В современном мире понятие «деятельность» определяется как целенаправленное активное воздействие живого существа на объекты окружающего мира или взаимодействие с ними. Однако если действия представителей животного мира формируется поведенческими реакциями, спровоцированными неосознанными естественными потребностями жизнеобеспечения, то деятельность человека является свободным и осознанным явлением. Она может быть, как примитивной, служащей для удовлетворения тех же первичных потребностей, так и иметь более сложные уровни формирования, возникающие благодаря культурно-историческому развитию общества.
↑ Виды деятельности
В зависимости от субъекта деятельность бывает индивидуальная
и
коллективная
.
По характеру: репродуктивная
(повторяющая уже достигнутое) и
продуктивная
— творческая (вид деятельности, порождающий нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее).
По соответствию социальным нормам: законная — незаконная, моральная — аморальная
.
По соотношению с общественным прогрессом: прогрессивная — реакционная, созидательная — разрушительная.
По сфере общественной жизни: экономическая, социальная, политическая, духовная.
По особенностям проявления человеческой активности: внешняя — внутренняя.
Основные виды деятельности, обеспечивающие существование человека и формирование его как личности — это общение, игра, учение и труд
.
Функции духовного производства
Духовное производство, в своем нынешнем образе являющееся универсальным и многофункциональным, воплощается в жизнь с целью утоления потребностей. Несмотря на всю многоплановость этого понятия, поддерживается целостный, неделимый главный ориентир духовного производства ― воспроизведение коллективного разума в его нерасчлененности.
Ключевой функцией нравственного созидания является личностная деятельность, ориентированная на повышение качества прочих областей жизнедеятельности социума:
- экономики;
- политики;
- общественной жизни.
Наименование «производство новых технологий», данное этому значению некоторыми учеными, не совсем верное. Имеется в виду сбережение с учетом модернизации уже существующих технологий, к которым относятся и социальные.
Необходимо дифференцировать утилитарные замыслы, которые облагораживают повседневное улучшение жизни, и капитальные теории, которые способны подорвать старые технологии и нацелить на ранее неизвестные ориентиры. Примером таких совершенно новых концепций служит теория относительности в науке или концепция мессианства в религии.
↑ Общение как вид деятельности
Общение
— вид деятельности, в процессе которого происходит передача информации от одного индивида к другому, обмен мыслями, чувствами и эмоциями.
Часто его расширяют, включая обмен и материальными предметами. Этот более широкий обмен представляет собой коммуникацию.
Коммуникация
— общение, передача информации от человека к человеку, форма взаимодействия людей.
Структура общения:
Субъекты
— те, между кем осуществляется общение (отдельные люди, группы, сообщества, человечество в целом)
Цель
— это то, ради чего у человека возникает необходимость в общении
Содержание
— это идеи, эмоции, которые передаются в межличностных контактах от одного к другому
Средства
— это способы передачи (с помощью органов чувств, текстов, рисунков, схем, радио-видеотехники, Интернета и др.)
Еще раз то же самое
Общение
— это процесс взаимодействия людей, в результате которого происходит передача информации, эмоций, настроений.
Субъекты
: Реально существующие партнёры; иллюзорные партнёры (им присваиваются несвойственные для них качества субъекта общения, например, разговор с домашним животным); воображаемые партнёры (разговор с самим собой, с художественным образом)
Цели
(то, ради чего у человека возникла необходимость в межличностных отношениях): передача и получение знаний; согласование разумных действий людей; организация совместной деятельности людей; установление и прояснение межличностных отношений и др.
Содержание
(информация, передаваемая в процессе общения): знания, опыт, умения, эмоции, чувства
Средства общения
(способы передачи, переработки и расшифровки информации):
- органы чувств (зрение, слух, обоняние, осязание);
- устная речь;
- письменная речь (чертежи, знаки, изображения);
- технические средства (радио, телевидение, компьютер)
Функции
общения:
- коммуникативная
(осуществление взаимосвязи людей на уровне индивидуального, группового и общественного взаимодействия); - познавательная
(олучение новой информации); - социализации
(формирование навыков взаимодействия в обществе); - психологическая
(эмоциональная поддержка);
Виды общения
Прямое — личный контакт, при общение необходимо визуальное восприятие друг друга | Деловое (формальное) — общение в профессиональной сфере, в большей степени опирается на документооборот. | Вербальное — общение посредством речи. | Межличностное — общение между двумя людьми. |
Косвенное — общение через других людей. | Личное (неформальное) — разговор на любую тему, общение между друзьями, близкими людьми. | Невербальное — общение посредством мимики, жестов, поз. | Групповое — общение между тремя и более людьми. |
Потребности человека
Выше говорится о том, что деятельность – это осознанный процесс, наделенный смыслом. То есть если вы что-то делаете, то понимаете, зачем вам это. А как рождается смысл? Изначально вы понимаете, что в чем-то нуждаетесь.
Например, у вас урчит живот, вы осознаете потребность – голод и идете на кухню, чтобы приготовить себе еду. Если бы вы не понимали свои ощущения, а конкретно – не распознали чувство голода, то дальнейших действий не последовало бы.
Таким образом, потребность – это нужда в чем-либо.
Классификаций этого явления много, но самой часто используемой является «пирамида потребностей Абрахама Маслоу» (американский психолог-бихевиорист).
Изучая человеческое поведение, он пришел к выводу, что помимо краткосрочных нужд (купить машину), меняющихся в течение жизни, существуют базовые потребности. Последние представляют собой основу счастливого бытия при условии их удовлетворенности.
- Физиологические – самые простые, но жизненно-важные нужды – сон, пища, воздух, одежда и т.д. Это самый первый, примитивный уровень (так живут новорожденные).
- Потребность в безопасности – необходима для психического спокойствия, ведь только тогда мы можем эффективно развиваться и комфортно себя чувствовать (эту потребность призваны обеспечить ребенку его родители).
- Социальные потребности – это по-разному выраженные стремления быть вместе с людьми, чувствовать себя частью семьи, класса, группы, страны, принадлежать к таким же, как я. Человек не может жить и развиваться вне социума (подростки).
- Потребность в уважении – мы хотим быть лидерами, значимыми членами общества, которых любят и ценят (взрослые).
- Потребность в самоактуализации или самовыражении – высший уровень потребностей, которого достигают не все. Здесь личность нуждается в творческом развитии, распространении своих навыков и знаний, выразив, таким образом, свое внутреннее «Я» (зрелые люди).
Немногим позднее Маслоу дополнил свою классификацию еще тремя видами потребностей: познавательные (желание исследовать, открывать), эстетические (стремление к гармонии и красоте) и трансцендентные (бескорыстная передача собственного опыта с целью самосовершенствования других людей).
↑ Игра как вид деятельности
Игра
— это вид деятельности, который направлен на удовлетворение духовных потребностей и целью которого является не производство материального продукта, а сам процесс — отдых, развлечение.
Характерные черты игры:
- Происходит в условной ситуации, которая, как правило, быстро меняется.
- В процессе игры используются определенные предметы
- Нацелена на удовлетворение интереса ее участников
- Способствует развитию личности, обогащает ее, вооружает необходимыми навыками.
↑ Труд как вид деятельности
Труд
— это деятельность человека направленная на получение практически полезного результата, который даёт возможность удовлетворить свои потребности.
В процессе трудовой деятельности человек производит необходимые ему материальные и духовные ценности. В отличие от учёбы и игры труд требует от человека определённый подготовки или квалификации,
например: шахтёр не может провести хирургическую операцию.
Квалификация —
уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности.
Характерные черты труда:
- Целесообразность
- Нацеленность на достижение запрограммированных ожидаемых результатов
- Наличие мастерства, умений, знаний.
- Практическая полезность
- Наличие результата
- Развитие личности
- Преобразование внешней среды обитания человека
Типы профессий по предмету труда
Профессия — это род трудовой деятельности человека, требующий владения теоретическими знаниями и практическими навыками. Эти знания и навыки приобретаются при получении специального образования.
Выделяют 5 объектов труда: человек, техника, художественный образ, знак, природа. Человек при этом выступает как субъект труда.
Человек — человек. Воспитание, обучение, обслуживание, общение с людьми. Профессии медика и педагога, работников сферы услуг.
Человек — техника. Работа с техникой, материалами. Например: автослесарь, инженер, программист.
Человек — художественный образ. Представители этих профессий создают, воспроизводят художественные образы, изучают их. Музыкант, живописец, артист, писатель, хранитель музея.
Человек — природа. Взаимодействие с природой. Это биолог, ландшафтный дизайнер, геолог.
Человек – знак. Использование знаковых систем (буквы, цифры, ноты, символы). Например: переводчики, лингвисты, композиторы, финансисты, программисты.
Сейчас сложно найти профессию, которая соответствовала бы данной типологии в чистом виде. Современные профессии оперируют несколькими предметами труда. К примеру, композитор одновременно взаимодействует с нотами и с художественным образом. Программист опирается и на технику, и на знаки.
↑ Материальная и духовная деятельность
По объектам и результатам деятельность делится на материальную и духовную.
Материальная (практическая) деятельность
связана с практикой, созданием чего-либо нового или изменением старого порядка вещей.
Материальная деятельность, в свою очередь, подразделяется на две основные группы: материально-производственную и социально-преобразовательную.
Материально-производственная
деятельность представляет собой создание материальных благ, обогащение культуры человечества в целом. Например, строительство, заводское производство, ремесло.
Социально-преобразовательная деятельность
связанна с изменениями в обществе. К данному виду деятельности относятся издание новых законодательных актов, проведение реформ.
Духовная деятельность
представляет собой процесс, связанный с интеллектом и творчеством, направленный на духовное освоение мира.
К ней относятся познавательная, ценностно-ориентировочная и прогностическая деятельность.
Познавательная (учебно-познавательная)
деятельность связана с получением новых знаний о мире, событиях и закономерностях.
Установление и формирование духовных ценностей в обществе или ценностное отношение к вещам — это ценностно-ориентировочная деятельность
.
Прогностическая деятельность
— это составление прогнозов или планов на будущее, предвидение результатов своих действий или будущих событий.
Результатами духовной деятельности являются новые идеи, ценности, представления, которые впоследствии воплощаются в философских концепциях, научных теориях, произведениях искусства, моральных, религиозных, правовых и иных нормах.
Историческими формами духовной деятельности являются религия, мораль, искусство, наука, философия, право, политическая идеология, а духовное производство
— это результат деятельности в этих сферах, а именно духовные ценности и блага.
Духовное производство —
производство духовных ценностей, те. идей, представлений, научных знаний, идеалов, а также вся система деятельности людей, связанная с данным процессом.
Деятельность также может различаться и по характеру. Так, выделяют сознательный
(осознанная постановка целей и их достижение),
продуктивный
(создание полезного продукта),
орудийный
(создание орудий труда),
преобразующий
(изменение окружающего мира, общества, самосовершенствование) и
общественный
(взаимодействие с людьми)
характер деятельности
.
Творческая или продуктивная деятельность
Творчество – преобразовательная деятельность, в итоге которой возникает новый продукт. Произведение творчества является уникальным, обладает духовной и материальной ценностью, приносит новые знания, изобретения, произведения искусства.
Процесс творческой деятельности:
- комбинирование технологий, средств творческой работы;
- включение воображения, создание мысленных образов в представлении субъекта деятельности;
- наличие фантазии, умения сознательно и бессознательно рисовать в воображении яркие и необычные образы, ситуации;
- интуиция – способность к предвидению, постижение истины не путем умозаключений и логики.
Творческая личность наделена особыми способностями. Но, несмотря на это, для создания нового требуются настойчивость, усидчивость, работоспособность. Достижение цели связано с трудом, опытом. Творческая интуиция работает только тогда, когда пройдены этапы подготовки, размышления, напряженной работы и проверки ее результатов.