«С меня хватит!»: что делать, если ребенок говорит о суициде

Фотографии: Depositphotos / Иллюстрация: Юлия Замжицкая

«Меня все задолбало», «Отстаньте от меня», «Я устал от этой жизни» — эти фразы из уст подростка вызывают шок и непонимание у родителей и учителей. Как помочь детям преодолеть кризис и уберечь от непоправимого шага, слушателям «Родительского университета» «Просвещения» рассказал клинический и семейный психолог, арт-терапевт, преподаватель ИИСТ (Институт интегративной семейной терапии) Анастасия Ильина.

Некоторые взрослые считают, что проблемы подростков в переходном возрасте незначительны и не стоят огорчений. Но уровень восприимчивости и устойчивости к стрессам у всех детей разный. Когда эмоциональная система не справляется с повседневными переживаниями, несовершеннолетние выбирают одну из двух неадаптивных стратегий — самоповреждающее или суицидальное поведение.

Как понять, что ребёнком овладевает беспокойство?

У детей, испытывающих страх за родителей, появляются высказывания следующего содержания: «Мама, а ты тоже будешь старой?», «Мама, я не хочу, чтобы ты старела и умерла.», «Я хочу, чтобы все, кого я люблю, жили долго-долго.». Если в речи малыша начали проскальзывать похожие фразы, значит, в данный момент у ребёнка происходит переосмысление прежних представлений о жизни. Малыш пытается принять реальность такой, какая она есть, без прикрас. Этот процесс происходит довольно тяжело. Ребёнок становится плаксивым, грустным, просится на руки, требует внимания родителей.

Детский интерес к смерти

Тема смерти не только страшит старших дошкольников, но и вызывает у них неподдельный интерес. Впервые он появляется у ребенка к четырем годам, когда мальчики и девочки начинают просто засыпать взрослых своими вопросами: «Дедушка умер?», «Бабушка умерла?», «Ты умрешь?», «А я тоже умру?»

Разговор с ребенком о смерти неизбежен, хотя у многих народов он считается под запретом и страшит взрослых, у которых не всегда есть готовые ответы. Но, психологи считают, что малышу будет легче осознать свой страх и побороть его, если родители открыто с ним будут говорить на эту тему.

Причины страха

Толчком к развитию серьёзных переживаний может быть участие в похоронах близкого родственника. Тот факт, что человека закапывают в землю, очень пугает детей. Мысль, что та же участь постигнет маму или папу вызывает тревогу. Если близкий человек ушёл из жизни после болезни, не стоит акцентировать внимание ребёнка на этом факте.

Дети дошкольного возраста не способы распознать, какое заболевание является легким недугом, а какое может повлечь смерть. Неправильное понимание приведёт к тому, что ребёнок будет испытывать сильное беспокойство при любом недомогании родителей. Точно так же малыш будет панически бояться своей собственной болезни. Допустимо сообщить ребёнку, что человек скончался по старости или от какого-либо очень редкого заболевания.

Бывает и так, что в корне переживаний лежит не беспокойство за жизнь родных, а страх остаться в одиночестве. Ребёнок – это беззащитное и беспомощное существо, поэтому потребность в присутствии близких людей у него обострена. Даже если ребёнок не понимает своей уязвимости, он чувствует её интуитивно. Таков врождённый инстинкт самосохранения. Задавая вопросы о смерти, в ответе ребёнок хочет слышать подтверждение тому, что он не останется один и будет в безопасности.

Как убедить подростка обратиться за помощью

Противиться помощи специалистов несовершеннолетний может по нескольким причинам:

  • он боится и нуждается в поддержке;
  • опасается осуждения и насмешек;
  • думает, что его сразу поставят на учет или положат в «психушку»;
  • считает себя слабаком, раз не смог справиться с кризисом сам.

Специалисты существуют как раз для того, чтобы решать вопросы по своему профилю. Например, зубы лечат у стоматолога, а душевный дискомфорт — у психолога или психиатра, и это совершенно нормально. Посетить врача при желании можно вместе с родителями.

Иногда симптомы суицидального поведения очевидны окружающим, а подросток категорически не хочет идти на контакт: например, начинает угрожать, что сделает с собой что-то немедленно. Тогда ждать нельзя: возможно, придется даже вызвать скорую помощь.

Когда ребёнок не испытывает страха?

Если малыш не беспокоится за свою жизнь или за жизнь родителей, то это может быть тревожным сигналом. Полное отсутствие беспокойства свидетельствует о том, что у ребёнка или низкая эмоциональная чувствительность, или в семейных взаимоотношениях есть серьёзные проблемы. Малышу не о чем тревожиться только тогда, когда со смертью родителя он ничего не потеряет.

Притупляются детские эмоции и в случае, если взрослые создают иллюзию такого мира, в котором нет повода для беспокойства. Тем самым родители пытаются уберечь своё чадо от переживаний, не хотят травмировать детскую психику. Однако, если ребёнок созрел для того, чтобы осознать неизбежность смерти, на эту тему следует говорить с ним честно.

Не нужно искусственно тормозить процесс переосмысливания законов природы. Самая большая ошибка – это уверить ребёнка в том, что мама и папа никогда не умрут. Дети жизнерадостных и оптимистичных родителей тоже могут не испытывать глубоких переживаний.

Самоповреждающее поведение

Самоповреждение, или селфхарм (от англ. self-harm), — это нанесение себе повреждений, чтобы справиться с переживаниями, болезненными воспоминаниями и невозможностью контролировать свою жизнь. С помощью селфхарма подростки:

  • наказывают себя за несоответствие собственным требованиям или требованиям взрослых;
  • пытаются ощутить себя «живыми» при депрессии, ведь, если ее не лечить, наступает момент, когда чувства притупляются настолько, что даже испытать боль кажется заманчивым;
  • хотят попробовать, что это, — так же, как с сигаретами или алкоголем;
  • делают шаги к лишению себя жизни.

С точки зрения физиологии, самоповреждение приносит ощущение мгновенного облегчения, но не позволяет решить проблемы или выйти из кризиса. Кроме того, подростки и молодые люди, которые имеют опыт самоповреждений, попадают в группу повышенного суицидального риска.

Как реагировать взрослым

  • Не осуждать.
  • Выразить готовность оказать поддержку.
  • Выяснить причину, выслушав ребенка до конца, не перебивая.
  • Проявить сочувствие.
  • Рассказать, в чем опасность подобного поведения, рассмотреть возможные последствия.
  • Обсудить способы выхода из болезненной ситуации.
  • Предложить обратиться к специалисту.

В зависимости от тяжести состояния, схема действий отличается. Если самоповреждения имели место один-два раза, разговора по душам, скорее всего, будет достаточно. Но если подросток травмирует себя после каждой двойки в школе или ссоры с родителями, нужно срочно обратиться к клиническому психологу или даже психиатру.

Родителям категорически запрещается

  • Впадать в крайности. Паника и игнорирование одинаково вредны. Чрезмерная эмоциональность помешает диалогу. Избегание проблемы ее не решит.
  • Жестко контролировать. Постоянные осмотры, применение силы не только унижают подростка, ухудшая его психологическое состояние, но и ведут к полной потере доверия.
  • Высмеивать и провоцировать. Опасно считать, что подросток использует самоповреждения «для привлечения внимания», и открыто говорить ему об этом.
  • Обесценивать переживания. Невозможно установить контакт, если говорить с ребенком свысока и упрекать его в неразумности.

Как действовать?

Нельзя пренебрегать страхами ребёнка и отвечать на его вопросы пренебрежительно. Если малыш начал разговор о своем переживании, стоит отложить все дела и спокойно с ним поговорить. Озвучивая тревожные мысли, дети постепенно избавляются от страха, поэтому ребёнку необходимо выговориться. Родителю следует сообщить малышу, что он в безопасности, и, пока он нуждается, мама и папа будут рядом.

Хороший метод – заменить негативные эмоции на положительные. Увлекать интересными занятиями и хобби. Можно больше времени проводить в тесном семейном кругу. Так у ребёнка сформируется ощущение целостности семьи, стабильности и защищенности.

Если малыш тревожится слишком сильно, нужно предложить ему нарисовать свой страх. После того, как рисунок будет готов, его необходимо или надёжно спрятать, или физически уничтожить. Это станет символом победы над всеми переживаниями. Родитель должен помнить, что ребёнку дошкольного возраста не следует принимать участие в чьих-либо похоронах. Наблюдение за процессом захоронения и за ритуальными действиями очень часто становится причиной развития различных фобий, в том числе и навязчивого страха смерти.

Страх смерти у детей

В возрасте 5-8 лет у детей наблюдается максимум страхов, но все они так или иначе связанные со страхом смерти. Это страхи нападения, заболевания, темноты, сказочных персонажей, животных, стихии, огня, войны, то есть те, что несут угрозу жизни. Ребенок делает важное открытие, что всему есть начало и конец. Он начинает понимать, что люди умирают, и что это может случиться с ним самим и с его родителями. При этом чаще, дети больше боятся, что потеряют родителей, чем собственной смерти. Нередко возникают вопросы: «Сколько лет жил мой дедушка или бабушка? Для чего люди живут? Почему дедушка умер? Откуда все взялось? Что нужно делать, чтобы не стареть?» Некоторые дети в 5-7 лет часто боятся страшных сновидений и смерти во сне.

Почему возникает страх смерти у детей?

В первые годы жизни ребенок не имеет понятия о смерти. Все, что он видит вокруг себя, он считает одушевленным и постоянным. Начиная с 5 лет, интеллект ребенка бурно развивается, и в первую очередь абстрактное мышление. Также возрастает активность в познавательной области. Ребенок начинает разбираться в таких понятиях , как время и пространство, и следовательно понимает , что любая жизнь, в том числе и его, имеет конец и начало. Сделав такое открытие, ребенок переживает и тревожится за будущее свое и близких, боится смерти в настоящем.

Все ли дети боятся смерти?

Во многих странах большая часть детей испытывают в 5-8 лет страх смерти. У каждого этот страх выражен по-разному, и это зависит от индивидуальных особенностей, где и с кем живет ребенок, и какие события происходят на этом этапе в его жизни. В большей степени страх смерти представлен у тех дошкольников, чьи родители (один из них) или близкие люди, жившие рядом, умерли. Также сильный страх смерти наблюдается у часто болеющих, не имеющих мужского влияния — защиты и эмоционально — чувствительных и впечатлительных детей. При чем девочки боятся значительно чаще, они раньше, с 5 лет и чаще видят кошмарные сны по ночам, чем мальчики. Но есть дети, которые не испытывают страха смерти. Это происходит, когда родители создают для ребенка искусственный мир и не дают ему ни малейшего повода ощутить, что можно чего бояться. Очень часто такие дети вырастают равнодушными, они не только сами не бояться, но и не тревожатся за других. Также у детей от родителей с хроническим алкоголизмом нет чувства страха смерти. Это связано с тем, что у них низкая эмоциональная чувствительность, отсутствуют глубокие переживания, чувства — мимолетны, интересы — неустойчивы. Иногда страх смерти может отсутствовать и у детей, без каких — либо отклонений, чьи родители оптимистичны, жизнерадостны, уверены в себе. Но все-таки страх смерти присущ большинству детей старшего дошкольного возраста. И это есть свидетельство, что ребенок сделал шаг вперед в своем развитии. Этот страх ему придется пережить, осознать, как часть своего жизненного опыта и переработать сознанием к 7-8 годам. Если страх смерти не переработан, он мучает ребенка длительное время, искажает его волю, эмоции, мешает общению и может способствовать усилению многих других страхов. А чем больше у нас страхов, тем меньше возможностей реализовать себя, быть счастливым, любить и быть любимыми, ведь «где есть страх, там места нет любви».

Что не надо делать?

Бывает родители и родственники, сами того не ведая, наносят вред малышу своим поведением, словами, поступками. Вместо того, чтобы помочь ребенку разобраться с возрастным страхом смерти, они еще больше нагоняют на него страхов, возлагают на его хрупкие плечи груз своих нерешенных проблем и невротизируют ребенка со всеми вытекающими отсюда нерадостными последствиями. Чтобы страх смерти не принял хронической формы и не разросся пышным букетом в дальнейшем, родителям необходимо знать, что не надо делать:

1. Смеяться или шутить по поводу его страхов.

2. Нельзя винить, а тем более ругать и наказывать ребенка за то, что он боится.

3. Игнорировать детские страхи, не замечать их. При таком жестком поведении родителей, дети боятся признаться в своих опасениях и переживаниях, и впоследствии между ним и родителями не будет доверия.

4. Говорить ребенку: » Не бойся того-то — того-то, мы этого не боимся, и ты должен быть смелым». Эти слова пустые для малыша.

5. Объяснять малышу, что близкий родственник умер из-за его болезни. Ребенок связывает слова «смерть» и «болезнь» в одно целое и начинает волноваться, когда болеет сам или родители.

6. Говорить постоянно о болезнях, о чей-то смерти, о том, что с ребенком может случиться несчастье.

7. Внушать детям, что они могут заразиться какой-либо болезнью и умереть.

8. Изолировать ребенка от окружающего мира, опекать его, ограничить его самостоятельность.

9. Разрешать детям смотреть все подряд. Смотреть фильмы ужасов в детской комнате. Даже если ребенок спит и не просыпается, крики, стоны и вопли из телевизора незримо действуют на его психику.

Как лучше поступить?

1. Родителям необходимо помнить, что детский страх — это сигнал к тому, чтобы еще больше оберегать нервную систему ребенка и это призыв о помощи.

2. С уважением, без лишнего беспокойства и фиксации, относится к страху ребенка. Вести себя так, словно знаете давно и нисколько не удивляетесь его опасениям.

3. Уделить ребенку по — больше внимания, ласки, теплоты. Успокоить его, вернуть душевное равновесие.

4. Создать в доме такую обстановку, чтобы ребенок без стеснения мог рассказать обо всем, что тревожит.

5. Отвлечь ребенка от неприятных чувств и переживаний, заполнить его жизнь яркими и интересными впечатлениями, лишний раз сходить в театр, цирк, на концерт, посетить аттракционы.

6. Расширить круг интересов и контактов, так как чем больше интересов у детей, тем меньше они застревают на своих ощущениях, представлениях и страхах.

7. Если умер кто-либо из родственников, в любом случае это нужно сказать ребенку, но в самой корректной форме. Лучшее оправдание смерти — это старость или очень редкая болезнь.

8. По возможности отложить операции по удалению аденоидов, не отправлять одного на долгое время «поправить здоровье» в санаторий ( в период возникновения страха смерти) .

9. Знать, что ребенок подражает родителям и вполне может «заразиться» взрослыми тревогами: бояться собак, воров, молнии, самолетов и т.д., т.е. постепенно преодолеть свои недостатки и страхи.

10. Если Вы отправляете ребенка отдохнуть к родственникам, попросить их придерживаться ваших методов воспитания.

Понимая чувства и желания детей, их внутренний мир, родители помогают ребенку справиться со страхом смерти и перейти на более высокую ступень психического развития.

Все мы родом из детства.

Оля, среди друзей слывущая, как смелая и сильная женщина, будучи мамой двоих детей, панически боится глубины и не умеет плавать. В последнем отпуске на море у нее от страха закружилась голова, когда она шла по деревянному причалу к кораблю и видела под собой волны. Она не получает удовольствия от катания ни на лодке, ни на банане, ни на скутере, а плавает с детьми в лягушатнике. Проанализировав свой страх, она вспомнила, что в 6 летнем возрасте отдыхала у бабушки в деревне. В то время там утонула в мелкой речке, упав с небольшого мостика, ее ровесница. Несколько дней в деревне только и говорили об утопленнице. Маленькую Олю бабушка взяла на похороны. Что чувствовала тогда Ольга, что ей рассказывали взрослые, она не помнит. Недавно поняла, что это событие травмирующе отразилось на ее психике в детском возрасте и является причиной паники перед глубиной. Она собирается учиться плавать и не хочет, чтобы ее страх глубины передался по «наследству» детям.

Сны под зонтиком Оле-Лукойе.

Детям в этот возрастной период могут сниться кошмарные сны. Часто они являются символической защитой от будущей смерти, ее инстинктивного неприятия. Родителям нужно знать, что 1-2 страшных сна в месяц следует расценивать, как норму. Но если «плохие» сны снятся чаще и повторяются, то ребенку необходимы внимание и помощь. Чаще снятся повторные кошмары детям, если один из родителей испытывал подобное в детстве. Также — у впечатлительных, неуверенных в себе детей и у малышей, перенесших психологическую травму, потрясения, след , которых проявляется ночью. Такие дети испытывает всевозрастающее беспокойство перед засыпанием, не хотят спать. В этом случае, попробуйте использовать «зонтик Оле — Лукое». Сделайте из обыкновенного зонтика сказочный, раскрасьте его, приклейте яркие, красивые аппликации из бумаги или материала. Расскажите или прочитайте сказку об Оле — Лукое. Когда ребенок готовится ко сну, раскройте над ним «волшебный» зонтик и скажите, что теперь малыш будет видеть разноцветные сны. Также от страха ночных кошмаров можно избавиться с помощью рисования.

Художник, побеждающий страх.

Когда ребенок по разным обстоятельствам сильно «зациклен» (застревает) — на страхе смерти, снять его напряжение и тревожность поможет рисование. Почти все дети в возрасте от 5 до 11 лет любят рисовать, сами выбирают темы и представляют воображаемое так ярко, как если бы это было в действительности. Посредством рисования можно устранить или ослабить страхи, которые никогда не происходили, но были рождены воображением ребенка. Также сюда относятся «ужастики» из ночных кошмаров и страхи, основанные на реальных травмирующих событиях, но происшедшие достаточно давно, но все еще волнуют ребенка. Ребенка просят нарисовать свой страх на листочке. Если выясняется, что страхов много, то малыш рисует по одному страху за занятие раз в неделю-две. Не нужно говорить ребенку, что он непременно избавиться от страхов. Лучше сказать, что это поможет преодолеть и победить страх и что не важно, хорошо или плохо он будет изображен, главное — нарисовать. Ребенку надо предоставить возможность выбора, чем рисовать: карандаши, фломастеры, краски, но последние все же предпочтительней для дошкольников, так как позволяют делать широкие мазки. Желательно, чтобы ребенок выполнил рисунок самостоятельно. После того, как рисунок будет, закончен, подробно расспросить, что на нем изображено. Чем больше ребенок будет говорить, тем лучше. Потом пусть ребенок разорвет рисунок на мелкие кусочки, и предложите ему выбор расправы над страхом — сжечь разорванный рисунок или закопать в землю. Если через некоторое время, у малыша возникает надобность, проделать эту процедуру еще — выполните его просьбу. Пронаблюдайте за его лицом, с каким удовольствием он разрывает и сжигает свои страхи! При рисовании страхов нельзя просить ребенка отобразить в рисунках страх своей смерти или родителей, а также события, которые произошли с ребенком недавно: укус собаки, землетрясение, насилие и т.д. Родители в состоянии сами с помощью рисования справиться с детскими страхами, но лучше если заниматься с ребенком будет специалист, тогда эффект от занятий будет более высоким.

Сказкотерапия.

Чтобы ребенок понял наше объяснения, с ним надо говорить на простом и доступном для него языке. Совместное чтение сказок — это еще один путь, когда ребенок в легкой и интересной форме получает знания о мире и системе взаимоотношения в нем. Сказки — это одно из лучших средств для нахождения ответов на те вопросы, которые волнуют ребенка. «Что такое смерть? Что происходит с человеком после смерти? Бессмертна ли душа?» об этом и другом ребенок узнает, когда родители прочитают вслух, а потом непременно с ним обсудят сказки Андерсена. «Русалочка», » Ангел», «Девочка со спичками», «Красные башмачки», » Дочь болотного царя», «Девочка, наступившая на хлеб», «Кое — что», «Анне Лисбет»- в этих сказках затрагивается тема смерти. Когда Вы будете читать Андерсена, обратите внимание, чтобы переводчиком обязательно была Анна Ганзен. Анна Ганзен была первой, кто перевел Андерсена для русских детей с оригинала, а не с вторичных немецких изданий, к тому же она была замужем за датчанином, который в юности был знаком с великим сказочником и много ей о нем рассказывал. Сказки Андерсена, переведенные после 1917 года, с которыми мы познакомились в детстве, должны были соответствовать тогдашней идеологии, и имеют иногда совершенно другой смысл и иное звучание, чем было задумано самим автором. Может быть, читая с малышом Андерсена в переводе Ганзен, вы откроете для себя, его мир сказок во второй раз, как это произошло со мной.

Религиозное воспитание.

Митрополит Антоний Сурожский, вспоминания о Второй мировой войне, когда он работал врачом, писал, что никто так спокойно не относился к своей смерти, как русские солдаты. Причину этого он видел в глубоких корнях православного воспитания и культуры, которые не в силах была изъять у людей за 20 с небольшим лет новая советская власть. «У воцерковленных детей нет страха смерти», — сказал мне староста одного московского храма. . Когда ребенок растет в религиозной семье, где с пеленок знает, что смерти нет, душа бессмертна, а Бог — это любовь, там действительно нет места страху смерти, но … при условии, что родители мудро воспитывают детей, а не силой заставляют ходить на службы, молиться и пугают адом. Воцерковлять детей или нет — каждый решает самостоятельно. Но хорошо, если понятие о Боге ребенок получит в семье, из уст своих родителей или на крайний случай от родственников. И чем раньше, тем лучше. Готовясь отметить Пасху, крася яйца, накрывая празднично стол, рассказывая малышу о Воскресении, уже можно ответить на все волнующие его вопросы. Тогда возрастной страх смерти будет не болезненным и быстро проходящим. И еще очень важный момент, рассказывая ребенку с раннего возраста о Боге, вы можете научить его вспоминать Его не только в тяжелые минуты, но и в радостные.

Психолог ДТД Татьяна Карниз

Что после смерти

Один из часто задаваемых ребенком старшего дошкольного возраста вопросов в разговоре бывает «Что после смерти?». От него-то родители и начинают теряться. В глубоко верующей семье расскажут про прелести загробной жизни, остальные – разводят руками или уклоняются от ответа.

Уклоняться и нервничать ни в коем случае не нужно, считают психологи. Дети быстро почувствуют тревогу.

При ответе на этот вопрос лучше всего использовать метафоры и метафорические истории. К примеру, что добрая фея или добрый волшебник подарили человеку кроме тела еще нечто, что называется душа. И душа продолжает жить и после смерти. Она живет в добрых делах ушедшего, его поступках и памяти близких.

Страхи, в основе которых лежат особенности личности ребенка и общего его самочувствия.

Возбудимые, ранимые, чуткие и впечатлительные дети, а также те, кто ослаблен физически, — все они легче поддаются вышеперечисленным страхам, поэтому родителям крайне важно это учитывать. Именно здесь лежит ответ на вопрос, почему в одинаковой ситуации один ребенок не боится, а другой — просто трясется от страха

Здесь сложились воедино такие пазлы, как личность ребенка, его темперамент, устойчивость и сила нервной системы, имеющийся у него багаж знаний и прошлый опыт

Именно здесь лежит ответ на вопрос, почему в одинаковой ситуации один ребенок не боится, а другой — просто трясется от страха. Здесь сложились воедино такие пазлы, как личность ребенка, его темперамент, устойчивость и сила нервной системы, имеющийся у него багаж знаний и прошлый опыт.

Методы обнаружения детского страха

Для выявления детского страха используют следующие методы:

Опросник «Страхи у детей» (для дошкольников, но предпочтительнее для младших школьников). Он не напоминает социологический опрос, так как вопросы ребенку задают в ходе игры и как бы между прочим. При этом вопрос задается ровным и спокойным голосом; «Нарисуй свой страх» (метод А. И. Захарова, предпочтительнее для дошкольников). Ребенку выдают листы бумаги формата А4 и фломастеры или цветные карандаши. Затем ему предлагают нарисовать то, чего он боится. После окончания рисования ребенка просят объяснить — что он нарисовал

Внимание исследователь обращают не только на количество нарисованных страхов, но и на некоторые особенности рисунка — цветовую гамму, нажим, характер мазков, масштабность изображения и т. д.; Тест «Сказка» Луизы Дюсс. Тест выявляет наличие (отсутствие) детского страха и состоит из 10 сказок, объединенных общим персонажем, с которым ребенок будет себя идентифицировать

Каждая сказка заканчивается вопросом, ответ на который должен дать ребенок; Опросник по выявлению детских страхов, разработанный Л. С. Акопян, который состоит из 18 вопросов, разбитых по 7 блокам; Методика «Страхи в домиках» А. И. Захарова (в модификации М. А. Памфиловой). И ряд других методик.

А. И. Захаров рекомендовал родителям дома организовать рисование страхов ребенка, которые выявлены психологом.

Таблица 1. Рисунок детского страха в домашних условиях (А. И. Захаров)

Название детского страхаЕго изображение в рисунке
1ОдиночестваРебенок и всего того, что он боится, оставшись один
2НападенияАгрессивно ведущие себя взрослые
3Заболеть (заразиться)Больница или микробы
4ОпоздатьБегущий в школу ученик, часы которого показывают время первого урока
5СновЗасыпающий ребенок, опасения которого полностью видны на рисунке
6ТемнотыСлегка затушеванная комната, где проявляются персонажи фантазии ребенка
7ЖивотныхИзображение каждого вызывающего страх животного
8Сказочных персонажейИзображение каждого вызывающего страх сказочного персонажа
9ВысотыГора (высокое здание), на которой (-ом) кто-то стоит
10ГлубиныУщелье, колодец, морское дно
11ВодыКупание, обливание и т. п.
12ВойнаСражение
13Крови, уколов, болиТекущая кровь из пальца, делание укола, плачущий ребенок и т. д.
14Неожиданных воздействийЧто-то падает, разбивается, гудок, сигнал

Осложнения

Основными осложнениями фобий являются эмоциональные нарушения, социальная дезадаптация. По мере прогрессирования навязчивого страха ограничительное поведение распространяется, охватывает широкий круг привычных ситуаций. Стремясь сохранить комфортное состояние, ребенок (подросток) редуцирует, «упрощает» повседневную активность: отказывается от прогулок по парку, улицам с активным движением, не проявляет инициативы к общению со сверстниками, участию в школьных мероприятиях. В тяжелых случаях пространство ограничивается комнатой ребенка, требуется постоянное присутствие родителя. Сопутствующими эмоциональными расстройствами становятся депрессия, тревожность.

Советы родителям

Помощь родителей в преодолении их тревожности заключается не только в моральной поддержке своего ребенка, но и в подготовке его личности к социальной жизни

Важно научить его определенной культуре поведения, взаимодействия с окружающими. Дело в том, что психология – наука разносторонняя, и ее «азы» должны знать все родители, которые хотят вырастить психически здорового ребенка

Поэтому каждой матери и отцу важно воспользоваться такими советами психологов:

  1. Бороться с социальными страхами будет легче, если подросток научится контактировать взглядом с людьми. Родители должны чаще напоминать своим детям об этом, привлекая их к контакту дома. Ребенку будет легче находить контакт с людьми в будущем.
  2. Следует разъяснять различные варианты начала и окончания разговора. Систематические тренировки (даже в виде игры), с приветствием и прощанием, сделают ребенка более раскрепощенным.
  3. Следует создавать все условия для того, чтобы ребенок имел друзей. Любая ненавязчивая помощь будет полезной.

Психологи советуют также поменять отношение к детям.

Подросток может чувствовать себя неуверенно из-за отсутствия права голоса, права на собственное мнение и на личную жизнь.

Виртуальная смерть

В современном мире любая информация доступна даже для маленького ребенка. В каждом доме есть интернет и спутниковое телевидение, которые быстро способны освоить старшие дошкольники. Но, отнюдь не вся получаемая информация полезна для развития здоровой детской психики.

Психологи, педагоги и медики являются большими противниками всевозможных «стрелялок» и жестоких фильмов, которые не только не способствуют проработке страха смерти, но и провоцируют множество других неосознанных страхов.

Задумываясь о том, как рассказать ребенку, что жизнь не вечна и люди умирают, постарайтесь вспомнить свои чувства, свои эмоции, как вы сами побороли страх смерти и, что вам помогло его преодолеть. Чем раньше вы поговорите с ребенком о его страхе, тем быстрее поможете ему справиться с ним, тем больше шансов, что у малыша сложится правильное представление и о жизни и о смерти.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]