Основные виды деятельности человека — их характеристики и клаcсификация с определениями

Основные виды деятельности человека

Деятельность — процесс преобразования окружающей действительности. Человек может пытаться изменить материальные вещи, природу, общество, самого себя ради удовлетворения своих потребностей.

Она состоит из нескольких элементов:

  1. Субъект (совершает действия).
  2. Объект (то, на что действия направлены).
  3. Мотив (побуждает совершать действия).
  4. Цель (ожидаемый результат).
  5. Средства (чем пользуются).
  6. Процесс (порядок действий).
  7. Итог (результат).

Существуют разные виды деятельности человека в зависимости от целей, предмета, на который направлено действие, и результата. Но это разделение условно. Одно и то же конкретное действие может быть материальным и духовным.

Например, при печати книг не только создаются физические бумажные экземпляры. Произведения пишутся, редактируются и читаются, то есть происходит умственная работа.

Характерные особенности

Специалисты выделяют четыре следующих основных черты человеческой деятельности, которые и определяют ее специфику и характеристики:

  1. Сознательность, поскольку человек осознанно ставит перед собой определенную цель собственной активности и определяет способы ее достижения.
  2. Продуктивность (деятельность всегда приводит к получению индивидом конечного, планируемого им еще в начале активности, результата).
  3. Преобразование, т.е. изменение людьми окружающей действительности либо самих себя.
  4. Общественный характер, обусловленный вступлением индивидуума в процессе активности в различные взаимоотношения с другими индивидами.

Практическая деятельность

Эта разновидность направлена на создание или изменение материальных вещей, окружающей среды. Человек производит определенные предметы, меняет их вид или свойства, воздействует на природу.

Сюда относится:

  • шитье одежды;
  • создание техники на заводе;
  • вырубка лесов;
  • строительство домов.

То есть, все материальные блага и все, что существует на планете благодаря обществу.

Действие

Действие – это отдельно взятый элемент деятельности.

Последняя состоит из совокупности мелких шагов, связанных между собой. Например, чтобы построить дом, нужно сначала вырыть фундамент, возвести стены и крышу, залить пол.

Соцолог М.Вебер выделил 4 вида социальных действий:

  1. целерациональные – стремящиеся к достижению разумной цели (подготовка речи перед выступлением);
  2. ценностно-рациональные – ориентированные на морально-нравственные ценности (отказ солдата выдавать военные секреты своей страны);
  3. аффективные – действия, совершенные под влиянием чувств и эмоций (человек в ярости может что-нибудь разбить);
  4. традиционные – привычные действия, ритуалы, обычаи (кидание свадебного букета в толпу подружек невесты, салют на Новый год);

Первые два типа лежат в основе деятельности, вторые два проявляются частично и носят вспомогательный характер.

Духовная деятельность

Она стремится изменить внутренний мир, мышление, сознание как одного человека, так и общества. Формируются взгляды на мир, понимание добра и зла, осознание своих целей.

Сюда входит научная, творческая, религиозная сферы жизни, то есть все, что направлено внутрь человека, а не на внешний мир. Это может быть изучение нового, написание картины, чтение молитвы.

Цель

Когда имеет место внутреннее побуждение, мы начинаем выстраивать в голове образ того, чего хотим достичь в итоге. Девушка, которая хочет замуж, начинает думать над тем, каким должен быть ее будущий супруг: возраст, цвет глаз, социальный статус, национальность, внешность и т.д. Таким образом, она вырисовывает для себя четкую картинку того, к чему собственно нужно стремиться.

Целеполагание является неотъемлемой частью деятельности людей.

Сначала мы создаем нечто в уме, затем пытаемся воплотить это в жизнь. Животные, в отличие от нас руководствуются только лишь инстинктами: не задумываются, что, как и зачем они что-то делают. Выбирая самку, волк не ходит 3 года по лесу в поисках волчицы с самой красивой шерстью, а человек – вполне на это способен.

Может, в этом и есть наше счастье – мы можем выбирать и корректировать свои цели.

Ведущие виды деятельности – игра, общение и труд

Также среди видов деятельности выделяются игру, общение, труд. Во время игры действия выполняются с помощью выдуманных средств. В ней важен процесс, а не результат. Игра может быть как развлечением, так и способом изучения мира.

Передача информации через взаимодействие называется общением. Оно нужно для обмена новостями или важными сведениями, а также для улучшения эмоционального состояния.

Труд направлен на создание материальных или духовных благ, которые будут полезны людям. Он может быть физическим, умственным или смешанным, например, шитье одежды.

Средства достижения цели

Итак, вижу цель. Иду к ней. На этом этапе мы выбираем средства, чтобы достигнуть желаемого. Под средствами здесь подразумевается все что угодно – все, что поможет прийти к цели. Если вы хотите стать хорошим поваром, вам придется окончить кулинарное училище, наработать опыт, постоянно повышать квалификацию, обучаясь новинкам мастерства.

Важно знать: во-первых, средства и цель должны быть соразмерными. Например, вы хотите заработать, открываете личное дело (цветочный магазин), но в итоге ваше предприятие работает в убыток. Разумный человек понимает, что, таким образом, он никогда не улучшит свое благосостояние и попробует что-то другое – средство не оправдает цели.

Во-вторых, средства должны быть в категории морально-нравственных. Если это не так, то вся деятельность человека является аморальной. Нарушать законодательство, врать для достижения личной выгоды, предавать близких ради своей цели – аморально. В таком случае цель не оправдывает средство.

Виды профессиональной деятельности человека

Когда человек выполняет свои обязанности на работе, это считается профессиональной деятельностью. Она имеет стандарты, цели, предсказуемый результат. Сотрудник получает конкретные знания и навыки, чтобы стать представителем профессии.

ВидОписаниеПример
Человек-техникаРабота с механизмамиАвтослесарь, сварщик, сантехник
Человек-человекВзаимодействие с другими, общениеУчитель, журналист, официант
Человек-природаРабота с растениями или животнымиВетеринар, биолог, садовник
Человек-знакОбработка цифр или символовБухгалтер, переводчик, инженер
Человек-художественный образСоздание предметов искусстваХудожник, актер, музыкант

Способы повышения эффективности работы

Итог деятельности предприятия зависит не только от увеличения штата сотрудников и улучшения материально-технической базы, но и от повышения квалификации уже имеющихся работников. Это достигается благодаря проведению обучения на предприятии. Такое обучение, по сути, является приспособлением организма к новым психофизиологическим функциям, которые должен в дальнейшем выполнять работник.

Чтобы достичь цели трудовой деятельности, работник нуждается в отдыхе. Один из самых эффективных способов повысить качество результата деятельности персонала – оптимизация режима работы и отдыха. Как правило, смена работы и отдыха должна быть соблюдена в определенные отрезки времени, а именно на протяжении:

  • рабочей смены (перерыв)}
  • суток (нормированный рабочий день)}
  • недели (выходные)}
  • года (отпуск).

Конкретное время, выделяемое на отдых, зависит от условий, в которых работает сотрудник, а также от условий трудового договора. Это относится как к кратковременным перерывам (в течение рабочего дня), так и к продолжительным (в течение года). Так, для большинства профессий установлена норма кратковременного отдыха 5-10 мин. в течение часа. Благодаря этому перерыву можно восстановить психофизиологические функции организма, а также снять напряжение.

Реакционная деятельность

Такие действия имеют отрицательный результат, который привел к упадку. Этот эффект оценивается в масштабах истории. Поэтому иногда одно и то же действие может относиться к разным типам в разное время.

В качестве примеров выделяют начало Второй мировой войны или введение опричнины. Эти события привели к масштабным негативным последствиям.

Транспортное хозяйство

Транспортное хозяйство или транспортная система — это средство связи между промышленностью и сельским хозяйством, а также между другими направлениями деятельности. Для того чтобы обеспечить обмен продукцией между различными направлениями, необходим транспорт, который эту проблему решит. Кроме этого, транспортная деятельность позволяет людям перемещаться в различные уголки страны или мира. На сегодняшний день существуют несколько типов транспорта:

  • Железнодорожный
    . Включает в себя все поезда, локомотивы, составы, метро. Является самым безопасным средством передвижения, обладает высоким коэффициентом полезного действия (КПД).
  • Автомобильный
    — это автомобили различного класса — грузовые, легковые, специальные.
  • Воздушный
    — это самолеты, вертолеты.
  • Водный
    — его составляют корабли, баржи, катера, лодки.


Рис. 3. Можайская развязка МКАД

Материальная деятельность

Связана с изменением реальных предметов окружающего мира, которые можно увидеть или ощутить. Результаты имеют значение для одного человека или большой группы людей.

Сюда относится:

  • земледелие;
  • производство деталей на заводах;
  • кулинария.

Материальную сторону имеет и творчество, так как художники могут создавать картины или скульптуры.

Сфера услуг

Все три названные ниже области деятельности объединяются в одну группу, которая носит название сферы услуг. Сами по себе они не являются как таковой хозяйственной деятельностью человека, но способствуют ее активному развитию.

Наука

Наука в государстве — это основополагающая часть, которая позволяет регулировать не только процессы внутри страны, но и обеспечивать страну инновационными технологиями, предоставлять самые совершенные разработки, открытия, факты. Наука включает в себя все возможные области деятельности человека.

По своей сущности наука — это определенный набор знаний в конкретной среде, которые характеризуются широким спектром понятий, терминов, закономерностей. Благодаря научным открытиям, любая страна может занять лидирующее положение в мировом рейтинге. Наука помогает государству развиваться.

Образование

Образование — это залог государства на светлое будущее. Время безжалостно течет вперед, а вместе с ними и годы жизни. На смену старому поколению приходит новое. Но для того, чтобы оно могло обеспечить себе, своей семье и Родине достойное существование и развитие, необходимо научить молодых людей тому, как это правильно делать, как правильно оценивать обстановку. Образование в Российской Федерации состоит из трех основных ступеней:

  • Дошкольное воспитание.
  • Школьное обучение.
  • Обучение в высших учебных заведениях.
  • Каждая из ступеней делится на несколько этапов, а они в свою очередь характеризуются определенным набором знаний и умений. Лишь получив достаточный уровень знаний, человек сможет применить их в своей жизни и заниматься конкретным видом хозяйственной деятельности.

    Рис. 4. Работники сферы услуг

    Искусство и культура

    Все время значительную роль в развитии страны играло искусство. Именно оно помогало не только здраво оценивать ситуацию, но и сопоставлять реальность с фантазией. Искусство — это довольно широкое понятие, которое включает в себя такие направления, как живопись и литература. Обеспечение духовного блага — вот истинная цель, которую преследует культура. Культурное богатство, наследие — это то, что никогда не забудется. Оно сохранилось в течение многих тысяч лет, передавалось из рода в род. Традиции — это то, чем дорожит нация, что показывает не только обычаи, но и моральное состояние каждого человека. Для каждого гражданина культура — это часть души. Не принять участие в промышленной деятельности — возможно, не принять участие в культурном развитии — невозможно.

    Обучение

    Это еще один важный вид активности человека. Тема по обществознанию, посвященная деятельности, тем и интересна, что рассматривает различные ее виды, позволяет рассмотреть все многообразие видов активности человека. Несмотря на то что процесс обучения человека берет свое начало еще в утробе матери, в определенный период времени этот тип деятельности становится целенаправленным.

    Например, в 50-х годах прошлого столетия детей начинали учить в возрасте 7-8 лет, в 90-х в школах было введено массовое обучение с шестилетнего возраста. Однако даже до начала целенаправленного обучения ребенок впитывает огромное количество информации из окружающего мира. Великий русский писатель Л. Н. Толстой подчеркивал, что в возрасте до 5 лет маленький человек усваивает гораздо больше, чем за всю оставшуюся жизнь. Конечно, с этим утверждением можно поспорить, однако изрядная доля истины в нем есть.

    Знания, умения, навыки, привычки

    Знания, умения, навыки, или ЗУН – основа, отвечающая за организацию и руководство практической деятельностью.

    Знания

    Это образы ощущений и восприятий, переработанные в дальнейшем в представления и понятия. Без них осознанная целенаправленная деятельность невозможна. Знания повышают эффективность действий.

    Умения

    Это овладение способом выполнения действия, не требующее закрепления упражнениями. Сознательный индивидуальный контроль – главное отличие умений. Они тесно связаны с мышлением и невозможны без активной интеллектуальной деятельности. Умения позволяют находить выход из нестандартных ситуаций, реагировать на изменения во внешних условиях.

    Навыки

    Навыки – доведенные до автоматизма действия. От навыков зависит успех деятельности. Навыки формируются за счет упражнений – многократное повторение конкретного действия (действий). В основе навыка – динамический стереотип, то есть нервная связь между элементами действия. Это происходит бесконтрольно, но если возникает какая-то неточность, то человек это сразу замечает. Чем прочнее нервная связь, тем быстрее и качественнее действие.

    Навыки бывают двигательными, мыслительными, сенсорными, поведенческими. Формируется навык в несколько этапов:

    • ознакомительный (осмысление действий, знакомство с приемами выполнения);
    • подготовительный (сознательное, но неумелое выполнение действия);
    • стандартизирующий (единство и автоматизм действий);
    • ситуативный (овладение произвольностью действия).

    На усвоение новых навыков всегда влияют старые. Иногда это помогает, а иногда мешает. В первом случае речь идет о согласовании навыков, во втором – об интерференции (противоречии). Навыки согласуются, когда:

    • система движений одного навыка совпадает с системой движений другого;
    • один навык является средством лучшего усвоения другого;
    • конец одного навыка является началом другого и наоборот.

    Соответственно, интерференция возникает при обратных условиях.

    Привычки

    Привычка – действие, ставшее потребностью. Привычки бывают положительными и отрицательными. В основе привычек, как и навыков, лежат динамические стереотипы. Формируются привычки посредством:

    • подражания;
    • многократного случайного повторения;
    • сознательного целенаправленного научения.

    Могут быть двигателем или тормозящим фактором при выполнении деятельности.

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]