Социализация личности — Концепция и природа социализации


Концепция и природа социализации

Человек — общественное существо. С первых дней своего существования он окружен сверстниками и вовлечен в различные виды социальных взаимодействий. У человека есть первый опыт социального общения еще до того, как он начинает говорить. Как часть общества, человек приобретает определенный субъективный опыт, который становится неотъемлемой частью личности. Социализация — это процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизводства индивидом социального опыта. Процесс социализации неразрывно связан с коммуникацией и совместной деятельностью людей.

Суть социализации заключается в сочетании адаптации и изоляции человека в конкретном обществе. Процесс социализации и адаптации тесно связан. Под адаптацией понимается соотнесение требований и ожиданий социальной среды к человеку с его отношением и социальным поведением; соотнесение самоуважения и стремлений человека с его способностями и с реалиями социальной среды. Таким образом, адаптация — это процесс и результат превращения человека в социальное существо. Разделение — это процесс автономии личности в обществе. Результатом этого процесса является потребность человека в собственных взглядах (ценностная автономия), потребность в собственных привязанностях (эмоциональная автономия), потребность в решении собственных личностных проблем, способность справляться с жизненными ситуациями, которые мешают его самопреобразованию, самоопределению, самореализации и самоутверждению (поведенческая автономия). Таким образом, отрыв — это процесс и результат формирования человеческой индивидуальности.

Отсюда следует, что в процессе социализации возникает внутренний, неразрешенный конфликт между степенью адаптации человека в обществе и степенью его изоляции в обществе.

Человеческая социализация в современном мире, имеющая более или менее очевидные черты в том или ином обществе, в каждом из них имеет ряд общих или схожих характеристик.

Этапы социализации.

В каждом обществе человеческая социализация имеет свои особенности на разных этапах. В наиболее общей форме этапы социализации могут быть соотнесены с возрастной периодизацией человеческой жизни. Существуют различные периодизации, и следующие не являются общепринятыми. Она очень условна (особенно после подросткового возраста), но вполне удобна с социально-педагогической точки зрения.

Человек в процессе социализации проходит следующие стадии младенчества (от рождения до 1 года), раннего детства (1-3 года), дошкольного возраста (3-6 лет), младшего школьного возраста (6-10 лет), младшего подросткового возраста (10-12 лет), Старший подростковый возраст (12-14 лет), ранний подростковый возраст (15-17 лет), подростковый возраст (18-23 года), юношеский возраст (23-30 лет), ранняя зрелость (30-40 лет), поздняя зрелость (40-55 лет), старый возраст (55-65 лет), старый возраст (65-70 лет), долголетие (старше 70 лет).

Введение

В современном меняющемся обществе для человека очень важно реализовать себя и свои возможности. Для этого необходимо гармоничное развитие личности, усвоение культурных норм, ценностей и социальных ролей. Другими словами, необходима социализация личности.

От рождения до старости человек учится новому, приобретает социальные роли или отказывается от них в обмен на новые. Детство — особенно интенсивный период социализации. В это время ребенку важно находиться в благоприятной социальной среде — в благоприятной семье, среди сверстников, оказывающих положительное влияние на развитие человека, иначе возникают проблемы. Не случайно многие проблемы из детства переходят во взрослую жизнь нерешенными и перерастают в комплексы и неуверенность в себе.

В подростковом возрасте большое значение имеет выбор жизненного пути и отношения с противоположным полом. Социализация в этот период играет особую роль. Определяется как профессиональная деятельность человека, так и его семейная, личная жизнь.

В более позднем возрасте определенное значение приобретает понятие ресоциализации, которое также будет рассмотрено ниже. Человек переоценивает свою жизнь, приобретает новые социальные роли и отказывается от прежних. Даже в пожилом возрасте процесс ресоциализации продолжается: появляются новые интересы, увлечения. Возникают новые социальные роли, например, бабушка или дедушка.

Я выбрала тему социализации личности, потому что мне интересно, как происходит наша адаптация в обществе. Какие механизмы и процессы позволяют нам усваивать ценности, нормы, идеалы.

Таким образом, тема социализации личности актуальна в любое время, так как для успешного развития человека важно усвоить нормы, ценности, социальные роли в обществе. На всех этапах развития человека огромное значение имеет приучение его к новым условиям, идеалам, нормам современного общества.

Факторы социализации

Социализация происходит во взаимодействии детей, подростков и молодежи с различными условиями, которые более или менее активно влияют на их развитие. Эти условия, действующие на человека, называются факторами. На самом деле, не все из них были идентифицированы, а из тех, которые известны, не все были изучены. Среди изученных факторов знание очень неравномерно: о некоторых известно довольно много, о других — мало, о некоторых — только мало. Более или менее изученные условия или факторы социализации можно условно разделить на четыре группы.

Первый — это мегафакторы, (мега означает очень большой, универсальный) — пространство, планета, мир, на которые в той или иной степени влияют другие группы факторов социализации всех жителей Земли.

Вторая группа — макрофакторы (макро-крупные) — страна, этнос, общество, государство, которые влияют на социализацию всех жителей определенных стран (это влияние опосредуется двумя другими группами факторов).

Третья группа, мезофакторы (мезо-посредники), условия социализации больших групп людей, которые отличаются друг от друга: Место и тип населенного пункта, в котором они проживают (район, село, город, город); принадлежность к аудитории определенных сетей массовых коммуникаций (радио, телевидение и т.д.); принадлежность к определенным субкультурам. Мезофакторы влияют на социализацию человека как прямо, так и косвенно через четвертую группу — микрофакторы. Они включают в себя факторы, которые непосредственно влияют на конкретных людей, которые взаимодействуют с ними — семья и дом, район, группы сверстников, образовательные организации, различные государственные, религиозные, частные организации, микро-общество.

Важнейшую роль в том, как человек растет, как он формируется, играют люди, в чьем непосредственном взаимодействии происходит его жизнь. Их обычно называют агентами социализации. В разное время состав средств специфичен.

Помимо первичной и пролонгированной социализации, агенты и институты социализации также делятся на первичные и вторичные.

Агентами первичной социализации являются близкие и дальние родственники, навещающие няню, друзья семьи, сверстники, учителя, врачи, тренеры, руководители молодежных групп. Термин «первичный» в социологии относится ко всему, что представляет собой непосредственное или близкое окружение человека. Агентами средней социализации являются представители администрации школы, университета, бизнеса, армии, церкви, государства, сотрудники телевидения, радио, прессы, партии, суда и др. Термин «вторичный» определяет то, что оказывает менее существенное влияние на человека.

Первичная социализация наиболее интенсивна в первой половине жизни человека, но продолжается (в порядке убывания) во второй половине. Напротив, вторичная социализация охватывает вторую половину жизни, когда человек вступает в контакт с формальными организациями и учреждениями, называемыми институтами вторичной социализации: Производство, государство, СМИ, армия, суд, церковь и др.

Агенты первичной социализации выполняют каждый набор функций (отец одновременно является опекуном, воспитателем, администратором, учителем, другом), а агенты вторичной социализации — только один или два. Роль агентов первичной социализации и их статус неравны: по отношению к ребенку роль родителей выше, а сверстники находятся в равном положении с ним и прощают ему многие вещи, которых родители не делают, например, нарушают моральные принципы и социальные нормы. В некотором смысле ровесники и родители влияют на ребенка в противоположных направлениях, а первые отрицают усилия последних.

Другими словами, ребенок учится у взрослых тому, как быть взрослым, а у сверстников — как быть ребенком: уметь бороться, быть умным, дружить, быть справедливым и т.д. Поэтому родители воспринимают ровесников своего ребенка как конкурентов, чтобы повлиять на них. Небольшая группа сверстников выполняет важнейшую социальную функцию — способствует переходу от состояния зависимости к самостоятельности, от детства к взрослой жизни. Родители вряд ли смогут научить ребенка быть лидером или достичь господства над другими. Функции социализации агентов первичной социализации взаимосвязаны: Родственники ребенка часто заменяют родителей, принимая на себя их функции социализации, и наоборот; функции родителей и сверстников взаимозаменяемы; последние могут заменять родителей. Но то же самое нельзя сказать и об агентах вторичной социализации, потому что они узкоспециализированы: судья не может заменить бригадира или учителя.

Кроме того, в отличие от агентов первичной социализации, агенты вторичной социализации платят за выполнение своей роли.

Роль агентов и институтов

Учёные-социологи выделяют 2 группы людей, которые влияют на развитие и становление личности в процессе социализации:

  1. Первичная — знакомые люди, или неформальные агенты. К ним относятся хорошо известные друг другу члены малого сообщества: семья, родители, соседи;
  2. Вторичная – незнакомые люди — формальные агенты, или институты. Это множество людей, связанных формальными отношениями: детский сад, школа, фирма, предприятие, город, государство и др.

Обе группы играют различную роль и влияют на формирование личности в определённом направлении:

Обучение и воспитание ребёнка от 0 до 3-х лет происходит под воздействием основных агентов: родителей и ближайших родственников. Они формируют мотивацию и первичное отношение личности к окружающим.

  • После 3-х лет индивид вступает во взаимоотношения с дополнительными агентами: воспитателями, учителями, врачами. Большинство детей дошкольного возраста активно овладевает навыками мышления и познания под воздействием неформальных агентов.
  • В 8 — 15 лет (школьный период) на них оказывают влияние ровесники, взрослые люди, принадлежащие к разным социальным группам, СМИ, Интернет. Такое разнообразное окружение не исключает отрицательного воздействия на личность и возможность асоциального поведения.
  • Таким образом, к 15-18 годам личность считается сформированной. В дальнейшем свою роль играют другие социальные институты. Они используют другие средства, оказывающие влияние на её нравственные и психологические изменения.

Средства и механизмы социализации

Человеческая социализация происходит с помощью широкого спектра универсальных средств, содержание которых специфично для того или иного общества, того или иного социального класса, того или иного возраста социализированных людей. К ним относятся питание и уход за младенцами; обучение навыкам ведения домашнего хозяйства и гигиены; продукты материальной культуры, окружающие человека; элементы духовной культуры (от колыбельных до скульптуры); стиль и содержание общения; а также методы поощрения и наказания в семьях, группах сверстников, образовательных и других социализирующих организациях; последовательное приобщение человека к многочисленным типам и видам отношений в основных сферах его жизнедеятельности — общении, игре, знаниях, факто-практической и ментально-практической деятельности, спорте, а также в семейной, профессиональной, социальной и религиозной сферах.

Каждое общество, каждая организация, каждая социальная группа (малая или большая) в своей истории развивает комплекс позитивных и негативных, формальных и неформальных санкций — способы принуждения и убеждения, заповеди и запреты, меры принуждения и давления, вплоть до физического насилия, способы признания, награждения и вознаграждения. С помощью этих мер и методов поведение человека и целых групп людей приводится в соответствие с принятыми в культуре моделями, нормами, ценностями.

Человеческая социализация во взаимодействии с различными факторами и агентами происходит через набор, условно говоря, «механизмов». Существуют различные подходы к рассмотрению «механизмов» социализации. Например, французский социальный психолог Габриэль Тард считал подражание самым важным. Американский ученый Ури Бронфенбреннер рассматривает прогрессирующую взаимную адаптацию (адаптацию) между активно растущим человеком и меняющимися условиями его жизни как механизм социализации, а А.В. Петровский видит естественное чередование стадий адаптации, индивидуализации и интеграции в процессе развития личности. Обобщая имеющиеся данные, А.В. Мудрик с педагогической точки зрения выделяет некоторые универсальные механизмы социализации, которые должны учитываться и частично использоваться в процессе обучения человека в разных возрастных группах. Психологические и социально-психологические механизмы включают в себя следующее.

Печать (отпечаток) — это фиксация на уровне восприимчивости и бессознательности признаков жизненных объектов, действующих на человека. Впечатление происходит преимущественно в младенчестве. Однако на более поздних стадиях возможно также отпечатывание любых образов и ощущений.

Экзистенциальное давление — овладение языком и бессознательное усвоение норм социального поведения, необходимых в процессе взаимодействия со значимыми людьми.

Имитация — следуя примеру, шаблону. В данном случае это форма произвольного и, как правило, недобровольного приобретения социального опыта.

Идентификация — это процесс бессознательной идентификации с другим человеком, группой или образом.

Отражение — это внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, содержащиеся в различных институтах общества, семьи, обществах взаимопомощи, значимых людях и т.д. Отражение может представлять собой внутренний диалог различного рода: между различными Я, с реальными или воображаемыми людьми и т.д. С помощью рефлексии, человек может быть сформирован и изменен в результате его осознания и опыта реальности, в которой он живет, его место в этой реальности, и себя самого.

Механизмы социализации включают в себя следующее.

Традиционный механизм социализации — это усвоение человеком норм, стандартов поведения, взглядов, стереотипов, характерных для его семьи и ближайшего окружения. Эта ассимиляция обычно осуществляется на бессознательном уровне через запоминание, некритическое восприятие преобладающих стереотипов. Эффективность традиционного механизма вполне очевидна, когда человек знает «как», «когда», но эти знания противоречат традициям его окружения. В данном случае французский мыслитель Мишель Монтень прав, который писал: «…Мы можем говорить свои вещи сколько угодно, но обычаи и общие правила повседневной жизни утомляют нас ими». Более того, эффективность традиционного механизма проявляется в том, что те или иные социальные элементы, которые были усвоены, например, в детстве, но позже уже не вспоминаются и не блокируются изменением условий жизни (например, переезд из села в город), могут вновь появиться в человеческом поведении при следующем изменении условий жизни или в более позднем возрасте.

Институциональный механизм социализации, как следует из названия, действует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями, которые как специально созданы для социализации, так и выполняют социализирующие функции параллельно со своими основными функциями (производственные, социальные, ассоциативные и другие структуры, а также массовая коммуникация). В процессе взаимодействия человека с различными учреждениями и организациями все больше накапливаются соответствующие знания и опыт социально приемлемого поведения, а также опыт подражания социально приемлемому поведению и бесконфликтного исполнения социальных норм.

Следует иметь в виду, что массовая коммуникация как социальный институт влияет на социализацию человека не только через передачу определенной информации, но и через представление поведенческих моделей героев книг, фильмов, телевизионных программ. Эффективность этого влияния определяется тем, что, как отметил реформатор западноевропейского балета Жан-Жорж Новер, «поскольку страсти, которые исповедуют герои, сильнее и определённее, чем страсти простых людей, их легче подражать». Люди с возрастными и индивидуальными особенностями склонны отождествлять себя с теми или иными героями, в то же время воспринимая характерные для них модели поведения, образ жизни и т.п.

Стилизованный механизм социализации действует в рамках определенной субкультуры. Под субкультурой понимается совокупность морально-психологических черт и поведенческих проявлений, характерных для людей определенного возраста или профессионального или культурного класса, которые, как правило, порождают определенный стиль поведения и мышления определенной возрастной, профессиональной или социальной группы.

Межличностный механизм социализации работает в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми людьми. Значительными для него могут быть родители (в любом возрасте), любой уважаемый взрослый, друг того же пола или противоположного пола. Однако нередки случаи, когда общение со значимыми людьми в группах или организациях оказывает влияние на человека, отличающегося от человека, входящего в группу или организацию.

Человеческая социализация, особенно детей, подростков и юношей, происходит через все вышеперечисленные механизмы. Однако для разных полов и возрастных групп, социокультурных групп и конкретных личностей роль механизмов социализации различна, и иногда эта разница достаточно существенна.

Особенности социализации детей с ОВЗ

Социализация детей с ОВЗ — ограниченными возможностями здоровья — предусматривает их право на диагностику, особые программы психокоррекционной работы, организационно-методическую помощь семьям, дифференцированное и индивидуальное обучение. Для детей с особыми образовательными потребностями создаются:

  • Специализированные дошкольные образовательные учреждения, школы или коррекционные классы в обычных школах.
  • Оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа.
  • Специальные коррекционные общеобразовательные учреждения.
  • Образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.
  • Образовательные учреждения начального профессионального образования.

Для детей с ОВЗ формируются возможности получения среднего профессионального и высшего профессионального образования. Для создаются специальные образовательные учреждения, а также предусматриваются различные формы интеграции в учреждениях общего назначения.

Несмотря на это, проблема социализации детей и подростков с ОВЗ продолжает оставаться актуальной. Много споров и дискуссий вызывает вопрос об их интеграции в общество «здоровых» сверстников.

Социализация — это обучение человека соблюдению социальных норм

Социализация – это процесс усвоения социальных норм, морали, правил, ценностей отдельной личностью для того, чтобы она стала полноценной ячейкой общества с возможностью взаимодействовать с такими же другими ячейками.

Социальные нормы — это меры должного (желаемого) поведения индивида, регулирующие отношения между людьми (делающие их приемлемыми). Нормы устанавливаются общими для всех с характерными правилами поведения и регулируют общественные отношения между людьми.

Возникают социальные нормы со временем в результате воли и сознательной деятельности людей. При этом они всегда соответствуют типу культуры и характеру социализации общества (у разных народов разные правила хорошего тона).

Важно понимать, что социальные нормы делятся на:

  1. Обязательные — например, записанные в законах, которые требуют их исполнения и предусматривают наказание за несоблюдение.
  2. Необязательные (неписанные) — это нормы этикета, обычаи, традиции, ритуалы, религиозные нормы и нормы морали.

Социализация включает в себя приобретение навыков из таких сфер как:

  1. социальная;
  2. физическая;
  3. интеллектуальная.

Социализация – это двухсторонний процесс. С одной стороны – это передача информации, опыта и правил от общества (что это такое?). С другой – восприятие и усвоение их человеком. Успешность процесса зависит как от «учителей» (социальных агентов), так и от «ученика».

Есть люди, паразитирующие на социальных нормах, заставляя других их соблюдать, но абсолютно не следуют им сами (только делают вид). Это социопаты, о которых мы уже говорили.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]