Понятие характера в психологии. Типология характера. Акцентуированные типы характер .

Введение

В отличие от понятия «личность» понятие «характер» охватывает как социально значимые, так и социально нейтральные стороны его поведения, Социально существенные поведенческие особенности индивида формируются по механизму обобщения тех способов поведения, которые дают наилучший приспособительный эффект в данной социальной среде. Поведение человека не предопределяется врожденными инстинктами. Но его действия должны совершаться с устойчивой направленностью и операциональной определенностью. Система свойств характера индивида как бы замещает у него систему инстинктов животных, обеспечивая цельность и последовательность, адаптивность поведения. Характер – мера уравновешенности внутреннего и внешнего мира, особенности адаптации индивида к окружающей его действительности. Характер определяет тип взаимодействия данного индивида с внешним миром.

В становлении характера, различных его сторон существенную роль играют критические требования среды, решающие обстоятельства, возникающие на жизненном пути человека, особенно в детские и юношеские годы. Однако поскольку характер связан с мировоззрением личности, интенсивное целенаправленное его формирование осуществляется ив зрелом возрасте. В раскрытие сущности и типологии характера существенный вклад внесли 3. Фрейд и Э. Фромм.

Классификация людей по темпераменту

Мало кому известно, что основоположником определения типов личности является известный древнегреческий врач и философ Гиппократ. Будучи передовым врачом своего времени, он проводил множество интересных экспериментов.

Так как Гиппократ был сторонником материализма, он пытался найти связь между темпераментом и количеством содержания в организме одной из 4-х жидкостей: лимфы, крови, желтой и черной желчи.

Вследствие этого он представил 4 основных вида темперамента:

  • холерик;
  • флегматик;
  • меланхолик;
  • сангвиник.

По мнению Гиппократа в организме холериков преобладала желтая желчь, меланхоликов – черная желчь, флегматиков – лимфа, а у сангвиников – кровь.

По понятным причинам современная медицина не может всерьез относится к этим выводам знаменитого древнегреческого врача, который не оставил после себя никаких объяснений относительно того, как же ему удалось выявить такие закономерности.

Интересен факт, что Гиппократ сопоставлял характер человека с его физическим здоровьем. Он считал, что в нашем организме мысли, состояние органов и эмоции неразрывно связаны между собой.

В современной медицине и психологии существует такое направление, как психосоматика. Психосоматика («психея» — душа и «сома» — тело) изучает влияние психологических факторов на возникновение и течение соматических (телесных) заболеваний. Правильно подходя к решению этого вопроса, многим людям удалось избавиться от различных недугов, связанных с психосоматикой.

Понятие о характере.

Место характера в общей структуре личности

В переводе с греческого языка слово «характер» означает «печать», «оттиск», а в смысловом значении – отчетливо выраженную определенность, типичность поведения каждого человека.

Характер – система устойчивых мотивов и способов поведения, образующих поведенческий тип личности .

Формируясь в социальных условиях, испытывая влияние требований социальной среды, характер в своих динамических проявлениях связан с генетическими особенностями индивида, типом его высшей нервной деятельности. Однако из генетического арсенала индивид вычерпывает те его возможности, которые необходимы для разрешения системы жизненных задач.

Стержневой основой характера является ценностная направленность личности, интернализация (присвоение) личностью социально адаптированных способов поведения.

Характер – это судьба. Характер – не только устойчивые особенности поведения, но удовлетворенность индивида своей линией поведения, личностное санкционирование своего поведения. Отсюда непреодолимое стремление людей «показать» свой характер.

Проблема характера – проблема целостного охвата психических особенностей индивида.

Физиологическая сфера поведения индивида охватывается понятием «темперамент», социально обусловленная же сфера его поведения – понятием «характер». Темперамент соотнесен с природно-бессознательной сферой, со сферой эмоций, характер – с волевой сферой. Однако это взаимосвязанные сферы человеческой психики. Природная особенность индивида накладывает отпечаток и на его характер, т.е. и на социально сформированные способы его поведения.

Анализируя характер человека, необходимо различать эндогенные (внутренне обусловленные) и экзогенные (внешне обусловленные) его особенности. Но эти группы характериологических особенностей взаимосвязаны. Социальное наследование коррелирует с биологическим наследованием.

В характере закрепляются социально типическое своеобразие человека, особенности его социализации, воспитания.

Одни черты характера выступают как ведущие, определяющие характериологический облик личности. Другие могут быть второстепенными.

Многие черты характера формируются у человека очень рано. Сензитивным (наиболее чувствительным) периодом формирования базовых качеств характера является возраст от 2 до 10 лет. Этот период в жизни человека связан с интенсивным процессом его социализации на основе подражания социально одобряемым эталонам поведения. Положительный пример является здесь важнейшим средством формирования характера. Этот возрастной период отличается и высокой поведенческой активностью. Дети стремятся к активному формированию своих поведенческих возможностей. В связи с этим существенное воспитательное значение приобретает метод управления.

Средовые условия, одобрение и порицание различных форм поведения микросредой образуют основное русло формирования характера. Но характер – это и способность индивида, отстаивать свой стиль жизнедеятельности и свою жизненную позицию. Природа каждого индивида вступает в свои «сцепления» с действительностью. В этом взаимодействии внутреннего и внешнего возможны различные противоречия, внутриличностные конфликты. Только учитывая специфику взаимодействия внутреннего и внешнего у данного индивида можно организовать эффективные средовые условия, направленные на мобилизацию положительных качеств индивида и подавление его отрицательных качеств.

Иногда внешне ничтожное вмешательство в жизнедеятельность индивида приводит к кардинальным сдвигам его поведения – здесь воздействие оказалось направленным на сочленение «базовых плит» его души. «Никакого непосредственного вмешательства в образование характера не может быть… Непосредственное воздействие воспитателя на образование характера было бы так же нелепо и смешно, как если бы садовник вздумал содействовать росту дерева тем, что стал бы его механически тащить из земли вверх. Но садовник влияет на прорастание растения не непосредственно, вытаскивая его за верхушку из земли, а косвенно – через соответствующие изменения среды» .

Люди таковы, каковы устойчивые требования среды.

При коррекции негативных качеств характера воспитатель встречается с сопротивлением не только природы, но и затвердевшего пласта поведенческих реакций, приобретенных индивидом в предшествующем опыте, со сферой его подсознания. Ломка сложившихся стереотипов – это тяжелый нервно-психический труд. При этом возможны эмоциональные срывы и конфликты. Только глубокие жизненные кризисы, интимные процессы покаяния, внутреннего самопостроения ведут к кардинальным изменениям в характере человека.

Не существует среднего стандарта индивидуального поведения. Поведение каждого человека в тех или иных его проявлениях значительно отклоняется от средней нормы. Люди стремятся самореализоваться в наиболее подходящих для их характера сферах общения и деятельности.

Характер нельзя рассматривать лишь как систему закрепленных в опыте индивида исполнительских приемов поведения. В характере интегрируются все психические особенности индивида. Какие формы поведения отбираются индивидом? Это зависит не только от среды, но и от его эмоциональной и интеллектуальной организации. Затормаживаются и угасают те поведенческие проявления, которые попадают в сферу индивидуального самоосуждения. «Утверждаются» приемы, содействующие самовыражению индивида.

Формирование характера связано со способностью индивида к научению. В характере проявляются закономерности функционирования навыков и привычек. При этом существенное значение приобретает механизм переноса навыков, их упрочения в результате систематического функционирования.

В поведенческом опыте индивида могут накапливаться как адаптивные, так и дезадаптивные формы поведения (например, приобретенная беспомощность). А под культурными напластованиями в психике человека всегда «дышит» незатухающий вулкан древнейших природных образований. И чем труднее для данного индивида поведенческая ситуация, тем выше вероятность извержения этого вулкана. Нередко психическое состояние индивида настолько модифицирует проявления его характера, что порою человек не узнает сам себя.

Человек способен регулировать свой характер, произвольно приводя себя в психические состояния, адекватные текущей поведенческой ситуации.

Что такое личность

Личность – это человек, вступающий во взаимоотношения с окружением и проявляющий себя в процессе деятельности. Также это совокупность свойств, качеств, умственных способностей, физических и эмоциональных характеристик. Они делают человека индивидуальным и раскрываются в процессе взаимодействия с социумом.

Личность проявляется через привычки и предпочтения, использование накопленных знаний. Разные ситуации приводят к изменению поведения, человек определяет тактику, опираясь на опыт, полагаясь на эмоции. В зависимости от этого существуют разные типажи людей. Например, они разделяются по способности воспринимать информацию. Визуалы больше доверяют глазам, аудиалы – слуху, кинестетики – тактильным ощущениям.

Типология характеров

Под типологией характеров понимают классификацию типов характеров, которые чаще всего встречаются у людей. В свою очередь тип характера предполагает определенное, достаточно устойчивое сочетание определенных черт характера – такое, которое встречается в жизни чаще, чем другие возможные их сочетания .

Черт характера довольно много, как минимум около 150, и они могут сочетаться друг с другом в личности человека различными способами. В связи с этим, естественно, возникает вопрос: существуют ли типы характеров? Предполагается существование именно типичных сочетаний черт характера.

На него можно ответить утвердительно, и вот по каким причинам. Прежде всего, определенные, преимущественные сочетания черт характера в действительности существуют. Обычно друг с другом сочетаются, например, взаимно дополняющие черты характера человека, скажем, открытость, порядочность, принципиальность и честность. Речь может идти о сочетаниях черт характера, которые не противоречат друг другу. К примеру, в явном противоречии друг с другом могут находиться такие черты характера, как непорядочность и честность, и их сочетание вряд ли образует определенный тип характера человека. В характере человека обычно сохраняются, подкрепляя и поддерживая друг друга, такие черты, которые делают его целостной, гармоничной личностью, а его поступки последовательными.

Известно, что в характерах людей могут существовать и противоречия. Они появляются вследствие того, что одни черты характера человека оказываются не вполне совместимыми с другими. Это приводит к тому, что и в поведении человека начинают проявляться аналогичные противоречия и непредсказуемость.

Подобные противоречия вызывают неудовольствие со стороны окружающих людей, которые оказываются не в состоянии приспособиться к такому человеку. Кроме того, этот человек часто страдает сам и старается избавиться от тех противоречий, которые имеются в его характере. Указанные тенденции наряду с теми, которые были обозначены выше, также способствуют образованию типов характеров людей.

Следует заметить, что существует не только множество различных черт характера, но и немалое количество их всевозможных типов. Кроме того, в рамках различных теорий личности, например в русле теории черт (мы выше определили характер человека, исходя именно из этой теории), теории социальных ролей, психоаналитической теории и гуманистической теории, характер человека понимается по-разному. Например, в теории социальных ролей это будет типичное для конкретного человека сочетание жизненных ролей, которые порождают поступки, рассчитанные на оказание определенного влияния на людей. В психоаналитической теории характер человека определяется через соотношение Ид, Это и Суперэго, а также через предпочитаемые человеком защитные механизмы Эго. В гуманистической теории личности нет точного определения характера, но можно предположить, что оно связано с той или иной иерархией потребностей человека. Из сказанного вытекает, что возможны также типологии характеров людей, основанные на различных теориях личности.

Один из способов построения типологии характеров состоит в том, чтобы, наблюдая за достаточно большим количеством людей, внимательно изучать их характеры и затем, имея дело уже с самими характерами, попробовать разделить их на группы. При этом в одну группу могут объединяться характеры, похожие друг на друга и, вместе с тем, отличающиеся от характеров, включенных в другую группу.

Построенная подобным образом классификация или типология характеров фактически отражает типичные характеры, встречающиеся у той группы людей, за которой велось наблюдение. Она может как соответствовать, так и не соответствовать типичным характерам, встречающимся у всех без исключения людей. Многое здесь зависит от того, насколько та группа людей, за которой велось наблюдение, представляет всех людей, то есть является по отношению к ним репрезентативной. Подобным способом строятся, например, типологии характеров, основанные на обследовании с помощью психологических тестов некоторой совокупности людей с последующей статистической обработкой и обобщением полученных результатов.

Второй способ создания типологии характеров заключается в том, чтобы на основании каких-либо хорошо классифицируемых признаков разделить людей на группы, а затем изучить особенности характеров людей, входящих в эти группы. Эти особенности в обобщенном виде могут представлятъ собой типологию характеров.

Например, предполагая, что характер человека связан с его темпераментом, можно сначала разделить людей на группы в соответствии с их темпераментом, а затем типичные сочетания черт характера у людей с разными темпераментами рассматривать в качестве типов характера. Так была создана, например, типология характеров по Э. Кречмеру, в которой в качестве основания для первоначального разделения людей на группы послужили типы строения тела.

Третий способ построения типологии состоит в том, чтобы создать ее чисто теоретическим, умозрительным путем, опираясь на соответствующие научные представления о личности. К примеру, можно исходить из определения, согласно которому характер человека представляет собой определенное сочетание личностных свойств, среди которых можно выделить типичные сочетания свойств, построив на их основе соответствующую типологию характеров. Слабость такого подхода и соответствующей ему типологии может заключаться в том, что она строится умозрительным путем и может не соответствовать реальной жизни. Именно так была, например, создана типология характеров в русле психоаналитической теории личности, и именно такими недостатками она обладает.

Как видим, различные пути создания типологий характеров приводят к разным результатам. В этих условиях трудно определить, какая из предложенных типологий более правильная и точная, а какая нет. Действительно, сложившаяся на данный момент времени картина в этой области знаний такова, что в психологии сосуществуют различные по сути и по способу их создания типологии характеров людей, и трудно точно определить, какие из них ближе или дальше от истины. Ознакомимся с типологиями, которые получили наибольшее распространение и признание.

Немецкий врач-психиатр Э. Кречмер известен как создатель типологии конституций (строения тела человека), в которой были выделены три основные типа конституции: астенический, пикнический и атлетический. Первый тип конституции отличается слабым развитием всех основных составляющих организма – скелета, мышц, жирового покрова, люди данного типа обычно невысокого роста, худые и физически слабые. Второй тип конституции отличается средним ростом, средне развитым скелетом, хорошо развитыми жировым покровом и внутренними полостями организма, а также слабо развитыми мышцами. О таком человеке говорят, что он полный и достаточно упитанный, но физически слабый. Третий тип отличается средним или высоким ростом, хорошо развитыми мышцами, большой физической силой и гармоничным телосложением.

Э. Кречмера как врача интересовала прежде всего врожденная склонность людей с разными типами конституции к различного рода нервным и душевным заболеваниям, но, имея дело с многими пациентами в клинике, наблюдая за ними, он заметил, что существуют определенные различия в характерах людей, обладающих разными типами строения тела. В итоге появилась ставшая достаточно известной книга Э. Кречмера «Строение тела и характер человека», привлекавшая к себе повышенное внимание в течение нескольких десятилетий первой половины XX в.

В этой и других своих работах Кречмер высказывает и обосновывает гипотезу о том, что астеникам, пикникам и атлетикам свойственны типичные для них и отличающиеся черты характера. Так появилась первая в современной психологии типология характеров людей.

Астеникам Кречмер приписал следующие черты характера: аналитический ум, склонность к углубленному самоанализу, любовь к философии, к точным наукам, к религии, ограниченный, избирательный круг общения, склонность к одинокому образу жизни, относительное безразличие к окружающим людям, слабо выраженная эмоциональность.

Пикники, по Кречмеру, напротив, представляют собой достаточно эмоциональных людей, общительных, имеющих склонность к различного рода искусствам: живописи, музыке, театру, литературе. Они любят веселиться, развлекаться, получать от жизни удовольствия, часто являются душой разного рода компаний.

Атлетики – это люди с достаточно сильной волей, настойчивые, целеустремленные, упрямые. Какими-либо иными способностями они, по Кречмеру, не отличаются.

Автор данной типологии характеров людей был убежден в том, что характер человека является врожденным (в это время еще четко не различали темперамент и характер человека), и его убеждение соответствовало общей научной тенденции начала XX в. – искать и обязательно находить биологические основы человеческой психики.

Однако точные статистические данные и расчеты, касающиеся связи строения тела и характера человека, полученные вскоре после появления учения Кречмера, оказались неутешительными. Выяснилось, во-первых, что достаточно большое количество людей нельзя определенно отнести к тому или иному, выделенному Кречмером, типу строения тела, во-вторых, что большинство людей имеет так называемые смешанные типы конституции, то есть особенности строения тела, принадлежащие разным конституционным типам. В-третьих, оказалось, что даже те люди, которые обладают ярки выраженными чертами вполне определенного конституционного типа, зачастую обладают вовсе не теми чертами характера, которые им приписал Кречмер. В итоге под влиянием достаточно серьезной и основательной критики концепция Кречмера была к середине XX в. признана ненаучной, и интерес к ней постепенно иссяк, по крайней мере в научных кругах.

Однако спустя примерно 30 лет, во второй половине XX в. в связи с развитием психогенетики научный интерес к идеям немецкого врача-психиатра вновь возродился. Оказалось, что в целом Кречмер был все-таки прав: между строением тела и характером человека действительно может существовать определенная зависимость, которая, правда, является не прямой, причинно-следственной, а косвенной, статистической.

Выяснилось, что существует генетическая предрасположенность к определенным видам психических заболеваний и у людей, страдающих соответствующими болезнями, например шизофренией и маниакально-депрессивным психозом, наблюдаются типичные изменения в характерах, очень напоминающие типы характеров, описанные Кречмером.

Поскольку тип строения тела человека на самом деле является врожденным, а люди с определенным типом строения тела чаще, чем другие, страдают определенными нервными и психическими заболеваниями, то можно предполагать, что общий генетический фактор влияет как на тип строения тела, так и на склонность человека к некоторым заболеваниям и делает весьма вероятным появление у соответствующего человека определенных акцентуированных черт характера.

Способности

Важными особенностями личности считаются способности, которые определяют индивидуальный стиль деятельности и являются основой ее успеха. Есть также качества, которые обеспечивают возможность взаимодействия с другими людьми и необходимы, чтобы завоевать уважение и авторитет у окружающих.

Способности и задатки

Способности – это сложная система качеств и свойств человека. Биологической основой их являются задатки, то есть врожденные физические и психические характеристики, в том числе свойства темперамента. Но не только. Часто задатки связаны с психофизиологическими особенностями организма, они даны человеку от рождения и необходимы для успеха в той или иной деятельности. Но не гарантируют его.

Например, музыкальный слух требуется музыканту, а высокая чувствительность зрительного анализатора – художнику. Но одного этого для овладения деятельностью, тем более для достижения успеха недостаточно. Для этого нужно развивать способности, а это возможно только в деятельности и требует вложения труда и волевых усилий. Мастерство – это не данный природой или Богом дар, а, прежде всего, труд и упорство.

Можно ли развить способности при отсутствии природных задатков? Это очень сложный вопрос, однозначного ответа на него нет. Несомненно, при отсутствии нужных качеств овладеть деятельностью будет сложнее, это потребует больше усилий и, возможно, достижения будут не столь впечатляющи. Но в последнее время все больше психологов поддерживают идею о том, что упорный и настойчивый человек может научиться всему. Главное – дать ему правильные приемы обучения. То есть чтобы научить рисовать любого человека, надо просто знать, как правильно учить.

Виды способностей

Все многообразие человеческих способностей принято разделять на два вида: общие и специальные.

К специальным относятся такие качества, которые требуются для овладения конкретной деятельностью, как, например, музыкальный слух для игры на музыкальных инструментах или фонетический слух для изучения иностранных языков. Для занятия спортом нужна выносливость и подвижность, а для работы с детьми – чувство эмпатии.

Общие способности не менее разнообразны, потому что необходимы в самых разных сферах деятельности. В первую очередь, к ним относятся умственные способности или уровень интеллекта. Хоть интеллект считается врожденной характеристикой человека, умственные способности требуют своего развития, в том числе качества памяти, внимания, мышления, а также волевой сферы и рефлексии.

Иногда высокий уровень умственных способностей в сочетании с обучаемостью называют одаренностью. Это качество человека может компенсировать недостаток у него каких-то специальных способностей и позволить добиться успеха во многих видах деятельности.

Как бы ни были ценны способности, но они только потенциал, возможность для дальнейшего развития и совершенствования человека. Это же можно сказать и о других индивидуально-психологических особенностях. Каждый индивид имеет возможность стать уникальной, неординарной, талантливой личностью, но для этого нужно знать свои психологические особенности, свои сильные и слабые стороны и активно заниматься саморазвитием.

Использование знаний о характере в практике профессионального общения сотрудников ОВД

Сотрудники органов внутренних в практике профессионального общения могут использовать типологии характеров, созданные К. Леонгардом и А. Личко.

Немецкий врач-психиатр К. Леонгард и русский врач-психиатр А. Личко в середине XX в. предложили свои типологии характеров людей. Леонгард распространил созданную им типологию на взрослых, а Личко адресовал ее подросткам и юношам. Оба врача в основу своей типологии положили представление о типичных случаях проявления у людей акцентуированных черт характера, причем описания и терминологические определения соответствующих типов характеров у обоих авторов достаточно близки.

К. Леонгард выделил 12 типов акцентуированных характеров, которые часто встречаются у людей, больных различными неврозами . Это – следующие типы:

1. Гипертимный тип. Для него характерны повышенная общительность, эмоциональность, нарушения логики мышления (частые отклонения в ходе разговора от первоначальной темы общения), нередкие конфликты с

окружающими людьми из-за несерьезного отношения к своим обязанностям. Наиболее часто встречающиеся отрицательные черты характера данного типа людей следующие: легкомыслие, склонность к аморальным поступкам, повышенная раздражительность, прожектерство. Вместе с тем, людям этого типа свойственны следующие положительные черты характера: энергичность, инициативность, оптимизм.

2. Дистимный тип. Он отличается необщительностью, немногословием, преобладающим плохим настроением, избегает шумных компаний, предпочитает быть один, находиться дома, вести замкнутый образ жизни, редко

вступает в конфликты с окружающими людьми. Наряду с этим высоко ценит дружбу, серьезен, справедлив и добросовестен.

3. Циклоидный тип. Отличается частой, периодической сменой настроения, манеры общения с людьми. В периоды хорошего настроения люди такого типа общительны и добры, а в периоды плохого настроения бывают замкнутыми и злыми.

4. Возбудимый тип. Быстро возбуждается, часто выходит из себя, склонен к хамству, причем в конфликтах с людьми является активной, провоцирующей стороной. Часто бывает раздражительным, угрюмым, необщительным. В нормальном состоянии обладает рядом положительных черт характера: добросовестность, аккуратность, любит животных и маленьких детей.

5. Застревающий тип. Отличается склонностью к нравоучениям, негибкостью мышления и упрямством. В конфликтах нередко является активной стороной, инициатором. Обидчив, подозрителен и мстителен.

Иногда чрезмерно самонадеян, предъявляет непомерные требования к людям. Может обладать следующими положительными чертами: справедливостью, стремлением к хорошим результатам в работе.

6. Педантичный тип. Ведет себя как бюрократ, предъявляя людям много чисто формальных требований. Иногда изводит домашних чрезмерными претензиями на аккуратность. Его привлекательные черты характера: добросовестность, аккуратность, надежность и ответственность в делах.

7. Тревожный тип. Неуверенный в себе, робкий и малообщительный, с преобладанием плохого настроения. Редко конфликтует с окружающими людьми, выступая в конфликтах в основном в пассивной роли. Нередко имеет следующие положительные черты характера: дружелюбие, самокритичность, добросовестность, исполнительность. Такие люди вследствие своей незащищенности нередко являются мишенями для шуток, «козлами отпущения».

8. Эмотивный тип. Чрезмерно эмоционален, слезлив. Имеет достаточно узкий, ограниченный круг общения. Однако людей, с которыми близко общается» такой человек понимает с полуслова. Редко вступает в конфликты с окружающими, обиды носит в себе. Положительные черты характера: доброта, сострадание к людям, чувство долга, исполнительность.

9. Демонстративный тип. Самоуверенный, имеет завышенные притязания, провоцирует конфликты, но при этом сам активнее защищается, если на него нападают. Характеризуется легкостью в установлении контактов, стремлением к Лидерству, жаждой власти и похвалы. Нередко эгоистичен, лицемерен, хвастлив, отлынивает от работы. Обладает также следующими положительными чертами характера: обходительность, способность увлекать других людей, артистичность, неординарность поступков и мышления.

10. Экзальтированный тип. Отличается высокой контактностью и общительностью, словоохотливостью и влюбчивостью. Привязан и внимателен к друзьям и близким. Часто вступает в споры с людьми, но не до водит дело до конфликта. Подвержен сиюминутным настроениям и панике. Другие положительные особенности: имеет хороший вкус, проявляет сострадание к людям, обладает искренними чувствами.

11. Экстравертированный тип. Отличается высокой контактностью, имеет массу знакомых и друзей. Словоохотлив, проявляет интерес ко всему. Редко вступает в конфликты с окружающими людьми, играя в них

обычно пассивную роль. Не претендует на лидерство, уступая его другим людям, предпочитает подчиняться другим и находиться в тени. Неприятные черты характера: легкомыслие, необдуманность поступков, подверженность влиянию других людей, страсть к развлечениям, к участию в распространении слухов и сплетен. Располагает такими положительными чертами характера, как внимание к людям, готовность выслушать, помочь, исполнительность.

12. Интровертированный тип. Отличается замкнутостью, низкой контактностью, склонностью к философствованию, оторванному от реальности. Любит одиночество, редко вступает в конфликты с окружающими людьми, причем лишь тогда, когда кто-то пытается бесцеремонно вмешиваться в его жизнь. Отрицательные черты характера: упрямство, негибкость мышления, упорное отстаивание своих, не всегда правильных, идей. Обладает также такими привлекательными чертами характера, как сдержанность, наличие твердых убеждений, принципиальность.

В типологии характеров А. Личко представлены одиннадцать типов акцентуированных характеров подростков :

1. Гипертимный тип. Отличается общительностью, подвижностью, склонностью к озорству. В происходящие вокруг события вносит много шума, любит шумные компании сверстников. Неусидчив, недостаточно дисциплинирован, учится неровно, при общих достаточно хороших способностях. Настроение всегда приподнятое. С взрослыми людьми, с родителями и учителями, нередко провоцирует конфликты. При большом разнообразии увлечений такие подростки могут быть поверхностными и изменчивыми. Они нередко переоценивают свой возможности, являются самоуверенными, любят прихвастнуть, стараются производить, хорошее впечатление на окружающих.

2. Циклоидный тип. Отличается повышенной, периодически наступающей раздражительностью, склонности к апатии, которая также появляется время от времени. Подростки данного типа предпочитают оставаться дома вместо того, чтобы находиться в шумных компаниях среди сверстников, на улице или вне дома. На замечания в свой адрес реагируют крайне раздражительно, тяжело переживают происходящие с ними неприятности.

3. Лабильный тип. Крайне изменчив и непредсказуем в своем настроении, причем поводы для смены настроения могут оказаться самыми незначительными. Вместе с тем, подростки этого типа хорошо понимают и чувствуют отношение к себе со стороны окружающих людей.

4. Астеноневротический тип. Характеризуется повышенной капризностью и мнительностью, утомляемостью и раздражительностью особенно в моменты выполнения сложной умственной работы.

5. Сензитивный тип. Этому типу людей свойственна повышенная чувствительность к людям и к человеческим отношениям. Они не любят больших, шумных компаний, азартных игр, обычно бывают робкими и застенчивыми и нередко производят впечатление замкнутости. В действительности же такие подростки бывают вполне открытыми и общительными, но только в узком кругу близких, хорошо знакомых людей. Общению со своими сверстниками часто предпочитают общение с взрослыми людьми и с малышами. Отличаются послушанием и привязанностью к своим родителям. У них довольно рано обнаруживается выраженное чувство долга, высокие моральные требования к себе и к окружающим людям, повышенное старание и усердие.

6. Психастенический тип. Подростки такого типа отличаются ранним и ускоренным психологическим развитием, нередко обгоняя в развитии своих сверстников. Они склонны к размышлениям, к самоанализу. Самоуверенность у них нередко сочетается с нерешительностью, а безапелляционность суждений — с их непродуманностью и склонностью к преждевременным действиям.

7. Шизоидный тип. Отличается повышенной замкнутостью, предпочитает быть один или находиться в компании взрослых людей. Нередко проявляет безразличие к окружающим людям, плохо понимает их состояние, не умеет сопереживать, сочувствовать. Часто погружается в фантазии и грезы, оторванные от реальной действительности.

8. Эпилептоидный тип. Такие подростки часто плачут, изводят окружающих людей. Любят мучить животных, дразнить младших по возрасту детей, издеваться над беспомощными. В компаниях сверстников ведут

себя как диктаторы. Типичные черты: жестокость, властность, эгоизм. Стараются угождать старшим, более сильным, чем они, и влиятельным людям.

9. Истероидный тип. Обладает склонностью впадать в истерику. Отличается эгоизмом, стремлением привлекать к себе особое внимание. Нередко наблюдается позерство, театральность поведения. С трудом выносит,

когда кого-либо хвалят в его присутствии, когда кому-либо уделяют больше внимания, чем ему. Отличается чрезмерными претензиями на исключительное положение среди сверстников.

10. Неустойчивый тип. Это – слабовольный человек, обнаруживающий склонность подчиняться складывающимся обстоятельствам. Стремится к развлечениям, причем без разбора, а также к праздности и безделью.

Отсутствуют какие-либо серьезные интересы и увлечения, практически не думает о своем, в том числе профессиональном, будущем.

11. Конформный тип. Демонстрирует постоянную склонность и готовность менять свои взгляды и поведение по соображениям личной выгоды» в угоду тем людям, от которых он зависит. Это – приспособленец, готовый ради собственных интересов предать других людей, покинуть их в трудную минуту, причем почти всегда такой человек находит оправдание своим аморальным поступкам.

Интересно сопоставить между собой эти две типологии характеров для того, чтобы установить, что в них общее и что различное. Общее, по-видимому, говорит о том, что акцентуации характеров у детей и у взрослых людей являются типичными и достаточно устойчивыми. Различное в этих двух типологиях позволяет определить, чем акцентуации характеров у подростков отличаются от акцентуаций характеров взрослых людей.

На основе такого сравнения сотрудники органов внутренних дел могут сделать вывод о том, какие из акцентуаций характера свойственны подросткам и не присущи взрослым людям.

Общими в этих двух типологиях, как по названию, так и по содержанию, являются следующие акцентуированные типы характеров: гипертимный, циклоидный, шизоидный (по Лично) и интровертированный (по Леонгарду), истероидный (по Личко) и демонстративный (по Леонгарду), астеноневро-тический тип (по Личко) и диетимный тип (по Леонгарду), эпилептоидный тип (по Личко) и возбудимый тип (по Леонгарду).

Заметим, что эти совпадения в целом согласуются и с теми типами характеров, которые выделил Э. Кречмер. Следовательно, можно считать доказанным, что те изменения в характере, которые происходят при наиболее известных видах психических заболеваний: истерия, шизофрения и маникально-депрессивный психоз, а также типичные акцентуации характеров, которые встречаются как у подростков, так и у взрослых людей, имеют общую и, по-видимому, генетическую основу.

Вместе с тем, имеются различия в акцентуациях характеров, свойственных взрослым людям и подросткам. У подростков, например, встречаются такие акцентуации характеров, как лабильность, сензитивность, психастеничность и неустойчивость, которые, по-видимому, не свойственны взрослым людям. Со своей стороны, у взрослых людей наблюдаются такие акцентуации характеров, как педантичность, тревожность, застревание, которых нет у подростков. Отсюда можно сделать вывод, что с возрастом тип характера человека в основном остается стабильным, но в некотором отношении может изменяться.

Теория Кречмера

Личность и характер человека в психологии этот немецкий ученый подразделил на три основные группы. К каждой из них он отнес людей с различными физиологическими данными:

  1. Астеники. Такие люди обладают худощавым телосложением, тонкими ногами и руками, а также довольно слабой мускулатурой. Такому индивиду соответствует в кречмеровской психологии личность и характер человека шизотимического типа. Это люди, которым присуще упрямство и плохая адаптация к изменяющемуся окружению, а также замкнутость.
  2. Атлетики. Эти люди обладают достаточно крепким мускулистым телом и иксотимическим типом характера. Такой индивид выделяется своим спокойствием, практичностью, властностью, сдержанностью.
  3. Пикники. Фигуры у таких людей достаточно плотные и в большинстве случаев отличаются лишним весом. Пикников можно отличить по большой голове, короткой шее и мелким чертам лица. В их характере выделяется общительность, быстрая адаптация к изменяющимся условиям и эмоциональность.

Список используемой литературы

1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – Л., 1983.

2. Еникеев М.И. Общая и юридическая психология (в двух частях). Часть I «Общая психология». Учебник. – М.: Юрид. лит., 1996.

3. Ковалев А.Г., Мясищев В.Н. Психологические особенности человека. Т. 1. Характер. – Л., Изд-во ЛГУ, 1958.

4. Краткий психологический словарь / Под ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского. – М., 1985.

5. Крутецкий В.А. Психология. – М.: Просвещение, 1986.

6. Левитов Н.Д. Психология характера. 3-е изд. – М., Просвещение, 1964.

7. Леонгард К. Акцентуированные личности. – Киев, 1981.

8. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М., 1965.

9. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. – Л., 1983.

10. Немов Р.С. Психология. – М.: Просвещение, 1990.

11. Немов Р.С. Общая психология: Учеб. для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования. – М., 2003.

12. Общая психология: Учебник для студентов пед. ин-тов / А.В. Петровский, А.В. Брушлинский, В.П. Зинченко и др.; Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1986.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+1

Размер: 24.82K

Скачано: 114

18.11.14 в 17:17 Автор:португалия

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно

, а нам
приятно
).

Чтобы скачать бесплатно Рефераты на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Рефераты для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.

Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу

Если Реферат, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.

Типы личности в психологии

В психологии существует классификация людей по типам личности:

  • Взрывчатый. Человек бурно реагирует на события или слова, отличается повышенной возбудимостью. Он угрюм, обычно жесток и слишком импульсивен;
  • Истерический тип хочет быть признанным, заметным. Для него основное – презентация себя и собственных эмоций. Он экстравагантен, поведение отличается театральностью. Такой человек непостоянен, его нельзя назвать искренним. Он переигрывает, пытаясь приумножить свою значимость;
  • Астенический тип имеют боязливые, слишком ранимые люди. Они обладают слабой выносливостью и быстро устают. Человек всегда чем-то озабочен, склонен придумывать болезни, накручивать проблемы. Тоскливое настроение скрывает за маской равнодушия, иногда кажется слишком развязным;
  • Психастенический тип чрезмерно тревожен и нерешителен. Он всегда сомневается в поступках и сожалеет о содеянном. Такие люди все перепроверяют, склонны к педантизму, точно следуют инструкциям;
  • Шизоидный тип избегает контактов, ему тяжело наладить общение, не способен сопереживать. Человек находит себя в творчестве, сбегая от реальности. Он холоден, угловат, неловок, боится нового.

Смешанные классификации

Современные системные классификации связаны с именами К. Юнга, Г. Айзенка, Л. Н. Собчик, Л. Я. Дорфмана и др. Авторы современных системных концепций стараются максимально обобщить результаты эмпирических исследований индивидуальных особенностей человека в рамках единой типологической модели. Такая модель, как правило, является центром конструкции, объединяющей общие, типологические и индивидуальные психологические характеристики человека.

Примерами

таких системных классификаций могут служить: „Теория ведущих тенденций“ Л. Н. Собчик, „Концепция мета-индивидуального мира“ Л. Я. Дорфмана.

Типы личности в конфликтной ситуации

Конфликты – неотъемлемая часть жизни. Зачастую обойтись без них невозможно, а избегание только усугубит напряжение и отдалит цель. Какие бывают типы личности, в зависимости от поведения при конфликте:

Демонстративный. Стремится быть в центре внимания, поэтому создает конфликты, чтобы заставить окружающих вспомнить о нем. Таких людей лучше не оставлять в стороне, а делать им комплименты, хвалить. Это успокоит их, желание конфликтовать уменьшится; Ригидный. Конфликты возникают из-за обидчивости человека. Ему постоянно кажется, что его недооценивают или обижают. Он склонен все воспринимать на свой счет и не терпит поражения

Для него важно, чтобы его правда была признана, сам он от нее никогда не откажется. Лучше не провоцировать такого человека, проще сгладить неприятную ситуацию и извиниться

Конструктивный диалог с ним вряд ли получится; Неуправляемый тип опирается на эмоции. Он легко вспыхивает и быстро остывает, когда выпускает пар. Потом он становится сговорчивым и готов идти на уступки. Он громко кричит, объясняя свою позицию, может проявлять агрессию; Сверхточный тип постоянно переживает за собственную безопасность. Он слишком мнителен и тревожен. Требует от окружающих исполнения на высоком уровне. К себе относится с еще большей придирчивостью. Его легко задеть. Он переживает обиду наедине с собой, избегая публичных конфликтов; Бесконфликтный – самый неприятный тип. Он настолько не любит споры, что всячески избегает их. Соглашается и идет на поводу, человек меняет точку зрения и тактику поведения. Он зависит от личности, принуждающей его принять другое мнение. Это ненадежный беспринципный человек, для которого важно избежать ссор; Конфликтный тип разрешит любую спорную ситуацию, перевернув ее в свою пользу. Он даже специально ее создает, потому что уверен в себе и обладает достаточными аргументами, чтобы победить, сколько бы ни было у него оппонентов.

Конфликтная ситуация

Индивидуальные и типичные черты

Доброжелательность

Колесо жизненного баланса — что это такое и как с ним работать

Одна и та же черта характера у разных личностей может проявляться неодинаково. К примеру, смелось у одного человека разумная, у другого – безрассудная. Доброжелательность может быть, как искренней, так и напускной.

Типы темперамента по Гиппократу

Самая древняя и одновременно самая известная классификация типов личности была разработана более 2500 тысяч лет назад древнегреческим философом и врачевателем Гиппократом. Об этой типологии, думаю, знают все, но начну я именно с нее. Во-первых, из-за уважения к первооткрывателю, во-вторых, потому что очень многие современные классификации основаны именно на типах темперамента.

Итак, по мнению Гиппократа, все люди делятся на 4 типа в зависимости от преобладающей в их теле жидкости:

  • Сангвиники. У этого типа людей ведущую роль играет кровь («сангва» по-древнегречески). Поэтому они очень энергичные, деятельные, упорные в достижении цели, непримиримые и часто жестокие. Сангвиники прекрасные воины и вожди.
  • Холерики. В их теле преобладает желчь (по-древнегречески – «холи»), поэтому они чрезвычайно непостоянны, суетливы, болтливы и эмоциональны. Для них характерны частые смены настроения, неуравновешенность и неспособность долго сосредотачиваться на чем-то одном.
  • Меланхолики. Преобладающая у них черная желчь («мелэна холи») делает их мрачными, унылыми людьми, пребывающими постоянно в подавленном настроении. Люди этого типа обидчивы, но чувствительны и способны к сочувствию и сопереживанию.
  • Флегматики. Благодаря доминирующей в их теле слизи («флегме») они малоподвижны, необщительны, погружены в себя, часто пребывают в задумчивом состоянии и неспособны на сильные эмоции.

В настоящее время доказано, что темпераментов в чистом виде не существует, хоть наблюдения Гиппократа, в целом, верны. Просто у каждого из нас есть отдельные качества разных типов темперамента. Как правило, каких-то из них больше, но бывает, что отдельные свойства всех темпераментов присутствуют почти в равной мере. Поэтому в современной психологии выделяют и изучают именно отдельные качества темпераментов. Например, уровень эмоциональности, уровень и характер общительности, устойчивость или, напротив, изменчивость психики и т. д.

Это интересно: Темы по психологии: рассмотрим досконально

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]