Что такое мораль, простыми словами? Краткое определение этого понятия

Обновлено 24 июля 2021 684 Автор: Дмитрий Петров
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Большинство людей помнят мораль басни «Стрекоза и муравей», заключающуюся в том, что нельзя постоянно развлекаться, нужно успевать и трудиться. Иначе вслед за долгим бездельем придет тяжелая расплата в виде голода и холода.

В этом и других своих сочинениях баснописец Иван Крылов старается донести до читателя общепринятые правила, которые стоит соблюдать, чтобы не навредить себе же.

Таким образом, мораль представляет собой общие положения, рассчитанные на всех членов социума и отражающие сознание общественности.

Разберемся в этом поподробней.

Мораль — что это такое простыми словами?

Краткое определение

Слово «мораль» известно многим с самого детства. Еще до того, как ребенок слышит сам этот термин, он уже обучается соблюдать моральные нормы. Его учат, как вести себя, чтобы вписываться в общество, не вредить себе и другим.

Если кратко, мораль — это принятые членами социума правила, обязательные для соблюдения. Простыми словами, мораль – это правила, которые отражают нравственный уровень общества. Также из этих правил вытекают и нормы поведения, в соответствии с которыми членам социума следует себя вести.

Более широкое определение этого понятия восходит еще к античной эпохе. Мораль у древних римлян – это самые общие представления о том, что такое добро и зло, правильное и неправильное, честное и нечестное.

Что отличает мораль от законов?

Пытливые умы часто задаются следующим вопросом. Многие аспекты жизни людей регулируются при помощи законодательства. Основные законы схожи везде независимо от специфики государства: так, они запрещают убивать, кроме оговоренных случаев, например, убийства противника на поле боя. Законодательство накладывает запрет на воровство, мошенничество, применения обмана и насилия с целью завладеть чужим имуществом.

То есть, огромную часть норм поведения в нашей жизни определяют именно законы. Чем же от них отличается мораль, для чего она вообще нужна? На этот вопрос можно дать следующие ответы.

Отличительные признаки моральных норм

  • Всеобщая обязательность. Некоторые категории людей не могут быть осуждены по закону, например, в силу малолетнего возраста или других причин. Моральные же нормы подразумевают, что за плохой поступок осуждение получит каждый, кто его совершил.
  • Добровольность. Пожалуй, это главный отличительный признак. Соблюдать законодательство обязаны все жители и гости государства. Соблюдение же нравственных норм лежит на совести каждого отдельного человека. Оно зависит от его воспитания и личных качеств, а также личного мнения по поводу разумности и допустимых рамок морали.
  • Особый характер санкций за несоблюдение. Этот признак вытекает из предыдущего. Если за несоблюдение законов государства грозит уголовное или административное наказание, несоблюдение нравственных норм наказывается общественным порицанием.
  • Всеохватность. Нравственные законы распространяются на всех – от крупнейших политиков до рядовых граждан.

В словаре Словарь иностранных слов

и, ж.

1. мн. нет. Правила нравственности, а также сама нравственность. Человек высокой морали.||Ср. ЭТИКА» title=’ЭТИКА, ЭТИКА это, что такое ЭТИКА, ЭТИКА толкование’>ЭТИКА.

2. Логический, поучительный вывод из чего-нибудь М. басни.||Ср. АПОФЕГМА» title=’АПОФЕГМА, АПОФЕГМА это, что такое АПОФЕГМА, АПОФЕГМА толкование’>АПОФЕГМА (АПОФТЕГМА» title=’АПОФТЕГМА, АПОФТЕГМА это, что такое АПОФТЕГМА, АПОФТЕГМА толкование’>АПОФТЕГМА).

3. разг. Нравоучение, наставление. Читать м.||Ср. НОТАЦИЯ, РАЦЕЯ.

Поделиться значением слова:

Нормы морали

Норма, простыми словами – это все то, что правильно, хорошо и естественно. Применимо к морально-нравственной сфере жизни, это то, как следует поступать и что стоит иметь в виду в качестве жизненного ориентира.

Человечество на пути своего развития неизбежно менялись. Менялись и нравственные ориентиры. Но на самом деле, эти перемены были не так уж значительны еще со времен древних государств. Основные нормы морали, которые действуют в современном обществе, возникли одновременно с античными цивилизациями. Вот они:

  • Вежливость. Никогда не стоит быть грубым, даже общаясь с тем, кто ниже тебя по статусу. В современном мире, где нет сословий, это распространяется на всех людей. Вежливость стоит соблюдать независимо от того, старше или младше, богаче или беднее собеседник. Хамство и грубость считаются признаками невоспитанности.
  • Благоразумие. Необдуманные поступки не одобряются обществом. Кроме того, благоразумие несет в себе еще один смысл. Следует поступать во имя глобального блага, а не сиюминутных желаний.
  • Трудолюбие. Свои рабочие и бытовые, семейные обязанности стоит выполнять качественно, с самоотдачей и старанием. Лень может не только привести к конфликтам и увольнению, но и не поощряется обществом в целом. Считается, что ленивый человек бесполезен для социума.
  • Справедливость. Каждую ситуацию стоит судить, принимая во внимание все факторы. Не стоит руководствоваться при этом личными интересами.
  • Стойкость. В жизни бывают разные трудности, но нужно уметь их преодолевать и не падать духом.
  • Воздержанность. Неумеренное наслаждение благами приводит к плохим результатам выполнения обязанностей.

Мораль явная и скрытая

Мораль, или нравоучение, поучение существует в литературныз текстах с незапамятного времени. Еще, наверное, и письменных текстов не было, а родители (и Бояны-сказители) наперебой подкидывали детишкам загадок на тему «а зачем же ты так поступил, если сказано — так не надо»? А детишки пищали и врали, что они неправильно поняли. А может и вправду — не поняли? Откуда в тексте берется мораль?

1. В некоторых случаях мораль формулирутся автором непосредственно в самом тексте. Это может быть жанр поучений, наставлений, может быть басня. Проблема в том, что чем дальше мы от времени написания, например, басни, тем сложнее нам понять смысловые связи, приведшие автора к морали. Ситуация сильно осложняется культурными различиями. Так, басни Эзопа по-большей части содержат мораль, вызывающую недоумение о ее связи с фабулой басни. С баснями Крылова проще, но и там есть сложности (я коротко упоминал об этом в блоге «Мораль сей басни… какова?»).

2. Некоторые литературные произведения «наставительны» без отчетливо указанной морали. «Скрытое» морализаторство бывает так убедительно, что сложно отделаться от ощущения, что автор поучает-поучает и никак не успокоится. Позднего Л.Толстого я читать просто не могу, часть текстов Горького, здесь же ранний Достоевский, Короленко. Дальше — больше: Мережковский, Гиппиус, Есенин, Клюев, ранний Блок… вспомню еще с пару десятков. А вот тексты от Пушкина и старше — уже не кажутся мне такими поучительными, даже если там есть прямо вставленная в текст мораль. Почему так?

Причин я вижу две.

Первая: всегда, в любой культуре есть формы, связываемые с оценками в рамках «хорошо/плохо», даже если слова нейтральны сами по себе. Слово «крыло» — нейтрально, но в связке «встать на крыло», «расправить крылья», и даже ассоциативное «птицею взвиться ввысь» — определенно носят позитивные коннотации и противопоставляются негативному «безкрылый», «ему неизвестна радость крыла», или еще жестче: «рожденный ползать — летать не может». Причем работает это преимущественно для птиц, а для самолетов (механических объектов) — уже в меньшей степени, поскольку в «крылья самолета в полете покачивались» я не вижу моральной оценки. То есть, в языке формируются связанные со словами и словосочетаниями моральные смыслы. Современники их понимают, а не-современники — могут не замечать.

Вторая: читатель видит и считывает оценочные суждения, в зависимости от своего понимания контекста. Вне контекста нет никаких оценок, пусть автор хоть заморализует весь текст насмерть, но, если я не вижу связи слова с «хорошо/плохо», для меня в тексте морали не будет. А если я — морализатор в принципе, как тип, то для меня любой текст, хоть телефонный справочник, будет моральным суждением (или басней).

Нельзя поэтому просто говорить о морали в тексте, — в тексте есть фабула, слова. Если даже автор ввел в текст прямое поучение, это не значит, что в тексте есть мораль. Мне кажется, правильнее было бы говорить о «морализованных» формах, — о таких связях слов, в которых мораль считывается в зависимости от культурнго контекста автора и читателя. Мне кажется, такие формы без нужды лучше не использовать.

Мораль — не в словах, не в их значениях, а в смыслах (часто — случайных), волею обстоятельств привязанных к словам.

———————

Картинка: фото автора (не автопортрет), альпака с фермы.

Функции морали

Теперь стоит ответить на вопрос: для чего вообще нужны нравственные нормы? У них есть пять главных функций.

  1. Оценочная. Она позволяет отличать злое от доброго, хорошее от плохого, жестокие поступки от добрых. Руководствуясь нравственностью, можно понять, хорошо или плохо поступает человек.
  2. Регулятивная. Она подразумевает под собой создание новых норм и принципов в соответствии с переменами в обществе.
  3. Воспитательная. Позволяет формировать нравственную картину мира у детей, складывать у них представления о нормах поведения в социуме.
  4. Функция контроля. Призвана обеспечивать соблюдение правил, а также в случае необходимости налагать санкции на их нарушителей.
  5. Функция интеграции. Помогает обществу быть более сплоченным за счет соблюдения одинаковых норм и разумного, доброго поведения.

В словаре Д.Н. Ушакова

МОРА́ЛЬ, морали, мн. нет, ·жен. (от ·лат. moralis — нравственный). 1. Нравственное учение, свод правил нравственности, этики (·книж. ). «Надо, чтобы всё дело воспитания, образования и учения современной молодежи было воспитанием в ней коммунистической морали.» Ленин. Буржуазная мораль. Принципы морали. | Нравственность, поведение с точки зрения правил нравственности. Человек невысокой морали. 2. Нравственный вывод из чего-нибудь, нравственный урок. «Мораль сей басни такова.» Крылов. Отсюда мораль: никакой пощады врагу! Прописная мораль (см. прописной).

Воспитание нравственности

С самого раннего детства нам начинают рассказывать о том, что такое хорошо и что такое плохо. Родители и прочие старшие родственники, воспитатели и учителя прививают моральные нормы детям. Также в этом участвует весь остальной социум – общаясь с другими детьми в коллективе, ребенок также впитывает определенные нормы.

Как происходит воспитание и привитие нравственных ориентиров?

  • Личный пример. Самый эффективный, хотя и недооцененный некоторыми способ. По своей природе ребенок – подражатель. Это абсолютно нормально. У животных детеныши учатся исключительно через подражание взрослым особям, и для человека это тоже характерно. Если родители соблюдают моральные принципы, то ребенок, глядя на них, будет стараться делать так же.
  • Нравоучения. Разговаривая с ребенком о правилах поведения, можно донести до него многое из того, что ему непонятно.
  • Искусство. Книги, фильмы и мультипликация, спектакли и музыка доносят до детей нравственные нормы под видом увлекательных сюжетов.
  • Личный опыт. Если малыш из раза в раз стремится поступать правильно, и видит, что это приводит к положительным результатам, он будет стремиться делать так и дальше.

Золотое правило нравственности.

Чтобы стало яснее, что такое мораль, обратимся к правилу, которое, как нам достоверно известно из исторических, религиозных и литературных источников, получило распространение во всех относительно развитых культурах и у всех народов. Речь идет о так называемом золотом правиле нравственности. В наиболее известной форме оно гласит: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Евангелие от Луки, 6:31). В более широком этическом ракурсе развитой морали золотое правило нравственности имеет двойную проекцию, расширяющую ее потенциальное этическое содержание. Одна проекция – в сторону исторически и нормативно неразвитой («инверсивной») формы. И она указывает на правило талиона.

Какие виды воспитания, напротив, не работают?

  • Нравоучения, противоречащие личному примеру. Если родители настойчиво рассказывают ребенку о том, как же плохо врать, ругаться и пить алкоголь, а сами регулярно обманывают, конфликтуют и напиваются, такое воспитание не даст положительного результата. Все способы воспитания должны идти в комплексе и не противоречить друг другу.
  • Навязывание норм через постоянные наказания и скандалы. Ребенок будет стремиться не столько соблюдать нравственные принципы потому, что они правильны и хороши, сколько стремиться избежать наказаний. Для этого он будет врать и скрывать свои плохие поступки.
  • Искусство без анализа. Просто показать малышу мультфильм о добре и зле или прочитать книгу недостаточно – он может понять произведение по-своему. Стоит поговорить с ним о смысле увиденного или услышанного, убедиться, что он понял все правильно.

Основные категории

Мораль всегда включает ряд категорий, понятия о которых становятся основополагающими в жизни той или иной группы людей:

  • добро;
  • зло;
  • справедливость;
  • долг;
  • достоинство.


Рис. 2. Категории морали

Добро

Добро — это главная ценность, которая отождествляется с нравственным совершенством. Это залог целостности и гармонии как каждой отдельной личности, так и социума.

Добро по своей сути созидательно.

Зло

Зло — это все, что нарушает гармонию и целостность общества, а также то, что негативно меняет внутренний мир личности и окружающий порядок.

Долг

Определение долга — одно из основополагающих в формировании общества.

Важно! Моральный или нравственный долг — это выбор личности между тем, что она хочет, и тем, что должна сделать.

Например, родив ребенка, человек обязан заботиться о нем до достижения совершеннолетия. Но по факту он делает это намного дольше, считая это своим долгом.

Важно! Долг человека регулируется совестью — это личное осознание человеком собственного долга. То, следует он ему или нет, определяется моральным выбором. Этот выбор зачастую является самым сложным в жизни личности, особенно если варианты взаимоисключают друг друга.

Справедливость

Мораль рассматривает справедливость как соразмерность в распределении выгод и тягот в жизни членов общества. Она определяет, насколько совершенен способ ведения совместной деятельности.


Рис. 3. Категории морали

Справедливость предусматривает награду за добро и наказание за зло.

Достоинство

Относится к числу наивысших моральных категорий, которая определяет, как личность относится сама к себе, а также восприятие ее окружающими. Осознание собственного достоинства человеком, дает ему основы самопознания и контроля над своими действиями.

Достоинство определяет уровень ответственности личности за свои поступки перед самим собой. Оно заставляет ее совершать поступки во имя добра и вести себя соответственно нормам своей нравственности .

Как расслабиться морально?

Прежде всего стоит иметь в виду, что душевное напряжение неотделимо от физического. Вы наверняка замечали, что после конфликтных и тяжелых душевно ситуаций напрягаются мышцы и болят разные части тела. Тело – вместилище души, поэтому моральное расслабление включает в себя и физическое.

Главным способом отдохнуть и избавиться от зажимов на всех уровнях является медитация. Она позволяет перестать тратить энергию по пустякам – на постоянное обдумывание ситуаций, которые невозможно решить сиюминутно, а также на поддержание ненужного напряжения.

Техника правильной медитации для расслабления на всех уровнях

Перед тем, как начать практиковать медитацию, стоит учесть несколько моментов. Эта практика подразумевает определенный труд, освоить ее не так просто. Зато те, кто владеет ею, способны полноценно отдохнуть за 20-40 минут сильнее, чем не владеющие – за всю ночь сна.

Для медитации понадобится тишина и уединение.

  1. Положение тела – лежа на спине либо сидя на стуле ровно. В любом случае, спина должна быть выпрямлена. Нужно потянуться макушкой прямо, чувствуя, как растягивается позвоночник. Глаза должны быть закрыты – основное восприятие сейчас тактильное. Нужно чувствовать ту часть тела, которая расслабляется.
  2. Каждую часть тела нужно почувствовать поочередно. Перенесите все внимание на правую ногу. Ощутите, как расслабляются в ней мышцы – от бедра до стопы. Повторите то же самое с левой ногой.
  3. Почувствуйте, как поочередно расслабляются руки.
  4. Расслабьте мышцы спины, пресса, грудной клетки и плеч. Ощутите, как с них спадает напряжение. Почувствуйте, что ваше туловище больше не скованно необходимостью постоянно держаться в неестественной позе.
  5. Расслабьте шею и мышцы лица.

Данная медитация требует определенной практики. Однажды вы почувствуете, что все сделали правильно. Тогда ваше тело будет в состоянии, близком к невесомости – максимально свободном и расслабленном. Вы почувствуете, что еще немного – и воспарите от получившейся легкости.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]