Задачи и головоломки для развития интеллекта и памяти (А. Наварро)

Программистам без логики никуда. Поэтому время прокачать мозг: проверьте свои способности. Вам под силу эти логические задачи?

Полезно решать и логические задачи, и математические. Так вы развиваете логику и тренируете мозг. В силу профессии айтишнику крайне важно следить за тонусом своей главной «мышцы». Мозг любит задачки и головоломки, а ещё переключение внимания и отдых от рутины. Поэтому скорее приступим к развлечениям с пользой!

Денежный парадокс

У Ричарда и Пола есть одинаковая сумма денег. Сколько Ричард должен дать Полу, чтобы у того стало на 10 долларов больше, чем у него?
Ответ: 5 долларов. Многие отвечают 10 долларов и допускают ошибку. Предположим, что у каждого друга есть по 50 долларов. Если Ричард даст Полу 10 долларов, то у Пола окажется 60 долларов, а у Ричарда только 40. Следовательно, у Пола будет на 20 долларов больше, чем у Ричарда, а вовсе не на 10.

Показать ответ

Скрыть ответ

Логические задачки

13. Как отмерить 4 литра воды, если есть 5-литровая и 3-х литровая емкости?

14. Как сделать цифру «4», но не сломать ни одну палочку.

15. В каком чайнике больше чая?

Цена вина

Бутылка вина стоит 10 долларов. Вино на 9 долларов дороже бутылки. Сколько стоит пустая бутылка?

Ответ: 0,5 доллара или 50 центов. Многие отвечают 1 доллар, а это неверно. Если бы бутылка в самом деле столько стоила, тогда её содержимое должно быть на 9 долларов дороже — 10 долларов. Значит, вино вместе с бутылкой стоило бы 11 долларов. А если бутылка стоит 0,5 доллара, вино — 9,5, то всё вместе как раз составляет 10 долларов.

Показать ответ

Скрыть ответ

Предприимчивый торговец

Торговец купил товар за 7 долларов, продал его за 8, потом вновь купил за 9 и опять продал его за 10. Какую прибыль он получил?

Ответ: 2 доллара. Допустим, что у торговца есть 100 долларов, а в течение дня он совершит только четыре описанные сделки.

Сначала он заплатит за свою покупку 7 долларов, тогда у него останется 93. Когда же он продаст своё приобретение за 8, у него будет уже 101 доллар.

Далее он вновь купит эту же вещь за 9 долларов, то есть снова потратит 9 долларов на покупку, в результате чего у него остаётся 92 доллара. Наконец, он продаст вещь за 10, и, следовательно, у него будет 102 доллара.

Показать ответ

Скрыть ответ

Развитие социального интеллекта у ребенка: упражнения, игры

Игры на развитие социального интеллекта помогают ребенку обрести определенные социально-коммуникативные навыки и научиться активно вести себя в обществе: не бояться общения, тактильного контакта, не стесняться.

Игра на развитие социального интеллекта «Сонный паровозик»

Эта игра позволяет каждому ребенку окунуться в мир своих ощущений, довериться другому человеку. Смысл игры — добраться из точки «А» в точку «Б» с завязанными глазами ,полностью доверившись тому, кто вас поведет. Для этого несколько детей выстраиваются в ряд и каждому завязываются глаза, кроме первого.

Лучше всего такую игру проводить на детской площадке, где существуют некоторые препятствия. Поводырь (первый паровозик) говорит что делать следующему: нагнуться, поднять ногу, подпрыгнуть, а тот — сообщает следующему. Каждый паровозик повторяет действия предыдущего и старательно одолевает препятствия ,двигаясь вперед и держа своего товарища за плечи.

Во время игры дети учатся общаться друг с другом ,не бояться быть обманутыми и учиться помогать друг другу. Кроме того, отсутствие зрения позволяет визуально представлять в голове предметы, окружающие детей.


игра — лучший способ развития навыков

Игра на развитие социального интеллекта «Волшебный букетик»

Данная игра поможет научить детей проявлять интерес и внимание ко всему, что их окружает. Кроме того, она благоприятствует тому, чтобы дети устанавливали доброжелательные дружные отношения и имели только положительные эмоции от общения. Делается это очень просто — с помощью комплиментов и приятных слов.

Для игры потребуется обязательная атрибутика и спокойная обстановка:

  • большой зеленый лист бумаги (размер ватмана) или зеленой ткани — она послужит поляной
  • разноцветная бумага и ножницы — для создания лепестков

Ведущий предлагает детям заполнить поляну красочными цветами ,но для того, чтобы это сделать необходимо будет каждый лепесточек кому-то посвятить. Каждый прикрепленный лепесток — это приятный комплимент любому из присутствующих.

Большие и маленькие птицы

В зоомагазине продают больших и маленьких птиц. Большая птица вдвое дороже маленькой. Женщина купила пять больших птиц и три маленькие. Если бы она вместо этого купила три большие птицы и пять маленьких, то потратила бы на 20 долларов меньше. Сколько стоит каждая птица?

Цена одной большой птицы равна цене двух маленьких, поэтому пять больших птиц будут стоить столько же, сколько 10 маленьких. Значит, пять больших птиц и три маленькие будут стоить столько же, сколько 13 маленьких. С другой стороны, цена трёх больших и пяти маленьких птиц равняется цене 11 маленьких.

Таким образом, разница между ценой пяти больших и трёх маленьких птиц оказывается равной разнице между ценой 13 и 11 маленьких птиц, то есть равна цене двух маленьких Поскольку две маленькие птицы стоят 20 долларов, то цена одной такой равняется 10 долларам.

Следовательно, счёт на оплату пяти больших и трёх маленьких птиц составит 130 долларов. Если бы женщина купила три большие и пять маленьких птиц, она потратила бы 110 долларов, то есть действительно на 20 меньше.

Ответ: маленькая птица стоит 10 долларов, большая — 20.

Показать ответ

Скрыть ответ

Задача о десяти любимцах

Десяти собакам и кошкам скормили 56 галет. Каждой собаке досталось шесть галет, каждой кошке — пять. Сколько было собак и сколько кошек?

Есть решение этой задачи, для которого не нужно ни алгебры, ни перебора вариантов. Сперва скормим каждому из десяти животных по пять галет. Останется шесть галет. Но теперь все кошки получили причитающуюся им долю! Значит, шесть оставшихся галет предназначаются собакам. А поскольку каждому псу должно достаться ещё по одной галете, то значит, что собак — шесть, а кошек — четыре.

Это решение легко проверить. Если шесть собак съедят по шесть галет, на это пойдёт 36 штук. Четыре кошки, каждая из которых довольствуется пятью галетами, съедят 20 галет. В сумме это составит 56 галет.

Ответ: четыре кошки и шесть собак.

Показать ответ

Скрыть ответ

Поездки на мотоциклах

У вас есть 50 мотоциклов с полным баком, которого хватает на 100 км езды.

Вопрос: используя все мотоциклы, какое максимальное расстояние вы сможете проехать? Все мотоциклы в начале пути находятся условно в одной точке.

Ответ

Самое простое решение, которое может прийти в голову — просто завести все мотоциклы и одновременно проехать на них 100 км. Но можно проехать и больше. Для этого сначала проедьте 50 км. Все мотоциклы будут с наполовину заполненными баками. Перелейте топливо с одной половины мотоциклов в другую половину. Теперь у вас 25 мотоциклов с полным баком. Проедьте ещё 50 км и повторите операцию. Таким образом можно проехать 350 км

Одноцветные носки

В тёмной комнате стоит шкаф, в ящике которого лежат 24 красных и 24 синих носка. Какое наименьшее число носков нужно взять из ящика, чтобы из них можно было составить по крайней мере одну пару носков одного цвета?

Ответ: три носка. Если взять из ящика три носка, то они либо все будут одного цвета, либо два носка будут одного цвета, а третий носок другого, что также позволит составить пару одноцветных носков.

Показать ответ

Скрыть ответ

Ваш психолог. Работа психолога в школе.

1). Пояснительная записка программы занятий « Развитие интеллектуальных способностей ребенка» (младший подростковый возраст 10-14 лет). Самый чувствительный период для развития интеллектуальных способностей детей – возраст от 3 до 8 лет. К концу подросткового периода ( к 15 годам) завершается развитие интеллектуальных способностей человека. Если по каким- либо причинам с ребенком не проводились занятия, направленные на развитие памяти, мышления, восприятия, внимания в дошкольном и младшем школьном возрасте, то это еще не поздно сделать в подростковом возрасте. Способности развиваются в деятельности, и для развития способностей нужна высокая познавательная активность подростков. Причем не всякая деятельность развивает способности, а только эмоционально приятная.

Тренинги внимания, восприятия, мышления, памяти способствуют также развитию всех личностных качеств подростков. Они получают навыки групповой работы, где важна способность услышать другого, понять его замысел, т.е. происходит развитие коммуникативных способностей. Цель программы: положительное изменение в интеллектуальном развитии подростка ( развитие памяти, мышления, восприятия, внимания, и др.). Задачи программы: 1. Поддержать высокий уровень интереса и познавательной активности у подростка, 2. развитие логического мышления, внимания, смысловой памяти, 3. развитие познавательных способностей, что позволит подросткам более успешно усваивать материал программы средней школы. Формы работы: — групповые занятия по 45-60 минут (1-2 раза в неделю), -тренинги внимания, памяти и других мыслительных операций,

  1. диагностика,
  2. индивидуальное консультирование подростков, родителей и учителей по запросам.

Группы для занятий формируются по желанию подростков, запросу учителей и родителей. В начале занятий проводится диагностика способностей детей. «Диагностика интеллектуальных способностей детей 10-14 лет». Цель диагностики:

  1. Выявить уровень интеллектуальных способностей (уровень внимания, памяти, креативности, мышления, и др. ).
  2. Сформировать группы для развивающих занятий с подростками с целью улучшения интеллектуальных способностей.

3)Поддержать высокий уровень интереса к познавательной активности . Использованные методики: 1.«Графический диктант». Цель: определение уровня развития произвольной сферы ребенка, изучение возможностей в области перцептивной и моторной организации пространства. 2. «Образная память» Цель: изучение кратковременной памяти ( в качестве объема памяти – образ ( изображение предмета, геометрическая фигура, символ)). 3. «Интеллектуальные навыки». Цель: исследовать целостные действия, сформировавшиеся в результате упражнений, характеризующиеся высокой степенью освоенности и отсутствием поэлементной сознательной регуляции. 4.Исследование креативности. Цель: изучение творческих достижений, умения по разному использовать информацию. 5.«Внимание». Цель: Определить объем внимания и его концентрацию. В заключительной части занятий проводится повторная диагностика, данные интерпретируются и составляются итоговые сравнительные таблицы, оформляются выводы, заключения. Результаты выдаются учителям, завучам, родителям и объясняются детям. 2). Тематический план-программа « Развитие интеллектуальных способностей ребенка» (младший подростковый возраст 10-14 лет),34 часа/год.
Темы

Цели занятия
1.Восприятие. -Развитие восприятия как интеллектуального процесса, в основе которого лежит активный поиск признаков, необходимых для формирования образа предмета.
2. Внимание.
  1. Улучшение качества непроизвольного и послепроизвольного внимания;
  2. Увеличение объема внимания.
3. Память. — Развитие разнообразных видов памяти ( наглядно-образную, словесно-логическую, эмоциональную память) и свойств (объем, прочность, точность, организованность).
4. Мышление. — развитие абстрактного мышления, его форм и основных операций ( анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация, классификация).

3). Заключение. Для успешного обучения в среднем звене, для понимания и усвоения учебного материала у подростков должны быть сформулированы 3 составляющие мышления:

  1. высокий уровень элементарных мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, и др.);
  2. высокий уровень активности, раскованности мышления, проявляющийся в продуцировании большого количества идей ;
  3. высокий уровень организованности и целенаправленности мышления, проявляющийся в ориентации на выделение существенного в явлениях, в использовании обобщенных схем анализа явления.

Высокий уровень произвольности внимания, высокая устойчивость внимания, достаточный объем и распределение внимания, а также высокий уровень восприятия и памяти у подростка необходимы для успешной учебной деятельности. Занимаясь с подростками развитием интеллектуальных способностей, можно достичь высоких результатов.

4). Фрагмент занятия. Упражнение № 1. Игра «Паучок». Цель игры – корректировка отклонений в развитии восприятия и ориентировки в пространстве,

  1. развитие внимания, координации движений.

Инструкция: «Сейчас мы будем играть в такую игру. Перед вами поле, расчерченное на клеточки. По этому полю ползает паучок. Паук двигается по команде. Он может двигаться вниз, вверх, вправо, влево. Я буду диктовать вам ходы, а вы будите передвигать по полю паучка в нужном направлении. Делайте это мысленно. Рисовать или водить пальцем по полю нельзя! Внимание! Начали. Одна клеточка вверх, одна клеточка налево, и т.д. Нарисуйте в клеточке, где остановилась муха ….(грибок).» Рисунки могут быть разными: солнышко, домик, тучка, и т.п. Можно в игру ввести второго героя, например жука или муху; увеличить поле до 25, 36 клеточек.

Упражнение № 2. Цель : развитие и коррекция переключения внимания. Инструкция: « Вы будите работать с таблицей («Арабско-римская таблица»), разделенной на клетки, в которых написаны числа арабскими и римскими цифрами в произвольном порядке. Арабские вы должны находить в обычном порядке от 1 до 25, а римские – в обратном, от XXIV до I. Вы должны попеременно отыскивать числа того и другого ряда, т.е. порядок вашей работы должен быть таким: 1, XXIV,2,XXIII,3 XXII и т.д. В сумме каждая пара составляет число 25. Работать нужно как можно быстрее, не допуская ошибок.”

7 III 4 24 XI 14 VII
1 15 XX II 10 XVII 9
11 X 7 XXIII V 22 XIII
19 21 XXI 11 XIX 8 17
XII 3 5 XV 20 VI 12
25 IX IV XVIII 2 XVI VIII
13 XXIV 1 16 XXII 23 18

Упражнение № 3. Игра «Съедобное – несъедобное» Цель: развитие внимания, Снятие усталости от предыдущего упражнения. Инструкция: « Поиграем в игру «Съедобное – несъедобное». Я буду называть разные предметы и слова, вы должны хлопнуть в ладоши, если это съедобное и молчать, если несъедобное. Кто ошибается – выбывает из игры. Я буду хлопать всегда, будьте внимательнее. В конце останется самый внимательный участник игры. Внимание, начали: « яблоко, апельсин, карусель, дом, телефон, варенье, печенье, и т.д.» Постепенно усложняются слова и увеличивается темп игры». Упражнение № 4. Нахождение слов – антонимов. Цель- развитие вербальных способностей. Упражнение лучше проводить с командами в форме соревнования (какая команда лучше и качественнее выполнит задание). Инструкция учащимся: « Я буду поочередно каждой команде называть слово, вы должны отвечать словом, имеющим противоположное значение, т.е. называть слово-антоним. Старайтесь отвечать быстро и правильно. Выигрывает та команда, кто назовет больше слов – антонимов. Пример: «ночь»-«день», «узкий»-«широкий» и т.д.». В левом столбике помещены понятия, которые должен называть учитель, в правом – возможный вариант ответа.

  1. начало-конец. 8. спуск-подъем.
  2. бедный-богатый. 9. нападение-защита.
  3. тепло-холодно. 10. праздник-будни.
  4. тревога-покой. 11. свобода-рабство.
  5. матовый-блестящий. И т.д.
  6. активный-пассивный.
  7. рассеянный-внимательный.

Упражнение № 5. «Города». Цель: развитие памяти, мышления. Участники игры сидят в кругу. Условия игры: ведущий называет какой-либо город, например Москва. Первый из участников игры должен вспомнить название города на букву А. Например, он называет Армавир. Следующий должен вспомнить название города на Р и т.д.. Если кто-то из игроков назвал слово, оканчивающееся буквой, с которой не начинается название никакого города или не может вспомнить название города, он выбывает из игры. Выигрывает тот, кто останется последним.

Упражнение №6. «Поиск общего». Цель: развитие мышления. Инструкция: я предложу вам два слова, мало связанных между собой. Например: консервная банка и чашка, дерево и дом, мел и мука, матрешка и конструктор, блюдо и лодка. За 10 минут вы должны написать как можно больше общих признаков для пары предметов. Ответы могут быть самыми обычными, стандартными: в примере «блюдо» и «лодка» могут быть названы такие общие свойства, как «сделаны человеком», «имеют глубину».Необходимо указать как можно больше и таких признаков. Но особенно ценными являются необычные ответы, которые позволяют увидеть предложенные слова в совершенно новом свете ».

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]