9 типов характера. Как управлять собой и другими людьми

Автор материала:

Игорь Лядский

ученый-генетик, писатель, бизнес-тренер, доктор философии (PhD).

В отличие от других живых существ, человек имеет двойственную природу. С одной стороны, на его поведение влияют особенности анатомии, физиологии, психики. С другой – он подчиняется законам общества. Если в первом случае речь идет о становлении человека, как индивидуума, то во втором имеет место развитие личности. В чем же отличие этих процессов? Что такое личность? Почему она формируется в социуме? Какие этапы проходит в своем совершенствовании? Много ли уровней становления личности бывает? Какие механизмы запускают данный процесс? Рассмотрим эту тему.

Уровни развития человека

Сознанию каждого человека присущ определенный уровень развития, который определяет: потребности, цели, желания, стремления, образ жизни, приоритеты и большинство важных вещей в жизни человека. Этот уровень развития определяет зрелость личности человека и отражает степень его понимания мира и самого себя, тем самым устанавливая человеку определенные приоритеты.
Определить уровень развития человека возможно по его целям, по его образу действия, по тому, что он считает наиболее важным. Простое наблюдение и анализ позволяет определить это не только в других людях, но и в самом себе, что даёт важную точку отчёта и направление в саморазвитии.

Уровни развития сознания:

1) Телесный.

2) Эмоциональный.

3) Разумный

4) Духовный.

Что такое личность?

Нет единственного устоявшегося общепринятого определения личности — это сложное многогранное понятие. Большое количество различных описаний присваивалось этому словосочетанию в разные времена.

  • Личность — это часть общественной и культурной жизни, которая наделена разумом, этическими принципами, моральными качествами, духовностью.
  • Человек, обладающий определённым набором психологических свойств, которые определяют его поведение, взаимоотношения с обществом, его отличие от других людей.
  • Человек, который самостоятельно выстраивает свою жизнь, по своим правилам и понятиям, несёт полную ответственность за неё.
  • Система индивидуальных, социальных и психологических характеристик, а также типологических свойств.
  • Состоявшийся человек, со своей индивидуальной системой ценностей, манерой поведения, привычками.

Циата Главная жизненная задача человека — дать жизнь самому себе, стать тем, чем он является потенциально. Самый важный плод его усилий — его собственная личность.

Эрих Фромм

Первый уровень развития – телесный уровень.

На телесном уровне человек отождествляет себя исключительно с телом. Это низший уровень развития, сознание человека на нём не развито и его жизнь скорее хаотична и направлена на самые приземленные цели. Человек не осознает иных потребностей и иного пути развития, кроме того, который связан с подержанием и развитием своего тела. Человек также стремится развивать своё материальное состояние, полностью или практически полностью отрицая иные потребности, кроме как потребность в удовлетворении своих чувств и накоплении материальных благ.

Такой уровень развития приводит человека к необходимости эксплуатировать знания или навыки для удовлетворения своих желаний. На этом уровне для человека всё просто – труд = наслаждения. Только по этой причине стоит трудиться.

Этот уровень развития диктует человеку лишь 5 видов деятельности: сон, секс, потребление пищи, развлечения и защиту. То же самое чем может заниматься собака, только используя более продвинутые инструменты. В этом случае, вокруг этих пяти видов деятельности строится вся жизнь человека, кроме этого он не осознает иных стремлений. Отражение этому можно найти в массовой культуре, которая направлена на то, чтобы побудить в человеке стремление в основном поесть, позаниматься сексом или поразвлекаться. Но для этого необходимо безопасное место и возможность поспать. Так возникает ограниченный круг потребностей.

Такая деятельность действительно присуща животным и наблюдая за ними и за такими людьми можно найти сходства. У животного нет цели, когда ему не приходится работать, защищать дом или удовлетворять потребности, оно отдыхает, то же самое делают люди. Если нет деятельности, удовлетворяющей потребности во сне, размножении, защите и еде или, если человек не занят деятельностью обеспечивающей его этим, то есть работой, он ничем не занят. Очень популярная картина. Такого человека больше ничего не интересует. Может пагубные привычки ещё его интересуют, в виде алкоголя, табака или игр.

Такой уровень жизни не дает человеку достоинства, у него нет стремлений выходящих за удовлетворение своих потребностей, а повышение качества жизни означает для него: еда подороже, сон побольше, работы поменьше, секс получше, развлечения поинтереснее.

Развлечения носят характер традиционных выездов на природу с алкогольными напитками и кучей мусора. Иногда на море. Это распространенная картина. Один плюс есть: такие люди много не просят – «Хлеба и зрелищ» им хватает. Они вполне довольны тем, что имеют, хотя с удовольствием бы приобрели ещё больше, но сил к этому прикладывать не будут. Среди таких людей часто случаются ссоры, но редко достигают каких-то серьезных последствий, если рядом нет алкоголя.

Люди с таким уровнем развития необходимы обществу, как простой рабочий класс. Правда не всегда лицеприятно звучит, но обществу и правящему классу выгодно иметь много таких людей. Общество, наполненное такими людьми, очень органично и просто управляется более сознательными людьми.

Младенчество

Этот период выделяют Эриксон и Фрейд («Оральная стадия»). На данном этапе закладываются основы личности и отношение к окружающему миру — доверие или недоверие, уверенность или её отсутствие.

Конечно, важную роль в жизни ребёнка играет его мама, которая представляет для младенца целый мир. Ему необходима материнская забота, которая позволяет чувствовать последовательность, узнаваемость в переживаниях. Дальнейшее развитие личности во многом зависит от первых дней жизни.

При наличии доверия ребёнок воспринимает мир в позитивном ключе, как надёжный, предсказуемый, спокойно переносит трудности, даже временное отсутствие матери рядом. При отсутствии материнской заботы в должной мере возникает чувство недоверия, страха и подозрительности. Таким образом, в основе первого периода лежит соотношение: «доверие-недоверие».

Второй уровень развития – эмоциональный уровень.

Эмоциональный уровень развития обозначает человека, который отождествляет себя с своими эмоциями, чувствами, с своим сердцем и всеми впечатлениями и переживаниями. На этом уровне развития для человека главное получать разнообразные впечатления, которые могли бы сделать его жизнь более яркой и приятной. Будут ли это путешествия, общение или наркотики зависит от порядочности конкретного человека. Однако, в общем, на этом уровне главное для человека – это определенная яркая картинка «хорошей» жизни, в которой он себя чувствует прекрасно.

Наслаждения и потребности на этом уровне развития носят уже более тонкий характер – они связаны с внутренним миром, с тем как человек видит и ощущает этот мир. Это уже сердечные впечатления, переживания, эмоциональное видение мира. Поездка на природу это уже не просто повод поесть, но куда более важно насладиться самой атмосферой природы. Секс это уже не сугубо телесный, но уже и глубоко эмоциональный процесс. Развлечения носят эстетический характер, который близок сердцу человека. И так далее. Все потребности находят отражение в внутреннем мире человека и вызывают определенные впечатления.

На этом уровне приходит потребность в литературе, музыке, театре, в наслаждения которые дают впечатления. Для человека на таком уровне, впечатления – это главный стимул жизни. И если нет впечатлений, то не будет и действа. Очень часто такие люди действуют из потенциальных впечатлений, которые ещё не наступили или не наступят в общем, что делает их жизнь похожей на постройку воздушного замка, который в будущем «должен» воплотиться.

Рекомендуем также эту статью: Как использовать знания правильно?

В отличии от телесного уровня, свободное время такие люди способны занимать творчеством или своими увлечениями, которые носят характер источника положительных ощущений. Такой же характер носит и общение с другими людьми. Хотя часто, именно из-за ожидания положительных впечатлений, приходят разочарования, которые служат источником яркого восприятия негативных впечатлений.

Ожидания и надежды служат для таких людей причинами эмоциональных горок. Вверх-вниз. Страх сменяется надеждой, а надежда страхом. Всё из-за очень активного ума, который является наиболее активным на этом периоде развития. Именно он производит внутри человека желания, мечты, стремления, страхи, настроения и прочее. И именно ими живёт человек.

Вообще, эмоции по отношению к кому-то, даже самые лучшие, заставляют всегда работать эти горки – «вверх-вниз». И у таких людей часто бывает депрессия и внезапный подъем. Они отождествляют себя с чем-то более тонким, чем тело, и испытывают наслаждение от переживаний, событий, общения, эмоций и эстетического наслаждения. Они также очень увлечены чем-то и хотят ещё больше быть увлеченными. На вопрос «чего ты хочешь?» они часто ответят «не знаю» потому что хотят слишком многого.

Структура личности

Структура личности это сочетание между собой различных качеств характера, талантов, способностей, степени эмоциональности, реакций на внешние события, темперамента, силы воли, ощущений и восприятий, интересов и убеждений. Этих свойств и различий множество, поэтому есть некая структура, чтобы разделить их.

  1. Первый уровень. Здесь находятся все врождённые свойства психики, а также половые и возрастные, то есть качества данные природой.
  2. Второй — это способности, таланты, сознание, память, то есть те качества, которые зависят от врождённых факторов и их развития.
  3. Третий — это индивидуальный опыт, в который входят знания, сформированные в процессе жизни.
  4. Четвёртый и самый высокий формируется на протяжении всей жизни, это направленность личности, накопленный опыт и знания, интересы, взгляды, убеждения и мировоззрения, сформировавшийся характер. Этот уровень максимально связан с воспитанием, уставом и традициями семьи, обществом и его идеологией, в котором вырос и находится человек.

Необходимо различать эти уровни, чтобы охарактеризовать личность. Отличия между людьми огромны и разносторонни, так как на каждом уровне есть большие различия интересов, умений, взглядов, ценностей, характера, поэтому порой сложно понять поступки и слова другого человека. Для этого необходимо обладать достаточными знаниями и хорошей наблюдательностью, опытом. Рассмотрим теперь свойства личности и их особенности.

Третий уровень развития – разумный уровень.

Разумный уровень развития – этот уровень приводит человека к отождествлению себя с своим делом, долгом, характером, принципами. Со своей судьбой и путём. Человек ощущает свою природу и занимается делом, которое соответствует ей. Иллюстрацией этого уровня развития может быть странствующий воин, который имеет свой кодекс чести и непонятные для остальных цели и мотивы. Он явно не стремиться наслаждаться этим миром как обычный человек, но возвел способ наслаждаться в образ жизни, осознавая, что иного пути для него не существует.

На этом уровне развития человек уже не отождествляет себя со своими эмоциями, но все больше погружается в внутренний мир. Для него уже важен больше процесс не потребления впечатлений, а погружения в себя, в свой путь, в своё дело. Это сопровождается определенными принципами, которым человек следует для того, чтобы не отклониться, чтобы не потерять себя и свой образ жизни.

Этот уровень развития позволяет человеку обрести дисциплину, так как для человека важнее становится он сам, то, как он выглядит для самого себя, а не впечатления. Это позволяет человеку стремительно развиваться и преуспевать в деле, так как у него нет отвлечений ни на какие-либо наслаждения или соблазны, ни на мнение других людей или общественные стереотипы. Путь такого человека прямой и постоянный, хотя и на нем происходят падения.

На этом уровне развития появляется вкус к развитию внутренней жизни, к избавлению от негативных качеств характера и приобретению положительных черт. Если на первых двух уровнях развития человек делал это для того, чтобы получить возможность наслаждаться от других, то разумный человек поступает так для самого себя. Для того, чтобы стать лучше. У него нет внешних причин поступать так.

С другой стороны, у такого образа действий есть обратная сторона. Разумному человеку достаточно трудно найти других разумных людей, так как они составляют в обществе меньшинство. Общение ради эмоций или грубых наслаждений уже не привлекает его и навеивает скуку, по этой причине он редко добровольно сходится с людьми низшего уровня развития. А если и сходится, то это носит временный характер. Такие отношения, в действительности, не могут поддерживаться достаточно долго. Всё это формирует ограничение социальных связей, которое, впрочем, не создает сильных беспокойств.

Человек на этом уровне понимает себя, свою природу и свои настоящие потребности. Он способен обрести счастье и идти к нему прямым путём, без дозволения других людей. В отказе обретается свобода. Внутреннее наслаждение от собственного ощущения в этом мире, отсутствия внутренних конфликтов и противоречий, лишь укрепляет выбор человека в пользу себя, а не общества. Хотя это не всегда означает, что отказ от общества обязателен. Просто люди уже не так нужны для счастливой жизни, как раньше.

Этот уровень освобождает человека от условностей человеческой жизни и многих желаний, которые присущи большинству. Это создает благоприятную обстановку внутри человека для продолжения своего пути, исполнения своего долга или достижения своей цели. Все это создает возможность быть серьезным, не поддаваться на расхлябанность окружающих и оставаться самим собой, отстаивая своё место и свои принципы в мире, не поддаваясь искушению предать самого себя, ради наслаждений, славы или богатства. Счастье, которое обретается на этом уровне, становится более значимой ценностью, чем любое материальное благо, а потому у человека просто нет нужды предавать или обманывать себя. Это действительно воин, который живёт ради своего пути.

Рекомендуем также эту статью: Истинное знание – какое знание является истинным?

Обоснование теории Грейвза

Создателем системы спиральной динамики развития был американский психолог Клер Грейвз (1914-1986), который большую часть жизни занимался изучением биопсихосоциальных систем, совмещая методы анализа разных гуманитарных дисциплин.

Грейвз на протяжении почти 30 лет следил за социокультурными условиями, ценностями и моральными ориентирами людей из разных стран и культурных традиций. На основании исследования поведения и мотивов более чем 50 тыс. человек он пришел к заключению, что любая живая система (человек, общество, компания или страна) проходит примерно одни и те же уровни развития. Эта теория эмерджентных циклических уровней существования (The Emergent Cyclical Levels of Existence Theory, ECLET), согласно Грейвзу дает важные ключи к пониманию жизненных целей и приоритетов каждого человека на протяжении его жизни, объясняет ради чего человек живет.

Это исследование разных типов человеческого мышления Грейвз обосновал на предпосылках всем известной пирамиды потребностей Маслоу. Грейвз проводил исследование и наблюдал, какие факторы (ценностные, культурные и психологические) влияют на развитие человека помимо удовлетворения его биологических потребностей.

Исходные допущения этой теории основываются на следующих предпосылках:

  • нет ничего статичного, каждый живой организм постоянно развивается;
  • мы постоянно адаптируемся под внешние обстоятельства (именно окружение играет главную роль в формировании индивидуального мировоззрения, заставляет идти дальше, или оставаться на достигнутом);
  • нет конечного состояния в системе ценностей (каждый человек может как развиваться выше, так и деградировать на низшие ступени).

Самим Клером Грейвзом было сформулировано 8 уровней развития динамики в этой системе, а его взгляды дополнили его приемники – Дон Бек и Крис Кован, поэтому сегодня принято выделять 9 уровней развития спиральной динамики, из которых чаще всего используются на практике только семь (о них мы скажем чуть позже).

Четвертый уровень развития – Духовный уровень.

Духовный уровень развития – этот уровень приводит к отождествлению человека с своим истинным «Я» – душой. На этом уровне для человека главным приоритетом становится взаимодействие с духовной энергией, посредством погружения в свою истинную природу, познание духовных знаний или поклонению Верховному Господу, Богу, Абсолютной истине. В этом человек раскрывает не только свою настоящую природу, но и абсолютное и чистое счастье.

Осознавая себя как вечную душу, обусловленную этим телом, но в то же время не связанной с ним, подобно тому, как человек в униформе вынужден быть обусловлен своим нахождением в ней, но не считает себя ею. Человек в таком случае свободен от материальных или мирских желаний, полностью погружаясь в созерцание духовной природы внутри самого себя.

Это приводит его к свободе от привязанностей, желаний, страхов и благостному безразличию к миру, которое проявляется в нежелании почестей, наслаждений, богатства, терпимости к другим людям, их недостаткам и поступкам. Всё это продиктовано осознанием себя вечной душой, которая не может быть повреждена, изменена или уничтожена. Такое восприятие мира освобождает человека от очень многих страданий и дарует человеку возможность быть полностью удовлетворенным в своем духовном внутреннем счастье.

Благостная отрешенность от мира не обязательно проявляется в полном внешнем отречении. Скорее это находит отражение в восприятии человеком мира вокруг себя и окружающих людей. Он начинает осознавать их положение, сострадать, воспринимая их не с позиции ложного эго, а как бы с своей собственной. Ведь никто не рождался святым.

Человек на этом уровне достигает пика своего внутреннего развития – в нём преобладают положительные, благостные, добродетельные качества, он счастлив и не испытывает дискомфорта в жизни и в общении с другими людьми. Не опасаясь смерти с одной стороны и не привязываясь к материальным вещам и людям с другой, такой человек постоянно свободный, хотя и занят разнообразной деятельностью.

Разнообразные проявления негативных качеств не находят отражения в таких людях, что с одной стороны делает их привлекательными для других, а с другой вызывает непонимание, вплоть до антипатии со стороны менее сознательных людей. Но если перед знанием мудрый преклоняется, а глупый насмехается – то это и есть подтверждение его истинности. Невозможно встретить знание, которое было бы достаточно ценным, применимым и общепринятым. По большей части, потому что люди разные и их восприятие и уровень развития ограничивает их способность увидеть истинность.

Духовный человек – это человек постигший духовное знание, знание о душе, продвинутый на духовном пути и облагодетельствованный духовной энергией, раскрыв её в себе. Духовная природа носит три качества – вечность или неизменность, знание или совокупность качеств, которые считаются наиболее благоприятными и блаженство – состояние полного и безусловного счастья. Эти три признака являются признаками продвижения на духовном пути и служат наградой самому человеку, когда раскрываются в его сердце.

Помощь психолога

На каком уровне сейчас находитесь вы, куда необходимо стремиться, какие уроки и какую мысль хочет до вас донести определённая ситуация, все эти моменты поможет разобрать психолог, с ним вы намного быстрее осознаёте свои ошибки или своё предназначение, не стоит пренебрегать помощью специалиста, если вы решили совершенствоваться. Если ваш запрос самоактуализация — как вершина развития собственной личности, обращайтесь за помощью психолога. Это длительная и иногда болезненная работа, но достижение своего максимума, раскрытие потенциала на 100% стоит того.

Информация, представленная в данном материале, предназначена исключительно для ознакомления и не может заменить профессиональную консультацию врача. Если вы испытываете беспокойство от непреодолимого желания отомстить, проконсультируйтесь со специалистом!

Автор: Анна Забровская

Начните работу с психологом прямо сейчас

Начать консультацию

Теги: этика и мораль психолог онлайн консультация психолога что такое мораль

Поделиться

Комментарии

  • Комментарии

Загрузка комментариев…
Предыдущая статья

Психолог онлайн без регистрации

Следующая статья

Уровни развития

Уровни развития определяют место человека в жизни общества, его мироощущение, внутреннее состояние бытия, которое определяет будет ли он счастлив или будет переживать постоянные страдания внутри себя. Ведь как известно:

Если стал порочен целый свет, То был тому единственной причиной Сам человек: лишь он – источник бед, Своих скорбей создатель он единый.

Алигьери Данте. Божественная Комедия.

Эволюция внутреннего мира человека заключается в постепенном переходе от одного уровня к другому. Постепенный рост, шаг за шагом, ступень за ступенью – так выглядит настоящий рост. В то же время, когда человек просто захотел встать на определенный уровень, он просто обманет себя на время, притворившись, к примеру, разумным. Однако, способность жить в соответствии с определенным укладом жизни происходит именно из внутреннего соответствия, а не волевого усилия или большого желания. Последние очень часто приводят к разочарованию и падениям, так что к процессу внутреннего роста стоит относиться терпеливо, но настойчиво, твердо, но постепенно.

На каждом последующем уровне больше счастья, труда и ответственности. Чем более развит человек, тем больше на него возлагается надежд касаемо исполнения его долга. На каждом последующем этапе развития, человек вынужден отказываться от вредных привычек, на него налагается больше запретов, обязанностей и духовного труда, но он и более радостен и разумен. Все любят честных, добрых, спокойных и светлых людей.

Для роста и развития необходимы глубинные изменения, которые дает только долговременная практика и глубокая работа над собой. Однако, это будет самая удачная сделка в жизни – счастье в обмен на труд. Удачи.

Динамика Грейвза: применение в жизни

Сейчас спиральная теория Грейвза с ее описанием динамики развития общества несомненно пожинает свои плоды: эксперты из разных областей управления, консультирования и образования активно внедряют знания и допущения Грейвза и его учеников в жизнь на разных общественных уровнях. Система динамики особенно популярна среди НЛП-консультантов, которые помогают бизнесу выйти на новый уровень развития, сформулировать основополагающие ценности, образ жизни и миссию нового образца.

Как показывает многолетний опыт – каждый человек проходит те же стадии развития и самореализации в обществе, поэтому, понимая принципы работы функционирования спиральной динамики Грейвза, можно находить способы построения диалога с человеком, определять векторы его развития, а также его роль и место в обществе в целом. И, естественно, понимание системы Грейвза помогает человеку лучше понять самого себя, так что это знание полезно в любом случае.

Если вам интересно узнать об идеях этого человека больше, можете почитать его статью Levels of Existence: An Open System Theory of Values и книгу его последователей Дона Бека и Криса Кована «Спиральная динамика на практике», а если вам хочется лучше узнать себя, советуем обратить внимание на наш курс «Самопознание», с помощью которого за 4 недели вы узнаете свои сильные и слабые стороны, как достичь внутренней гармонии, как строить отношения с окружающими и чего действительно хотите в жизни.

Желаем удачи и до новой встречи!

Советуем также прочитать:

  • Сторителлинг
  • Система жизненных ценностей человека: виды ценностей и формирование системы
  • Виды и формы образования: краткий ликбез
  • Чего вы могли не знать об интеллекте
  • Четыре шага для создания персонального плана развития
  • Возникновение позитивизма
  • Ситуационизм в психологии и поведение человека
  • Модель спиральной динамики
  • Теория морального развития Л. Кольберга
  • Научное знание: основы
  • Гуманистические теории личности: что взять из истории в современность

Ключевые слова:1Психорегуляция, 1Самопознание

Раннее детство

Период от 1-го до 3-х лет, соответствует «Анальной стадии» по Фрейду, ребёнок овладевает способностью контролировать свои выделительные функции. Кроме того, малыш становится более крепким физически и может выполнять более сложные действия — ходить, карабкаться, умываться.

Очень часто проявляются призывы к самостоятельности «Я сам», важным моментом является помощь родителей в самостоятельных действиях. Необходимо предоставить возможность для развития личности, становления автономии ребёнка. Если его постоянно опекают и всё за него делают, то это идёт во вред развитию, наравне с необоснованной требовательностью.

Подобные вещи вызывают в дальнейшем неуверенность, слабоволие. При положительном развитии развивается воля и самоконтроль.

Фаза 2: от 1 года до 3 лет

В тесном симбиозе с развитием нашего сознания, мы приобретаем первые моторные и социальные навыки. Мы стараемся изучить окружающий нас мир с помощью зрения, слуха, обоняния, тактильных ощущений. Базовый фундамент нашей личности и характера закладывается именно на этом промежутке времени

Поэтому родителям очень важно обеспечить комфорт ребенку в этом возрасте

Это интересно: Госпошлина на развод если есть дети — изучаем по порядку

Зрелость

Зрелость (26-64 лет), развитие личности проявляется в заботе о подрастающем поколении

Причём, даже при отсутствии детей, при нормальном стечении обстоятельств, больше концентрируют внимание на внешнем мире и помощи другим. В обратном случае возникает «кризис среднего возраста», появляется чувство бессмысленности жизни

Как правило, к этому времени человек уже достиг определённых результатов в жизни и имеет потребность передавать знания и умения другим, помогать своим детям, внукам. Наблюдается и в достаточной степени.

Фаза 6: от 16 до 22 лет

Зигмунд Фрейд и Эрик Эриксон описывают этот период как прыжок во взрослую жизнь. Юношеский максимализм просто зашкаливает и нам кажется, что мы центр Вселенной. То как мы успешно прошли предыдущие периоды формирования личности, обуславливает нам успех или полный провал во взрослой жизни. Как показывает практика, некоторые люди в этот период могут изменить свой характер, чтобы подстроиться к окружающему миру

В этот момент очень важно не попасть под чье-то дурное влияние

Дошкольный возраст

Дошкольный возраст, 3-6 лет, ещё называют «Возраст игры», по Фрейду — «Фаллическая стадия», период осознания различия полов. Этот период характерен увеличением социальных взаимодействий — игры, общение со сверстниками и взрослыми, интерес к трудовым делам.

Саморазвитие проявляется в умении брать ответственность за тех, кто меньше или слабее, забота о животных. Основной лозунг: «Я то, что я буду. Сейчас формируется Супер — Эго, в результате понимания социальных ограничений. Возможно обучение и воспитание ребёнка, есть все предпосылки для этого.

Дети испытывают радость от самостоятельных действий, начинают ассоциировать себя с особыми, важными людьми, начинают ставить перед собой цели. К тому же, проявляют фантазию в выборе игр и создании собственных развлечений. Стоит поощрять самостоятельные действия ребёнка, что будет основой для развития инициативности, независимости и помогать в развитии творческих способностей.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]