Что такое активность? Определение понятия, виды, формирование, уровни


Что говорили о ней древние философы

Ученые древнего Востока и Запада к изучению того, что такое активность человека, подходили и с материалистической и идеалистической точек зрения.

Вам будет интересно:Формирование и развитие общеучебных умений и навыков у школьников

Сократ (470-399 гг. до н. э., Древняя Греция) объяснял ее состоянием души, которую считал его психическим свойством, средоточием нравственных представлений. Эти представления формируются в результате обучения человека тому, что есть добро и зло, а виды активности и характер его поступков как раз и зависят от этих знаний. Лозунг Сократа «познай самого себя» следует понимать как призыв к анализу поведения и отношения к нему, а не к анализу собственных эмоций и переживаний.

Вам будет интересно:Что такое лакмус и чем он полезен

Аристотель (384-322 годы до н. э.), изучая, что такое активность психики, называл упражнения в нравственных поступках как условие ее повышения. Простое знание о добре и зле не делает человека обладателем таких качеств как, например, добродетельность и благоразумность — постоянные тренировки, упражнения в них делают его таковым.

Учение стоиков возникло в Афинах в IV веке до н. э. Его последователи считали, что повышение активности психики недоступно обычным людям, руководство ею — удел лишь истинных мудрецов, чей разум бесстрастен и не допускает душевных переживаний. Любые эмоциональные потрясения лишают человека внутренней свободы, мешают выполнению долга.

Эпикур (341-270 годы до н. э., Древняя Греция), напротив, считал истинным счастьем отречение от общественной активности. Его он видел в удовлетворении простых потребностей. Воля, ум, психическая активность человека должны направляться на тренировку в самоограничении от недоступных удовольствий, иначе неизбежны страдания от их недостижимости.

Бегалиева С.Б.

заведующий кафедрой Казахского национального педагогического университета имени Абая, доктор педагогических наук, профессор, Казахстан, г.Алматы

ОБ АКТИВНОСТИ КАК ОБ ИНТЕГРАЛЬНОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИЧНОСТИ

В различных психологических школах по-разному трактуется понятие активности человека. В одних из них активность определяется как свойство индивида, субъекта, в других – как характеристика личности, ее жизнедеятельности.

Чтобы наиболее полно охарактеризовать категорию активности, обратимся к психологическим словарям и анализу ряда источников по этой проблеме.

«Активность личности – способность человека производить общественно значимые преобразования в мире на основе присвоения богатства материальной и духовной культуры, проявляющаяся в творчестве, волевых актах, общении. Активность личности – интегральная характеристика, … которая влияет на взгляды, убеждения человека» [1, с. 14]. В этом определении утверждается, что активность личности – это ее интегральная характеристика. Это значит, что она включает мотивационные стимулы, интересы, способности человека, волевые качества, т.е. всю личность целостно.

В данном определении нас привлекает идея о том, что активность приводит к творческому самовыражению личности.

В психологических словарях содержание активности личности рассматривается разносторонне: отмечаются надситуативная, поисковая, сверхнормативная виды активности.

Надситуативная активность – способность субъекта подниматься над уровнем требований ситуации, ставить цели избыточные, с точки зрения исходной задачи. Посредством надситуативной активности субъект преодолевает внешние и внутренние «барьеры» деятельности. Надситуативная активность важна в творческой, интеллектуальной деятельности и др.

Активность поисковая – поведение, направленное на изменение ситуации (или отношения к ней) при отсутствии определенного прогноза его результатов, но при постоянном анализе степени его эффективности.

Поисковая эффективность является важной составной частью в процессах планирования, решения какой-либо проблемы.

Активность сверхнормативная – одна из форм надситуативной активности, выражающаяся в стремлении индивида или группы превысить официально предъявляемые обществом нормативные требования к тому или иному виду деятельности [2, с. 15].

Характеристика категории активности личности в трактовке некоторых ученых

Авторы Характеристика понятия «активность личности»
Российская психология
1. В.А. Петровский Личность – субъект активности. Активность – деятельное состояние, детерминированное внутренне, со стороны отношения ее к миру, реализуемое вовне, в процессах поведения. Активность как деятельное состояние человека есть

целостность, связывающая воедино процессы, протекающие во внутреннем плане (становление мотивов, целей, схем действования) и в плане поведения (деятельность, действие, операции).

2. К.А. Осницкий Активность – проявление субъектности, выражающееся в волеизъявлении в процессе жизнедеятельности на основе накопленного опыта, личностно значимых целей, ценностей и сформированности образа мира.
3. В.О. Татенко Субъектная психическая активность – единственная детерминанта саморазвития внутреннего мира.
4. М.В. Бодунов Активность – сущностная характеристика, «интегральный» параметр личности. Автор выделяет качественную, содержательную активности, определяемую комплексом действующих мотивов, установок, интересов и побуждений, обуславливающих совершение тех или иных действий, а также количественную, процессуальную сторону, характеризующую совершаемую деятельность по таким формальным параметрам, как темп, интенсивность, уровень и распределение по времени.
5. Б.М. Теплов Активность как общий компонент природно-детерминированного свойства нервной системы, который влияет на взаимодействие темперамента и способностей.
6. Н.С. Лейтес Активность – важнейший внутренний фактор успешности выполнения деятельности. Активность зависит от активизации мозга.
7. А.И. Крупнов Активность – особое состояние, … относительно устойчивое свойство человека, проявляющееся в уровне интенсивности реализации поведения, деятельности и ее результата. Доказывает взаимосвязь внутренних и внешних факторов на проявление активности. Движущими силами активности человека являются противоречия, которые возникают в процессе взаимодействия внутренних и внешних факторов в ходе реализации той или иной деятельности. Активность включает качественные и количественные характеристики.
8. К.А. Абульханова-

Славская

Рассматривая активность личности как единство проявления внешних и внутренних факторов в жизни человека, автор представляет активность как целостный способ моделирования, структурирования и осуществления личностной деятельности, общения и поведения, при котором она приобретает качество системы; активность как способ выражения потребности в мотивационной сфере, ее удовлетворение. Активность в социальном плане выступает как способ соотнесения себя с другими людьми, определения своей позиции, самоопределения.
В зарубежной западной психологии
9. Х. Хекхаузен Под активностью понимает реакции, действия, поведение субъекта. Активность – внешние действия субъекта, внутренние психические процессы.
10. Ранний бихевиоризм Активность – совокупность реакции организма на внешнюю среду (стимул – реакция – S – R).
11. Необихевиоризм:

Э. Толмен, К.Холл, Дж. Браун, Т. Келли и др.

В основе активности (поведения) лежат потребности субъекта.
12. Б. Скиннер В основе поведения (активности), кроме первоначальных потребностей, должны учитываться последствия (успешность или неуспешность научения).
13. Э. Толмен, К. Левин, Дж. Роттер, Л. Фестингер и др. Активность – состояние потребности субъекта, его способности, настойчивость в достижении цели и др.
14. З. Фрейд В основе активности субъекта лежат инстинкты, влечения. Преобладающие влечения, по Фрейду, сексуальные, которые могут быть проявлены в сублимации (активность в другой сфере деятельности).
15. К. Роджерс, А. Маслоу, Г. Олпорт Главный источник поведения, его активности – человеческие потребности.

Анализ вышеизложенных точек зрения российских ученых на активность личности позволяет сделать вывод, что в характеристиках этого понятия много общего. Все авторы понимают под активностью человека устойчивое свойство, которое позволяет ему успешно выполнять различные виды деятельности общественного и личностного плана, способствует самоопределению и самоутверждению.

Активность – интегральная характеристика личности, в которой взаимодействуют мотивационно-потребностная, содержательная и процессуальные сферы личности.

В качестве источников активности личности большинство ученых выделяют единство внутренних (потребностей, интересов, способностей интеллектуального потенциала) и внешних (потребностей социальной среды, социума в широком смысле) факторов.

Наше внимание привлекает точка зрения К.А. Абульхановой-Славской об активности как целостном способе проектирования и осуществления личностной деятельности, т.е. активность понимается ею как система.

В отличие от российских ученых авторы западной психологии термин «активность» заменяют понятиями «поведение», «действие». Их внимание, как это будет показано ниже, в большей мере сосредоточено не на сущностной характеристике активности индивида, а на источниках ее проявления.

Изложенная характеристика сущности активности личности дополняется нейрофизиологическими, а также социальными аспектами.

В дифференциальной психофизиологии исследуются соотношения между нейрофизиологическими особенностями человека (свойства нервной системы, интегральные ЭЭГ параметры, степень активности мозга и др.) и психической активностью (интенсивность, энергичность, скорость и др.) (Н.С. Лейтес, А.И. Крупнов, В.М. Русалов, Б.М. Теплов и др.).

Активность личности, кроме физиологической природы, имеет социальную сущность, так как человек является общественным существом. Активность на личностном уровне проявляется в соответствии с усвоенными нормами, правилами поведения в обществе, ценностными ориентациями, направленностью личности, а также выражается в умении мобилизовать свой внутренний потенциал, оценить сложившиеся ситуации. Таким образом, социальная природа активности личности раскрывается в связи с важнейшими событиями ее жизнедеятельности: выбор профессии, круга общения, вероисповедания, создания семьи и т.п.

Подчеркивая социальную природу активности личности, К.А. Абульханова-Славская полагает, что при определенных ситуациях человек может подняться над этими ситуациями, преодолеть препятствия и выйти на новый уровень активности, что, несомненно, ведет к ее самореализации, самоутверждению. При этом источниками социализации личности являются противоречия. Внутренние противоречия личности, отмечает К.А. Абульханова-Славская, являются производными от общественных. Развитие личности в деятельности происходит через разрешение противоречий. В отношении к активности личности противоречия, с которыми она сталкивается, могут быть различны. Некоторые из них не могут быть разрешены конкретно одной личностью, они разрешимы группой людей или даже обществом в целом (К.А. Абульханова-Славская). Это положение является существенным в творческой активности учителя: одни педагогические проблемы могут решаться одним учителем, другие – в сотрудничестве с коллегами, третьи – при участии управленческих органов и служб, и в целом государством.

На социальную природу психической активности указывал еще Л.С. Выготский. Разработанные им фундаментальные принципы (детерминированность усвоения в ходе онтогенетического развития определенных форм социального опыта, единство сознания и деятельности) позволили ему по-новому взглянуть на проблему активности. Принцип детерминизма, по Л.С. Выготскому, заключается в преломлении внешнего через внутреннее. Предметный мир, общественные отношения и другие внешние факторы, физиологические, психические – это внутренние источники активности.

Важнейшей проблемой в понимании природы активности личности является соотношение и разграничение общебиологического и психического аспектов ее развития.

В основе биологической активности лежит реакция организма на внешние и внутренние раздражители. Доказательством тому являются генетические закономерности поведения, в частности генетика условного рефлекса.

При рассмотрении биологической активности человека выше названные ученые отмечают, что необходимо учитывать его взаимодействие с окружающим миром. При этом ответные действия условно проходят три стадии:

– активация мозга, которая осуществляется взаимодействием сигналов от внешнего мира и самого организма;

– обработка мозгом поступившей информации;

– выбор наиболее подходящего поведения с учетом ситуации и прошлого опыта.

При этом активность центральной нервной системы, поведенческие акты человека осуществляются при участии памяти, мышления и других психических процессов и способностей.

Следовательно, уровень психической активности человека зависит от трех взаимосвязанных факторов:

– уровня сознания и активности мозга;

– уровня врожденных потребностей и приобретенных в течение жизни;

– эффективности эмоций и чувств.

Взаимосвязь биологических и социальных факторов в развитии психических процессов, в том числе и активности человека, экспериментально доказал А.Р. Лурия [2]. Он показал, что внешние условия общественной жизни, социально-исторические формы существования человека определяют характер и психологическую структуру его познавательных процессов, которые определяют и уровень активности в различных сферах жизнедеятельности. Он полагал, что интеллектуальный потенциал человека формируется под влиянием обучения, т.е. социального опыта. А.Р. Лурия не отрицал роли психофизиологических основ в проявлении активности (например, условные рефлексы), но считал, что они не «непосредственно накладываются на морфологическую канву», а соединяются со сложными системными образованиями.

Говоря о роли социального фактора в формировании активности человека, считаем необходимым остановиться на концепции В.А. Петровского о персонализации. Согласно этой концепции, большое значение в социализации личности имеет общение, деятельное начало. Этой же точки зрения придерживается Д.Б. Богоявленская. Наряду с внутренней детерминированностью активности субъекта в качестве ее источника, она выделяет другой источник – отношение субъекта со средой, проявление активности в действиях, деятельности, поведении. Уровень активности личности зависит не только от восприятия мира, но и от накопленного общественного опыта.

Таким образом, анализ точек зрения на сущность активности личности российских психологов приводит нас к выводу о том, что активность рассматривается ими либо как свойство субъекта, либо как особое его состояние, «интегральная характеристика». В качестве источников формирования активности личности выделяются внутренние и внешние факторы. Движущими силами развития активности субъекта являются противоречия.

Литература

1 Психологический словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Политиздат, 1990. – 494 с.

2. Лурия А. Р. Мозг человека и психические процессы. — М.: Педагогика, 1970. – 496 с.

Нужны ли обществу активные люди?

Вам будет интересно:Развертка усеченного конуса. Формула площади и пример решения задачи

Стимулирование деловой предприимчивости работника — одна из целей современного менеджмента. Ее развитие ведет за собой существенное повышение производительности труда, развитие культуры производственных и внепроизводственных отношений.

В психологии активность определяется как деятельность индивида, направленная на окружающую среду с целью удовлетворения собственных потребностей. Ее обладателем считается человек с такими личностными качествами, как:

  • целенаправленность,
  • осознанность выбора способов и средств достижения поставленных целей,
  • умение анализировать результаты своих действий и с учетом сложившейся ситуации их корректировать.

Подобный индивид, удовлетворяя собственные материальные, социальные, этические, художественные потребности, стремится к преобразованию среды, осмысленно совершенствует орудия труда, участвует в решении творческих трудовых и общественных задач. Его личность совершенствуется, поскольку он хочет больше узнать, многому научиться. То есть, можно утверждать с полным основанием, что инициативность членов общества способствует его всестороннему прогрессу.

Понятие

Что такое социальная активность?

В общем смысле деятельность , это любое действие, направленное на изменение окружающего мира, как материального, так и духовного.

Объектом деятельности может служить любой предмет, процесс или идея, а её результатом становится преобразование этого объекта или создание новых объектов.

К примеру, профессиональной деятельностью в любом ремесле является создание целостного объекта из группы материалов с использованием инструментов, средств и знаний, которыми обладает мастер.

Понятие социальной деятельности несколько глубже. Оно учитывает взаимосвязь этого процесса с обществом, указывает на значимость активности человека в системе устоев и ценностей определённой группы людей.

Выделяют такие цели социальной деятельности:

  • удовлетворение жизненных потребностей человека, получение материальных или идеальных (не вещественных) ценностей,
  • построение субъективного образа окружающей действительности, стимуляция мышления,
  • преобразование действительности в рамках всего социума или его отдельной группы,
  • психологическое развитие и самореализация человека.

В конечном счёте, для каждого менталитета, характера и образа мыслей одна из целей становится основной, а остальные лишь дополняют её.

Тем не менее, эти цели тесно взаимосвязаны , исключив одну из общей системы, человек разрушает и остальные.

Его действия принимают деструктивный характер, результатом чего становится прекращение развития или деградация мышления, способностей и навыков.

К примеру, деятели искусства, лишённые возможности творчески развиваться, испытывают тяжёлые внутренние переживания, апатию и упадок сил, что не даёт им достигать иных социальных целей.

Уровни активности

Чем привлекательнее для человека поставленная цель, тем больше энергии он тратит для ее достижения. Наиболее высокий уровень активности наблюдается у людей с гармоническим типом личности: у них высоко развиты как ответственность за дело, так и стремление получить наибольшее внутреннее удовлетворение от его результатов.

У личностей продуктивного типа результаты действий также высокие, однако, они достигают их из-за увлеченности своими идеями, а не из-за высокого уровня ответственности.

Повышенной сознательностью, гиперконтролем отличается рефлексивный тип, но эти качества в сочетании с самокритичностью делают его неуверенным в себе и в своих инициативах. Поэтому к активному их осуществлению он готов только при посторонней моральной поддержке.

Несамостоятельность в достижении поставленных перед ними целей проявляют люди исполнительского и функционального типа. Взяв на себя ответственность, они строго следуют сторонним указаниям и инструкциям, пользуются готовыми решениями, не подключая собственную инициативу.

Вам будет интересно:Технология исследовательской деятельности: понятие, внедрение нового, разработка проектов, цели и задачи

Сложные деловые и творческие предложения могут выдвинуть созерцатели, но на первом плане у них стоит продвижение собственного «Я», а не деятельность по реализации своих идей. Отсутствие ответственности и самостоятельности, наступательности — характерные черты людей такого типа.

Таким образом, какой у него уровень активности (высокий, средний или низкий), зависит как от личностных природных качеств человека (темперамент, способности), так и от тех, которые воспитаны в нем родителями и социальной средой.

Мнения исследователей

Интересен также и методологический вывод В. Г. Мордковича. Он рассматривает активность как существенный признак субъекта. Если же человеку навязывается чужая воля, то он становится уже носителем деятельности. Иными словами, индивид превращается из субъекта в объект, что выполняет чужие задачи, в которых не имеет потребности. Для обозначения людей такого типа было введено понятие «социально пассивный». При этом подмечается, что движущее влияние на активность оказывают не все потребности, а только те из них, удовлетворение которых обладает социальным значением или затрагивает определённые общественные интересы. Структура поведенческой модели в этом случае зависит от преследуемых субъектом целей и предпочитаемых рычагов влияния.

Формы и факторы человеческой активности

При рождении человек полностью зависит от окружающих его людей. Но по мере его взросления и развития появляются новые возможности, которые поддерживают его самостоятельное существование как индивида, побуждают к определенным видам деятельности.

Советский психолог Б. Г. Ананьев в своих исследованиях выделил такие формы активности человека как общение, труд и познание.

В трудах других ученых к ним относятся созерцание, рефлексия и поведение, управление другими людьми, самодеятельность, а также творческая, художественная, когнитивная, побудительная, практическая, боевая, спортивная, информационно-коммуникативная формы.

Причины или факторы активности человека объясняются необходимостью удовлетворения ряда потребностей, которые гарантируют ему, во-первых, физическое выживание (пища, одежда, жилище, защита, размножение). Во-вторых, он нуждается в общении и признании другими членами социума, что является источником активизации его трудовой, коммуникативной деятельности. В-третьих, удовлетворение духовных запросов требует от индивида собственных энергичных поисков внутренней свободы, самопродвижения в творчестве, действий по изменению среды в соответствии со своими взглядами и запросами.

Активность как результат воспитания

Чтобы целеустремленно действовать, человек должен проявить творчество, волевые усилия, общаться с другими людьми — советоваться, изучать чужой опыт. Но эти качества — твердая воля, нестандартный подход к проблеме, умение общаться, анализировать, делать выводы не рождаются вместе с младенцем. Что такое активность? Это результат правильного воспитания.

Ее формирование у ребенка — это одна из многочисленных родительских задач, которая не столь проста, как кажется на первый взгляд. Прежде всего, от взрослых требуется осознанный подход к достижению этой цели и терпение: развитие активности — одна из тех педагогических проблем, которые не решаются быстро.

На заметку родителям: как это сделать

Активный человек — значит, деятельный, энергичный. Такими дети становятся в семьях, в которых поддерживается демократический стиль отношений между ними и взрослыми. Он предполагает гибкость в отношениях: проявляя достаточную требовательность и контроль, родители уважают мнение и позицию ребенка, развивают его самостоятельность, инициативность, самокритичность. Посильные поручения и значимое для него поощрение стимулируют повышенную активность в достижении цели. Важны достаточная помощь, спокойный, деловой анализ как результатов детской инициативы, так и допущенных ошибок и успешных действий.

Авторитарный стиль воспитания подавляет активность ребенка, так как угрозы наказанием и принуждения вызывают боязнь нарушить инструкции взрослого, ошибиться в своих действиях.

Либеральный стиль, напротив, отличается нетребовательностью к детям. Максимум свободы при минимуме ограничений поведения формируют агрессивность и вседозволенность. Такие дети считают, что достижение цели состоит в том, чтобы вынудить взрослых принести им желаемое на блюдечке, а не в том, чтобы самому проявить сообразительность и предприимчивость.

Проявления

Каковы ее проявления? Проанализировав вышесказанное, можно прийти к выводу, что активность , это, в первую очередь, изменение, преобразование. Любая социальная активность базируется на четырёх компонентах:

  • отношение человека к совокупности окружающих объектов материального мира,
  • отношение человека к другим людям, группа и социуму в целом,
  • отношение к событиям и явлениям,

отношение к самому себе.

Несмотря на то, что любое изменение происходит единовременно во всём комплексе этих компонентом, степень его влияния неодинакова.

Так, активность, направленная на материальный объект, называется действием, а направленная на человека, группу или социум , поступком.

Внутренние изменения , предмет философии и психологии, они выражаются в мыслях и чувствах конкретного человека.

И только на события и явления, играющие роль внешнего фактора, человек не может влиять.

Социум как субъект воспитания активности

Государство крайне заинтересовано в воспитании деятельных и инициативных граждан. Именно поэтому любое образовательно-воспитательное учреждение, средства массовой информации среди прочих задач ставят перед собой непростую задачу формирования активности у населения.

Педагоги, психологи, социальные работники, работники культуры, общественные объединения, руководители всех рангов выступают как субъекты процесса, цель которого — воспитание социально ответственного гражданина. Он должен обладать:

  • интересом к общественной работе,
  • организаторскими качествами,
  • исполнительностью и инициативностью,
  • самокритичностью и требовательностью к себе и другим,
  • готовностью помогать людям.

Эти качества гарантируют обеспечение общественного порядка и контроля над исполнением законов на местах, прямое взаимодействие населения с органами власти.

Активность со знаком «минус»

Криминальная, аморальная деятельность граждан не одобряется обществом и даже наказуема. Какой активностью обладает человек, какие ее виды, уровни и формы он выбирает — зависит от внутренней позиции личности. По тому, в каких поступках и как она проявляется, можно судить о многих человеческих качествах. Чем выше нравственные установки, тем способы удовлетворения потребностей («хочу» и «надо») более соотносятся с правилами и нормами человеческого бытия («можно» или «нельзя»). Отсюда и многочисленные примеры беззаветного мужества и беспримерной подлости, упорного труда и беспардонных хищений чужого добра ради собственного безбедного существования, бескомпромиссной честности и масштабного вранья с целью прославиться.

Антиобщественная «активность» в эгоистичном удовлетворении своих потребностей является результатом стечения многих обстоятельств личной и общественной жизни человека с его отрицательными внутренними качествами — жадностью, мстительностью, ленью, неспособностью управлять своими поступками и эмоциями.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]