Вопросы, их виды и значение
Определение 1
Вопросы – это особый вид логических понятий, которые являются завуалированными требованиями, применяемыми для выяснения обстоятельств, уточнения информации, разрешения проблемной ситуации.
В деловом общении, споре или полемике вопросы играют очень большую роль, с их помощью можно многое прояснить, а можно и сильно запутать. Вопрос, заданный уместно, высвечивает слабые стороны оппонента, а умение корректно его задать – это искусство. Всем хорошо известно, что уже половиной ответа является правильно заданный вопрос.
Вопросы, задаваемые в разных сферах деятельности, различны, например, вопросы психолога клиенту будут отличаться от вопросов, задаваемых близким людям.
Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы
Естественно, что вопросы психолога будут нацелены на решение определенных задач:
- на поддержку контакта с клиентом;
- на получение необходимой информации;
- на уточнение или проверку выдвигаемых гипотез;
- на передачу информации.
Умение задавать вопросы является важным профессиональным навыком психолога и условием эффективного консультирования.
Виды вопросов различны и простая их классификация выделяет уточняющие и восполняющие вопросы, вопросы сложные и простые, корректные и некорректные, нейтральные, благожелательные, провокационные.
Рисунок 1. Виды вопросов. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Уточняющие вопросы требуют простого ответа «да» и «нет» и направлены на то, чтобы выяснить истинность или ложность информации. Часто этот вид вопросов называют закрытыми.
Готовые работы на аналогичную тему
Курсовая работа Виды вопросов в психологии 420 ₽ Реферат Виды вопросов в психологии 220 ₽ Контрольная работа Виды вопросов в психологии 240 ₽
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Открытые же вопросы начинаются с вопросительных слов «что», «кто», «где», «когда», «как», «почему». Вопросительная постановка помогает получить развернутый ответ и новую информацию относительно какого-либо события или явления.
В основе корректных вопросов лежат истинные суждения, в то время как некорректные вопросы основываются на ложных суждениях.
Нейтральные вопросы не оказывают воздействие на собеседника и не содержат эмоциональной окраски.
Понятно, что благожелательные вопросы говорят о расположенности к собеседнику, а провокационные содержат подстрекательство к неверным действиям и имеют негативную окраску.
Разнонаправленные вопросы лучше поддерживают коммуникативное взаимодействие, а если они ещё и правильно поставлены, то дают возможность получать о собеседнике больше информации и управлять ходом делового общения.
Вопросы активизируют собеседника и дают возможность самоутвердиться.
Задаваемые вопросы помогают:
- значительно прояснить интересы собеседника;
- сосредоточить внимание на нужных деталях разговора;
- выяснить возражения партнера;
- держать инициативу в разговоре;
- сообщить свою точку зрения;
- разрушить уверенность в чем-либо;
- построить партнерские отношения;
- занять в процессе беседы лидерскую позицию.
Таким образом, вопросы являются способом заставить человека думать и, если ими умело пользоваться, знать и различать их, то можно многое осуществить.
Как начать разговор?
Прежде чем начать беседу, задайте собеседнику несколько вопросов, после чего можете переходить к собственно разговору. Таким образом, вы добьётесь психологического преимущества.
Ниже перечислены виды вопросов, которые вы можете задавать в диалоге:
- Закрытые вопросы Подобные вопросы требуют конкретного и однозначного ответа – «да» или «нет». Такие вопросы помогут разобраться в том, как действовать дальше.
Не нужно сразу же подталкивать человека к принятию решения. Запомните, что намного легче, убедить человека, а не переубеждать его. - Открытые вопросы Нет нужды давать однозначный ответ на этот тип вопроса. Открытые вопросы требуют получения детальной информации, которую невозможно получить при помощи закрытых вопросов.
При помощи таких вопросов можно выяснить отношение к обсуждаемой ситуации. Кроме того, этот тип вопроса заключает в себе решение проблемы. - Наводящие вопросы являют собой вопросы, которые предполагают очевидный ответ: вопрос строится таким образом, чтобы подсказать ему, как он должен действовать. Наводящие вопросы, как правило, используются в разговоре с робкими людьми.
- Риторические вопросы обычно используют для того, чтобы вызвать определённую реакцию в человеке, к примеру, заручиться поддержкой или сделать акцент на чем-то.
Такие вопросы должны быть уместными и понятными. - Провокационные вопросы применяются для манипуляции человеком.
Но следует просчитать весь риск, связанный с ними, ведь вы, в какой-то степени, бросаете вызов человеку.
Что помогает и что мешает общению
Открытые вопросы в психологии
Для психолога открытые вопросы дают информацию о сути затруднений клиента и, как правило, начинаются со слов «что», «кто», «как», «почему», «могли бы», «а если нет». На них трудно ответить односложно – «да», «нет», поэтому клиенту необходимо дать на них полный и развернутый ответ. Например, клиент имеет возможность сформулировать свой ответ без ограничений на вопрос – «Не скажете ли Вы, о чем у нас может пойти разговор?»
Психолог, задавая открытые вопросы, выясняет общую картину сложившейся ситуации и основные факты ситуации, а также отношение клиента к этим фактам и его суждения. Во время сбора информации психолог выясняет, насколько клиент понимает свою проблему, какие он испытывает чувства и особенности его мышления. Эти же самые вопросы можно использовать на третьей стадии, для выяснения целей клиента и что он об этих целях думает.
Замечание 1
Во время такой беседы психологу важно проявить чувство меры, особенно это касается вопроса «почему» – этот вопрос очень тревожный и у клиента может возникнуть желание защититься.
Вопросы открытого типа активизируют защитный механизм рационализации и, прежде всего, потому что клиент наверняка обдумывал данную проблему и готовил для себя систему объяснений.
Активное и длительное по времени расспрашивание клиента может восприниматься им как агрессия со стороны психолога, так же интерпретируют задавание вопросов гештальт-терапевты.
Задавая открытые вопросы клиенту, важно помнить некоторые правила, например:
- только на факты, а не на чувства, ориентируются вопросы «кто?» и «что?»;
- на внутренний мир человека, на его поведение ориентирован вопрос «как?»;
- следует избегать в консультировании вопроса «почему?», так как он провоцирует защитные реакции клиента;
- нельзя одновременно задавать несколько вопросов, потому что ответы на них могут совершенно разные и не связанные между собой;
- вопросы не должны опережать ответы клиента.
При неопределенном ответе на вопрос, стоит уточнить, например, как ваши дела на работе? При ответе «неплохо», уточняется – «что для вас означает неплохо?» Важной деталью в уточняющем вопросе является то, что в одни и те же понятия человек вкладывает абсолютно разное содержание.
Открытые вопросы имеют свои преимущества и недостатки. Преимуществом является возможность добровольной передачи информации собеседнику и возможность свободно говорить о своих чувствах, свободно комментировать то или иное событие.
Ориентируют на размышление, на анализ своих поступков, дают возможность говорить без ограничений и заставляют собеседника внимательно слушать говорящего.
Недостатком является возможность смущения клиента, не имеющего опыта отвечать на открытые вопросы, возможность провоцирования очень длинного ответа, сбивчивого и сумбурного ответа, сложного для понимания, необходимость задавать наводящие вопросы, что может обидеть клиента и затруднить ход беседы.
Правила составления опросника
Анкетные вопросы должны быть сформулированы кратко, четко, однозначно и грамотно. Не используйте расплывчатые и двойственные формулировки, сложные технические и научные термины, сложноподчиненные предложения. Анкета должна быть понятна максимально широкому кругу респондентов, только в этом случае участники опроса будут охотно участвовать в нем.
Любая анкета состоит из трех частей:
- вступительные вопросы-фильтры и контактные вопросы;
- основной блок – группа вопросов, ответы на которые дают информацию по поставленным проблемам;
- заключительные вопросы, касающиеся личностных и демографических данных участников.
Желательно чередовать в опроснике типы вопросов, чтобы человеку было интересно заполнять анкету. Избегайте фраз и оборотов, которые могут подталкивать участника выбрать определенный ответ, в противном случае вы получите необъективные данные. В завершение обязательно поблагодарите респондентов за участие в анкетировании.
Прямые вопросы
В прямом вопросе информация, которую хочет получить интервьюер, предельно ясна. Это четкий и недвусмысленный вопрос, который требует четкого прямого ответа. Если вы хорошо осознаете свои собственные способности, то вам на этот вопрос будет ответить несложно.
Пример: «Какими навыками, относящимися к этой должности, вы обладаете?»
«У меня очень хорошие коммуникативные навыки и навыки межличностного общения, которые я усовершенствовал на нескольких летних работах и на подработке в связях с общественностью. Кроме того, я свободно говорю на английском и французском языках».
Что в итоге
Всего в английском языке существует пять основных видов вопросов. Мы надеемся, что после прочтения нашей статьи, вы стали лучше разбираться в этой теме и можете с легкостью не только ответить на следующие вопросы, но и перевести их на английский язык:
- Как строить вопросы в английском языке? ‒ How to form questions in English?
- Как правильно задавать вопросы в английском языке? ‒ How to ask questions in English correctly?
- Какие бывают вопросы в английском языке? ‒ What sort of questions exist in English?
Составление вопросов в английском для многих становится сложной задачей: чтобы выучить правила и отработать знания на практике, уходит много времени и сил. Но как и в любом деле, чем больше вы будете практиковаться — тем лучше. Задавайте вопросы в уме, когда идете на работу, готовите ужин или гуляете с собакой. Давайте еще разок повторим все типы вопросов в английском языке.
Гипотетические или сценарные вопросы
Задавая гипотетический вопрос, интервьюер описывает ситуацию, с которой вы можете столкнуться в этой должности, и спрашивает, как бы вы среагировали в подобной ситуации. Для интервьюера такой вопрос — это хороший способ проверить вашу способность быстро ориентироваться и решать проблемы. Отвечая на подобные вопросы, попробуйте применить к ним следующую модель решения проблемы:
- сбор информации;
- оценка информации;
- предварительное решение;
- обращение за советом;
- оценка альтернативы;
- принятие решения;
- доведение решения;
- контроль результатов и изменение решения при необходимости.
Пример: «Предположим, вы работаете в первый день в нашей лаборатории, и на ближайшем рабочем месте вспыхивает пожар. Что бы вы сделали?»
«Прежде чем я начну работать в какой-либо лаборатории, я всегда найду аварийное оборудование, такое как средства для промывания глаз, противопожарные одеяла и сигнализаторы. Я также изучаю инструкции по безопасности. Поэтому в этой ситуации я бы знал, как реагировать и куда идти в вашей лаборатории. Как только я заметил пожар, я бы прекратил свой эксперимент и, если пожар был значительным, я бы включил пожарную сигнализацию и помог эвакуировать лабораторию. В случае небольшого возгорания я бы спросил сотрудника на станции, что я могу сделать, чтобы помочь и действовал бы в соответствии с используемыми средствами и инструкциями».
Стресс-вопросы
Это самый широкий и разнообразный тип вопросов, к которому сложно подготовиться заранее — вопросы могут быть очень разными. Стресс-вопросы так и названы, потому что их цель – вывести вас из состояния равновесия и вызвать ваши непосредственные реакции. Подобные вопросы могут удивить вас и заставить почувствовать неловкость.
Пример: «Что вы предпочитаете, фрукты или овощи?» Есть много причин, по которым интервьюер может задать вам такие вопросы. Он может захотеть посмотреть на ваши реакции в неоднозначных ситуациях, или может просто попытаться проверить ваше чувство юмора и стрессоустойчивость. Такие вопросы могут напрямую оспорить мнение, которое вы только что высказали, или выставить вас в негативном свете. Иногда они задают, казалось бы, неуместные вопросы, например:
«Если бы вы были животным, то каким животным вы были бы?»
Лучший способ ответить на этот вопрос — понять, что происходит. Интервьюер пытается вызвать у вас реакцию. Сохраняйте спокойствие и не занимайте оборонительную позицию. Не пытайтесь оправдываться – это всегда выглядит слабой позицией. А сильной всегда будет юмор. Если для вас не проблема придумать хорошую шутку, вы можете попробовать использовать юмор в своем ответе, но важно дать ответ на поставленный вам вопрос. Главное — сохранить самообладание и часто не столь важно, что вы ответите.
Пример: «Что вам больше нравится, львы или тигры?»
«О, точно львы. Они кажутся такими величественными и очень общительными – они ведь живут большой семьей. Знаете, я четыре раза смотрел мультик «Король Лев», думаю, это определенно на меня повлияло.»
Стресс-вопросы широко применяются в компаниях сферы FMCG и торговых сетях. Также к ним стоит быть готовым, если вы идете на собеседование на управленческую должность в компаниях, где требуется много работать с людьми. В IT и технологических компаниях обычно такие вопросы менее распространены – там важнее считаются конкретные знания.
Больше об этом типе вопросов читайте в нашей отдельной статье Как пройти стресс-интервью при приеме на работу
Человеческое сознание
Сознание — это высший уровень отражения человеком действительности, если рассматривать психику с материалистической точки зрения, и собственно человеческая форма психического начала бытия, если трактовать психику с идеалистической точки зрения.
Независимо от того, каких философских позиций придерживаются исследователи сознания, оно обязательно связано с так называемой рефлексивной способностью, то есть готовностью сознания осознавать другие психические явления и самого себя. Существование этой способности является основой для существования и развития психологических наук, поскольку без нее класс явлений был бы закрыт для познания. Без рефлексии у человека не может быть даже представления о том, что у него есть психика.
Первая психологическая характеристика человеческого сознания включает в себя осознание себя как познающего субъекта; способность мысленно представлять существующую и воображаемую реальность, контролировать и управлять своими психическими и поведенческими состояниями, а также способность видеть и воспринимать окружающую действительность в виде образов.
Восприятие себя как познающего субъекта означает, что человек воспринимает себя как отдельного от остального мира и хочет и может изучать и познавать этот мир, то есть приобретать более или менее достоверные знания о нем. Человек осознает эти знания как явления, отличные от объектов, к которым они относятся, он может формулировать эти знания, выражать их в словах, понятиях, различных других символах, он может передавать их другому человеку и будущим поколениям, хранить, воспроизводить, работать со знаниями как с особым объектом. В бессознательном состоянии (сон, гипноз, болезнь и т.д.) эта способность утрачивается.
Ментальное представление и концепция реальности — вторая важная психологическая особенность сознания. Оно, как и сознание в целом, тесно связано с волей. Мы говорим о сознательном контроле идей и концепций, когда они генерируются и изменяются усилием человеческой воли.
Здесь, однако, возникает трудность. Воображение и концепции не всегда находятся под сознательным контролем воли, поэтому возникает вопрос, имеем ли мы дело с сознанием, когда они представляют собой «поток сознания», спонтанный поток мыслей, образов и ассоциаций. Здесь следует говорить не о сознании, а о предсознании, промежуточном психическом состоянии между бессознательным и сознательным. Другими словами, сознание почти всегда ассоциируется с волевым контролем над своей психикой и поведением. Образ реальности, не существующий в данный момент (воображение, дневной сон, фантазия), является одним из основных психологических свойств сознания. В этом случае человек произвольно, то есть сознательно, абстрагируется от восприятия окружающей среды, от посторонних мыслей и направляет все свое внимание на идею, образ, воспоминание и т.д., рисуя и развивая в своем воображении то, чего он непосредственно не видит или не может видеть в данный момент.
В отличие от ощущений и восприятий, представлений и памяти, сознательное отражение характеризуется рядом специфических особенностей. Одним из них является концептуальность воспринимаемого объекта, то есть его словесное значение, которое наделяется определенным смыслом, связанным с человеческой культурой.
Другой особенностью сознания является то, что оно отражает не все или случайные, а только наиболее важные, существенные свойства предметов, событий и явлений, то есть то, что характерно для них и отличает их от других, внешне сходных.
Сознание почти всегда связано с использованием слов-терминов, которые, по определению, содержат указания на общие и отличительные свойства класса объектов, отражаемых в сознании.
Язык и речь образуют как бы два разных, но связанных между собой в своем формировании и функционировании слоя сознания: систему значений и систему значений слов. Значения слов относятся к содержанию, вкладываемому в них носителями языка. Значения включают всевозможные оттенки в употреблении слов и лучше всего выражаются в различного рода толковых общих и специальных словарях. Система вербальных значений представляет собой слой общественного сознания, который существует в знаковых системах языка независимо от сознания каждого индивида.
Значение слова в психологии — это та часть значения или то конкретное значение, которое слово приобретает в языке того, кто его использует. Со значением слова, помимо его ассоциированной смысловой части, связано множество чувств, мыслей, ассоциаций и образов, которые это слово вызывает в сознании конкретного человека.
Однако сознание существует не только в вербальной, но и в образной форме. В этом случае он связан с использованием второй сигнальной системы, которая вызывает и преобразует соответствующие изображения. Самым ярким примером образного человеческого сознания является искусство, литература и музыка. Они также функционируют как формы отражения действительности, но не в абстрактной форме, как в случае с наукой, а в образной.
Головоломки
Для любителей головоломок у нас тоже есть кое-что. Ребусы. Они имеют префикс «Ребус». Вопросы на логику, с ограниченным числом подсказок и без выдачи ответа в случае неугадывания. Пример: Ответ на ребус 24 Ч в С — 24 часа в сутках. А так же Шарады. Они имеют разные префиксы в зависимости от разновидности вопроса: Шарады, Анаграммы, Омонимы, Монограммы, Логогрифы и другое.
В базе вопросов викторины «Виквиз» есть загадки, они имеют префикс «Загадка».
Перевертыши — имеют префикс «Перевертыш». Полностью перевернутый смысл фразы отгадывается подбором антонимов слов перевертыша.
Буквомески — имеют префикс «Буквомеска». Одно или несколько слов разобраны на буквы, из которых составлены другие слова, Вам же необходимо собрать их обратно.
Как составить вопрос на английском
Если в первой части предложения есть утверждение, то во второй будет отрицание:
- You had a delicious breakfast today, hadn’t you? ‒ У тебя сегодня был вкусный завтрак, не так ли?
Если в первой части предложения стоит отрицание, то во второй части будет утверждение:
- My dad didn’t come back home last night, did he? ‒ Мой папа вчера не вернулся домой вечером, не так ли?
Разделительные вопросы очень часто используются в повседневной англоязычной речи:
они отлично работают, когда вам необходимо побудить собеседника к ответу.
- You got an A for that math test, didn’t you? ‒ У тебя пятерка по тому тесту по математике, да?
Они помогают выразить целое море эмоций и помогают вежливо что‒то уточнить:
- You are selling this beautiful table, aren’t you? ‒ Вы продаете этот красивый стол, не правда ли?
Их очень легко выучить и понять, так как в tag questions используется прямой порядок слов. Не забудьте добавить хвостик в конце и ваш вопрос готов.
- Tag questions are super easy, aren’t they? ‒ Разделительные вопросы ‒ это легкотня, не так ли?
Сам «хвостик» можно переводить с англ на русский язык несколькими способами: «не так ли», «правильно», «не правда ли», и «да» |