Социализация — это термин из психологии, которым описывается совокупность действий и процессов, направленных на усвоение личностью необходимых знаний, навыков, ценностей и правил, способствующих гармоничному и бесконфликтному её сосуществованию с социумом и успешному функционированию в обществе. Такое определение рассматриваемого понятия не является единственным в психологии, поскольку авторы, придерживающиеся различных взглядов, трактовали явление с разных точек зрения.
Что такое социализация личности?
В психологическом словаре под редакцией Карпенко написано, что социализация — это, прежде всего, принятие и повторение личностью опыта общества, выражающееся в усвоении социальных ролей. Такой процесс происходит при активной деятельности человека и его общении с окружающими людьми, например, на рабочем месте, в образовательных учреждениях, в семейном кругу. Социализация может происходить стихийно и неуправляемо, когда личности не объясняют об общепринятых правилах морали и поведения, и она сама пытается найти модели для подражания, чаще всего, попадая под дурное влияние.
Социализация
Еще один вариант социализации индивида — в процессе воспитания, представляющего собой целенаправленное и определённое формирование ядра личности.
Существует ещё одно течение в психологии, рассматривающее социализацию как некий культурный феномен, в связи с чем у разных цивилизаций, например, китайской, индийской, российской или европейской, она протекает своим неповторимым образом. Исходя из этой точки зрения, рассматриваемому нами понятию даётся следующее определение: это процесс, обусловленный культурными особенностями нации, народа или этноса, во время которого личность изучает паттерны поведения, системы представлений, правила и нормы, свойственные данной общности людей.
Интерпретация понятия «социализация» в различных школах психологии
- Гуманистическая психология понимает социализацию как самоактуализацию человека, проявление его Я-концепции.
- Необихевиоризм рассматривает данное понятие в контексте социального научения, как результат воспитания и подражания существующим социальным ролям.
- Символический интеракционизм видит социализацию только как результат и последствия социального взаимодействия, во время которого агенты социализации и индивид осуществляют так называемое «взаимопроникновение».
- Советская и российская школа психологии понимает социализацию как воспитание и фактически ставит между ними знак равенства. Воспитание может осуществляться целенаправленно и способствовать формированию запланированных педагогом ценностей и навыков или быть бессистемным, когда на личность стихийно влияет множество факторов и условий, не контролируемых воспитателями.
См. также
- речевое воздействие , психолингвистика речевого воздействия ,
- психология убеждающего воздействия ,
- факторы прямого воздействия ,
- психологическое воздействие ,
- факторы косвенного воздействия ,
К сожалению, в одной статье не просто дать все знания про социализация. Но я — старался. Если ты проявишь интерес к раскрытию подробностей,я обязательно напишу продолжение! Надеюсь, что теперь ты понял что такое социализация, этапы социализации,воздействие на личность,виды социализации,стадии социализации и для чего все это нужно, а если не понял, или есть замечания, то нестесняся пиши или спрашивай в комментариях, с удовольствием отвечу. Для того чтобы глубже понять настоятельно рекомендую изучить всю информацию из категории Социальная психология
Типы социализации в психологии
Первичная социализация
Представляет собой процесс, во время которого личность получает первоначальные знания, навыки и опыт жизни в социуме и при взаимодействии с людьми. Она начинается с рождения и заканчивается, как правило, при достижении им совершеннолетия (в 18 лет в России). С этого момента, согласно закону, человек имеет право самостоятельно решать, какие поступки и действия он будет совершать, будет ли его поведение социально одобряемым или нет, а также нести ответственность за последствия своих решений). Важность первичной социализации для человека бесценна, поскольку на её фундаменте личность будет выстраивать отношения с другими людьми. Будут ли они успешными или неудачными, зависит от воспитателей и от того, какие модели поведения усвоит личность.
Основные социальные институты, оказывающие влияние на индивида в данный период, — это семья, детский сад и школа. В семье личность получает первоначальные представления о мире, об истинных и ложных, с точки зрения родителей, убеждениях и ценностях, о том, как нужно вести себя в окружении других людей. Как правило, многие полезные навыки, например, трудолюбие, или антисоциальные убеждения, такие, как дискриминация по половому признаку, усваиваются человеком именно в семейному кругу.
В детском саду и школе социализация личности протекает несколько иначе, чем в семье. Здесь ребёнок впервые приобретает знания о том, как взаимодействовать в большом коллективе, а также с людьми выше его в общественной иерархии (воспитатели, учителя). В этот период идёт активное усвоение социальных ролей, психологии и правил поведения, характерных для определённого статуса в социальной группе, например, изгоя, «ботаника», вожака и т.д.
Ресоциализация
Во время этого процесса личность избавляется от старых привычек, рефлексов и моделей поведения и заменяет их на новые, более эффективные и более соответствующие сложившейся жизненной ситуации.
Почему возникает желание пересмотреть свою жизнь? Например, личность ощущает, что привычные ей убеждения и ценности завели её в тупик, мешают самореализоваться и добиться осуществления сокровенных желаний. Если индивид хотел стать альпинистом и проводить основное время своей жизни в восхождениях на горные вершины, а ему приходится работать бухгалтером, то, разумеется, нет смысла мечтать о горах, когда целый день занят тем, что сводишь дебет с кредитом.
Образ мышления и модели поведения бухгалтеров и альпинистов радикально различаются, поэтому человеку необходимо найти нужное ему окружение, чтобы, наблюдая и общаясь, с помощью подражания перенять ценности и привычки интересующей его группы людей.
Примером неудачной ресоциализации можно считать попытки перевоспитать преступников, содержащихся в местах лишения свободы. Если мы откроем Уголовно-исполнительный кодекс РФ, то увидим, что в качестве одной из целей содержания правонарушителей в тюрьмах является их воспитание в духе принятых в обществе социальных норм. Однако, эти цели достигаются крайне редко.
Дело в том, что в колониях преступники проводят в обществе друг друга практически все время, соответственно, они постоянно общаются и взаимодействуют друг с другом, вместе проводят свободное время и делятся взглядами на жизнь, ценностями и навыками. Поэтому само функционирование исправительной системы приходит в противоречие с декларируемыми принципами, ведь, чтобы перевоспитать правонарушителя, нужно или его желание, которого обычно нет либо оно зачастую пропадает в течение пребывания в тюремной антисоциальной среде, или его полная изоляция от любого антиобщественного влияния и целенаправленная работа по внедрению социально приемлемых установок.
Социализация в группе
В психологии социализация — определение, подразумевающее процесс принятия и усвоения правил, традиций, ритуалов конкретной социальной группы, согласие с её иерархической конструкцией. Без групповой социализации было бы невозможно формирование субкультур среди подростков, таких, как фанаты рока или рэпа. У взрослых людей она происходит в виде разделения по профессиональному признаку (программисты, журналисты, шахматисты) или по хобби (скрапбукинг, вышивание крестиком).
Организационная социализация
Психология понимает под этим процесс, заключающийся в обучении знаниям и навыкам, необходимым для эффективной работы и выполнения социальной роли сотрудника организации. Во время организационной социализации происходит знакомство работника с его будущими коллегами, с принятыми в корпорации ценностями и принципами работы, нормами поведения и дресс-кодом.
Социализация по половому признаку
Социум предъявляет определённые требования к женщинам и мужчинам, которым они должны соответствовать. Так, общество считает, что мальчику необходимо усвоить такие понятия, как мужественность, отвага, смелость, умение держать себя в руках и не показывать свои эмоции, решительность. В то же время, девочкам полагается быть нежными, заботливыми, чуткими, внимательными. Таким образом, во время гендерной социализации каждый индивид узнаёт о принятых социальных правилах, которых должен придерживаться каждый мужчина и женщина, и обучается следовать им.
Досрочная социализация
Под этим понятием понимается репетиция социальных ролей, норм или правил, которых предстоит придерживаться в будущем. Так, личность, мечтающая сделать карьеру в крупной корпорации, будет стремиться к тому, чтобы до собеседования тщательно изучить культуру организации, правила поведения, принятые в ней, её традиции, поскольку это повышает вероятность успешного прохождения собеседования и поступления на работу, а также легкую акклиматизацию в новых непривычных условиях. Именно это раскрывает суть, объясняет, что такое социализация, определение данного термина.
Другой разновидностью досрочной социализации может быть решение молодых людей пожить некоторое время до бракосочетания вместе на одной территории, чтобы понять, подходят ли они друг другу, справляются ли с бытовыми проблемами, будет ли их семейная жизнь счастливой.
этапы социализации
Процесс социализации имеет свои закономерности и особенности. Его протекание подчиняется строгим социально-психологическим законам, которые одинаковы и для первичной, и для вторичной, и для перманентной социализации. Чтобы этот процесс считался полностью завершенным, он должен пройти три этапа.
Этап адаптации
Этот период характеризуется активным усвоением норм, правил, овладением формами социотипического поведения.
В детской социализации он проходит под руководством взрослых, в повторной социализации человек, как правило, сам проявляет активность.
Ведь это очень важно – стать полноправным членом нового коллектива, поэтому индивид старается побыстрее узнать, что здесь принято, что нет, с кем и как общаться и о каких традициях следует помнить.
Маленькие дети следуют групповым нормам под воздействием взрослых. Первоначально эти нормы для малышей внешние, и лишь потом они проходят процесс интериоризации. Это же характерно и для взрослого человека, который в новом коллективе ведет себя определенным образом, только чтобы не выделяться, не казаться чужим.
Интериоризация социальных норм – переход их с внешнего уровня на внутренний – основной психологический механизм данного этапа. Стать как все – это главная цель индивида, находящегося на этапе адаптации.
Постепенность процесса социализации хорошо заметна у маленьких детей, которые в ходе усвоения социальных норм начинают замечать их нарушения. Но, прежде всего, не у себя, а у других детей.
А заметив, ябедничают, то есть сообщают о нарушении взрослому – основному гаранту правильного социального поведения. Хоть считается, что ябедничать – плохо, но это естественное и с точки зрения социальной психологии нормальное явление. У детей, конечно.
У них оно свидетельствует, что этап адаптации находится в активной фазе.
Этап индивидуализации
Это самый сложный и проблемный этап, так как нередко связан с демонстрацией асоциального поведения у подростков . Усвоив базовые нормы общества или социальной группы, человек уже не хочет быть «как все». Он испытывает потребность в индивидуализации, в самовыражении, в проявлении собственного «Я».
Ребенок достигает этого этапа первичной социализации как раз к подростковому возрасту, и характерный для него кризис накладывается на стремление подростка доказать свою уникальность, продемонстрировать свои способности и таланты.
Это проявляется в смене разных увлечений и интересов, ведь понять, к чему у тебя есть способность, можно только в деятельности. Те дети, кто смог быстро найти сферу самовыражения (спорт, изобразительное искусство , конструирование, коллекционирование и т. д.
), переносят кризис подросткового возраста намного легче.
Нашедший свой путь ребенок более спокоен, так как уверен в себе и чувствует уважение общества. Соответственно, и взрослые, находящиеся рядом с ним, тоже испытывают меньше проблем.
Поэтому важной задачей родителей и учителей является помощь подростку в поисках самореализации, иначе он будет самовыражаться по-своему, например, в эпатажном поведении, нарушении дисциплины, асоциальных поступках, агрессивности.
Этот этап наблюдается и при переходе взрослого в другую группу, хоть обычно менее заметен, чем у подростков.
Этап интеграции
Итак, если человек преодолел самый сложный этап социализации, определил, чем он может заслужить уважение общества, то он начинает искать сферу приложения своих способностей и единомышленников для совместной деятельности. Этот этап хорошо заметен в юности, когда молодые люди стоят перед выбором профессиональной деятельности или только начинают ее.
Они стремятся к активности, к демонстрации своих талантов, но, к сожалению, им пока не хватает опыта и доверия общества. Поэтому легче всего им в кругу сверстников-единомышленников.
Это самый «тусовочный» период, молодежь создает свои фан-клубы, неформальные группы, сообщества, где они могут обсуждать общие интересы и заниматься общим делом, где все они на равных правах.
Это завершающий этап социализации. На нем человек может продемонстрировать свою значимость для общества и начать свой путь к успеху. Если, конечно, он благополучно прошел первые два этапа.
К сожалению, нередко человеку не удается найти свое призвание на этапе индивидуализации, тогда он начинает чувствовать себя неудачником и может еще долго искать свой путь, меняя разные занятия и профессии, или просто плыть по течению.
Этот человек тоже полноценный член общества, но реализовать себя в полной мере он не в состоянии. Однако не стоит разочаровываться и опускать руки, многие находили свое призвание и способ самореализации даже в зрелом возрасте. И от этого не только чувствовали удовлетворение, но даже молодели.
Таким образом, социализация – один из тех глобальных процессов, которые лежат в основе существования общества. Поэтому не только каждый отдельно взятый индивид, но и общество в целом заинтересовано в ее организации.
Можно сказать, что на это брошены все силы общества и социализацией занимаются все его основные институты: государство, семья, школа, религиозные и общественные организации, средства массовой информации, литература и все виды зрелищного искусства.
Определение социализации
Прежде чем рассуждать об этой теме, следует уяснить, что такое социализация как таковая.
Психологическая наука говорит, что
социализация – это процесс вхождения индивида в социальную систему, овладение её нормами, правилами поведения, ценностями, знаниями и навыками, психологическими установками.
Ещё одно, «неофициальное» определение гласит, что социализация – это то, что позволяет человеку жить в гармонии с окружающим миром. Как же достигается эта гармония?
Человек – единственное существо, которое, скажем так, не рождается самим собой. Любое животное при рождении принадлежит к определённому виду – тому же, к которому принадлежали его родители. И только человек для получения признаков, присущих его виду, обязан проходить долгий и сложный процесс социализации, отдельные формы которой протекают на протяжении всей его жизни. В самом деле, если новорождённого оставить в лесу и там он случайным образом выживет, то он не научится ни говорить, ни строить, ни даже охотиться. Определённые формы обучения, конечно, имеются и у многих животных, но они имеют место лишь непродолжительное время; животное, не прошедшее «социализацию», всё равно имеет большие шансы выжить и дать потомство, поскольку базовые навыки заложены у него в инстинктах. Долгая и сложная социализация наблюдается лишь у высших приматов, что доказывает, что это явление возникло не внезапно, а досталось нам от животных предков и в течение тысячелетий эволюционировало.