Понятие о характере. Личность и характер, его структура и акцентуации. Условия формирования характера


Характер личности – это качественная индивидуальная характеристика, объединяющая в себе устойчивые и постоянные свойства психики, которые определяют поведение и особенности отношения человека. Дословно, в переводе с греческого языка, характер означает примета, черта. Характер в структуре личности объединяет в себе совокупность различных ее качеств и свойств, накладывающих отпечаток на поведение, деятельность и индивидуальное проявление. Совокупность существенных, а главное, устойчивых свойств и качеств определяют весь образ жизни человека и его способы реагирования в той или иной ситуации.

Характер индивида формируется, определяется и образуется на протяжении всего его жизненного пути. Взаимосвязь характера и личности проявляется в деятельности, общении, обуславливая при этом типичные способы поведения.

Черты характера личности

Любая черта – это некоторый стабильный и неизменный стереотип поведения.

Характерные черты личности в общем смысле можно подразделить на те, которые задают общее направление развитию проявлений характера в комплексе (ведущие), и на те, которые определяются основными направленностями (второстепенные). Ведущие черты позволяют отразить саму суть характера и показать основные важные его проявления. Надо понимать, что любая черта характера человека будет отображать проявление его отношения к реальности, но это не значит, что любое его отношение и будет непосредственно чертой характера. В зависимости от среды жизнедеятельности индивида и определенных условий только некоторые проявления отношений станут определяющими чертами характера. Т.е. человек может на тот или иной раздражитель внутренней или внешней среды отреагировать агрессивно, но это не будет означать, что человек злобный по натуре.

В структуре характера каждого человека выделяют 4 группы. К первой группе относятся черты, определяющую основу личности, ее стержень. К ним относятся: честность и неискренность, принципиальность и малодушие, храбрость и трусость, и многие другие. Ко второй – черты, проявляющие отношение индивида непосредственно к другим людям. Например, уважение и презрение, доброта и злоба, и другие. Третью группу характеризует отношение личности к самой себе. К ней относятся: гордость, скромность, заносчивость, тщеславие, самокритичность и другие. Четвертая группа – это отношение к труду, выполняемой деятельности или работе. И характеризуется таким чертами, как трудолюбие и леность, ответственность и безответственность, активность и пассивность, и другие.

Некоторые ученые дополнительно выделяют еще одну группу, которая характеризует отношение человека к вещам, например, аккуратность и неряшливость.

Также выделяют такие типологические свойства черт характера, как аномальные и нормальные. Нормальные черты присущи людям, которые имеют здоровую психику, а к аномальным относятся люди, имеющие разнообразные психические заболевания. Следует заметить, что аналогичные личностные черты характера могут относиться одновременно к аномальным и к нормальным. Все зависит от степени выраженности или является ли она акцентуацией характера. Примером этому может быть здоровая подозрительность, но когда она зашкаливает – это приводит к паранойе.

Определяющую роль в формировании черт характера личности играет социум и отношение человека к нему. Нельзя судить о человеке, не видя, как он взаимодействует с коллективом, не учитывая его привязанностей, антипатий, товарищеских или дружественных отношений в обществе.

Отношение индивида к любому виду деятельности определяется его взаимоотношениями с другими лицами. Взаимодействие с другими людьми может побуждать человека к активности и рационализаторству или держать в напряжении, порождать его безынициативность. Представление индивида о самом себе обуславливается его взаимоотношениям с людьми и отношением к деятельности. Основой в формировании сознания личности выступает непосредственно отношение к другим индивидам. Верная оценка черт характера личности другого человека является основополагающим обстоятельством при формировании самооценки. Также, следует заметить, что при смене деятельности человека меняются не только способы, методы и предмет этой деятельности, но и меняется отношение человека к себе в новой роли деятеля.

Что такое склад характера

Складом характера в психологии называют совокупность преобладающих черт личности в конкретном человеке, преобладание типа мышления. Относительно склада характера ещё говорят о складе ума, ведь они связаны между собой. Склад ума предопределяет склад человеческого характера. Выделяют следующие склады ума:

  1. Аналитический. Объясняется заинтересованность человека в точных науках, руководством логикой, а не чувствами. Такие люди по характеру часто бывают последовательны в своих действиях, любят планирование, внимательны и рациональны.
  2. Гуманитарный. Человек такого склада тяготеет к творчеству, литературе, искусству, социальным наукам. Люди, склонные к гуманитарным наукам, склонны к эмпатии, любят испытывать эмоции и не скрывают этого, озабочены социальными проблемами.
  3. Художественно – образный. Творческие люди, их мысли часто не структурированы, они склонны обращать информацию в визуальные образы – так она легче воспринимается ими. Представители такого склада часто мечтательны, неординарны и непредсказуемы.
  4. Практический. Склад ума, сочетающий аналитический и гуманитарный. Таким образом, склад характера человека с практическим складом ума также сочетает в себе черты характера, присущего как аналитическому складу ума, так и гуманитарному.


Склад характера – это совокупность преобладающих черт личности

Особенности характера личности

Главнейшей особенностью характера в структуре личности является – его определенность. Но это не означает доминирование одной черты. Господствовать в характере могут несколько черт, противоречащих или не противоречащих друг другу. Характер может потерять свою определенность при отсутствии четко выраженных его черт. Система моральных ценностей и убеждений личности является также ведущим и определяющим фактором в формировании особенностей характера. Они устанавливают долговременную направленность поведения личности.

Особенности характера индивида неразрывно связаны с его устойчивыми и глубокими интересами. Недостаток цельности, самодостаточности и самостоятельности личности тесно взаимосвязан с неустойчивостью и поверхностностью интересов индивида. И, наоборот, цельность и целенаправленность, настойчивость человека напрямую зависит от содержательности и глубины его интересов. Однако сходство интересов еще не предполагает и схожесть характерных особенностей личности. Например, среди ученых можно встретить как веселых людей, так и грустных, как добрых, так и злых.

Чтобы понять особенности характера личности следует также обратить внимание и на его привязанности, досуг. Это может раскрыть новые грани и особенности нрава. Также важно обращать внимание на соответствие поступков человека его установленным целям, потому что индивид характеризуется не только действием, но и тем, как именно он их производит. Направленность деятельности и сами действия формируют у личности доминирующие духовные или материальные потребности, интересы. Поэтому, характер, следует понимать только как единство образа деяний и их направленность. Именно от сочетания особенностей характера личности и его свойств зависят настоящие достижения человека, а не от наличия умственных возможностей.

Что делать если вам не нравится ваш характер

Если человек не принимает себя, то ни о каком счастье и удовлетворенности собой говорить тяжело. Лучшие способ устранить проблему – бороться с ней. Если вам не нравится ваш характер или отдельные его черты, придерживайтесь следующих советов:

  1. Понаблюдайте за собой, сделайте анализ характера. Составьте список черт, которые вы хотите изменить.
  2. Многие черты характеры имеют антонимы, как добрый и злой, честный – лживый. Попробуйте найти антоним к той черте, которая не устраивает. Он станет вашей конечной целью.
  3. Попробуйте вспомнить героя, кумира, просто известную личность, чей характер кажется вам идеальным, качества человека. Представляйте себе, как они бы повели себя на вашем месте.
  4. Изменяйте свои привычки, которые мешают или способствуют проявлению не желаемой черты. Если, например, этой чертой является лень – заставляйте себя заниматься спортом, раньше вставать. Создайте для себя план на день и придерживайтесь его.


Ваша личность требует постоянной работы над собой

Темперамент и характер личности

Взаимосвязь характера и личности обусловлены также и темпераментом индивида, способностями и другими сторонами. А понятия темперамент и характер личности образуют ее структуру. Характер – это совокупность качественных свойств индивида, которые определяют его поступки, проявляющиеся в отношении к другим людям, действиям, вещам. Тогда как темперамент – это совокупность свойств психики индивида, влияющих на его поведенческие реакции. За проявление темперамента отвечает нервная система. Характер тоже неразрывно связан с психикой индивида, но черты его складываются на протяжении жизни под влиянием внешней среды. А темперамент это врожденный параметр, который изменить невозможно, можно только сдерживать отрицательные его проявления.

Предпосылкой характера является темперамент. Темперамент и характер в структуре личности тесно взаимосвязаны друг с другом, но вместе с тем отличны друг от друга.

Темперамент заключает в себе психические несхожести между людьми. Он различается по глубине и силе проявлений эмоций, активности действий, впечатлительности и другим индивидуальным, устойчивым, динамическим особенностям психики.

Можно сделать вывод, что темперамент это врожденный фундамент и базис, на котором формируется личность как член социума. Поэтому наиболее устойчивые и постоянные свойства личности это темперамент. Он одинаково проявляется в любой деятельности вне зависимости от ее направленности или содержания. Остается неизменным и во взрослом возрасте.

Итак, темперамент – это персональные особенности индивида, которые обуславливают динамичность протекания его поведения и психических процессов. Т.е. понятие темперамент характеризует темп, интенсивность, продолжительность психических процессов, внешнюю поведенческую реакцию (активность, замедленность), но не убежденность во взглядах и интересах. Он также не является определением ценности личности и не обуславливает ее потенциал.

Выделяют три важных компонента темперамента, которые имеют отношение к общей подвижности (активность) человека, его эмоциональности и моторике. В свою очередь, каждый из компонентов владеет достаточно сложным строением и отличается различными формами психологического проявления.

Сущность активности лежит в стремлении индивида к самовыражению, преобразованию внешней составляющей действительности. При этом само направление, качество осуществления данных тенденций определяется как раз характерологическими особенностями личности и не только. Степень такой активности может быть от вялости и до высшего проявления подвижности – постоянного подъема.

Эмоциональный компонент темперамента личности являет собой совокупность свойств, которые характеризуют особенности протекания разнообразных чувств и настроений. Данный компонент наиболее сложный по своей структуре в сравнении с остальными. Его основные характеристики это – лабильность, впечатлительность и импульсивность. Эмоциональная лабильность – это скорость, с которой одно эмоциональное состояние сменяется другим или прекращается. Под впечатлительностью понимают восприимчивость субъекта к эмоциональным воздействиям. Импульсивность – это скорость, с которой эмоция превращается в побудительную причину и силу поступков и деяний без их предварительного продумывания и принятия осознанного решения выполнять их.

Характер и темперамент личности неразрывно связаны между собой. Доминирование одного типа темперамента может помочь с определением характера субъектов в целом.

Что делать если вам не нравится характер вашего партнера

Задумайтесь, что именно вам не нравится: характер в целом или какая-то конкретная черта. В первом случае встаёт вопрос о том, а действительно ли вы хотите продолжать отношения с этим партнером. Во втором случае стоит поговорить об этом напрямую и обсудить с партнёром, как можно исправить сложившуюся ситуацию. Если вы не понимаете или не знаете, как справиться со сложившейся ситуацией, предложите партнёру парную терапию у психолога. Психолог поможет вам прийти к взаимопониманию.

Совсем не обязательно, чтобы партнёры совпадали по характеру, ведь в отношениях гораздо важнее общие интересы, принципы, моральные устои.

Типы характера личности

Сегодня в специфической литературе существует множество критериев, по которым определяют типы характера личности.

Типология, предложенная Э. Кречмером, сейчас является наиболее популярной. Заключается она в разделении людей на три группы в зависимости от их телосложения.

Люди-пикники – это люди, которые склонны к образованию излишнего веса или слегка полноватые, небольшого роста, но с крупной головой, широким лицом и укороченной шеей. Тип характера у них соответствует циклотимикам. Они эмоциональные, коммуникабельные, легко адаптирующиеся к разнообразным условиям.

Люди-атлетики – это высокие и широкоплечие люди, с хорошо развитыми мускулами, выносливым скелетом и могучей грудной клеткой. Им соответствуют иксотимический тип характера. Это люди властные и достаточно практичные, спокойные и невпечатлительные. Иксотимики сдержаны в жестах и мимике, плохо адаптируются к переменам.

Люди-астеники – это люди, склонные к худобе, мускулатура слабо развита, грудная клетка плоская, руки и ноги длинноватые, обладают удлиненным лицом. Соответствует типу характера шизотимикам. Такие люди очень серьезные и склонны к упрямству, трудно адаптируются к переменам. Характеризуются замкнутостью.

К.Г. Юнг разработал другую типологию. В основе ее лежат преобладающие функции психики (мышление, интуиция). Его классификация разделяет субъектов на интровертов и экстравертов в зависимости от доминирования внешнего или внутреннего мира.

Экстраверт характеризуется прямотой, открытостью. Такой человек чрезвычайно коммуникабельный, активный и имеет множество друзей, товарищей и просто знакомых. Экстраверты любят путешествовать и брать от жизни все. Экстраверт часто становится инициатором вечеринок, в компаниях он становится их душой. В обычной жизни он ориентируется только на обстоятельства, а не на субъективное мнение окружающих.

Интроверт, наоборот, характеризуется замкнутостью, обращенностью в себя. Такой человек отгораживается от окружающей среды, тщательно поддает анализу все события. Интроверту тяжело даются контакты с людьми, поэтому у него мало друзей и знакомых. Интроверты предпочитаю одиночество шумным компаниям. У этих людей завышенная степень тревожности.

Также существует типология, основанная на взаимосвязи характера и темперамента, которая подразделяет людей на 4 психотипа.

Холерик – это довольно порывистый, быстрый, страстный и наряду с этим неуравновешенный человек. Такие люди подвержены резким сменам настроений и эмоциональным вспышкам. Холерики не обладают равновесием нервных процессов, поэтому быстро истощаются, бездумно расходуя силы.

Флегматики отличаются невозмутимостью, неспешностью, устойчивостью настроений и стремлений. Внешне они практически не проявляют эмоции и чувства. Такие люди довольно настойчивы и упорны в работе, при этом всегда остаются уравновешенными и спокойными. Свою неспешность в работе флегматик компенсирует прилежанием.

Меланхолик представляет собой очень ранимого человека, склонного к стабильному переживанию различных событий. На любые внешние факторы или проявления меланхолик реагирует остро. Такие люди очень впечатлительны.

Сангвиник – это подвижный, активный человек, обладающий живостью характера. Он подвержен частым сменам впечатлений и характеризуется быстротой реакций на любые события. Легко примерим с неудачами или неприятностями, постигшими его. Когда сангвинику интересна его работа – он будет достаточно продуктивен.

Также К. Леонгардом выделено 12 типов, часто встречающихся у людей с неврозами, акцентуированных харак­теров. А Э. Фромм описал три социальные типы характеров.

Как узнать характер человека?

Характеристика человека проявляется во всём, что он делает, как и что он говорит, как реагирует на те или иные события. Если вы поймёте какой характер у человека, то сможете лучше его понимать. Чтобы узнать характер другого человека иногда достаточно просто понаблюдать за ним.

Характер в общении

В общении с людьми вы можете понять черты характера, которые скажут вам как человек относится к окружающим, труду, самому себе, к жизни в целом. Например, увлечения могут сказать о складе ума, активности, жизнелюбии, увлечённости. Широкий кругозор позволят судить о любознательности, открытости к новому. Манера общения подскажет вам об эмоциональности, серьёзности, воспитанности и образованности собеседника. Если человек говорит громко, уверенно, при этом не сдерживает эмоции, то перед вами открытый и смелый человек, легкий на подъем. Если же речь тихая, жесты сдержанны, то этот человек, скорее всего, не уверен в себе, замкнутый, спокойный человек. Не бойтесь общаться с людьми и наблюдать за ними это поможет в дальнейшем общении и взаимодействии.


Через общение можно узнать многое о характере человека

Характер в мелочах

Мелочи могут многое рассказать о характере человека. Обращайте внимание на следующие детали:

  1. Реагирование на юмор, шутки. Бывают характеры, с которыми люди принимают шутки за личное оскорбление, у таких личностей, как правило, заниженная самооценка.
  2. Употребление пищи. Люди, которые едят медленно, обычно терпеливы и отличаются жизнелюбием. Люди с быстрой скоростью приёма пищи не терпеливы, бывают честолюбивы.
  3. О ком говорят. О себе не любят говорить люди с низкой самооценкой, скромные и закрытые личности. Когда количество «я» в разговоре становится всё больше – такой человек самоуверен, эгоистичен, склонен к нарциссизму.

Спросите у общих знакомых

Когда вам предстоит общение с незнакомым человеком, узнайте у общих знакомых их впечатление или мнение о нём. Это поможет быстрее наладить межличностный контакт.

Но не забывайте, что это мнение будет достаточно субъективно, старайтесь заранее не навешивать ярлыки.

Стрессовые ситуации

В стрессовых ситуациях люди проявляют свои эмоциональные и волевые черты характера. Люди, обладающие лидерскими качествами характера, быстро реагируют на подобные ситуации и достаточно легко находят решение проблемы.

О характере человека в конфликтах

Светлана Коваленко

Психолог, клинический психолог

Задать вопрос

Наиболее показательными для определения характера личности являются конфликтные ситуации. В целом конфликты — это нормальное явление для любых взаимоотношений, важным является, как человек строит разговор, пытается ли выйти из конфликтной ситуации и как к вам относиться во время ссоры. В обычном общении вы можете не замечать злости, агрессии, пренебрежения, эгоизма, эмоциональной незрелости и даже абьюза. Но в конфликтах такое скрыть невозможно. Если ваш партнер во время ссоры давит на вас, обесценивает ваши слова и стремления, а это никак не соответствует сложившемуся в вашей голове образу, стоит задуматься о реальных чертах его характера, а не о тех, которые он стремился вам показать.

Психология это сложная и тонкая наука, поэтому, чтобы узнать человека требуются годы и прохождение через различного рода ситуации.

Характер человека по почерку

Когда у вас есть возможность изучить почерк человека, обязательно воспользуйтесь ею. Почерк может также многое рассказать о характере человека.

  1. Размашистый почерк – человек великодушен, но склонен к небрежности и халатности.
  2. Сжатым почерком пишут придирчивые люди с комплексами, бережливые или скупые.
  3. Неразборчивость почерка говорит о том, что человек нервозный, энергичный.
  4. Бледный почерк – этот человек любит одиночество, не уверен в себе, имеет комплексы.
  5. Крупный почерк показывает, что человек добрый и открытый, общительный, обладает эмоциональной стабильностью, с ним интересно общаться.
  6. Мелкий почерк свойственен целеустремленным, сдержанным людям.


Анализ почерка часто применяется в следствии, когда необходимо составить описание личности и характера человека

Психологический характер личности

Всем уже давно известно, что в психологическом характере личности в процессе ее развития и жизнедеятельности происходят существенные изменения. Такие изменения подвержены типичным (закономерным) и нетипичным (индивидуальным) тенденциям.

К типичным тенденциям относят изменения, происходящие с психологическим характером в процессе взросления человека. Происходит это потому, что чем старше становится индивид, тем быстрее он избавляется от детских проявлений в характере, которые и отличают детское поведение от взрослого. К детским чертам характера личности можно отнести капризность, плаксивость, страхи, безответственность. К взрослым чертам, которые приходят с возрастом, можно отнести терпимость, жизненный опыт, разумность, мудрость, расчетливость и др.

По мере продвижения по жизненному пути и приобретению жизненного опыта у индивида происходят изменения во взглядах на события, и меняются их отношения к ним. Что в совокупности тоже влияет на окончательное формирование характера. Поэтому существуют определенные различия между людьми разных возрастных групп.

Так, например, люди в возрасте приблизительно от 30 до 40 лет обитают в основном в будущем, они живут идеями и планами. Все их мысли, их активность направлены на реализацию будущего. А люди, достигшие 50 лет, подошли к рубежу, где встречается их сегодняшняя жизнь одновременно с прошлой жизнью и будущей. И поэтому, их характер видоизменяется таким образом, чтобы соответствовать настоящему. Это тот возраст, когда люди полностью прощаются с мечтами, но еще не готовы ностальгировать по прожитым годам. Люди, которые преодолели 60-летний рубеж, о будущем уже практически не задумываются, их намного больше волнует настоящее, у них появляются воспоминания о прошлом. Также в связи с физическими недомоганиями им уже недоступен ранее взятый темп и ритм жизни. Это приводит к появлению таких черт характера, как неторопливость, размеренность, умиротворенность.

Нетипичные, специфические тенденция связаны непосредственно с событиями, пережитыми человеком, т.е. обуславливаются прошлой жизнью.

Как правило, гораздо быстрее закрепляются и быстрее появляются такие черты характера, которые похожи на уже имеющиеся.

Следует всегда помнить, что характер это не неизменная величина, он формируется на протяжении всего жизненного цикла человека.

Как формируется характер человека

Характер человека нельзя назвать устойчивым, процесс формирования происходит всю жизнь человека под влиянием различных факторов. Давайте рассмотрим факторы, влияющие на его формирование.

С какого возраста формируется характер

Ещё римляне называли новорожденных tabula rasa – «чистая карточка». Так ли это? Научно доказано, что характер начинает формироваться до появления ребёнка на свет – поступающие в организм матери гормоны начинают формировать характер ещё неродившегося человека. Именно поэтому в период беременности будущим родителям советуют общаться с ребёнком, включать музыку, следить за эмоциональным состоянием матери. Даже во время грудного кормления гормоны матери могут с молоком поступать ребёнку.


Характер начинает формироваться еще в утробе матери

Факторы воспитания

Тем не менее основные личностные характеристики закладываются в возрасте 3–4 лет в первую очередь под влиянием семьи. Воспитание ребёнка состоит именно в прививании ему правильных ценностей, поведению, правил морали. В совокупности воспитание это и есть один из важнейших факторов, влияющий на развитие ещё маленького, но уже человека.

Хотя многие психологи утверждают, что в детском возрасте самым важным фактором является не столько воспитание, сколько личный пример. Дети идентифицируют себя и стараются подражать окружающим их взрослым, поэтому лучшим и эффективным воспитанием ребёнка признают воспитание самого себя.

Генетическое влияние

Как уже было сказано ранее, генетически возможна только передача темперамента. Уже в свою очередь темперамент оказывает влияние на развитие характера, поэтому темперамент можно назвать фактором генетического влияния на формирование характера. Темперамент определяет формирование тех или иных черт человека.

Например, сангвиники и холерики вследствие своей открытости и экстраверсии отличаются коммуникабельностью, общительностью и активностью. Флегматики наиболее стрессоустойчивые, а меланхолики оказываются чаще стеснительными и неуверенными.

Внешнее социальное влияние

В возрасте от 7 до 15 лет влияние социального окружения является важнейшим фактором формирования характера. В процессе становления личности дети берут пример не только со своих родителей, но и, например, с воспитателей, учителей. Школы и другие образовательные учреждения (детские сады, кружки, секции) оказывают большое влияние на формирующийся характер. Ребёнок встречает большое количество людей с разными взглядами и убеждениями, типами мышления, уровнем воспитания. Общественное мнение воздействует на формирование привычек, правил поведения, интересов.

Кроме того, социальное влияние на характер могут оказывать и средства массовой информации. Например, увидев в новостях сводки о преступлениях и какое наказание понесли преступники, ребёнок будет понимать, что такое поведение недопустимо и следует воздерживаться от подобных действий. К сожалению, бывают ситуации, когда результат оказывается прямо противоположным.


Процесс социализации оказывает непосредственное влияние на формирование личности

Социальный характер личности

Индивиды любого социума, несмотря на их индивидуальные личностные особенности и различия, обладают общим в своих психологических проявлениях и свойствах, поэтому действуют как обычные представители данного социума.

Социальный характер личности – это общий способ приспосабливаемости личности к влиянию социума. Он создается религией, культурой, системой образования и воспитанием в семье. Также следует учитывать, что даже в семье ребенок получает то воспитание, которое одобрено в данном социуме и соответствует культуре, считается нормальным, обычным и естественным.

По Э. Фромму социальный характер означает результат приспособления человека к тому или иному образу организации социума, к культуре, в которой он воспитывается. Он считает, что ни одно из известных развитых обществ в мире не дадут личности самореализоваться в полной мере. Из этого выходит, что личность с рождения находится в конфликте с обществом. Поэтому, можно сделать вывод, что социальный характер личности – это своеобразный механизм, позволяющий личности свободно и безнаказанно существовать в любом социуме.

Процесс адаптации индивида в обществе происходит с искажением характера самого индивида и его личности, в ущерб ей. Социальный характер по Фромму это своеобразная защита, ответ индивида на ситуацию, которая вызывает фрустрацию на социальную среду, не дающую свободно самовыражаться личности и полноценно развиваться, ставящей ее заведомо в рамки и ограничения. В обществе человек не сможет полностью развить, заложенные в него природой, задатки и возможности. Как считал Фромм, социальный характер прививается индивиду и носит стабилизирующий характер. С того момента как индивид начал обладать социальным характером, он становится полностью безопасным для общества, в котором он живет. Фромм выделил несколько вариантов такого характера.

Что делать если окружающим людям не нравится ваш характер

В первую очередь, важно понять, что человек не может нравиться всем без исключений. Если недовольство вашим характером вполне обоснованно, а человек вам действительно дорог, поинтересуйтесь, какие качества личности в вас его не устраивают. У близких людей нет заинтересованности в том, чтобы говорить неправду. Если вы сами осознаёте, что от какой-либо черты необходимо избавиться, и её проявления мешают вам жить, то попробуйте над собой поработать.

Но подумайте, не потеряете ли вы свою индивидуальность при этом. Когда самостоятельно избавиться от раздражающей черты не удаётся, обратитесь к психологу. Он поможет выявить причину, по которой проявляется отрицательная черта и поможет подобрать подходящие способы для работы над этим.

Как полюбить свой характер

Что же делать, чтобы полюбить себя?

  1. Принимайте себя такими, какие вы есть.
  2. Помните о том, что любые недостатки можно перекрывать достоинствами.
  3. Не занимайтесь самобичеванием, излишней самокритикой.
  4. Работайте над собой. Развивайте в себе личные качества, которые вам нравятся.
  5. Хвалите себя, но не захваливайте.
  6. В случае, если самостоятельно полюбить свой характер не получается – обратитесь к специалисту. Вместе с ним вы подберёте правильную и подходящую технику, определите вектор работы над принятием себя.

Способности

Разбираясь в том, почему у разных людей, находящихся в одинаковых жизненных условиях, на выходе разный результат, мы часто руководствуемся понятием «способности», предполагая, что именно они влияют на то, чего добивается человек. Этот же термин мы используем для того чтобы выяснить, почему одни люди учатся чему-либо быстрее, чем другие и т.п.

Понятие «способности» можно истолковать по-разному. Во-первых, это совокупность психических процессов и состояний, часто называемая свойствами души. Во-вторых, это высокий уровень развития общих и специальных навыков, умений и знаний, которые обеспечивают эффективное выполнение человеком разного рода функций. И, в-третьих, способности – это всё то, что нельзя свести к знаниям, навыкам и умениям, но с помощью чего можно объяснить их приобретение, использование и закрепление.

Человек имеет огромное количество различных способностей, которые можно разделить на несколько категорий.

Элементарные и сложные способности

  • Элементарные (простейшие) способности
    – это способности, связанные с функциями органов чувств и простейшими движениями (способность различать запахи, звуки, цвета). Они присутствуют у человека с рождения и в течение жизни их можно совершенствовать.
  • Сложные способности
    – это способности в различной деятельности, связанной с человеческой культурой. Например, музыкальные (сочинение музыки), художественные (умение рисовать), математические (способность легко решать сложные математические задачи). Такие способности называют социально обусловленными, т.к. они не являются врождёнными.

Общие и специальные способности

  • Общие способности
    – это способности, имеющиеся у всех людей, но развитые у всех в различной степени (общие двигательные, умственные). Именно ими определяются успехи и достижения во многих видах деятельности (спорт, обучение, преподавание).
  • Специальные способности
    – это способности, встречающиеся не у всех и для которых, в большинстве случаев, требуется наличие определённых задатков (художественно-изобразительные, литературные, актёрские, музыкальные). Благодаря им люди достигают успехов в специфических видах деятельности.

Нужно заметить, что наличие у человека специальных способностей может гармонично сочетаться с развитием общих, и наоборот.

Теоретические и практические

  • Теоретические способности
    – это способности, которые обуславливают склонность индивида к абстрактно-логическому мышлению, а также умение чётко ставить и успешно выполнять теоретические задачи.
  • Практические способности
    – это способности, которые проявляются в умении ставить и выполнять практические задачи, связанные с конкретными действиями в определённых жизненных ситуациях.

Учебные и творческие

  • Учебные способности
    – это способности, определяющие успешность обучения, усвоения знаний, навыков и умений.
  • Творческие способности
    – это способности, определяющие умение человека создавать предметы духовной и материальной культуры, а также влияющие на производство новых идей, совершение открытий и т.п.

Коммуникативные и предметно-деятельностные

  • Коммуникативные способности
    – это способности, которые включают в себя знания, умения и навыки, связанные с общением и взаимодействием с окружающими людьми, межличностным оцениванием и восприятием, установлением контактов, налаживанием связей, нахождением общего языка, расположением к себе и воздействием на людей.
  • Предметно-деятельностные способности
    – это способности, определяющие взаимодействие людей с неодушевлёнными предметами.

Все виды способностей являются взаимодополняющими, и именно их сочетание даёт человеку возможность развиваться наиболее полноценно и гармонично. Способности оказывают влияние как друг на друга, так и на успешность человека в жизни, деятельности и общении.

Помимо того, что для характеристики человека в психологии используется понятие «способности», так же применяются и такие термины, как «гениальность», «талант», «одарённость», указывающие на более тонкие нюансы индивидуальности личности.

  • Одарённость
    – это наличие у человека с рождения задатков для лучшего развития способностей.
  • Талант
    – это способности, которые раскрываются в наиболее полной мере благодаря приобретению навыков и опыта.
  • Гениальность
    – это необычайно высокий уровень развития каких-либо способностей.

Как мы уже упоминали выше, жизненный результат человека очень часто связан с его способностями и их применением. И результаты подавляющего большинства людей, к сожалению, оставляют желать лучшего. Многие люди начинают заниматься поисками разрешения своих проблем где-то во вне, когда верное решение всегда находится внутри человека. А следует просто заглянуть в себя. Если человек в своей каждодневной деятельности занимается не тем, к чему у него есть склонности и предрасположенности, то и эффект от этого будет, мягко говоря, неудовлетворительным. В качестве одного из вариантов для того, чтобы изменить положение вещей, можно использовать точное определение своих способностей.

Если у вас, например, есть врождённая способность к лидерству и управлению людьми, а вы работаете приёмщиком товара на складе, то, ясное дело, это занятие не будет приносить ни морального, ни эмоционального, ни финансового удовлетворения, потому что вы занимаетесь совершенно не своим делом. В этой ситуации вам более подойдёт какая-то управляющая должность. Начать можно хотя бы с работы менеджером среднего звена. Врождённые способности к лидерству при систематическом их использовании и развитии выведут вас на совершенно иной уровень. Выделите в своём графике время, чтобы определить свои склонности и способности, изучите себя, постарайтесь понять то, чем вам по-настоящему хочется заниматься, и что будет приносить вам удовольствие. На основе полученных результатов можно уже будет сделать вывод на тему того, в каком направлении нужно двигаться дальше.

Для определения способностей и склонностей сейчас существует огромное количество тестов и методик. Более подробно о способностях вы можете прочитать здесь.

В скором времени здесь появится тест на определение способностей.

Наряду со способностями, как с одним из основных свойств личности, можно выделить темперамент.

Эмоции

Эмоции можно охарактеризовать, как особые индивидуальные переживания, имеющие приятную или неприятную психическую окраску, и связанные с удовлетворением имеющих жизненно важное значение потребностей.

Среди основных видов эмоций выделяют:

Настроение – оно отражает общее состояние человека в определённый момент

Простейшие эмоции – это переживания, которые связаны с удовлетворением органических потребностей

Аффекты – это бурные непродолжительные эмоции, особо проявляющиеся внешне (жесты, мимика)

Чувства – это спектр переживаний, связанных с определёнными объектами

Страсть – это ярко выраженные чувства, не поддающиеся (в большинстве случаев) управлению

Стресс – это совокупность эмоций и физического состояния организма

Эмоции, в особенности чувства, аффекты и страсти, являются неизменной частью личности человека. Все люди (личности) в эмоциональном плане сильно отличаются. Например, по эмоциональной возбудимости, длительности эмоциональных переживаний, преобладанию отрицательных или положительных эмоций. Но главнейшим признаком отличия является интенсивность переживаемых эмоций и их направленность.

Эмоции обладают характерной особенностью оказывать серьёзное влияние на жизнь человека. Под воздействием определённых эмоций в те или иные моменты человек может принимать решения, что-то говорить, совершать поступки. Как правило, эмоции – это явление непродолжительное. Но то, что порой человек делает под воздействием эмоций, не всегда даёт хорошие результаты. А т.к. наш урок посвящён тому, как свою жизнь улучшить, то и говорить нам следует именно о способах благоприятного на неё воздействия.

Важно научиться контролировать свои эмоции и не поддаваться им. В первую очередь нужно помнить, что эмоция, какая бы она ни была (положительная или отрицательная) – это всего лишь эмоция, и она скоро пройдёт. Поэтому, если в какой-либо негативной ситуации вы чувствуете, что в вас начинают преобладать отрицательные эмоции, вспомните об этом и сдерживайте их – это позволит вам не совершать или говорить того, о чём в последствие вы, возможно, будете жалеть. Если же благодаря каким либо выдающимся положительным событиям в жизни вы испытываете всплеск радостных эмоций, то так же вспоминайте об этом такая практика позволит избежать излишних энергетических затрат.

Наверняка, вам знакома ситуация, когда через некоторое время после момента бурной радости или восторга, вы чувствуете некое внутреннее опустошение. Эмоции – это всегда расход личной энергии. Не зря у древнего еврейского царя Соломона на пальце был перстень с надписью: «И это пройдёт». Всегда в моменты радости или печали он поворачивал свой перстень и читал про себя эту надпись, чтобы помнить о кратковременности эмоциональных переживаний.

Знание о том, что такое эмоции и умение ими управлять – это очень важные аспекты в развитии личности и жизни в целом. Научитесь управлять своими эмоциями, и вы познаете себя в полной мере. Овладеть этим навыком позволяют такие вещи, как самонаблюдение и самоконтроль, а также различные духовные практики (медитация, йога и др.). Информацию о них вы можете найти на просторах Интернета. А подробнее ознакомиться с тем, что такое эмоции вы можете в нашем тренинге по актерскому мастерству.

Но, несмотря на важность всех свойств личности, рассмотренных выше, пожалуй, главенствующую роль занимает другое её свойство – мотивация, так как влияет она на желание узнать больше о себе и погрузиться в психологию личности, на интерес к чему-то новому, доселе неизвестному, даже на то, что вы читаете данный урок.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]