Формы мышления: что это такое в психологии, что к ним относится, примеры

Мышление – высший этап познания человека. В его основе лежат постоянные изменения представлений и понятий. Оно дает возможность получать такие знания, которые не являются непосредственной информацией, получаемой с помощью первой сигнальной системы. В клинической психологии мышление относится к высшим психическим функциям – самым сложноорганизованным психическим процессам.

Особенности мышления являются предметом разных научных разделов. Так, к примеру, психофизиологические механизмы составляют основу общей и возрастной психологии, физиологии высшей нервной деятельности, а формы мышления и законы, по которым протекает процесс, являются предметом изучения в логике (хотя затрагиваются и в разделах психологии).

Более подробно о понятиях

Невозможно детально разобраться в этом вопросе, не выяснив определения всех терминов. Мышление – это процесс обработки информационных данных и доведение их до конкретного завершения. Такая способность сподвигла возникновению речи, которой мы пользуемся, чтобы коммуницировать между собой. Люди приходят к размышлению для того, чтобы разрешать все неприятности и проблемы, исследовать мир вокруг себя, разузнать взаимосвязи и закономерности. Размышляя, человек создает инновации, делает научные открытия и находит себя в искусстве. Не имея мыслительной составляющей, мы были бы схожи с обычными животными, которые действую в рамках своих инстинктов.

Формы мышления – итог мыслительных и умственных процессов, которые проявляются в конкретной ситуации, позволяющей понимать суть явлений и предметов, определять взаимоотношения объектов и замечать обобщающие признаки. Существует всего три разновидности, о которых я подробно расскажу далее.

Что такое логическая форма мышления?


Чтобы понять сущность логической формы мышления, необходимо разобраться с определением «форма мышления». Форма составляет фундаментальную часть понимания. Поэтому есть смысл остановиться на ней более детально.
Многим знаком и другой тип мышлений – абстрактный. На практике люди часто путают логическое и абстрактные типы мышления. Разница между ними базируется на характере логического мышления.

Определенная степень логического мышления присуща каждому человеку. Но степени развитости у всех разные.

Логическое мышление – это не врожденный навык. Его можно развивать. Если приложить к этому процессу достаточно усилий и времени, то результат непременно порадует.

Курс философии учит, что любой предмет имеет форму и содержание. Эти два параметра одного предмета тесно взаимодействуют между собой. А содержание представляет собой группу процессов или элементов, которые также постоянно взаимодействуют между собой.

Яркий пример — процессы в организме человека. Например, процесс пищеварения состоит из группы процессов. Каждый элемент в рамках этого процесса имеет стадию развития, роста, зарождения или увядания. Это и есть содержание жизни. А форма – это метод связи этих процессов между собой, заключающих в себя содержания.

Способы связи элементов и процессов у каждого живого существа отличаются. Их разность создает картину разнообразия форм живых существ на Земле. Наряду с этими элементами, логическое мышление тоже имеет свою форму и содержание. Но логическое мышление от остальных форм имеет принципиальное отличие – оно не имеет собственного содержания. В других формах жизни содержание находится внутри самой формы.
Логическое мышление носит отражательный характер – его содержимое формируется из внешних данных. Внешние данные – это информация из действительности. Иными словами, содержание логического мышления – это отражение действительности человека. Богатство и разнообразие логического мышления человека зависит от содержимого его окружающей действительности.

Содержание логического мышления проявляется как знания об окружающей среде. Эти знания могут быть примитивными – обыденное мышление человека или рефлексивно-теоретическими — имеющие научное происхождение. Вторая категория есть высшее орудие человека в ориентировании в этом мире.

Форму логического мышления можно представить себе как структуру мыслей, их способ связи между собой. Содержания могут быть разными, но формы в этом плане схожи между собой. Получая информацию извне, например, читая книгу или журнал, человек способен отслеживать за ходом изложения информации. Но есть ли у него способность отличать логическую форму мыслей? Это уже задача непростая.

Пример – один из чеховских героев. Его логика отказывалась принимать сходство таких двух утверждений как «Все лошади употребляют овес» и «Волга приливает в Каспий». Утверждения очень простые и на первый взгляд кажутся не связанными между собой. Но если смотреть с точки зрения логического мышления, то становится понятно, что оба выражения построены по единому принципу – это утверждение фактов. Этот параметр объединяет эти два выражения.

Такой вид интеллектуальной активности составляет одну из важных частей логической деятельности человека, поскольку раскрытие структуру мысли – это определить виды элементов и их способы связи между собой.

Узнайте о позитивном мышление здесь, а как научиться позитивно мыслить — переходите по ссылке.

Примеры

Чтобы упростить понимание, рассмотрим три разных утверждения. Пусть они звучат так:

  1. все люди – разумные существа;
  2. все планеты – это небесные тела;
  3. все треугольники – геометрические фигуры.

Эти фразы не имеют ничего общего по содержанию. Их сходство заключается в их форме. Они построены по одной схеме: утверждение – все предметы «Н» — это явление «М». Эта схема – чистая форма логического мышления. Ее можно заполнять любым содержанием.

Например: «Все коты – домашние животные», «Все школьники — несовершеннолетние» и так далее. Содержание меняется как угодно, но при этом, форма остается во всех фразах одинаковой.

Но наука логика занимается изучением не содержимого логического мышления, а ее формами. Она изучает не то, о чем думает человек, а то, как он об этом думает.

Из этих принципов иногда логику называют еще формальной логикой.

Главные формы

Все они сильно связаны между собой и являются неотъемлемой частью реализации мыслительного процесса, благодаря которому мы имеем возможность проводить анализ, синтез, выстраивание логической связи. Это постепенно приводит к развитию интеллекта. Изучаются данные разновидности в науках по психологии и логике.

Понятие

Оно отражает общие и отвлеченные признаки в явлениях и предметах, окружающих нас. Это отражение носит разнообразный характер. Существует следующая классификация признаков (сходства или различия) по объему:

  • Общие. Присущи каждой личности (создание орудия труда, владение членораздельной речью, навыки размышления).
  • Единичные. Принадлежат одному человеку (телосложение, походка, жестикуляция).

По содержанию:

  • Конкретные – совокупность объектов, которые могут существовать самостоятельно («реформа», «единство», «государство»).
  • Абстрактные – подразумевается не предметное составляющее, а его признак («отзывчивость», «несправедливость»). Мы не воспринимаем эти термины, как отдельные вещи, они лишь дополняют высказывание, например, «отзывчивые люди», «несправедливое отношение». Абстрактный тип не имеет множественного числа в русском языке.

Также эта форма подразделяется на следующие виды:

  • непосредственное, размышления строятся «здесь и сейчас»;
  • опосредование, понимание достигается при дискуссиях и долгих рассуждениях.

Понятие отображает явления и их совокупность в абстрактной форме на основе существенных сходств или различий. Оно связано с главной языковой единицей – словом. Оно закрепляется в словосочетаниях, без которых не произойдет формирование понятийного процесса. Сформировав понятие, научные дисциплины отражают в них изучаемые явления или объекты. Например, наука «Экономическая теория» образовала термины: «капитал», «спрос», «предложение», «стоимость», «продукция».

Функции:

  • Познавательная – формируется в результате определения общих предметных черт. Во время понятийного формирования постигаются единые свойства, которые помогают познать сущность объекта.
  • Коммуникативная – доказывает, что понятие – составляющая общения. Зафиксировав свои мысли и знания, мы обмениваемся ими при коммуникации друг с другом, а также на основе опыта передаем их новому поколению.Так происходит социальное наследование знаний.

Наиболее важным показателем усвоение информации является ее осознание. Например, вы можете использовать какой-либо термин, точно не зная его смысл, но если полностью осознать его сущность, вы не покажитесь некомпетентным человеком. Поэтому осознанность считают важным звеном соединения понятия и понимания.

Суждение

Это обозначение связи между параметрами, отношениями и качествами предметов окружающей нас действительности. Сутью является отрицание или обоснование взаимосвязей. Человек при формировании своего мнения использует уже осознанные сведения и затрагивает этим как умственную деятельность, так и органы чувств и память.

Психолог Дарья Милай

Записаться на прием

Различают два вида:

  • Формальное. Характеризует факт взаимосвязи объектов без указания на истинность высказывания или ложность («пасмурная погода»).
  • Эмпирическое. Описывает явления, как результат наблюдения, и позволяет совершить проверку на подлинность («посмотри, какая погода пасмурная»).

Суждение отражает как ложь, так и истину. По характеру выражения существуют две разновидности:

  • Истинное – все выводы подтверждаются действительностью.
  • Ложное – все предположения являются недоказанными и не соответствуют реальности.

Компоненты формирования мнения:

  • Субъект – это высказывание, которое необходимо либо подтвердить, либо отвергнуть.
  • Предикат – это утверждение или отрицание признаков предметов.

Примером может стать: «Человек обладает членораздельной речью». Теперь постараемся отличить первый термин от другого. Субъектом в данном случае выступает «Человек», а предикатом — «обладает членораздельной речью».

Такая форма мышления также различается и по степени сложности. Выделяются две группы:

  • Простые («Русский и математика – основные школьные дисциплины»).
  • Сложные («Если вы будете посещать все лекции, то сдадите все экзамены на отлично»).

Умозаключение

Это наивысшая ступень мышления, которая ведет к новому знанию с применением уже имеющегося. Умозаключительные процессы осуществляются только с использованием логики. Основные компоненты:

  • посылки – начальные суждения, из которых следует новое;
  • заключения – свежая информация, полученная логическим путем;
  • выводы – переход от посылок к заключительным сведениям на основе логики.

Я приведу основную классификацию видов. По характеру строгости правил бывают:

  • Демонстративные. Главное заключение формируется из посылок.
  • Недемонстративные. Вывод не зависит от начальных суждений.

По наличию знаний и связи между ними разделяются:

  • Индукция – переход личности от частного к общему. За конкретными предположениями следуют единые выводы.
  • Дедукция – здесь, наоборот, человек идет от общего к частному.
  • Аналогия – при выделении важных признаков предметов возникает вывод.
  • Предположение – тип, который не подразумевает доказательств. Он только выдвигает теории, которые могут критиковать и опровергать.

Суждение

Суждение как форма мышления предполагает подтверждение или отрицание какого-то факта, события, свойства, особенности, связи. Проявляется оно во фразах, но нужно помнить, что не каждая фраза является суждением. Так, междометие или односложное предложение не относится к этой форме мышления (примеры: «Ой!», «Как же так?»).

Предложения, как правило, имеют повествовательный характер: «Земля вращается вокруг Солнца».

Суждение может быть истинным или ложным, что определяется логикой. Первое предполагает наличие одного субъекта с характеристиками или сравнение двух субъектов.

При разделении простого суждения слова перестают нести смысловую нагрузку. Пример: «Мышь меньше кошки». Если это предложение разделить на два, смысл теряется.

Суждения сложные представляют собой различные комбинации, которые состоят из сложного и простого, двух сложных или двух простых суждений. Примеры: «Если пройдет град, растения могут пострадать». Здесь «растения могут пострадать» выступает в качестве простого суждения.

Суждение как форма мышления сложного характера невозможно без грамматических связок («но», «или», «и», «если так, то…», «когда…, то…» и т. д.).

Необходимо различать суждение и другие логические формы мышления: понятие выражается словом, а умозаключение выводом.

Эта форма мышления также может быть:

  • утвердительной («Ботаника – наука о растениях», «Тигр является хищником»);
  • отрицательной («Это предложение построено неправильно», «В российских городах не гуляют медведи на улицах»).

Существует и другая классификация. Общее суждение предполагает утверждение (отрицание), которое относится к явлениям, субъектам, объединенных с помощью общего понятия («Все здоровые кошки имеют четыре лапы»). Частное подразумевает часть предметов, субъектов, явлений, которые объединены понятием («Какие-то поэты являются графоманами»). В единичном суждении выражено индивидуальное свойство («Ф.М. Достоевский – автор «Преступления и наказания»»).

По сути суждение открывает содержание понятия (или нескольких) – поэтому для высказывания необходимо знать содержание всех используемых понятий.

Какие бывают формы мышления на основе логики: примеры

Следуя логической структуре умственной деятельности, выдвигаются следующие процессы:

  • сравнивание;
  • анализирование;
  • абстрагирование;
  • синтезирование;
  • обобщение.

Сравнительная операция основана на определении сходств и отличий между явлениями. Результатом выступает классификация, выступающая первичной ступенью теоретического понимания.

Очная консультация

Каковы особенности и преимущества очной консультации?

Узнать подробнее

Консультация по скайпу

Каковы особенности и преимущества консультаций по скайпу?

Узнать подробнее

Анализирование – процедура расчленения одного значительного объекта на различные части или признаки с последующим сравнением.

Синтез – с его помощью можно мысленно создать сложный предмет из аналитических составляющих.

Абстрагирование – выделяет значимые свойства и связи явлений и абстрагирует от незначительных. Это процесс детального изучения, в результате исследования формируются понятия.

Обобщение – упорядочение объектов по общим и существенным характеристикам.

Мыслительные операции происходят на основе логических, но это не всегда работает как механизм, в котором функционируют только разум и логика. Очень часто в этот процесс вмешиваются эмоции и полностью его изменяют. Так как эмоциональная составляющая имеет способность менять и стимулировать мыслительную деятельность. Чувства склонны придавать напряжение, стремление к цели и амбиции. Без эмоций продуктивность сводится к нулю, так же как и без логики, знаний и навыков.

Понятие

Понятие как форма мышления позволяет познавать суть предметов и явлений, устанавливать связи между ними, определять отношения объектов по отношению друг к другу, обобщать признаки.

Оно существует в виде слов, которые могут обозначать что-то единичное (один предмет – «Марс», «Тихий океан»), общее («Здание», «Человек»), конкретное («Стол», «Ложка»), абстрактное («Милосердие», «Вечность»). Важно понимать, что понятие отражает существенные свойства предметов, объектов, явлений.

Примеры подобного: треугольник можно отличить от других геометрических фигур по наличию у него трех углов (хотя у него есть и другие признаки – длина, площадь и т. д.), а животное обладает такими признаками, по которым его можно отличить от человека или растений.

Понятие как форма мышления общего характера является результатом процесса уяснения общих свойств на основе единичных предметов. Это происходит благодаря приобретению новых знаний. Формирование понятий – это всегда движение к общему от частного. Такой процесс носит название «обобщение», и оно является предметом изучения в некоторых отделах психологии (общей, возрастной, клинической).

В основе процесса усвоения понятий лежит практический опыт – если происходит его нехватка, понятия могут принимать искаженный вид, сужаться или расширяться. Это часто происходит у детей дошкольного и в некоторой степени младшего школьного возраста. К примеру, насекомые для них не являются животными, а паук – это как раз насекомое. Нарушение усвоения понятий у взрослых – это характерный признак сниженного интеллекта (умственной отсталости).

Понятие как форма мышления не идентично восприятию и представлениям памяти: оно обладает абстрактным и обобщенным характером.

Основные виды

Они разделяются по функциям и возможностям. Классификация включает в себя три последовательные ступени развития мышления. Они созданы на основе генетического принципа

Наглядно-действенный тип

Характеризуется наблюдением за реальными объектами и их взаимоотношениями в действительности. Такое познавательное действие является основополагающим элементом любых мыслительных процессов. Этим типом умственной активности активно пользуются дети до 3 лет. Постепенно развиваясь, они:

  • сравнивают вещи между собой, кладя один на другой;
  • проводят опыты, разламывая пополам свою любимую игрушку;
  • синтезируют, строя из «Лего» различные элементы;
  • составляют классификацию, прибирая кубики по цветам.

Малыш ничего не планирует и не задается целью, он размышляет во время действия, так как оно опережает его мысли. Но у взрослых людей этот вид также проявляется при перестановке мебели или при использовании техники, которой никогда не пользовались. В этих случаях нельзя все предусмотреть и проконтролировать, что-нибудь может точно выйти из под контроля.

Наглядно-образный тип

Опирается на представление и образы. Оно способствует анализу, сравнению и обобщению. Этот тип тесно связан с воображением. Он проявляется у детей в возрасте от 4 до 7 лет, они способны познавать вещи, не применяя практический опыт, им необязательно определять предмет на ощупь, они воспринимают и запоминают его визуально. К примеру, наглядность проявляется в том, что на вопрос: «Почему машина едет?» – ребенок может ответить: «Потому что она зеленая».

Также это вид проявляется и во взрослой жизни при планировании ремонта. Человек заранее представляет себе дизайн интерьера, как бы он хотел расположить мебель, какого цвета обои выбрать или покрасить стены. Наглядно-образное мышление дает возможность продумать все вещи до мелочей, однако они являются невидимыми.

Словесно-логический тип

Это более поздний вид развития умственной деятельности. Он характеризуется применением различных терминов и составлением логических конструкций. Благодаря этому человек способен устанавливать общие связи, предсказывать развитие процессов в природе или обществе. Такой вид протекает по конкретной последовательности: сначала задействуется суждение, затем к нему добавляется другое, и при их соединении возникает умозаключение.

Классификация видов мышления

Классическая психология классифицирует мышление по разным категориям: форме, результату, уровню и так далее. Так что существует множество видов мышления, но все они помогают человеку успешно справляться с разнообразными задачами.

Чтобы вы могли наглядно познакомиться с основными видами мышления в психологии, мы составили удобную таблицу:

По психическим процессамПо результатам мышленияПо уровню психических процессовПо характеру задачПо уровню осмысленностиПо личностным особенностям
наглядно-действенное мышление;репродуктивное (стандартное) мышление;аналитическое мышление;теоретическое мышление;критическое мышление;женское мышление;
конкретно-предметное мышление;творческое (креативное) мышление.интуитивное мышление;практическое мышление.произвольное мышление;мужское мышление;
абстрактно-логическое мышление.реалистическое;непроизвольное мышление;позитивное мышление;
аутистическое;бессознательное мышление.негативное мышление;
эгоцентрическое.стратегическое мышление;
идеалистическое мышление;
иррациональное мышление;
рациональное мышление;
профессиональное мышление.

Помимо видов выделяют три формы мышления: суждение — отдельная мысль о чём-то, содержащая утверждение или отрицание, понятие — обобщение основных суждений и признаков, умозаключение — это новое суждение, основанное на нескольких.

Кратко о развитии форм мышления: психология мысли

Еще в обучаясь в школе, личность уже овладевает умственной деятельностью и начинает оперировать понятиями. Существует несколько шагов к формированию понятийного процесса:

  • знакомство с определенными вещами и явлениями;
  • определение признаков предметов;
  • отбор наиболее существенных свойств;
  • обозначение их конкретным словом.

Например, малыши в 2-3 годика показывают пальцем на какую-либо вещь (игрушечная машинка), затем когда они повзрослеют и им исполнится 4-5 лет, они начнут выделять общий признак, который имеет наибольшее значение (игрушка предназначена для того, чтобы в нее играть). В 5-6 лет дети описывают вещи, перечисляя их свойства без всякой последовательности ( машинка – это колеса, руль, багажник, фары). Став старше еще на один год, ребенок начинает отбирать самые основные характеристики (игрушечный автомобиль – это детская игрушка, собака – это животное, тарелка – посуда).

Задайте вопрос

Иногда понимание совершенно не усваивается, тогда происходит алогичность (фантастичность) – это необычное и оригинальное рассуждение, не поддающееся законам логики. Причинами этого служат:

  • Недостаток знаний и отсутствие опыта.
  • Замена незнакомых условий задач на знакомые.
  • Непоследовательное выражение мыслей.

Способы правильного построения умозаключений:

  • поиск целесообразности в реальности;
  • определение назначения и сущности окружающих вещей;
  • нахождение связей между внешними характеристиками и функциями объектов.

Индивидуальные особенности мышления

Наряду с остальными психическими процессами, логическое мышление человека имеет грани индивидуальности. Индивидуальные отличия обычно существенные и выражаются в разности следующих параметров:

  • Широта и глубина ума – способность к познавательной деятельности, наличие любознательности, наличие глубоких знаний. Глубина ума позволяет проникать в суть сложных вопросов и явлений, умение разглядывать существенные вещи там, где другие ничего не увидят. Глубина ума заставляет человека самостоятельно строить причинно-следственные связи, прогнозировать дальнейшее.
  • Гибкость мышления – способность освобождаться от оков прошлого опыта, умение перенимать новые идеи и менять свои точки зрения.
  • Способность ума к критике – умение к объективной оценке чужих мыслей и идей. Критический подход также распространяется к собственным идеям и мыслям. Такой человек не считает свое мнение истиной последней инстанции.
  • Быстрота реакции ума – умение быстро сориентироваться в неизвестных ситуациях и обстоятельствах. Это возможно при наличии достаточных знаний и при определенной степени натренированности ума. В целом, темпы психической деятельности носят индивидуальный характер. Важно уметь отличать быстроту ума от торопливости. Торопливость – это когда человек не способен сосредоточиться на задаче длительное время.
  • Самостоятельность – способность мышления ставить новые задачи, находить новые решения и ответы на вопросы без помощи других людей.

Эти признаки индивидуальны у каждого человека и имеют свойство меняться в зависимости от обстоятельств окружающей среды, от возраста человека и т.д.

Об индивидуальных способностях человека смотрите на видео:

Свойства мыслительного процесса

  • Направленность – главная особенность мыслей. Это свидетельствует о том, что у всякого высказывания и размышления есть своя завершенность и цель.
  • Направление как в будущее, так и в прошлое – человек может думать о том, что произошло с ним вчера, или, наоборот, анализировать, как стоит поступить в той или иной ситуации.
  • Формирование понятия при помощи умственной активности. Она пытается характеризовать, упорядочить, определить сходства и отличия вещей.
  • Логичность – обязательный элемент рассуждений.

Мышление – это…

Мышление – это познавательный процесс, с помощью которого отражается окружающая нас реальность, способ взаимодействия с внешним миром. Часто мышление связано с задачей и проблемой, которую нужно решить.

Оно имеет две важные особенности:

  1. Это опосредованность. Человек сначала воспринимает информацию через органы чувств. Через эти ощущения формируется представление об объектах. К одним свойствам доходишь через другие, на основании фактов можешь размышлять о более широких вещах.
  2. Второе – обобщённость, которая связана с первой особенностью. Все свойства предметов объединяются между собой. И человек соединяет их во время мышления как пазл, и таким образом проявляется общая картина мира.

Как ранее говорили, мышление активно работает при разрешении возникшей ситуации. Процесс постепенного развертывания мышления можно описать в 4 этапа:

  1. Осознание наличия проблемы после анализа информации на протяжении какого-то периода.
  2. Формирование гипотез и поиск решений.
  3. Проверка гипотез.
  4. Решение проблемной ситуации.

Как развить детское мышление: методы

Существуют несколько основных методик для расширения кругозора ребенка:

  • Больше разговаривайте с ним, объясняйте даже самые элементарные вещи. Применяйте в своей речи множество незнакомых ему слов, эпитетов, фразеологизмов. Делайте паузу, изменяйте темп и длину предложений.
  • Совершайте резкий переход от одной темы к другой или же очень детально описывайте каждую мелочь (описание песни, стихов или погоды) во всех красках.
  • Прогуливайтесь по не знакомым ему местам, обращайте внимание на все (дерево, куст, цветы, достопримечательность, животные, птицы).
  • Слушайте вместе музыку самых различных направлений от классики до рока.
  • Просматривайте изображения в книгах или семейные фотографии.

Критическое мышление

Ещё одна важная характеристика – это критичность. Именно с ней человек может объективно оценивать окружающий его мир.

Критическое мышление – это система суждений для анализа всего вокруг, на основе чего делаются выводы. Опираясь на логику и причинно-следственные связи, можно определить, что действительно является правдой.

Несколько практических примеров использования:

  1. Эффективное решение задач в быту и на работе. Достижение цели более быстрое и точное.
  2. Распознавание реальных аргументов из набора слов при общении с другими.
  3. Использование в качестве доказательств мнение действительно знающих лиц (экспертов). Умение грамотно оперировать фактами, чтобы доказать свою точку зрения, вести дискуссию.
  4. Определение ключевых идей в книгах и на лекциях.
  5. Умение понимать чужое мировоззрение.

Что умеет человек, у которого хорошо развито критическое мышление:

  1. быть убедительным;
  2. внимательно слушать и изучать информацию;
  3. анализировать и критиковать;
  4. грамотно изъясняться;
  5. с легкостью обосновывать свою точку зрения;
  6. быстро принимать решение в новых ситуациях;
  7. эффективно интерпретировать;
  8. логически рассуждать;
  9. формировать и озвучивать собственные суждения.

Мышление как высшая форма познавательной деятельности

Мышление как высшая форма познавательной деятельности

Даутова Ляйля Радифовна,

педагог-психолог первой категории

2017

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………3

  1. Мышление как высшая форма познавательной деятельности…………. 6
  2. Понятие мышления как психического процесса в психологии………… 7
  3. Физиологические основы мышления……………………………………. 9
  4. Основные формы мышления……………………………………………..11
  5. Мыслительные операции…………………………………………………13
  6. Классификация видов мышления………………………………………..16
  7. Качества ума………………………………………………………………18

Заключение……………………………………………………………………… 20

Список литературы………………………………………………………………21

ВВЕДЕНИЕ

Познавательная деятельность составляет одну из важных сторон жизни личности. Познание окружающего мира, закономерностей объективной действительности помогает человеку ориентироваться в ней, способствует достижению поставленных целей.

Психология изучает познавательную деятельность конкретного человека в его реальной жизни. В психологии исследуются ощущения, восприятия как чувственно-предметное отражение мира (предметы и явления при непосредственном их воздействии на органы чувств человека предстают со стороны своих внешних свойств). Представление рассматривается как форма, переходная от чувственной ступени познания к рациональному познанию.

Вершина развития рационального познания — мышление. Существуют три основные формы мышления:

  1. понятие;
  2. суждение;
  3. умозаключение.

В процессе мышления раскрывается то, что непосредственно не дано в ощущениях и восприятии. Мышление отражает мир в его существенных связях и отношениях.

Мышление является высшим познавательным процессом, представляющий собой форму творческого отражения человеком действительности; порождающую такой результат, которого в самой действительности или у субъекта на данный момент времени не существует [1].

Вопросами изучения и формирования мышления занимались многие выдающиеся психологи: Л.С. Выготский, Л.А. Вегнер, П.Я. Гальперин, П.П. Блонский, Д.Б. Эльконин, Е. В. Шорохова, А. В. Петровский и другие [2; 3; 7; 10].

Мышление – основа обучения, потому и развитие различных видов мышления и мыслительных операций традиционно рассматривается как подготовка фундамента учебной деятельности. Л.С.Выготский писал, что центральным для всей структуры сознания и для всей системы деятельности психических функций является развитие мышления. С этим связана и идея интеллектуализации всех остальных функций (изменения их в зависимости от того, что мышление приводит на определенной ступени к осмысливанию этих функций). Например, ребенок начинает разумно относиться к своей психической деятельности. В зависимости от этого целый ряд функций, которые действовали, автоматически, начинают действовать сознательно, логически. Ступени развития ребенка связаны непосредственно со степенью развития его мышления, ибо в зависимости от того, в какой системе знаний реализуется весь внешний и внутренний опыт ребенка, стоит и то, каким психическим аппаратом расчленяется, анализируется, связывается, обрабатывается его внешний и внутренний опыт» [3, 792].

Проблема изучения и своевременного формирования представлений и понятий, которые лежат в основе мышления, является актуальной, что обуславливает выбор темы : «Мышление как высшая форма познавательной деятельности».

Цель исследования:

изучение мышления как высшей формы познавательной деятельности.

Задачи исследования:

  1. рассмотреть общее понятие мышления в психологии как психического процесса;
  2. раскрыть физиологические основы мышления;
  3. выделить основные формы, виды мышления и мыслительные операции;
  4. рассмотреть понятия и их формирования, а также основные качества ума.

1. Мышление как высшая форма познавательной деятельности

Психология изучает психические явления: психические процессы, психические состояния и психические свойства.

Психические процессы описывают три основные сторо­ны душевной жизни человека:

-познание;

-чувство;

-волю.

Соответственно в психических процессах выделяются по­знавательные процессы, чувства и воля. К познаватель­ным процессам относятся ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, с помощью которых мы узна­ем, постигаем мир и самого себя.

Познавательные процессы — это психические процессы, с помощью которых человек познает окружающий мир, себя и других людей [1, 256]. К таким процессам от­носятся: ощущения, восприятие, внимание, память, мыш­ление и воображение [9].

Природа одарила каждого человека способностью к по­знанию того мира, в котором он родился:

  • способностью ощущать и воспринимать окружающий мир — людей, природу, культуру, различные предметы и явления;
  • способностью помнить, думать, соображать;
  • способностью говорить и понимать речь других людей и пр.;
  • способностью быть внимательным.

Таким образом, все эти способности развиваются и совершенствуются не сами по себе, а в активной познавательной деятельно­сти человека.

2. Понятие мышления как психического процесса в психологии

Жизнь все время ставит такие задачи, которые нельзя решить, опираясь только на восприятие окружающих пред­метов и явлений или на припоминание того, что уже было воспринято раньше. На многие вопросы надо искать отве­ты косвенным путем, делая выводы из уже имеющихся относительно других подобных единичных предметов, явле­ний и фактов. Ощущение и восприятие дают нам знание единичного — отдельных предметов и явлений реального мира. Но такая информация не может рассматриваться как достаточная. Для того чтобы человек мог жить и нормально трудиться, ему необходимо предвидеть последствия тех или иных явлений, событий или своих действий [3].

Следовательно, для того чтобы предвидеть, надо обобщать единичные предметы и факты и исходя из этих обобщений делать вывод относительно других единичных предметов и фактов такого же рода. Этот многоступенчатый переход осуществляется благодаря особому психическому процессу — мышлению. Оно является высшим познавательным психическим процессом. Суть данного процесса заключается в порождении нового знания на основе творческого отражения и преобразования человеком действительности.

Мышление

это процесс опосредованного и обоб­щенного познания (отражения) окружающего мира [1, 345].

Мышление как особый психический процесс имеет ряд специфических характеристик и признаков[9, 299]. Основные признаки мышления представлены в таблице (Таблица 1).

Признаки

мышления

Характеристика

Обобщенное отражение (познание) действительности

Важнейший признак мышления.Опыт человека не всегда может дать достаточный материал для обобщения. Люди в своей деятельности постоянно опираются на общий опыт, усвоенный от других, обобщенный и закрепленный в языке. Обобщения отражают общие и потому наиболее существен­ные свойства предметов и явлений, их общие и поэтому закономерные связи. Обобщая, мы познаем сущность пред­мета. Поэтому мы можем сказать, что мышление есть отражение законо­мерных существенных связей.

Познание в практической деятельности

Процесс мышления начинает наиболее ярко проявляться лишь тогда, когда возникает проблемная ситуация, которую необходимо решить. Мышление всегда начинается с вопроса, ответ на который является целью мышления. Причем ответ на этот вопрос находится не сразу, а с помощью определенных умственных операций, в процессе которых происходит видоизменение и преобразование имеющейся информации.

Неразрывная связь с речью

Выделяя нечто общее в предме­тах и явлениях окружающего мира, человек обозначает его словами. Через слово человек впервые узнает о том, чего еще не видел (а возможно, никогда и не увидит). Речь есть формамышления. Мысли всегда об­лекаются в речевую форму. Речь является не только формой, но и орудием мышле­ния. Выражая мысли в развернутой словесной форме, мы способствуем успеху мыслительной деятельности. Речь по­могает мыслить.

Таблица 1. Признаки мышления

Таким образом, познание новой информации и ее обобщение, передача опыта в словесной форме способствует процессу мышления.

3. Физиологические основы мышления

Как и все психические процессы, мышление представ­ляет собой деятельность мозга.

Физиологической основой мышления являются временные нервные связи (условные рефлексы), которые образуются в коре больших полушарий. Эти условные рефлексы возникают под воздействием вторых сигналов (слов, мыслей), отражающих реальную действительность, но возникают обязательно на основе первой сигнальной системы (ощущений, восприятий, представлений).

И. П. Павлов писал, что кинестетические раздражения, которые идут в кору от речевых органов, есть вторые сигналы, сигналы сигналов. Они представляют собой отвлечение от действительности и допускают обобщение, что и составляет наше лишнее, специально человеческое, высшее мышление [5, 199].

Однако в настоящее время нет единого мнения о значимости и порядке взаимодействия всех физиологических структур, обеспечивающих процесс мышления.

Бесспорным является то, что лобные доли мозга играют значимую роль в мыслительной деятельности как одном из вариантов целенаправленной деятельности. Кроме этого, не вызывает сомнения значение тех зон коры головного мозга, которые обеспечивают гностические (познавательные) функции мышления. Не вызывает сомнения и то, что речевые центры коры головного мозга также участвуют в обеспечении мыслительного процесса [6, 122].

В отличие от ощущений, восприятий и памяти, второсигнальные связи представляют собой более сложные системы, отражающие различные отношения между предметами и явлениями.

В процессах мышления обе сигнальные системы тесно связаны друг с другом. Вторая сигнальная система дает возможность безграничной ориентации в окружающем мире; через нее создается и «высшее приспособление человека — наука» [7, 93].

Мышление протекает нормально только при участии обеих сигнальных систем, но ведущая роль остается за второй сигнальной системой, так как слово является более богатым по содержанию сигналом, оно связано с процессами отвлечения и обобщения.

Сложность исследования физиологических основ мышления объясняется тем, что на практике мышления как отдельного психического процесса не существует. Мышление присутствует во всех других познавательных психических процессах, в том числе в восприятии, внимании, воображении, памяти, речи. Все высшие формы этих процессов в определенной степени, в зависимости от уровня своего развития, связаны с мышлением.

Таким образом, мышление это сложная аналитико-синтетическая деятельность, осуществляемая совместной работой обеих сигнальных систем. Поскольку мышление — обобщенное при помощи слова отражение действительности, ведущую роль в этой деятельнос­ти играет вторая сигнальная система. Постоянное и тесное взаимодействие с первой сигнальной системой обусловливает неразрывную связь обобщенного отражения действительно­сти, каким является мышление, с чувственным позна­нием объективного мира путем ощущений, восприятий, представлений [3, 206].

4. Основные формы мышления

Всякий мыслительный процесс осуществляется в фор­ме суждений,которые всегда выражаются словами, даже если слова и не произносятся вслух, основные формы мышления представлены на схеме (Рисунок 1).

Основные формы мышления

понятие суждение умозаключение

индукция дедукция

Рис. 1. Классификация основных форм мышления

Понятие – это отражение общих и существенных свойств предметов или явлений. Различают общие (охватывают целый класс однородных предметов или явлений, в них отражаются признаки, свойственные всем предметам, которые объединены понятием) и единичные (обозначают один предмет, совокупность знаний об одном предмете) понятия. Общие понятия возникают на основе единичных предметов и явлений. Поэтому формирование понятия происходит не только посредством уяснения общих свойств и особенностей группы предметов, но в первую очередь через приобретение знаний о свойствах и особенностях единичных предметов.

Усвоение понятия происходит двумя путями:

  1. «специальное» обучение → формирование понятия;
  2. в процессе деятельности самостоятельное формирование понятия, опираясь на собственный образ.

Суждение — это высказывание чего-либо о чем-то, утверждение или отрицание каких-либо отношений между предметами или явлениями, между теми или иными признаками их. Иные словами, суждение — это форма мышления, при которой что-то утверждается или отрицается. Работа мысли над сужде­нием, направленная на установление и проверку его ис­тинности, называется рассуждением.

К суждениям мы приходим как непосредственно, ког­да в них констатируется то, что воспринимается («В ауди­тории довольно шумно», «Все дороги занесло снегом» и др.), так и опосредованным путем — через умозаключения. Суждения могут соответствовать или не соответствовать действительности, поэтому различают суждения истинные, ложные (ошибочные) и предположительные [6, 124].

Таким образом, поиск ответа, который не может быть получен прямо из восприятий или путем припоминания конкретных фактов, а требует выводов из полученных зна­ний, представляет собой мыслительную деятельность. И наиболее существенной особенностью процессов мыш­ления является то, что человек выходит за пределы своего непосредственного опыта.

Опосредованный характер мыш­ления дает нам возможность значительно расширить по­знание действительности. Область того, что мы мыслим, шире того, что мы воспринимаем. Опираясь на восприя­тие, но, выходя за его пределы, мы познаем в итоге мыш­ления далекое прошлое земли, развитие растительного и животного мира, историю человечества, открываем но­вые законы и пр. В результате всех этих рассуждений мы можем сказать теперь, что мышление — это опосредованное познание или отражение действительности [10].

Ощущения и восприятия дают нам знание единично­го — отдельных предметов и явлений (или их сторон, свойств, качеств) реального мира. Такое знание никак не может быть достаточным. Жизнь, практика требуют уме­ния предвидеть результаты наших действий, последствий различных явлений, событий, нами воспринимаемых. Знание единичного не дает достаточного основания для предвидения. Каждый, даже самый простой, вывод тре­бует каких-то знаний и сделанных прежде обобщений.

Умозаключение — форма мышления, позволяющая че­ловеку сделать новый вывод из ряда суждений. Иными сло­вами, на основании анализа и сопоставления имеющихся суждений высказывается новое суждение.

Различают два основных вида умозаключений — индук­тивные и дедуктивные, или индукцию и дедукцию.

Индукция — это умозаключение от частных случаев к общему положению.

Дедукция- такое умозаключение, в котором вывод за­ключается от общего суждения к суждению единичному или от общего положения к частному случаю. Оба вида умозаключений — индукция и дедукция — тес­но связаны друг с другом. Сложные процессы рассужде­ний всегда представляют собой цепь умозаключений, в ко­торых оба вида выводов переплетаются и взаимодейству­ют [5, 202].

5. Мыслительные операции

Мыслительная деятельность людей совершается при по­мощи мыслительных операций: сравнения, анализа и син­теза, абстракции, обобщения и конкретизации. Все эти операции являются различными сторонами основной дея­тельности мышления — опосредования, т.е. раскрытия все более существенных объективных связей и отношений меж­ду предметами, явлениями, фактами.

Сравнение — это сопоставление предметов и явлений с целью нахождения сходства и различия между ними. Сравнивая предметы или явления, мы всегда можем заметить, что в одних отношениях они сходны между со­бой, в других – различны [6, 127].

Сопоставляя вещи, явления, их свойства, сравнение вскрывает тождество и различие. Выявляя тождество одних и различия других вещей, сравнение приводит к ихкласси­фикации.

Классификация производится по какому-либо при­знаку, который оказывается присущим каждому предмету данной группы. Так, в библиотеке книги можно классифи­цировать по авторам, по содержанию, по жанру, по пере­плету, по формату и пр. Признак, по которому производит­ся классификация, называется основанием классификации.

Анализ и синтез- важнейшие мыслительные операции, неразрывно связанные между собой. В единстве они дают полное и всестороннее знание действительности.

Анализ — это мысленное расчленение предмета или яв­ления на образующие его части или мысленное выделение в нем отдельных свойств, черт, качеств. Воспринимая пред­мет, мы можем мысленно выделять в нем одну часть за другой и таким образом узнавать, из каких частей он со­стоит (в растении мы выделяем стебель, ко­рень, цветы, листья и т. д). В данном случае анализ — мысленное разложение целого на составляющие его части [3, 208].

Синтез — это мысленное соединение отдельных частей предметов или мысленное сочетание отдельных их свойств. Если анализ дает знание отдельных элементов, то синтез, опираясь на результаты анализа, объединяя эти элемен­ты, обеспечивает знание объекта в целом [3, 209]. Например, при чтении в тексте выделяются отдельные буквы, слова, фразы и вме­сте с тем они непрерывно связываются друг с другом: буквы объединяются в слова, слова — в предложения, предложе­ния — в те или иные разделы текста

Нередко при изучении какого-либо явле­ния возникает необходимость выделить какой-либо при­знак, свойство, одну его часть для более углубленного по­знания, отвлекаясь (абстрагируясь) на время от всех ос­тальных, не принимая их во внимание. Абстракция — это мысленное выделение существенных свойств и признаков предметов или явлений при одновре­менном отвлечении от несущественных признаков и свойств. С помощью абстрагирования мы можем получать абстрактные понятия (смелость, красота, дис­танция, тяжесть, длина, ширина, равенство, стоимость и т. д) [10].

Обобщениетесно связано с абстракцией. Человек не смог бы обобщать, не отвлекаясь от различий в том, что им обобщается. Нельзя мысленно объединить все деревья, если не отвлечься от различий между ними. При обобщении предметы и явления соеди­няются вместе на основе их общих и существенных при­знаков. Например, в понятии «фрукты», выражается в сходных (су­щественных) признаках, которые имеются в яблоках, грушах, сливах и др.

В учебной деятельности обобщение обычно проявляет­ся в определениях выводах, правилах. Детям нередко труд­но совершить обобщение, так как не всегда они умеют выделить не только общие, но существенные общие при­знаки предметов, явлений, фактов [2, 15].

Конкретизация -это мысленное представление чего-либо единичного, что соответствует тому или иному понятию или общему положению. Мы уже не отвлекаемся от раз­личных признаков или свойств предметов и явлений, а, наоборот, стремимся представить себе эти предметы или явления в значительном богатстве их признаков. По суще­ству, конкретное есть всегда указание примера, какая-либо иллюстрация общего. Конкретизация играет существенную роль в объяснении, которое мы даем другим людям. В осо­бенности важна она в объяснениях, даваемых учителем детям.

Таким образом, образование понятий, переход к нему от чувственных форм познания — сложившийся процесс, в котором принимают участие сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение и более или менее сложные формы умозаключений.

6. Классификация видов мышления

Мышление — сложнейшая и многосторонняя психичес­кая деятельность, поэтому выделение его видов осуществ­ляется по разным основаниям[2, 6].

Во-первых, в зависимости от того, в какой степени мыслительный процесс опирается на восприятие, пред­ставление или понятие, различают три основных вида мышление (Рисунок 2).

Основные виды мышления

предметно-действенное наглядно-образное абстрактное

(или наглядно-дей­ственное)

Рис. 2. Классификация основных видов мышления

Этапы развития мышления, но и разные его формы, присущие взрослому человеку и играющие важную роль в мыслительной деятельности. Можно уско­рить и интенсифицировать прохождение тех или иных эта­пов развития мышления, но нельзя миновать, ни один из них без ущерба для психического склада личности в це­лом:

  • предметно-действенное мышление — мышление, свя­занное с практическими, непосредственными действия­ми с предметом (для детей раннего возраста мыслить о предметах — значит действовать, манипулировать с ними);
  • наглядно-образное мышление, которое опирается на восприятие или представление (характерно для дошкольников и отчасти для младших школьников);
  • абст­рактное мышление понятиями, лишенными непосредственной наглядности, присущей восприятию и представлениям (характеризует старших школьников и взрослых людей) [11].

Во-вторых,по характеру протекания процесса мышле­ния можно говорить об умозаключительном мышлении; которое проходит ступеньку за ступенькой, и интуитив­ное мышление, где окончательный результат достигается без знания или продумывания промежуточных этапов.

В-третьих,если за основу брать характер результатов мышления, то мы можем иметь репродуктивное мышле­ние (доказательство математической теоре­мы в учебнике) и творческое мышление (новые идеи, предметы, оригинальные решения).

В-четвертых,мышление разделяется по действенности контроля на критическое и некритическое.

В-пятых,в зависимости от направленности на практи­ку или на теорию можно говорить о теоретическом и прак­тическом мышлении. Работа теоретического мышления направлена в основном на на­хождение общих закономерностей и принципов развития, организации и прочих явлений и фактов действительнос­ти. Работа практического мышления в основном направле­на на разрешение частных, конкретных задач любого мас­штаба [6, 171].

Таким образом, в большинстве случаев нам приходится обрабатывать и упорядочивать информацию так, чтобы наиболее логичным образом справляться с встающими перед нами повседневными трудностями. При этом роль мышления состоит в выработке умственных стратегий,опирающихся на символические процедуры.

7. Качества ума

Индивидуальные различия в мыслительной деятельно­сти людей проявляются в разнообразных качествах мыш­ления. Наиболее существенные из них — самостоятельность, широта, глубина, гибкость, быстрота и критичность.

Самостоятельность мышления является одним из важнейших измерений личности, которая проявляется в умении человека выдвигать новые идеи, задачи и находить нужные ответы и решения, не прибегая к мнению и частой помощи других людей.

Широта умапроявляется в широком кругозоре челове­ка, в активной познавательной деятельности, охватываю­щей самые различные области науки и практики.

С широтой мышления тесно связано такое его качество, как глубина — умение проникнуть в сущность сложнейших вопросов, способность увидеть проблему там, где у других людей вопросов не возникает. У людей с таким умом про­является яркая потребность докопаться до причин, источ­ников возникновения явления и событий, умение пред­видеть их дальнейшее развитие [2, 9].

Узким считается мышление, предметом которо­го является преимущественно какая-то небольшая (узкая) часть действительности. Узкое мышление может быть содержательным и глубоким (мышление «узкого специалис­та»), а может — бедным, мелким, поверхностным.

Гибкость умавыражается в умении быть свободным от принятых шаблонных приемов и способов решения задач, любого содержания и уровня, в умении быстро менять свои действия при изменении обстановки, быстро переключать­ся с одного способа решения, разнообразить попытки решения проблемы или задачи и тем самым находить быстрее новые пути их решения.

Простота и ясность мысли, глубокий анализ ситуации, проблемы с какой-то определенной точки зрения, гибкость и свобода ума, способность к предвидению и решительность, цель­ность восприятия и сила направленности личности, эмо­циональная насыщенность, богатство речи и упорство — этими качествами обладают умные люди [6, с.174-176].

Таким образом, мышление — процесс сознательного отражения действительности в таких объективных ее свойствах, связях и отношениях, в которые включаются и недоступные непосредственному чувственному восприятию объекты.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой форму творческого отражения человеком действительности, порождающую такой результат, которого в самой действительности или у субъекта на данный момент времени не существует. Мышление человека также можно понимать как творческое преобразование имеющихся в памяти представлений и образов.

Отличие мышления от остальных психологических процессов познания состоит в том, что оно всегда связано с активным изменением условий, в которых находится человек. Мышление всегда направлено на решение какой-либо задачи.

В мышлении устанавливается отношение условий деятельности к ее цели, осуществляется перенос знаний из одной ситуации в другую, преобразование данной ситуации в соответствующую обобщенную схему.

Таким образом, мышление раскрывает то, что непосредственно не дано в восприятии. Основная задача мышления заключается в выявлении существенных, необходимых связей, основанных на реальных зависимостях посредством отделения их от случайных совпадений во времени и пространстве. В процессе мышления осуществляется переход от единичного к общему. То есть, мышление — опосредованное и обобщенное отражение существенных, закономерных взаимосвязей действительности. Это обобщенная ориентация в конкретных ситуациях действительности.

.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Большой толковый психологический словарь [Текст] / Перевод с англ. Р. Артур. – М.: АСТ, Вече, 2006. – 560с.
  2. Венгер, Л.А. Соотношение обучения, психологического развития и функциональных особенностей созревающего мозга [Текст] / Л.А. Венгер, А.А. Ибатулина // Вопросы психологии. — 2008. — № 2. – С.5 – 9.
  3. Гальперин, П. Я. Лекции по психологии [Текст]: учебное пособие для студентов вузов / П.Я. Гальперин. – 2-е изд., перер. и доп. – М.: КДУ, 2005. – 400 с., ил.
  4. Джеме, У. Психология [Текст] / под ред. Л. А. Петровского. — М.: Педагогика, 2003. — 368с. (Классики мировой психологии).
  5. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей [Текст] / В.Н. Дружинин. — СПб.: [б.и.], 2007. — 368с.
  6. Дубровина, И.В. Психология [Текст]: учебник для студентов средних педагогических заведений / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан; под. ред. И.В. Дубровиной. – М.: Академия, 2008. –С.122 – 138, 170 – 180.
  7. Исследование мышления в психологии [Текст] / под ред. Е.В. Шороховой. — М.: [б.и.], 2005. — 214с.
  8. Карпенко, Л. А. Краткий психологический словарь [Текст] / Л.А. Карпенко Л.;– Ростов н/Д.: Феникс, 2008. – 431с.
  9. Маклаков, А. Г. Общая психология [Текст] / А.Г. Маклаков. — СПб.: Питер, 2004. – 592 с.: ил.
  10. Петровский, А. В. Психология [Текст]: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – 2-е издание, стереотип. – М.: Академия, 2007. – 512 с.
  11. Тихомиров, О.К. Психология мышления [Текст] / О.К. Тихомирова. – М.: МГУ, 2005. — 131с.

Дивергентное и конвергентное мышление

Эти сложные названия используются, как правило, для описания работы в коллективе. Но сие может касаться и размышления в голове одного человека. Сейчас всё объясним доступным языком.

Дивергентное мышление – это открытие и высказывание новых идей без возможности критиковать и обсуждать. Такой тип мыслительного процесса позволяет не останавливать свою фантазию и выдавать целые потоки иногда хороших решений задач, иногда полной ахинеи.

Соответственно, конвергентное мышление – это оценка и анализ идей на брейншторме. Во время такого рационального отбора много решений сразу отбрасываются. А другие по повторному кругу поддаются критическому мышлению.

Для того, чтобы можно было найти выход из ситуации быстро и эффективно, не стоит впадать в крайности. Поскольку можно как наплодить огромную кучу нереалистичных идей, так и застрять в аналитическом ступоре, боясь что-то предположить.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]