У большинства современных людей очень плохо развит навык внимательности. А когда внимание слабо и плохо тренировано, оно превращается в нашего врага. Мы постоянно отвлекаемся, не можем ни на чем сосредоточиться, привычка к быстро сменяющемуся контенту мешает углубляться в объект наблюдения, мы глупеем, не можем управлять своей жизнью и быть эффективными, залипаем в аддикциях и сливаем свою энергию непонятно куда, да к тому же становимся легкой добычей любых манипуляторов. Все это сильно влияет на качество жизни.
Мы постоянно окружены стимулами, с которыми взаимодействуем. Наше сознание перерабатывает далеко не все раздражители. Многие из них проходят мимо фокуса внимания и остаются незамеченными. На что мы обратим внимание зависит от множества факторов – это могут быть личные интересы, слишком громкий или яркий стимул, чтобы его не заметить, высокая степень новизны, собственная безопасность и многое другое.
Навык управлять вниманием во многом определяет наши успехи, неудачи, развитие или стагнацию, возможности, ограничения и т.д.
Определение
Все люди сталкивались с тем, что утром они могут хорошо концентрироваться на решении сложных задач, а к вечеру это становится делать проблематично. Почему? Человек расходует свои силы на принятие всевозможных бытовых решений и по этой причине к вечеру у него нет ни сил, ни желания заниматься чем-то важным. Восстановить энергию помогает переключение внимания. Простая методика дает хорошие результаты, если ей овладеть в совершенстве. Мозг не будет сильно уставать, если он не работает все время на износ.
Умный человек через каждые 2 часа продуктивной деятельности делает перерыв. Причем в свободное время он не сидит за компьютером, а выходит подышать воздухом, занимается физкультурой или же заваривает кофе. Смена деятельности – это лучший способ переключения внимания. Но не всегда есть возможность выйти из-за стола и прогуляться. Порой приходится быстро менять сектор своих задач и концентрироваться на каждой из них. Как быть в такой ситуации?
Источники
- Hii J., Hustedt J., Bangs MJ. Residual Malaria Transmission in Select Countries of Asia-Pacific Region: Old Wine in a New Barrel. // J Infect Dis — 2021 — Vol223 — NSupplement_2 — p.S111-S142; PMID:33906222
- Авторы не найдены Reproductive Health Care for Incarcerated Pregnant, Postpartum, and Nonpregnant Individuals. // Obstet Gynecol — 2021 — Vol — NNULL — p.; PMID:33906198
- Liu G., Xiao Y., Zhang W., Tang W., Zuo C., Zhang P., Dong S., Luo P. Novel aluminum vanadate as a cathode material for high-performance aqueous zinc-ion batteries. // Nanotechnology — 2021 — Vol — NNULL — p.; PMID:33906187
- Schmitz M., Kesper L., Schulte MGH., Roese P., Berges U., Westphal C. Surface and interface analysis of a low-dimensional Au-Si surface alloy on Au(110) by means of XPS and XPD. // J Phys Condens Matter — 2021 — Vol — NNULL — p.; PMID:33906167
- Cheng Y., Cao J., Tang X., Hao Q. Optical zoom imaging systems using adaptive liquid lenses. // Bioinspir Biomim — 2021 — Vol — NNULL — p.; PMID:33906161
- Li C., Wang R., Yang X., Zhou M., Pan X., Cai G., Zhang Y., Zhu G. Deeper investigation on methane generation from synthetic wastewater containing oxytetracycline in a scale up acidic anaerobic baffled reactor. // Bioresour Technol — 2021 — Vol333 — NNULL — p.125156; PMID:33906019
- Rahmanti AR., Ningrum DNA., Lazuardi L., Yang HC., Li YJ. Social Media Data Analytics for Outbreak Risk Communication: Public Attention on the «New Normal» During the COVID-19 Pandemic in Indonesia. // Comput Methods Programs Biomed — 2021 — Vol205 — NNULL — p.106083; PMID:33906012
- He N., Xiang Y. How child maltreatment impacts internalized/externalized aggression among Chinese adolescents from perspectives of social comparison and the general aggression model. // Child Abuse Negl — 2021 — Vol117 — NNULL — p.105024; PMID:33905994
- Valdez D., Montenegro MS., Crawford BL., Turner RC., Lo WJ., Jozkowski KN. Translation frameworks and questionnaire design approaches as a component of health research and practice: A discussion and taxonomy of popular translation frameworks and questionnaire design approaches. // Soc Sci Med — 2021 — Vol278 — NNULL — p.113931; PMID:33905986
- Florian S., Ichou M., Panico L. Parental migrant status and health inequalities at birth: The role of immigrant educational selectivity. // Soc Sci Med — 2021 — Vol278 — NNULL — p.113915; PMID:33905985
Виды
Переключение внимания бывает двух видов:
- Преднамеренное. В этом случае человек волевым усилием заставляет себя перенести внимание с одной задачи на другую. Наглядный пример: переключение между несколькими проектами часто можно увидеть в любом офисе. Да и дома люди нередко работают в режиме многозадачности. Например, девушка может мыть посуду и разговаривать в это время по телефону. Подобное постоянное переключение внимания будет снижать эффективность каждого из отдельно взятых дел, если персона, их выполняющая, не обладает этим быстрым навыком.
- Непреднамеренное. Отвлекающие факторы сопровождают человека на протяжении всего дня. Он может усиленно заниматься работой, но телефонный звонок выбьет человека из состояния глубокого мышления. Оповещение социальных сетей не дают сосредоточиться на каком-то занятии дольше 30 минут. Радио или телевизор, которые играют фоном, поглощают внимание, даже если он этого не осознает.
Рассеянность и внимательность
При рассеянности сознание человека не имеет определенной направленности, а переходит с одного предмета на другой, т.е. рассеивается.
Виды рассеянности
Можно выделить два основных вида рассеянности. Первый — результат общей неустойчивости внимания. Им, как правило, отличаются дети младшего возраста. Однако оно может быть и у взрослых в результате слабости нервной системы или большого утомления, недосыпания и т.д. Такой вид рассеянности появляется также при отсутствии привычки работать сосредоточенно.
Второй вид рассеянности имеет совсем иной характер. Он возникает потому, что человек сосредоточен на чем-то одном и поэтому не замечает ничего другого. Такой рассеянностью отличаются люди, увлеченные своим делом.
Внимательность
Если человек привыкает все делать внимательно, то внимание, становясь постоянной особенностью, перерастает во внимательность, которая, как черта личности, имеет большое значение в общем, психологическом облике человека. Тот, кто обладает этим качеством, отличается наблюдательностью, способностью лучше воспринимать окружающее. Внимательный человек реагирует на события быстрее и переживает их часто глубже, отличается большой способностью к обучению.
Внимательность связана с большим развитием свойств внимания: его объема, сосредоточенности, устойчивости, распределения. Обладая этим качеством, человек легко сосредотачивается, у него хорошо развито непроизвольное внимание. Даже при отсутствии интереса к работе внимательный человек может быстро мобилизовать произвольное внимание, заставить себя сосредоточиться на трудном и неинтересном занятии.
Психологическое тестирование при помощи пакета «Внимание» поможет установить свойства внимания каждого человека, выявить отклонения, изучая которые можно направить развитие внимания в нужное русло.
Эксклюзивный материал сайта «www.effecton.ru — психологические тесты и коррекционные программы». Заимствование текста и/или связанных материалов возможно только при наличии прямой и хорошо различимой ссылки на оригинал. Все права защищены.
Как определить свою работоспособность?
Переключение внимания и распределение его между задачами – полезный навык. Но прежде чем делать упражнения, человек должен понять свою исходную точку. У каждого индивида свой ритм жизни и сфера деятельности. Кому-то требуется сильная концентрация, а кто-то может работать на автомате. Как же определить объем своего внимания и его расход за день? Утром, сразу после того как проснетесь, сядьте за стол и начните писать любую цифру или букву. Рисуйте ряд до тех пор, пока не собьетесь. Подсчитайте результат. Например, у вас получилось 16 цифр. Тот же тест нужно проделывать в течение дня. Напишите ряд чисел ближе к обеду, а затем вечером. Посмотрев на результат, вам станет ясно, в какие отрезки времени вам нужно будет отвлекаться, снимать умственное напряжение, чтобы опять ринуться в бой.
Распределение
Распределение внимания , это возможность человека сконцентрироваться на нескольких объектах одновременно.
Иными словами, это способность единовременно выполнять несколько различных задач.
Ярким примером человека с выдающейся способностью распределять внимание является Юлий Цезарь. Утверждается, что он мог одновременно диктовать содержание письма нескольким писарям, в то время как сам читал абсолютно другой текст.
Возможность распределения внимания можно несколько повысить, пользуясь следующими методами:
- Выполняя работу, требующую повышенного внимания, желательно каждые 15-20 минут отвлекаться и намеренно снижать уровень его концентрации, давать себе непродолжительный отдых.
- В различное время суток человек имеет разную способность к концентрации.
Обычно она выше в часы после пробуждения, однако зависит и от индивидуальных особенностей человека. - Совмещение близких по смыслу действий приводит к повышению концентрации внимания. Например, ребенок, разучивающий стих и соответственно жестикулирующий, запомнит его быстрее, поскольку в процесс контроля внимания будет вовлечена и физическая, и его умственная активность.
- Автоматизм действий. Опытный водитель не задумывается над процессом переключения передач при вождении автомобиля, что помогает ему больше сконцентрироваться над ситуацией на дороге, в то время как новичка это действие скорее будет отвлекать.
Чтение двух книг одновременно
Методика переключения внимания заключается в том, чтобы натренировать сознание на осознанную и быструю смену деятельности без потери когнитивных функций. Как можно добиться хорошего результата? Вам нужно ежедневно практиковать простое упражнение. Возьмите две книги одинакового формата и схожего содержания. Например, это могут быть детективы. Отведите час и приступайте к чтению. Читать нужно попеременно обе книги одновременно. Закончив одну страницу в первом детективе, сразу переходите на второй. Концентрироваться нужно на каждой книге. По истечении часа вам следует сделать тест. Напишите содержание прочитанного из первой книги, а затем из второй. На первых порах задача будет казаться очень сложной, да и проверить вы себя сможете с трудом. Поэтому ничего страшного не произойдет, если вы перечитаете текст еще раз нормальным способом. Через полгода тренировок вы сможете менять свою деятельность быстро и без потери концентрации внимания.
Виды и типы: классификация в таблице
Внимание: какое оно бывает?
Виды внимания | Условия, способствующие возникновению | Присущие характеристики | Примеры |
Непроизвольное | Появление сильного раздражителя, вызывающего контраст в восприятии или эмоциональную реакцию у человека | Легкое, непроизвольное переключение на раздражитель | Раскат грома и вспышка молнии, любые резкие звуки |
Произвольное | Осознанная постановка какой-либо задачи | Направленность в соответствии с задачей, утомляемость, потребность в волевом усилии | Отслеживание передвижения поездов на диспетчерском пульте, решение задачи по математике |
Послепроизвольное | Интерес, возникающий при в процессе занятия деятельностью какого-либо рода | Снятие напряжение при сохранности целенаправленности | Чтение книги, которое со временем вызывает вовлеченность в описываемые события |
Непроизвольное внимание, в свою очередь, разделяется на следующие типы:
- Вынужденное. Характеризуется тем, что им очень сложно управлять, его вызывают интенсивные стимулы. Например, яркая вспышка света.
- Невольное. Это внимание, которое направлено на объекты, связанные с удовлетворением каких-либо потребностей. Например, невольное обращение внимания на магазин продуктов в том случае, если человек голоден.
- Привычное. Оно касается интересов и человеческой деятельности. Например, при прогулке по незнакомому городу строитель будет обращать внимание на архитектуру, а садовник , на озеленение улиц.
Произвольное внимание разделяется в связи с его особенностями на следующее:
- Волевое. Возникает, когда концентрированность над направленной деятельностью прерывается какими-либо раздражителями. Например, человек сосредоточивается над чтением книги в шумной комнате.
- Выжидательное. Ожидание появления какого-либо объекта , например, телефонного звонка или сообщения при переписке.
- Спонтанное. Удержание внимания над объектом, который вызвал непроизвольный интерес. Например, водитель обращает и удерживает внимание на нехарактерном для нормальной работы звуке двигателя во время езды на автомобиле.
Внимание на эмоции
Переключение и устойчивость внимания нужна не только для того, чтобы справляться с рабочими моментами. Человек – эмоциональное существо. По этой причине не всегда удается совладать с собой. Если вы хотите стать более сдержанным, вам нужно научиться переключать внимание с того, что вас обижает, на что-то другое. Например, в порыве гнева попробуйте представить свое чувство. Мысленно окиньте взглядом тело и подумайте, где именно у вас скоплен гнев. Придумайте для него форму. Это может быть облако или же какой-то зверь. Мысленно вам нужно выпустить гнев наружу. Простое сосредоточение и отвлечение внимания позволяет человеку быстро остыть и не сорваться на своем ближнем. Практиковать такую методику можно не только с отрицательными, но и с положительными эмоциями. Порой радость, гордость или хорошее предчувствие мешают работать не меньше, чем горе.
Зависимость внимания от типа темперамента
Не существует двух личностей, между которыми бы совершенно не было отличий. Это утверждение особенно верно, когда речь идет об ответе на раздражитель, о внимании. Свойства внимания, сосредоточенность связаны с темпераментом и зависят от нервной системы.
Принято выделять такие темпераменты:
- флегматик;
- холерик;
- сангвиник;
- меланхолик.
Говоря о сосредоточенности внимания и типах темперамента, стоит отметить, что флегматиков отличает высокая концентрация и устойчивость, но недостаточная способность к переключению. У сангвиников прекрасно развиты все три качества, кроме того, они наблюдательны. Именно такие люди без труда могут отличить близнецов друг от друга. Они запоминают не лицо и фигуру, а мимику, жесты, формулировки, использованные в разговоре. Холерики с трудом переключаются, лишены хорошей концентрации, устойчивости, их внимание нестабильно. У меланхоликов оно слабое, но точно фокусируется на сути задания.
Определить особенности внимания конкретного человека можно, наблюдая за ним во время разных видов деятельности. Но это лишь приблизительное заключение, а к конкретным выводам относительно концентрации, сосредоточенности внимания может прийти только специалист.
Выявить особенности распределения и переключения внимания личности позволяют такие вопросы:
- Может ли человек одновременно выполнять два и более заданий? Если ответ положительный, насколько легко ему дается такая задача?
- Во время общения может ли он быстро переходить на новую тему разговора?
- Насколько быстро реагирует на мельком сделанные замечания?
- Он замечает второстепенные детали при просмотре фильма или его занимают только действия ключевых персонажей?
Если подобный тест на сосредоточенность внимания дал больше положительных, чем отрицательных ответов, человек достаточно быстро распределяет и переключает внимание.
Медитация
Распределение, переключение и объем внимания меняется в зависимости от того, насколько человека интересует то, что происходит вокруг. Возможно, вы встречали на улице своего друга, который прошел мимо, даже не поздоровавшись. Когда вы окликнули приятеля, тот сказал, что задумался. Внимание человека может быть сосредоточенно или внутрь него, именно в таком положении человек думает, или же наружу, тогда личность ощущает, что происходит рядом с ней. Концентрировать внимание и на том, и на другом сложно. По этой причине, переключить сознание может помочь простая медитация. Не нужно садиться в позу лотоса для того, чтобы очистить сознание. Достаточно сосредоточиться на своем дыхании. Лишние мысли уйдут из головы, а в ней останется подобие вакуума. В этом состоянии человек может садиться работать и достигать наивысшей концентрации внимания.
Свойства, функции и характеристики внимания
Устойчивость – это характеристика внимания, выраженная в способности сосредотачивать внимание длительное время на одном объекте. Многие ошибочно считают, что внимание статично, но это не так. Активное внимание динамично и непостоянно также, как глаза, которые непрерывно совершают микродвижения даже во сне. И также, как зрение лучше всего срабатывает на движение, внимание активируется на любые изменения в объекте наблюдения.
В этом ключ к развитию устойчивости внимания – нужно наблюдать малейшие изменения в объекте наблюдения. Даже если это просто черная точка. Если вы уделите какое-то время концентрации внимания на ней, то заметите, что она может начать пульсировать, светиться, могут изменяться ее края. Это можно отнести к иллюзиям мозга и отмахнуться, а можно использовать для тренировки устойчивости внимания. Наблюдать изменения в очевидно динамичных объектах гораздо проще.
Концентрация внимания – сосредоточенность на одном объекте, обеспечение ему первостепенного внимания, когда все прочие объекты становятся менее значительным фоном.
Проблемы с концентрацией внимания ослабляют нас и делают неэффективными. Без навыка концентрации невозможно добиться значительного прогресса ни в одном начинании. Внимание постоянно скачет, отвлекаясь на другие стимулы, что кажутся более приятными и интересными в данный момент. Мы тратим время впустую. Концентрация необходима, чтобы прокачать любой навык.
Повысить концентрацию внимания можно путем тренировок. Делать это можно прямо «в полях», например, читая книгу, решить, что в течение 20 минут вы не будете заглядывать в соцсети. Внимание будет постоянно скакать, это нормально, не нужно себя за это ругать, только хуже сделаете. Важно все время спокойно его возвращать к выбранному объекту, делая все остальные стимулы менее значительными, намеренно отсекая их из поля внимания.
Умение осознанно выбирать объект для внимания и переключаться на него повышает наш контроль над собой и собственной жизнью.
Объем внимания – это количество объектов, которые человек может одновременно удерживать в поле своего внимания. Средний объем внимания взрослого человека составляет 5+/-2 объектов. Это зависит от того, насколько возможно связать между собой содержание объектов, на которые направлено внимание. Наблюдать за пятью играющими детьми проще, чем за тремя детьми, готовкой обеда и уборкой одновременно.
Объем внимания тоже важно тренировать. Но помимо увеличения количества объектов внимания, которые ограничены, можно увеличивать его емкость. Стараясь наблюдать как можно больше нюансов и характеристик в наблюдаемых объектах. Например, заходить в комнату и стараться охватить ее всю своим вниманием, а не концентрироваться на отдельных предметах.
При достаточной тренировке это позволить вам воспринимать картину более объемно и замечать малейшие изменения в ней. Восприятие объектов в целом тренирует внимание к мелочам, что значительно сокращает количество ошибок из-за того, что вы что-то упустили.
Распределение внимания – это способность удерживать в фокусе внимания несколько объектов одновременно. Внимание и деятельность тесно связаны. Наше внимание ограничено, мы можем держать в фокусе внимания только один вид сознательной психической деятельности. Сознательная многозадачность – иллюзия, мы всего лишь переключаем внимание между различными видами деятельности. Другое дело, что мы можем параллельно выполнять действия, доведенные до автоматизма, одновременно занимая свое внимание чем-нибудь другим. Например, мыть посуду и слушать аудиокнигу.
Все действия, доведенные до автоматизма, создают широкое поле возможностей для практики упражнений на внимание. Вы можете наблюдать за тем, что и как делаете, за своими ощущениями в процессе, за малейшими изменениями в окружающем пространстве или внутри какой-нибудь вашей идеи. Вариантов – множество.
Переключение внимания – сознательный перенос фокуса внимания с одного объекта на другой. Это очень важный аспект внимания, его нельзя недооценивать. Вы ведь помните, что там, где ваше внимание – там вы?
Это может происходить не сразу. Чем больше мы уделяем внимание чему-то, тем выше важность этого объекта для нас. При высокой важности объект начинает сильно обусловливать нас и нашу жизнь. Становится куда сложнее переключить с него внимание.
Для примера можно взять влюбленность. Когда мы сильно влюблены, все наше внимание поглощено объектом чувств. Мы можем работать, находиться в компании других людей, но наше внимание неизменно будет возвращаться к любимому человеку. И не имея навыков переключения, в какой-то момент можно обнаружить, что уже год не общаешься с друзьями, работа перестала быть интересной и вдохновляющей, пристальное внимание зафиксировано на партнере, а он от него уже устал. Именно так возникает любовная зависимость, из которой потом непросто выйти.
Умение осознанно выбирать объект для внимания и переключаться на него повышает наш контроль над собой и собственной жизнью. Когда мы сами решаем, на что направить наше внимание и под каким углом рассматривать выбранный объект, то нами куда сложнее манипулировать. В противном случае всегда найдется кто-то, кому выгодно подсунуть свой объект для внимания и раскрыть его с выгодных сторон так, чтобы вызвать страх, желание, либо другие эмоции и состояния, а значит захватить контроль.
Поэтому, несмотря на кажущуюся простоту и обыденность, внимание – это очень мощный инструмент. От того, как хорошо мы развили устойчивость, переключаемость, концентрацию, распределение внимания и научились использовать его ограниченный объем, зависит очень многое в нашей жизни.
Внимание на окружение
Хотите научиться менять свою деятельность без потери концентрации? Свойство переключения внимания заключаются в том, что человек может сделать все, что захочет, но для этого ему потребуется прилагать неимоверные усилия. Если же навык переключения натренирован, то быстро менять сферу деятельности будет легко. Одна из простых практик напоминает медитацию. Вы должны в момент, когда решили сменить занятие, отвлечься и сосредоточиться на окружающем вас пространстве. Спросите себя:
- Вижу. Что вы видите. Не меняя угла зрения, перечислите про себя все предметы и объекты, попадающие в зону видимости.
- Слышу. Сосредоточьтесь на звуках, долетающих до ваших ушей. Это могут быть обрывки разговора, гудение компьютера или холодильника, звук работающего телевизора или детский смех.
- Ощущаю. Постарайтесь понять, что вы ощущаете. Возможно, вам тепло, холодно или жарко. Может быть, вы хотите пить или есть. Дайте себя полный отчет об ощущениях.
Признаки проблем с сосредоточенностью внимания
Обычно люди сталкиваются с такими сложностями:
- отсутствие возможности долго заниматься одним делом;
- забывчивость – в памяти не удерживаются встречи, договоренности, домашние обязанности, школьник может случайно оставлять дома учебники или тетради;
- склонность часто терять небольшие вещи, например, кошелек, ключи, очки;
- появление ошибок в работе – даже если человек хорошо знает материал, это не мешает ему записывать не те данные, упускать важные условия, путать буквы в словах, пр.
Основные подходы к изучению внимания
- Совокупность внимания и сознания.
- Совокупность внимания и жизнедеятельности.
- Совокупность внимания и общественной культуры.
В рамках данных подходов разработаны следующие теории:
1. Моторная теория внимания Т. Рибо Рибо был уверен, что внимание имеет связь с эмоциями, а острота и интенсивность внимания определяется эмоциональной окраской от предмета или явления.
2. Стурная модель внимания Д.Е.Бродбента Считал внимание неким фильтром, отбирающим необходимую информацию.
3. Теория творческого синтеза, или циклическая модель У. Найссера Утверждал, что внимание достигается благодаря процессам предвкушения успешного результата.
4. Внимание как внутреннее усилие (Канеман) Подчёркивал связь внимания со способностью человека к организации и усилиям.
5. Теория внимания С.Л. Рубинштейна Считал внимание функцией интереса, связанной с потребностями человека.
6. Теория внимания Н.Ф. Добрынина Был уверен, что внимание всегда зависит от самого человека и его активности.
7. Теория внимания П.Я. Гальперина Считал, что внимание должно осуществлять контроль над чем-либо.
Понятие «внимание» в психологии
Под понятием «внимание» в психологии подразумевается сосредоточенность во время психической деятельности на каком-либо объекте.
Все действия, которые сопровождаются пристальным вниманием всегда чётки и актуальны, благодаря чему мозг сможет воспринять именно те «раздражители», которые относятся к деятельности человека на текущий момент.
Следовательно, «внимание» может быть осуществлено только в определённой направленности деятельности конкретного человека. Например, если восприятие слуховое, то благодаря вниманию, можно подметить мельчайшие звуки, причём именно те, которые нужно услышать, отвлекшись от сторонних звуков.
Основные причины рассеянности
Сниженная сосредоточенность внимания ведет к рассеянности, что вызвано такими причинами:
- Хроническая усталость.
Переутомление, недостаток сна, физические, интеллектуальные нагрузки вызывают ослабление внимания. Не секрет, что если выполнять задания на свежую голову, ошибки встречаются гораздо реже, а усталость, сонливость не позволяют сразу понять, что требуется сделать.
- Отсутствие желания действовать.
Уровень мотивации также является фактором, влияющим на сосредоточенность внимания и забывчивость. Когда человек на подсознательном уровне не хочет куда-то идти, выполнять определенную работу, мозг вычеркивает из памяти информацию об обязанности, избавляя от всех проблем. Вполне может быть, что частые пропуски встреч, срыв договоренностей, сроков являются признаком отсутствия желания, а не самой рассеянности.
- Сбой программы «автопилота».
Бытовые действия обычно не требуют серьезных размышлений. Люди, не задумываясь, закрывают дверь квартиры на ключ, выключают свет, кипящий чайник, собираются в школу. Если в это время появляется какой-то отвлекающий фактор, автоматическая программа не срабатывает. В результате многие теряют вещи, забывают на столе документы или не выключают утюг.
- Слишком большое число задач.
Если человек должен сделать сразу много, удержать это в памяти, концентрация падает, внимание становится более рассеянным. В итоге пара дел забывается, а остальные выполняются плохо. Избыток задач отрицательным образом сказывается на эффективности любого труда.
- Недостаток внимания.
С синдромом дефицита внимания сталкиваются люди вне зависимости от возраста. Побочным эффектом является невозможность долго заниматься одной задачей.