Проекция — это… Определение понятия, виды, механизм

Понятие проекции

Итак, есть несколько основных значений этого термина. В классическом психоанализе, наследии Фрейда, проекции – это защитный механизм, который свидетельствует о наличии в психике человека некоего конфликта, находящегося в подавленном состоянии. В ходе работы этого механизма человек приписывает свои эмоции, чувства и мысли другим. При этом он отрицает тот факт, что на самом деле это его собственные ощущения. Так, перед важным докладом человек может волноваться и думать про аудиторию «Я неприятен им», хотя на самом деле люди не испытывают к докладчику негативных эмоций. Он сам перекладывает свои неприятные ощущения на них. Таким образом, человек воспринимает собственные эмоции и мысли как нечто, приходящее к нему извне, к чему он отношения не имеет и повлиять на это не может.

Соответственно, в понимании психоаналитиков такое проецирование различных проявлений своей психики на других является одним из показателей невроза (причиной невроза, в свою очередь, являются внутренние конфликты между сознательной и бессознательной составляющими психики).

С другой стороны, в некоторых психологических теориях проекция – это естественный механизм, присущий человеческой психике изначально. Таким образом, проекцию рассматривают не только как проявление невроза, но и как нормальный процесс.

Область применения

Нормативным актом в этой области служит ГОСТ 2.305-2008.

Документ детально описывает допустимые методы обозначения видов на чертежах, а также дополнительные способы представления информации о детали: разрезы и сечения. Также в нем регламентировано расположение выносных элементов, и разрешенные способы упрощения чертежей .

Преимущественный метод изображения объемных изделий на плоскости — это ортогональное проецирование. Расположение изображаемого предмета предполагается между условным наблюдающим и проекционной плоскостью. Для повышения читаемости изображения разрешается применять упрощенный подход. Поэтому изображения на чертежах не являются проекционными в строгом геометрическом смысле этого слова. Их называют изображениями на плоскости. Для получения основных проекций, изображаемую деталь помещают в центре воображаемого куба. Грани его будут служить проекционными плоскостями.

В результате проекции образа предмета возникает схема основных видов изделия:

В техническом черчении вид спереди считается главным. Он должен давать максимум информации об изображаемой детали. Дополняют его виды слева и сверху (относительно главного). Эти три вида называют основными. Остальные считаются вспомогательными. Их изображения строят, если важная конструктивная информация об изделии сложной формы не видна на трех основных видах.

Кроме того, для пояснения строения части детали применяются местные виды, показывающие фрагмент изображения основного вида. Такие изображения размещают в незанятых областях, надписывая заглавными буквами кириллицы. На основном виде в зоне расположения фрагмента изображается стрелка, показывающая направление условного взгляда, в результате которого появляется местный вид. Такие рисунки ограничиваются линиями разрыва, проводимыми в направлении минимального размера элемента.

Кроме того, применяются дополнительные виды. Они строятся на плоскостях, размещенных под углом к основным граням проекционного куба. Они помогают проиллюстрировать расположение и строение тех участков объекта, которые не видны или недостаточно информативно представлены на основных видах, либо их габариты и конфигурация искажены. Обозначение дополнительных видов проводится литерами кириллического алфавита.

Продуманный выбор местных и дополнительных видов позволяет сократить число штриховок при показе внутреннего строения детали, невидимого на основных проекциях. Улучшается также читаемость чертежа, взаимное расположение его частей, снижается вероятность ошибочного его толкования.

Негативное проявление проекции

Однако в большинстве случае проекция в психологии считается защитным механизмом, который существует для того, чтобы ограждать человека от различных теневых, подавленных, скрытых аспектов его личности. Вследствие работы этого механизма человек может не чувствовать свою ответственность за чувства и мысли, которые он неосознанно приписывает другим. Казалось бы, эффективный и надежный вариант защиты, однако негативным его результатом является то, что человек начинает пытаться каким-либо образом исправить тот объект, на который он проецирует свои эмоции, или вовсе избавиться от него, лишь бы не видеть и не ощущать эти эмоции. При этом в реальности объект может не иметь абсолютно ничего общего с эмоциями или мыслями индивида, который их активно проецирует.

Так, например, люди нередко не видят своих недостатков, хотя с удивительным вниманием замечают их в других. Жадный человек может везде видеть одну лишь жадность и скаредность, склонный к воровству будет полагать, что все вокруг – одни воры и проходимцы. Здесь работает хороший совет психологов: чтобы понять свои минусы, стоит вглядеться в то, за что ты критикуешь окружающих тебя людей. Что интересно, такой же механизм работает и в случае с положительными чертами характера, которые мы также часто не замечаем в себе.

Параллаксная (многослойная) прокрутка[править]

(link)

Кто не играл в «Аладдина» на «сеге»? Обратите внимание на барханы и облака на заднем плане — это один слой, но с прокруткой

Параллакс — это видимое смещение объектов друг относительно друга, когда смещается зритель. Самый впечатляющий параллакс будет, если посмотреть из окна автобуса или поезда. Следующий наш метод моделирует это явление.

Устроена параллаксная прокрутка несложно, этот метод освоили ещё мультипликаторы. Берём несколько слоёв (все, кроме нижнего — с прозрачными «дырками») и перемещаем их с разной скоростью, получается неплохая иллюзия перспективы. Сами же слои редко делают перспективными — обычно в какой-нибудь из параллельных проекций.

Super Nintendo (он же SNES) позволял до четырёх слоёв, Sega Megadrive (она же Sega Genesis) — всего два, но могла независимо прокручивать полосы фона[6]. На ПК многослойная прокрутка возможна, начиная с 386-х машин[7]. Из JavaME-телефонов (во времена их максимального распространения, середина 2000-х) многослойную прокрутку поддерживали только самые шустрые[8].

В квестах фирмы Daedalic Entertainment (The Whispered World

,
Deponia
) таких слоёв может быть более десятка. Правда, это уже 2000-е годы…

В 3D параллакс получается автоматически. Однако, чтобы не рисовать много далёких объектов, используют так называемый скайбокс — большой задник, малоподвижный по сравнению со всеми остальными игровыми объектами. Старые FPS наподобие Doom

заливали экран особой текстурой, когда движок попадал на «небесные» стены. В современных играх скайбокс — очень отдалённый, но существующий в геометрии уровней задник.

Положительное проявление проекции

Однако проекция – это еще и тот же механизм, что лежит в основе эмпатии, позволяющей осознанно и контролируемо переживать эмоциональное состояние другого человека. Естественно, человек не может непосредственно ощутить то же, что и его собеседник, однако он может реагировать на различные проявления переживаний другого. Именно здесь включается механизм проекции в психологии индивида: он ощущает чувства другого так же, как если бы он испытывал их сам. Впрочем, в большинстве случаев мы отдаем себе отчет, что эти чувства поступают к нам будто бы извне.

Именно этот механизм позволяет нам понимать друг друга, улучшая тем самым наши отношения с друзьями и родными.

Проекция на животных

Всем нам известны ситуации, когда кажется, что на мордочке кота или щенка будто написаны совершенно человеческие эмоции. Что интересно, разные люди в одной и той же ситуации могут приписать коту прямо противоположные чувства, которые на самом деле животное, конечно же, не испытывает. Это доказательство действия механизма проекции, когда мы персонифицируем, «очеловечиваем» разнообразные объекты живой и неживой природы. Выражения вроде «преданный пес» или «яростный ветер» не отражают качества, реально присущие описываемым объектам. Они лишь говорят о наших эмоциях, нашем восприятии их.

Содержание

  • 1 Параллельные проекции (2D) 1.1 Ортогональные 1.1.1 Плоская
  • 1.1.2 «Три четверти»
  • 1.1.3 Изометрическая
  • 1.1.4 Прочие аксонометрические
  • 1.2 Косые
      1.2.1 Диметрическая
  • 1.2.2 Планиметрическая
  • 2 Перспективные
      2.1 Трёхточечная (3D)
  • 2.2 Двухточечная (2,5D)
  • 2.3 Одноточечная
  • 3 Ломаная перспектива
  • 4 Параллаксная (многослойная) прокрутка
  • 5 Нелинейные искажения
  • 6 Трактат о неквадратном пикселе
  • 7 Примечания
  • Патологические проявления проекций

    Выше описывались явления, которые сопровождают человека в повседневной жизни почти постоянно. Психологи говорят, что такой защитный механизм чаще всего срабатывает у достаточно ранимых и тревожных людей. Однако проекции могут проявляться при различных психических расстройствах, таких как паранойя, фобия или мания. В этих случаях проекции могут обостряться, приводить к более или менее сильным проявлениям бреда, человек может галлюцинировать, не отличать реальность от проявлений его психики.

    Так, параноик, одержимый некоей идеей, становится неспособен воспринимать ответственность за свою жизнь, за свои желания и эмоции. Эту ответственность он перекладывает чаще всего на плечи ближайшего окружения или неких таинственных врагов, которые портят ему жизнь. Он становится очень агрессивным и хотя и утверждает, что его преследуют, скорее, сам готов преследовать кого-либо.

    Далеко не всегда проекции проявляются в таких кардинальных ситуациях, однако чаще всего они мешают жить невротикам, которые так или иначе перекладывают ответственность на других. Человек в такой ситуации становится жертвой своих собственных проекций и, вместо того, чтобы активно управлять своей жизнью, пассивно подчиняется воле обстоятельств.

    Проекция в творчестве

    Этот механизм очень хорошо работает в случае с писателями, которым необходимо прописать максимально живого и правдоподобного персонажа. Для этого автор буквально становится им, вживается в его роль. Но в отличие от проецирования в обычной жизни, писатель твердо разделяет себя и свое творчество. Он точно помнит, где пролегает граница между ним и его персонажами, даже если в процессе работы настолько вживался, что творческий мир казался миром реальным.

    Виды проекций

    В психологии выделяют несколько разновидностей проекций.

    • Атрибутивная. Это самая известная нам разновидность проекции. Она срабатывает тогда, когда индивид приписывает свои мысли и чувства другим людям.
    • Аутистическая. В этом случае потребности и мотивы человека обуславливают то, как он видит предметы и других людей.
    • Рациональная. Здесь человек предпочитает переносить ответственность за свои неудачи на других людей, а не признавать свои ошибки и недостатки.
    • Комплементарная. Индивид в этом случае считает себя лидером, сильной личностью, в отличие от других людей, которые, как он полагает, слабы и беспомощны.

    Трактат о неквадратном пикселе[править]

    Выше много раз говорилось: пиксель неквадратный, должно быть вытянуто (или, наоборот, приплюснуто) по вертикали. А почему оно так? Вкратце: ориентация на телевизор и ориентация на текст.

    Давайте посмотрим несколько распространённых на то время машин (пропорция =1 — квадратный пиксель, >1 — стоячий пиксель, <1 — лежачий).[9]

    Машина/видеорежимНазначениеВывод на ТВРазрешениеПропорция
    ZX SpectrumБытовой компьютерPAL256×1921
    BBC Micro режим 1Бытовой/учебный комп.PAL320×2560,94
    BBC Micro режим 0PAL640×2561,88
    IBM CGA/VGAДеловой компьютерNTSC (CGA)320×2001,2
    IBM EGAНет640×3501,37
    IBM VGA (16 цветов)Нет640×4801
    IBM CGA (текстовый)NTSC640×2002,4
    IBM VGA (текстовый)Нет720×4001,35
    Apple MacintoshИздательский компьютерНет512×3421
    Amiga (LowRes)Бытовой компьютерPAL[10]320×2560,94
    Amiga (HiRes)PAL[10]640×2561,88
    Nintendo NES/DendyИгровая приставкаNTSC[11]256×2400,8
    Sega Genesis/MegadriveИгровая приставкаNTSC[11]320×2241
    Nintendo SNESИгровая приставкаNTSC[11]256×2240,8

    В PAL- и SÉCAM-машинах около 256 строк, в NTSC- — начиная с 200: одна строка пикселей — это две строки телевизионной развёртки. Горизонтальное же разрешение — столько, сколько вытягивает техника, обычно поменьше, потому и лежачий пиксель. Sega с квадратным пикселем выглядит «монстром» на фоне других машин. К тому же у телевизора развёртка чересстрочная и пиксельное тонирование будет адски полыхать — поэтому в полное телевизионное разрешение вышли уже тогда, когда truecolor-режимы сделали эти «изыски» ненужными (PlayStation, 1995).

    Компьютерам приходится работать с текстом, поэтому горизонтальное разрешение важнее вертикального — а значит, стоячий пиксель. Правда, мониторы могут свободно перестраивать развёртку и потому не привязаны к 200 (или 256) строкам. В крупных шрифтах (например, в шрифтах для текстовых режимов в 8px шириной) вертикальные штрихи делали двухпиксельными.

    А что же Macintosh, явно выбивающийся из нашей таблицы? Кинескоп у него обычный, 4:3. Но он намеренно не использовал полную площадь трубки, чтобы пиксель был в точности квадратный, а плотность была 72 пикселя на дюйм — для удобства настольного издательства. Впоследствии привязка к 72 ppi[12] сильно ударила по Apple (в Windows, например, принято 96 ppi, но не столь жёстко[13]) — но это уже середина 1990-х.[14].

    Техническое отступление.

    Развёртка — это процесс управления электронным лучом приёмной телевизионной трубки (кинескопа). Луч строка за строкой проходит по всему экрану, строя изображение. Развёртка бывает построчной, или прогрессивной (каждый кадр развёртываются все строки одна за другой), и чересстрочной (первый полукадр развёртываются строки 1, 3, 5, 7 и т. д., второй полукадр — 2, 4, 6, 8…).

    Обратная проекция

    Кроме того, различаются еще два вида: прямая и обратная проекция в психологии. Соответственно, если в случае прямого проецирования человек приписывает другим некие, чаще всего негативные качества, которыми обладает он сам, то в случае с обратным вариантом все иначе. Индивид начинает приписывать самому себе те мысли и качества, которыми очень хотел бы обладать. Так, муж художницы может считать себя также художником, даже если у него нет дарований.

    Таким образом, проекция – это один из многочисленных механизмов психологической защиты, который в зависимости от ситуации и способности к самоанализу может как причинить нам большой вред, так и улучшить наше взаимопонимание с другими людьми.

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]