3 буддийские истины, которые могут принести вам покой и свободу

Полезные советы

Как часто вы тратите своё время размышляя о том, что жизнь несправедлива или что порой бывает не продохнуть?

Многие из нас часто беспокоятся по поводу нерешенных проблем, и неспособности добиться положительных результатов.

В такие моменты мы ищем успокоения в разных вещах.

Мы пытаемся отыскать ответ с помощью книг, фильмов и музыки.

Мы ломаем голову над тем, как стать лучше.

Буддисты верят, что всегда есть причина, по которой человек страдает, что у страдания есть начало и конец.

Вот 3 буддийские истины, которые принесут вам спокойствие и помогут почувствовать себя свободнее.

Истина нр. 1: Дуккха («Страдание», «печаль» или «разочарование»)

Буддийская доктрина гласит, что жизнь – это страдание.

Однако, это заявление многие из нас воспринимают как нечто негативное. На самом деле данная доктрина означает, что в жизни всегда есть трудности, и это нормально.

Буддийское объяснение того, почему люди постоянно испытывают трудности и страдают

, заключается в том, что мы отказываемся понимать духовный аспект того или иного события, или ситуации.

Мы часто переживаем повторение одних и тех же событий

, которые связаны с чувствами потери, печали, усталости, скуки и беспокойства. Желание преодолеть эти чувства ведёт к тому, что некоторые из нас начинают принимать лекарства или следовать нездоровым привычкам.

Мы делаем всё возможное, чтобы подавить наши страдания и печаль

, не осознавая, что они также является частью нашего развития. Первое, что стоит сделать дабы избавиться от страданий – принять их, принять Дуккху.

Что такое страдание

Страдание с точки зрения философии буддизма, пронизывает всю нашу жизнь. На санскрите оно обозначается термином «дукха». Он означает желания, пристрастия в нашей жизни, которые приводят к неприятным ощущениям и становятся болезненными.

С понятием страдания связаны четыре благородные истины. О них говорится еще в одной из первых проповедей Будды Шакьямуни, которая была записана в «Дхамма-чака-паваттана-сутте» на языке пали, больше известной нам сейчас как «Сутра запуска колеса Дхармы».

Эти истины гласят о том, что в мире:

  • есть страдание;
  • пристуствует так же причина страдания;
  • возможно прекращение страданий;
  • существует путь, который к этому ведет.

О страдании говорит первая благородная истина – истина о дукхе. На пути к главной цели – просветлению – человек неизменно сталкивается с беспокойством, неудовлетворенностью, расстройствами, которые на языке буддийской философии можно назвать одним словом — «страдание».

Страдают существа во всех мирах: и боги, и духи в аду. Степень их страданий различается: жизнь в райских мирах и мире людей более счастливая, в аду же она сплошь наполнена болью. Страдают они потому, что таково свойство жизни.

При этом счастье – не антипод страданию. Наоборот, счастье тоже в конечном итоге ведет к страданию, ведь оно, как и все в этой жизни, имеет свойство заканчиваться.

Учение описывает 4 главных страдания:

  • рождение;
  • старение;
  • болезнь;
  • смерть.

Выходит, мы рождаемся в этом мире и уже страдаем. Причем последние три страдания объединяются в самый сильный вид страдания. Следом по силе идут непостоянство и обусловленность вместе с вытекающими из нее правилами, нормами жизни, которые не зависят от нас.

«А в чем состоит благородная истина о страдании? И рождение страдание, и старость страдание, и смерть страдание, и печаль, стенания, боль, уныние, отчаяние – страдание. С нелюбимым связь – страдание, с любимым разлука – страдание, и не получать то, чего хочется – страдание» (Сутра запуска колеса Дхармы).

При этом, согласно буддийской философии, нельзя просто убежать от страдания или перестать размышлять о нем. Важно прийти к пониманию его природы.

Истина нр. 2: Анитья («Всё в нашем мире находится в непрерывном движении и нет ничего неизменного»)

Единственная константа жизни – изменения. Жизнь всегда движется вперёд.

Буддийское учение предполагает

, что мы никогда не сможем вернуться в тот день, который уже прошел. Они также верят, что будущее — это иллюзия, и оно является лишь отражением того, что мы делаем в настоящий момент.

С биологической точки зрения мы понемногу меняемся каждый день.

Наши ногти и волосы растут, клетки кожи умирают, чтобы уступить место более новым клеткам. В нашем теле ежедневно происходит множество изменений. Точно так же меняется и наше сознание, замечаем мы этого или нет.

Нам трудно понять, что ничто в этой жизни не бывает вечным.

В тот момент, когда мы признаем, что всё изменчиво, разочарование постепенно улетучивается. Например, если вы принимаете тот факт, что ситуация, в которой вы находитесь сейчас в любой момент может изменить, это в конечном итоге поможет вам достигнуть своих целей.

Вы можете не видеть происходящих изменений,

но они все равно продолжают происходить.

Так что будет, если вы примите «Анитья»? Будете ли вы близки к тому, чтобы избавиться от страданий.

Когда мы счастливы

, мы просто не хотим, чтобы счастье закончилось. Но наша постоянно меняющаяся жизнь постоянно намекает на то, что рано или поздно всему приходит конец, и эта мысль может вызвать некоторое беспокойство.

Но что, если вы измените свою точку зрения?

Что, если вы сосредоточите максимум внимания на настоящем, именно потому, что это настоящее скоро закончится? Если вы сможете понять, какой силой обладает способность изменения мыслей, а также особзнать, что жизнь постоянно меняется, это освободит вас. Всё, что вам нужно — это осознавать текущие обстоятельства.

Как мы можем достичь нужного состояния сознания?

  • Наслаждайтесь мелочами жизни. Научитесь принимать ежедневные изменения.
  • Не бойтесь мысли о том, что то, что вы сейчас имеете, однажды исчезнет. Вместо этого используйте бесконечные возможности, которые жизнь представляет вам каждый день.
  • Поймите, что все негативные обстоятельства также закончатся, потому что жизнь находится в постоянном движении.
  • Осознание текущего момента — это лучшее, что вы можете сделать.

Четыре Благородные Истины Буддизма

Приятные ощущения мы стремимся повторить и усилить, несмотря на то, что это не всегда достижимо, от неприятных – избавиться, что тоже порой весьма проблематично. Таким образом, возникает привязанность к тому, что мы называем «хорошее» и неприятие того, что мы называем «плохим».

Привязанность (страстное желание)

относится к одному из трех ядов, приковывающих человека
к непрерывной череде рождений и смертей:
Колесу Перерождения.
Яды эти: страстное желание, невежество и ненависть.
Они отравляют наше сознание, поэтому мы не способны видеть истину. Проблема человека заключается в том, что он так поглощен удовлетворением своих бытовых иллюзорных желаний, настолько погряз в своих ничего не стоящих повседневных делах, которые он ошибочно считает чем-то невероятно важным, что теряет напрасно время пребывания в драгоценном воплощении.

Единственное желание, не приносящее страдания, не вызывающее ответной реакции, привязывающей нас к этому миру, уходит за пределы материального мира – это желание полного освобождения.

Другая причина страдания – это кармические реакции,

то есть результат наших прошлых действий. Считается, что на каждое совершённое действие мы рано или поздно получаем ответную реакцию: или в этой жизни, или после обретения тела в будущей жизни. Обретение нового тела именуется реинкарнацией.

Буддийская теория реинкарнаций отличается от такой же теории в индуизме.

С точки зрения индуизма существует череда «рождений» и «смертей», то есть существо/душа приходит в этот мир, находится в нём какое-то время, а потом уходит. Согласно буддийскому учению (направления Тхеравада или Хинаяна) реинкарнацию можно объяснить на таком примере: стёклышки калейдоскопа всегда одни и те же — они не берутся ни откуда, и никуда не исчезают, однако при каждом повороте калейдоскопа проявляется новое изображение. Эти стёклышки и есть наборы элементов, из которых формируется индивид. Они рассыпаются и складываются вновь при каждом повороте калейдоскопа сансарического мира.

Подводя итог выше сказанному, можно сказать, что результатом наших неблаговидных поступков и страстных желаний станет деградация, выливающаяся в воплощение в существо с более низким уровнем развития.

Возможно ли обрести контроль над желаниями и привязанностями?

Да, погасить огонь желаний можно, искоренив привязанности и достигнув состояния освобождения (нирвана, самадхи, недвойственность). Описать состояние нирваны невозможно уже потому, что, во-первых, она есть нечто, полностью противоположное дуккхе (страданию), но это не общепринятый рай для некой конкретной души. И, во-вторых, нирвана влечёт за собой прекращение всего известного в мире сансары. То есть она даже не противоположность сансары (как противопоставление добро-зло), а нечто совершенно иное.

В этой связи некоторые люди могут посчитать нирвану чем-то негативным, ведь она отрицает все, что так дорого сердцу большинства обитателей этого мира. Но Учение Будды утверждает, что человек, достигший нирваны, уже при жизни избавляется от иллюзий и заблуждений и от связанных с этим страданий. Он познает истину и освобождается от всего, что угнетало его прежде: от тревог и беспокойства, от комплексов и навязчивых идей, от эгоистических желаний, ненависти, самодовольства и гордости, от давящего чувства долга. Он освобождается от желания что-то получить, он ничего не накапливает – ни физического, ни духовного – поскольку понимает, что все, что может предложить нам сансара, есть обман и иллюзия; не стремится к так называемой самореализации, связанной с отсутствием собственного «я». Он не сожалеет о прошлом, не надеется на будущее, живя одним днем. Он не думает о себе, он преисполнен вселенской любви, сострадания, доброты и терпимости.

Не искоренивший в себе эгоистические устремления, не способен достичь упомянутого состояния.

Соответственно, тот, кто его достиг, является существом независимым и свободным. Но это еще не все – он способен видеть нужды других людей, способен разделять чужую боль, помогать жить другим, а не печься исключительно о своем собственном благополучии.

Таким образом, мы разобрали три истины из четырех.

А именно:

  • Первая Истина –
    дуккха: «Жизнь есть страдание».
  • Вторая Истина –
    самудая: «Источник страдания».
  • Третья Истина
    – ниродха: «Прекращение страдания».

Четвертая благородная истина показывает путь прекращения страданий и тягот этой жизни и представлена как Восьмеричный путь (арья аштанга марга).

  • Четвертая Истина
    – марга: «Путь, ведущий к прекращению страдания».

Истина нр. 3: Ана, «безличность», «вы меняетесь ежедневно»)

Буддисты верят в безличность, то есть нет никакого «я».

Важно понимать, что все меняется каждый день. Так как же нам достичь Анатмы? Как мы обретаем мир в принятии того, что есть?

Многим из нас не удается осознать величайшую истину

, которая способна помочь достичь внутреннего покоя – все наши страдания временны. Буддисты верят, что стремление к удовольствиям, материальным благам и бессмертию являются корнем страданий.

Страдания неизбежны, но они случаются с целью преподать нам урок

, который мы должны усвоить, чтобы достичь просветления. Страдания могут закончиться, если мы примем тот факт, что мы меняемся каждый день, как и наша жизнь.

Какова его причина

На этот вопрос отвечает вторая благородная истина — «дукха самудая». Она раскрывает происхождение, появление страданий.

И здесь мы узнаем, что причиной всех страданий является привязанность. А привязанность, в свою очередь, заключается в постоянной жажде, стремлениях, влечениях – «танха».

Они могут выражаться как в самых обычных желаниях (физических и материальных), например, вкусно поесть, хорошо поспать, купить дом или новую машину, так и в более возвышенных — воле к самой жизни, в стремлении к счастью. Ведь если человек очень сильно чего-то желает, то это значит, что ему очень сильно этого не хватает, что часто вызывает такие чувства как печаль, зависть, страх или гнев.

При этом к желаниям относят также и полную их противоположность – ненависть. Влечение к тому, что кажется прекрасным, и отвращение к неприятному – этим в той или иной степени характеризуется жизнь людей, животных, птиц, насекомых, рыб и всех живых существ.

Кроме того, природа человека такова, что он ненасытен в своих желаниях. Достигнув исполнения одного, люди уже начинают мечтать о другом. В таком потоке постоянно растущих влечений они не могут стать удовлетворенными полностью, что приводит к разочарованию, а значит – страданию.

Желания заставляют совершать поступки, материализовать мысли, хорошие или плохие. Это приводит к появлению кармы, которая связывает причины и следствия. Карма же не дает вырваться из колеса сансары – бесконечной череды перерождений.

Негативная карма – следствие плохих мыслей, отвращения и даже привязанностей. А их источник, в свою очередь, лежит в неведении – «авидья», заблуждении, непонимании истинной природы мироздания.


Далай Лама XIV, лидер буддистов тибетского направления

Нынешний Далай-лама XIV Тэнзин Гьяцо в свое время написал очерк «Буддизм Тибета». Там он назвал две причины страдания:

  • омраченные действия;
  • скверны.

Омраченные действия – это плохие поступки, которые были совершены под действием мрачных мыслей, злых умыслов, помутненного сознания.

Скверны – это негативные чувства, которые омрачают сознание. Самые главные скверны – злость и желания. К ним также относятся эгоизм, гордыня, ложность взглядов, высокомерие.

Основная цель буддизма – избавление от страдания

В этих религиях мысли человека и стремления должны быть направлены исключительно от верующего к Богу, путем молитв, жизни, которая строится в соответствии с церковными законами. Буддизм же рассматривает жизнь в другом ключе и проповедует духовные поиски, которые направлены внутрь своего сознания для того, чтобы найти истину и достичь гармонию с духовным началом.

Четыре базовые благородные истины буддизма

Драхма (буддистские учения) основаны на следующих главных истинах:

  1. Дуккха (страдание).
  2. Самудайя (причина страдания).
  3. Ниродха (прекращение страдания).
  4. Магга (путь к прекращению страдания).

В сущности, это четыре этапа на пути к достижению нирваны

Дуккха — первая истина

С точки зрения буддизма, «страдание» не имеет того смысла, который придается данному понятию в христианстве. Для христиан, понятие «страдание» ассоциируется с горем, бедствием, утратой, болезнью. Философия страдания в буддизме намного обширнее и затрагивает все области жизни, при этом, не ограничиваясь лишь физическими проявлениями.

Дуккха — это страдание, но не столько физическое, сколько духовное, порожденное несовершенством бытия. В человеческом обществе всегда присутствует дисбаланс между желаемым и реальным. Иными словами, в жизни всегда имеет место недостаток чего-либо, что ведет к страданиям. К примеру, если имеешь материальные блага, то теряешь родных, если живы близкие, но кто-то болен и т.д. В буддизме идея страдания — это неудовлетворенность настоящим, тем, что у тебя есть, нереальность достижения идеала. В этом смысле страдание заполняет жизнь и человек не может поменять законы природы. В его силах только найти гармонию с самим собой. Затем следует второй этап — осознание причин собственных жизненных трудностей.

Самудайя

Причина страдания заключается в том, что человек не может получить желаемое. Мы хотим богатства, но приобретая его, приходит понимание, что этого недостаточно и мы желаем чего-то еще. Получение желаемого не заменяет страдание, а только усугубляет его. Чем больше желаем, тем большее постигаем разочарование, когда достигаем желаемого. Желания человека с течением времени тоже меняются. То, к чему было стремление и желание достичь его любой ценой, в действительности, оказалось ненужным на последующих этапах жизни. В итоге, мы разочаровываемся, что, по сути, является одним из видов страдания. Поэтому, мы сами являемся основной причиной страдания, то есть, то, что находится внутри нас (наша жажда, страсть, помыслы и т.д.).

Ниродха

«Ниродха» переводится как «контроль». Освободиться от мучений и исправить свое состояние возможно только прекратив страдать. Для этого нужно устранить причину, которая влияет на возникновение этих чувств. Это наши пожелания, мечты, увлечения, страсти. Чувство неудовлетворенности приносит и собственность, потому что в нас присутствует страх потерять то, что мы имеем, желание приумножить то, что есть на сегодня и следить за тем, чтобы собственность поддерживалась в хорошем состоянии.

Мечты являются источником страданий в любом случае: и когда они сбываются, и когда разбиваются. Для того, чтобы избавиться от мучений, нужно отказаться от бессмысленных мечтаний и радоваться тому, что есть сегодня, самим моментом бытия. Страсти необходимо держать под контролем, так как необузданные желания являются причиной самых больших переживаний и неудовлетворенности действительностью. Зачастую, нами овладевают желания обладать любимым человеком любой ценой, однако, зачастую, страстная любовь имеет свойство перерождаться в ненависть. Действенный способ не страдать — это контролировать свои чувства.

Путь освобождения от страдания посредством контроля над своими желаниями и страстями делает буддиста свободным и приближает к особому состоянию, именуемому «нирваной». Это наивысшее наслаждение, свободное от страдания, означающее полное взаимодействие с духовным началом и всемирным «Я». Человек ощущается себя не отдельной личностью, а частичкой Вселенной.

Магга

Пути избавления от Дуккхи у каждого человека могут быть разными. Кто-то предпочитает окунуться в пучину страстей для того, чтобы избавить себя от боли утраты, пытаясь заглушить разочарование другими связями и мечтами, кто-то находится в постоянном страхе страдания, выбирая аскетизм и отрешение от всего, пытаясь обрести счастье через истязание своей плоти. Эти оба способа — крайности, которые не способны принести удовлетворения.

Понятие философии буддизма заключается в выборе срединного пути, который состоит в концентрации своих внутренних сил и возможностей. Другими словами, это Благородный Восьмеричный путь, в состав которого входит восемь состояний. Преодолев эти состояния человек может достичь состояния нирваны. Восемь состояний делятся на три стадии (этапа), которые преодолевать следует вдумчиво и постепенно.

Они называются: шила (нравственность, включающая в себя совершенную речь, совершенное поведение и совершенный образ жизни), самадхи (дисциплина, заключающаяся в правильном усердии, самоконтроле и полной концентрации) и панья (мудрость, включающая в себя правильное воззрение и правильное мышление).

Преодолев перечисленные этапы, человек ощущает наслаждение и благополучие, а потом входит в нирвану, освободившись от всех типов страданий.

Основные принципы буддизма были сформулированы самим Буддой. Все четыре истины взаимосвязаны: первая представлена как факт болезни, вторая — определение диагноза, третья — определение процесса лечения, четвертая — назначение лекарственных препаратов. Следуя логической цепочке, можно представить, что Будда — это опытный специалист, а его учение (четыре благородных истины) — это метод лечения, а нирвана представляет собой здоровье, как физическое, так и психологическое.

Как его прекратить

Третья благородная истина говорит нам, что прекратить страдания можно. В первую очередь нужно отречься от желаний, очиститься от загрязненного сознания – привязанностей, скверн, отвращения.

Но теоретического понимания истины недостаточно. Необходимо постоянно практиковать медитацию, успокаивать ум, чтобы полностью очиститься. О том, как этого достичь, поведает нам Четвертая истина.

Стоит верно понимать разницу между отречением от желаний и отказом от нужд. Ведь даже Учитель Будда испытывал потребности: есть, спать, идти навстречу истине. На тропе Будды важно следовать «Срединным путем». Потребности продиктованы необходимостью — это то, без чего жизнь невозможна. Однако большинство из того, что мы желаем, необходимостью не является.

Придерживаться «Срединного пути» значит избегать крайностей от полного аскетизма и самоотречения до пресыщения наслаждениями и материальными богатствами. В своей жизни нужно найти баланс между материальным и духовным миром.

Этот путь также называется «Восьмеричным путем». Он предполагает восемь составляющих, которые должны быть правильными с буддийской точки зрения и стать основой жизненного пути человека:

  • понимание – взгляды, которые строятся на четырех благородных истинах;
  • мысль, решимость – намерение следовать правильным путем, идти к освобождению;
  • речь – слова, наполненные добротой, искренностью, правдой и отвергающие ложь, нетерпимость, брань;
  • действие – поведение, которое отрицает причинение зла, ложь, воровство, прелюбодеяние, алкоголь;
  • образ жизни – только честные источники дохода, мирные пути заработка;
  • усилие – постоянное совершенствование, воспитание себя;
  • внимание – отказ от страстей, успокоение ума;
  • сосредоточение – постоянная практика, медитация, созерцание.

Когда человек преуспеет в восьмеричном пути, он может получить избавление от страданий, последующих перерождений, а значит – достигнет полного освобождения, или нирваны.

Кстати, слово «нирвана» с санскрита переводится как «постепенное угасание огня».

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]