Интеллект: что это такое, виды, классификация и уровни в психологии человека

Люди часто задумываются над вопросом, что такое интеллект человека, и как он связан с психологией. Поэтому в этой статье я подробно объясню, что понимается под этим термином.

Это комплекс способностей учиться, понимать, решать сложные вопросы и находить выход из затруднительных ситуаций, а также умение мыслить. Общество очень уважает это качество и признает его ценность, но не всегда дает ему правильную характеристику. Чертами интеллектуала для многих являются энциклопедические знания и отменная память. На самом деле, они связаны с эрудицией.

Определение интеллекта

Он представляет собой нечто вроде вкуса к идеям. Цепочка такова: мышление перерабатывает приобретаемый нами жизненный опыт и накапливает знания, с их помощью рождаются новые идеи, открытия, изобретения, инновации. Это мыслительный процесс, который невозможен без способностей. Кому-то их дано больше, у кого-то их меньше. Это и есть человеческий интеллект. Если его уровень низкий, пользы от знаний будет немного. Начитанность и осведомленность – это лишь инструменты, которые помогают ему проявляться. Иметь большой багаж знаний без умения их использовать то же самое, что играть на скрипке, не имея таланта.

Что характеризуют интеллектуальные навыки:

  • объем памяти;
  • навыки анализа, структурирования информации и прогноза;
  • логику;
  • внимательность;
  • усердие;
  • воспроизведение;
  • гибкость, глубину, пытливость ума;
  • любопытство.

Гениальность

В некоторых случаях, когда человек проявляет высокую интеллектуальную активность в творческой деятельности, ей может сопутствовать то, что на основе определенных признаков воспринимают как гениальность.

Если понимать смысл механизмов, составляющих основу психики и обуславливающих интеллектуальный потенциал, а также суть самого этого потенциала, можно говорить об экстремальном состоянии интеллектуального творчества, т.е. о гениальности. Как правило, гениальностью является степень интеллектуального потенциала, способствующая созданию неординарных и особо выдающихся творческих результатов.

Состояние гениальности отличается своими характеристиками психической, а также физиологической организации. И эти характеристики таковы, что без кропотливой и вполне серьезной работы никаких гениальных идей и результатов ожидать просто не стоит. Среди данных характеристик можно выделить:

  • Необходимый уровень энергетики и энергии, зависящий, помимо прочего, от особенностей движения крови по сосудам, метаболизма и вентиляции легких. Если они не будут соответствовать определенным параметрам, у организма человека не будет возможности полностью раскрыть творческие навыки.
  • Независимо от уровня энергетики и энергии, у человека обязательно должна быть мотивирующая сила – что-то, что будет постоянно подталкивать его к действиям и заставлять придерживаться выбранного направления. Иначе человек не станет даже пальцем шевелить, ведь у него не будет никакой цели.

Если две этих характеристики присутствуют, а их сочетание оказывается подходящим, появляется неудовлетворенность человека текущим положением дел, требующим для своего изменения совершения осознанных волевых усилий. И когда понимание конкретной ситуации накапливается и достигает критической отметки, происходит то самое озарение, называемое гениальным. Если же человек будет лежать на диване и смотреть в потолок, ни на какие откровения ему лучше не рассчитывать.

Что же такое гениальность? В первую очередь, это постоянное пребывание в процессе осмысливания какой-либо творческой идеи, непрекращающаяся и преобладающая над всем остальным мозговая активность. Она не останавливается, даже когда человек спит, ведь она имеет для него такое большое значение, что получает подпитку из большинства существующих областей восприятия.

Эта активность не появляется сама по себе и из ниоткуда. Это следствие кропотливого изучения и обдумывания определенной проблемы или ситуации, играющей в жизни человека важнейшую, чуть ли ни главную роль (одной из таких ситуаций может быть состояние влюбленности, когда невозможно думать ни о чем другом).

Из этого следует вывод: чтобы делать поистине гениальные вещи, вовсе не обязательно быть гением от природы, наследовать какие-то генетические черты от предков. Состояния гениальности можно достичь искусственно, «заболев» чем-то окончательно и бесповоротно. Эта «болезнь» активизирует максимум интеллектуального потенциала, тем самым и приведя к состоянию творческой гениальности.

Мы глубоко убеждены, что развивать мышление и интеллект должен каждый человек. На это не должно влиять ни окружение, ни обстоятельства, ни какие-либо иные причины. Единственное, что должно оказывать влияние – это искреннее желание развиваться, становиться лучше и умнее. Мы желаем вам иметь это желание, никогда ни перед чем не останавливаться и, конечно же, собирать как можно больше информации о работе интеллекта и его особенностях.

Пусть наша статья послужит еще одной монеткой в вашу копилку знаний. Искренне желаем вам удачи и достижения новых вершин!

Советуем также прочитать:

  • Сторителлинг
  • Deep Learning: в чем суть метода глубокого обучения?
  • Чего вы могли не знать об интеллекте
  • Развиваться или деградировать?
  • Фактор общего интеллекта
  • Теория множественных интеллектов Гарднера
  • Тест Векслера
  • Как стать умнее: 4 типа интеллекта по Стивену Кови
  • Теория Кеттелла-Хорна-Кэрролла
  • Эрудиция и интеллект: почему они работают только вместе
  • Интеллект и его развитие: несколько рекомендаций

Ключевые слова:1LLL, 1Когнитивистика

Типы

До сих пор единой классификации интеллекта не существует. Только один ученый, Говард Гарднер, выдвинул теорию 8 разновидностей:

  1. Пространственный, наиболее развит у водителей, конструкторов. Характеризует умение ориентироваться на местности. Если вы испытываете сложности с тем, чтобы построить маршрут, именно его нужно развивать. Сделать это можно, решая задачи с поиском выхода, занимаясь живописью и лепкой, отслеживая движение объектов.
  2. Кинестетический, отвечает за навыки пользоваться собственным телом, ловкость, координацию. Те, у кого он развит, отлично танцуют и работают. Помощниками в его развитии будут спорт, йога, физические нагрузки.
  3. Музыкальный, дает своим обладателям чувство ритма, слуха и понимания. Чем больше человек окунается в музыку, танцуя, слушая, занимаясь пением, тем больше он будет совершенствовать эту разновидность интеллекта.
  4. Лингвистический, отвечает за письменную и устную речь, развивается при изучении иностранных языков, чтении, общении с людьми.
  5. Логический, позволяет чувствовать себя как рыба в воде среди символов, знаков и схем. Будет отличным спутником ученого и изобретателя. Чтобы совершенствовать логику, нужно решать задачи, головоломки и ребусы, строить цепочки.
  6. Межличностный, он же социальный, близок к эмпатии. Это умение чувствовать и понимать людей, легкость в построение взаимоотношений, общительность и коммуникативность. Он важен для создания семьи, формирования дружеских связей. Его тренируют на семинарах, тренингах, групповых играх.
  7. Эмоциональный нужен, чтобы понять себя, жить в гармонии со своим внутренним миром. Особенно сложен для развития, поэтому требует применения духовных практик: медитации, очищения, осмысления.
  8. Натуралистический связан с мировосприятием, явлениями окружающей природы, физическими законами.

Любой из видов интеллекта в психологии основан на развитии свойств личности и определяет ее индивидуальность.

Структура

Процессы в нашей голове настолько сложны и многообразны, что не подвергаются структурированию по нескольким критериям. Сравнивать талантливого математика с гениальным композитором сложно и непродуктивно.

Психолог Дарья Милай

Записаться на прием

Дж. П. Гилфорд представил трехмерную кубическую модель, в которой выделил 120 умственных способностей (память, анализ, оценка, выражение мыслей и пр.) и структурировал их по трем составляющим:

  1. Содержание (о чем мы думаем).
  2. Операция (как мы мыслим).
  3. Результат (к чему приводит процесс).

Некоторые люди умеют быстро делать выводы и принимать решения, другим близки вспышки озарений с моментальным пониманием сути (помните Архимеда с его «эврикой»), третьи зацикливаются на пришедшем первым предположении. Интеллектуально развитый человек может всю жизнь прожить счастливо, при этом мыслить бессистемно и импульсивно, не выходить за рамки стандартов и стереотипов.

Мотивация и удовлетворенность.

Миф 4. Мотивация и эффективность растет у лояльных сотрудников.

Распространенное заблуждение, свойственно некоторым руководителям: лояльность влияет на мотивацию. На поддержание лояльности тратятся значительные HR-бюджеты: проведение корпоративных праздников, создание комфортных офисов, премий на «Новый год» и «8 марта». На деле, удовлетворенный, лояльный сотрудник (тот, которого работа в компании устраивает, и он не собирается ее покидать) не обязательно будет стремиться к выполнению своей работы наиболее эффективно. Впрочем, верен и обратный тезис: наиболее способные и эффективные сотрудники далеко не всегда лояльны компании.

Одно из самых значимых исследований 20-го века в области мотивации –двухфакторная модель Герцберга (теория мотивации-гигиены). Согласно этой концепции факторы, обусловливающие степень мотивации сотрудника, не совпадают с факторами, приводящими к неудовлетворенности и демотивации. Факторы, способствующие высокой мотивации, непосредственно связаны с самой работой: интересный характер и содержание самой работы, наличие профессионального роста, возможность добиться успеха, признания, уровень ответственности. Вторая группа факторов является внешней по отношению к работе. Эти факторы не могут обеспечить роста мотивации, но могут быть источниками неудовлетворенности: это заработная плата, политика управления компанией, личные отношения, статус и безопасность. Сильное влияние этих факторов ведет к демотивации и увольнению сотрудников.

Вывод, который напрашивается: оплата сама по себе, не является мотивирующим фактором, однако несправедливая система оплаты может привести к демотивации. При этом чувство удовлетворения, возникающее от увеличения зарплаты, не является длительным.

Небольшая ИТ-компания, ориентированная на работу с крупными проектами разработки и внедрения программного обеспечения, намеренно предлагает новым сотрудникам систему вознаграждения, состоящую из высокого оклада без премии. Чтобы пройти испытательный срок, необходимо показать не только высокий уровень квалификации, но и результативности. Со временем, если сотрудник не растет, или, наоборот, показывает отрицательную динамику – его могут не взять на следующий проект или предложить вернуться к вопросу оценки его «рыночной стоимости» как специалиста.

«Нужно совсем отказаться премирования по результатам?» — спросят менеджеры. Написанное выше не означает, что руководителю следует отказываться от регулирования вознаграждения, наоборот – необходимо создавать справедливую систему оценки деятельности и вознаграждения.

Основная функция

Ценность умственных способностей в том, что они помогают продуктивно мыслить. Благодаря им люди:

  • самореализуются и самоутверждаются;
  • достигают успеха и проявляют таланты;
  • осваивают новые умения и получают знания;
  • занимают положение в обществе.

Список может быть продолжен тем, что разум и прозорливость с давних времен до сегодняшних дней помогают выжить, устроиться, создать семью и воспитать детей. Поэтому главное из того, за что они отвечают – это умение встроиться в общество, адаптироваться и найти свое место, причем сделать это выгодно и быстро. Разум защищает нас от опасностей. Уровни интеллекта в психологии делят на:

  • Низкий. Люди, находящиеся в этой категории слабые и зависимые, пассивные и покорные. Им обязательно нужна опека и поддержка, окружающий мир кажется им сложным и агрессивным, а проявление инициативы и собственных талантов бессмысленным и трудоемким делом.
  • Средний. Свойственен тем, кто обладает хорошими умственными способностями, самостоятельностью и активностью. Они легко адаптируются в обществе, не боятся житейских проблем, применяют свои знания и навыки, находят круг общения и возможность самовыражения.
  • Высокий. Особенная каста «революционеров и волшебников», которая выше того, чтобы приспосабливаться к миру. Для них проще и понятнее изменить среду обитания под себя, чем поменять собственные ценности. Безусловно, их меньшинство.

Справедливая система оценки интеллектуальной деятельности

Миф 5. Финансовый стимул должен применяться всегда.

Оценить производительность рабочего завода относительно легко: есть количество деталей (полуфабрикатов) с определенными качественными характеристиками, произведенных за период. С программистом, преподавателем, ученым, дизайнером, инженером-конструктором ситуация куда сложнее.

С чего начать построение системы оценки интеллектуальной деятельности? В основе управления любой деятельности лежит планирование. Лучшим критерием в оценке результативности специалиста является показатель выполнения плана, созданного на период.

Приходилось сталкиваться с примерами количественных показателей, разработанными для программистов, таких как: объем строк кода, количество исправленных ошибок, человеко-часы и т.п. При таком подходе «за деревьями не видно леса», ведь количественные показатели вовсе не демонстрируют ценность создаваемого результата. Попытка разложить сложную интеллектуальную деятельность на примитивные составляющие сводит на нет ценность измерения. В творческой и инновационной деятельности существуют множественные варианты решения одной и той же задачи. Один программист на разработку программного модуля может потратить несколько недель, другой, с использованием шаблонов и наработок с других проектов, может создать результат за часы. При этом результат во втором случае может оказаться более качественным, требующим меньшего времени на отладку и исправление ошибок.

Если такие измеримые показатели действительно начинают использоваться в оценке деятельности, это приводит к трагическим последствиям: люди начинают адаптировать свою деятельность, чтобы соответствовать таким метрикам – писать больше кода (копировать модули вместо оптимизации), заниматься перфекционизмом, выявляя и устраняя незначительные ошибки, увеличивая при этом свою «результативность».

Отдельно нужно отметить, что материальное стимулирование в интеллектуальной деятельности по принципу «сделаешь то — получишь это», разрушают саму эту деятельность, снижая уровень внутренней мотивации. В подтверждение тому существует несколько тысяч проведенных экспериментов. Например, потрясающие выводы были получены, в исследовании Сэма Глаксберга (Принстон, США). Эксперимент показал, что студенты, которым предлагали финансовое вознаграждение (стимул) за результат, творческую задачу делали дольше и хуже, чем те студенты, которые находились в контрольной группе и не получали материальных стимулов. В сходном эксперименте по решению творческих задач, увеличение размера вознаграждения только ухудшало результаты!

Условные стимулы с успехом могут применяться только при определенных условиях: в «технологичных» и регулярных задачах (продажи, производство, сервис), где известна технология выполнения задачи, требуется скорость и четкость выполнения. Наличие финансового (внешнего) стимула, в таком случае, как правило, позволяет продемонстрировать более высокие результаты.

Оценка результатов – это наиболее важный инструмент управления, который нужно применять в работе с творческими профессиями. При этом по итогам оценки результатов не обязательно должен следовать финансовый бонус. Обратная связь в этом случае, сама по себе является мотивирующим фактором. Основа для оценки, как я уже отметил выше – это план, который был согласован в начале периода перед выполнением, и в создании которого принимал участие специалист. Это своего рода мини-контракт, заключенный между руководителем и сотрудником, в котором стороны договариваются о создании определенного результата с заранее согласованными характеристиками. Возможность договариваться о результате – это основная ценность такого подхода. На рисунке 1 – пример согласованного плана по показателям с сотрудником на месяц в ПП «1С:Управление по целям и KPI»

Рисунок 1. Панель показателей сотрудника

Важно также, чтобы планируемый результат не был достижим автоматически. Необходимо закладывать определенный «challenge», некий интеллектуальный вызов способностям сотрудника. Решение сложных и интересных задач — это вопрос профессиональной гордости, которая должна присутствовать у любого уважающего себя профессионала.

«Людей, у которых нет профессиональной гордости, я не щадя увольняю и вам советую. Обязательно сделайте показатели прозрачными и понятными для всех. Мотивация на достижение результатов внутри нас, ребята!» — пишет ИТ-директор компании, специализирующийся на высоко рисковых проектах по разработке ПО.

Возникает не менее сложный вопрос – что должно стать эталоном, нормой при планировании ожидаемого результата? Benchmarking (изучение опыта и результатов других предприятий отрасли и конкурентов) в этом не поможет. Так, при определении плана нужно делать сравнение с результатами не других, а самого же сотрудника. Но со «вчерашними» результатами, его прошлыми успехами и достижениями. Например, раньше он мог такую задачу сделать за день, сейчас за 4 часа, завтра, возможно, решит за 1 час. Такая оценка нужна с одной стороны для получения сотрудником обратной связи относительно его динамики развития как специалиста и профессионала, а с другой стороны, для определения его «ценности», «стоимости» как для компании, так и на рынке труда.

«Но что делать с теми, кто показывает низкий уровень эффективности – спросите Вы, — неужели закрывать глаза и мириться с потерями?». Ни в коем случае! Нужно всегда внимательно изучать причины низких результатов. Возможно, сотруднику требуется обучение, либо планы были заданы изначально не достижимые, либо имели место временные личные причины (болезнь, проблемы в семье и т.п.). Если же для сотрудника были созданы все условия для достижения целей, однако, он регулярно их не достигает – нужно смело расставаться с ним и искать того, кто станет на его место. Корпоративная политика и культура увольнения на основе низких результатов – стимул куда более сильный, нежели чем попытки условного вознаграждения. Такая тактика оказывает серьезное влияние не столько на того, по поводу которого Вы принимаете решение об увольнении, сколько на тех, кто остается в команде. Другими словами Вы, как менеджер, говорите коллективу: «В нашей команде нет место для посредственности».

Индивидуальные особенности

Традиционная концепция в психологии выделяет классификацию по трем видам интеллекта:

  1. Врожденный, который нельзя заучить и привить.
  2. Социально-поведенческий, который прослеживается в поступках и высказываниях
  3. Оцениваемый, он поддается измерению с помощью психологических тестов.

Люди отличаются не только по наличию способностей, но и по их качественным характеристикам, набору, который свойственен личности. Однозначно сказать, что талантливый художник будет таким же в танцах, нельзя. А вот то, что различия в уровне мыслительной деятельности заметны почти с рождения – можно.

Очная консультация

Каковы особенности и преимущества очной консультации?

Узнать подробнее

Консультация по скайпу

Каковы особенности и преимущества консультаций по скайпу?

Узнать подробнее

Если ребенок проявляет любопытство к окружающему миру, доставляет массу хлопот, разматывая туалетную бумагу, опрокидывая еду, таская за хвост домашнюю кошку – будьте уверены, это признак высокого интеллекта. А вот тихоня, с которым, по мнению родителей, им повезло, вряд ли будет выделяться высоким уровнем IQ. Чтобы правильно его оценить используют техники оценки в виде тестов с отличающимися заданиями для разных возрастных категорий.

От чего зависит интеллектуальный уровень

Определенный набор качеств мы получаем с рождения, по наследству. На них невозможно влиять. Но речь идет только о половине навыков. Другая – приобретается в течение взросления и зависит не только от природных данных: подвижность нейронов, быстрота реакции, характер нервной системы, но и от социального окружения, в котором развивается личность.

Особое значение для становления умственных способностей имеет эмоциональная связь ребенка и матери. Дети, которые окружены любовью, лаской и заботой показывают лучшие результаты по оценочным intellectus тестам.

Возрастные различия

Измерение интеллекта у одного и того же человека в разном возрасте даст взаимосвязанные результаты. То есть, если малыш в 5 лет отличался умом и сообразительностью, показатели мозговой активности. скорее всего, останутся высокими и в 20, и в 40 лет. Однако, 100% гарантии дать нельзя.

Например, Паскаль, будучи 13-летним, участвовал в заседаниях ученого совета по математике, а Эйнштейн в 15 лет был исключен из школы за неуспеваемость.

Сравнивая показатели разных возрастных групп, мы увидим определенные закономерности:

  • коэффициент растет до 17-18 лет, замедляя движение в переходные периоды, когда мозг «занят» решением других вопросов;
  • после 20 лет развитие значительно замедляется;
  • логический, аналитический и арифметический потенциал раскрываются к 30 годам;
  • медицина проще дается к 40 -45 годам, психология – после 50;
  • искусству покорны все годы, ограничения исследователями не установлены.

Интересен тот факт, что обязательного регресса интеллектуальной активности не происходит. Конечно, у пожилых людей нарушаются физиологические процессы, влияющие на кору головного мозга, зато человек приобретает важный жизненный опыт, который помогает ему применять те знания, которые он накопил.

Гендерные различия

Хотя стереотип об огромной разнице умственных способностей сильного и слабого пола постоянно обсуждается в обществе, научно обосновать наличие «интеллектуальной пропасти» никто пока не смог. Действительно, средний уровень интеллекта примерно одинаков у мужчин и женщин. Разница наблюдается в следующих аспектах:

  • девочки до 15 лет развиваются намного быстрее мальчиков;
  • математическими талантами лучше удается блистать представителям мужского пола, а женщины отличаются развитием речи, эмоциональной активности и творческих навыков;
  • приоритетом прекрасной половины является нестандартное мышление.

Система трех уровней

Первый уровень образует набор функциональных механизмов когнитивных способностей. Это естественный, невербальный интеллект. Эффективность функционирования естественного уровня интеллекта по сравнению с другими, обусловленная характеристиками ЛОР субъекта, складывается из двух основных показателей:

  • степень выраженности индивидуальных когнитивных способностей;
  • степень связности связей между ними.

В чистом виде трудно выделить работу именно этого уровня, можно лишь говорить об определенном преобладании или тенденции к преобладанию в тех или иных случаях естественной основы интеллекта, например, когда формируется одновременный образ окружающей действительности, т.е. смотрение, слушание, соизмерение, сравнение тонов, полутонов, оттенков и т.д. (в описании этапов формирования сенсорного образа это первый и второй этапы: нахождение объекта и его различение, выделение в объекте определенных признаков, т.е. вплоть до перцептивных актов), когда субъект запоминает и воспроизводит непосредственно и непроизвольно, а также когда возникает мышление «до слов», догадка, внезапное озарение, мгновенное понимание, т.е. инсайт, творчество. Более того, это непроизвольная, непроизвольная работа вторичных образов, то есть поворот, опрокидывание или трансформация старых образов и возникновение новых образов без сознательного контроля над этим процессом. Наконец, это бессознательное воображение умственной деятельности над чем-либо. Более того, именно на этом уровне следует искать истоки интуиции.

Естественный уровень умственной активности трудно контролировать. Естественный интеллект проявляется в юморе, неожиданных метафорах, новых идеях, поездах мысли и т.д. Качественное своеобразие природного интеллекта в планах поведения и деятельности проявляется по-разному: от проницательности дизайнера до мгновенного постижения гармонии, смысла, индивидуальности или дисгармонии художественного образа, образа художника и т.д.

Второй уровень интеллектуальной деятельности обусловлен возникновением системы действующих механизмов познавательных способностей. Эффективность этого уровня интеллектуальной деятельности будет различаться в зависимости от того, в какой форме субъект вплетает информацию в свой опыт: в виде понятий, образов, ассоциаций, с помощью конкретных примеров и т.д. Таким образом, второй уровень интеллекта представляет собой единство оперативных механизмов и системы представлений, которыми обладает данный субъект. Продуктивность второго уровня интеллектуальной деятельности (вербальный, понятийный, логический интеллект) определяется следующими показателями

  • Разнообразие способов обработки информации;
  • степень владения этими или любыми другими функциями;
  • Широта и глубина репрезентативного образа личности (образа мира личности), т.е. степень организованности знаний субъекта
  • Тип доминирующего уровня обработки информации: концептуальный, ассоциативный, образный, визуальный и т.д;
  • Удельный вес «участия понятий» в процессе представления новой информации личностью.

Третий уровень интеллекта — это регуляция умственной деятельности. Каждый известный способ обработки информации имеет свою структуру, которую можно описать системой действий: Постановка целей, ориентация, принятие решений, предвидение, планирование, контроль, оценка и коррекция. Именно внутреннее регулирование составляет основу регулирования деятельности. Внутренняя регуляция обеспечивается внешней регуляцией: потребностями, мотивами, чувством долга, Я-концепцией, волевыми качествами и эмоциональными реакциями.

Диагностика

Исследования интеллектуальности проводятся на основе разных методик и техник. Все они основаны на двух принципах: тестирование и эксперимент.Например, логическое мышление и навыки определения закономерностей выявляются с помощью прогрессивных матриц Равена. Тесты по Амтхауэру специализируются на ориентации в профессиональной деятельности. И первая, и вторая технологии разработаны для людей разных лет. Чтобы оценить ребенка, подойдет метод Гудинаф-Харриса, который дает оценку по детскому рисунку. Всем этим разработкам исполнился не один десяток лет, они унифицированы и дают усредненные показания.

Задайте вопрос

«Эффективные» показатели оценки интеллектуального результата.

Увлечение измеряемыми показателями приводит к трагикомичным ситуациям, например, когда работу бухгалтера измеряют количеством обработанных документов, службу охраны труда количеством несчастных случаев, произошедших на производстве, а дизайнеров количеством сделанных рекламных макетов, без внимания к качеству. На мой взгляд, человеческую деятельность оценить исключительно на основе количественных (измеряемых) показателей невозможно. А если речь заходит об оценке творческой и интеллектуальной деятельности, сделать это без «качественных» и «субъективных» показателей невозможно тем более. Качественными и субъективными показателями в нашем понимании являются: план задач (проверяемые показатели – рис. 2), из которых сформирован план работы сотрудника на период, и стандарты деятельности (оцениваемые показатели – рис. 3), определяемые степень соответствия внутренним регламентам, требованиям и ограничениям. Другими словами мы дополняем KPI-управление набором качественных (проверяемых и оцениваемых) показателей.

Рисунок 2. Пример плана задач

Некоторые указывают на то, что при этом растет степень субъективизма, от которой так хотелось уйти руководителю. На это хочется возразить – неужели в KPI-управлении субъективизм отсутствует? На мой взгляд, там его не меньше: выбор самих KPI, определение плановых значений, способа расчета показателя, выбор доступных приемов достижения результата – все определяется человеком.

В интеллектуальной деятельности субъективной составляющей уделяется больше внимания, и роль руководителя в подведении итогов, несомненно, выше. Качественные показатели (если это применимо), должны быть дополнены количественными и измеримыми. Тогда оценка деятельности будет комплексной и справедливой. Очевидно, что на руководителя, который задействован в определении качественных показателей (задач и стандартов) ложится дополнительная нагрузка. Но по практике можно сказать, что формированием плана задач с успехом справляется и сам сотрудник, а для оценки по стандартам, требования можно детально описать в регламенте, а к подведению итогов привлечь внутренних экспертов.

Рисунок 3. Пример оценки по стандартам системного администратора

При внедрении системы целевого управления в веб-студии, с которой мы сотрудничали, с некоторых пор результативность разработчиков стала оцениваться с помощью набора качественных показателей. По словам руководителя веб-студии Дмитрия Маслова, «с этих пор все кардинально поменялось: все те же люди, те же программисты, которые в прошлом срывали сроки, стали успевать выполнять все приоритетные задачи в итерацию планирования».

Рекомендации для повышения коэффициента

5 практических советов для тренировки мозговой активности и увеличения IQ, которыми можно пользоваться ежедневно:

  1. Бросайте мозгу вызов, решайте математические задачи, изучайте иностранные языки, научитесь играть на музыкальном инструменте.
  2. Общайтесь с образованными людьми. Ведя беседу и понимая ход мыслей умных, вы извлечете пользу для себя.
  3. Играйте в компьютерные игры, которые требуют разработки стратегии, тренируют реакцию.
  4. Читайте книги, это развивает словарный запас и эрудицию.
  5. Занимайтесь спортом, ведите здоровый образ жизни.

Выводы.

Если подводить итоги, основные приемы управления коллективом, создающим интеллектуальный продукт, можно свести к следующему:

a. Выявляйте и принимайте на работу внутренне мотивированных сотрудников. Учите и развивайте их профессиональные навыки.

b. Формируйте амбициозные цели, распределяйте эти цели между командой, аккуратно и внимательно отслеживайте степень достижения цели каждым в отдельности. Используйте качественные показатели для оценки, стремитесь отказываться от количественных.

c. Изучайте причины успехов и неудач. Отмечайте выдающиеся успехи.

d. Не стремитесь стимулировать активность и эффективность сотрудников финансовым вознаграждением. Дайте возможность сотрудникам сравнивать свои результаты с предыдущими.

e. Изучайте изменение мотивов сотрудников и исключайте демотивирующие факторы.

f. Всегда боритесь с посредственностью – увольняйте тех, кто не способен регулярно создавать результат с высоким качеством.

Эмоциональный интеллект

Понятие IQ включает умение различать эмоции, понимать, что движет другими людьми, чего они хотят, к чему стремятся и чего добиваются. Именно он помогает управлять своими и чужими чувствами для достижения целей.

Наш ум можно условно разделить на две половины: рациональную, которая отвечает за познание, мысли, умозаключения и импульсивную, лишенную логики, но не менее влиятельную. В идеале мы должны уравновесить и подружить эти части.

Составляющая IQ – это характер. Эмоциональный вид включает в себя навыки:

  • верить в себя;
  • сочувствовать;
  • контролировать эмоции;
  • уметь отвлекаться от неприятных переживаний;
  • стремиться к цели;
  • находить мотивацию.

Социальный интеллект

Он помогает правильно трактовать поведение окружающих, выстраивать отношения между людьми. Чем лучше он развит, тем более вы приспособлены к жизни в обществе. Если эта часть мыслительной деятельности высоко развита, вам не составит труда спрогнозировать реакцию собеседника или молниеносно выдать суждение о ком-либо, не задумываясь ни на минуту. Это скорее дар приспособления, чем глубокого и вдумчивого понимания.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]