Волевая регуляция поведения — Структура добровольного действия


Структура добровольного действия

С чего начинается волевое действие? Естественно, в осознании цели действия и мотива, который его вызывает. Когда есть четкое осознание цели и мотива, который ее вызывает, стремление к цели принято называть желанием.

Но не каждое стремление к цели является осознанным. В зависимости от степени осознанности потребностей, они делятся на желания и влечения. Если желание осознанно, то влечение всегда смутное, неясное: человек понимает, что он чего-то хочет, что ему чего-то не хватает или что ему что-то нужно, но что именно, он не понимает. Обычно люди испытывают влечение как особо мучительное состояние в виде тоски или неуверенности. В силу своей неопределенности влечение не может развиться в целенаправленную деятельность. По этой причине влечение часто рассматривается как переходное состояние. Потребность, которую она представляет, обычно либо исчезает, либо реализуется и превращается в конкретное желание.

Но не каждое желание приводит к действию. Желание само по себе не содержит активного элемента. Прежде чем желание становится непосредственным мотивом, а затем и целью, оно оценивается человеком, то есть «фильтруется» через систему ценностей человека, получает определенную эмоциональную окраску. Все, что связано с реализацией цели в эмоциональной сфере, окрашено в позитивные тона, так же как и все, что является препятствием на пути к цели, вызывает негативные эмоции.

Желание, обладая стимулирующей силой, обостряет сознание цели будущего действия и построение его плана. В формировании цели, в свою очередь, особую роль играют ее содержание, характер и значимость. Чем значительнее цель, тем сильнее может быть стремление к ней.

Желания не всегда исполняются сразу. У человека иногда бывает несколько несогласованных и даже противоречивых желаний, и он оказывается в очень сложной ситуации, не зная, какое из них реализовать. Психическое состояние, характеризующееся столкновением нескольких желаний или нескольких различных побуждений к действию, принято называть мотивационной борьбой. Столкновение мотивов предполагает оценку причин за и против необходимости действовать в определенном направлении и обдумывание того, как именно следует действовать. Заключительным моментом борьбы мотивов является принятие решения, которое заключается в выборе цели и способа действия. Человек, принимающий решение, проявляет решительность; в то же время он чувствует ответственность за дальнейший ход событий.

Исполнительная стадия волевого действия имеет сложную структуру. Прежде всего, исполнение принятого решения связано с тем или иным временем, то есть с определенным периодом. Если исполнение решения откладывается на длительное время, то в этом случае можно говорить о намерении исполнить принятое решение. Обычно мы говорим о намерении, когда сталкиваемся со сложной деятельностью.

Намерение, по своей природе, является внутренней подготовкой к отложенному действию и представляет собой решение, направленное на достижение цели. Но одного намерения недостаточно. Как и в любом другом волевом действии, при наличии намерения можно выделить этап планирования путей достижения поставленной цели. План может быть детализирован в различной степени. В этом случае запланированное действие не выполняется немедленно. Для его реализации необходимо сознательное усилие воли. «Волевое усилие понимается как особое состояние внутреннего напряжения или активности, которое вызывает мобилизацию внутренних ресурсов человека, необходимых для выполнения запланированного действия. Поэтому волевое усилие всегда связано со значительной затратой энергии».

Эта последняя стадия волевого действия может принимать две формы: в одних случаях она проявляется во внешнем действии, а в других — в воздержании от любого внешнего действия (такое проявление называется внутренним волевым действием).

Волевое усилие качественно отличается от мышечного напряжения. Во время волевого усилия внешние движения могут быть представлены минимально, в то время как внутреннее напряжение может быть весьма значительным. В то же время при каждом волевом усилии возникает более или менее сильное мышечное напряжение.

В различных конкретных условиях наше проявленное волевое усилие будет отличаться по интенсивности. Это происходит в связи с тем, что интенсивность волевого усилия зависит в первую очередь от внешних и внутренних препятствий, возникающих при выполнении волевого действия. Однако, помимо ситуационных факторов, существуют также относительно стабильные факторы, определяющие интенсивность волевых усилий. К ним относятся: мировоззрение человека, проявляющееся в отношении к тем или иным явлениям окружающего мира; моральная устойчивость, определяющая способность следовать намеченному пути; степень самоменеджмента и самоорганизации личности и др. Все эти факторы формируются в процессе развития человека, его становления как личности и характеризуют уровень развития волевой сферы.

Определив структуру волевого действия, необходимо рассмотреть, как регулируется волевое поведение, поскольку воля, как уже указывалось, — это способность человека действовать в направлении сознательно поставленной цели.

Воля как регулятор поведения человека

Воля помогает осуществлять самоуправление поведением. Это происходит благодаря сознанию, которое предполагает самостоятельность индивида не только в процессе принятия решений (так называемая «свобода воли»), но и в ходе инициации действий, включая их осуществление и контроль.

Основная суть воли представлена самостью, которая отличает произвольное управление от непроизвольного. Еще Аристотель обнаружил это качество, рассматривая произвольную регуляцию.

Одна из самых простых форм двигательных проявлений — это самопроизвольные движения. Они являются результатом разряда энергии, которая накопилась в ЦНС. Ребенок, который только родился, кричит и беспорядочно двигает руками и ножками. Данные движения считаются отчасти рефлекторными, так как вызваны внешними раздражителями. Отчасти же они самопроизвольны, поскольку накопившаяся энергия потребовала разряда, который выражен через движения.

Следующая ступень включает подражательные движения. Они представлены восприятием движений, которые совершаются другими живыми существами. Далее возникают двигательные импульсы, которые концентрируются на выполнении таких же движений. Этот тип движений всегда сознателен или, по крайней мере, полусознателен. Они классифицируются на следующие группы:

  • Произвольные,
  • Непроизвольные.

Высшая ступень состоит в сознательных произвольных движениях. Для них характерно отличие от остальных движений тем, что они включают новый элемент — волевое напряжение.

Волевая регуляция поведения

«Волевая регуляция поведения характеризуется состоянием оптимальной мобилизации личности, требуемым видом активности, концентрацией этой активности в необходимом направлении.»

Основная психологическая функция воли заключается в повышении мотивации и улучшении на этой основе регуляции действий. Это отличает волевые действия от импульсивных, т.е. непроизвольно совершаемых и недостаточно контролируемых сознанием.

На уровне человека проявление воли выражается в таких качествах, как сила воли (степень волевого усилия, необходимого для достижения цели), настойчивость (способность человека мобилизовать свои способности для преодоления трудностей на длительное время), выносливость (способность тормозить действия, чувства, мысли, мешающие реализации принятого решения), энергия и так далее. Это первичные (базовые) волевые качества личности, которые определяют большинство поведенческих действий.

Существуют также вторичные волевые качества, которые развиваются позже в онтогенезе, чем первичные: Решительность (способность быстро принимать и выполнять обоснованные и твердые решения), Смелость (способность преодолевать страх и идти на оправданный риск для достижения цели, несмотря на опасность для личного благополучия), Самоконтроль (способность контролировать сенсорную сторону психики и подчинять свое поведение решению сознательно поставленных задач), Уверенность в себе. Эти качества следует считать не только волевыми, но и характерологическими.

Волевые качества, тесно связанные с моральными, следует отнести к третичным качествам: Ответственность (качество, характеризующее человека с точки зрения выполнения моральных требований), Дисциплина (сознательное подчинение своего поведения общепринятым нормам, установленному порядку), Принципиальность (верность определенной идее в убеждениях и последовательное воплощение этой идеи в поведении), Долг (способность добровольно возлагать на себя обязанности и выполнять их). В эту группу также входят волевые качества, относящиеся к отношению человека к работе: деловитость, инициативность (способность работать творчески, предпринимать действия по собственной инициативе), организованность (разумное планирование и упорядочивание собственной работы), усидчивость (старательность, своевременное выполнение поручений и обязанностей) и др.

Третичные качества воли обычно формируются только в подростковом возрасте, когда уже есть опыт волевых действий. Волевые действия можно разделить на простые и сложные. В простом волевом акте побуждение к действию (мотив) почти автоматически становится самим действием. В сложном волевом акте действию предшествует обдумывание его последствий, осознание мотивов, принятие решения, возникновение намерения совершить его, создание плана его выполнения и так далее.

С этим связано развитие человеческой воли:

  1. с трансформацией непроизвольных психических процессов в добровольные;
  2. с обретением индивидом контроля над своим поведением;
  3. с развитием волевых качеств личности;

г) с тем, что человек сознательно ставит перед собой все более сложные задачи и преследует все более отдаленные цели, которые со временем требуют значительных волевых усилий. Формирование волевых качеств личности можно рассматривать как движение от первичных качеств к вторичным и далее к третичным.

Добровольное регулирование может быть вовлечено в деятельность на любом из этапов ее реализации: Инициирование деятельности, выбор средств и способов ее осуществления, следование намеченному плану или отклонение от него, контроль за его выполнением. Особенность участия волевой регуляции в начальный момент осуществления деятельности заключается в том, что человек, сознательно отвергая одни инстинкты, мотивы и цели, предпочитает другие и реализует их вопреки сиюминутным, непосредственным побуждениям. Воля в выборе действия проявляется в том, что человек, сознательно отказавшись от привычного способа решения задачи, выбирает другой, иногда более сложный, способ и старается не отступать от него. Наконец, волевая регуляция контроля выполнения действий заключается в том, что человек сознательно заставляет себя тщательно проверять правильность выполняемых действий, когда сил и желания делать это уже почти нет. Особые трудности в плане волевой регуляции для человека представляет такая деятельность, в которой проблемы волевого контроля возникают на всем пути выполнения деятельности, от начала и до конца.

Типичным случаем вовлечения воли в управление деятельностью является ситуация, связанная с борьбой трудно совместимых мотивов, каждый из которых требует разных действий в одно и то же время. Тогда сознание и мышление человека, даже при волевом управлении своим поведением, ищут дополнительные стимулы, чтобы усилить один из драйвов, придать ему большее значение в текущей ситуации. Психологически это означает активный поиск связи цели и выполняемой деятельности с высшими духовными ценностями человека, сознательно придавая им гораздо большее значение, чем они имели изначально.

Исходя из вышесказанного, можно подчеркнуть, что на уровне индивида проявление воли находит свое выражение в различных качествах, некоторые из которых будут подробно рассмотрены в следующем разделе.

Эмоциональные и волевые психические процессы

5.1. Эмоциональные процессы

Эмоциональный процесс

– психический процесс отражения в сознании субъективного значения объектов и ситуаций (в форме переживаний), влияющий на восприятие, поведение, мышление, мотивацию, деятельность индивида. Эмоциональные процессы – общий термин, обозначающий субъективный сознательный опыт, характеризующийся и связанный с психофизиологическими и биологическими реакциями и психическими состояниями организма.

Эмоциональный интеллект

(англ. emotional intelligence) – тип интеллекта, определяемый как способности правильно и надлежащим образом воспринимать, оценивать и выражать эмоции, использовать эмоции для содействия мыслительным процессам, понимать и анализировать эмоции, эффективно использовать эмоциональные знания, управлять своими эмоциями, одновременно содействуя эмоциональному и интеллектуальному развитию.

Классификация эмоциональных процессов

по их психологическим особенностям и закономерностям протекания:

  • аффекты
    (англ. affect, от лат. affectus – душевное волнение) – кратковременные интенсивные эмоциональные процессы, отражающие субъективную оценку ситуации на бессознательном уровне, проявляющиеся в резко выраженных моторных реакциях и изменении в работе внутренних органов и систем организма;
  • эмоции
    (англ. emotion) – эмоциональные процессы, отражающие субъективную оценку ситуации на сознательном уровне
    ,
    которые, по сравнению с аффектами, являются более продолжительными и менее интенсивными;
  • чувства
    (англ. feeling) – субъективная репрезентация эмоций, принадлежащая индивиду, который их испытывает;
  • настроения
    (англ. mood) – диффузные аффективные состояния, характеризующиеся, по сравнению с эмоциями, большей продолжительностью и меньшей интенсивностью.

Страсть

(англ. passion, от греч. страдать) – термин, применяемый для описания интенсивных эмоций, сильных чувств и желаний. По силе страсть сравнима с аффектом, а по длительности – с чувствами.

Физиологическая основа

эмоциональных процессов – перестройка внутренней среды организма в целях адаптации, осуществляющаяся под управлением специализированных структур головного мозга. Ведущую роль в эмоциональных процессах играют кора больших полушарий и центры вегетативной нервной системы, расположенные в подкорковых отделах головного мозга.

Волокна вегетативной нервной системы опосредуют работу гладкой мускулатуры и желез внутренней секреции (эндокринных желез), которые синтезируют и выделяют в кровоток гормоны, оказывающие влияние на артериальное давление, пульс, ритм дыхания, уровень глюкозы в крови и др.

В нормальном состоянии кора больших полушарий головного мозга оказывает тормозящее действие на центры вегетативной нервной системы, и внешние проявления эмоций и чувств незначительны. При переходе коры больших полушарий в состояние чрезмерного возбуждения центры вегетативной нервной системы также перевозбуждаются, что приводит к ярким эмоциональным проявлениям.

Рис. 5.1.
Классификация эмоциональных психических процессов

Аффекты

Термином аффект обозначают инстинктивные реакции на внешние стимулы, возникающие до типичных познавательных процессов, необходимых для формирования более сложных эмоций. Аффект является самой интенсивной формой эмоционального переживания. Чаще всего сильный аффект возникает в экстремальных ситуациях, нарушая нормальное функционирование восприятия и мышления. Аффективные реакции могут протекать непроизвольно, без преднамеренного восприятия и когнитивной обработки.

Реакция на раздражители является доминирующей у низших организмов и первичной для человека. У животных аффекты являются защитной реакцией и обусловлены факторами, напрямую касающимися жизненно-важных биологических потребностей и инстинктов. На содержание и характер аффектов оказывает значительное влияние социальная среда и взаимоотношения с другими людьми.

Отличительные черты аффекта:

ситуативность, обобщенность, кратковременность, высокая интенсивность.

Формы проявления аффекта:

гнев, восторг, экстаз, ужас, отчаяние, ступор, скованность.

Эмоции

Эмоция – сложный паттерн изменений, включающих физиологическое возбуждение, чувства, когнитивные процессы и поведенческие реакции, в ответ на ситуации, которые воспринимаются субъектом как личностно значимые.

Эмоции часто влияют на настроение, темперамент, характер, мотивацию и поведение; они возникают под влиянием гормонов и нейромедиаторов, таких как допамин, норадреналин, серотонин, окситоцин и кортизол. Эмоции часто являются движущей силой положительной / отрицательной мотивации и связаны с трендами в поведении.

Эмоции – связанные с инстинктами, потребностями и мотивами человека / животного психические процессы и состояния, выраженные в форме переживаний. Эмоции сопровождают различные проявления активности человека и являются важнейшим механизмом внутренней регуляции его деятельности и поведения. Важным аспектом эмоций является познание, в частности, оценка и интерпретация событий. Базовые эмоции:

гнев, отвращение, страх, счастье, печаль и удивление (Пол Экман, []).

Компоненты
эмоций
:

  • импрессивный –
    внутренние проявления эмоции (например, учащение дыхания и пульса, повышение давления);
  • экспрессивный
    – внешние проявления эмоций: недифференцированные мышечные реакции (дрожь, усиление тонуса) и выразительные движения коммуникативного сигнального характера (мимика, жесты, поза, интонации голоса).

Эмоции не привязаны к конкретному объекту и возникают по отношению к ситуации в целом, могут интенсивно протекать и быстро меняться. По сравнению с аффектами, эмоции значительно более длительны по времени и слабее по силе; у некоторых из них может отсутствовать экспрессивный компонент.

Эмоции могут отражать субъективное оценочное отношение не только реальных, но и виртуальных ситуаций. Идеаторный характер эмоций заключается в способности возникать не только по отношению к реальным, но и по отношению к ожидаемым, воображаемым ситуациям и событиям.

Составляющие эмоций:

  • когнитивная оценка событий и ситуаций.
  • физические симптомы – физиологическая составляющая эмоционального опыта;
  • тенденции действия – мотивационный компонент для подготовки и управления двигательными реакциями;
  • экспрессия – сопровождающие эмоцию мимика и голос показывают реакцию и намерения действий;
  • чувства – субъективный опыт пережитого эмоционального состояния.

Психологические теории эмоций:

  1. Эволюционная теория происхождения эмоций
    , автор Чарльз Дарвин, «Выражение эмоций у человека и животных», 1872 г. Эмоции развились в ходе эволюции путем естественного отбора как жизненно важные механизмы адаптации организма к внешней среде. Физиологические изменения, сопровождающие эмоции – рудименты (остаточные проявления) реальных приспособительных реакций организма.
  2. Рудиментарная теория эмоций
    , авторы Герберт Спенсер (1820 – 1903), Теодюль Рибо (1839 – 1916) и др. Эмоции – рудименты аффектов, которые сопровождали полноценные биологические реакции организма. Эмоции человека биологически происходят из инстинктивных и аффективных реакций животных.
  3. Структурная теория эмоций
    , автор Джеймс Пейпец (1883 – 1958). Существует единая система, объединяющая ряд структур мозга и образующая мозговой субстрат для эмоций – лимбическая система.
  4. Соматическая теория эмоцийДжеймса-Ланге
    , авторы Уильям Джеймс (1842 – 1910), Карл Георг Ланге (1834 – 1900). Эмоции вторичны по отношению к физиологическим явлениям. Воздействие внешних стимулов на организм вызывает в нем физиологические изменения, что приводит к возникновению эмоций.
  5. Теория эмоций Кеннона-Барда
    , авторы Уолтер Бредфорд Кэннон (1871 – 1945), Филип Бард (1898 – 1977). Эмоции имеют сенсорную природу: в процессе восприятия сенсорная информация поступает в таламус, где затем перераспределяется: часть информации передается в кору больших полушарий мозга, порождая субъективное переживание эмоций, а другая часть – в гипоталамус, который регулирует все функции организма.
  6. Активационная теория Линдсея-Хебба
    , авторы Дональд Олдинг Хебб (1904 – 1985). Эмоции есть сенсорный эквивалент активирующей системы мозга, способной активировать кору больших полушарий. Активность ретикулярной формации ствола головного мозга, которая фильтрует сенсорную информацию и передает ее в лимбическую систему и кору большого мозга, находится в корреляции с интенсивностью, длительностью и качеством эмоционального переживания.
  7. Двухфакторная теория эмоций
    , авторы Стенли Шехтер (1922 – 1997), Джером Эверетт Сингер (род. 1934). Эмоция – сочетание двух компонентов: количественного (физиологическое возбуждение) и качественного (когнитивная интерпретация возбуждения).
  8. Биологическая теория эмоций
    , автор П.К. Анохин (1898 – 1974). Эмоции – биологический продукт эволюции, реализующий механизм приспособления животных к среде. Отрицательные эмоции обусловлены возникновением потребностей и играют мобилизующую роль. Удовлетворение потребностей порождает положительные эмоции.
  9. Потребностно-информационная теория эмоций
    , автор П.В. Симонов (1926 – 2002). Появление эмоций вызвано недостатком /избытком информации, необходимой для удовлетворения потребности. «
    Формула эмоции
    «, предложенная П.В. Симоновым:
    Э = П_(Ис – Ин)
    , где
    Э
    – эмоция (сила, качество, знак),
    П
    – потребность,
    Ин
    – информация, необходимая для ее удовлетворения,
    Ис
    – информация, которой субъект располагает в момент возникновения потребности.
  10. Теория когнитивного диссонанса
    , автор Леон Фестингер (1919 – 1989). Возникновение отрицательных эмоций обусловлено
    когнитивным диссонансом
    (расхождением ожидаемого и полученного результата), а положительных эмоций –
    когнитивным консонансом
    (совпадением ожидаемого и действительного).
  11. Единая концепция сознания и эмоций
    (Ю. И. Александров []). Сознание и эмоции не следует рассматривать как отдельные психологические процессы с различными нейрофизиологическими механизмами. В целенаправленном поведении сознание и эмоции выполняют аналогичные функции, но с разными аспектами и на разных уровнях. Поведение является одновременно эмоциональным и сознательным.

Функции эмоций:

  • отражательно-оценочная
    – позволяет обобщенно отразить и оценить ситуацию на сознательном уровне;
  • сигнальная
    – психофизиологические и биологические реакции сигнализируют о необходимости мобилизации и адаптации организма к внешней среде;
  • подкрепляющая
    – эмоции способствуют вырабатыванию условных рефлексов и более прочному запоминанию;
  • коммуникативная
    – эмоциональный отклик, в том числе синтония (эмоциональное «созвучие»), а также микровыражения, которые сопровождают эмоции и не поддаются сознательному контролю, способствуют улучшению взаимопонимания между участниками коммуникативного акта;
  • управляющая
    – эмоции выступают в качестве механизма внутренней регуляции деятельности и поведения;
  • мобилизующая
    – физиологические изменения, сопровождающие эмоции, мобилизуют организм в условиях экстремальных ситуаций; эмоции являются побудителями (мотивами) деятельности и поведения индивида;
  • компенсаторная
    – эмоции позволяют компенсировать недостатки других психических явлений.

Классификация видов эмоций

  1. По характеру потребностей, лежащих в основе эмоций, выделяют виды эмоций:
    • низшие
      – эмоции, связанные с удовлетворением естественных (органических) потребностей (в кислороде, воде, пище и т.д.), присущи и животным и человеку;
    • высшие
      – социально обусловленные эмоции, связанные с удовлетворением потребностей в безопасности, принадлежности и любви, уважении, когнитивных, эстетических потребностей, потребностей в самореализации и трансцендентых потребностей; присущи только человеку.

  2. По валентности
    (
    тону
    ) эмоции могут быть
    положительными
    (радость, интерес) или
    отрицательными
    (страх, гнев, ярость). Интересно, что у человека количество отрицательных эмоций в несколько раз превосходит количество положительных.

    Амбивалентность

    – одновременное переживание противоположных по знаку эмоций.

  3. По интенсивности
    (
    силе
    ) выделяют
    сильные
    и
    слабые
    эмоции; чем сильнее эмоция, тем более выраженными будут ее импрессивный и экспрессивный компоненты.
  4. По влиянию на активность
    различают виды эмоций:
    • стенические
      (от др.-греч. сила) – повышают жизнедеятельность организма, мобилизуют, побуждают к активной деятельности (радость, энтузиазм, восторг и др.);
    • астенические
      (от др.-греч. бессилие) – угнетают, подавляют жизненные процессы в организме (ужас, грусть, тоска, подавленность и др.).

Нарушения эмоций

Выделяют следующие патологии эмоциональной сферы личности:

  • аффективная возбудимость
    – склонность к слишком легкому возникновению сильных эмоциональных переживаний, не соответствующих вызвавшей их ситуации;
  • аффективная слабость
    – чрезмерная эмоциональная чувствительность ко всем внешним раздражителям; гневливость является разновидностью аффективной слабости;
  • аффективная вялость
    – ригидность, инертность эмоциональных реакций, сочетающаяся со склонностью к фиксации на отрицательных переживаниях; может сопровождаться чрезмерной обидчивостью, патологической злопамятностью;
  • аффективная истощаемостъ –
    кратковременность ярких эмоциональных проявлений, которые затем сменяются слабостью и безразличием.

Волевые качества личности

К качествам волевой личности относятся, прежде всего: независимость, решительность, настойчивость, упорство, самоконтроль.

Независимость — это волевое качество, которое проявляется в способности человека ставить цели по собственной инициативе и реализовывать их, преодолевая препятствия. Независимый человек убежден в правильности поставленной цели и будет всеми силами бороться за ее достижение. В то же время самостоятельность не исключает использования советов и предложений других людей для оценки возможности достижения цели. Противоположные качества независимости — внушаемость и негативизм. Побудительной природе подвержены все слабовольные люди, которые не знают, как поступить в сложившейся ситуации, и всегда ждут советов или указаний от других людей.

Негативизм — это отрицательное качество воли, под влиянием которого человек совершает действия, противоречащие правильным и целесообразным советам других людей. Негативизм чаще всего проявляется у подростков, которые хотят продемонстрировать свою независимость и самостоятельность от взрослых.

Решительность — одна из важных волевых черт личности, которая проявляется на начальном этапе волевого поведения, когда человеку приходится прилагать усилия для выбора цели действия.

Нерешительность — это негативная волевая черта, которая мешает человеку быстро принять правильное решение и выполнить волевое действие.

Настойчивость — важнейшее качество воли, которое проявляется в способности человека терпеливо преодолевать все трудности, возникающие на пути к осуществлению цели. Это качество присуще людям, которые могут проявлять волевые усилия в течение длительного периода времени, чтобы решить проблему наилучшим образом и добиться наилучших результатов.

Настойчивость — это качество воли, которое помогает человеку добиться реализации поставленной цели любой ценой, невзирая на все препятствия и противодействия. Настойчивый человек убежден в правильности выбранного пути, понимает целесообразность своих действий и необходимость достижения желаемых результатов.

Упрямство — это отрицательное качество воли, противоположное настойчивости. Упрямый человек безрассудно стремится к цели, даже если она не имеет для него большого значения и не может быть реализована в данный момент. Самоконтроль — это волевая черта, которая дает человеку способность к саморегуляции в самых сложных, экстремальных условиях существования, мобилизуя все свои психические и физические ресурсы.

Все эти качества не присутствуют в человеке в готовом виде, а формируются и развиваются в процессе жизни. Они формируются в детстве под влиянием воспитания и игровой деятельности. Родители стараются воспитать своих детей сильными, ловкими, настойчивыми, смелыми, умеющими преодолевать трудности и сознательно регулировать свое поведение.

Игра особенно важна для развития волевых навыков. Ролевые игры и игры с правилами побуждают детей проявлять силу воли, чтобы наилучшим образом выполнить свою роль и добиться лучших результатов, чем другие участники игры, в соблюдении правил.

В школьном возрасте на развитие воли влияет учебная деятельность, которая является обязательной и требует от учеников поведения не «как они хотят», а «как они должны». Для успешного приобретения знаний, навыков и установок учащиеся должны использовать свою умственную и физическую энергию, проявлять настойчивость и упорство в преодолении трудностей.

«Самовоспитание имеет огромное значение в развитии волевых качеств. Ни в какой другой сфере психической деятельности самовоспитание не играет такой роли, как в формировании воли. Только самовоспитание может дать человеку возможность контролировать себя, проявлять волевые усилия, мобилизовать все свои ресурсы для преодоления трудностей, преодолевать негативные качества личности и вредные привычки.»

Мотивация как субъективная составляющая деятельности

В деятельности можно выделять объективные и субъективные составляющие. К объективным составляющим структуры деятельности относятся: предметное содержание (то, на что деятельность направлена, – предмет активности, и те условия, от которых зависит успех действий и операций), а также строение (структура) деятельности, в которую включаются: 1) сама по себе деятельность как целостная и завершенная по конечному результату активность, отвечающая мотиву; 2) действие как активность, направленная на достижение промежуточных результатов деятельности (у человека это осознанная цель как промежуточный результат); 3) операция как способ действия человека (или способ деятельности животных), отвечающий конкретным условиям избранного действия. Операция определяется используемым средством (природным – клюв, крылья, когти, зубы и пр. или намеренно созданным вспомогательным средством (орудием)) [Леонтьев, 1975, 1981]. К субъективным составляющим деятельности относятся все психические процессы, обеспечивающие инициацию (побуждение) и успешность деятельности и отдельных действий. Они функционируют в деятельности как ее самостоятельные звенья (моменты), обеспечивающие субъекта побуждением к активности, ориентирами для деятельности, навыками исполнения операций и регуляцией активности. Включение мотивации как субъективной составляющей в структуру деятельности означает, что в теории деятельности проблему мотивации можно рассматривать только в связи с задачей порождения деятельности, а не как нечто самостоятельное [Иванников, 2010]. Понятие мотива и мотивации появились в психологии сравнительно недавно. До конца XIX века, а в некоторых научных школах почти до средины XX века, причиной поведения считались либо свободная воля человека, либо инстинкты и рефлексы животных. Понятие инстинкта связывало необходимость поведения живых существ с их состоянием. Причина поведения всегда была как бы внутри живого существа. Теория рефлекса, наоборот, видела причину поведения живых существ во внешних физических воздействиях, в изменениях среды, вызывающих ответную реакцию организма по принципам механики. Характер ответного поведения определялся устройством тела живого существа (живой машины). Общим для теории инстинкта и теории рефлекса было эмпирически наблюдаемое одномоментное порождение поведения живых существ либо внутренним состоянием организма, либо событием внешней среды. В простых лабораторных ситуациях такая схема поведения еще как-то работала, но изучение сложного поведения животных в естественных условиях их жизни показало неприемлемость как принципов инстинкта, так и принципов рефлекса для объяснения поведения. И уж, конечно, в эту схему никак не вписывалась созидательная трудовая творческая деятельность человека. В начале XX века стало понятно, что ни внутренние условия (изменения организма), ни внешние события сами по себе не могут обеспечить инициацию (побуждение) приспособительного поведения. Поэтому К.Левин обращается к представлению о валентности предметов среды (их побудительности) и понятию «жизненная среда», а сторонники теории инстинкта и рефлекторного подхода стали говорить о роли состояния организма и обстановочной афферентации [Вилюнас, 1990; Левин, 2001]. Наиболее удачным выходом из этой ситуации казалось обращение к понятию мотива и мотивации. Понятие мотива объединяло в себе как способность вызывать (инициировать, побуждать, создавать интенцию) нужное поведение, так и способность быть тем, ради чего поведение осуществлялось. Эта двойственность в содержании понятия «мотив» сохранилась до наших дней, создавая трудности в использовании этого понятия для анализа поведения, показав в итоге несовместимость способности к побуждению и способности определять направленность поведения в одном образовании – мотиве. Если мотив понимать как побудитель, то в этом случае мотивы не могут храниться и составлять мотивационную сферу человека с иерархией мотивов, и мы должны отказаться от понятия мотивационной сферы. Если мотив понимать как то, ради чего совершается деятельность, то тогда мотив не может побуждать активность живого существа, хотя и может при этом создавать готовность к поведению и определять его направленность. Предложение А.Н.Леонтьева понимать мотив как предмет потребности, то есть как абстрактное обозначение всего того, что может удовлетворять данную потребность, предполагает обеспечение задачи установления направленности поведения, отвечающего данному мотиву, и обеспечение готовности к поведению. В этом случае обеспечение инициации (побуждения) деятельности и отдельных действий, реализующих деятельность, должна быть результатом особого самостоятельного процесса, включенного в состав общей задачи порождения деятельности как ее звено.

Наиболее существенные признаки волевого акта:

§ Рефлексиясобственных потребностей, влечений, мотивов (их осознание и оценка).

В моменты «преодоления себя», с точки зрения В. И. Селиванова, сознание человека на время как бы отрывается от объекта, предмета деятельности или партнера и переключается в плоскость субъектных отношений. При этом осуществляется сознательная рефлексия на разных уровнях. Первый уровень

– осознание субъектом своих способов действий, своего состояния, режима и направления активности; понимание степени соответствия функциональной организации психики необходимой форме деятельности.
Второй уровень
– активное изменение функционирования психики, выбор необходимого способа его преобразования.

§ Приложение усилий, принятие решений и их реализация. Волевое решение принимается в условиях борьбы мотивов, конкуренции разнонаправленных влечений.

§ Наличие и реализация продуманного плана осуществления действий. Воля неразрывно связана с наличным планом действий. Посредством волевого действия человек планово осуществляет стоящую перед ним цель, подчиняя свои импульсы сознательному контролю и изменяя окружающую действительность в соответствии со своим замыслом.

§ Волевое усилие. Преодоление препятствий требует волевого усилия – особого состояния нервно-психического напряжения, мобилизующего физические, интеллектуальные и моральные силы человека. Воля проявляется как уверенность человека в своих силах, как решимость совершить тот поступок, который сам человек считает целесообразным и необходимым в конкретной ситуации. «Свобода воли означает способность принимать решения со знанием дела».

§ Усиленное внимание к действию и отсутствие непосредственного удовольствия, получаемого в процессе и результате его выполнения. человек преодолевает не столько обстоятельства, сколько самого себя.

Методические рекомендации к изучению темы:

Для решения проблемы воли важно ответить на два вопроса – «Что или кто является источником психической активности человека» и «Как воля соотносится с другими психическими процессами».

По первому вопросу в истории психологии встречаются различные токи зрения.

Высказывалось мнение, что воля человека есть проявление напряженной духовной субстанции (первоначально об этом писал Р.Декарт), в дальнейшем эти идеи развивали теологические концепции. Воля также рассматривалась как проявление внутренних сил человека (Б.Спиноза, Г.Гоббс), что согласуется с принципом самоорганизации. В. Вундт выводил волю из аффектов, другие авторы выводят волю из потребностей и мотивов или связывают ее с личностью в целом, а потребностям отводят лишь роль инициатора импульсивного поведения.

По второму вопросу также много мнений. Традиционно волю рассматривают в триединстве с познавательными и эмоциональными свойствами: «познание — чувство-воля». В последнее время высказывается мнение что воля – это более сложное явление — это способность личности к управлению своими мотивами-целями, состояниями, действиями, мыслями, она является их производной. В ряде случаев воля противопоставляется сознанию – с помощью сознания человек постигает явления объективной действительности, с помощью воли – освобождается от плена актуальной потребности. В.И.Селиванов считает, что воля должна соотноситься со всем сознанием в целом, а не его отдельными частями.

В ХХ веке в психологии понятие воли было оттеснено на периферию, и оно не входило в число основных понятий. За рубежом в 1930-е годы велись интенсивные теоретические и экспериментальные исследования, затем интерес резко снизился. В учебниках по психологии даже отсутствовала глава, посвященная воле. Сейчас происходит возрождение исследований воли.

Относительно воли следует помнить, что данное понятие введено, потому что существуют реальные психические явления волевой регуляции поведения, а задача психологии – найти тот или иной механизм (или механизмы), который обеспечивает волевую регуляцию.

7 стр., 3458 слов

Психология мотивации человека 2

… Отставание в исследовании мотивационной сферы человека, объясняется также и следующим: придавая большое … воли и установлены некоторые интересные психологические факты и конкретные закономерности. Можно считать, что именно исследования К. Левина положили начало изучению в психологии потребностей человека. …

Воля изучается и другими науками, так проблема свободы воли, ответственности – это предмет и юридических наук, и философии, и физиологии.

При изучении темы необходимо разобраться в том, чем произвольная регуляция поведения отличается от волевой регуляции. Следует обратить внимание на то, в чем состоит проблема воли в психологии.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]