Психологическая зрелость: признаки, уровни, критерии


Психологическая зрелость – это многоаспектное понятие, не имеющее на данный день единого устоявшегося определения. Психологическая зрелость личности это особое состояние психических процессов и мировосприятия, позволяющее человеку быть самореализующимся индивидом. Это включает способность устанавливать продуктивные социальные контакты, адекватно воспринимать реальность и окружающих людей. Помимо этого психологическая зрелость личности основывается на самостоятельности в удовлетворении базовых необходимых потребностей, а также ответственности за свою жизнь и поступки.

Вся деятельность психологически зрелого индивида направлена на реализацию собственных умений, эмоциональных потребностей, с соблюдением социальных норм, прав и личных границ других людей. Это определенное умение, позволяющее добиваться успеха, как в личной жизни, так и в профессиональной. Приоритетными задачами для такой личности становятся задачи роста, развития, продвижения, имеется богатый запас жизненного опыта и эмпатии, что позволяет осуществлять коммуникации практически на любом уровне.

Психологический инфантилизм

Но бывает и так, что по паспорту человеку исполняется 30 (40, 50) лет, а он так и остается недоразвитым психологически. В эту категорию входят те, кто постоянно слышат в свой адрес: «Когда же ты, наконец, повзрослеешь?». Некоторые из них даже гордятся тем, что не хотят принимать ответственность взрослой жизни. Инфантильному взрослому в мире, полном проблем, приходится очень тяжело.

Для того, чтобы повзрослеть, необходимо пройти через все возрастные этапы развития, которые психологи называют «кризисами». При этом кризис – это не только обстоятельства. Он является платформой, на которой человеческая душа имеет возможность научиться решать определенные проблемы, получая за это свои «бонусы». В три года ребенок учится самостоятельности. Это время называется «кризисом 3 лет», когда маленький человек все чаще говорит «Я сам». Но если он находит поддержку со стороны взрослых в своих действиях, у него появляется ощущение «Я могу». Инфантильные взрослые нередко вырастают из семей с гиперопекой.

Возрастное развитие личности также представляет масштабный кризис для подростков. При этом возраст 12-18 лет – довольно плодородная почва, чтобы у человека сформировалась инфантильность. Именно в подростковом возрасте он решает, оставаться ли ему ребенком, или повзрослеть.

Какие признаки имеет инфантильная личность, или ребенок, носящий оболочку взрослого?

  1. Он не умеет контролировать эмоции. Часто выражает гнев, капризы, обвиняет окружающих;
  2. Не обладает хорошо развитой системой ценностей. Ориентируется на то, «как нужно, как принято». Всегда пытается скопировать окружающих в том, что думать, говорить, как одеваться;
  3. Относится к миру потребительски. Много берет и мало отдает. Образ жизни паразита, который инфантильная личность ведет в семье, продолжается в браке. Он просто переходит от одного опекуна к другому;
  4. Испытывает страх перед ответственностью и принятием собственных решений;
  5. Живет в «ожидании чуда», что к нему придет кто-то более сильный и решит его проблемы.

Три стадии взрослой жизни

  • — Ранняя зрелость (молодость);
  • — средний зрелый возраст (зрелость);
  • — Поздний зрелый возраст (старение и старость).

Молодость — это, прежде всего, время для создания семьи.

Молодой возраст — это, прежде всего, время создания семьи и устройства семейной жизни, время овладения избранной профессией и первых значительных достижений в ней, определяющих отношение к общественной жизни и своей роли в ней. В молодости доступны самые сложные виды работы, общение наиболее полное и интенсивное, дружеские и любовные отношения легко устанавливаются и полностью развиваются.

Основная проблема в эмоциональной сфере, требующая обязательного решения в раннем взрослом возрасте, — это достижение идентичности и близости.

Эмоциональная близость в человеческих отношениях выступает основой любви. Чувство любви глубоко интимно и сопровождается ситуативно возникающими и меняющимися эмоциями нежности, восторга, ревности, которые часто выражаются в виде гнева, печали, гнева, обиды, разочарования и других эмоций. Любовь охватывает довольно широкий спектр эмоциональных явлений, различающихся по глубине, силе и другим характеристикам: от относительно слабо выраженных отношений (симпатий) до полностью волнующих человеческих переживаний, достигающих силы страсти.

Создание семьи чрезвычайно важно для личного развития. Человек приобретает новый статус, связанный с ответственностью за продолжение семьи и воспитание следующего поколения. С рождением первенца супруги начинают осваивать родительские роли отца и матери. Меняется весь образ жизни, появляются новые обязанности, новые аспекты ответственности друг перед другом и новая общая ответственность за человека, который родился. Развивается комплекс эмоций, связанных с отцовством, в том числе радость от общения с ребенком и переживания.

Привязанность и доверие, особая чуткость к потребностям ребенка, чувство интереса, восхищения и гордости за ребенка.

Создание семьи и рождение детей — очень важный шаг в жизни каждого человека, который обусловлен следующими мотивами: любовью, духовной близостью, материальным расчетом, психологической совместимостью и моральными соображениями. Будущее семьи будет зависеть от того, какими ценностями будет руководствоваться человек при создании семьи.

Второй важный аспект жизни в подростковом возрасте — освоение выбранной профессии. Человек в этом преуспевает, приобретает профессиональные навыки. В юности легче получить знания, умения и навыки, необходимые для работы по профессии; человек наиболее продуктивен, выдерживает величайшие физические и умственные нагрузки, наиболее способен овладеть сложными методами интеллектуальной деятельности. Развиваются требуемые особые личностные и функциональные качества: организаторские способности, инициативность, находчивость, точность и аккуратность, быстрая реакция и др.

Если человек выбирает успешный жизненный путь, то уже в подростковом возрасте он достигает достаточно высокого уровня мастерства в профессии и своего объективного признания. С чемпионатом обретается чувство профессиональной компетенции.

Замечено, что ближе к 30 годам романтические ценности на работе сменяются более практичными. Следующие предметы становятся основными.

Психология зрелости

Личность может считаться зрелой только если способна развиваться гармонично в условиях негативных и положительных событий. Стоит помнить, что жизненный опыт черпается и в неудачах. Если человеку пришлось столкнуться с сильным разочарованием, предательством со стороны близкого человека или разрушенными мечтами, то он может почерпнуть из этого определенное благо.

Зрелость определяется способностью ценить даже самый отрицательный опыт, понимая, что без него полноценно развиваться не получится.

Человек, стремящийся к самодостаточности, принимает необходимость уметь совершать выбор даже в самых экстремальных ситуациях и готов нести за него ответственность. Молодые люди, отличающиеся адекватностью сознания и признающие за собой потребность социальной и профессиональной реализации, имеют больше шансов достигнуть психологической зрелости, чем те, кто не может вырваться из-под жесткого контроля и гиперопеки близких людей.

В редких случаях человек может заниматься любимым делом, которое обеспечит ему социальное положение и признание окружающих. Чаще всего приходится ходить на нелюбимую работу, которая позволяет обеспечивать свои бытовые потребности и нужды. В таких случаях зрелую личность отличают умение быть настойчивой в реализации своих целей и готовность идти на компромисс с собой в тяжелые периоды жизни.

Важно

Получение образования и освоение профессии являются важными психологическими этапами зрелости, равно как и построение семейных и дружеских отношений.

Да, наличие красного диплома не говорит о зрелости, но умение и готовность учиться и развиваться – обязательная черта характера зрелого человека. Способность жить в гармонии с собой и окружающими, а также создавать социальные связи, заводить друзей и семью ощутимо помогают в достижении зрелости.

Рождение и воспитание детей прививают ответственность и способствуют «созреванию» родителей. Дружеские же отношения помогают личности формировать демократичность, толерантность и принятие себя и окружающих в контексте взаимодействия.

Зрелость возраста и зрелость личности — в чем разница?

Возраст и зрелость не всегда являются синонимичными понятиями.

У акмеологов идентификация этих определений также вызывает определенные трудности: не любой взрослый человек является зрелой личностью и наоборот.

«Взрослость» отражает степень физического, умственного и социального развития. Этот этап относится к достижению человеком совершеннолетия, когда он уже сформирован физически и получает ряд прав и обязанностей как гражданин своего государства и член общества.

То есть формируются определенные ожидания от личности, как в профессиональном, так и в личном отношении. Успешность реализации этих ожиданий уже исходит из другого понятия — зрелости.

Зрелая личность характеризуется здоровьем психики, способностью к адаптации, самостоятельным решениям и ответственности за них.

Ей присущи качества, которые характеризуют ее как самобытную, самостоятельную.

Эти качества могут развиться в человеке раньше его социальной и физической зрелости, а могут и позже. Незрелую взрослую личность будут характеризовать инфантильность, резонерство, эмоциональная неустойчивость.

О таких людях часто говорят «не дорос», имея ввиду вовсе не возраст, а личную зрелость. В нормальных условиях эта зрелость наступает вместе с возрастом, с которым меняются условия и появляются новые задачи и цели.

В случае сложных жизненных ситуаций и богатого опыта зрелость может наступить «раньше календаря».

В отсутствие таких перемен и постоянной заботе окружающих зрелость как правило запаздывает, что рождает проблемы в будущем для взрослого человека.

Развитие самопознания

Чем еще характеризуется зрелость психологическая? Характеристика данной личности включает развитие самопознания. Ибо без понимания самого себя невозможно эффективно выстраивать коммуникации с окружающими. Этот процесс помогает реалистичному отношению к самому себе и лучшему пониманию других.

Зрелая личность должна осознавать, чего хочет добиться в жизни, что является для нее важным, а что нет. Она постоянно подвергает корректировке свои ценности. Ей не следует становиться отражением надежд окружающих, а необходимо действовать, руководствуясь собственными убеждениями. Это позволяет чувствовать себя сильной в межличностных контактах.

Средняя зрелость

Примерно к 40 годам психологическая зрелость человека выходит на новый уровень. Это связано с поиском ответов на жизненно важные вопросы: о смысле существования, реализации желаний.

У людей происходит переоценка ценностей, ревизия притязаний. Формируется способность переосмыслить окружающую действительность, заинтересоваться новыми людьми, повлиять на свое будущее, стать настоящим профессионалом, реализоваться в творчестве. Но это и пора сомнений. Любой человек задается вопросом, а правильно ли он выбрал свой путь. Его преследует страх снижения работоспособности, появляется потребность в выборе новых целей. Частая причина — различие между желаниями и действительностью.

Новый уровень зрелости связан с появлением проблем, которые часто связывают с кризисом середины жизни. Ученые полагают, что преодоление его связано с решением следующих личностных задач:

  • формированием гражданской ответственности;
  • достижением определенного уровня жизни;
  • оптимальной организацией досуга;
  • углублением личностного аспекта в отношениях с близкими, помощью детям;
  • принятием и привыканием к собственным физиологическим изменениям;
  • поддержанием стареющих родителей.

Личность и общество

Психологическая зрелость — понятие многоаспектное, одной из сторон которого является взаимодействие с обществом. Невозможно жить в отрыве от его проблем и чаяний.

Социальный аспект — это, в первую очередь, отказ от сложившихся стереотипов. Ориентируясь на собственные потребности и ощущения, зрелая личность в меньшей степени подвержена манипуляциям и воздействию толпы.

Но в то же время зрелый индивид принимает мир со всеми его законами, несовершенствами и даже страданиями. Он не пытается изменить то, что складывалось веками, но тратит ресурсы на улучшения в микросоциуме, чтобы находиться в гармонии с окружением и приносить максимальную пользу. О социально-психологической зрелости свидетельствуют:

  • чувство ответственности;
  • социальный интеллект, умение предвидеть изменение общественных процессов;
  • забота о других;
  • активность в жизни общества;
  • применение знаний и навыков на пользу другим;
  • преодоление проблем на пути к самореализации.

Только социальная среда способна сформировать зрелую личность.

Устойчивость к неопределенности

Многие теряются в ситуациях, в которых нет ясности, недостает структуры. Но человеку часто приходится попадать на чужую территорию, поэтому ему требуется уверенность в условиях отсутствия определенности. Мы часто не знаем, с какой проблемой столкнемся и какие решения придется принимать. Уверенность в собственной интуиции, адекватности чувств, убеждение в конструктивности решений и умение оправданно рисковать – все это помогает человеку переносить напряженность, создаваемую неопределенностью. Это также удел зрелых личностей.

Психологическая зрелость: понятие

Нет единого подхода в определении, что это такое. Бесспорным является лишь утверждение, что о зрелости можно говорить в тот период, когда личность находится на пике своих интеллектуальных, физических и духовных способностей. Ее созревание происходит постепенно и знаменует переход:

  • от подчиненности старшим в семье — к равенству;
  • от зависимости — к самостоятельности;
  • от простейшего набора реакций на внешние воздействия — к разнообразному поведенческому репертуару;
  • от беспечной жизни — к осознанию своей ответственности за события;
  • от примитивных увлечений — к более сложным интересам.

Импульсивные поступки человека сменяются обдуманными шагами, выстраиванием длительной перспективы, опирающейся на предшествующий опыт. Именно последний способен заставить человека отказаться от сиюминутных достижений во имя получения более серьезной выгоды в дальнейшем. Какие периоды психологической зрелости ученые выделяют?

Определение понятия

Зрелость – это не совокупность физиологических качеств, не возраст и социальный статус и уж точно не диплом об образовании. На самом деле это более глубокое и цельное восприятие окружающей действительности, идущее вкупе с желанием развиваться как личность, стремление стать лучше, чем есть на данный момент.

Сегодня психологи пришли к выводу, что зрелую личность отличает уверенность в себе и общая эмоциональная стабильность, а также полная самостоятельность и жажда профессионального становления.

Временами подходы к определению этого понятия сменяли друг друга, в результате чего выработался некий перечень признаков психологической зрелости:

  • Самостоятельность выражается в способности вести автономное существование и решать возможные проблемы без постороннего участия. Зрелая личность готова принимать решения и нести за них всю ответственность, а также способна получать моральное удовлетворение от осознания того, что сама строит свою жизнь.
  • Терпение. В данном случае речь идет о понимании человеком того, что успешная реализация поставленной цели может занять долгое время, но это его не отталкивает. Он понимает, что надеяться на быстрые результаты глупо и готов продолжать действовать ради достижения своей мечты. При этом он совершенно спокойно относится к окружающим его людям с их сильными и слабыми сторонами. Он не испытывает желания переделать мир под свои критерии правильности.
  • Внутренняя гармония. Редкого человека устраивает в себе абсолютно все. Намного чаще бывает наоборот и человек постоянно стремится к тому, чтобы стать лучше, чтобы приблизиться к некому нарисованному сознанием идеалу. В некоторых случаях недовольство своими недостатками может стать причиной серьезных психологических отклонений. Но зрелая личность не мечется от внутреннего дискомфорта при созерцании собственного несовершенства. Он принимает и любит себя таким, как он есть.
  • Самодостаточность – способность жить в гармонии наедине с собой, не ощущая дискомфорта в психологическом и бытовом плане. Самодостаточная личность не нуждается в окружающих для решения каких-либо задач или удовлетворения своих потребностей. Такой человек совершенно спокойно может провести вечер выходного дня в одиночестве за просмотром любимого фильма, он просто не испытывает острой нужда в компании знакомых и друзей.
  • Жажда познания присуща любой зрелой личности. Динамически меняющийся мир диктует свои законы, вынуждая человека быстро адаптироваться к новым реалиям посредством освоения новой информации. Личность принимает необходимость саморазвития ради своего дальнейшего успешного существования и не испытывает по этому поводу никаких негативных эмоций.

Важно

Зрелость – есть совокупность физического, умственного и социального развития. Чаще всего уровень психологической зрелости достигается годам к 30

Но в случае трудных жизненных ситуаций и богатого опыта зрелость может наступить намного раньше.

Ранняя зрелость

Ее начало совпадает с периодом юности. Авторы расходятся в определении точных возрастных границ, но наиболее распространенной точкой зрения является позиция В. Гинзбурга. По его утверждению, парни вступают в период психологической зрелости с 16 до 24 лет; девушки, взрослеющие чуть раньше, — с 15 до 20 лет.

Чем характеризуется этот этап? Человек включается во все виды социальной активности: он наделяется правовыми и избирательными правами, создает семью, реализуется в профессиональном плане и учится экономической ответственности. Впитав информацию о различных социальных ролях, человек начинает применять ее по отношению к себе.

А. Толстых утверждает, что в этот период происходит начало реализации появившихся возможностей для саморазвития. Главной проблемой часто называют противоречие между изоляцией и близостью с окружающими. В это время необходимо:

  • найти гармонию между реальностью и мечтами;
  • обрести наставника;
  • определиться с карьерой;
  • выстроить сферу интимно-личностного общения.

Факторы мотивирующие работать

внутренние — удовлетворенность самим процессом работы и значимостью полученного результата, внешние — вознаграждение, материальное стимулирование, признание в коллективе сотрудников и в целом в профессиональной среде. Человек уже реально оценивает свои способности, корректирует жизненные ценности и уровень притязаний.

Психо-познавательные процессы в этот период развиваются неравномерно. Интеллектуальное развитие человека, достигшего ранней зрелости, идет рука об руку с формированием или трансформацией его личности. Хотя развитие психофизических функций прекращается к 25 годам, интеллектуальное развитие продолжается многие годы.

Взрослый человек может контролировать ход своего интеллектуального развития и добиваться значительных результатов, связанных с работой или творчеством. Успех

человек зависит от уровня своих способностей, уровня образования и правильно подобранного вида деятельности. Этот факт свидетельствует о том, что развитие познавательной сферы человека индивидуально обусловлено.

Самосознание, самооценка и «самооценка» находятся под влиянием самоопределения человека как сексуального партнера, супруга, родителя, профессионала и гражданина.

В соответствии с осознанием собственных физических характеристик, осознанием психологического возраста, профессиональной ориентации, основных личных и социальных установок интегральная «Я-концепция» включает в себя новообразования, отражающие личностную зрелость.

В этот период наблюдается нормативный кризис в возрасте 30-33 лет. Это связано с несоответствием жизненных планов человека реальным возможностям. В этом возрасте жизненные ценности пересматриваются, а неактуальные ценности отбрасываются.

Период раннего взросления характеризуется освоением профессиональной деятельности, самосовершенствованием, созданием семьи, воспитанием детей, спецификой организации свободного времени (досуга), позволяющей реализовать неиспользованный человеческий потенциал.

Таким образом, каждая сфера деятельности человека характеризуется специфическим характером действий и общения: работа — общественно полезная деятельность, семья — концентрация и разнообразие межличностных отношений, досуг — реализация личного потенциала.

Ведущим фактором развития в этот период является профессиональная деятельность, а главными задачами раннего взросления являются самоопределение и создание семьи.

Стадии психологической зрелости

Процесс становления зрелой личности весьма длителен и проходит несколько этапов, которые у нормально развивающегося человека соответствуют конкретным периодам физиологического и психического развития.

В некоторых случаях степень зрелости может замереть в своем формировании и даже остаться на всю жизнь, так и не приведя к финальной цели.

На сегодняшний день психологи определили следующие 4 стадии «созревания» личности:

  • Инфантильная. Данная стадия присуща людям с детской моделью поведения. Такой человек не стесняется себя и своих особенностей и без страха демонстрирует себя окружающим. Он открыто воспринимает мир и себя, не обращая внимания на негативные стороны. Как и маленькие дети, инфантильные личности испытывают острую потребность в любви и заботе и не готовы брать на себя ответственность за что-либо. Внешне они представляются этакими легкими на подъем оптимистами, не имеющими особых привязанностей. Но стоит им столкнуться с первой же жизненной трудностью и весь оптимизм уходит на задний план, а все силы направляются на поиск того, кто возьмет на себя урегулирование проблем.
  • Адаптационная. В случае адекватного развития личности данная стадия соответствует подростковому периоду взросления. В это время человек изо всех сил стремится познать окружающий мир и найти свое в нем место. Все силы направлены на самоутверждение и попытки доказать собственную значимость. Одной из самых явных потребностей можно считать тягу к самостоятельному принятию решений, несмотря на несформировавшуюся ответственность. Такую личность отличает эмоциональная нестабильность и склонность к максимализму, отсутствие терпения к себе и другим людям. Взрослый человек, находящийся на этой стадии развития, вполне способен организовать свой бизнес, но не сможет долго держаться на плаву и не строит романтические или дружеские отношения.
  • Исследовательская. Данная стадия характерна юношам и девушкам, находящимся в активном поиске себя. Человек зачастую оспаривает общепризнанные идеалы и ищет собственные. Помимо этого, идет бурное становление эмоциональной сферы, развивается склонность к эмпатии, формируется личная ответственность за родных и близких. Некий максимализм еще сохранился, но все чаще проскальзывает явная терпимость к чужому несовершенству.
  • Взрослая. Стадия характеризуется всеми признаками зрелой личности. Приходит осознание и принятие реальности окружающей действительности, своей роли в реальной картине мира, достигается внутренняя гармония и появляется потребность в создании условий для ее поддержания.

Термин «инфантилизм» был введен E. Lasegue в 1864 г. Он обозначает относительно равномерную задержку темпа психического и физического развития человека.

Психический инфантилизм — незрелость личности с преимущественным отставанием в развитии эмоционально-волевой сферы и сохранением детских качеств личности.

У детей психический инфантилизм проявляется в сохранении черт поведения, присущих более младшему возрасту. Но в раннем возрасте признаки эмоционально-волевой незрелости и снижение уровня поведенческих мотиваций выявляются с трудом. Поэтому о психическом инфантилизме по существу можно говорить лишь начиная со школьного и подросткового возраста, когда присущие психическому инфантилизму особенности начинают выступать более отчетливо. Достаточно типичными для детей этого возраста являются преобладание игровых интересов над учебными, непонимание и неприятие школьной ситуации и связанных с ней дисциплинарных требований, что приводит к социальной и школьной дезадаптации.

Во взрослой психиатрии симптомы психического инфантилизма рассматриваются в рамках изменений личности при различных психических заболеваниях (E. Kraepelin).

По отношению к детям с задержками развития термин «психический инфантилизм» был введен в начале XIX в. немецким психиатром G. Anton, но он рассматривал его как «парциальный инфантилизм» (в отличие от «тотального инфантилизма» при олигофрении). В отечественной психиатрии эта тема получила свое развитие в трудах М. О. Гуревича, Г. Е. Сухаревой, В. В. Ковалева, К. С. Лебединской и др.

В раннем детском возрасте в связи с присущей ему физиологической гипертимией и большой зависимостью эмоциональных характеристик от условий социальной среды воспитания и индивидуальных особенностей установление психического инфантилизма, особенно его легких форм, затруднено. Однако педиатры и неонатологи [Долецкий С. Я., 1976; Гаврюшов В. В., 1982] отмечали инфантильные особенности эмоционально-волевой сферы и личности детей, формирующиеся в условиях длительной и частичной госпитализации, при повторных хирургических операциях и др. Исходя из анализа психологических и психопатологических проявлений, М. О. Гуревич (1932) и В. В. Ковалев (1985) считали, что наряду с эмоционально-волевой незрелостью для психического инфантилизма в детстве характерны «моторный инфантилизм» и большая или меньшая пограничная интеллектуальная недостаточность. Динамика и исходы психического инфантилизма изучены недостаточно и требуют специальных исследований.

Распространенность

психического инфантилизма, по данным психиатрической эпидемиологии детского возраста, довольно значительна
—1,6 %.
Причинами психического инфантилизма

чаще всего являются относительно легкие поражения головного мозга — инфекционные, токсические и другие, включая травмы и асфиксию плода. Особенно неблагоприятными считаются в этом отношении последний триместр внутриутробного периода и период родов. Предполагается также избирательность поражения функциональных систем головного мозга, определяющаяся асинхронностью их интенсивного формирования и тропностью действия того или иного фактора в соответствующий, наиболее чувствительный период. Не меньшая роль в генезе инфантилизма отводится и конституционально-генетической предрасположенности, а также психогенным факторам в виде особенностей воспитания — гипо- или гиперопеки, деспотического воспитания и т. п. [Лебединская К. С., 1982; Ковалев В. В., 1985].

Различают 4 основных варианта инфантилизма: гармонический (простой), дисгармонический, органический

и
психогенный.
Наиболее существенными признаками психического инфантилизма является эмоционально-волевая незрелость, которая выражается в несамостоятельности, повышенной внушаемости, стремлении к получению удовольствия от игровой деятельности, беспечность, незрелость чувства долга, ответственности, неумение подчинять свое поведение требованиям, неспособность сдерживать проявления чувств, волевого напряжения. Предпосылки психического инфантилизма в первые годы жизни: слабый уровень мотиваций, низкий исследовательский интерес, симбиотическая привязанность к матери, отсутствие стремления к самостоятельности. О снижении темпа созревания эмоциогенных структур мозга свидетельствуют длительно сохраняющаяся диффузная, склонная к генерализации общая двигательная, мимическая и вокальная реакции на раздражители, замедление дифференциации эмоций, незрелость тонкой моторики на фоне двигательной расторможенности и т. д.

Простой гармонический инфантилизм — равномерная задержка темпа и физического и психического развития, проявляющегося в первую очередь незрелостью эмоционально-волевой сферы, а затем и личности в целом. Считается, что созревание в этом случае отстает от нормы на 1—3 года. Это отражается как на поведении ребенка, так и на его возможностях социальной адаптации. Клиническая картина простого инфантилизма характеризуется чертами незрелости, «детскости» в соматическом и психическом облике. Дети выглядят младше своего возраста и отличаются грацильностью. Им свойственны живая, но поверхностная любознательность, общие нестойкие интересы к окружающему. При полноценном интеллекте отмечается неразвитость интеллектуальных интересов, своего рода диспропорциональность: неутомимость в игровых действиях и быстрая отвлекаемость, утомляемость при выполнении заданий, требующих интеллектуального, волевого усилий и терпения. В связи с этим при поступлении в школу у детей с простым инфантилизмом в ответ на обычные учебные задания могут возникать невротические реакции и нарушения поведения. Возрастная динамика гармонического инфантилизма относительно благоприятна. Постепенно приобретаются индивидуальная активность и самостоятельность, появляются исследовательские и творческие элементы в деятельности, дополняемые воображением и фантазией. Проявления простого психического инфантилизма уменьшаются или полностью исчезают приблизительно к 10 годам. В тех случаях, когда инфантилизм сочетается с пограничной интеллектуальной недостаточностью, наступает ее компенсация. Тем не менее, видимо, прав В. В. Ковалев (1985), который считает, что полной нормализации личностных свойств не наступает и простой инфантилизм, отмечаемый в детском и пубертатном возрасте, сменяется личностной дисгармонией и завершается акцентуацией характера или психопатией преимущественно неустойчивого или истероидного типа. Простой инфантилизм в клинической практике встречается редко и чаще на уровне субклинического состояния.

Дисгармонический инфантилизм отличается сочетанием признаков психической незрелости, свойственной простому инфантилизму с отдельными патологическими чертами характера, такими как аффективная возбудимость, конфликтность, лживость и хвастовство, эгоизм, капризность, повышенный интерес к социальным эксцессам. Отдельные патологические черты характера обнаруживаются уже на 1—2-м году жизни в виде упрямства, реакций протеста, стремления настоять на своем, обидеть близких, сделать им больно. У детей старшего возраста черты незрелости эмоционально-волевой сферы «перекрываются» девиантным поведением и патологическими чертами характера. Структура и возрастная динамика дисгармонического инфантилизма позволяют расценивать его как этап формирующейся психопатии.

Наиболее распространенным вариантом органического, или психического, инфантилизма является инфантилизм, связанный с психоорганическим синдромом. Он развивается вследствие органического повреждения мозга. Поскольку нередко речь идет о внутриутробном повреждении плода, то при этом типе инфантилизма часто встречаются множественные стигмы дизморфогенеза — низкорослость, дискрании, дизотия, высокое небо, неправильный рост волос, зубов и т. п. Клиническая картина этой формы инфантилизма чрезвычайно полиморфна и определяется выраженностью других психопатологических симптомов органического поражения головного мозга. Эмоционально-волевая незрелость, как и при простом инфантилизме, проявляется детскостью поведения, суждений, наивностью, внушаемостью, преобладанием игровых интересов, неспособностью к занятиям, требующим волевого усилия. Особенности интеллектуальной деятельности в этих случаях — инертность и плохая переключаемость мыслительных процессов. Кроме того, отмечаются снижение эмоциональной живости и яркости эмоций, поверхностность эмоциональных привязанностей, бедность воображения. Игровую, а затем и учебную деятельность характеризуют однообразие и малая заинтересованность в оценке своих действий, отражающая низкий уровень притязаний. Наряду с этим наблюдаются некритичность, двигательная расторможенность и элементы психопатоподобного поведения. Пограничная интеллектуальная недостаточность у этих детей выражена в большей степени, чем при других формах инфантилизма: задерживаются в развитии предпосылки интеллектуальной деятельности — внимание, память, психическая работоспособность. Но эти расстройства, имея некоторое сходство с легкими формами умственной отсталости, отличаются от дебильности преобладанием признаков эмоционально-волевой незрелости и меньшей пораженностью собственно интеллектуальных функций (таких как способность к обобщению и абстрагированию).

К осложненным вариантам органического инфантилизма относятся его церебрастенический, невропатический и диспропорциональный варианты, а также инфантилизм при эндокринопатиях. При церебрастеническом варианте эмоционально-волевая незрелость сочетается с симптомами раздражительной слабости и мягкой интеллектуальной недостаточности. Невропатический вариант осложненного инфантилизма характеризуется превалированием астеноневротических явлений в виде повышенной тормозимости, пугливости, робости, внушаемости, неуверенности в себе, трудности адаптации в детских коллективах с симптомами выраженной соматовегетативной дизрегуляции. При эндокринных вариантах клиническая картина определяется сочетанием признаков инфантилизма с особенностями психики, типичными для того или иного типа гормональной дисфункции. Так, при гипогенитализме характерны черты инфантилизма в сочетании с вялостью, медлительностью, несобранностью, рассеянностью, бесплодным мудрствованием. При гипофизарном субнанизме признаки незрелости сосуществуют с чертами старообразности в физическом и психическом облике, склонностью к педантизму, рассуждениям со слабостью волевого усилия, расстройствами внимания и логической памяти.

Исходя из особенностей эмоционально-волевой незрелости, К. С. Лебединская выделяет неустойчивый и тормозимый варианты органического инфантилизма.

Недостаточно изученным остается особый вариант инфантилизма — психогенный инфантилизм [Кириченко Е. И., 1979; Лебединская К. С., 1982]. Этот вариант рассматривается как выражение аномального формирования личности в условиях неправильного воспитания. Формирующиеся в случаях депривации аффективная незрелость и повышенная лабильность, отсутствие внутренних запретов определяются неправильным воспитанием или длительной эмоциональной и социальной фрустрацией. С возрастом формируется эмоционально-незрелая личность. При воспитании по принципу гиперпротекции наряду с инфантильностью ярко выступает эгоцентризм, неумение считаться с окружающими, крайняя несамостоятельность, пассивность, психическая невыносливость, неспособность к напряжению. Деспотичное воспитание детей с физическими наказаниями и постоянными запретами способствует выработке и закреплению эмоционально-волевой незрелости в виде сниженной инициативной активности, недостаточной самостоятельности, нерешительности. Но всем разновидностям психогенного инфантилизма свойственны социальная незрелость личности в виде недостаточности или отсутствия высших этических установок и системы идеалов. У таких детей остаются недостаточно сформированными позитивно направленные социальные и интеллектуальные интересы, потребность в труде, чувство долга, отмечается искаженное понимание своих социальных обязанностей, своего будущего. Все это составляет основу девиантного поведения таких детей.

Дифференциальный диагноз всех форм инфантилизма проводится прежде всего с умственной отсталостью и расстройствами поведения различного генеза. В отличие от умственно отсталых у детей с инфантилизмом отмечается более высокий уровень абстрактно-логического мышления, они способны использовать помощь в мыслительной деятельности, переносить усвоенные понятия на новые конкретные задачи и объекты, более продуктивны в самостоятельных видах деятельности. Если при инфантилизме имеет место интеллектуальная недостаточность, то ее динамика в отличие от таковой при умственной отсталости характеризуется благоприятностью с тенденцией к сглаживанию нарушений познавательной деятельности. Вместе с тем у детей старшего возраста при наличии неблагоприятных средовых факторов возможна отрицательная динамика простого инфантилизма. Для отграничения простого инфантилизма от дисгармонического, являющегося базисом психопатий, имеет значение отсутствие при нем аффективной возбудимости, эксплозивность, нарушений влечений, расстройств социального поведения. Достаточно сложно отграничить органический инфантилизм от осложненных форм умственной отсталости. Главным критерием следует считать преобладание при органическом инфантилизме нарушений предпосылок интеллектуальной деятельности (памяти, внимания, вербального и невербального интеллекта, психической работоспособности, темпа и подвижности психических процессов), тогда как возможности самой интеллектуальной деятельности нарушены значительно меньше. Если оценивать динамику инфантилизма в целом, то она преимущественно благоприятна. Проявление выраженной личностной эмоционально-волевой незрелости с возрастом имеет тенденцию к редуцированию или становится частью синдромов преимущественно пограничной психопатологии.

Социальная зрелость личности

Итак, если мы рассматриваем человека как тело, которое рождается, живет 90 лет и умирает, тогда мы можем говорить о социальной зрелости личности.

И рассматривать следующие периоды зрелости человека:

младенец (0-1 год) ребенок (2-12 лет) подросток (13-18 лет) юноша (19-25 лет) взрослый (26-65 лет) старик (66-90 лет)

Социальная зрелость — от слова социализация, социум. В социуме зрелость человека рассматривают именно так.

Но поскольку, мы Духовные существа, как я уже сказала, для нас важно понимать, чем отличается зрелость личности социальная от психологической. Поэтому, оставим социальную зрелость личности для социологов, психологов, ученых, а сами разберемся, что такое психологическая зрелость личности

Поэтому, оставим социальную зрелость личности для социологов, психологов, ученых, а сами разберемся, что такое психологическая зрелость личности.

Другими словами, психологическая зрелость личности касается уже НЕ социализации, а сути человека. А суть человека – это Душа, а Душа – это вечное существо.

Поэтому, мы НЕ можем ограничить вечное существо 90 годами жизни

Нам важно понимать, что до и после нашей жизни, тоже что-то происходит. И если мы отрезаем себя от Вечности, мы отрезаем себя и от всех важных Законов Мироздания

Если мы заглянем в жизнь чуть глубже нашего привычного взгляда, где есть только работа, дом, пикники, путешествия, и снова работа, дом, пикники, путешествия, и так далее по кругу, мы увидим бесконечную глубину. Такую же бесконечную, как и сам Дух, который является источником всех наших Душ.

Наши страдания НЕ случайны, друзья! От нас отрезали Истину, огромный кусок Мироздания, заставили бегать как белки в колесе, и жить по принципу социума «нужно», «должен», «обязан», «делай как все». И только попробуй сделать как твоей Душе угодно! Сразу получишь по голове!

или что отличает психологическое взросление

Ниже я перечислю основные признаки, которые характерны для психологически зрелого человека.

Зрелая личность способна самостоятельно делать жизненный выбор, принимая при этом полную личную ответственность на себя.

Делая выбор, зрелый человек выражает свою внутреннею позицию. Он выбирает, ориентируясь на свои ценности, но при этом обязательно учитывает и ценности других людей.

Именно поэтому его выбор, это выбор не эгоиста, но аутентичного, т.е. подлинного человека.

  1. Аутентичность

Зрелый человек способен принимать себя таким, какой он есть, у него адекватная самооценка, без перегибов в сторону непомерной гордыни или нескончаемых самообвинений и неприязни к самому себе.

Кроме того, психологически зрелый человек способен принимать мир таким, какой он есть.

Для такого человека все черное и белое, все уродливое и прекрасное, все злое и доброе является гармоничным проявлением Вселенной, и если такой человек ничего не может изменить, то со смирением и философски принимает все, как есть.

  1. Глубокие и искрение отношения с другими людьми

Духовно зрелый человек не играет ролей, не прячется за масками, он живет естественно, ощущая себя не центром, но частью отношений с другими.

Он толерантно относится к другим людям, умеет сопереживать, понимать, слушать и слышать других.

  1. Развитое самопознание

Зрелая личность, наряду с адекватностью самовосприятия, еще и хорошо знает себя, осознает свои преимущества и недостатки, сильные и слабые стороны, ресурсы и возможности.

Зрелый человек умеет слышать себя, правильно идентифицировать свои переживания, мысли и эмоции. Он знает, кто он такой.

  1. Стремление к саморазвитию

Психологически зрелой личности свойственна здоровая неудовлетворенность имеющимся уровнем духовности и личностной зрелости.

Поэтому такой человек стремиться к дальнейшему росту, не останавливается на достигнутом, он готов жертвовать силами и временем ради расширения своего познания и развития.

Конечно же, в данной крохотной заметке невозможно описать все признаки, которыми характеризуется зрелая личность, у нее много граней и проявлений.

По этому, в следующей статье я расскажу о других важнейших ее характеристиках, а также опишу условия, при которых формируется личностная зрелость.

Кроме того, в ней я позволю себе порассуждать о связи психологического взросления с ключевыми составляющими успеха и уверенности в себе.

На этом все. Берегите себя!

До встречи в следующей публикации!

Денис Крюков

Вместе с это статьей читайте:

Зачем это нужно?

Вы первые будете узнавать о самых свежих обновлениях, новостях и публикациях. Кроме того, все подписчики получают очень привлекательные бонусы и скидки на предлагаемые мною услуги и информационные продукты!

Как подписаться? Воспользуйтесь формой подписки, что расположена после каждой статьи. Теперь анонсы новых публикаций будут приходить Вам на почту!

С психологической точки зрения зрелому человеку свойственны шесть характеристик

  • Зрелый человек имеет широкие границы, активно участвует в работе, семье и социальных отношениях, имеет хобби и интересуется политическими и религиозными вопросами.
  • Зрелый человек способен на теплые, любящие социальные отношения, уважение и сочувствие.
  • Зрелый человек проявляет самоуверенность, может справляться со своими собственными негативными эмоциональными состояниями, выражая свое мнение и чувства, и думает, как это повлияет на других.
  • Зрелый человек демонстрирует здоровое чувство реальности, опыта и негодования. Зрелый человек воспринимает других людей, предметы и ситуации такими, какие они есть на самом деле.
  • Зрелый человек проявляет самокритичность, самосознание и чувство юмора.
  • Зрелый человек способен видеть общую картину мира, четко, систематически и последовательно определяя, что важно в его собственной жизни.
  • Зрелому человеку свойственны высокий уровень ответственности, забота о других людях, социальная активность с гуманистической направленностью.

Личностный аспект зрелости рассматривается в контексте моральной нормативности поведения. Личные моральные нормы соответствуют гуманистическим ценностям и являются основными регуляторами человеческого поведения и отношений; направлять человека на постепенное развитие, достигая высоких результатов, не только личных, но и социально положительных.

Для зрелого человека характерно выполнение различных социальных ролей, использование роли в качестве инструмента для реструктуризации своего поведения в различных ситуациях. Это означает возможность гибко перестраивать свою личность и меняться в разных ситуациях.

А.А. Реан смотрит на зрелость с разных точек зрения: индивидуальная зрелость, личность, субъект действия и личность. Также можно различать интеллектуальную, эмоциональную и личностную зрелость. Автор выделяет такие базовые компоненты социальной зрелости личности, как ответственность, толерантность и саморазвитие, а также интеграционный компонент, охватывающий все предыдущие. Этот компонент — позитивное мышление, позитивное отношение к миру, которое обуславливает позитивный взгляд на мир.

Зрелым людям свойственен выбор условно гибких стратегий выживания. Наибольшее предпочтение они отдают оптимальной для этого возраста стратегии «Поиск социальной поддержки», которая характеризуется широкой «сферой применения» и более низкой «трудоемкостью».

Проблема личностного развития в зрелом возрасте становится наиболее актуальной в связи с постоянным увеличением числа взрослых в возрасте от 35 до 45 лет с психологическими проблемами невротического, профессионального и личностного характера. Наблюдается тенденция к усилению социальной апатии и инфантильности взрослого населения. Многие психологи замечают кризис среднего возраста.

Нормативный кризис 30–33 лет вызван несоответствием жизненных планов человека реальным возможностям. Человек отвергает то, что не имеет значения, и пересматривает систему ценностей. Нежелание менять систему ценностей приводит к нарастанию противоречий внутри личности. Стабильный период 33 & # 8722; 40 лет характеризуется тем, что в этом возрасте человек наиболее успешно делает именно то, что он хочет. Он ставит цели и достигает их. Возраст 40-45 лет — кризис среднего возраста — этот возраст является кризисом для многих, так как противоречие между целостностью мировоззрения и нелинейностью развития нарастает. Часто люди теряют смысл жизни. Чтобы преодолеть кризис, нужно найти новый смысл — в человеческих ценностях, в развитии интереса к будущему, к новым поколениям. Если человек продолжает сосредотачиваться только на себе и своих потребностях, это приводит к новым кризисам.

Психологическое содержание кризиса среднего возраста: обесценивание мечтаний, переоценка ценностей, истощение одних смыслов жизни и поиск других, формирование продуктивного отношения к жизни, определяющее дальнейшую самореализацию личности.

Э. Эриксон придавал большое значение кризису «среднего возраста». Возраст 30-40 лет он назвал «декадой роковой черты», основными проблемами которой являются потеря физической силы, жизненного тонуса и снижение сексуальной привлекательности. Успешное разрешение кризиса, по мнению Эриксона, ведет к генеративности (продуктивности, тревоге), которая включает в себя стремление к росту, заботу о следующем поколении и собственный вклад в развитие жизни на Земле. В противном случае возникает застой, который может соответствовать ощущению запустения, регресса.

Б. Ливехуд назвал возраст 35-45 лет своеобразной точкой расходящихся путей. Один из этих способов — это постепенная психологическая инволюция человека в соответствии с его физической инволюцией, другой — продолжение психической эволюции, несмотря на физическую инволюцию. Следование первому или второму пути обусловлено степенью развития в нем духовного начала. Результатом кризиса должен стать поворот человека к собственному духовному развитию, чтобы по другую сторону кризиса он мог продолжить свое интенсивное развитие, черпая силы из своего духовного источника. В противном случае он становится «в середине пятого десятилетия трагической личностью, жалующей старые добрые времена, чувствуя угрозу всего нового».

В позитивном самопринятии есть принятие своей личности в целом, чувство уверенности в себе и чувство собственного достоинства. Негативное самовосприятие сопровождается желанием винить себя в неудачах и несчастьях, сильным внутренним конфликтом, неадекватной самооценкой и интенсивным использованием защитных механизмов.

Кризис среднего возраста »часто сопровождается теми или иными депрессивными переживаниями. Это может быть снижение интереса или удовольствия в любом случае, апатия; человек может испытывать систематический недостаток или упадок энергии, поэтому ему приходится заставлять себя идти в работать или заниматься домашними делами. Часто возникают страхи по поводу собственной никчемности и беспомощности. Особое место в депрессивных переживаниях занимает страх за будущее, который часто маскируется страхом за детей или даже за страну в целом. Часто депрессивные переживания сосредотачиваются на потеря смысла и интереса к жизни.

Нередко люди старше 35 лет внезапно решают сменить профессию и пойти в школу. Также в возрасте «около 40» наблюдается большое количество случаев депрессии, самоубийств и алкоголизма. В этот период жизни большинство людей обращаются к духовным практикам, психологам, религиям, размышляют о прожитых годах и осознают свои ошибки. Компьютерная зависимость также может быть следствием очередного жизненного кризиса.

Таким образом, возраст совершеннолетия или зрелости составляет от 18 до 55 лет и делится на раннюю, среднюю и позднюю зрелость. Основная психологическая особенность этого периода — психологическая зрелость личности, выражающаяся в высокой ответственности, социальной активности, заботе о других людях, выработанных моральных нормах, адаптивном поведении. Период зрелости включает два нормативных кризиса, связанных с выполнением поставленных задач и достижением промежуточных жизненных целей. Если у человека позитивное самовосприятие, то выход из кризиса удачный, связанный с реализацией новых жизненных планов. При негативном самовосприятии, апатии, тревоге за будущее, потере смысла жизни, депрессии выход из кризиса может привести личность к формированию различных зависимостей, среди которых может появиться признак современности — компьютерная зависимость. .

Уровни зрелости личности (Души)

Описание этих уровней опирается на 7 тонких тел человека. Более подробно я описала 7 тонких тел ЗДЕСЬ, и там же есть схема, которую можно использовать для лучшего понимания, описанных ниже уровней.

Коротко 7 тонких тел / планов бытия можно описать так:

тело/план №7 — атманическое тело — моя миссия, предназначение, моя судьба тело/план №6 — будхиальное тело — мои истинные желания, ценности — ЧТО ХОЧУ? тело/план №5 — каузальное тело — событийные потоки — ЧТО ДЕЛАЮ? тело/план №4 — ментальное тело (мысли, убеждения) ЧТО ДУМАЮ? ЧТО ПЛАНИРУЮ? тело/план №3 — эмоциональное тело (астральное) ЧТО ЧУВСТВУЮ? тело/план №2 — энергетическое тело (эфирное) — ощущение энергии в теле тело/план №1 — физическое тело — ощущения в теле от 5 органов чувств

Инфантильная личность – взрослый человек, который ведет себя как (младенец). У такого человека жизнь идет на первых трех тонких уровнях физический, энергетический, и эмоциональный. Позитивная эмоция – это цель его дня, пивка попить, повеселиться. С ним даже сложно поговорить о чем-то, у него ментальный план не включен. Обсудить с таким человеком смысл его жизни, ценности, желания не возможно. У него в голове хаос. Такой человек обязательно попадает в отвержение. Его гонят, потому что он не несет ответственности за свои поступки. У него хорошее настроение, всем хорошо, плохое настроение, всем плохо. И он вынужден адаптироваться, потому что его гонят. Адаптация заключается в том, что он поднимается на следующий уровень – ментальный.

Адаптация – взрослый человек, который ведет себя как (ребенок). Он начинает узнавать, что правильно, что не правильно на уровне правил, узнает правила внешнего пространства. Начинает вести себя правильно, его начинают меньше гнать. Но это действия, которые он организовывает снизу, из правил. А их нужно организовывать сверху, из собственных желаний и чувств. Не чувствуешь, не делай. А он не чувствующее еще существо на ментальном плане. Он чувствует если его ущипнуть, но я про другие чувства говорю. Дальше он адаптируется более комфортно и переходит на уровень успешной адаптации. То есть у него событийный план начинает налаживаться.

Успешная адаптация – взрослый человек, который ведет себя как (подросток). Это люди, которые в социуме налаживают связи, получают специальность, доход. В общем, человек просто хорошо устроился. Событийный поток (каузеальный план) у него налажен, но он налажен опять снизу. А должен быть сверху. Поэтому когда ты с ним пытаешься поговорить, ты видишь, у него словно ничего за душой нет. Он всё время говорит, что правильно, что не правильно. Все друг другу враги. Ни на кого надеяться нельзя. Пахать надо, зарабатывать. Я вот как крут. И начинает рассказывать свои успехи в адаптации. А по душам поговорить нельзя. Потому что чувства не осознаны у него. Дальше происходит стадия само исследования, это переход во внутреннее пространство. До этого было осваивание внешнего пространства.

О возрасте

Все уровни зрелости сопряжены с личностным кризисом. Ф. Перлз считает: главным ее показателем является умение найти выход из тупиковой ситуации, опираясь на собственные ресурсы. Зрелость позволяет преодолеть фрустрацию и страх, умея рисковать и принимать ответственные решения. Но Ж.-М. Робин, например, в основном разделяющий мнение коллеги, считает возможным воспринимать помощь извне. Главным показателем личностной незрелости, по его мнению, является беспомощность

А нахождение выхода из тупика, не важно, за счет личностных ресурсов или с помощью окружающих, — это показатель взрослости

Психологический возраст может совершенно не совпадать с календарным. И в 15 лет встречаются абсолютно зрелые индивиды, и в 30 — лица, не способные отвечать за свои действия и поступки. Для того чтобы разобраться, рассмотрим подробнее психологические особенности зрелости. Авторы выделяют различное количество признаков, мы остановимся на наиболее существенных, которые будут раскрыты чуть ниже.

Аутентичность

С древнегреческого слово переводится как «подлинный» и перекликается с понятием «конгруэнтность». Речь идет об адекватности и согласованности элементов. В данном контексте сравнимо со словом «самобытность» и является одним из важнейших показателей психологической зрелости личности.

Явление описано американским ученым Д. Бьюдженталем, включающим в него следующие моменты:

  • осознание настоящего;
  • свобода выбора здесь и сейчас;
  • осознание собственной ответственности за данный выбор.

Аутентичный человек искренен в сиюминутных проявлениях и в поведении в целом. Он не притворяется знающим, влюбленным или довольным в ответ на ожидания окружающих. Многие стремятся играть роли, надевая на себя маски и тратя энергию на то, чтобы продемонстрировать приличный внешний фасад, не решая при этом внутренние проблемы. В ответ они также получают неискренность, затрудняясь в расшифровке реального к себе отношения других людей.

Аутентичная личность тратит время на решение возникающих проблем, не прячась за чужой маской. Она способна к проявлению гибкости в любых ситуациях.

Принятие чувств

Речь идет об искренности в отношении самого себя. Зрелая личность открыта жизненному опыту и принимает полную гамму собственных чувств. А не только социально одобряемых из них. Окружение часто побуждает вытеснять печаль, злость, раздражительность и другие отрицательные эмоции. С детства родители учат: «не плачь», «не показывай волнения», «не переживай». Но если эмоции постоянно вытеснять, в дальнейшем они станут первопричиной неконтролируемого поведения в самых неожиданных моментах.

Психологическая зрелость подразумевает проживание возникающих чувств. Только этот способ позволяет нам держать под контролем собственное поведение, быть терпимыми не только по отношению к самим себе, но и к другим людям. Если человек осознает свои реакции, то он способен грамотно регулировать ответные действия.

Уровни психологической зрелости

У каждого человека различная степень социализации: количество контактов, уровень взаимодействия, жизненные ценности, на основе которых строится общение. Это позволяет ученым выделять уровни зрелости: низкий, высокий и средний. Среди основных критериев выделяют внешние и внутренние. К первым относится степень овладения социальными компетенциями, перечисленными в статье.

Ко вторым можно отнести черты, характеризующие личность: эмпатию, общительность, адекватную самооценку, ответственность, внимательность, толерантность и т. д.

Чем выше у человека стремление к самопознанию и саморазвитию, чем более быстрыми темпами он осваивает жизненные уроки, развивая ответственность и толерантность, тем более высоким уровнем зрелости он обладает.

Другие важные признаки

Давайте поговорим о психологической зрелости. Большинство ученых относят к характеристике зрелости и следующие черты:

  • Личную ответственность за принятые решения. Она помогает по-иному относиться к критике, видя в ней полезную обратную связь.
  • Отсутствие страха при выстраивании близких отношений. Человек сам определяет дистанцию с другими, свободно выражая свои чувства.
  • Постановку реальных целей в общении. Речь идет об отказе от перфекционизма и взваливания на себя ответственности за несостоявшиеся отношения. Важнее извлекать полезные уроки, избегая чувства вины.
  • Наличие эмпатии — умения воспринимать чувства других людей. Учет их в процессе общения позволяет выстроить правильные коммуникации.

Наверное, многие встречали упоминание о социально-психологической зрелости. О чем речь?

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]