди, зачастую, начинают бояться того, что сами себе напророчили, вследствие чего ожидают худшего. Иначе говоря, подсознание индивида предупреждает его о возможной опасности до момента попадания в опасную ситуацию. В результате этого субъект пугается заранее и стремится этого избежать.

Систематически отслеживая собственные эмоции и стремясь трансформировать негативное мышление, можно уменьшить преждевременный страх, который способен модифицироваться в паническую атаку. При помощи когнитивных техник существует возможность изменения характерного для таких мыслей фатального восприятия панических атак. Благодаря этому укорачивается длительность приступа паники, и понижается его отрицательное воздействие на эмоциональное состояние.

Техника когнитивной психотерапии состоит в выявлении установок больных (то есть для пациентов должны стать явными их негативные установки) и помощи в осознании разрушительного воздействия таких установок

Немаловажно также, чтобы субъект, основываясь на собственном опыте, удостоверился в том, что из-за собственных убеждений он недостаточно счастлив и что он мог быть счастливее, если бы руководился более реалистическими установками. Роль психотерапевта лежит в предоставлении пациенту альтернативных установок или правил

Когнитивная психотерапия упражнения по релаксации, остановке потока мыслей, управлению побуждениями применяются в комплексе с анализом и регулированием повседневной деятельности с целью приумножения навыков субъектов и их акцентирования на позитивных воспоминаниях.

Когнитивная психология: понятие, теория, основные методы

Под понятием когнитивная психология подразумевается раздел психологии, занимающийся исследованием познавательных процессов, происходящих в сознании человека

Эта наука родилась как своеобразный протест бихевиоризму, полностью исключавшему из области исследований такие психические функции, как, например, внимание

Возникнув в пику одному психологическому течению, сегодня когнитивная психология развилась в мощную науку, включающую в себя когнитивную лингвистику, нейропсихологию и множество других разделов, даже когнитивную этологию, занимающуюся изучением интеллекта животных.

Суть когнитивной психологии заключается в рассмотрении человека как ученого, строящего гипотезы и схемы, а затем проверяющего их оправданность на практике.

Человек выступает как своеобразный компьютер, воспринимающий внешние сигналы в виде света, звука, температуры и других раздражителей через рецепторы, а затем перерабатывающий эту информацию, анализирующий ее и создающий на этой основе шаблоны, позволяющие решать те или иные проблемы и задачи.

В основе когнитивной психологии лежит исследование памяти, внимания, ощущений, сознания, воображения и других мыслительных процессов. Все они делятся на познавательные и исполнительные, причем каждый из них состоит из множества структурных составляющих (блоков).

Особое значение в этой науке уделяется такой практической сфере, как когнитивно-поведенческая психотерапия. Основополагающим понятием данной ветви когнитивной психологии является так называемый конструкт.

Если этот шаблон оказывается неэффективным, то человек со здоровой психикой трансформирует его, либо отказывается от него полностью, ища среди готовых или создавая взамен новый.

Кому может помочь когнитивная психология?

Психотерапевты-когнитивисты исходят из предположения, что причиной всех расстройств психики (депрессий, фобий и т.д.) являются неправильные, то есть дисфункциональные конструкты (установки, мнения).

Таком образом, основным методом когнитивной психологии в этом плане становится замена В процессе лечения неработающих схем путем создания новых. Делается это под контролем и с помощью психотерапевта, однако врач только инициализирует (стимулирует) процесс, а затем корректируется его течение.

Как и во многих других сферах психологии и психиатрии, очень многое здесь зависит от самого пациента.

Благодаря когнитивной терапии решаются следующие задачи: лечение психических расстройств или уменьшение их проявлений; сокращение риска возникновения рецидива; усиление эффективности медикаментозной терапии; устранение психосоциальных причин или следствий расстройства; коррекция ошибочных конструктов.

[править] Ссылки

  • Мы не замечаем, сколь многого мы не замечаем — доставляющее интервью с когнитивным психологом.
  • Когнитивная терапия. Полное руководство — для борьбы со своими тараканами. Автор — Джудит Бек, дочь Аарона Бека, одного из основателей когнитивного направления в психотерапии.
  • Психотренинг по методу Альберта Эллиса — книга другого основателя когнитивного направления в психотерапии. Написана специально для рядового читателя, без зауми, даже поймешь.
  • Годный научпоп по теме
[ + ]
Когнитивная психология — целебная панацея от всех болезней
ТерминологияКлятва Гиппократа • Клиническая смерть • Когнитивный диссонанс • Комплексы • Латынь • Профессиональная деформация • Разрыв шаблона • Священная корова • Синдром • Сонный паралич • Средняя температура по больнице • Стволовые клетки • Эффект Манделы • Юношеский максимализм
Представители профессииВрачи-убийцы • Доктор • Медик • Патологоанатом • Психолог • Стоматолог • Чумной доктор Silvy • Булгаков • Горин • Лектер • Лем • Лукьяненко • Менгеле • Онищенко • Райх • Соковня • Фрейд • Хагенс • Хаус • Че Гевара • Шаов • Юнг
Великие шаманыБронников • Грабовой • Жданов • Кашпировский • Малахов • Молодильное яблоко • Мулдашев • Попов • Слюсарчук • Хилеры • Чумак • Шахиджанян
ПациентыChris-chan • Алсувед • Биша Муда • Болашенко • Ван Гог • Василевский • Вербицкий • Гамаз • Граждане СССР • Грета Тунберг • Евсюков • Киркоров • Коэльо • Летов • Лобанов • Лукашенко • Новодворская • Ревякин • Рыжий Тарзан • Стомахин • Тимати • Хармс • Хасигути • Чумазик • Фомин • Ющенко
БолезниАкне • Анорексия • Белая горячка • Венерические болезни • Депрессия (Кризис среднего возраста) • Дисбактериоз • Импотенция • Инфекции • Наркомания • Ожирение • Пандемия (Коронавирус) • Паразиты человека • Паранойя • Рак / Рак мозга • СДВ • Свиной грипп • СПИД • Синдром Туретта • Фимоз • Шизофазия • Шизофрения
Вымышленные болезниБокланопоцтит • Кровь из носа • Лурчанка • Недоёб • Одержимость • Опухание гондураса • ПГМ • Педоистерия • Преждевременная эякуляция • Пиздецома • Рукожопие • Синдром вахтёра • Синдром навязчивой мелодии • Синдром французского борделя • Словесный понос • СПГС • Спермотоксикоз • Троллефобия • Фаллический редукционизм • Фаллометрия в интернете • ФГМ • ЧСВ
ПанацеиАборт • Антипсихиатрия • БАДы • Баклофен • Бессмертие • В морг • Вазелин • Вдоль • Волшебная таблетка (Таблэтка) • Галоперидол • Гипноз • Гомеопатия • Диета • Звёздочка • Иммуномодулятор • Йога • Карательная проктология • Карательная психиатрия • КЛБ • Когнитивная психология • Лоботомия • НЛП • Обрезание • Осознанные сновидения • Психокульт • Пиздюль • Презерватив • Прививки • Секс (Оргазм) • Синтон • Сок Нони • Укол в голову • Финский армейский тест • Фуфломицины • Холотропное дыхание • Эвтаназия
[ + ]
Когнитивная психология Матан
ДостиженияTeX • Атомная бомба • Биореактор • Большой адронный коллайдер • ГМО • Двести двадцать • Корчеватель • Кубик Рубика • Нанотехнологии • Палата мер и весов • Резонатор Гельмгольца • Роботы • Термоядерный синтез • Чернобыль • Экзоскелет • Фукусима
Теории и открытияГеометрия Лобачевского • Звездчатый многоугольник • Квантовая механика • Когнитивная психология • Популяционная теория Мальтуса • Радиация • Тёмная энергия • Теория большого взрыва (сериал) • Теория относительности • Теория разбитых окон • Теория струн • Четвёртое измерение • Чёрная дыра • Эволюция • Элементарные частицы • Энтропия
Мемы265 • xkcd • Бритва Оккама • Деление на ноль (Яценюк) • Дигидрогена монооксид • Задача Льва Толстого • Задача Эйнштейна • Закон Мерфи • Закон Парето • Квадратно-гнездовой способ мышления • Квадратура круга • Коробочка фотонов • Кот Шрёдингера • Матановая капча • Критерий Поппера • Метод научного тыка • Пик нефти • Поймать льва в пустыне • Простые числа • Рекурсия • Сферический конь в вакууме • Теорема Абеля — Галуа • Теорема Ферма • Число Грэма • Число Эрдёша
Люди и организацииОрганизации (ИТМО • МФТИ • НМУ) • Байрон • Белоненко • Березовский • Вассерман • Вербицкий • да Винчи • Декарт • Докинз • Инженер • Кэрролл • Лаборатория • Лейбниц • Луговский (цитатник) • Паскаль • Перельманы (Григорий • Яков) • Переслегин • Пятисемиты • Саган • Тейлор • Тесла • Технофашисты • Фейнман • Хайям • Хокинг • Эшер
ПаранаукаScience freaks/Научное фричество • Scorcher.ru • Артефакт • Великая тайна воды • Вечный двигатель • Гомеопатия • ГСМ • Информационное поле Вселенной • Квадратно-гнездовой способ мышления • Научный креационизм (аргументы) • НЛП • Принцип Арнольда • Соционика • Телегония • Торсионные поля • ХУЯС • Электронный голосовой феномен
Фрики и шарлатаныSherak • Британские учёные • Бронников • Гаряев • Жданов • Катющик • Лотов • Лысенко • Малахов • Мулдашев • Мухин • Никонов • Олег Т. • Петрик • Протопопов • РАЕН • Скляров • Стерлигов • Фоменко • Чащихин • Чернобров • Чудинов • Чурляев • Чуров
СрачиБесполезная наука • Взлетит или не взлетит? • Дети индиго • Луносрач • Наука vs религия • Пирамидосрач • Плутоносрач • Физики vs лирики • Шмель летать не должен

Немного истории

Это направление психологии зародилось в середине двадцатого века в Соединенных Штатах Америки. До возникновения когнитивной психологии в том виде, в котором она сейчас, специалисты в области данной науки пытались и ранее работать над теми трудностями, которые возникали в процессе познания. Еще несколько веков тому назад ученые пытались исследовать мышление не только с философской точки зрения, но и научной.

Наибольшую конкретику в существующую сегодня психологию привнесли такие ученые того времени, как:

  • Декарт;
  • Юм;
  • Кант.

Концепция Декарта, а именно созданная им структура психологической науки, вылилась в изучение своей психики экспериментальными методами. Юм стремился определить законы ассоциативного мышления и систематизировал психические процессы. У Канта, в свою очередь, сознание – это система, а полученные навыки (опыт) данные которые наполняют эту систему.

Было бы неверным полагать, что основой когнитивной психологии считаются лишь данные философы. Безусловно, не только они, но и другие научные деятели иных сфер знаний привнесли собственный вклад в формирование и становление данной области психологической науки.

Полагают, что толчком к появлению когнитивной психологии стала встреча, состоявшаяся в 1956 году в Массачусетском научно-техническом университете. Явившаяся началом революции в психологии, которая основываясь на возникновении интереса к особенностям познания человека и к самому познавательному процессу.

Возникшее новое направление в психологии было нацелено против:

  • бихевиористского течения;
  • изъятия психического элемента из оценки поведения;
  • игнорирования действий, направленных на формирование познавательных процессов и развития.

Заключительной основой когнитивной психологии стал необихевиоризм. Затем, отталкиваясь от взгляда на организм человека, как на систему, занимающуюся получением информации с ее последующей обработкой, был изобретен новейший аспект. Данный аспект базируется на понятии о том, что общество оказывает различного рода воздействие на полученную информацию.

Человечество перерабатывает полученные данные в иную конфигурацию, отбирая конкретные показатели с дальнейшей их переработкой либо полной ликвидацией из-за ненадобности. В этот период когнитивная психология уверенно стоит на собственной методологической площадке, что обуславливается стремительным развитием компьютерных технологий и возникновением новейших абстрактных изучений в сфере психологии.

Основы когнитивной психологии

Главным предметом исследования в когнитивной психологии являются такие познавательные процессы, как:

  • память;
  • речь;
  • воображение;
  • чувства;
  • мышление.

В качестве способов берутся хронометрические методы, базирующиеся на четкой регистрации того периода времени, которое потребовалось для решения существующей задачи либо скорости реакции на полученный сигнал. Интроспективные способы в данном случае неприемлемы, так как не владеют той правильностью и точностью, которая необходима при исследовании отмеченных объектов.

Все конфигурации познавательного процесса человека и его активность, аналогичны операциям персонального компьютера.

Недостатки когнитивной психологии

К проблемам когнитивной психологии относят следующие факторы:

  1. Недостаток общей концепции личности и общей схемы разъяснения познавательных процессов, озвученные мысли обладают схожестью с осознанием черт характера и особенностей познавательных действий в интроспективной психологии.
  2. Невысокая природная достоверность, то есть соотношение представлений предстоящим мониторингам.
  3. Уровень культуры не рассматривается, как условие воздействия в формировании познавательных возможностей индивидуума.

На данный момент в когнитивной психологии, претерпевшей упадок, формируется новейший экспериментальный проект, который исследует язык, как основную условную концепцию, применяемую индивидом для решения различного рода задач.

Принципы

Когнитивная система включает в себя сознательное и бессознательное мышление. Исследователи выделили 6 принципов отделения одного от другого.

  • Концепция бессознательной мысли основана на осознаваемом и неосознаваемом видах мышления. Осознанное мышление связано с когнитивным действием, нацеленным на задачу или предмет, которые находятся в центре внимания. При неосознаваемом мыслительном процессе события оказываются за пределами фокуса размышляющего индивидуума.
  • Закон вместимости подразумевает хранение в рабочей памяти не более 7-9 элементов сведений. На бессознательное мышление это правило не распространяется.
  • Аспекты «сверху вниз» и «снизу вверх» свидетельствуют о выдаче готового решения подсознательной сферой после впитывания фактов целиком, в то время как осознаваемое мышление обрабатывает данные системно посредством различных схем и определений.
  • Принцип весомости сводится к тому, что лучшие решения принимаются людьми в моменты некоторого отвлечения от поставленных важных и сложных задач. Следовательно, неосознаваемое мышление часто бывает эффективнее сознательного рассуждения.
  • Принцип правила утверждает, что найденные на бессознательном уровне ответы не всегда соответствуют законам логики, так как они основаны на ассоциациях. Сознательные решения всегда базируются на формальных правилах.
  • Принцип сближения (конвергенции) предполагает проникновение в суть проблемы и забывание о ней. Тогда бессознательное мышление вступает в силу, и тупиковая ситуация легко разрешается. Образуется некоторое сотрудничество между сознательным и неосознаваемым мышлением.

Причины возникновения диссонанса

Как вы уже поняли, избежать этого состояния невозможно. К тому же причин его появления крайне много:

  • логическая непоследовательность;
  • несоответствия в поведении с образцами, принятыми за эталон;
  • противоречие ситуации прошлому опыту;
  • возникновение нарушений в привычной схеме когнитивного поведения.

Любой пункт списка может серьезно повлиять на поведение человека, который начинает активно искать пути выхода из неприятного для него состояния. При этом он рассматривает несколько возможных алгоритмов решения задачи.

Основные концепции

Один из подходов в когнитивной психологии к моделированию работы памяти

Когнитивная психология при построении моделей вводит следующие понятия: оперативная память, долговременная память, восприятие, внимание, язык и прочие метакогнитивные процессы. Цель когнитивной психологии — понять и смоделировать процессы взаимодействия этих сущностей настолько формально, насколько можно, в идеале сформулировав даже алгоритмы работы мозговых функций

Одна из последних процессных концепций — это дуальные процессы обучения.

Фактически многие коннективисты рассматривают мозг как детерминированный биокомпьютер, что делает когнитивную психологию смежной наукой с разработкой искусственного интеллекта. Многие алгоритмические модели, такие, как коннективисткая модель и алгоритмы искусственных нейронных сетей, активно используются как в когнитивной психологии, так и разработчиками искусственного интеллекта. Разница с последними заключается в том, что когнитивисты ставят множество опытов на живых людях и пытаются добиться соответствия модели поведению живых людей, а не просто решения алгоритмических задач.

Следует отметить, что когнитивисты не используют какую-то единую общепринятую модель работы мозга, а, как правило, работают в узких специализированных областях, таких, как обучение, запоминание, чтение и т. д. со своими собственными локальными моделями. Причем в рамках одной изучаемой области знаний могут конкурировать отличающиеся модели. Например, в чтении конкурируют модели E-Z Reader и SWIFT. Цель когнитивиста — максимально точно смоделировать алгоритмы работы мозга в данном виде деятельности, а не соответствовать каким-то абстрактным принципам.

Новый этап исследования

Американский нейрофизиолог, врач и психолог Карл Прибрам, сотрудничая с известным исследователем в поведенческой психологии Карлом Лешли, разработал голографическую модель функционирования психики человека, которая привела к уникальному открытию. Память не сосредоточена в отдельных участках мозга, а распределена по всем отделам. Это открытие произвело переворот в когнитивной психологии, так как раньше считалось, что именно серединные доли мозга отвечают за восприятие и хранение информации. Теория и результаты опытов Прибрама не признаны полностью, но косвенно подтверждаются большинством последующих экспериментов.

Когнитивный — это… Что такое когнитивистика, когнитивный?

Слово «когнитивный» произошло от существительного «когниция» и латинского cognitio «узнаю». Оно используется в ряде сложных научных терминов, так или иначе связанных со способностью человека к познанию. Каково значение слова «когнитивный» само по себе и что значат связанные с ним термины?

Когнитивистика, когнитом и когнитивная этология

Человеческий мозг — главная область изучения науки познания, когнитивистики. При направленном изучении мозга были выделены некоторые его возможности, получившие название когнитивных. Это наивысшие функции мозга, благодаря которым человек считается личностью: связное, последовательное и логичное течение мыслей, осознание себя как индивидуальности, пространственная ориентировка, умение вычислять, понимать, говорить, рассуждать, делать выводы и направленно обучаться.

Чтобы четко обозначить совокупность познавательных умений человеческого мозга, Константин Владимирович Анохин (признанный российский нейробиолог) ввел в обиход термин «когнитóм». Концепция когнитóма называет проблему мозга междисциплинарной: биомедицинской, технологической и экзистенциальной.

Стремительно ухудшающиеся память и внимание — главный признак снижения мозговых функций. Можно сказать, что это когнитивная «смерть» для нейронов головного мозга, в ходе которой почти всегда неумолимо развивается деменция (слабоумие)

Этому могут способствовать постоянные стрессы, вредное питание, неправильный образ жизни и напряжение (нервное или физическое).

Человек отличается от животного когнитивными функциями своего мозга. Исследователи не раз задумывались, что значит когнитивный процесс для представителей фауны. Когнитивная этология изучает умственную восприимчивость животных, чтобы ответить на этот вопрос. До недавних пор вокруг этой дисциплины велись частые дебаты.

Когнитивный процесс и когниция

Когнитивный процесс — это действие, в ходе которого человеческим сознанием производится обработка и фильтрация приходящей извне информации. Также к когнитивным процессам, проходящим в человеческом мозге, относятся отсеивание и усвоение актуальных данных, отдаленно сравнимое с работой современных компьютеров.

Парадигма когнитивного опыта состоит из видов кодировки информации, понятийных психических, а также архетипных и смысловых (семантических) структур. Когнитивная лингвистика в качестве моделей и конструкторов использует те парадигмы и процессы, которые создаются и проходят в сознании и подсознании человека.

В свою очередь когниция — это тот самый специальный процесс, благодаря которому нашим мозгом производится успешная обработка информации. За пределами этой науки термины «когниция» и «познание» употребляются как полные синонимы.

Когнитивная графика

В графике метод, называемый когнитивным, — это все то, что искусственный интеллект использует в системах распознавания речи. Когнитивное преимущество компьютера над мозгом — подсказка или моментальное разрешение задачи, полученные при помощи когнитивной графики.

Когнитивная психология

Еще одна молодая область науки — это когнитивная психология. Гносеологические (познавательные) процессы человеческой психики в этом ответвлении от общего понятия когнитивистики — это области мозга, неразрывно связанные с вопросами запоминания и концентрации, чувств, логичности и связности мышления, изложения информации, ее усвоения.

Хотя основные положения когнитивной психологии были заложены задолго до появления кибернетики и любых сложных вычислительно-информационных машин, на нынешней ступени развития она почти полностью строится на параллели между обучаемостью человека и переносом информации в вычислительные устройства.

Психолингвистика как ответвление когнитивной психологии

Язык, рассудок и ум, их взаимосвязь и вытекающие из этого операции — область, которую исследует актуальная психолингвистика.

Прочная основа, на которой она стоит, — это когнитивная психология. Ее заключения также полезны в других разделах психологии.

Психолингвистика как область языковедения описывает речевые сообщения, извлечение их смысла, речевую деятельность (как в отрыве от мыслительных функций, так и в тесной взаимосвязи с ними), анализ прогресса речи, связанного с формированием личности.

Взаимодействие с другими науками

В настоящее время считается, что когнитивная психология и нейробиология развиваются параллельно друг с другом. Это обусловлено тем, что обе науки изучают схожие области человеческого мозга. Различие состоит в нацеленности психологии – на исследование реакций психики человека на внешние раздражители, а нейробиологии – на исследование реакций нейронов головного мозга. В то же время, многие психологи, такие как С. Гербер и А. Ньюэл, не считают результаты исследований в области нейробиологии применимыми к психологии человека, потому как ответы на вопросы одной науки практически невозможно приспособить к другой.

Основные задачи

Когнитивная психология рассматривает человека как объект, деятельность которого направлена на поиск и переработку новой информации.Все познавательные процессы (восприятие, память, рациональное мышление, принятие решений) задействуются на разных этапах переработки информации. Ученые проводят аналогию между работой головного мозга и работой компьютерного процесса. Психологи даже заимствовали термин «переработка информации» у программистов и успешно применяют ее в своих научных трудах.

Для практического применения часто используют модель переработки информации. С ее помощью непосредственно процесс запоминания раскладывается на несколько отдельных составляющих. Таким образом, можно изучить весь процесс: от получения информации до выдачи определённой на нее реакции.

Практикующие специалисты с помощью методик когнитивной психологии стараются доказать, что знание в первую очередь влияет на поведение и реакцию индивидуума на окружающие раздражители. Также изучается разница восприятия вербальных и невербальных раздражителей, длительность и силу эффекта того или иного образа.

На этом и основывается когнитивная терапия. Она зиждется на мнении, что причины всех нарушений психических процессов, а также ряда заболеваний нервной системы, кроются в ошибочных процессах мышления и восприятия.

Представители

Психология общения — как научиться правильно разговаривать с людьми

Направление получило название благодаря Д. Брунеру. Он активно писал научные труды о когнитивизме в психологии, проводил эксперименты и даже создал специальный центр. За свою жизнь он немало изучал память, мышление, речь, все это позволило внести ему значительный вклад.

Самым известным в данной области стал Жан Пиаже. Он активно занимался экспериментами с детьми. В ходе них ему удалось выявить немало закономерностей в развитии мышления.


Например, Пиаже считал что первая стадия развития интеллекта длится до двух лет

Когнитивный психолог, У. Найссер, в своей книге рассказывал об особенностях познания. Дж. Келли дополнил его работу теорией личностных конструктов. Согласно ей, познавательная деятельность максимально направлена на предсказывание будущего.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]