Эрих Фромм: биография, семья, основные идеи и книги философа

Эрих Зелигманн Фромм – всемирно известный американский психолог и гуманистический философ немецкого происхождения. Его теории, хотя и берут начало в психоанализе Фрейда, фокусируются на индивидууме как на социальном существе, использующем способности к рассуждению и любви, чтобы выйти за рамки инстинктивного поведения.

Фромм полагал, что люди должны нести ответственность за свои собственные моральные решения, а не только за соблюдение норм, налагаемых авторитарными системами. В этом аспекте своего мышления он находился под влиянием идей Карла Маркса, особенно его ранних «гуманистических» мыслей, поэтому его философские работы относятся к неомарксистской Франкфуртской школе – критической теории индустриального общества. Фромм отвергал насилие, полагая, что благодаря сочувствию и состраданию люди могут подняться выше инстинктивного поведения остальной природы. Этот духовный аспект его мышления мог являться следствием его еврейского происхождения и талмудического образования, хотя он не верил в традиционного еврейского Бога.

Гуманистическая психология Эриха Фромма оказала на современников наибольшее влияние, хотя он и отстранился от ее основателя Карла Роджерса. Его книга «Искусство любить» остается популярным бестселлером, так как люди стремятся понять смысл «настоящей любви», настолько глубокой концепции, которую даже эта работа раскрыла лишь поверхностно.

Ранняя биография

Эрих Фромм родился 23 марта 1900 года во Франкфурте-на-Майне, в то время являвшимся частью Прусской империи. Он был единственным ребенком в ортодоксальной еврейской семье. Два его прадеда и дед по отцовской линии были раввинами. Брат его матери был уважаемым талмудистом. В 13-летнем возрасте Фромм начал изучение Талмуда, которое длились 14 лет, в течение которых он знакомился с социалистическими, гуманистическими и хасидскими идеями. Несмотря на религиозность, его семья, подобно многим еврейским семействам во Франкфурте, занималась торговлей. По словам Фромма, его детство проходило в двух разных мирах – традиционном еврейском и современном коммерческом. К 26 годам он отверг религию, потому что чувствовал, что она слишком противоречива. Тем не менее он сохранил свои ранние воспоминания о посылах Талмуда о сострадании, искуплении и мессианской надежде.

Два события в ранней биографии Эриха Фромма серьезно повлияли на формирование его взглядов на жизнь. Первое произошло, когда ему было 12 лет. Это было самоубийство молодой женщины, которая была другом семьи Эриха Фромма. В ее жизни было много хорошего, но она не могла найти счастья. Второе событие произошло в возрасте 14 лет – началась Первая мировая война. По словам Фромма, многие обычно добрые люди стали злобными и кровожадными. Поиск понимания причин суицида и воинственности лежит в основе многих размышлений философа.

Эрих Фромм и системные кризисы западного общества

Чтобы понять теорию гуманистического психоанализа Эриха Фромма, необходимо познакомиться с ним как с личностью, понять его корни, ситуацию, в которой он вырос, и развивающийся мир, составляющий его самую непосредственную реальность. Это позволит пролить свет на то, что служило руководством и вдохновением для его теорий.

Когда вы читаете его автобиографию « За пределами цепей иллюзий» и сосредотачиваетесь на его детстве и юности, легко заметить, что это были не совсем счастливые времена для него. Его отец был агрессивным бизнесменом, его мать страдала от хронической депрессии, и он воспитывался в соответствии с заметно строгими нормами православного иудаизма. За это время он испытал два определяющих момента.

Первым было самоубийство 25-летней женщины, в которую он был влюблен в детстве. Она была художником, который был очень близок к ее единственному члену семьи: ее отцу. Он внезапно умер, и через несколько дней она покончила с собой. Ее самоубийство заставило Фромма задуматься над тем, что заставляет людей пойти на такие крайности.

Вторым определяющим моментом стала вспышка Первой мировой войны, в которой тень национализма, радикализация масс и послания ненависти вошли в его жизнь.

Мир начал распадаться, и трещины не только создавали непреодолимые расстояния между различными державами, но и инициировали период системного кризиса во всем западном обществе. Все психологические, философские и социальные теории до этого момента должны были быть переформулированы в поисках ответов и объяснений среди такого хаоса.

Преподавательская деятельность в Германии

В 1918 году Фромм начал учебу в университете Иоганна Вольфганга Гете во Франкфурте-на-Майне. Первые 2 семестра были посвящены юриспруденции. Во время летнего семестра 1919 года он перевелся в Гейдельбергский университет, чтобы изучать социологию у Альфреда Вебера (брата Макса Вебера), Карла Ясперса и Генриха Риккерта. Диплом по социологии Эрих Фромм получил в 1922 г. и в 1930-ом завершил обучение психоанализу в Психоаналитическом институте в Берлине. В том же году он начал свою собственную клиническую практику и начал работать во Франкфуртском институте социальных исследований.

После прихода к власти в Германии нацистов Фромм бежал в Женеву и в 1934 г. – в Колумбийский университет в Нью-Йорке. В 1943 г. он помог открыть Нью-Йоркский филиал Вашингтонской школы психиатрии, а в 1945 г. – Институт психиатрии, психоанализа и психологии Уильяма Алансона Уайта.

Личная жизнь

Эрих Фромм был трижды женат. Его первой женой был Фрида Рейхманн, психоаналитик, которая приобрела хорошую репутацию благодаря своей эффективной клинической работе с шизофрениками. Хотя их брак завершился разводом в 1933 г., Фромм признавал, что она многому его научила. Они сохраняли дружеские отношения до конца жизни. В возрасте 43 лет Фромм женился на такой же, как и он эмигрантке из Германии еврейского происхождения Хенни Гурланд. Из-за проблем с ее здоровьем в 1950 году супруги переехали в Мексику, но в 1952 году жена умерла. Через год Фромм заключил брак с Аннис Фримен.

Жизнь в Америке

После переезда в Мехико в 1950 году Фромм стал профессором Национальной академии Мексики и создал психоаналитический сектор медицинской школы. Он преподавал там до выхода на пенсию в 1965 году. Фромм также являлся профессором психологии в Мичиганском государственном университете с 1957 по 1961 год и внештатным преподавателем психологии в аспирантуре искусств и наук в Нью-Йоркском университете.

Фромм снова меняет свои предпочтения. Являясь сильным противником войны во Вьетнаме, он поддерживает пацифистские движения в США.

В 1965 г. он завершил свою преподавательскую карьеру, но в течение еще нескольких лет читал лекции в разных университетах, институтах и других учреждениях.

Последние годы

В 1974 году он переехал в Мюральто, Швейцария, где скончался в своем доме в 1980 году, не дожив всего 5 дней до своего восьмидесятилетия. До самого конца своей биографии Эрих Фромм вел активную жизнь. Он имел собственную клиническую практику и издавал книги. Самое популярное произведение Эриха Фромма – «Искусство любить» (1956) – стала международным бестселлером.

Психологическая теория

В своей первой семантической работе «Побег из свободы», впервые опубликованной в 1941 г., Фромм анализирует экзестенциальное состояние человека. В качестве источника агрессивности, деструктивного инстинкта, невроза, садизма и мазохизма он не рассматривает сексуальную подоплеку, а представляет их попытками преодолеть отчуждение и бессилие. Представление Фромма о свободе, в отличие от Фрейда и критических теоретиков Франкфуртской школы, имело более положительную коннотацию. В его интерпретации она не является освобождением от репрессивного характера технологического общества, как, например, полагал Герберт Маркузе, а представляет собой возможность развивать творческие силы человека.

Книги Эриха Фромма получили известность как за его социальные и политические комментарии, так и за их философские и психологические основы. Его второй семантический труд «Человек для самого себя: исследование психологии этики», впервые опубликованный в 1947 г., был продолжением «Бегства от свободы». В нем он сосредоточился на проблеме невроза, характеризуя его как моральную проблему репрессивного общества, невозможность достичь зрелости и целостности личности. По мнению Фромма, способность человека к свободе и любви зависит от социально-экономических условий, но редко встречается в обществах, где преобладает стремление к разрушению. В совокупности эти работы излагали теорию о человеческом характере, которая была естественным продолжением его теории человеческой природы.

Самая популярная книга Эриха Фромма «Искусство любить» была впервые напечатана в 1956 году и стала международным бестселлером. В ней повторены и дополнены теоретические принципы человеческой природы, опубликованные в произведениях «Побег от свободы» и «Человек для самого себя», которые также повторялись во многих других крупных работах автора.

Центральной частью мировоззрения Фромма была его концепция «я» как социального характера. По его мнению, основной человеческий характер проистекает из экзистенциального разочарования тем, что он, являясь частью природы, испытывает необходимость подняться над ней благодаря способности рассуждать и любить. Свобода быть уникальной личностью пугает, поэтому люди склонны сдаваться авторитарным системам. Например, в книге «Психоанализ и религия» Эрих Фромм пишет, что для некоторых религия является ответом, не актом веры, а способом избежать невыносимых сомнений. Они принимают такое решение не по причине преданного служения, а в поисках безопасности. Фромм превозносит достоинства людей, предпринимающих самостоятельные действия, и использующих разум, чтобы установить свои собственные моральные ценности, а не следующих авторитарным нормам.

Люди эволюционировали в существа, осознающие себя, свою собственную смертность и бессилие перед силами природы и общества, и больше не являющиеся единым целым со Вселенной, как это было в их инстинктивном, дочеловеческом, животном существовании. Согласно Фромму, осознание отделенного человеческого существования представляет собой источник вины и стыда, и решение этой экзистенциальной дихотомии обнаруживается в развитии уникальных человеческих способностей любить и размышлять.

Одной из популярных цитат Эриха Фромма является его высказывание о том, что главная задача человека в жизни – родить самого себя, стать тем, кем он есть на самом деле. Его личность – важнейший продуктом его усилий.

Эрих Фромм: гуманистическая теория личности

Ни один теоретик не смог настолько выразительно обрисовать социальные детерминанты личности, как Эрих Фромм. Как представитель гуманистического направления, Фромм утверждал, что поведение человека может быть понято только в свете влияний культуры, существующих в данный конкретный момент истории. Он был убежден, что потребности, свойственные только человеку, эволюционировали в ходе истории человечества, а различные социальные системы, в свою очередь, оказывали влияние на выражение этих потребностей. С точки зрения Фромма, личность является продуктом динамического взаимодействия между врожденными потребностями и давлением социальных норм и предписаний. Он первым сформулировал теорию типов характера, основанную на социологическом анализе того, как люди в обществе активно формируют социальный процесс и саму культуру. Биографический очерк

Эрих Фромм (Erich Fromm) родился в 1900 году во Франкфурте, Германия. Он был единственным ребенком родителей-евреев. Фромм вырос, зная два разных мира – ортодоксальный еврейский и христианский, где он время от времени сталкивался с антисемитизмом. Семья Фромма была далеко не идеальной. Он описывал своих родителей как «очень невротичных», а себя как «невыносимо невротичного ребенка» (Funk, 1982).

Когда в Европе вспыхнула первая мировая война, Фромму было 14 лет. Хотя он был слишком молод, чтобы воевать, он был поражен окружавшей его людской иррациональностью и разрушительными наклонностями. Позднее он писал: «Я был глубоко озабоченным молодым человеком, которого мучил вопрос, как оказалась возможной эта война, а также желание понять иррациональность поведения человеческих масс и страстное желание мира и понимания между народами» (Fromm, 1962, р. 9). В ответах на эти вопросы видно огромное влияние Фрейда и Карла Маркса. Труды Фрейда помогли ему понять, что люди не сознают причин своего поведения. Читая Маркса, он усвоил, что социально-политические силы существенно влияют на жизнь людей.

В отличие от Фрейда, Юнга и Адлера, Фромм не имел медицинского образования. Он изучал психологию, социологию и философию, получил степень доктора философии в Гейдельбергском университете в 1922 году. Он продолжил свое психоаналитическое образование в Берлинском психоаналитическом институте. В 1934 году Фромм эмигрировал в Соединенные Штаты Америки, стремясь избежать нацистской угрозы. Он начал вести частную практику в Нью-Йорке. Первую свою книгу «Бегство от свободы» Фромм опубликовал в 1941 году. В ней он показал особое значение способов, какими общественные силы и идеологии формируют структуру характера индивидуума. Это направление, получившее развитие в большом количестве последующих книг, принесло Фромму членство в Международной психоаналитической ассоциации (Roazen, 1973).

В 1945 году Фромм стал сотрудником Института психиатрии Уильяма Алансона Уайта. В дальнейшем он читал лекции во многих университетах США и занимал должность профессора психиатрии в Национальном университете в Мехико с 1949 года до своего ухода в 1965 году. Вместе со своей женой Фромм в 1976 году перебрался в Швейцарию, где скончался от сердечного приступа в 1980 году.

Гуманистическая теория: основные концепции и принципы

Фромм стремился расширить горизонты психоаналитической теории, подчеркивая роль социологических, политических, экономических, религиозных и антропологических факторов в формировании личности. Его интерпретация личности начинается с анализа условий существования человека и их изменений, начиная с конца Средневековья (конец XV века) по наше время. По завершении своего исторического анализа Фромм сделал вывод о том, что неотъемлемой чертой человеческого существования в наше время является одиночество, изоляция и отчужденность (Fromm, 1941/1956). В то же время он был уверен в том, что для каждого исторического периода было характерно прогрессивное развитие индивидуальности по мере того, как люди боролись за достижение большей личной свободы в развитии всех своих потенциальных возможностей. Однако значительная степень самостоятельности и свободы выбора, которыми наслаждаются люди, живущие в современном западном обществе, были достигнуты ценой утраты чувства полной безопасности и появления ощущения личной незначимости. С точки зрения Фромма, перед сегодняшними мужчинами и женщинами стоит болезненная дилемма. Невиданная свобода от жестких социальных, политических, экономических и религиозных ограничений (как это имеет место сегодня в американской культуре) потребовала компенсации в виде чувства безопасности и чувства принадлежности к социуму. Фромм полагал, что эта пропасть между свободой и безопасностью стала причиной беспримерных трудностей в человеческом существовании. Люди борются за свободу и самостоятельность, но сама эта борьба вызывает чувство отчуждения от природы и общества. Люди нуждаются в том, чтобы обладать властью над своей жизнью и иметь право выбора, но им также необходимо чувствовать себя объединенными и связанными с другими людьми. Интенсивность этого конфликта и способы его разрешения зависят, согласно Фромму, от экономических и политических систем общества.

Механизмы бегства

Как люди преодолевают чувства одиночества, собственной незначимости и отчужденности, сопутствующие свободе? Один путь – отказаться от свободы и подавить свою индивидуальность. Фромм описал несколько стратегий, используемых людьми, чтобы «убежать от свободы». Первый из них – авторитаризм, определяемый как «тенденция соединить самого себя с кем-то или чем-то внешним, чтобы обрести силу, утраченную индивидуальным Я» (Fromm, 1941/1956, р. 163). Авторитаризм проявляется как в мазохистских, так и в садистских тенденциях. При мазохистской форме авторитаризма люди проявляют в отношениях с окружающими чрезмерную зависимость, подчиненность и беспомощность. Садистская форма, наоборот, выражается в эксплуатации других, доминировании и контроле над ними. Фромм утверждал, что у одного и того же индивидуума обычно присутствуют обе тенденции. Например, в высокоавторитарной военной структуре человек может добровольно подчиняться командам высших офицеров и унижать или жестоко эксплуатировать подчиненных. Второй способ бегства – деструктивность. Следуя этой тенденции, человек пытается преодолевать чувство неполноценности, уничтожая или покоряя других. По Фромму, долг, патриотизм и любовь – общераспространенные примеры рационализации деструктивных действий.

Наконец, люди могут избавиться от одиночества и отчужденности путем абсолютного подчинения социальным нормам, регулирующим поведение. Термин конформность автомата Фромм применял к человеку, который использует данную стратегию, благодаря чему он становится абсолютно таким, как все другие, и ведет себя так, как общепринято. «Индивидуум прекращает быть самим собой; он превращается в такой тип личности, какого требует модель культуры, и поэтому становится абсолютно похожим на других – таким, каким они хотят его видеть» (Fromm, 1941/1956, р. 208). Фромм полагал, что подобная потеря индивидуальности прочно укоренилась в социальном характере большинства современных людей. Как животные с защитной окраской, люди с конформностью автоматов становятся неотличимыми от своего окружения. Они разделяют те же ценности, преследуют те же карьерные цели, приобретают те же продукты, мыслят и чувствуют как почти каждый в их культуре.

Согласно Фромму, в противовес трем перечисленным механизмам бегства от свободы, существует также опыт позитивной свободы, благодаря которому можно избавиться от чувства одиночества и отстраненности.

Позитивная свобода

Фромм считал, что люди могут быть самостоятельными и уникальными, не теряя при этом ощущения единения с другими людьми и обществом. Он называл вид свободы, при которой человек чувствует себя частью мира и в то же время не зависит от него, позитивной свободой. Достижение позитивной свободы требует от людей спонтанной активности в жизни. Фромм отмечал, что спонтанную активность мы наблюдаем у детей, которые обычно действуют в соответствии со своей внутренней природой, а не согласно социальным нормам и запретам. В своей книге «Искусство любви» (1956/1974), одной из наиболее известных, Фромм подчеркивал, что любовь и труд – это ключевые компоненты, с помощью которых осуществляется развитие позитивной свободы посредством проявления спонтанной активности. Благодаря любви и труду люди вновь объединяются с другими, не жертвуя при этом своим ощущением индивидуальности или цельности.

Экзистенциальные потребности человека

До сих пор мы говорили о том, что Фромм описывает существование человека в терминах отделения от природы и изоляции от окружающих. Помимо этого, по его убеждению, в природе человека заложены уникальные экзистенциальные потребности. Они не имеют ничего общего с социальными и агрессивными инстинктами. Фромм утверждал, что конфликт между стремлением к свободе и стремлением к безопасности представляет собой наиболее мощную мотивационную силу в жизни людей (Fromm, 1973). Дихотомия свобода-безопасность, этот универсальный и неизбежный факт природы человека, обусловлен экзистенциальными потребностями. Фромм выделил пять основных экзистенциальных потребностей человека.

1. Потребность в установлении связей.

Чтобы преодолеть ощущение изоляции от природы и отчужденности, всем людям необходимо о ком-то заботиться, принимать в ком-то участие и нести ответственность за кого-то. Идеальный путь связи с миром осуществляется посредством «продуктивной любви», помогающей людям трудиться вместе и в то же время сохранять свою индивидуальность. Если потребность в установлении связей не удовлетворена, люди становятся нарциссичными: они отстаивают только свои эгоистические интересы и не способны доверяться другим.

2. Потребность в преодолении.

Все люди нуждаются в преодолении своей пассивной животной природы, чтобы стать активными и творческими созидателями своей жизни. Оптимальное разрешение этой потребности заключается в созидании. Дело созидания (идеи, искусство, материальные ценности или воспитание детей) позволяет людям подняться над случайностью и пассивностью их существования и тем самым достичь чувства свободы и собственной значимости. Невозможность удовлетворения этой жизненно важной потребности является причиной деструктивности.

3. Потребность в корнях.

Люди нуждаются в том, чтобы ощущать себя неотъемлемой частью мира. Согласно Фромму, эта потребность возникает с самого появления на свет, когда разрываются биологические связи с матерью (Fromm, 1973). К концу детства каждый человек отказывается от безопасности, которую обеспечивает родительская опека. В поздней зрелости каждый человек сталкивается с реальностью отрыва от самой жизни, когда приближается смерть. Поэтому на протяжении всей своей жизни люди испытывают потребность в корнях, основах, в чувстве стабильности и прочности, сходным с ощущением безопасности, которое в детстве давала связь с матерью. Наоборот, те, кто сохраняют симбиотические связи со своими родителями, домом или сообществом как способ удовлетворения своей потребности в корнях, не способны ощущать свою личностную цельность и свободу.

4. Потребность в самотождественности.

Фромм считал, что все люди испытывают внутреннюю потребность тождества с самими собой, – в самотождественности, благодаря которой они чувствуют свою непохожесть на других и осознают, кто они и что собой представляют на самом деле. Короче говоря, каждый человек должен быть способен сказать: «Я – это я». Индивидуумы с ясным и отчетливым осознанием своей индивидуальности воспринимают себя как хозяев своей жизни, а не как постоянно следующих чьим-то указаниям. Копирование чьего-либо поведения, доходящее даже до степени слепой конформности, не дает возможности человеку достичь подлинной самотождественности, ощущения себя собой.

5. Потребность в системе взглядов и преданности.

Наконец, согласно Фромму, людям необходима стабильная и постоянная опора для объяснения сложности мира. Эта система ориентации представляет собой совокупность убеждений, позволяющих людям воспринимать и постигать реальность, без чего они постоянно оказывались бы в тупике и были неспособны действовать целеустремленно. Фромм особо подчеркивал значение формирования объективного и рационального взгляда на природу и общество (Fromm, 1981). Он утверждал, что рациональный подход абсолютно необходим для сохранения здоровья, в том числе и психического.

Люди нуждаются также и в объекте преданности, в посвящении себя чему-то или кому-то (высшей цели или Богу), в чем заключался бы для них смысл жизни. Такое посвящение дает возможность преодоления изолированного существования и наделяет жизнь смыслом.

Рассматривая человеческие потребности в экономико-политическом контексте, Фромм утверждал, что выражение и удовлетворение этих потребностей зависит от типа социальных условий, в которых живет индивидуум. В сущности, возможности удовлетворения экзистенциальных потребностей, которые предоставляет людям определенное общество, формируют у них структуру личности – то, что Фромм называл «основными ориентациями характера». Более того, в теории Фромма, как и у Фрейда, ориентации характера человека рассматриваются как стабильные и не меняющиеся со временем.

Социальные типы характера

Фромм выделял пять социальных типов характера, превалирующих в современных обществах (Fromm, 1947). Эти социальные типы, или формы установления отношений с другими, представляют собой взаимодействие экзистенциальных потребностей и социального контекста, в котором живут люди. Фромм разделил их на два больших класса: непродуктивные (нездоровые) и продуктивные (здоровые) типы. К категории непродуктивных относятся рецептивный, эксплуатирующий, накапливающий и рыночный типы характера. Категорию продуктивных представляет тип идеального психического здоровья в понимании Фромма. Фромм отмечал, что ни один из этих типов характера не существует в чистом виде, поскольку непродуктивные и продуктивные качества сочетаются у разных людей в разных пропорциях. Следовательно, влияние данного социального типа характера на психическое здоровье или болезнь зависит от соотношения позитивных и негативных черт, проявляющихся у индивидуума.

Рецептивные типы

убеждены в том, что источник всего хорошего в жизни находится вне их самих. Они открыто зависимы и пассивны, не способны делать что-либо без посторонней помощи и думают, что их основная задача в жизни – скорее быть любимыми, чем любить. Рецептивных индивидуумов можно охарактеризовать как пассивных, доверчивых и сентиментальных. Если отбросить крайности, то люди с рецептивной ориентацией могут быть оптимистичными и идеалистичными.

Эксплуатирующие типы

берут все, что им нужно или о чем они мечтают, силой или изобретательностью. Они тоже неспособны к творчеству, и поэтому добиваются любви, обладания, идей и эмоций, заимствуя все это у других. Негативными чертами эксплуатирующего характера являются агрессивность, надменность и самонадеянность, эгоцентризм и склонность к соблазнению. К положительным качествам относятся уверенность в себе, чувство собственного достоинства и импульсивность.

Накапливающие типы

пытаются обладать как можно большим количеством материальных благ, власти и любви; они стремятся избегать любых поползновений на свои накопления. В отличие от первых двух типов, «накопители» тяготеют к прошлому, их отпугивает все новое. Они напоминают анально-удерживающую личность по Фрейду: ригидные, подозрительные и упрямые. Согласно Фромму, у них есть и некоторые положительные особенности – предусмотрительность, лояльность и сдержанность.

Рыночный тип

исходит из убеждения, что личность оценивается как товар, который можно продать или выгодно обменять. Эти люди заинтересованы в сохранении приятной внешности, знакомствах с нужными людьми и готовы продемонстрировать любую личностную черту, которая повысила бы их шансы на успех в деле продажи себя потенциальным заказчикам. Их отношения с окружающими поверхностны, их девиз – «Я такой, каким вы хотите меня видеть» (Fromm, 1947, р. 73).

Кроме предельной отстраненности, рыночная ориентация может быть описана с помощью следующих ключевых черт характера: оппортунистический, бесцельный, бестактный, неразборчивый в средствах и опустошенный. Их положительные качества – открытость, любознательность и щедрость. Фромм рассматривал «рыночную» личность как продукт современного капиталистического общества, сформировавшегося в США и западноевропейских странах.

В противоположность непродуктивной ориентации, продуктивный характер

представляет собой, с точки зрения Фромма, конечную цель в развитии человека. Этот тип – независимый, честный, спокойный, любящий, творческий и совершающий социально-полезные поступки. Из работ Фромма видно, что он рассматривал эту ориентацию как ответ на противоречия человеческого существования, присущие обществу (Fromm, 1955, 1968). В ней проявляется способность человека к продуктивному логическому мышлению, любви и труду. Благодаря продуктивному мышлению люди узнают, кто они такие, и поэтому освобождаются от самообмана. Сила продуктивной любви дает возможность людям горячо любить все живое на Земле (биофилия). Фромм определял биофилию с помощью таких качеств, как забота, ответственность, уважение и знание. Наконец, продуктивный труд обеспечивает возможность производства предметов, необходимых для жизни, благодаря творческому самовыражению. Результатом проявления всех вышеперечисленных сил, свойственных всем людям, является зрелая и целостная структура характера.

По существу, продуктивная ориентация в гуманистической теории Фромма – это идеальное состояние человека. Вряд ли кто-нибудь достигал всех характеристик продуктивной личности. В то же время Фромм был убежден, что в результате коренной социальной реформы продуктивная ориентация может стать доминирующим типом в любой культуре. Совершенное общество рисовалось Фромму таким, в котором находят удовлетворение базисные потребности человека (Fromm, 1968). Он называл это общество гуманистическим общинным социализмом.

Теория Фромма пытается показать, как обширные социокультурные влияния взаимодействуют с уникальными человеческими потребностями в процессе формирования личности. Его принципиальный тезис заключался в том, что структура характера (типы личности) связана с определенными социальными структурами. Придерживаясь гуманистических традиций, он также утверждал, что в результате радикальных социальных и экономических изменений можно создать общество, в условиях которого удовлетворялись бы и индивидуальные, и общественные потребности.

К сожалению, большинство теоретических убеждений Фромма, особенно его теория развития характера, были сформулированы настолько глобально, что они недоступны эмпирическому изучению. Фактически, было сделано очень мало подобных попыток (Maccoby, 1981, 1988). Изучение клинических случаев и наблюдения над другими культурами представляет собой единственный источник подтверждения его концепции. Тем не менее, книги Фромма не утратили своей популярности как в профессиональной среде, так и среди простых читателей во всем мире. Бесчисленное множество людей считают его убедительные и наталкивающие на размышления комментарии по широкому спектру социальных проблем созвучными современности.

Концепция любви

Фромм отделял свою концепцию любви от популярных понятий до такой степени, что его ссылка на нее стала практически парадоксальной. Он считал любовь скорее межличностной, креативной способностью, а не эмоциями, и он отличал этот творческий потенциал от того, что считал различными формами нарциссических неврозов и садомазохистских тенденций, которые обычно приводятся как доказательства «истинной любви». Действительно, Фромм рассматривает опыт «влюбленности» в качестве доказательства неспособности постичь истинную природу любви, которая, как он считал, всегда имеет элементы заботы, ответственности, уважения и знания. Он также утверждал, что мало кто в современном обществе уважает автономию других людей, а тем более объективно знает их реальные потребности и нужды.

Ссылки на Талмуд

Свои основные идеи Фромм часто иллюстрировал примерами из Талмуда, но его интерпретация далека от традиционной. Он использовал историю Адама и Евы как аллегорическое объяснение биологической эволюции человека и экзистенциального страха, утверждая, что, когда Адам и Ева ели от «древа познания», они осознали, что отделены от природы, все еще оставаясь ее частью. Добавив марксистский подход к этой истории, он интерпретировал непослушание Адама и Евы как оправданное восстание против авторитарного Бога. Удел человека, по словам Фромма, не может зависеть от какого-либо участия Всемогущего или любого другого сверхъестественного источника, но только своими собственными усилиями он может взять на себя ответственность за свою жизнь. В другом примере он упоминает историю Ионы, который не пожелал спасти жителей Ниневии от последствий их греха, как доказательство веры в то, что в большинстве человеческих отношений отсутствует забота и ответственность.

Философия Свободы Фромма

В первой главе книги Эрих Фромм поднимает вопрос о том, является ли свобода психологической проблемой. Изучая фашистские режимы и о, Фромм делает вывод о том, что «когда свобода подвергается нападению во имя антифашизма, угроза не меньше, чем когда атакует сам фашизм», ссылаясь на диктатуру итальянского или немецкого типа. Более того, для эффективной борьбы с фашизмом необходимо понять его природу, а борьба без понимания недостаточна и бесполезна. Развивая эту мысль, Фромм отмечает, что в то время, когда к власти пришел фашизм, люди не были готовы — ни практически, ни теоретически. Среди тех, кто «осмелился нарушить самодовольный оптимизм XIX века», автор называет Ницше, Маркса и Фрейда.

Затем Фромм представляет концепцию адаптации. Статическая адаптация — это возникновение новых привычек, в то время как характер человека остается неизменным. Фромм объясняет динамическую адаптацию на примере подчинения ребенка строгому отцу. Подавленная враждебность, которая может развиваться по отношению к отцу, становится динамическим фактором характера. Это может усилить страх ребенка перед отцом и тем самым привести к еще большей покорности; это может вызвать непредвиденное восстание против жизни в целом. Фромм далее определяет невроз как пример динамической адаптации к условиям, которые являются иррациональными для человека. Однако обратное обычно ложно: «…социально-психологические феномены, которые происходят в целых социальных группах и сопоставимы с невротическими, например, наличие выраженных деструктивных или садистских импульсов, иллюстрируют динамическую адаптацию к социальным условиям, которые являются иррациональными и вредными для взрослых.

Кроме того, Фромм ставит вопрос о том, что заставляет людей приспосабливаться практически ко всем условиям жизни и где лежат границы этой приспосабливаемости. Отвечая на этот вопрос, он различает приобретенные потребности (не присущие человеку с самого начала) и физиологические потребности (обусловленные человеческой природой). Чтобы удовлетворить потребности, человек должен работать, но условия его работы определяются обществом, в котором он родился. Оба фактора — потребность в жизни и социальная система — не могут быть изменены индивидом и определяют развитие его характеристик, обладающих большей пластичностью. Помимо физиологических потребностей, существует потребность в связи с внешним миром, которая не связана с физическим контактом, неудовлетворенность которым (моральная изоляция) приводит к развитию психологических расстройств.

По мнению Фромма, есть еще одна причина, по которой принадлежность к обществу является необходимой: субъективное самопознание. Способность мыслить позволяет человеку распознать себя как индивидуальное существо; осознавая свою отдельность, неизбежность болезни и старости, он не может не чувствовать своей ничтожности по сравнению с окружающим миром. Когда человек не может отождествлять себя с любой системой, которая направляет его жизнь и придает ей смысл, он перегружен сомнениями, которые в конечном итоге парализуют его способность действовать, то есть жить.

Основные идеи социальной психологии Фромма заключаются в том, что:

  • Индивид является продуктом исторической эволюции в синтезе с врожденными законами, но ни один из них не изолирует другой;
  • Индивид имеет физиологические потребности и избегает нравственного одиночества;
  • В процессе динамической адаптации индивид развивает набор стимулов, мотивирующих его чувства и действия;
  • Желание удовлетворить эти новые потребности становится силой, влияющей на процесс социального развития.

Основная идея книги, которую Фромм закладывает в основу своих исследований, заключается в следующем: «Человек вырастает из изначального единства с природой и с другими людьми, человек становится «личностью» — и чем дальше этот процесс идет, тем более категоричной становится альтернатива, с которой сталкивается человек». Он должен уметь воссоединиться с миром в спонтанности любви и творчества, или же он должен найти в себе силы через такие связи с этим миром, которые разрушат его природу и индивидуальность.

Гуманистическое кредо

В дополнении к своей книге «Душа человека: ее способность к добру и злу» Фромм написал часть своего знаменитого гуманистического кредо. По его мнению, человек, выбирающий прогресс, может найти новое единство благодаря развитию всех своих человеческих сил, которое осуществляется в трех направлениях. Они могут быть представлены отдельно или вместе как любовь к жизни, человечеству и природе, а также независимость и свобода.

Психология свободы

Во второй главе Фромм обсуждает концепцию, которая необходима для анализа вопроса о том, что означает свобода для современного человека. Эта концепция представляет собой утверждение о том, что свобода определяет существование человека как таковое, при этом концепция свободы развивается в той степени, в какой человек осознает себя как самостоятельное и отдельное существо. Фромм называет связи, существующие между индивидом и внешним миром до того, как процесс индивидуализации приведет к полному отделению индивида от первичных связей, и противопоставляет их тем новым связям, которые возникают после освобождения от первичных связей. В качестве примера он приводит ребенка, который в первые годы жизни привязан к матери, привязанность первобытного человека к племени, а средневекового — к церкви и классу, к которому он принадлежит.

Освобождение от первичных привязанностей сопровождается процессом осознания индивидуальности ребенка и появлением ряда разочарований, которые еще больше ускоряют переход. Для иллюстрации этого эффекта Фромм приводит выдержку из романа Р. Хьюза «Сильный ветер на Ямайке». Помимо замены одной привязанности другой, у ребенка, по словам Фромма, по мере его взросления развивается стремление к свободе и независимости. Чтобы прояснить природу этого стремления, автор рассматривает два аспекта процесса растущей индивидуализации: развитие и интеграцию физической, эмоциональной и интеллектуальной сфер — развитие личности, которое в первую очередь обусловлено социальными условиями. Вторым аспектом является растущее одиночество, которое сопровождает освобождение от первичных связей, которые ранее обеспечивали фундаментальное единство с внешним миром и ощущение полной безопасности. Возникающее стремление преодолеть чувство одиночества обычно приводит к формированию новых, отличных от первичных, связей: спонтанных связей с людьми и природой. Однако существует опасное отклонение, которое заключается в том, что человек, активно не желая формировать новые связи, пытается вернуться к прежним, а так как это физически невозможно, то эта подчиненность приводит к развитию в ребенке враждебности и бунтарства, направленного против народа, от которого он продолжает зависеть.

По мнению Фромма, разрыв между процессом индивидуализации, который является автоматическим, и процессом развития личности, который сдерживается рядом психосоциальных причин, приводит к сильному чувству изолированности, которое запускает психологические механизмы, которые автор называет механизмами побега. Далее, сравнивая степень инстинктивного развития у животных и человека, Фромм приходит к выводу, что существование и свобода человека неотделимы от начала, понимая свободу как отрицательную свободу от инстинктивной предопределенности действий. Отношения между человеком и свободой хорошо отражены в библейском мифе об изгнании из рая. Нарушение установленного порядка действительно является актом свободы — первым в истории человеческим актом. Таким образом, акт свободы (непослушания) напрямую связан с началом человеческой мысли. По мнению Фромма, процесс развития свободы носит диалектический характер: с одной стороны, это развитие человека, с другой стороны, это усиление изоляции, что приводит к усилению чувства беспомощности.

Вывод, который Фромм делает из третьей главы, выглядит следующим образом. Социальный процесс, определяющий образ жизни (отношение к людям и к труду), формирует характер индивида, который, в свою очередь, влияет на процесс социального развития; новый характер возникает и развивается в ответ на угрозу новых экономических сил и сам становится производительной силой, способствующей развитию нового экономического порядка.

Политические идеи

Кульминацией социальной и политической философии Эриха Фромма была его книга «Здоровое общество», опубликованная в 1955 году. В ней он выступал в пользу гуманистического демократического социализма. Основываясь прежде всего на ранних работах Карла Маркса, Фромм стремился вновь подчеркнуть идеал личной свободы, отсутствующий в советском марксизме, и более часто встречающийся в трудах либертарианских социалистов и либеральных теоретиков. Его социализм отвергает как западный капитализм, так и советский коммунизм, который он считал дегуманизирующим, бюрократической социальной структурой, которая привела к практически универсальному современному феномену отчуждения. Он стал одним из основателей социалистического гуманизма, продвигая ранние сочинения Маркса и его гуманистические послания США и западноевропейской общественности. В начале 60-х годов Фромм опубликовал две книги, посвященные идеям Маркса («Концепция человека Маркса» и «По ту сторону порабощающих иллюзий: моя встреча с Марксом и Фрейдом»). Работая над стимуляцией западного и восточного сотрудничества между марксистскими гуманистами, в 1965 г. он опубликовал сборник статей под названием «Социалистический гуманизм: международный симпозиум».

Популярна следующая цитата Эриха Фромма: «Точно так же, как массовое производство требует стандартизации товаров, социальный процесс требует стандартизации человека, и эта стандартизация называется равенством».

Философия психоаналитика

Эрих Фромм считал себя верным последователем идей Зигмунда Фрейда. Однако, по его мнению, классический фрейдизм следовало развивать дальше, поскольку он открыл многие тайны сущности человека и его психики, но не давал ответа на вопросы о том, каким человек должен быть и как ему нужно поступать. С помощью теории Фрейда Эрих Фромм попытался исследовать социальную и политическую жизнь людей.

Фромм утверждал, что человеческие страхи, влечения, желания являются не продуктами внутреннего развития человека, а следствиями воздействия культуры. По его мнению, человеку изначально не свойственны стремления повелевать и подчиняться, дружелюбие и враждебность, созидательность и разрушительность, гордыня, тяга к развлечениям, любовь к чувственным наслаждениям или страх перед ними и другие проявления психики; всё это, считал Фромм, является реакциями на определённые жизненные условия.

Главной темой исследований Эриха Фромма является, так сказать, проблема отчуждения индивида от общества. Фромм соединил фрейдизм с марксизмом и попытался дать глубинную характеристику и критику человека эпохи капитализма.

Стремление человека к индивидуальности при капитализме приводит к чувству одиночества и беспомощности. В этом кроются многие психологические проблемы людей; в этом, как считал Фромм, состоят даже причины многих неврозов. Их сущностью является борьба внутренней зависимости и стремления к свободе.

Эрих Фромм разделяет две «совести». Одна – внешняя, сформированная навязанными извне установками: воспитанием, государственной пропагандой, религиозным учением и др. Вторая – внутренняя, являющаяся внутренним голосом самого человека независимо от внешних обстоятельств. Задача человека – следовать как раз «внутренней совести», реализовывать свой собственный потенциал, а не подстраиваться под некие внешние стандарты; только тогда человек обретёт подлинную свободу и счастье.

В этом заключается предложенный психологом гуманистический психоанализ. Если большинство бытовавших тогда методов психотерапии основывались на приспособлении пациента к существующей реальности, экономической и социальной системе и господствующей культуре, то гуманистическое направление должно иметь целью раскрытие собственных возможностей личности, реализацию его собственного потенциала. Психотерапевт поэтому должен быть не «наставником по приспособлению», а в буквальном смысле «целителем души».

При этом «исцеление» должно предполагать изменение поведения человека: он должен стремиться не столько обладать чем-то, сколько давать. «Быть» — значит отдавать, созидать, а не брать. Эрих Фромм приводит символический пример: Синий стакан кажется нам синим потому, что он пропускает через себя лучи синего цвета и поглощает все остальные; следовательно мы называем его «синим» не на основании того, что он «забирает», а на основании того, что он отдаёт.

Фромм пересмотрел и идею Фрейда об эдиповом комплексе. Так принято называть неосознанное сексуальное влечение ребёнка к родителю противоположного пола и двойственное чувство к родителю своего пола.

Эрих Фромм считал, что Фрейд неправильно понял смысл античной легенды о царе Эдипе. По его мнению, истинный смысл эдипова комплекса кроется не в сексуальном влечении ребёнка к родителям, а в его реакции на давление родительского авторитета.

Не соглашался Эрих Фромм и с фрейдистским пониманием религии. Фрейд был убеждённым атеистом и трактовал религию как систему иллюзий. Фромм же считает, что в основе религии лежит стремление каждого человека систематизировать весь свой опыт, привести его к определённому порядку и составить из него некий идеалистический конструкт. Видимо, дело обстоит в том, что Фромм изначально рос в ортодоксальной религиозной семье и получил религиозное воспитание.

С другой стороны, Фромм критикует современные традиционные конфессии, поскольку они, по его мнению, способствуют не раскрытию внутреннего потенциала человека, а его ликвидации. Вместо того, чтобы учить верующих, что нужно делать и как это можно сделать лучше всего, современные религии лишь указывают, чего делать нельзя, и устанавливают настолько огромное количество запретов, что попросту лишают человека свободы.

Существующие религии Фромм разделяет на авторитарные и гуманистические. В первых человеку навязывается вера, что его жизнью и всем миром вокруг управляют некие «высшие силы», а сам он абсолютно беспомощен перед ними. В таких религиях добродетелью считается послушание, а стремление самостоятельно мыслить и действовать именуется страшным грехом. Чем больше превозносится бог, тем меньше уважения достаётся человеку. Такие религии, помимо всего прочего, приучают верующего к лицемерию, стремлению скрывать свои истинные мысли и чувства и подавлять их в себе.

Напротив, гуманистические религии помогают человеку реализовать свой внутренний потенциал и обрести гармонию с внешним миром. В таких религиях может существовать понятие «бога», однако его смысл совсем не такой, как в авторитарных культах. Примерами гуманистических религий Фромм считает буддизм, учение Сократа, культ Разума в эпоху Просвещения и др.

В свете своего учения рассматривает Эрих Фромм и явление любви. Он говорил, что любовь в современном мире превратилась в вещь, тогда как на самом деле она является процессом, актом, действием. В связи с этим существует истинная любовь – «любовь по принципу бытия» и ненастоящая любовь, то есть «любовь по принципу обладания».

Участие в политике

Биография Эриха Фромма отмечена его периодическим активным участием в политике США. Он вступил в Социалистическую партию США в середине 1950-х годов и делал все возможное, чтобы помочь ей представлять точку зрения, отличную от преобладающего в то время «маккартизма», которая лучше всего была выражена в его статье 1961 года «Может ли человек преобадать? Исследование фактов и вымысла во внешней политике». Однако Фромм, являясь соучредителем SANE, своим наибольшим политическим интересом видел международное движение за мир, борьбу против гонки ядерных вооружений и участия США во Вьетнамской войне. После того как кандидатура Юджина МакКарти не получила поддержки Демократической партии при выдвижении претендентов на пост президента США на выборах 1968 года, Фромм покинул американскую политическую сцену, хотя в 1974 г. для слушаний, проводимых Комитетом Сената США по международным отношениям, написал статью под названием «Замечания о политике разрядки».

Наследие

В области психоанализа Фромм заметного следа не оставил. Его желание обосновать теорию Фрейда эмпирическими данными и методами лучше удалось другим психоаналитикам, таким как Эрик Эриксон и Анна Фрейд. Фромм иногда упоминается как основатель неофрейдизма, но он оказал небольшое влияние на последователей этого течения. Его идеи в психотерапии имели успех в области гуманистических подходов, но он критиковал Карла Роджерса и других до такой степени, что изолировал себя от них. Теории Фромма обычно не обсуждаются в учебниках по психологии личности.

Его влияние на гуманистическую психологию было значительным. Его работы вдохновляли многих социальных аналитиков. Примером может служить работа Кристофера Лэша «Культура нарциссизма», которая продолжает усилия по психоанализу культуры и общества в неофрейдистских и марксистских традициях.

Его социально-политическое влияние завершилось вместе с его участием в американской политике 1960-х и начале 1970-х годов.

Тем не менее книги Эриха Фромма постоянно заново открываются учеными, на которых они оказывают индивидуальное влияние. В 1985 году 15 из них учредили Международное общество его имени. Количество его членов превысило 650 человек. Общество занимается поощрением научных работ и исследований, базирующихся на работах Эриха Фромма.

Побег от свободы: Ключевые идеи

Хотя Фромм принадлежит к числу психоаналитиков, его нельзя назвать последовательным последователем Фрейда и его теории. Еще в студенческие годы Фромм отмечает, что в то время как Фрейд пытается построить психоанализ на модели естественной, строгой науки, максимально приближенной к медицине, при препарировании анатомии человеческой психики он полностью отказывается анализировать человеческие, социальные явления в должном смысле этого слова и строить модели и идеалы, особенно в области этики.

Фромм во многом отдает дань марксистским представлениям о влиянии социального бытия на формирование личности, о роли общества в формировании его психологических структур, установок и мировоззрений. При этом Фромм не пытается отрицать одну из систем, чтобы угодить другой, а пытается их синтезировать, обеспечить такое понимание взаимосвязи между индивидом и обществом, которое не изображает индивида полностью противоположным обществом, постоянно борясь между давлением общества и его собственными желаниями, с одной стороны, и сохранением его собственной идентичности, автономии от общества и его определяющего влияния, как субъекта, действующего как индивида, определяющего свою судьбу.

Фромм раскрывает эту идею в своей книге «Бегство от свободы» как пример того, как меняется мировоззрение человека в ходе трансформации социальной реальности от феодализма средневековья к демократии капиталистического общества, и как человек, получив, казалось бы, безграничную свободу, сам отказывается от нее, порождая тем самым тоталитарные общества, подобные тем, что существуют в нацистской Германии. Следует отметить, что книга была опубликована в 1941 году, а сам Фромм был живым свидетелем социальных процессов, обеспечивших политическую победу нацизма в Германии.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]