ДАОСИЗМ — что это (кратко). Основные принципы и идеи


Особенности учения Даосизма

Дата появления даосизма — примерно пятое столетие до нашей эры. Понятие соединило черты религии и философии. Дао цзя — трактаты, изучение бытия, получение знаний о Вселенной, а дао цзяо — это вера в высшие силы и проведение духовной практики. Но разделение практически незаметно, поэтому даосизм рассматривают как совокупность аспектов. Бога в учении нет, есть только дао. Этим термином называют Вселенную, путь ее достижения и самосовершенствования. Цель любого монаха, исповедующего эту философию — слиться с дао.


Даосизм

Конфуцианство имеет несколько схожих определений. Но в этом учении дао называют правила гуманизма и моральные принципы. Человек должен совершенствоваться: изучать точные науки, музыку, письму, разным видам спорта.

Даосизм же рассматривает природу как начало бытия. Придерживаясь этой философии, человек должен подчиняться природным законам, забывая о собственном «я».

Вмешиваться в размеренное течение жизни не нужно, лучше подчиниться ему.

[править] Ссылки

  • Дао программирования (more)
  • Дао просветлённого похуиста
  • Дао Пуха — Это больше похоже на …ао Пуха, — сказал Пух, потирая лапу.
  • Дао «Звёздных войн» — Неплохая книга-исследование.
  • Дао в жежешечке — Единственное место во вселенной, куда Дао ещё не успело проникнуть.
  • Даосские притчи
  • Хороший сайт о Дао
[ + ]
Даосизм произошёл из Китая.
ОсобенностиReverse Engineering • Буддизм (Дзен) • Великий Китайский Файерволл • • Иероглиф • Коммунизм • Кунг-фу • Мозг обезьяны • Пандемия (Коронавирус) • Сверхдержава • Суп из младенцев • Фэн-шуй • Чай
Made in ChinaAbibas • Brick Game • Chery • Noname • TikTok • Ашанбайк • Даосизм • Изобразительное исскуство • Китайский айфон • Китайский шрифт • Пейджер • Пиратские игры девяностых • Силумин • Тамагочи • Фейк
МемыАрбуэ • Китайские ватты • Китайские пингвины • Китайские чиновники • Kитайский код • Китайский порномультик • Очки надо? • Последнее китайское предупреждение • Чайный гриб
ПрочееQNet • ХуйТысячи значений • Эльдорадо
[ + ]
«Даосизм — опиум для народа!»
Боги и пророкиMihole-Христос • Б-г • Будда • Иисус (Jesus Is a Jerk • Jesus lol • Jesus saves • Raptor Jesus • What would Jesus do?) • Император Человечества • Ктулху • Левашов • Ошо • Покровитель интернетов • Распутин • Спиноза • Шри Япутра
Cекты и сектантыАум Синрикё • Вселенные люди • Движение Объединения • ДРУГГ • Долбославие • ИГИЛ • ИПХ (Владыка Амвросий) • Источник Жизни • Каббала • КОБ • Монолит • Мормоны • РоСД • Саентология • Сатанизм (666 • Лавей) • Семья Мэнсона • Сетевой маркетинг • Синтон • Союз православных хоругвеносцев • Тренинги личностного роста • Харизматы
Культы от балдыInglip • Абдуловера • Джедаизм • Культ Богини (Silvy • Культ Гаечки • Харухизм) • Онотоле • Пастафарианство • Теория Разумного падения • Угнетатель • Церковь Евгения Вагановича Петросяна
Непременные атрибутыАгасфер • • Анафема • Ветхозаветные мемы • Духовность • Иван Купала • Исламский туалетный этикет • Каналы информации (Tomorrow’s Pioneers • Радио Радонеж) • Канонічно/Православно • Нарекаю тебя Коловратом • ПГМ • Пентаграмма • Платочек • Помолясь • Принять ислам • Просветление • Свобода воли • Священная корова • Сотворение Адама • Споры с наукой • Тайная вечеря (Святой Грааль) • Три обезьяны • Хиджаб • Шахсей-вахсей • Экзистенциальный кризис
Ревнители верыMC Покайся • Аббатус • Агещев • Даниил • Дворкин • Димитрий-Сергий • Достоевский • Дугин • Журавлёв • Инквизиторы • Кураев • Мамонов • Мельков • Милонов • Охлобыстин • Папа римский • Патриарх • Поклонская • Проханов • Стерлигов • Сысоев • Тагава • Торквемада • Трехлебов • Фролов • Холмогоров • Энтео
ЯзычникиАратов • Асов • Ахиневич • Добролюбов • Доброслав • Крада
Крамольные книгиБожественная комедия • Векторная религия • Книга Велеса • Православный ёжик • Роза мира • Священный Ахредуптусъ (Адъ и Израиль • Титановый лом) • Турбо-суслик
ЕресьBrb, church • Pope song • Pussy Riot • Ансамбль Христа Спасителя • Жопа Хэнка • Карикатуры на Мухаммеда • Матильда • Невзоров • Мы евреи • Невинность мусульман • Оскорбление чувств верующих • Чудо

Основоположники религии

Окончательно даосизм сформировался только ко второму веку нашей эры. Основой для учения стали шаманизм южнокитайских провинций, магические обряды области Ци и философия северных регионов.

Основоположников всего три:

  • Хуан Ди или «Желтый император»;
  • Лао Цзы;
  • Чжуан Чжоу.

Существует несколько легенд об основателях даосизма. Одна из них рассказывает об императоре Хуан Ди. Его биография покрыта тайнами, а в гробнице лежит только его одежда. Считается, что сам император вознесся на небеса.

Но главным основоположником является мудрец Лао Цзы. Он первым объединил все составляющие в единое учение и написал книгу «Дао дэ Цзин». Этот трактат позже стал основой для развития философии.

Есть несколько теорий о происхождении Лао Цзы. Его матери одновременно коснулись лучи солнца и луны, тогда она и зачала будущего мудреца. По второму варианту женщина проглотила осколок горного хрусталя. А вынашивала она ребенка несколько десятилетий, поэтому он родился уже пожилым. Из-за этого ему и дали имя Лао Цзы — «Старый младенец».

Существуют свидетельства о личном знакомстве мудреца с Конфуцием. Лао критиковал философа за слишком активную социальную жизнь. Именно поэтому он основал собственное учение, где были совершенно другими основные идеи. Кратко даосизм — это противоречие конфуцианства.

Дальнейшая судьба мудреца осталась неизвестной. Он либо доживал свои годы в Тибете, либо в Индии, где принял буддизм. А также есть мнение, что он отправился на земли, которые позже стали Киевской Русью. Книгу Лао Цзы дополнил своим трактатом Чжуан Чжоу. Он жил в 4−3 столетии до нашей эры и также изучал даосизм.

Этапы развития Даосизма

В первом веке до н. э. начали появляться школы даосизма. Со временем они изменялись, а некоторые сливались в одно заведение. Главные учреждения:

  • школа Небесных наставников;
  • Цюаньчжэнь;
  • Маошань;
  • Линбао.

Школа Небесных наставников, или «Пять ковшей риса», стала первой, где изучали основы даосизма. Ее основал патриарх и горный отшельник Чжан Даолин. Со временем она разделилась на южную и северную. Но потом заведение снова стало единым, его название поменялось на Чжэньи.

В южных регионах во времена после господствования монгольских племен открылась школа Цюаньчжэнь. Маошань или Шанцинь существовала до 14 века. Здесь ученики практиковали общение с духами и высшими силами. Линбао делала уклон на медитацию, она больше напоминала буддийскую школу.

В пятом столетии приверженцев даосизма стало больше: к ним добавились отшельники, мечтавшие о долголетии. Учение в это время превращается в религию, а его целью становится стремление к бессмертию. Тогда было всего 250 трактатов с основными определениями, принципами и концепциями. А сегодня существует более 1500 книг и сочинений.


Основные идеи Даосизма

Даосизм не считается традиционной религией. В его основе лежит принцип равенства человечества. Благодаря этому философию изучали разные категории людей. Но в Средние века возводили монастыри, куда допускали только просвещенных монахов.

В 17 веке правила династия Цин, которая поощряла гонения на философию. Правители считали учение лженаукой, поэтому приказывали сжигать книги, разрушать монастыри, наказывать сторонников даосизма. Реабилитация началась только в 60-е годы прошлого столетия. Но современная философия отличается. Ее основой стали медитации и магические обряды.

Учение прославилось на западе благодаря уникальным боевым искусствам, дыхательным упражнениям, направлению фен-шуй.

Социально-философские школы Древнего Китая -конфуцианство и легизм

1. Конфуцианство

— древнейшая философская школа, которая рассматривает человека прежде всего как участника социальной жизни.

Основоположником конфуцианства является Конфуци

й (Кун-Фу-Цзы), живший в 551 — 479 гг. до н. э., главным источником учения — произведение Лунь Юй («Беседы и суждения»).

Основные вопросы, решаемые конфуцианством:

Как необходимо управлять людьми?
• Как вести себя в обществе?
Представители данной философской школы выступают за мягкое управление обществом. В качестве примера подобного управления приводится власть отца над сыновьями, а в качестве главного условия — отношение подчиненных к начальникам как сыновей к отцу, а начальника к подчиненным — как отца к сыновьям. Конфуцианское золотое правило поведения людей в обществе гласит: не делай другим того, чего не желаешь себе.

2. Учение Конфуция содержит ряд основополагающих принципов:

  • жить в обществе и для общества;
  • уступать друг другу;
  • слушаться старших по возрасту и по званию;
  • подчиняться императору;
  • сдерживать себя, соблюдать меру во всем, избегать крайностей;
  • быть человечным.

3. Большое внимание Конфуций уделяет вопросу, каким должен быть начальник (руководитель). Руководитель должен обладать следующими качествами:

  • подчиняться императору и следовать конфуцианским принципам;
  • управлять на основе добродетели («бадао»);
  • обладать необходимыми знаниями;
  • верно служить стране, быть патриотом;
  • обладать большими амбициями, ставить высокие цели;
  • быть благородным;
  • делать только добро государству и окружающим;
  • предпочитать убеждение и личный пример принуждению;
  • заботиться о личном благосостоянии подчиненных и страны в целом. В свою очередь, подчиненный должен:
  • быть лояльным по отношению к руководителю;
  • проявлять старание в работе;
  • постоянно учиться и самосовершенствоваться.

Учение Конфуция сыграло большую роль в объединении китайского общества. Оно остается актуальным и в настоящее время, спустя 2500 лет со времени жизни и деятельности автора.

4. Другим важнейшим социальным учением Древнего Китая являлся легизм

(школа законников, или Фацзя). Его основателями были
Шан Я
н (390 — 338 гг. до н. э.) и Хань Фэй (288 — 233 гг. до н. э.). В эпоху императора Цинь-Ши-Хуа (III в. до н. э.) ле¬гизм стал официальной идеологией.

Основной вопрос легизма.(как и конфуцианства): как управлять обществом?

Легисты выступают за то, чтобы управлять обществом путем государственного насилия, опирающегося на законы. Таким образом, легизм — философия сильной государственной власти.

5. Основными постулатами легизма

являются следующие:

  • человек обладает изначально злой природой;
  • движущей силой человеческих поступков являются личные эгоистические интересы;
  • как правило, интересы отдельных индивидов (социальных групп) взаимопротивоположны;
  • чтобы избежать произвола и всеобщей вражды, необходимо государственное вмешательство в общественные отношения;
  • государство (в лице армии, чиновников) должно поощрять законопослушных граждан и жестоко карать провинившихся;
  • основным стимулом правомерного поведения большинства людей является страх перед наказанием;
  • основным разграничением правомерного и неправомерного поведения и применения наказания должны являться законы;
  • законы должны быть одинаковы для всех, а наказание должно применяться и к простолюдинам, и к высшим чиновникам (независимо от звания), если они нарушили законы;
  • государственный аппарат должен формироваться из профессионалов (то есть чиновничьи должности должны даваться кандидатам, обладающим необходимыми знаниями и деловыми качествами, а не передаваться по наследству);
  • государство — главный регулирующий механизм общества и, следовательно, имеет право вмешиваться в общественные отношения, экономику, личную жизнь граждан.

Формы проявления

Даосизм разделялся на несколько форм. Так происходило потому, что необходимо было удовлетворить вопросы и интересы разных слоев общества. Существует три формы проявления учения:

  • мистическая;
  • научная;
  • философско-этическая.


Основные понятия Даосизма

Бедные слои населения отправлялись к монахам, чтобы получить советы и предсказания. В этом заключалась мистическая сторона даосизма. Благодаря такому воздействию просвещенных простым крестьянам прививали моральные ценности и нормы поведения.

Монахи постоянно пытались найти секрет бессмертия. Ходили легенды, что Чан Таолинь — один из сторонников таоизма — нашел рецепт эликсира вечной молодости. Но позже он был утерян, хотя самому монаху долгое время поклонялись и считали, что он жил в горах отшельником.

В результате следующих поисков и занятий алхимией появилось много полезных для человека предметов — компас, порох, фарфор, стекло, стенобитные орудия. Первые теории о возникновении людей и других живых существ, неба и земли также появились благодаря постоянным размышлениям монахов.

На основе даосизма создавались этика и философия. Учение помогало самовыражаться образованным слоям населения. Но при этом соблюдалось всеобщее равенство на духовном уровне. С помощью философии даосизма можно было объяснить суть человеческого бытия и мировоззрения, цель жизни.

Главные постулаты

Вселенная в даосизме — это макрокосм, а человек является микрокосмом. Смерти монахи не боятся, так как она означает всего лишь соединение с дао. Учение не принимает личности, формы и цвета. Все мирские радости воспринимаются как пустота, а человек должен только наблюдать за происходящим, но не вмешиваться.

При этом просвщенные пытаются привить остальным умение различать зло и добро, с помощью медитации заглядывать в свой внутренний мир и добиться гармонии с окружающими. Постичь дао можно только в том случае, если соблюдать древнекитайские постулаты:

  • насыщение души;
  • питание тела;
  • у-вэй.


Основные формы Даосизма

Питание души заключалось в том, чтобы поддерживать ее качества. Кормить своих демонов нельзя, так как это отдаляет человека от счастья. Монахи и все, кто изучает даосизм, должны питаться без издержек. Нужно соблюдать диеты и посты. А идеальный вариант, указанный в трактатах — насыщать организм только росой с растений и собственной семьей. Обязательно выполнение физических и дыхательных упражнений. Сексуальные отношения разрешены, но только с одним постоянным партнером.

У-вэй в даосизме — это недеяние, то есть невмешательство в переменчивость вселенной. Понятие состоит из двух иероглифов: У — небытие или отсутствие, Вэй — деяние, осуществление. Человек не должен делать что-то целенаправленно, так как взаимодействие с космологическими порталами может привести к плохим последствиям.

Познать дао непросто. Придется забыть об эгоизме, самодостоинстве и личности, соотнести себя с окружающим миром и стать его частью. Даже во время выполнения простых дел нужно останавливать мысленный поток.

Что такое Дао?

Дао – это вечный путь, нескончаемая дорога без конца и края, которая проходит везде и нигде, неизвестно куда она ведет и где кончается. Дао – это вечный Абсолют, все подчинено только ему, даже Небо действует по законам Дао. Вечный путь – это также и вечное движение, поскольку в природе ничто не бывает в состоянии покоя, все постоянно течёт и изменяет. По этим же законам живёт человек.

Величайшее счастье, по мнению Лао-Цзы и его последователей, заключается в познании Дао и вечном слиянии с ним. Человек, постигший Дао и подчиняющийся его законам, обретает бессмертие. Для того чтобы понять Дао, нужно соблюдать ряд правил, касающихся питания тела и питания духа, а также соблюдать концепцию недеяния.

Человек – это собрание божественных духов и демонов, которые постоянно борются за обладание его душой. Если он кормит духов своими добрыми поступками, происходит усиление души и приближение к Абсолюту, а если человек увеличивает число демонов злыми деяниями, душа слабеет и удаляется от Дао.

Питание тела – это соблюдение особой диеты, которая заключается в практически полном отказе от физической пищи. Постоянными физическими тренировками человек должен довести свое тело до полного подчинения разуму и научиться питаться собственной слюной и росой трав и цветов.

Третий постулат Дао – концепция ничегонеделания — заключается в отказе от целенаправленной деятельности, поскольку природа сама все устраивает, так как нужно Небу и Дао, а вмешательство человека только губит всё созданное природой. Основываясь на этой идее, Лао-Цзы выводит следующую формулу, применимую к политической жизни общества: самый лучший правитель тот, кто старается ничего не делать и не менять в государстве, его подданные живут по воле Неба и сами решают собственные проблемы.

Столпы и сокровища

Методов, или столпов даосизма всего восемь. Их нужно придерживаться, чтобы оздоровиться и достигнуть гармонии с окружающим миром. Заключаются они в следующем:

  • философия;
  • обновление;
  • питание;
  • забытая еда;
  • лечение;
  • сексуальная мудрость;
  • совершенство;
  • успех.

Первый столп необходим для познания общественных и природных законов, сущности бытия и цели жизни. Под обновлением стоит понимать проведение медитаций и практик для улучшения здоровья. Что касается питания, то нужно полностью отказаться от мяса и другой животной пищи. Забытая еда означает, что на время строгих диет и постов есть вообще нельзя. Придется жить исключительно на воде.

Извлечение — это распределение энергии по всему телу с помощью акупунктуры и манипуляций с массажем. Секс в даосизме рассматривается только как метод укрепления искренних чувств и один из видов терапии. Седьмой столп — совершенство. Человек должен постоянно развиваться и искать новые здания. А успех означает постановку и достижение целей, выполнение планов.

Лао Цзы называл три сокровища даосизма:

  • ци;
  • цзянь;
  • шэнь.

Первое сокровище — это энергия милосердия, жизни и любви. Цзянь означает рациональную экономику. Это касается и внешнего вида людей. Не стоит много внимания уделять своей одежде и прическе. Достаточно быть опрятным и чистым. Шэнь — это символ разумного духа.

Мужское и женское начала

Уже ставший национальным китайский знак Инь-Ян известен давно. Впервые его изобразили еще в 4 веке до нашей эры. Даосские монахи нарисовали круг, разделенный на две части. Одна характеризовала женское темное начало, а вторая — мужское светлое.

Считалось, что эти два понятия не могли существовать по отдельности. От них зависела судьба человека. Так и судьба человека не может быть исключительно светлой или темной. Женское начало характеризуется равновесием и спокойствием, а мужское — мощью и активностью. Это как две противоборствующие стихии. Но они не могут в природе существовать друг без друга, как и составляющие знака Инь-Ян.

Если в человеке одно из начал преобладает над другим, то его судьба может сложиться неправильно. Считается, что такие люди не смогут познать дао, поэтому им не стоит и начинать обучение.

Сравнительный анализ

Конфуцианство и даосизм имеют общие культурные корни, оба вероучения переняли традиции первобытной религии с ее культом природы:

  • культ предков относят к конфуцианству. Но принципы культа (сыновья почтительность, например) характерны для всего китайского общества;
  • даосизму присуще многобожие, в конфуцианстве господствует культ императора и Неба;
  • конфуцианство – это путь к совершенству через самоограничение, подавление низменных страстей, переделывание себя. Учение побуждает к постоянной общественной активности. Главный акцент сделан на моральные и нравственные принципы;
  • конфуцианство обращается к человеку как существу социальному, у которого разум должен главенствовать над чувствами, даосизм – как к порождению природы, со всеми достоинствами и недостатками, эмоциями и страстями;
  • даосизм принимает человека таким, какой он есть;
  • главная добродетель даосизма – это недеяние, так как попытки изменить что-либо в природе или обществе нарушают естественный порядок вещей.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]