Характер: биологические предпосылки, прижизненное формирование. Характер и личность — Общее понятие о характере

Многие люди оправдывают свои неудачи и неблаговидные поступки особенностями своего характера. Действительно то, как человек себя ведет, зависит от характера, который складывается годами. Но неужели его нельзя изменить?

Современные психологи и психотерапевты считают, что человеку вполне под силу управлять своим характером и даже менять его по своему усмотрению. Первое, чем следует заняться – это избавление от комплексов и вредных привычек, причем речь идет не только о пагубных пристрастиях, но и о негативных моделях поведения.

Чаще всего коррекция характера предусматривает искоренение таких черт характера, как неуверенность в себе, сомнения в принятии решений, стеснение при общении со значимыми людьми, фобии и т.п. Многие специалисты сегодня используют различные техники НЛП (нейро-лингвистического программирования) для изменения глубинных внутренних установок клиента.

Решение о том, что характер нужно менять принимают обычно те люди, которым бывает трудно достигать поставленных целей, знакомиться с другими людьми, поддерживать длительные отношения, быть интересным в силу некоторых личностных особенностей.

Например, изменить свой характер может захотеть человек, поднявшийся на ступень выше в своей карьере. Новая должность требует от него большей ответственности, коммуникабельности и спокойствия, т.е. тех качеств, которых у него недостаточно. В такой ситуации ему приходится искать способ развить в себе необходимые черты характера.

Что такое характер

Характер — совокупность тех наиболее четко проявляемых черт психики человека, которые особенно ярко проявляются при выражении отношения к окружающему миру, общении с другими людьми и отношении к себе.

К примеру, мы восхищаемся характером другого человека: «Какой же он целеутремленный и решительный!». Мы судим так, потому что этот человек ведет себя соответственно данным характеристикам: он не опускает руки при трудностях, идет до конца, постоянно ищет в себе силы, совершает смелые поступки.

Как формируются черты характера

Изначально перед тем как перейти к теме о влиянии на характер, разберемся с тем, как формируется характер каждого человека. Нрав может изменяться на протяжении всей жизни личности. Начиная с подросткового возраста, он может самосовершенствоваться, например, путем внедрения полезных привычек и изменения поведения. Первым делом формируются связки положительных и отрицательных черт: доброта — враждебность, общительность — скрытность, отзывчивость — эгоистичность.

В раннем возрасте хорошо развиваются те качества, которые одобряются и поддерживаются взрослыми.

Психологи считают, что характер складывается исходя из темперамента человека, который, в свою очередь, и представляет собой генетически обусловленные свойства человека Выделяют 4 вида темперамента: сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик. Каждому типу свойственны определенные манеры поведения и реакции на происходящее, например, меланхолики медлительны, быстро утомляются, плохо адаптируются под новые условия внешней среды, а сангвиникам характерна общительность, активность, высокая скорость мышления и эмоциональность.

Но темперамент может изменяться, особенно когда ребенок растет и происходит его становление как личности. Наверное, ваши родители или родственники, с которыми вы давно не виделись, в вашем уже сознательном возрасте говорили: «А в детстве ты был спокойным ребенком» или, наоборот: «Родителям пришлось непросто с тобой, ведь тебя было не унять!». Они так рассуждали, потому что видели изменения, которые произошли в вашем нраве.

Факторы формирования характера

Как уже было сказано, еще до нашего рождения гены формируют наш характер. А наибольший вклад в становление нрава в ранние годы вносят семья и социум. Дальнейшее формирование обеспечивает сам человек в зависимости от того, как он работает над собой и своим внутренним миром.

В школьные годы человек формирует черты, проявляющиеся во взаимоотношениях с людьми. Замечали ли вы, что от того, насколько общительными вы были в школе со своими сверстниками, зависело ваше дальнейшее общение с людьми по жизни: насколько вы легко можете заводить новые знакомства, общаться с незнакомыми людьми. В школе начинается сравнение с одноклассниками, поэтому у ребенка развивается самоотношение: он соотносит свои успехи с успехами других детей в классе, на факультативах. Это может способствовать формированию как положительных качеств (при успехах в учебе/деятельности), так и отрицательных (при неуспеваемости или неудачах).

Особенности формирования характера

Черты характера ребенка закладываются еще в утробе матери. С поступлением гормонов матери формируется эмоциональный и психический фон младенца. После рождения при грудном вскармливании с молоком также продолжают поступать гормоны от матери ребенку. Поэтому, как во время беременности, так и после рождения малыша важно эмоциональное состояние матери.

Наиболее ярко черты нрава проявляются у человека во время стрессовых ситуаций. Потому если человек задан целью изменить некоторые черты характера, ему следует избегать критических ситуаций, чтобы трансформация прошла более успешно.

Вам наверняка знакомо чувство, когда вы срываетесь после долгого сдерживания негативных эмоций и замечаете, как сложно потом взять волю в кулак и начать заново.

Биологические и социальные факторы характера

Характер — это совокупность стабильных черт человеческой личности, определяющих их поведение и эмоциональную реакцию.

Соотношение биологического и социального характера является проблемой психологии. Несмотря на то, что характер не является врожденным, особенности природной организации человека обязательно находят свое отражение в ее формировании и проявлении.

Физиологические и генетические основы являются биологической составляющей характера. Большое влияние на формирование характера оказывает тип нервной системы, специфическое функционирование сердечно-сосудистой и эндокринной систем, а также другие особенности организма.

Если рассматривать природу с научной точки зрения, то это будет сплав темперамента и жизненного опыта человека.

По мнению некоторых специалистов, одним из физиологических механизмов формирования характера является динамический стереотип, представляющий собой систему условных рефлексов. Эти рефлексы являются реакцией на систему условных стимулов.

Генетическая основа характера подтверждается научными исследованиями — схожесть характера в семье, связь характера с конституцией человека, наличие открытых генов, отвечающих за возможность развития любых черт характера.

Генетики говорят, что наследуется только «норма реакции», то есть набор различных способов реагирования на окружающую среду. Черты характера определяются взаимодействием условий окружающей среды и этих условий. Существуют врожденные и приобретенные компоненты по своему характеру, и в целом, с биологической основой, характер является результатом всех жизненных воздействий.

Человек может адаптировать некоторые черты своего характера.

К характеристикам персонажа относится Б.Г. Ананьев:

  • Направленность,
  • привычки,
  • коммуникативные качества,
  • эмоциональные и динамические проявления.

По отношению к людям В.Н. Мясищев называет такие черты характера, как общительность, доброжелательность, открытость и др. Он включает в структуру персонажа пары признаков — глубина- поверхностность, широта, равновесие-баланс и др.

Из черт характера Н.Д.Левитова выделяется:

  • Холизм,
  • динамизм,
  • сложность,
  • солидность,
  • определённость.

Что касается структуры характера, то эта тема плохо проработана, существующие подходы необходимо обобщить, проанализировать и протестировать в экспериментальном порядке. Согласно концепции С.Л. Рубинштейна, структура личности включает в себя то, что человек хочет, может и есть, поэтому характер является каркасом личности.

Этапы развития характера

Формирование характера начинается с самого рождения ребенка. В первые годы жизни мы копируем поведение, привычки, ценности близких нам людей: мам, пап, бабушек и дедушек. Лет с 12-14 начинает проявляться наша индивидуальность, под влиянием внешних и внутренних факторов нрав меняется. В этот период происходит формирование моральных и нравственных ценностей, волевых качеств. У старшеклассников основные черты характера уже сложились. В дальнейшем происходит их закрепление, развитие, но возможна и трансформация под воздействием внешних факторов: культуры, окружения, СМИ и другого. У взрослого человека не останавливается формирование характерных черт, но происходит закрепление тех свойств, которые способствуют достижению успехов в жизни: в семейном плане, в карьере, в формировании нужного круга общения.

Конфликт и типы личностей

Нашу жизнь сложно представить без стрессов и трудностей. В результате, частым сопровождающим сложных уроков жизни является конфликтная ситуация. И неважно где мы: дома, на учебе или работе, риск появления конфликта есть всегда.

Конфликт – это непросто противоборство, это столкновение двух личностей. Каждая из которых имеет свой опыт и жизненную позицию. Конфликтная ситуация во многом зависит от психологических особенностей человека. Поведение каждого индивида в конфликте будет иметь свои характерные черты.

Возникновение спорной ситуации невозможно без причины. Ключом конфликтной ситуации может послужить неосторожное слово, действие или неподобающее поведение для оппонента. Это именно та основа, на которой появляется, вырастает и разрастается конфликт.

Что влияет на формирование характера кроме физиологии

Известно, что характер каждого человека базируется на генетических особенностях, передаваемых от родителей. Но он также подвластен изменчивости под влиянием социальных факторов.

Во-первых, многое значит воспитание. Родителям необходимо с ранних лет понять темперамент своего ребенка и выстраивать воспитание таким образом, чтобы не сломить его и не нарушить его психику. Нрав человека склонен меняться также под влиянием условий жизни: насколько у человека спокойная или суетная жизнь, богатая или бедная семья, высокий или низкий статус. Образ жизни аналогично способен внести изменения: неправильный образ жизни — чрезмерное употребление алкогольных и спиртных напитков, курение, наркотики – все это будет портить положительные черты характера, разрушая нервную систему. Разовьются такие качества, как нервозность, недоброжелательность, сквернословие. Представьте подростка из неблагополучного района и бедной семьи и вообразите, какой образ жизни он ведет. Наверняка охарактеризовать такого человека вы сможете только негативными качествами.

Отличия от темперамента

Частенько люди путают характер и темперамент. В первом случае (характер) это личностные особенности любого человека и они формируются с пелёнок, а второе (темперамент) — свойства нервной системы (НС), а именно её отзывчивость, подвижность и устойчивость. Немаловажный факт заключается в том, что темперамент является полностью врожденным, и он изменениям не подлежит. Простыми словами темперамент представляет собой основу (фундамент), на которой в будущем будет формироваться, и развиваться характер. Гиппократ классифицировал темперамент на четыре вида:

  • холерик (дополнительная информация в статье) — это активный и предприимчивый человек, который имеет подвижную НС. Он быстро возбуждается и медленно остывает, а к тому же отличается неусидчивостью и переизбытком энергии. Минус этого темперамента — это агрессивность и конфликтность, а также вспыльчивость;
  • сангвиник. У этого человека стабильная НС и он по своей природе не только уравновешен, но и достаточно мобилен. В случае возбуждения нервной системы он имеет свойство быстро отходить. Плюсы этого темперамента — это общительность и оптимизм, а вот к минусам можно отнести легкомыслие, а также безответственность;
  • меланхолик. Они имеют очень слабую нервную систему, а потому считаются впечатлительными и ранимыми личностями. Плюсы меланхолика — это сочувствие к другим людям и мягкость в отношениях, но они очень замкнуты, мнительные, а также имеют низкую работоспособность;
  • флегматик. Люди этого темперамента уравновешенные, и они имеют стабильную НС, но менее динамичную, чем у сангвиника. Проблема флегматика в том, что они не способны быстро переключаться с одной темы (занятия или мысли) на другую, а также не умеют работать на «высоких скоростях». Преимущества также имеются, и они заключаются в том, что результат работы от флегматика всегда будет феноменальным (всё продумано скрупулезно и до мелочей). Они надёжные и довольно ответственные люди. Из минусов можно выделить лишь суховатость в общении и неповоротливость.

Можно ли изменить характер

Большой вклад в изменение характера вносит труд. Люди, уделяющие много времени работе, постановке высоких целей и их достижению, борьбе с возникающими на пути трудностями и проблемами, как правило, имеют сильный характер. Во взрослой жизни он менее поддается корректировке, но, тем не менее, его возможно изменить. При этом важную роль играет самовоспитание и самодисциплина человека. Поэтому, если вы хотите измениться к лучшему, пересмотрите вашу деятельность и начинайте внедрять полезные привычки или меняйте мышление. Исходя из этого можно судить о том, что человек сам влияет на то, каким будет его нрав, совершая определенные поступки и выполняя соответствующую деятельность.

Структура личности

Структура личности это связь и взаимодействие различных её компонентов: способностей, волевых качеств, характера, эмоций и др. Эти компоненты являются её свойствами и отличиями и называются «чертами». Этих черт довольно много, и чтобы их структурировать существует разделение на уровни:

  • Низший уровень личности
    это половые свойства психики, возрастные, врождённые.
  • Второй уровень личности
    это индивидуальные проявления мышления, памяти, способностей, ощущений, восприятия, которые зависят и от врождённых факторов и от их развития.
  • Третий уровень личности
    это индивидуальный опыт, в котором содержатся приобретённые знания, привычки, умения, навыки. Данный уровень формируется в процессе жизнедеятельности и носит социальный характер.
  • Высший уровень личности
    – это её направленность, в которую входят интересы, желания, влечения, склонности, убеждения, взгляды, идеалы, мировоззрения, самооценка, особенности характера. Этот уровень является наиболее социально обусловленным и формирующимся под воздействием влияния воспитания, а также более полно отражающим идеологию общества, в котором находится человек.

Для чего эти уровни важно и нужно между собой различать? Хотя бы для того, чтобы иметь возможность объективно охарактеризовать любого человека (в том числе себя), как личность, понять какой уровень при этом вы рассматриваете.

Отличие людей между собой очень многогранно, ведь на каждом уровне есть свои различия интересов и убеждений, знаний и опыта, способностей и навыков, характера и темперамента. Именно по этим причинам бывает довольно сложно понять другого человека, избежать противоречий и даже конфликтов. Для того чтобы понимать себя и окружающих, нужно иметь определённый багаж психологических знаний, и сочетать его с осознанностью и наблюдательностью. И в этом очень специфическом вопросе немаловажную роль играет знание ключевых свойств личности и их различий.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]