Биологическое и социальное в человеке: примеры и отличия

Фразу «Человек – существо социальное» вы наверняка знаете. Она интересна тем, что очень точно и лаконично описывает двойственную природу людей. С одной стороны, человек – это биологическое существо, такое же как другие животные, и отличающееся от них только особой организацией мыслительной деятельности. С другой стороны, человек – это единственное животное, которое способно поставить социальные ценности выше биологических потребностей. Давайте подробно разберёмся, что такое биологическое в человеке, что такое социальное, рассмотрим примеры. Узнаем, в чём отличия этих понятий и какая между ними взаимосвязь. Начнём с биологического.

Биологическое в человеке

С точки зрения анатомии и физиологии, человек является самым обычным биологическим существом. Каждая из имеющихся в нашем организме систем решает определённые биологические задачи. К примеру, кровеносная система обеспечивает все органы кислородом и питательными веществами, а лимфатическая обеспечивает их очистку.

Мы полностью зависим от состояния этих систем, поэтому должны постоянно обслуживать их. Нам необходимо спать, есть, удовлетворять иные физиологические потребности. Тем не менее иногда мы болеем, и тогда весь организм начинает «сбоить». Но вскоре иммунная система справляется с болезнью, и все системы снова работают в привычном режиме. Все эти процессы являются чисто биологическими, и протекают у нас точно так же, как и у большинства теплокровных животных.

Интересно, что многие наши системы уступают по своим возможностям аналогичным системам животных. Наше зрение не сравнится со зрением орла, мы не можем бегать со скоростью, которую развивает гепард, а наш желудок не способен переваривать траву, создавая из неё питательные вещества, как это делает желудок коровы. Тем не менее по своему общему потенциалу мы превосходим всех животных, и это обеспечивается именно нашей социальной природой.

Зачем человеку трудиться? (6 класс)

Труд занимает самое важное место в жизни человека. Это двигатель жизни. Для каждого труд — это разные категории. Те, кто нашли себя в жизни, могут считать труд призванием. А те, кто не нашел профессию по душе — долгом. Труд это и внутренняя потребность, и вынужденная необходимость. Человек должен трудиться для того, чтобы удовлетворять свои потребности, но с другой стороны, человек должен трудиться для того, чтобы активизироваться.

Чтобы труд проходил намного легче и не был в тягость, от своей работы необходимо испытывать радость. Только в таком случае труд будет в удовольствие.

Так же необходимыми сопутствующими труда должны стать признание и вознаграждение. Признание играет важную роль для истории, вознаграждение — это для жизни. Люди, которые не заняты трудом, возможно, получили хорошее наследство, или создали свой бизнес, который не требует физического труда.

Примеры биологических особенностей

Человек отличается от остальных животных многими биологическими особенностями. В качестве наиболее важных и отчетливо заметных можно назвать такие признаки как:

  • Развитые кисти рук. У человека очень хорошо развиты руки, что позволяет использовать их самыми разными способами. Как и у остальных приматов, они очень цепкие и довольно сильные. Это позволяет брать тяжёлые предметы и выполнять грубую работу. Но уникальным человека делает развитая мелкая моторика, позволяющая ему выполнять также и очень тонкую работу.
  • Прямохождение. Многие животные могут вставать на задние конечности или даже перемещаться на них. Но только для человека прямохождение является основным видом передвижения.
  • Редуцированный волосяной покров. Поскольку человек уже много тысячелетий защищается от холода при помощи одежды, на его теле практически не осталось волос. Интересно, что этот признак не является уникальным, и многие морские млекопитающие тоже не имеют волос.
  • Развитый головной мозг. У людей самый высокий коэффициент энцефализации (показатель соотношения массы мозга и массы тела) среди всех животных. У взрослого человека среднего телосложения он составляет примерно 7,3-7,8. Вторую ступеньку в этом «рейтинге» занимают афалины (род дельфинов) с коэффициентом энцефализации 5,4.
  • Речь. Способность членораздельно говорить, произнося сложные сочетания звуков, является уникальной особенностью человека, выделяющей его из всех млекопитающих. Интересно, что некоторые птицы способны научиться «говорить». Однако речь птиц имеет другую природу – у них хорошо развита способность имитировать звуки. То есть, они не произносят осмысленные фразы, а подражают любым звукам вообще (например, попугаи часто передразнивают домашних других животных).

Учение Эриха Фромма

Эрих Фромм – немецкий социолог и философ – утверждал, что вид деятельности человека обусловлен его соображениями и условиями жизни, соображения, в свою очередь, определяются структурой личности. Согласно его учению, можно выделить несколько типов социального характера.

Рецептивный (пассивный или мазохистский)

Убеждения: источник всех благ находится вовне, создать что-либо самостоятельно невозможно, единственный способ достигнуть желаемого – прибегнуть к помощи извне.

Характеристика: стараются прибегнуть к помощи других, крайне безответственны, в случае неудач перекладывают вину на другого, сильно зависимы от авторитетных в их круге общения лиц, никогда не занимают лидирующие позиции.

Социальные взаимоотношения: хотят быть любимыми, но не хотят любить сами, не инициативны, зависимы.

Эксплуататорский (садистский)

Убеждения: источник всех благ находится во внешней среде, достичь желаемого самостоятельно невозможно, создать что-либо самостоятельно также нельзя, но можно украсть и переработать чужое.

Характеристика: желаемого достигают путем манипуляций и хитрости, навязывают окружающим свои жизненные убеждения, не терпят инакомыслия, легко настраиваются на работу и очень продуктивны в своей сфере деятельности.

Социальные взаимоотношения: заинтересованы только теми, кого нужно завоевать или «отбить», стремятся занять лидирующую позицию, крайне коммуникабельны, но часто враждебны; окружающих оценивают по степени полезности, циники, к новым знакомым относятся подозрительно, завистливы к успехам других и очень ревнивы.

Накопительский (стяжательский, деструктивный)

Убеждения: создать невозможно – нужно беречь и экономить уже имеющееся, стремятся ка можно больше получить и как можно меньше отдать.

Характеристика: их дом – их главная крепость, которую они стремятся сделать максимально комфортной путем размещения там огромного количества вещей, стараются везде навести порядок, не любят перемены.

Социальные взаимоотношения: всегда находятся под чьим-либо контролем, редко проявляют инициативу, много молчат и думают, структурируя и анализируя мысли, они скупы на эмоции не любят конфликты.

Рыночный (конформистский)

Убеждения: успех зависит от умения правильно себя преподносить, все, включая их самих, – товар, с которым необходимо конкурировать.

Характеристика: следят за «спросом» и быстро адаптируются к последним тенденциям, теряя в процессе свою индивидуальность, часто перенимают образы, которые транслируют масс-медиа, нередко жертвуют чувством собственного достоинства.

Социальные взаимоотношения: прицениваются к окружающим, стремятся заводить полезные знакомства, не терпят критики и прочих угроз самооценке, часто не уверены в себе, редко испытывают настоящие чувства – они не любят и не ненавидят, ни к кому не привязываются и никем не дорожат, легко разрывают связи.

Воспринимающий

Убеждения: создать самостоятельно невозможно, но возможно помочь в создании другим.

Характеристика: зависят от других, не имеют индивидуальности, часто живут чужой жизнью.

Социальные взаимоотношения: коммуникабельны, искренне радуются успехам других, много говорят и громко смеются, всегда имеют большой круг общения.

Некрофилический

Убеждения: не задумываются о создании, жизнь – трагедия.

Характеристика: крайне деструктивны, подвержены депрессиям, обладают подвижной психикой, часто являются религиозными фанатиками или ярыми приверженцами радикальных течений.

Социальные взаимоотношения: зависимы от других людей, внушаемы.

Социальный (социофилический)

Убеждения: развитие – главная задача жизни, могут как создавать самостоятельно, так и помогать в этом другим.

Характеристика: зрелые гармоничные личности, внимательны к деталям, стремятся изучить окружающий мир, не противопоставляют себя обществу, но и не стремятся соответствовать его требованиям, осознают свои сильные стороны.

Социальные взаимоотношения: любят людей, терпеливы, стремятся окружить заботой близких, в процессе своего развития стараются привлечь к развитию окружающих.

Социальное в человеке

Человек – это единственный представитель животного мира, который не подстраивается под окружающую среду, а подстраивает её под себя. Стоит отметить, что влияние человека на природу может быть как разрушительным, так и созидательным. Своим действиями он может нарушать её естественную гармонию, а может облагораживать мир вокруг себя, превращая мрачные топи в цветущие сады.

При этом практически любая деятельность человека неразрывно связана с обществом. Лишь в своём взаимодействии с другими представителями своего вида и с окружающей средой мы становимся людьми, поскольку лишь тогда мы действительно отличаемся от остальных животных. Наша социальная сущность проявляется через общение, осознанную работу, способность приходить к компромиссу и желание заниматься творчеством, создавая что-то для других.

Сознание (6 класс)

А что такое сознание? Человек со знанием относится к миру, не только знает, но и умеет применять приобретённые знания. Так же он продолжает учиться, узнавая новую информацию. Другими словами, сознание — это отношение человека к миру, понимание того, что он делает, как живёт, о чём мечтает. Сознание даёт возможность человеку заниматься различной деятельностью, вступать в общение с другими людьми, оценивать окружающих и себя.

Сознание – качество, характерное только для человека. Именно поэтому и личностью способен стать только человек.

Примеры социальных особенностей

По мере взросления человека происходит его социализация – приобретение им качеств, необходимых для жизни в обществе. Очевидно, для этого процесса требуется постоянное взаимодействие с другими людьми, а вне социума социализация невозможна. Погружаясь в общественную жизнь, общаясь с другими людьми, он обретает разум, выстраивает своё видение мира, формирует представления о морали и нравственности, находит баланс между личной свободой и ответственностью.

Основные социальные особенности человека:

  • Сознание. Наше сознание – это отражение внешнего мира в наших мыслях, реакциях, чувствах и переживаниях.
  • Речь. Устное и письменное общение – основные способы обмена информацией между людьми.
  • Мышление. Умение не просто воспринимать, но и разумно анализировать происходящие события, делать определённые выводы и выбирать рациональные решения также определяется социальной природой человека.
  • Труд. Основным толчком к развитию человеческого общества и всей цивилизации стало появление организованного труда с использованием всевозможных орудий.
  • Культура. Наличие культуры – главное отличие человека от животных (под культурой обычно подразумевают всё, что создано человеком, а не природой).
  • Творчество. Одним из важнейших отличий человека от животных является также стремление создавать что-то принципиально новое и уникальное не просто так, а чтобы оценили другие люди.

Личность (6 класс, 10 класс)

Личность — совокупность качеств человека, которые приобретаются им в процессе жизни в обществе, в деятельности и общении с другими людьми.

Личность — это активный субъект общественных отношений.

Личность — система социальных качеств человека, формирующаяся на основе его интеграции в систему социальных отношений.

Личность — отдельный индивид, характеризуемый целостностью, осознанно-волевыми проявлениями.

То, в какую личность превратиться человек, зависит от множества факторов. На становление личности влияет в первую очередь окружение, воспитание, интересы. Родители с самых первых дней начинают воспитывать личность в своем ребенке. Только у одних вырастает умный, целеустремленный, добрый и отзывчивый человек, а у других – злой, не сдержанный, агрессивный. Почему так происходит? Все дело в том, что одним ребенком в детстве занимались, показывали правильное поведение своим примером. А второму ребенку не уделяли внимания вовсе, поэтому он брал пример с не самых благополучных сверстников.

Так же немаловажную роль в становлении личности играет генетика, с которой бороться, увы, очень сложно.

Психологи называют личность вершиной всех качеств человека потому, что только личность обладает сознанием.

Концепции биологического и социального

Существует два полностью противоположных подхода: биологизаторский и социологизаторский. При этом у каждой из этих концепций есть достаточно большое количество сторонников, а также аргументов в её пользу.

  • Биологизаторский подход акцентирует внимание на том, что большинство социальных и психологических особенностей человека имеют то или иное эволюционное объяснение. То есть, любая сложная и высокоорганизованная социальная деятельность на самом деле объясняется какими-то эволюционными механизмами. К примеру, если человеку хочется создать нечто, что оценят и похвалят другие люди – это объясняется тем, что много тысячелетий назад подобное поведение повышало авторитет человека в его племени и обеспечивало ему больше возможностей для того, чтобы благополучно оставить потомство.
  • Социологизаторский подход строится на том, что именно социальные факторы являются первопричиной становления личности. То есть, все наши стремления не являются следствиями биологических инстинктов, а формируются в процессе социализации. При этом биологические факторы, конечно же, влияют на поведение человека, но не кардинальным образом.

Человек (6 класс)

Родители — первое окружение ребенка, которое влияет на становление личности.

Человек — является существом социальным (общественным). Он взрослеет и развивается между людей, в обществе. В детстве – это детский сад, школа, семья, позже – взрослое общество. Окружение ребенка, в котором ему приходится жить, играть, развиваться, все это откладывает на нем свой отпечаток, благодаря которому воспитывается личность.

Человеком он рождается, а вот уже личностью – становится.

Единство биологического и социального

Биологическое в человеке не отделено от социального. Оно определяет некий набор базовых естественных свойств, продиктованных природой. При этом в процессе социализации человек формирует свою социальную составляющую, которая не заменяет биологическую, а дополняет её. Его социальный и культурный мир строится на биологическом фундаменте генетических предпосылок, в результате чего и формируется уникальная личность с собственным мировоззрением, ценностями, принципами, взглядами и идеями.

Биологическое и социальное в человеке находятся в непрерывном взаимодействии, и это взаимодействие никогда не может считаться завершённым. Биологические функции организма находятся под влиянием социальных факторов в гораздо большей степени, чем у других животных. И всё же не всегда человек может контролировать свои биологические потребности при помощи разума. Более того, часто он даже и не осознаёт, что сейчас природа берёт верх, и очередное решение, по сути, принимает не он, а его животная сущность.

Сильная личность

На протяжении жизни человек может попадать в экстремальные ситуации, которые становятся проверкой того, насколько силен его внутренний стержень — индивидуальность и личность. Насколько укоренились и стали частью «Я» его убеждения, принципы, мировоззрение и т. д.

Австрийские психиатры Бруно Беттельгейм и Виктор Франкл, попавшие в концлагеря во время Второй мировой войны, писали, что от сохранения индивидуальности иногда зависит сама жизнь человека. Условия концлагерей приводили не только к физическому истощению, но и к разрушению личности — целью фашистов было опустить заключенных до уровня индивида, занятого лишь биологическими потребностями. На практике такой индивид хотя и становился «идеальным» послушным заключенным, но быстро терял волю к жизни, память, способности и даже инстинкт самосохранения.

Франклу и Беттельгейму, по их собственному признанию, помогло выжить только стремление сохранить свою индивидуальность —продолжать умственную работу, ставить перед собой жизненные цели, даже если их реализация была на тот момент маловероятной. Так, Беттельгейм, лишенный возможности писать, сочинял книгу в уме, а Франкл вместе с группой врачей организовал тайную службу психологической помощи другим заключенным. Сильную личность как высшую ступень развития характеризует умение преодолевать жизненные обстоятельства, поставив духовные ценности не только выше материальных, но и выше биологических потребностей.

Итак, мы разобрались, что такое личность в обществознании и чем этот термин отличается от таких понятий, как «индивид» и «человек». Помимо теоретического материала предлагаем небольшой тест.

Жизненные ценности и ориентиры (8 класс)

Начиная с оценки своего тела, внешности, поведения, способностей, мечтаний о будущем, молодые люди переходят к поиску себя в выборе профессии, в которой могут быть реализованы способности, достигнута жизненная цель. Вот тут и возникает вопрос о смысле жизни. Смысл жизни и счастье не начало и конец, а процесс, долгий путь преодоления трудностей, изобилующий болью потерь и радостью успехов. Каждый отрезок жизни имеет свой смысл, дающий человеку ощущение счастья (если в данный момент одиноко, то «счастье — это когда тебя понимают»; узнать после стихийного бедствия, обрушившегося на город, что близкие живы, — счастье…). Но это не исключает возможности и необходимости понимания всей жизни как единого, текущего и изменяющегося процесса, охватывающего прошлое, настоящее и будущее. Если в молодости главный предмет размышлений — кем и каким быть, то для зрелого и пожилого возраста особую важность приобретает вопрос: правильно ли ты жил, всё ли сделал, что мог? Не последнее место среди жизненных ценностей и ориентиров принадлежит профессиональному выбору.

Становление личности (8 класс)

Личность отличается от других своим собственным взглядом на жизнь. Другими словами, невозможна личность без мировоззрения. Этим словом принято определять систему взглядов на мир, на место человека в нём и на смысл его жизни и деятельности. То есть это прежде всего идеи, ценности, взгляды общего характера, которые создают определённую картину мира и человека. Система таких взглядов есть у любого человека, который претендует на то, чтобы называться личностью. У одних людей вся система их взглядов определяется убеждением в ценности человечества, гуманным и справедливым отношением к другим людям, желанием трудиться на общее благо. Картина мира таких личностей охватывает весь мир во всём его многообразии. Им свойственны и нравственные принципы, и возвышенные идеалы красоты. Другие люди вполне довольны тем, что их маленький мир ограничен своим домом, близкими и родными и их благом. Житейские заботы и бури составляют для них смысл жизни. Они не задумываются над вечными вопросами о смысле жизни. Третьи вообще за пределами собственного «я» не видят ничего и не признают за другими людьми равных со своими прав и возможностей. Весь мир таких людей вращается вокруг одного-единственного светоча. Их картина мира сужена до собственных забот и достижений. Все эти системы взглядов сосуществуют в обществе. Также в обществе всегда можно обнаружить несходство взглядов по разным аспектам мировоззрения. Но именно богатство взглядов на мир, разнообразие мировоззрений обогащают общество, дают возможности для формирования личности, её неповторимого внутреннего мира.

Факторы социального поведения ( 10 класс)

Социальное поведение — это объективно наблюдаемая система поступков или действий человека или социальных групп, которые пересекаются с интересами других людей и групп. Социальное поведение осуществляется на 4 уровнях:

  • Реагирование субъекта социального поведения на действующую ситуацию или влияние внешней среды;
  • Образование первичных поступков и действий, являющихся элементами поведения;
  • Формирование системы целенаправленных действий в воздействующей сфере внешней среды;
  • Реализация целей жизнедеятельности.

Социальное поведение является частью человеческого поведения в целом. Социальное поведение, в отличие от индивидуального, характеризуется действиями, которые производятся по отношению к обществу или затрагивают интересы других людей либо социальных групп. Факторы социального поведения могут иметь общественный и личностный характер. К числу основных факторов социального поведения общественного характера относят обычаи, социальные нормы, социальные установки и ценности, традиции, поведение элиты в качестве образца для подражания, условия поведения. К числу личностных факторов социального поведения относят следующие:

  • Инстинкты, тип темперамента и психику человека, и ее состояние;
  • Личные интересы, цели, установки и мотивы индивида, а также его ценности и привычки;
  • Тип эталонной группы, на поведение которой ориентируется индивид;
  • Самостоятельность в принятии решений, самобытность;
  • Способность к объективной оценке собственного поведения и себя, к самоконтролю;
  • Способность к жизнедеятельности в социуме с учетом принятых социальных норм и интересов других людей и групп.

Отличие человека от человекообразных обезьян

см. Человек и человекообразные обезьяны

Основные биологические особенности человека заключаются в увеличенном мозге с дифференцированными его частями, наличием психики, конструкцией конечностей, которые наделили его способностью к прямохождению и более доскональным действиям, отличием репродуктивной системы и системы терморегуляции.

От человекообразных обезьян, человека также отличает: низкий широкий таз, удлиненные по сравнению с руками ноги; более высокий и округлый череп, не имеющий сплошных надбровных дуг; преобладание мозговой части черепа над лицевой (лоб высокий, челюсти слабые); отчетливо выраженный подбородочный выступ; отсутствие диастем (непропорционально большого промежутка, отделяющего два соседних зуба).

В каком-то смысле человек даже ближе к полуобезьянам лемурам и долгопятам, живущим на планете уже 65-70 млн. лет. Ещё в конце XIX в. на конгрессе антропологов в г. Линдау немецкий исследователь Г. Клаач (Hermann Klaatsch) даже высказался, что человек — независимая ветвь приматов, а человекообразные обезьяны — параллельно развившаяся ветвь приматов, но не предки человека.

Самосознание и самореализация ( 10 класс)

Потребности человека, пирамида Маслоу.

Человек — существо биосоциальное, а в формировании и дальнейшем развитии личности именно социуму принадлежит ведущая роль.

Согласно пирамиде Маслоу, каждая следующая потребность возникает по мере удовлетворения предыдущей. Сразу же после удовлетворения элементарных биологических потребностей у человека возникает необходимость в общении с себе подобными, а в дальнейшем — и в саморазвитии.

Самореализация— это воплощение задатков человека, его потенциала и талантов через определённую деятельность.

Самореализация личности предполагает постоянное развитие, поэтому люди, уделяющие этому внимание, не останавливаются в развитии, а продолжают идти дальше.

Мы можем выделить несколько разновидностей самореализации:

  • Личностная — получение одобрения от родственников, друзей и значимых людей.
  • Творческая — стремление создать что-то новое, необычное, то, что найдёт признание в обществе.
  • Профессиональная — достижение успеха на работе, чувство востребованности, одобрения и признания со стороны руководства и коллег.
  • Социальная — по сути, объединяющая все вышеперечисленные. Это ситуация общего успеха у человека, при которой он чувствует себя нужным, значимым, ценным в глазах общества.

Прямохождение

Человеку свойственно прямохождение на двух ногах (или бипедальность) при недостаточной прочности костной основы, той подвески, к которой крепятся внутренние органы. Дефицит прочности костной основы человека в условиях земной тяжести составляет около 40%. Именно с этим связано большинство неспецифических заболеваний (включая сердечные), начиная со среднего возраста, провоцирующихся хондрозами. Хождение млекопитающих по суше только на двух задних конечностях — биомеханический нонсенс.

Свод стопы

К особенностям конституции относится и свод стопы — пружинной рессоры, которая сделала возможным прямохождение. Все обезьяны, включая ископаемых, — плоскостопы. Сводчатая стопа может перейти в плоскую (болезнь — плоскостопие), а вот обратный процесс физиологически представить сложно. Следует заметить, что хождением плоскостопие не ликвидируется, а усугубляется.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]