В 1943 году в журнале Psychological Review была опубликована статья Абрахама Маслоу «Теория мотивации индивида». Его взгляды отличались от популярных в то время концепций психоанализа и бихевиоризма, которые основывались на поведении зверей и были умозрительными. Теория Маслоу базировалась на экспериментах с людьми, проводившихся в больничных условиях.
Кроме того, исследования Маслоу позволили впервые сформулировать позитивный взгляд на человеческую природу. Традиционная психология изучала людей с психическими отклонениями, тогда как Абрахам Маслоу исследовал поведение здоровых и реализовавшихся индивидов. Он уделял особое внимание таким проявлениям личности, как альтруизм, любовь, креативность.
Пирамида Маслоу
Очень часто встречаются изображения пирамиды потребностей Маслоу. Эта схема упрощенно изображает теорию мотивации. Нужно заметить, что Абрахам Маслоу не является автором рисунка. Впервые он встречается в немецкоязычной литературе 1970 годов.
Как правило, в основу теории мотивации по Маслоу включают пять типов потребностей.
- Органические (физиологические): голод, жажда, сон.
- Потребность в безопасности: защита от холода, комфортное жилье, избавление от страхов, уверенность в будущем, стабильность жизни, доверие к людям.
- Социальные: общение, совместная деятельность, дружба, любовь, принятие, взаимопонимание, привязанность, забота о других.
- Потребности в уважении и престиже: социальный статус, карьера, самоуважение, одобрение, признание.
- Духовные и нравственные: самовыражение через творчество, самоактуализация, познание.
Два нижних уровня иерархии, включающих органические потребности и необходимость в безопасности, обобщенно называют физиологическими или базовыми. Они образуют поведенческую доминанту. Эти нужды неизбежны, они обеспечивают выживание человека, поэтому они удовлетворяются в первую очередь. Только реализовав базовые потребности, человек будет способен думать о целях более высоких порядков. Очевидно, что люди свои желания реализуют постепенно, словно поднимаясь с одной ступени на другую, поэтому другое название теории мотивации — лестница Маслоу.
Краткий список потребностей состоит из пяти пунктов, но существует и более подробное разбиение пирамиды Маслоу.
- Физиологические.
- Потребности в безопасности.
- Потребность в принадлежности: общение, любовь, дружба, привязанность.
- Потребность в уважении: одобрение, признание, стремление к успеху.
- Познавательные: стремление к приобретению знаний и умений, исследовательский интерес.
- Эстетические: стремление к гармонии и порядку, чувство прекрасного.
- Потребность в самоактуализации: саморазвитие, реализация своих талантов.
В подробной классификации духовные и нравственные потребности личности разбиваются на три группы (познавательные, эстетические и потребности в самоактуализации).
Нарушенные потребности
Если какие-то потребности не удовлетворяются в достаточном для данного человека объеме – они считаются нарушенными и могут вызвать большие проблемы. Примеры следующие: отсутствие нормального сна мешает человеку работать, учиться думать, он хочет лишь спать, голод провоцирует искать еду и не думать ни о чем другом, физические увечья заставляют страдать и искать спасения от своей проблемы, все остальное человека не волнует. Порой даже если у человека нет в коллективе банального уважения, при этом есть деньги, должность, низшие потребности удовлетворены, то он может страдать даже из-за одной этой нарушенной потребности.
Самоактуализация
Абрахам Маслоу выделил особенности людей, которые близки к самоактуализации:
- адекватное восприятие реальности, ощущение комфорта в реальности;
- принятие себя и других, способность строить глубокие отношения;
- умение следовать своим желаниям;
- спонтанность действий, естественность и простота;
- способность фокусироваться на задаче;
- потребность в уединении;
- независимость;
- способность творить, способность дать свежую оценку происходящему;
- мистичность, могут находиться в высших состояниях;
- демократичность;
- способность разграничивать цели и средства, добро и зло;
- чувство юмора.
Достичь самоактуализации, по словам Маслоу, удаётся не всем. Люди часто не видят своего потенциала, боятся своих талантов и возможного успеха. Иногда раскрытию способностей препятствует окружение. Для развития нужна безопасная и дружелюбная среда.
Два образа жизни — дефицитарный и мета-образ
Исходя из наличия двух различных типов мотивации, было логично предположить, что поведение людей, ориентированных на каждый из этих типов, будет различаться, и в течении жизни они будут стараться реализовать разные стратегии поведения.
Эти два разных пути воплотились в понятии — о двух принципиально различных образах бытия, по аналогии с определяющими мотивациями, это дефицитарный и бытийный образы жизни.
Дефицитарный образ существования означает, что основная мотивация такого человека направлена на снижение психологического напряжения и удовлетворение импульсивных потребностей.
Как утверждал Маслоу, подобный человек является обычным респондентом, который, более или менее автоматически, реагирует на стимулы — позитивные и негативные подкрепления. Такой индивид, как правило, склоняется перед обстоятельствами — требованиями социального окружения и живет каждодневной рутинной жизнью, считая это совершенной нормой (все так живут). Типичное поведение д-респондента — отсутствие серьезного отношения к чему бы то ни было, стремление к приятным вещам и событиям, отторжение неприятного, формальное выполнение своей работы, отсутствие настоящего вдохновения в любом виде деятельности, потребительское отношение к окружающим людям и т.п. Благополучие здесь состоит в чувстве безопасности и удовлетворения своей жизнью. Такие люди всегда предпочитают синицу в руках и искренне недоумевают, когда встречаются с другими видами поведения.
В отличие от Д-жизни, Б-жизнь можно определить, как сознательные усилия по реализации максимума своих способностей и талантов, характерными чертами такой жизни является личное творчество, постоянный поиск, готовность идти на риск и дискомфорт ради достижения цели. Награда за такой образ жизни — новые и более глубокие переживания счастья, глубокого смысла существования, единства с миром.
Очень важной частью б-жизни по Маслоу является его концепция ВЕРШИННОГО ПЕРЕЖИВАНИЯ.
Это особый вид эмоционального опыта, переживаемый личностью как восторг, экстаз и благоговение. Такие переживания часто становятся причиной глубоких перемен в личности человека и могут повлечь радикальные изменения в жизни и в отношении к ней.
Одним из результатов такого переживания может стать состояние завершения, когда человек чувствует полную завершенность во всем и более не желает идти к каким либо целям и личным достижениям, находя счастье и покой в простой человеческой деятельности.
Несомненно, в этой идее можно уловить очевидное сходство с религиозным (мистическим) опытом и его результатами.
Согласно Маслоу, подобные переживания и путь к ним и являются характерными чертами подлинного бытия, к которому и следует стремится любому человеку, и только это способно дать личности подлинную награду в виде переживания единства всего сущего и осознания себя в этом единстве.
Похожие идеи и концепции, в более или менее явном виде, присущи всем направлениям гуманистической психологии, но, что более важно, помимо только теоретического воплощения, эти идеи во многом легли и в основы концепций гуманистического подхода по работе с клиентом.
Например, такой системы, как клиент-центрированная терапия Карла Роджерса.
СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ — ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ КАРЛА РОДЖЕРСА
Гибкость теории Маслоу
Изначально в теории мотивации утверждалось, что дальнейшее продвижение невозможно, пока не удовлетворены базовые потребности. Считалось, что в первую очередь человек использует все возможности, чтобы обеспечить себя и свою семью едой, чистой водой, безопасным жильём и так далее.
Позже Абрахам Маслоу говорил, что процесс реализации нужд личности не всегда поступательный, и обычный порядок может нарушаться. Нередко удовлетворение высших желаний начинается, когда ещё не реализованы низшие. Более того, Маслоу говорил, что некоторые потребности могут возникать одновременно. Например, человек может нуждаться и в безопасности, и любви, и в самоуважении. Далеко не у всех базовые потребности удовлетворены полностью, но это не мешает людям иметь желание быть полезным обществу или любить. Необязательно удовлетворять нужды более низкого уровня полностью, чтобы перейти на более высокий уровень пирамиды Маслоу.
Краткая предыстория
До начала ХХ века вся психология сводилась закрытию в больных в определенных учреждениях и вызовам священников (опционально — экзорцистов). Потом появился дедушка Фрейд.
Он заявил, что где-то внутри человека сидит Оно — бессознательное, и помогать с душевными проблемами можно, вытащив это бессознательное, пережив и осмыслив.
Откуда оно взялось при этом не уточнялось, поэтому психологи активно пользовались методом психоанализа, но не могли обосновать его. А наука предпочитает четкие объяснения.
К тому же у Фрейда большинство расстройств объясняется подавленными сексуальными переживаниями, а людям очень не хотелось оказаться теми, кем руководит всего лишь половой инстинкт.
Появившаяся вскоре теория бихевиоризма — поведенческой психологии — ушла недалеко. Её последователи считали, что психика человека — набор реакций на стимулы (к счастью, не только сексуальные). Требовалось такое объяснение, которое сделало бы человека чуть более человечным.
Им стала гуманистическая теория. Карл Роджерс заявил, что личность обладает уникальным опытом — «феноменальным полем», которая и отличает её от других.
Проблемы начинаются, когда это поле не совпадает с реальной действительностью. Маслоу развил эти идеи.
Как работает метод расстановок Берта Хеллингера? Читайте об этом здесь.
Применение теории Маслоу
Теории мотивации часто используются руководителями, которые стремятся повысить производительность своих сотрудников. Работы Абрахама Маслоу имели огромное значение при создании современных теорий мотивации.
Руководители должны понимать, что мотивация личности определяется многими потребностями. Чтобы мотивировать сотрудника, руководителю нужно дать ему возможность удовлетворения существующих потребностей.
- Социальные: командный дух на рабочих местах, периодические совещания, стимулирование социальной активности сотрудников.
- Потребность в уважении: интересная и содержательная работа, поощрение достигнутых результатов, продвижение по карьерной лестнице, профессиональное обучение и переподготовка.
- Потребности в самовыражении: позволить подчинённым полностью использовать их потенциал и развивать свои способности.
Только экономических стимулов многим людям недостаточно. Повышение заработка помогает удовлетворить лишь базовые потребности. Считается, что только беднейшие и бесправные слои населения руководствуются потребностями низших уровней.
Жизненный путь
Авраам Маслоу родился в 1908 году в Нью-Йорке, в районе Бруклина, в еврейской семье. Его родители эмигрировали из России. Его отец приехал в Соединенные Штаты очень молодым человеком и занимался изготовлением бочек для продажи. Позже Маслоу-старший позвонил своей будущей жене из России. В молодости Авраам был очень застенчив и очень нервничал. Он был способным, несчастным и одиноким мальчиком, который был настолько убежден в своем уродстве, что забрался в пустые вагоны метро, чтобы на него не смотрели.
В 18 лет Маслоу поступил в Городской колледж в Нью-Йорке. Его отец хотел, чтобы Авраам стал юристом, но сама мысль о юридической школе была невыносима для его сына. На вопрос отца, что он собирается делать, Авраам ответил, что хочет продолжить изучение «всего».
В юности Маслоу влюбился в свою двоюродную сестру и нашел оправдание, чтобы провести некоторое время со своей семьей. Пока он был там, он продолжал придавать своей кузине страстный вид, но не осмеливался прикасаться к ней. В 19 лет он, наконец, обнял своего двоюродного брата и пережил свой первый поцелуй в жизни. Позже Маслоу описал этот момент как один из пиковых переживаний в своей жизни. Тот факт, что его двоюродный брат не отверг его, чего он опасался, был огромным толчком к его все еще неуверенной самооценке. Через год они поженились, ей было 19, а ему 20. Брак и его увлечение психологией стали новым поворотом в жизни Маслоу.
Во время долгой болезни Маслоу помимо профессиональной деятельности стал заниматься семейным бочковым бизнесом. Его интерес к бизнесу и прикладной психологии в конечном итоге привел его к основанию «Евпсихиального менеджмента» (1965), работы, которая собрала мысли и статьи по менеджменту и промышленной психологии. Он написал эту работу летом, проведя в качестве приглашенного рабочего на небольшой фабрике электроники в Дель Маре, Калифорния.
В 1951 году Маслоу был приглашен в недавно открывшийся Университет Брандес недалеко от Бостона. Маслоу принял предложение и оставался там до 1968 года, занимая кафедру первой кафедры психологии и способствуя своей деятельностью развитию всего университета.
Во время карьеры Маслоу его новаторская работа почти всегда увольнялась как ненаучная и несовместимая с мейнстримом психологии. Но сам Маслоу был популярен среди коллег, и постепенно его работы стали цениться выше. В 1967 году Маслоу был избран президентом Американской психологической ассоциации, что удивило самого Маслоу. Он оставался на этой должности в течение года.
Маслоу показалось, что названия, данные различным школам психологии, слишком ограничены идеей направления дисциплины. «Гуманистическая психология не должна быть сказана. В прилагательном нет необходимости. Не думайте, что я против бихевиоризма. Я против доктринера… Я против того, что закрывает нам двери и отсекает возможности» (Maslow in: Hall, 1968, p. 57).
В январе 1969 года Маслоу ушел из Университета Брандеса; членство в научном обществе дало ему возможность полностью посвятить себя научной деятельности. В июне 1970 года, в возрасте 62 лет, Маслоу умер от сердечного приступа.
«Я — фрейдист, я — бихевиорист, я — последователь гуманистической психологии» (Маслоу, 1974, стр. 144).
Недостатки теории Маслоу
Концепции Маслоу привлекали к себе как сторонников, так и критиков. Последние считали, что выборки исследований слишком малы и по ним нельзя делать какие-либо обобщения. Составляя список черт личностей, движущихся по пути самоактуализации, Абрахам Маслоу выбирал активных и здоровых людей, таких как Авраам Линкольн, Элеонора Рузвельт, Альберт Эйнштейн. Такие люди, по его мнению, были успешны. Некоторые великие люди, например, Рихард Вагнер, не попали в исследование, потому что не обладали личностными чертами, которые ценил Маслоу.
Основная проблема теории иерархии потребностей личности в том, что нет возможности количественно измерить, насколько удовлетворены потребности человека. Теория Маслоу не универсальна, она не учитывает индивидуальные особенности развития личности. Для некоторых людей порядок иерархии потребностей меняется.
Благодаря тому, что теория мотивации построена во соответствии с определённой иерархией, её часто ассоциируют с пирамидой власти. Чем больше материальных ценностей у человека, тем больше удовлетворены его потребности и тем больше у него власти. Такая теория особенно популярна у людей с иерархическим мышлением. Они убеждены в том, что успех личности основывается на конкуренции. Ближе к вершине пирамиды и, соответственно, счастливее тот, кто активно и успешно конкурирует с другими.
Подобный взгляд на жизнь ведёт к тому, что люди стремятся получить как можно больше общепринятых вещей, таких как престижная работа, дорогое жилье, социальный статус. Многие верят, что большое количество достижений ведёт к счастью.
В современных теориях развития человека и общества конкуренция рассматривается как непродуктивный путь. Общественное развитие может быть более эффективным, если отказаться от конкуренции и поставить на первый план уникальность личности и её способность к проявлению своих талантов.
Основные принципы гуманистической психологии
Термин «гуманистическая психология» был придуман группой персонологов, которые объединились под руководством Маслоу в начале 1960-х годов, чтобы сформировать жизнеспособную теоретическую альтернативу двум основным интеллектуальным течениям в психологии, психоанализе и бихевиоризме. Гуманистическая психология не является строго организованной теоретической системой — ее лучше рассматривать как движение (т.е. специфическую группу теоретических подходов к личностной и клинической психологии).
Маслоу назвал свой подход психологией третьей силы. Несмотря на то, что взгляды сторонников этого движения представляют достаточно широкий спектр, они разделяют определенные базовые понятия о человеческой природе. Практически все эти понятия имеют глубокие корни в истории западной философской мысли (Durant, 1977). Гуманистическая психология глубоко укоренилась в экзистенциальной философии, разработанной такими европейскими мыслителями и писателями, как Сёрен Кьеркегор (1813-1855), Карл Ясперс (1883-1969), Мартин Хайдеггер (1889-1976) и Жан-Поль Сартр (1905-1980). Несколько видных психологов также оказали влияние на развитие гуманистического подхода к личности. Самые известные из них — Эрих Фромм, Гордон Олпорт, Карл Роджерс, Виктор Франкл и Ролло Мэй.
Экзистенциалистский взгляд на человека проистекает из конкретного и специфического осознания уникальности бытия отдельного человека, существующего в определенный момент времени и пространства. Экзистенциалисты считают, что каждый из нас живет как «существо в мире» и осознанно и болезненно осознает свое существование и конечное небытие (смерть). Мы не существуем вне мира, и мир не имеет смысла, если мы не живем в нем. Отвергая представление о том, что человек является продуктом либо наследственных (генетических) факторов, либо воздействий окружающей среды (особенно ранних), экзистенциалисты подчеркивают идею о том, что каждый из нас в конечном счете несет ответственность за то, кем и чем мы становимся.
Конечно, уникальный человеческий опыт свободы и ответственности за осмысление своей жизни — это не данность. Иногда свобода и ответственность могут быть тяжелым и даже пугающим бременем. С экзистенциалистской точки зрения, люди осознают, что они ответственны за свою собственную судьбу, и поэтому испытывают боль отчаяния, одиночества и страха. Только сами люди, брошенные в водоворот жизни в определенное время и место, несут ответственность за выбор, который они делают.
Для экзистенциалистов вопрос в том, можно ли жить подлинной (честной и искренней) жизнью в сознательной последовательности ее случайностей и неопределенностей. Поскольку экзистенциальная философия считает, что каждый человек ответственен за свои поступки, она обращается к гуманистической психологии… Гуманистические теоретики также подчеркивают, что каждый человек является главным архитектором своего поведения и жизненного опыта. Люди — это мыслящие существа, которые переживают, решают и свободно выбирают свои действия. Следовательно, гуманистическая психология берет на себя ответственного человека, который свободно выбирает из предложенных вариантов. Как о.
Важнейшее понятие, которое психологи-гуманисты взяли из экзистенциализма, — это понятие становления. Человек никогда не стоит на месте, он всегда становится. Старший студент колледжа решительно отличается от переодетого, хихикающего подростка, которым он был четыре года назад. И еще через четыре года он может сильно отличаться от других, поскольку учится новому образу жизни, например, становится родителем или делает профессиональную карьеру. Таким образом, как свободное существо, человек отвечает за реализацию как можно большего количества возможностей; только тогда, когда он выполняет это условие, он живет по-настоящему подлинной жизнью. С экзистенциально-гуманистической точки зрения, поиск подлинного существования требует большего, чем удовлетворение биологических потребностей и сексуальных или агрессивных побуждений.
Люди, которые отказываются становиться отказываются расти? они отрицают, что они сами содержат в себе все возможности полного человеческого существования. Для психолога-гуманиста такой взгляд — это трагедия и извращение того, какими могут быть люди, поскольку он ограничивает их возможности для жизни. Проще говоря, это ошибка для людей, чтобы отказаться от возможности сделать каждый момент своего существования как можно более полное удовлетворение и максимально использовать свои способности. Те, кто отказывается принять вызов создания достойной жизни, совершают то, что экзистенциалисты называют предательством.
Несмотря на то, что гуманистические психологи признают, что поиск подлинной и осмысленной жизни нелегок. Это особенно актуально в период глубоких культурных изменений и конфликтов, когда традиционные верования и ценности уже не являются адекватным руководством к жизни и поиску смысла в человеческом существовании. В бюрократическом обществе человек имеет тенденцию к обезличиванию и исчезновению в группе. Таким образом, многие люди становятся отчужденными и отстраненными — чужими для себя и других. Другим не хватает «мужества быть» — оторваться от старых закономерностей, настаивать на том, что у них есть, и искать новые и эффективные пути к лучшей самореализации.
Люди должны взять на себя ответственность за выбор и направление своей судьбы, потому что независимо от того, хотели они этого или нет, они пришли в этот мир, и они несут ответственность за человеческую жизнь — свою собственную. Уклоняться от свободы и ответственности — значит быть не аутентичным (не аутентичным), вести себя вероломно и, в конечном счете, жить в отчаянии от безысходности. Наконец, экзистенциалисты утверждают, что единственная «реальность», которую знает каждый, — это субъективная или личная реальность, а не объективная. Эту точку зрения можно обобщить как феноменологическую или «здесь и сейчас» тенденцию. Как экзистенциалисты, так и психологи-гуманисты подчеркивают важность субъективного опыта как основного явления в изучении и понимании человека.
Теоретические конструкции и внешнее поведение являются вторичными по отношению к непосредственному опыту и его уникальному значению для переживающего его человека. Так, Маслоу напомнил: «Ничто не заменяет опыта, абсолютно ничего» (Maslow, 1966, p. 45). В различных теоретических трудах Маслоу изложил свою интерпретацию того, что составляет гуманистическую теорию личности. Как скоро станет ясно, его персонологическое направление сильно отличается от теорий, которые преобладали в последние 50 лет, в частности, психоанализ и бихевиоризм. Но прежде чем подробно рассмотреть, что влечет за собой этот подход к личности, давайте рассмотрим ключевые элементы гуманистической психологии Маслоу.