Конфуций — одна из самых загадочных и влиятельных исторических личностей в истории мира. Родившись более 2,5 тысяч лет назад на территорий распавшегося единого древнекитайского Чжоуского государства, он стал одним из первых философов, учения которых даже сегодня имеют значение для последователей его учения, историков, а также государственных деятелей.
Вокруг личности Кун-цзы возникло немало мифов и мистификаций, что характерно для почитаемых и почти обожествленных исторических персоналий. Но кроме этого, о жизненной истории Конфуция есть достаточно надежных сведений, которые помогают определенно составить портрет древнекитайского мудреца и философа.
Как один из первых идеологов правильной, ответственной и от части персонализированной государственной машины, «Учитель» стал примером для многих поколений китайских бюрократов, которые во все времена отличались слаженностью работы и исполнительностью. Гуманистическая и, в то же время, ориентированная на государственную справедливость идеология этики в государственных и бытовых делах, развитая Конфуцием и его учениками, не только стала основой состоятельности больших азиатских государств, но даже получила статус религиозного течения, хотя таким по сути не является.
Чтобы разобраться, что принесли миру идеи Конфуция, стоит более детально рассмотреть его жизнь, учения и какие от этого возникли последствия.
Рождение и значение имен философа
Конфуций родился во времена междоусобных войн в Китае, после развала Чжоуского государства, когда начался период так называемых «срединных» царств, — в 552 или 551 годах до н.э. Согласно некоторым исследованиям, настоящая дата рождения (552 год) была подменена учениками Конфуция, чтобы придать ей более сакрального смысла.
В существовавшем на то время царстве Лу, в котором родился философ, велась летопись под названием «Чунь цю» (летопись «Весен и осеней») — с 722 по 481 гг. до н.э., а с 481 по 221 гг. до н.э. — летопись «Чжань-го» (летопись «Воюющих государств»), давшая название соответствующему периоду истории Древней Поднебесной.
Местом рождения для будущего «Учителя» всего Китая стал город Цзоу царства Лу. Сегодня этот город носит другое название — ЦюйФу, и находиться в одной из провинций КНР — Шаньдун.
Имя Конфуций — происходит от латинского варианта одного из имен философа: Кун-фу-цзы — Confucius. Иногда встречается форма имени Кун-цзы, или просто Цзы. Стоит понимать, что Цзы — это только приставка к имени обозначающая термин «Учитель», под которым он известен большинству почитателей.
При рождении Конфуций получил два имени Цю и Чжун-ни, которые соответственно означают «холм» и «второй из глины», что связано с историей рождения — этими именами его нарекла мать.
Когда родители будущего мудреца узнали, что у них будет ребенок, то отправились в паломничество к святому месту, чтобы вымолить у божества Глиняного холма рождения сына-наследника. После удачных родов неподалеку святого места мать наградила философа.
Неоконфуцианство
Неоконфуцианство является моральной, этической и метафизической китайской философией. Конфуцианство оказало сильнейшее влияние на её развитие. Она возникла с китайскими философами Хань Юй (768–824 гг.) и Ли Ао (772–841 гг.) в империи Тан и стала популярной во времена империй Сун и Мин.
Неоконфуцианство стремилось создать более рациональную и мирскую форму конфуцианства. Его создатели отвергли мистические элементы даосизма и буддизма, которые повлияли на конфуцианство во время и после империи Хань.
Хотя представители неоконфуцианства и критиковали даосизм и буддизм, но оба учения оказали влияние на эту философию и термины и понятия были заимствованы у обоих.
Буддисты и даосы рассматривали метафизику как катализатор духовного развития, религиозного просвещения и бессмертия. Неоконфуцианство же использовало метафизику как руководство для развития рационалистической этической философии.
Метафизика — раздел философии, который изучает первичные причины абстрактных вещей, таких как: бытие, познание, идентичность, время, пространство.
Узнайте, что такое Буддизм.
Семья и происхождение
Мать Конфуция Янь Чжицзай была младшей из троих сестер в своей семье. Она родилась в 568 году до н.э. и на момент заключения брака ей не было даже 20 лет.
Отец мудреца был военным в возрасте по имени Шулян Хэ. Когда он решил жениться, то, как повествуют древние источники, ему было 66 (по некоторым данным — 63) лет. Причиной поисков новой жены послужило то, что у Шулян Хэ не было наследников, а единственный имеющийся сын (Бо Ни, известный также как Мэн Пи), рожденный от наложницы, оказался больным от рождения и на роль преемника не подходил.
Одна из версий истории рождения Конфуция заключается в возможности его появления на свет, как внебрачного сына Шулян Хэ. Дело в том, что женитьба 60-летнего старика с молодой девушкой в то время воспринималось как варварство — таким старым мужчинам не принято было создавать новую семью. Последователи конфуцианства версию внебрачного происхождения «Учителя» отрицают, а исторических доказательств этой теории нет.
По происхождению Шулян Хэ из рода Кун был потомственным Ши — из сословия дальних родственников и побочных ветвей аристократических фамилий Китая. Исследователям, занимавшимися поисками происхождения рода Кун, стало известно, что он произошел от одного из сыновей Ди И — предпоследнего из императоров династии Инь, который был правителем Китайского государства в период с 1101 по 1076 гг. до н.э.
Несколько поколений предков Конфуция имели славу, богатство и отличались хорошими традициями образования, общественно-политической и духовной деятельности. Во времена Му Цзинфу (прадедушка Конфуция во 2 поколении) семью Кун начали преследовать, после чего тот скрылся на территории Лу, где семья лишилась бывших благ, известности и влияния. С тех пор все преемники служили правителям Лу, входя таким образом в сословие Ши.
Именно из Ши вырастал в тот период слой бюрократического аппарата государства, отличающегося определенными ценностями. Образование, почитание истории и древних правителей передавалось в семьях Ши от поколения к поколению, что также отразилось и на ценностях самого Конфуция.
Чжуан-цзы
«Tianxia» Чжуан-цзы поминая «Книгу перемен» и «Книгу вёсны и осени»: как видно из всех их правил, содержание передавалось из поколения в поколение через старые законы, и многое из этого все еще можно найти в исторических справках. Что из этого было в Ши-цзин, Шу-цзин, Ли-цзи и Yue (неужели Книга музыки, прим), можно было узнать у ученых Цоу (маленькое княжество рядом с Лу. ) и Лу, а также у членов различных дворов. Ши-цзин описывает то, что должно быть целью ума; Шу-цзин — ход событий; Ли-цзин предназначено направлять поведение; Yue -устанавливать гармонию; Чжоуи, чтобы показать действие Инь и Ян; Вёсны и осени, чтобы показать имена и обязанности, принадлежащие им.
Выше сказанное подразумевает две вещи: во-первых, некоторые Книги действительно существовали до периода Конфуция; во-вторых, Шестикнижие, упомянутое выше, не могут быть всеми книгами. Ши-цзин и Шу-цзин определенно были буквально документами, но Ли-цзи и Yue могут быть книгами практики. Все они были унаследованы Конфуцием и школой Жу.
Напишите обратную связь на данный материал в комментариях чтобы понимать продолжать или нет. Автор перевода и слушатель лекции Алексей Карпов.
Бедность, собственная семья, обучение
Поскольку отец Конфуция умер от старости, когда его сыну было только три года, а от его матери отвернулась семья, то будущему философу пришлось все детство и юность прожить с матерью в нищите. Он долгие годы занимался грязной работой, чтобы иметь средства к существованию.
В возрасте 15 лет будущий мудрец начинает осознавать важность образования и приступает к изучению 5 искусств (чтение и каллиграфия, математика, ритуалы, стрельба из лука, езда на колеснице).
В 16-летнем возрасте Конфуций лишился матери. Сначала он похоронил ее на Дороге Пяти отцов Уфуцюй, чтобы потом иметь возможность похоронить рядом со своим отцом, о месторасположении могилы которого он на момент смерти матери ничего не знал. Янь Чжицзай решила не рассказывать об этом сыну. Но позже Конфуций узнал о месте захоронения отца — возле горы под названием Фаншань, после чего перенес к нему и прах матери.
В 19-летнем возрасте Конфуций женился. В браке родились сын Ли и 2 дочери. С сыном Конфуций имел напряженные отношения, из-за чего позже его ученики назвали своего «Учителя» строгим и требовательным к собственному сыну.
Овладев пятью искусствами, малоизвестный будущий мудрец получает должность в клане Цзи — становиться счетоводом и ответственным за скот.
Некоторые писатели того времени создали миф о том, что в этот период Конфуций встретился с Лао-Цзы в царстве Чжоу, основательных исторических подтверждений чему исследователи так и не нашли.
В 27 лет Конфуций получил достаточно высокую должность в царстве Лу — в главной кумирне, а в 30 лет у философа наконец появилась возможность открыть собственную школу.
Человеколюбие
Что же подразумевал под этим понятием Конфуций? По его мнению, чтобы стать таковым, китаец должен обладать пятью качествами характера: уметь держаться достойно и не попадать впросак, широтой кругозора завоёвывать толпу, внушать другим доверие, управлять с помощью милосердия и быть успешным за счёт собственной сообразительности. Но часто великий учитель признавался своим ученикам, что он не может назвать себя полностью человеколюбивым. Ведь эти качества – только верхушка айсберга.
Принципы конфуцианства всегда были более широки, чем казалось на первый взгляд. То же человеколюбие, по утверждению философа, – это не только способность любить и ценить людей. Это даже не гуманность как признание бесценности жизни индивида. Человеколюбие включает в себя понятия ответственности, наследия, поклонения традициям и многие другие.
Например, однажды Конфуций строго осудил человека, который вместо положенных трёх лет носил траур по родителям всего год. Философ назвал его аморальным и полностью лишённым человеколюбия.
Школа Конфуция
Открыв свою собственную школу, философ наконец начал реализацию своих основных идей.
Во-первых, он начал обучать в своей школе всех желающих за довольно скромную плату — связку сушеного мяса. Таким образом практически любой китаец мог получить доступ к обучению.
Как сообщается в исторических источниках, общее число учеников школы достигло 3 тысяч человек. При этом известно о 70 учениках Конфуция, ставших его преемниками на пути распространения идей, образовавших в итоге концептуальную основу конфуцианства, ставшего в итоге религиозным учением.
В некоторых источниках указывается число 72 ученика, но историки утверждают, что это лишь одна из многих попыток придать символизм истории жизни философа.
На протяжении работы школы Конфуций длительное время развивает свои учения, а также пытается найти великих правителей — «благородных мужей», которые смогут на практике реализовать его подход правильного управления.
Кроме того, в исторических документах существуют сведения о посещении школы известными общественно-политическими деятелями и руководителями отдельных царств и земель.
Основа построения человеческих отношений
Философствование Конфуция на тему взаимоотношений между людьми сводится к созданию наиболее доверительных, чутких человеческих связей. Избежание конфликтных ситуаций не было сущностью трактатов. Автор стремился к идеализации общества, в котором просто не кому будет конфликтовать. Каждого отдельного человека философ рассматривал членом большой семьи, где все почитают отца (правителя), как главенствующую личность.
Для того, чтобы понимать, доверять друг другу необходимо обладать таким качеством, как снисходительность, то есть способностью принимать и прощать не желаемое к себе отношение окружающих.
Каждый человек обладает как благородными личностными качествами, так и низменными. Понятие снисходительности заключается в одобрении первых, не замечанием вторых. Основная мысль о взаимоотношениях сводится к следующему: «Стоя высоко, будь снисходителен к подчиненным, оказавшись внизу, будь снисходителен к тем, кто смеется над тобой».
Поиски великих правителей
После создания собственной школы в 522 году до н.э. Конфуций обращается к разным правителям китайских царств, которые могли бы воплотить в жизнь его мировоззрение касательно принципов управления государством. В связи с этим Конфуцию приходится много путешествовать и становиться участником, а также жертвой интриг.
В 517 году до н.э., в возрасте 35 лет «Учитель» отправился в царство Ци, где в итоге задержался на пару лет, но в 515 году до н.э. вынужден был покинуть дворец правителя Ци — Цзин-гуна. Причиной ухода со двора правителя царства Ци послужило давление со стороны местного аристократического сословия.
Конфуций вернулся в Лу и, получив дипломатическую должность в 500 году до н.э., успешно работал на своем посту, пока не был спровоцирован представителями царства Ци при выполнении одного из ритуалов жертвенной церемонии.
После этого философ покинул свою должность в Ли, а в последующие годы много путешествовал. Около 14 лет заняли у Конфуция его посещения разных царств. Согласно исследованиям, он прошел не менее 9 больших дворов, общаясь с правителями и выполняя роль наставника.
Кроме этого, Конфуций в этот период собрал немало поклонников по всему Китаю.
Учение Конфуция
Главный образ, созданный Конфуцием, был образ учителя, который передает знания, а не создает их. В понимания философа и его последователей, учение конфуцианства берет истоки из почитания древности.
Древность, как ее понимают ученики школы китайского мудреца, является эталоном правильного образа действий.
В этом кроется и некоторая опасность концепции конфуцианства насчет поклонения древности, поскольку поступки легендарных правителей прошлого по умолчанию считаются верными, а все, что входит в конфронтацию с ними — ложное, неистинное. Хотя в то же время Конфуций признает, что главные примеры для подражания — древние правители Яо и Шунь — также не являлись идеальными и «совершенномудрыми», о чем встречаются записи в книге «Лунь-юй».
«Лунь-юй» — главный текст конфуцианства, книга, собравшая все основные высказывания Конфуция, имеющие отношение к его учениям.
В основе конфуцианства стоит определение двух типов людей:
- цзюнь-цзы — благородный человек, добродетельный муж, личностный эталон;
- сяо жэнь — маленький, простой человек, неспособный понять учение.
Обладающий добродетелями цзюнь-цзы должен иметь пять главных жизненных качеств, которые и стали основой для мировоззрения последователей великого мудреца и учителя.
Государственная этика
Так как учение должно было в первую очередь привести в порядок дела страны, оно имело и политический характер, основанный на этических принципах. Следует сначала воспитать человека, и тогда все остальное, включая политику, станет на круги своя. Надо проявлять больший интерес к душе народа, говорил философ. То есть решение важных аспектов правления империи учение Конфуция рассматривает через призму общества, где людской фактор играет основную роль.
Время показало, что это действительно работает. Самое трудное оказалось в следующем: заставить человек вести себя так, как того предполагают принципы этики и морали. Люди, даже те, которые хотят измениться в лучшую сторону, не сразу могут перевернуть свой внутренний мир с ног на голову. Часто это не получается. Другие же просто не хотят работать над собой. Потребовался особый подход, и Конфуций его отыскал. Он воспользовался поклонением китайцев культу предков. Образы ушедших в мир иной были более значимы и реальны, чем абстрактное небо. Известно, что легендарные предки – образ для подражания в Китае. Таким же символом нации стал впоследствии и сам Конфуций.
Добродетели и принципы конфуцианства
Пять добродетелей благородного мужа, согласно Конфуцию, также имеют некоторое отношения к стихиям, которых в Китая также насчитывается 5. Уже позже, после формирования и обоснования этих добродетелей им в соответствие начали ставить стихии.
Жэнь (человеколюбие) — главная добродетель в человеке, определяющая его способность придерживаться правильного баланса любви и ненависти. Жэнь можно определить, как стремление к статусу-кво: не делать другому человеку того, чего не хочешь, чтобы сделали тебе. Стихия — дерево.
Чжи (мудрость) — благодетель, которая помогает человеку не только принимать знания, но и реализовывать их на практике. Истинной мудростью, согласно Конфуцию, обладает лишь тот, кто «размышляет и учиться», поскольку первое без второго — губительно, а второе без первого — напрасная трата времени. Стихия — вода.
И (справедливость) — постулат, в некоторой степени уравновешивающий жэнь и исходит из него. Он указывает на необходимость соответствия внешней формы внутреннему знанию. Стихия — металл, символ прочности, прямоты, однозначности.
Ли (ритуал) — благодетель, отвечающая за нормативное поведение и выполнение предписаний, согласно которым устроено общество. Неподобающее ли должно оставаться вне пределов устоя общества, оно не должно вызывать интерес. Соблюдение ритуала — важнейшая основа сохранения баланса, которая выступает также нормативной предпосылкой конфуцианства, обуславливая важность действий каждого члена общества, находящегося на своем месте. Соответствует огню, энергии движения и роста общества.
Синь (искренность) — определяет меру осторожности в поступках. Этот постулат предвидит выполнение данного слова, а также необходимость исправления ошибок. Понятия стыда, радости или любых других естественных реакций в конфуцианстве — показательные. Земля в качестве стихии уравновешивает ли — во избежание высокомерия и лицемерия.
В конфуцианстве сформулировано также несколько важных понятий для полноты концепции.
Сяо (почтение) — важная особенность благородного мужа. Только почитая старших, руководителей, родителей можно стать благородным мужем, претендовать на то, чтобы стать достойным правителем. С другой стороны, родитель и правитель должны ощущать отцовскую любовь к младшим.
Тянь (небо) — самый достойный пример подражания в плане ритуала ли. Первыми подражателями стали Яо и Шунь, которые создали нормы и ритуал.
Дао (путь) — правильный путь, этический, порожденный человеком и небом. Цель человека в жизни — пройти этот путь.
Чжэн-мин (выправление имен) — самый важный критерий оценки человека и его добродетелей. Если поступки человека соответствуют его месту в обществе, то он носит правильное имя, название. Если человек ведет себя неподобающе, например, не как правитель, то он не может быть правителем. Здесь мысли апологетов конфуцианства переплетаются с постулатами меритократии. Важность чжэн-мин в учении Конфуция проявилась даже в том, как он подбирал учеников.
Пять постоянств
Каждый человек должен стремиться к праведной жизни. Для этого необходимо следовать определенным нравственным обязанностям. «Жэнь» — это противопоставление дикости, агрессии животных. Следуя этому, люди отказываются от жестокости в пользу сочувствия и любви. Символом является Дерево.
«И» — это справедливость и правдивость. Выступает в противовес эгоизму, придает строгость и твердость. Родителей стоит почитать в качестве благодарности за заботу. Символ — Металл.
«Ли» — это верность обычаям. Любая деятельность является полезной при условии того, что она направлена на сохранение устоев общества. Символ — Огонь.
«Чжи» — это рассудительность, которая снижает упрямство. Перед тем как начать действовать, стоит просчитать последствия. Ассоциируется с элементом Воды.
«Синь» — это добрые намерения, которые предупреждают лицемерие. Искренность, добросовестность и непринужденность украшают. Символ — Земля.
Все нравственные обязанности сочетаются друг с другом, дополняют и уравновешивают. Их развитие приводит к гармонии. Они сливаются в ритуале «Вэнь», который означает воспитанность. Под этим нельзя понимать что-то естественное или искусственно выведенное — Конфуций полагал, что это сочетание природных данных и целеустремленного труда.
Смысл и значение конфуцианства на Востоке
Конфуцианство дало старт многовековым процессам образования мощной идеологической подоплеки китайского общества. Также учения философа вышли далеко за пределы Поднебесной.
Постулаты конфуцианства коренным образом противоречат моизму, проповедующему «всеобщую любовь», предлагая обществу любовь справедливую, что делает конфуцианство более социализированным и менее утопичным, чем моизм.
С другой стороны, концепция последователей Конфуция опровергает необходимость придерживаться закона, к чему призывают сторонники легизма. В противовес «букве закона», можно сказать, конфуцианство открывает широкие возможности для соблюдения «духа закона».
Становясь основой к подходу управления, учение Конфуция коренным образом изменяет суть управления. Благодаря своему влиянию оно стало этико-политической нормативной основой китайского общества и утверждается на своих позициях, несмотря на все исторические, политические и экономические изменения мира в целом и Поднебесной в частности.
Смерть Конфуция и его наследие
Конфуция похоронили в родном Цюйфу в 479 году до н.э. Ему было 73, когда он умер, хотя некоторые исследователи пытаются доказать, что он умер в 72 года (сакральное число). Несмотря на это, имя философа навсегда останется в истории и памяти человечества.
Собрание «Лунь-юй» («Рассуждения и разговоры») — сегодня главный источник мудрости великого Кун-Цзы. Многие книги, которые приписывают ему, он не писал, или же об этом отсутствует достоверная информация.
Начиная со времен Хань (2 век до н.э. — 2 век н.э.) на его могиле и в построенном возле нее храме паломники совершают обряды и поклонение. Жизнь и наследие Конфуция привлекает интерес всего населения планеты на протяжении вот уже 2,5 тысяч лет, и скорее всего, будет оставаться актуальной и дальше, как минимум для 6,5 миллионов последователей конфуцианства в мире.
У истоков философии
Учение Конфуция, как и другие великие китайские религиозные и философские течения, зародилось в Китае в VI–V веках до нашей эры. Именно в это время на смену золотой эре государства приходят хаос и разруха. Был нарушен главный принцип империи «кто богат, тот знатен». Люди, не имевшие к аристократии никакого отношения, обладали богатством за счёт железа, которое начали активно добывать. Все это нарушило гармонию и спровоцировало междоусобицы.
Возобновить порядок должны были массовые течения и учения, которые возникали как грибы после дождя. Некоторые просуществовали всего пару десятилетий. Другие же – конфуцианство, даосизм, легизм – настолько прочно внедрились в культуру Китая, что просто невозможно представить сегодняшнюю страну без них. Таким образом, учение Конфуция на пустом месте не возникло. Во время разрухи и бедствий великий философ размышлял над принципами и методами, которые смогли бы навести порядок. И главным способом достижения гармонии, по его мнению, был сам человек, его воспитание, мораль и поведение.