Альфред Адлер — известный австрийский психиатр и основоположник индивидуальной психологии. В своё время его «острые» взгляды на психоаналитическую теорию личности, превратили Адлера из близкого помощника Фрейда в его ярого оппонента. Полное несогласие с фрейдовскими взглядами привели к расколу Венского психоаналитического общества и появлению нового направления — индивидуальной психологии личности.
Содержание
- Стремление к превосходству и чувство неполноценности
- Чувство общности
- Компенсация и сверхкомпенсация
- Связь порядка рождения и личности человека
- В чем отличия теории А.Адлера от теории З.Фрейда?
Альфред Адлер (1870-1937) — австрийский психолог, психиатр, один из предшественников неофрейдизма, основатель индивидуальной психологии. Сначала примыкал к сторонникам З. Фрейда, затем основал собственную школу.
По убеждению Адлера, поведение человека определяется в первую очередь не биологическими, а социальными факторами. Он ввел понятие социального интереса. Социальный интерес — это врожденный потенциал, нацеленный на кооперацию с другими людьми и на достижение личных и общественных целей. Подобный интерес развивается в детстве, по мере накопления опыта.
Творческое Я
Творческое «Я»
Адлер, как и Фрейд, подчеркивал важность раннего опыта в формировании личности взрослого человека
Главным конструктором теории Адлера является концепция творческого Я, по отношению к которой все остальные конструкты занимают подчиненное положение. Ученый утверждал, что стиль жизни формируется под влиянием творческих способностей личности. Люди ответственны за то, кем они становятся и как себя ведут. Отвечая за цель жизни, творческая сила определяет метод достижения цели и способствует развитию социального интереса. Она же влияет на восприятие, память, фантазии, сны и делает человека свободным индивидом.
Адлер не отрицал влияния на формирование личности наследственности и окружения, но, люди есть нечто большее, чем результаты действия наследственности и окружающей среды. Наследственность и окружение человек использует как строительный материал для формирования здания личности, но со своим собственным стилем.
Творческая сила является результатом долгой истории эволюции, а люди, обладая ею, поэтому и являются людьми. Люди – хозяева собственной судьбы.
Стремление к превосходству и чувство неполноценности
В основе концепции Адлера лежит представление о единой движущей силе, которая лежит в основе структуры личности и направляет все ее ресурсы на достижение самой главной цели, придающей смысл всему существу личности. Такой целью, по мнению Адлера, является стремление к превосходству или самоутверждению.
Стремление к превосходству (самоутверждению) — этостремление к преодолению собственных недостатков и наиболее полному раскрытию своего потенциала.
Именно эта цель подчиняет себе все движение к более полному развитию и осуществлению, реализации нашего Я. Адлер был убежден, что данное стремление к превосходству является врожденным фактором, его следы легко можно обнаружить во всех аспектах проявления личности.
Подлинной движущей силой личности является генерализованное чувство неполноценности. Чувство неполноценности — это переживание человека, связанное с ощущением своей ущербности и малоценности; связано с органической и функциональной неполноценностью человека.
Сильное чувство неполноценности, или комплекс неполноценности, может затруднить позитивный рост и развитие. Однако умеренное чувство неполноценности побуждает ребенка расти, стать таким же сильным или даже сильнее других, стремиться к совершенствованию, к превосходству, к развитию своих способностей. Т.е. стремление преодолеть комплекс неполноценности запускает процесс развития человека.
Первоначально Адлер относил это чувство неполноценности к телесным недостаткам. Ребенок с наследственными органическими недостатками попытается их компенсировать за счет более интенсивного развития дефектной функции. Например, ребенок-заика при помощи речевой терапии может стать великим оратором, ребенок со слабыми конечностями после интенсивных физических упражнений становится хорошим атлетом или танцором.
Позднее Адлер расширил понятие неполноценности, включив в него все виды физических, душевных или социальных недостатков — реальных или мнимых. Он также полагал, что слабость и беспомощность ребенка, его зависимость от окружающей обстановки ведет к появлению чувства неполноценности, столь знакомого каждому человеку. Ребенок осознает свою неполноценность и необходимость преодолеть недостаток, но при этом им движет врожденное стремление к превосходству. В итоге такой процесс движет индивида по направлению ко все большему совершенству и реализации.
Ссылки
- Динкмейер, округ Колумбия, Пью, У.Л., и Динкмайер, округ Колумбия, мл. (1979). Адлеровское консультирование и психотерапия
. Монтерей, Калифорния: Брукс / Коул. - Фолл, К.А., Холден, Дж. М., и Маркиз, А. (2002). Теоретические модели консультирования и психотерапии
. Нью-Йорк: Бруннер-Рутледж. - Хоффман, Э. (1994). Стремление к себе: Альфред Адлер и основание индивидуальной психологии
. Ридинг, Массачусетс: издательство Addison-Wesley Publishing. - Мосак, HH, и Ди Пьетро, Р. (2006). Ранние воспоминания: метод и применение интерпретации
. Нью-Йорк: Рутледж. - Оберст, UE, и Стюарт, AE (2003). Адлеровская психотерапия: продвинутый подход к индивидуальной психологии
. Нью-Йорк: Бруннер-Рутледж.
Чувство общности
Стиль жизни – это сложившаяся в детстве система целенаправленных стремлений, в которой реализуется потребность в достижении превосходства, самоутверждении как компенсации «комплекса неполноценности». Это та детерминанта, которая определяет и систематизирует опыт человека Он тесно связан с чувством общности, одним из трех врожденных бессознательных чувств, составляющих структуру Я.
Чувство общности (общественный интерес) — это чувство человеческой солидарности, связи человека с человеком, расширенное ощущение товарищества в человеческом обществе, заинтересованность в идеальном обществе всего человечества как в конечной цели эволюции. Сотрудничество — одно из проявлений чувства общности.
Чувство общности является своеобразным стержнем, который держит всю конструкцию стиля жизни, определяет ее содержание и направление. Хотя это чувство и является врожденным, оно может остаться неразвитым, что становится основой асоциального стиля жизни, причиной неврозов и конфликтов.
Развитие чувства общности связано с близкими взрослыми, окружающими ребенка с детства, прежде всего с матерью. У отверженных детей, растущих с холодными, отгороженными от них матерями, чувство общности не развивается.
Не развивается оно и у избалованных детей. Уровень развития чувства общности определяет систему представлений о себе и о мире, которая создается каждым человеком. Неадекватность этой системы препятствует личностному росту, провоцирует развитие неврозов.
Формируя свой жизненный стиль, человек фактически сам является творцом своей личности, которую он создает из сырого материала наследственности и опыта. Если чувство общности определяет направление жизни, его стиль, то два других врожденных и бессознательных чувства – неполноценности и стремления к превосходству – являются своеобразными носителями энергии, необходимой для развития личности. Оба эти чувства являются позитивными, это стимулы для личностного роста, для самосовершенствования.
Таким образом, по мнению Адлера, жизнь человека определяется борьбой двух основных потребностей: потребности во власти и превосходстве и потребностью в привязанности и принадлежности к социальной группе.
Если чувство неполноценности воздействует на человека, вызывая в нем желание преодолеть свои недостатки, то стремление к превосходству вызывает желание быть лучше всех – не только преодолеть недостаток, но и стать самым умелым и знающим.
Эти чувства, с точки зрения Адлера, стимулируют не только индивидуальное развитие, но и развитие общества в целом. Существует и специальный механизм, помогающий развитию этих чувств, – компенсация.
Предмет индивидуальной психологии
Название теории Адлера «Индивидуальная психология» происходит от латинского слова individum (неделимый) и выражает идею цельности психической жизни людей, в частности, отсутствие границ и противоречий между сознанием и подсознание. Через поведение и жизненный уклад любого человека красной нитью проходит его жизненный стиль, направленный на реализацию жизненных целей (в более поздних работах — смысла жизни).
Цель, смысл и стиль жизни человека формируются в первые 3-5 лет и обусловлены особенностями семейного воспитания. Своим предметом изучения индивидуальная психология ставит освещение проблем души и тела.
Компенсация и сверхкомпенсация
Компенсация — это повышенное, компенсаторное развитие физических, психических и личностных компонент, возмещающее некий недостаток, реальный или мнимый.
Адлер выделял 4 основных вида компенсации: 1. неполная компенсация; 2. полная компенсация; 3. сверхкомпенсация; 4. мнимая компенсация, или уход в болезнь.
Он считал, что развитое чувство общности, определяя социальный стиль жизни, дает возможность ребенку создать достаточно адекватную схему апперцепции. При этом дети с неполной компенсацией меньше чувствуют свою ущербность, так как они могут компенсироваться при помощи других людей, при помощи сверстников, от которых они не чувствуют отгороженности. Это особенно важно при физических дефектах, которые часто не дают возможности полной их компенсации и тем самым могут послужить причиной изоляции ребенка, остановить его личностный рост.
Неполная компенсация у детей с неразвитым чувством общности приводит к возникновению комплекса неполноценности, который делает неадекватной схему апперцепции, изменяет жизненный стиль, делая ребенка тревожным, неуверенным в себе, завистливым, конформным и напряженным.
Сверхкомпенсация — это процесс перестройки организма в ответ на повреждение или вредоносное воздействие, вызывающий защитные реакции, гораздо более энергичные и сильные, чем те, которые нужны, чтобы парализовать непосредственную опасность.
В случае сверхкомпенсации с развитым чувством общности человек старается обратить свои знания и умения на пользу людям, его стремление к превосходству не превращается в агрессию. При неразвитом чувстве общности у ребенка начинают уже в раннем детстве формироваться невротические комплексы, которые приводят к отклонениям в развитии личности.
В случае сверхкомпенсации у детей с неразвитым чувством общности стремление к самосовершенствованию трансформируется в невротический комплекс власти, доминирования и господства. Такие люди используют свои знания для приобретения власти над людьми, для порабощения их, думая не о пользе других, а о своих выгодах. При этом формируется неадекватная схема апперцепции, изменяющая стиль жизни. Эти люди подозревают окружающих в желании отнять у них власть и потому становятся подозрительными, жестокими, мстительными, тиранами и агрессорами.
Полная компенсация происходит тогда, когда у личности развито чувство общности; дефект осознается как своя индивидуальность; стремление к превосходству выражено в стремления к стандартам большинства, стремления преодолеть ограничения через позитивный стиль жизни, не более. Человек не стремится к превосходству, его достижение — быть не хуже большинства.
Невозможность преодолеть свои дефекты, особенно физические, часто приводит и к мнимой компенсации, при которой ребенок (а позднее взрослый человек) начинает спекулировать своим недостатком, стараясь извлечь привилегии из внимания и сочувствия, которым его окружают. Такой вид компенсации несовершенен: он останавливает личностный рост, формируя неадекватную, завистливую, эгоистическую личность.
Ссылки
- Индивидуальная психология // Большой Энциклопедический словарь (рус.). — 2000. // Большой Энциклопедический словарь. — 2000.
- Адлера индивидуальная психология // 1. Малая медицинская энциклопедия. — М.: Медицинская энциклопедия. 1991—96 гг. 2. Первая медицинская помощь. — М.: Большая Российская Энциклопедия. 1994 г. 3. Энциклопедический словарь медицинских терминов. — М.: Советская энциклопедия. — 1982—1984 гг (рус.). // [dic.academic.ru/contents.nsf/enc_medicine/ Медицинская энциклопедия]
- Б. Д. Карвасарский.
Индивидуальная психология // Психотерапевтическая энциклопедия. — С.-Пб.: Питер (рус.). — 2000. // Психотерапевтическая энциклопедия. — С.-Пб. : Питер : Б. Д. Карвасарский. — 2000.
Связь порядка рождения и личности человека
Многие задаются вопросом о том, как порядок рождения влияет на характер и дальнейшую судьбу ребенка. Исследуя опыт детских лет своих пациентов, Адлер заинтересовался связью порядка рождения и личности человека. В зависимости о того, каким по счету родился ребенок, ему могут быть присущи определенные черты. А. Адлер обнаружил, что старшие, средние и младшие дети из-за различий в положении в семье обладают различным социальным опытом и, как следствие, имеют разные структуры личности.
Альфред Адлер выделял следующие порядковые позиции ребенка в семье: единственный ребенок, старший ребенок в семье, средний ребенок, младший из двух детей, младший из трех и большего числа детей. Итак, рассмотрим порядок рождения по Адлеру, и черты, которые будут принадлежать детям в семье, в зависимости от порядка рождения.
Единственный ребенок в семье
Для единственного ребенка в семье важнейшая задача — понять взрослых. Решая данную задачу, он развивает свою способность понимать других людей. Для него характерны обостренное чувство добра и зла, высокая мотивация достижения. Он любит решать проблемы и находить разные пути их решения.
Единственные дети чувствуют свою уникальность. Они многого требуют от жизни, стремятся оправдать надежды родителей. Для них характерен высокий уровень самоуважения. Единственные дети имеют больше возможностей для интеллектуального совершенствования.
Существует риск привязывания, выученной беспомощности. Находясь во власти родительской опеки, ребенок практически не бывает предоставлен самому себе. У него оказывается мало возможностей самостоятельно строить свои отношения с окружающими. В зависимости от степени родительской опеки различают два типа единственного ребенка: рано взрослеющий и «маменькин сынок».
Первый ребенок в семье, т.е. первенец
Старший ребенок проходит в своем развитии три стадии: 1. Он — единственный, уникальный, находится в фокусе внимания родителей, в привилегированной позиции. 2. С рождением младшего ребенка ситуация резко изменяется. Если старшему к этому моменту нет 5—6 лет, то рождение брата или сестры может вызвать сильный стресс. Родители переключаются на малыша, старший ребенок теряет власть над ними. Возможны зависть и конкуренция между детьми, причем такая реакция первого ребенка на появление младшего сильнее, если второй ребенок одного с ним пола. 3. На третьей стадии ребенок находит выход из создавшегося положения. Он считает, что должен быть сильнее и умнее младшего ребенка. Это решение закрепляется поведением родителей: они понимают, что старшему уделяется слишком мало времени и внимания. Поэтому они говорят ему, что по сравнению с малышом он уже достаточно умен, чтобы делать многое самому, без помощи взрослых.
Таким образом, старшие дети в семье некоторое время находятся в центре внимания — но только до тех пор, пока не появится следующий ребенок, который теперь притянет к себе все внимание родителей. А потому первенец может начать чувствовать себя неуверенно и враждебно, утратив прежнее чувство безопасности. Результатом этих перемен может также стать авторитарность и консервативность, жесткое желание поддерживать порядок любыми средствами. Адлер высказал предположение, что преступниками, невротиками и извращенцами часто становятся именно первенцы в семье.
Старшие дети соблюдают правила, стремятся к совершенству, успеху и чаще всего достигают его, а если нет, то бросают начатое. Это обычно послушные, действующие сообразно правилам, дети. Они добросовестны, серьезны, упрямы, ответственны, причем чувство ответственности может быть слишком высоким. Они нетерпимы к чужим ошибкам и в то же время очень чувствительны к замечаниям других и изменениям отношений.
Средний ребенок в семье
Позиция среднего по порядку рождения ребенка является наименее исследованной; по-видимому, как раз у этих детей чаще всего возникают трудности с самоопределением, связанные с тем, что они являются одновременно и старшими, и младшими и поэтому сочетают в себе черты и того, и другого.
Недостаток внимания со стороны родителей часто приводит к тому, что средний ребенок чувствует себя брошенным и поэтому иногда приобретает надоедливые, привлекающие внимание привычки. Некоторые исследователи считают, что средние дети учатся жить со всеми в ладу, становясь дружелюбными и тактичными по отношению к окружающим.
Второй ребенок в семье (младший из двух детей)
По мнению Адлера, второй ребенок часто бывает амбициозным, непокорным и ревнивым: ведь перед ним всегда стоит задача не только не отстать, но и превзойти старшего брата или сестру. Адлер считал, что именно второй ребенок лучше приспособлен к жизни, чем старший или младший ребенок. Ведь младших детей, как правило, в семье балуют, а потому у них чаще других возникают проблемы. Они более ориентированы на себя, чем на других, и не особенно стремятся к тому, чтобы соответствовать ожиданиям окружающих.
Этот ребенок представляет собой полную противоположность старшему. Ему присущи независимость, оптимизм. Ответственность за все происходящее младший из двух детей перекладывает на других. В отношениях с людьми он манипулятивен. Ему трудно угнаться за старшим, который имеет академическую направленность, поэтому он решает обойти его на ином поприще, где тот не силен (обычно это спорт или искусство).
Младший из трех или большего числа детей
Для развития отношений с окружающими, в особенности с собственными братьями и сестрами, они могут либо всю жизнь притворяться детьми, либо найти способ обойти остальных. Эти дети могут быть наиболее удачливыми из всех. Они творческие личности и часто непонятны для других. Их взгляд устремлен в будущее. Часто из них получаются хорошие лидеры.
К моменту рождения младшего ребенка у родителей уже мог сформироваться собственный взгляд на воспитание. Поэтому можно предположить, что по отношению к младшему тактика воспитательного воздействия будет более последовательной, чем по отношению к старшему. Поэтому младшие из нескольких детей будут более эмоционально устойчивыми, чем старшие дети.
Биография австрийского психолога
Альфред Адлер родился в небогатой еврейской семье. Кроме него, у родителей было ещё пятеро детей. Старшего брата, по иронии судьбы, звали Зигмунд. Старший брат рос физически здоровым и успешным человеком, он стал предпринимателем и постоянно помогал семье. А вот Альфред физическим здоровьем совсем не отличался.
Он перенёс рахит, из-за чего долгое время не мог ходить. Также у него было тяжёлое воспаление лёгких с множеством осложнений. Несколько раз тяжелобольной ребёнок чуть не умер.
Несмотря на свои болезни, Альфред старался не отставать от сверстников и даже выходил к ним на улицу играть. Друзья не считали его каким-то неполноценным, и с ними ему было даже лучше, чем дома с родителями. При этом Альфред изо всех сил старался побороть свои недостатки, что ему удавалось.
К примеру, дорога в школу проходила мимо ограды, за которой, как считали дети, было кладбище. Альфред очень боялся кладбищ, и однажды он решил преодолеть свой страх. Он перелез через ограду и несколько раз прошёлся по территории кладбища, пока не убедился, что страх исчез. Чуть позже он узнал, что там было не кладбище, а просто заброшенный двор.
Вследствие своих болезней, а также мечтательности успеваемость Альфреда в школе была низкой. Причём настолько, что учитель посоветовал ему бросить школу и пойти учиться на сапожника. Это привело мальчика в сильное негодование. Он собрал волю в кулак, принялся за учёбу и вскоре стал лучшим учеником в классе. После школы он даже поступил в Венский университет и стал изучать медицину, после чего первое время работал врачом широкого профиля.
В университете он также заинтересовался социализмом, стал участвовать в студенческих политических собраниях. На одном из них он встретил студентку из России – Раису Эпштейн, которая вскоре стала его женой. Впоследствии Раиса Эпштейн проявила себя как активная деятельница феминизма.
Первоначально Альфред Адлер заинтересовался идеями Зигмунда Фрейда; в прессе он активно защищал книгу Фрейда «Толкование сновидений», что тронуло самого автора книги.
Однако расхождения с тогдашним «гуру психоанализа» у Адлера начались уже в то время. Так, он не признавал главенствующей роли детской сексуальности в развитии человеческой психики.
В дальнейшем расхождений между его взглядами и теорией Фрейда стало ещё больше. Фрейд сильно обижался, если кто-то из психологов, да ещё и называвших себя психоаналитиками, хоть в чём-то был с ним не согласен. Фрейд считал, что психоанализ может существовать только один, и именно тот, который был разработан им самим. Своих противников Фрейд часто называл параноиками и считал их скрытыми гомосексуалами. Поэтому никакой дружбы и сотрудничества между ним и Адлером быть не могло.
В дальнейшем Адлер по специальному приглашению прибыл в США, где в конечном итоге остался навсегда. Он стал профессором Колумбийского университета, читал лекции в других научных организациях. Первое время он приезжал в Вену на лето, однако после прихода к власти в Германии нацистов и оккупации Австрии он больше не мог появляться на родине. Всем его последователям также пришлось срочно эмигрировать.
В 1937 году, приехав в шотландский Абердин для чтения лекций, Адлер внезапно умер от сердечного приступа.
Идеи Адлера
Адлер хотел создать психологию, близкую к реальной жизни, которая позволила бы понять других людей по их биографиям, которые всегда разные.
Работы, которые он публиковал с 1920 года, а также его лекции должны были сделать его психологию доступной для всех и сделать ее общепонятной. В 1920-х годах он дал серию лекций в Вене и опубликовал их в 1927 году под названием «Знание о человеческой природе».
Период Первой мировой войны был эпохой, в которой развилась индивидуальная психология. В рамках школьной реформы в австрийской столице Адлер и его сотрудники открыли около 30 образовательных и консультационных учреждений. В 1920 году он был назначен директором первой венской клиники, посвященной детской психологии, и преподавал в педагогику в городе. С опубликованием работы «Практика и теория индивидуальной психологии» (1930), в которой содержались лекции для введения в психотерапию для врачей, психологов и учителей, Адлер начинает более подробно раскрывать свою теорию.
Бихевиоризм, 1912
Самым ранним направлением, сводящим психологию к рефлексам и имеющим значимость по настоящее время, является бихевиоризм. Предпосылками для его развития служат исследования американского психолога и педагога Эдварда Ли Торндайка над поведением животных, основу которых составляли проблемы навыка. В понимании психологии человека концепцию Э. Л. Торндайка перенёс американский психолог Джон Бродес Уотсон, в 1912 г. отразивший принципы нового направления психологии в своей статье . В России представителями бихевиоризма или поведенческой психологии считаются И. П. Павлов и В. М. Бехтерев, изучавшие рефлексологию.
Изначальная методологическая позиция психологов данного направления заключается в предоставлении клиенту контроля над своими действиями, что позволяет добиться изменений в его поведении. Именно поведение, а не сознание, рассматривается как предмет психологии. Поведение характеризуется ответными движениями (реакциями) организма на внешние воздействия (стимулы) среды. Приверженцы бихевиорального направления в основу своей работы закладывают изучение условий возникновения, закрепления, исчезновения привычек и навыков. Такому подходу присущи научный прагматизм, контроль результатов и сведение сознания к физиологическим процессам, что служит поводом для критики со стороны представителей личностно-ориентированных направлений.