Самооценка – что это такое: понятие, структура, виды и уровни. Коррекция самооценки


Уверенность — это жизненно важное качество личности. Что оно дает человеку? Во-первых, ощущение счастья. Тот, кто имеет низкую самооценку, склонен к постоянной самокритике, сомнениям в своих действиях. Неудивительно, что в таких случаях жизнь пролетает мимо, о счастье и успехе говорить не приходится. Уверенный в себе человек позитивно оценивает свои навыки и способности, а значит, легче добивается поставленных целей.

В этой статье мы поговорим о том, что является причиной неуверенности в себе и разберем эффективные методы повышения самооценки. Для начала поговорим о понятии «самооценка» и ее функциях.

Что такое самооценка

Самооценка — это уровень понимания человеком самого себя, своих положительных и отрицательных качеств, оценивание своей личности, часть Я-концепции.
Самовосприятие неразрывно связано со степенью любви к себе. Чем сильнее человек любит себя, тем адекватнее и выше его самооценка.

Самооценка личности является очень значимым показателем и оказывает влияние на то, как сложится жизнь человека. Уверенность в своих достоинствах, вера в собственные силы позволяет добиваться успеха. И напротив, уничижение, чувства вины и стыда, неоправданная стеснительность мешают проявляться внутренним потребностям и реализовывать их. Базовая самооценка формируется в самом детстве, но это та категория, которая может изменяться со временем и подлежит коррекции.

Как решить проблемы с самооценкой с помощью психотерапии и консультирования

Сегодня существует множество способов, которыми психотерапия и психологическое консультирование могут помочь клиентам сформировать здоровую самооценку. Когда клиент делится своими мыслями и чувствами с психологом, и специалист отвечает принятием и состраданием, а не суждением или исправлением, это закладывает основу здоровой самооценки для клиента. Безоговорочное позитивное отношение позволяет человеку переосмыслить некоторые из своих предположений и прийти к выводу, что требуется провести коррекцию восприятия себя.

Психотерапевт объяснит, что самооценка – это личное убеждение, а не факт, что такие убеждения основаны на нашем опыте. Это помогает избавиться от потребности культивировать чувство завышенной самооценки. Специалист может предложить клиенту новые переживания, на которых основывается новое конструктивное убеждение о себе.

Самое главное – это то, что психотерапевт принимает клиента таким, какой он есть,оценивает его мысли и чувства как приемлемые, а не критикует его за них. Психологу не нужно одобрять каждое действие пациента, но демонстрация принятия и одобрения того, кем человек является на самом глубоком уровне, оказывает чрезвычайно положительное влияние на его самооценку.

Этим правилам следует опытный квалифицированный психолог-психотерапевт Ираклий Пожаринский. Обращение к этому талантливому и мудрому специалисту станет стимулом для человека развить верное восприятие собственной личности, развеять

Виды самооценки личности в психологии

В психологии выделяют три вида самооценки. Классификация проводится на основе степени соответствия самомнения человека объективным данным. Чем реальнее личность оценивает себя, тем удачнее складываются взаимоотношения с людьми и выше успехи во всех сферах жизни.

Адекватная самооценка

При данном виде восприятия себя оценка человека совпадает с реальной действительностью. Человек трезво осознает свои сильные и слабые стороны, знает возможности и потребности, определяет внутренний потенциал.

Такая личность способна к самокритике и работе над ошибками. Недостатки устраняются, а сильные характеристики культивируются.

Неадекватная самооценка

Искаженная самооценка предполагает, что мнение человека о себе далеко от объективного. Радикальное самовосприятие может быть завышенным или заниженным, когда человек либо не принимает себя совсем, либо полагает, что обладает теми качествами, которые ему на самом деле не присущи. Неадекватная самооценка мешает коммуникациям и профессиональным достижениям.

Смешанная самооценка

В данном случае человек в разные периоды жизни относится к себе по-разному, то проявляет больше уверенности, то становится слабым и закомплексованным.

О смешанном виде также можно говорить, если мы реально смотрим на себя в части одних качеств, и неадекватно в отношении других характеристик. К примеру, мы уверенно реализуемся в профессии, а в личной жизни считаем себя недостойными подходящего партнера.

Определение Я-концепции

Я-концепция-это устойчивое представление человека о самом себе, образ собственного «Я». Обычно рассматривается как наше индивидуальное восприятие нашего поведения, способностей и уникальных характеристик — ментальная картина того, кем вы являетесь как личность. К примеру, убеждения «Я хороший друг» или «Я хороший человек», являются частью общей самооценки.

Я-концепция более гибка, когда люди моложе и все еще проходят процесс самопознания и формирования идентичности. По мере того, как люди взрослеют, они начинают лучше понимать, кто они и что для них важно, и самооценка становится более детальной и организованной.

По тому, что выделяли разные психологи, можно понять, что является важным в самооценке личности. И многие из этих позиций вы можете увидеть в современных тестах на самооценку. А можете найти тест какую-то конкретную область, чтобы оценить именно ее.

Согласно книге Ричарда Криспа и Рианнон Тернер, считающимися основными исследователями социальной психологии, «Я» человека состоит из 3 частей:

  • Индивидуальное «я» состоит из атрибутов и личностных характеристик которые отличают нас от других людей. Примеры включают интроверсию или экстраверсию.
  • Относительное Я определяется нашими отношениями с другими значимыми людьми. К примеру, братьев и сестер, друзей, супругов каких-то авторитетов.
  • «Коллективное Я» отражает нашу принадлежность к социальным группам и взаимодействие с ними. К примеру, школьного класса, русских, татар, рабочих, коммунистов, инженеров, любителей рок-музыки, патриотического кружка, сообщества геев.

Как и многие другие темы психологии, ряд теоретиков предложили различные способы мышления о Я-концепции.

Согласно теории, известной как теория социальной идентичности , самооценка состоит из двух ключевых частей: личной идентичности и социальной идентичности.

Личная идентичность включает черты и другие характеристики, которые делают каждого человека уникальным. Социальная идентичность относится к тому, как мы идентифицируем себя с коллективом, таким как сообщество, религия или политическое движение.

Психолог д-р Брюс А. Брэкен, долгое время занимающийся самооценкой взрослых и детей в 1992 году предположил, что существует шесть конкретных областей, связанных с самооценкой:

  • Социальные: способность взаимодействовать с другими
  • Компетентность: способность удовлетворить базовые потребности
  • Аффект: осознание эмоциональных состояний
  • Физическое состояние: ощущение внешнего вида, здоровья, физического состояния и внешнего вида.
  • Академический: успех или неудача в школе
  • Семья: насколько хорошо человек функционирует в семье.

Психолог-гуманист Карл Роджерс, много лет интересовавшийся самоактуализацией, развитием и пониманием себя человеком, считал, что все, что нужно для роста и развития заложенного в человеке природного потенциала — только создать соответствующие условия. А сама самооценка состоит из трех частей:

  • Представление о себе или как вы себя видите. Представление о себе, включая физические данные, качества личности и социальные роли. Оно не обязательно должно совпадать с реальностью, некоторые люди могут завышать представление о себе, а другие могут воспринимать или преувеличивать недостатки и слабости.
  • Самоуважение или насколько вы себя цените. В том числе то, как мы сравниваем себя с другими и как другие реагируют на нас. При положительной реакции у нас больше шансов развить положительную самооценку. Когда мы сравниваем себя с другими и обнаруживаем, что нам что-то не хватает, это может отрицательно сказаться на нашей самооценке.
  • Идеальное Я или каким бы вы хотели быть. Во многих случаях то, как мы видим себя, и то, как мы хотели бы себя видеть, не совсем совпадают.

Конгруэнтность и неконгруэнтность

Самооценка. Конгруэнтность

Наши представления о себе не всегда полностью соответствуют реальности. Вернее, чаще не совпадают. Люди представлю себя совсем по-другому. Карла Роджерс назвал степень соответствия самооценки человека реальности конгруэнтностью. Если не соответствует-неконгруэнтностью. К примеру, некоторые ученики могут думать, что они хорошо учатся, но их оценки могут говорить о другом.

Роджерс говорит, что корни несоответствия уходят корнями в детство. Когда родители ставят условия для своей привязанности к своим детям (выражая любовь только в том случае, если дети «зарабатывают ее» определенным поведением и оправдывают ожидания родителей), дети начинают искажать воспоминания о переживаниях, из-за которых они чувствуют себя недостойными своих родителей. Дети, которые испытывают любовь, не чувствуют необходимости постоянно искажать свои воспоминания, чтобы поверить, что другие люди будут любить и принимать их такими, какие они есть.

Уровень самооценки

Уровень самооценки зависит от степени любви человека к себе и сравнения с другими людьми.

Заниженная

Человек с заниженной самооценкой относится к себе без особой теплоты, он не удовлетворен тем, как складывается его жизнь.

Во внешних проявлениях у такого индивида выражены:

  • частая самокритика;
  • регулярно возникающее чувство вины;
  • желание угодить другим людям;
  • боязнь сделать что-то неправильно.

При этом объективные данные у человека хорошие, потенциал есть, но из-за страха совершить ошибку они часто не реализуются.

Низкая

Самый нежелательный уровень оценки собственной личности, не позволяющий выстроить успешные отношения и добиваться результатов.

Человека с низкой самооценкой выдают следующие проявления:

  • извинения к месту и не к месту;
  • невротическое чувство вины;
  • постоянные оправдания своих слов и поступков;
  • отсутствие инициативы из-за полной неуверенности в своих силах.

При низкой самооценке всегда присутствует «комплекс самозванца». Если человек добился успеха, что-то хорошо сделал, он будет говорить, что это случайность и его заслуги в этом нет никакой.

Его речь изобилует такими фразами как: «Не уверен», «Я не смогу, у меня не получится». К слову, перфекционизм – это проявление низкой и заниженной самооценки. Все знают примеры, когда девушки, казалось бы, с идеальной внешностью, о которой многие могут только мечтать, истязают себя диетами, ложатся под нож пластических хирургов и зарабатывают тяжелые патологии.

Нормальная

Иметь нормальную самооценку личности – большая удача для человека! Люди полностью осознают свои плюсы и минусы, принимают как данность свои достоинства и грехи, последние стараются исправить. Человек себя уважает и любит.

Во внешних проявлениях такое самовосприятие выражается следующим образом:

  • способность принимать решения и нести за них ответственность;
  • спокойное выражение своего мнения;
  • стрессоустойчивость;
  • адекватное восприятие критики со стороны;
  • реалистичность ожиданий.

Нормально оценивающая себя личность живет легко, спокойно, гармонично, у нее много друзей, есть все возможности для успешной личной жизни. Мала вероятность появления психических и психосоматических заболеваний. Чувством вины человек себя не грызет, ошибки осознает, исправляет и идет дальше.

Высокая, завышенная

Суть высокой и завышенной самооценок одна – искаженное представление о себе в сторону восхваления достоинств и игнорирования недостатков. Завышенное самовосприятие для человека лучше, чем заниженное, поскольку позволяет двигаться вперед. Но близких друзей у таких людей немного, часто они остаются в одиночестве.

Характеристики человека с завышенной самооценкой:

  • нарциссизм, самолюбование;
  • непереносимость любой критики;
  • непоколебимая уверенность в своей правоте;
  • обвинение в неудачах окружающих;
  • отсутствие привычки просить прощения, даже если виноват;
  • постоянное соперничество с коллегами и друзьями;
  • отсутствие желания и навыков слушать оппонента.

Такому человеку не интересны люди, в принципе. Он часто похваляется, говорит о своих успехах, считает себя недооцененным. Индивид полагает, что весь мир должен крутиться вокруг него, он не просит, а приказывает.

Для чего она нужна

Развитие адекватной самооценки требуется для практического выживания в социуме. Зная свои достоинства и недостатки, можно грамотно подчёркивать одни и скрывать другие – это работает на создание позитивного образа, помогает в карьере, установке правильных связей и общему продвижению.

Внутреннее спокойствие от понимания своего места в жизни (хоть президент, хоть студент-двоечник) даёт внутреннюю стабильность. Это адекватная точка, от которой можно отталкиваться, а вот если преподносимый образ и реальный расходятся, то спокойствия меньше, окружающие реагируют, как на мыльный пузырь и обходят стороной. Меньшее количество тревог, внутреннего напряжения делает человека более здоровым соматически, получает безопасные отношения с другими, выстроенные на честности, и безопасную среду для обитания, и надёжное функционирование организма без нервных сбоев. Также адекватная самооценка позволяет человеку легче принимать и окружающий мир, и все свои проявления, отсюда меньше склонности к различным типам зависимостей и расстройствам питания.

Реалистичность поставленных целей, способность рассчитать свои возможности позволяет достигать значительно большего. Повсеместное стремление улучшить самооценку, поднять её и чувствовать уверенность и счастье приводят только к иллюзии. Думая, что легко справится со всем, человек не рассчитывает время, свои ограниченные силы и получает провал. Тот, кто адекватен по оценке, не пойдет на противостояние с более сильным, а предложит кооперацию, спросит совета у профессионала, а не будет самостоятельно решать вообще все вопросы. Возможно, даже признавая свою истинную глупость можно достичь больше, просто делегируя все необходимые задачи, чем имея средний интеллект пытаться всё сделать в одиночку.

Это главный механизм выживания, заложенный даже у животных. Грамотное сканирование окружающего пространства, соотнесение этого со своими умениями и габаритами позволяет выжить. Средних размеров хищник, видя маленькую добычу, принимает решение напасть и остаётся сытым, что продлевает его жизнь. А вот при столкновении с большим противником спасается бегством, и тоже остаётся жив. Если не правильно оценить себя, силы и окружающий мир, одинаково действовать в этих обеих ситуациях, то результат будет плачевным. Поэтому некоторые механизмы отслеживания мира закреплены эволюционно, остальные более высокоразвитые, обычно касаются социального уровня, человек должен доращивать сам.

Самооценка касается не только собственного положения и умений, но и ресурсов, и возможности их распределять. Понимая, что у вас много денег, но вы дико устали, имеет смысл заказать такси, тем, кто бодр, но беден, стоит выбрать пройтись пешком. Это всё является не только методом экономии и правильного распределения ресурсов, но также построения успешной дальнейшей деятельности и развития. Человек, наконец, может прогнозировать, к чему приведут его действия. Только при незрелой личностной структуре, неадекватной самооценке любые действия человека могут приводить к разным, а главное удивляющим его результатам.

Функции самооценки

Описание и содержание функций самооценки личности, как базового понятия в психологии приведены в таблице.

ФункцииОписание
СтимулирующаяМотивирует человека на поступки, которые могут повысить самооценку.
Пост прогнознаяБлокирует поступки, которые могут сказаться на самооценке.
РегулирующаяОбеспечивает принятие личностью задач и выбора решений.
ЭмоциональнаяПозволяет человеку удовлетворять потребности и получать удовольствие от жизни.
ЗащитнаяФормирует стабильность личности.
КонтролирующаяОбеспечивает самоконтроль в ходе выполнения человеком задач, осуществления действий.
РазвивающаяМотивирует к саморазвитию, совершенствованию.

Что влияет на формирование самооценки

Самооценка закладывается у человека с раннего детства.

  • Имеет значение как родители показывают свою любовь к ребенку. Если любовь безусловна, не зависит от хорошего поведения, такой ребенок вырастает с нормальной или высокой самооценкой. Когда он понимает, что его будут любить только за что-то (убрал игрушки, получил отличную отметку, вынес мусор), то во взрослом возрасте человек будет полагать, что его нельзя любить просто так, а хорошее отношение нужно заслужить.
  • Большую роль играет отношение родителей к успехам и провалам малыша. Положительную роль в формировании самооценки имеют такие оценочные суждения родителей как: «Ты справишься с этим», «Такой смышленый малыш обязательно это сделает».

Соответственно, высказывания в духе: «Тебя не спрашивают», «Много ты понимаешь», «Ну вот, как всегда, ты безрукий» на долгие годы закладывают у человека установку о том, что он «плохой», ни на что не годный, глупый, неумеха и т.д.

Самооценка может упасть уже в зрелом возрасте. К примеру, человек старается построить карьеру, много работает, повышает квалификацию, а служебного роста не происходит. Личность начинает сомневаться в своих способностях. Если самооценка изначально была нормальная, причина неудачи будет найдена. Невысокая самооценка может упасть еще ниже.

Женщин часто намеренно обесценивают мужчины, с которыми они состоят в близких отношениях. Закомплексованный партнер специально унижает жену или подругу, чтобы иметь возможность навязывать ей свою волю. Женщина начинает недоумевать и анализировать, что с ней не так. Если родителями привиты уважение и любовь к себе, то с токсичным партнером девушка расстанется, если нет — будет страдать и доказывать свою нужность неподходящему мужчине.

Этапы развития

Самооценка у ребенка формируется в четыре этапа, начиная с его появления на свет.

I этап

От рождения до 1,5 лет. Формируется доверие к окружающему миру, позитивное отношение к самому себе. В первый год жизни формируется чувство привязанности.

II этап

От 1,5 до 4 лет. Главным становится осознание своей зависимости или автономности. Ребенок внимательно следит за тем, как родители реагируют на его проявления самостоятельности.

Повышению самооценки способствует одобрение любознательности и желания многое делать без посторонней помощи.

III этап

От 4 до 6 лет. В этом возрасте все зависит от первых представлений ребенка о том, каким он вырастет. Базовое чувство инициативы или вины формируется в зависимости от того, как проходит процесс социализации.

IV этап

От 6 до 14 лет. Развивается стремление к самовыражению и труду.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]