ВОПРОС ╣ 14 Понятие о характере. Типы характера. Его черты, свойства

О характере человека рассуждают уже несколько тысячелетий. Еще древнегреческий писатель и ученый Теофраст в труде «Характеры» описал 31 их тип, каждый из которых определялся на основе доминирования той или иной черты. После него этой темой занимались Лев Выготский, Карл Юнг, Марк Бурно и другие известные ученые. Их разработки и стали основой характерологии.

Характерология – раздел психологии, задачей которого является описание типов характера, а также изучение его сущности, строения и развития. Кому могут понадобиться знания о характере человека?

  • Руководству компании – при найме новых сотрудников.
  • Менеджерам – для того, чтобы грамотно управлять коллективом, разрешать конфликты.
  • Профайлерам – для того, чтобы лучше понимать людей. Так что они нужны практически любому человеку, который хочет эффективно взаимодействовать с другими.

Характер

Считается, что некоторые черты являются ведущими, а другие – второстепенными. При этом они могут радикально контрастировать друг с другом, что образует цельные или противоречивые характеры.

В целом, характер проявляется в системе отношений человека с окружающей действительностью:

  • К другим людям: замкнутость или общительность, самоуверенность или самокритичность, приниженность или гордость.
  • К себе: самовлюбленность или скромность, агрессивность или дружелюбие, эгоизм или альтруизм.
  • К делу: леность или трудолюбие, добросовестность или недобросовестность, ответственность или безответственность.
  • К собственности: жадность или щедрость, расточительность или бережливость, неряшливость или аккуратность.

Характер обнаруживает зависимость от мировоззрения личности, ее убеждений и моральных принципов.

Степени выраженности каждого характера можно условно разделить на 3 уровня:

  1. Адекватный: выраженность черт человека находится на оптимальном уровне для его жизни – и это не мешает ни ему, ни его окружению.
  2. Акцентуированный: некоторые черты характера выражены ярко и могут мешать человеку в адаптации к окружающему миру. Такой характер можно исправить.
  3. Патологический: выраженные черты характера мешают окружающим людям и самому человеку, вредят адаптации в обществе и влекут частые нарушения социальных норм. Такого человека называют социальным психопатом (социопатом).

Если исходить из того, что норма – это поведение большинства людей, типичная реакция, тогда все, что не входит в это поведение, является не нормой. Нижним пределом будет патология, а между ними будет акцентуация, потому что она является промежуточной частью.

Введение

В отличие от понятия «личность» понятие «характер» охватывает как социально значимые, так и социально нейтральные стороны его поведения, Социально существенные поведенческие особенности индивида формируются по механизму обобщения тех способов поведения, которые дают наилучший приспособительный эффект в данной социальной среде. Поведение человека не предопределяется врожденными инстинктами. Но его действия должны совершаться с устойчивой направленностью и операциональной определенностью. Система свойств характера индивида как бы замещает у него систему инстинктов животных, обеспечивая цельность и последовательность, адаптивность поведения. Характер – мера уравновешенности внутреннего и внешнего мира, особенности адаптации индивида к окружающей его действительности. Характер определяет тип взаимодействия данного индивида с внешним миром.

В становлении характера, различных его сторон существенную роль играют критические требования среды, решающие обстоятельства, возникающие на жизненном пути человека, особенно в детские и юношеские годы. Однако поскольку характер связан с мировоззрением личности, интенсивное целенаправленное его формирование осуществляется ив зрелом возрасте. В раскрытие сущности и типологии характера существенный вклад внесли 3. Фрейд и Э. Фромм.

Семь радикалов характера

Данная методика была разработана психологом Виктором Пономаренко и описана в его книге «Практическая характерология». Названия свои радикалы (акцентуации) получили от терминов, которые используются в психиатрии.

Суть данной методики в том, что по внешним признакам (визуальная психодиагностика) можно определить составляющие характера – радикалы. То есть, вы в режиме реального времени можете сделать определенный вывод о характере человека, исходя из его манеры общения и внешнего вида.

Семь радикалов:

  • истероидный (демонстративный);
  • паранойяльный (целеустремленный);
  • шизоидный (странный);
  • эпилептоидный (два вида: возбудимый и застревающий);
  • эмотивный (чувствительный);
  • гипертимный (жизнерадостный);
  • тревожный (боязливый).

Рассмотрим каждый радикал отдельно.

Истероидный (демонстративный)

Обычно эти люди:

  • хотят нравиться окружающим;
  • ведут себя демонстративно и хотят быть замеченными;
  • склонны к манерности;
  • много разговаривают, обращая на себя внимание.

Мимика: эмоции выглядят гипертрофированно – если скорбь на лице, то обязательно вселенская, печаль со слезами, слишком широкие улыбки.

Одежда: вызывающая, яркая, экстравагантная.

Речь: экспрессивная и эмоциональная с драматическими паузами.

Жесты: акцентированные позы и картинные жесты.

Паранойяльный (целеустремленный)

Обычно эти люди:

  • уверенны, самоуверенны;
  • прислушиваются только к своему мнению;
  • стратеги, но не тактики;
  • их масштабы огромны, а цели глобальны.

Они идут по головам, руководствуясь принципом «Кто не с нами, тот против нас».

Мимика: уверенная, властная.

Одежда: опрятность, нет ничего лишнего.

Речь: менторский, уверенный тон.

Жесты: указывающие, рубящие, широкие.

Шизоидный (странный)

Это ярко выраженные интроверты, им присуще непредсказуемое поведение и творчество без шаблонов. Они сами решают, каким законам подчиняться, они «не такие как все». Часто отличаются несуразной внешностью.

Мимика: рассогласование жестов и мимики (сжатые кулаки, а на лице радость).

Одежда: негармонична и неаккуратна, нет четкого образа.

Речь: высокоинтеллектуальная, порой заумная.

Жесты: неловкие, несогласованные, угловатые.

Эпилептоидный (возбудимый)

Это жесткие, даже жестокие люди. Они всегда готовы вступить в бой и конфликт. Склонны слепо верить инструкциям, говоря: «Я всего лишь выполнял приказ».

Мимика: взгляд агрессивный, прямой, мимика скованная и мелкая.

Одежда: спортивный или подчеркнуто официальный стиль.

Речь: жесткая, медленная, вялая.

Жесты: тяжеловесные.

Эпилептоидный (застревающий)

Такие люди тяжело переключаются с одного на другое. Они пунктуальные, системные, прагматичные, неторопливые. Живут по принципу: «Мой дом – моя крепость», что касается и других аспектов их жизни. Если они называют вас другом, то никогда не предадут.

Мимика: уверенный, прямой, порой даже тяжелый взгляд.

Одежда: опрятная.

Речь: медленная, вялая.

Жесты: выверенные, четкие.

Эмотивный (чувствительный)

Такие люди обладают ярко выраженной добротой и эмпатией, поэтому умеют сопереживать другим. Они любят смотреть фильмы с эмоциональными сценами. Склонны избегать конфликтов, уступая собеседнику. Умеют слушать и часто не умеют перечить.

Мимика: неуверенная, слабая.

Одежда: приятная, мягкая, удобная.

Речь: тихая.

Жесты: плавные.

Гипертимный (жизнерадостный)

Эти люди любят жизнь во всех ее проявлениях, они оптимистичны и видят хорошее практически во всех ситуациях. Им присуще отличное чувство юмора. Они гибки при решении задач и умеют быстро переключаться с одного дела на другое.

Мимика: жизнерадостная, живая, энергичная.

Одежда: удобная, универсальная, не сковывающая движений.

Речь: увлеченная. Они могут говорить о чем угодно, главное – процесс и внезапные вспышки вдохновения.

Жесты: быстрые, бодрые.

Тревожный (боязливый)

Таким людям свойственна повышенная тревожность, они постоянно страхуются от ошибок, проверяют все по несколько раз. Боятся сами принимать решения, закрываются при общении. Имеют свои успокаивающие ритуалы (например, поплевать через плечо).

Мимика: неуверенная, слабая.

Одежда: закрытая, неяркая.

Речь: неуверенная, тихая.

Жесты: скованные, самоуспокаивающие.

Вам следует понимать, что приведенные выше примеры по Пономаренко – весьма условные, потому что многие люди демонстрируют разные радикалы, причем зависимо от ситуации. Однако некоторые выводы сделать можно. Учитесь наблюдать и анализировать – и тогда с опытом вы станете правильно интерпретировать поведение окружающих, делая на этом основании выводы о людях.

Желаем вам удачи!

Понравилась статья? Присоединяйтесь к нашим сообществам в соцсетях или каналу в Telegram и не пропускайте выход новых полезных материалов: TelegramВконтактеFacebook

Советуем также прочитать:

  • Сторителлинг
  • Методика «7 радикалов» Виктора Пономаренко. Можно ли определить характер человека по внешности?
  • Типология Бурно
  • Характер
  • Психологический портрет
  • Типы личности по социально-психологическим качествам
  • Типологии личности в психологии
  • Черная триада
  • Самопознание: как понять и использовать особенности своего характера
  • «Что в характере твоем?»
  • Условия формирования характера

Ключевые слова:1Самопознание, 4Профайлинг, 4Самопознание

Типы характера, их выраженность, «слабые места»

В настоящее время существует много классификаций характера. Особенно интересны и содержательны те, которые возникли в пограничной области на стыке психологии и психиатрии. В них заключен опыт талантливых ученых-клиницистов, которые непосредственно работали с людьми, наблюдали за их поведением, изучали биографии, беседовали с их родственниками, помогали в трудных жизненных ситуациях и проблемах. Здесь встречаются такие имена, как К. Юнг, Э. Кречмер, П. Б. Ганнушкин, К. Леонгард, А. Е. Личко, М. Е. Бурно, М. З. Дукаревич и др. Первые классификации содержали всего два типа (К. Юнг, Э. Кречмер), в наше время их гораздо больше.

Мы остановимся на восьми основных типах, которые с некоторыми вариациями встречаются у большинства авторов. Конкретные примеры и иллюстрации будут взяты из наблюдений тех же авторов, художественной литературы, собственного личного опыта и рассказов других людей.

Люди различаются по степени выраженности черт характера. У одного они сильно заметны, у другого как бы сглажены, смягчены. Знакомиться с характерами лучше всего на примерах его выраженных степеней (акцентуаций), что мы и будем делать в этой книге. Между прочим, такие выраженные характеры наблюдаются больше, чем у половины населения. Это значит, что в каждой семье с большой вероятностью найдется человек акцентированного характера. Если же говорить о подростках, то «острые углы» характера обнаруживаются у большинства из них, хотя обычно с годами сглаживаются.

Вообще нет плохих и хороших характеров. Каждый характер имеет свои сильные и слабые стороны. Сильные свойства обычно видны, они говорят сами за себя, а вот слабые часто надо еще распознать.

Разговор о слабых сторонах характера подводит нас к знакомству с очень важным понятием «слабого места» характера. Такое «место» означает повышенную чувствительность, или уязвимость человека по отношению к определенным условиям. Для разных характеров такие условия различны. Один человек с трудом переносит потерю внимания со стороны близких, другой — ограничение его свободы, а третий не выдерживает груза ответственности и завышенных ожиданий. Когда возникает нагрузка на слабое место характера, человек дает негативную реакцию. Это может выражаться по-разному, от замыкания в глухой обиде до «битья посуды» и истерик. Если нагрузки на слабое место повторяются часто и долго, то переживание неблагополучия усиливается, порой доводя человека до состояния «невозможности»: ребенок убегает из дома, супруги разводятся, сотрудник подает заявление об уходе.

Отсюда ясно, что знание «слабых мест» каждого характера имеет неоценимое практическое значение. Оно помогает грамотно вести себя с человеком, предотвращая излишние осложнения в семье и на работе, ошибки в воспитании ребенка. Мы будем обязательно останавливаться на слабых местах каждого характера при знакомстве с отдельными типами.

Роль конфликтных ситуаций в формировании характера

Наиболее глубокие, устойчивые изменения характера происходят после эмоциональных переживаний из-за конфликтов, происходящих в детстве. Яркий пример этому – переход ребенка из одной школы в другую. Смена группы общения, поиск компромисса между домом, где говорят «надо» и школой, где выступают с новыми требованиями. В таких ситуациях характер не только обнаруживается, но и формируется.

Исследования показывают, что среди опрошенных людей от 25 до 60 лет более 70% замечали изменения в своем характере еще в юношеском возрасте, при этом главным фактором был решающий поступок в критических обстоятельствах, не редко и в конфликтных ситуациях.

Именно какой выход из того или иного конфликта находил человек, зависело на какой поступок он решался: либо на тот, который отчуждал его от людей, либо тот, который сближал с коллективом. Не следует забывать о том, что поступок в таких ситуациях зависит от заложенного развития и воспитания, хотя, имея за спиной прекрасное воспитание и благоприятную среду, один и тот же человек может решиться на различные поступки. Из этого следует, что каждый сам формирует свой характер, исходя о решении того или иного поступка. Следовательно, формирование характера невозможно без самовоспитания.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]