Доклад по теме: «Понятие «адаптация», ее сущность, основные стадии и факторы»


Что такое адаптация

Адаптация — это процесс взаимодействия организма со средой, в результате которого организм, среда, или и то, и другое изменяются, приобретают новые свойства.

В психологии принято говорить о социальной адаптации или психологической адаптации. И социальная, и психологическая адаптация описывает процесс взаимодействия личности с социальной средой.

Говоря о психологической адаптации, мы имеем в виду взаимодействие человека с самим собой, с ближайшим окружением (родственники, друзья, коллеги) и с широким социумом в лице социальных институтов.

Особенности социальной адаптации таковы, что человек — личность — может влиять на окружающую среду, изменять её. Например, став лидером в новой группе, человек может создать новые правила для всех людей, входящих в неё. Другой пример изменения среды под влиянием человека — механизм эмоционального заражения. Ярко проявляя свои эмоции, человек заражает ими окружающих, и вот — среда уже изменилась.

Доклад по теме: «Понятие «адаптация», ее сущность, основные стадии и факторы»

Понятие «адаптация», ее сущность, основные стадии и факторы

Адаптацией (от лат. adaptatio — приспособление) обозначают явления, приспособления, соизмеримые по продолжительности с жизнью индивидуума, и сдвиги в организмах популяций на протяжении нескольких поколений. Понятие адаптация является основополагающим в концепциях, рассматривающих взаимоотношения индивида с его окружением как процессы гомеостатического уравновешения. Впервые данный термин введен в научный оборот Г.Аубертом и употреблялся в медицинской и психологической литературе, где обозначал изменение чувствительности анализаторов под влиянием приспособления органов чувств к действию раздражителей.

Как показал анализ литературы подходов к определению понятия «адаптация» существует достаточно много. В качестве примера остановимся на некоторых из них.

З.К. Трушинский считает, что «Адаптация — взаимодействие организма и окружающей среды, направленное на поддержание гомеостаза, обеспечение биологической и социальной активности организма, продолжение и усовершенствование вида» [13. 1].

В.Я. Семке полагает, что «Адаптация — это действия индивида в таком диапазоне социальной среды, который не выявляет патологического радикала личности и требования которого посильны даже при наличии аномальных компонентов характера»[27.22].

В Российской педагогической энциклопедии понятие адаптация рассматривается, как «способность организма приспосабливаться к различным условиям внешней среды» [т.1., с. 20]. Существуют и другие подходы к определению понятия «адаптация».

В литературе наряду с термином «адаптация» используются также и такие его производные термины, как адаптированность, дез(диз)адаптация. реадаптация и др.

Адаптированность — завершенность процесса адаптации, некое конкретное состояние, характеризующееся хорошей адаптацией организма, к окружающей среде; состояние, когда процесс приспособления ребенка полностью завершен, и в результате перестройки функций ведущих систем организма восстанавливается уровень функционирования, наиболее типичный для ребенка и обеспечивающий ему оптимальное существование в новой микросоциальной среде [24, с. 114].

Адаптируемость — способность организма (биосистемы) адаптироваться к окружающей среде.

Адаптогенные факторы — факторы, вызывающие адаптацию; факторы, к которым организм должен адаптироваться.

Адаптироваться — совершать адаптацию. Здесь адаптация понимается как активный процесс, выполняемый самим субъектом адаптации.

Дезадаптация (от лат. de/des — означающий прекращение, устранение, отрицание) — потеря, исчезновение (обычно временная и в принципе возобновимая) имевшейся адаптации.

Реадаптация — восстановление адаптации, утраченной в прошлом.

«Фенотипическую адаптацию можно определить как развивающийся в ходе индивидуальной жизни процесс, в результате которого организм приобретает отсутствующую ранее устойчивость к определенному фактору внешней среды, как комплексную приспособительную реакцию целого организма или его систем к сочетанному воздействию экологических и/или социальных условий его жизни и характеру деятельности или адаптации к значительным физическим и психоэмоциональным нагрузкам»[15, с. 178].

Существующие модели адаптации выделяют два этапа: начальный -срочной адаптации и последующий – долговременный. Однако большинство исследователей придерживается разделения адаптации на три фазы:

• фаза срочной или первичной адаптации;

• фаза устойчивой адаптации;

• фаза дезадаптации — нарушения, истощения адаптации или фаза адаптационного утомления».

Наиболее полно динамика фенотипической адаптации представлена четырьмя стадиями, выделенными Ф.З.Меерсоном.

Первая стадия характеризуется мобилизацией предсушествующих адаптационных механизмов — гиперфункцией или начатом формирования функциональной системы, ответственной за адаптацию. В основе этой стадии лежит триада изменений:

• гиперфункция системы, специфически ответственной за приспособление к данному фактору;

• стресс-синдром;

•нарушение некоторых функций, обусловленных сдвигами гомеостаза.

При врожденной или приобретенной неполноценности какого-либо звена систем, вовлеченных в реакцию на новый фактор среды, срочная адаптация может оказаться настолько несовершенной, что организм заболевает или уходит от решения задач, диктуемых средой.

Вторая стадия — переход от срочной адаптации к долговременной. Характеризуется активацией синтеза нуклеиновых кислот и белков в клетках системы, специфически ответственной за адаптацию, — увеличением мощности этой доминирующей системы и постепенным уменьшением стресс- синдрома. В дальнейшем в большинстве случаев развивается устойчивая адаптация. Переходная стадия может затягиваться в ситуациях, когда действующий фактор чрезмерно силен или когда ситуация, возникающая в окружающей среде, слишком сложна, а поэтому требуемая приспособительная реакция оказывается неосуществимой. В подобных ситуациях эффективная функциональная система не реализуется, системный структурный след в ней не формируется. В результате первоначальные нарушения гомеостаза сохраняются, а стимулируемый ими стресс-синдром достигает чрезвычайной интенсивности и длительности.

Третья стадия — формируется долговременная адаптация. Характеризуется наличием системного структурного следа, отсутствием стресс-синдрома и совершенным приспособлением к определенному фактору или ситуации. При чрезмерно длительной или направленной адаптации такого рода доминирование определенной системы в соответствии с основным принципом доминанты может привести к одностороннему развитию организма.

Четвертая стадия — изнашивания и функциональной недостаточности — не является обязательной, развивается лишь при чрезмерном напряжении адаптации и характеризуется тем, что большая нагрузка на систему, доминирующую в процессе адаптации, приводит к чрезмерной гипертрофии ее клеток и, как следствие, к нарушению структуры и функции [27, с. 178].

Среди разных типов фенотипической адаптации — биологическая, физиологическая, биохимическая, психическая, социальная, сексуальная, зрительная — наиболее значимой в рассматриваемом нами контексте являются социальная и психическая адаптации.

Социальная адаптация – процесс включения личности в новую социальную ситуацию, постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды, а также результат этого процесса. Соотношение этих компонентов, определяющее характер поведения, зависит от целей и ценностных ориентации индивида и от возможностей их достижения в социальной среде. Важный аспект социальной адаптации — принятие индивидом социальной роли. Эффективность адаптации существенно зависит от того, насколько адекватно индивид воспринимает себя и свои социальные связи.

Согласно справочнику по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста, психическая адаптация включает собственно биологический, психологический и социальный аспекты. Психологическая составляющая адаптации определяется активностью личности и выступает как единство процессов усвоения правил среды («приспособление себя») и преобразования, изменения среды («приспособление к себе») [5, с. 10-11]. Психологическая составляющая адаптации направляется социальной составляющей, которая определяет цели деятельности и социальные нормы — приемлемые способы достижения целей и санкции за уклонение от этих норм. Важнейшим условием успешной адаптации является оптимальное соотношение обеих сторон активной деятельности индивида (преобразование себя и преобразование среды).

По мнению ряда ученых: Александровский Ю.А., Березин А.Ф., Вассерман Л.И. и др. психический уровень адаптации представляет собой наиболее высокий, надстроечный уровень, свойственный человеку и увеличивающий диапазон его адаптационных возможностей. Социальный (социально-психологический) уровень адаптации, хотя и является самостоятельным звеном адаптивного процесса, представляется как один из составляющих психических адаптации, выступая скорее как регулятор взаимоотношений стресс — напряжение, определяя надежность психофизиологических функций и повышая устойчивость организма к эмоциональному стрессу. Психофизиологическая адаптация, как третий аспект психической адаптации, отражает адаптацию не только на уровне психической сферы, но и на уровне физиологических функций, психовегетативных, психогуморальных и психомоторных соотношений.

Психическая адаптация человека обеспечивается деятельностью целостной самоуправляемой системы отдельных компонентов (подсистем), обеспечивающих поиск, восприятие и переработку информации; эмоциональное реагирование, определяющее «личностное» отношение к получаемой информации; социльно-психологические контакты; бодрствование и сон; эндокринно-гуморальную регуляцию. Активность этой системы обеспечивается их взаимодействием, порождающим новые интегративные качества, не присущие отдельным образующим подсистемам.

Общепринятым критерием адаптации считают процесс сохранения и развития биологических свойств вида, популяции, биоценозов, обеспечивающих прогрессивную эволюцию биологических систем в адекватных условиях среды. Кроме этого, выделяют объективные и субъективные критерии адаптации. К объективным относят продуктивность деятельности, реальное положение человека в коллективе, его социальный статус: к субъективным — удовлетворенность личности, ее отношение к различным аспектам деятельности и общения.

В современной психолого-педагогической науке нет единого понимания феномена адаптации и ее критериев, нарушения адаптации и факторов риска. Большинство авторов, изучающих адаптацию детей и подростков, придерживается мнения, что в целом процесс адаптации в значительной степени определяется адаптацией к социуму, о чем свидетельствует ведущее значение личностных свойств индивида, через которые показатели вегетативной регуляции оказывают влияние на механизмы психофизиологических функций,

Все авторы согласны с мнением, что полноценную адаптацию следует рассматривать не как статическое состояние, а как динамический процесс, обеспечиваемый постоянной активацией и регуляцией различных механизмов функциональных систем организма. Нет единого мнения исследователей в отношении критериев успешной адаптации. Вместе с тем, поиск информативных и объективных физиологических критериев адаптации чрезвычайно важен, оценка течения адаптации имеет огромное значение, т.к. позволяет своевременно диагностировать дезадаптацию, выяснить причины срыва и провести соответствующие корригирующие мероприятия.

Битянова М.Н. рассматривает адаптацию ребенка как способность к развитию. Адаптированный человек, по ее мнению, — это субъект жизнедеятельности и своего дальнейшего развития, он способен использовать данную ему социальную ситуацию для решения задач сегодняшнего дня и формирования предпосылок движения вперед. Способность ребенка к развитию можно расценивать как критерий его адаптации [2, с.6].

Нет среди исследователей единого мнения относительно условия течения адаптации. Так, Тромбах С.М. выделяет три условия адаптационных реакций:

1. Внешние воздействия являются для организма необычными, новыми и создают несоответствие внешней среды свойствам организма в данный момент.

2. Ответная перестройка организма происходит в результате более или менее длительного или многократного воздействия, оставляющего след в тех физиологических системах, которые играют главную роль в осуществлении реакций на данное воздействие.

3. Возникающая в организме перестройка биологически целесообразна. [15, с. 82].

Описываются четыре системы условий для нормальной социально-психологической адаптации:

1. Первая система условий — «информация» — право и возможности детей получать достоверную информацию по всем волнующим их вопросам

2. Вторая система условий связана с развитием у детей и подростков свободы-ответственности .

3. Третья система условий — это принятие себя.

4. Четвертая система условий — навыки достойного поведения.

Все эти системы условий, по мнению авторов, определяют успешную социальную адаптацию подростка к современной жизни в целом. [27, с. 18].

В процессе социализация человека вступает во взаимодействие с социальной средой. При этом он не просто усваивает социальный опыт, а преобразует его в свои ценности, установки, ориентации. Социальное развитие человека во многом зависит от его состояния, активности в самоопределении. Активность проявления во многом определяется его ощущением, в какой степени он адаптирован или дезадаптирован в среде, как он чувствует себя в социуме. Успешная социализация предполагает адаптацию человека к обществу и в то же время – способность противостоять ему в тех жизненных коллизиях, которые препятствуют саморазвитию, самоопределению, самореализации.

Возможности (пределы) адаптации конкретного человека обусловлены его наследственностью, возрастом, состоянием здоровья и степенью тренированности, которая приобретает особо важное значение [24].

Адаптацию рассматривают как процесс, проявление и результат.

Адаптация как процесс представляет естественное развитие адаптационных возможностей человека в различных условиях среды его жизнедеятельности или в определенных условиях (например, в детском саду, классе, группе, на производстве, на отдыхе и пр.). Она позволяет человеку обеспечивать свою естественную самореализацию, социализацию.

Адаптация как проявление характеризует типичное поведение, отношение и результативность деятельности человека в условиях среды, как отражение его приспособления (комфортного самочувствия) к (в) ней. По проявлениям человека можно судить о степени его адекватности к определенным условиям среды в данный период времени.

Адаптация как результат является свидетельством того, в какой степени ребенок приспособлен к среде жизнедеятельности, данным условиям и насколько его поведение, отношение и результативность деятельности соответствуют возрасту, социальным нормам и правилам, принятым в этом социуме. В отношении ребенка она – показатель его социального развития и воспитания, степени его соответствия или несоответствия основной массе сверстников. Другими словами – это оценка соответствия (несоответствия) социального развития ребенка его возрасту.

Исследования и практика показывают, что предрасположенность человека к адаптации в той или иной ситуации во многом зависят от его индивидуального своеобразия, опыта приспособления к той или иной обстановке, временного перерыва в проявлении опыта, настроя (желания и устремленности), состояния и самоактивности. Опыт адаптации способствует формированию качеств личности, которые помогают быстро вживаться в новые условия, приспосабливаться к ним. Проявляя себя в той или иной ситуации, человек усваивает опыт адаптации в ней и подобно ей (типичной) ситуации [13].

Функция адаптации состоит из следующих аспектов:

Первый – достижение успеха и удовлетворение потребностей, противодействуя факторам среды, ограничивающим самоорганизацию личности.

Второй – отказ от сиюминутных потребностей ради сохранения благоприятных отношений с окружением. При наличии внутреннего конфликта, под влиянием минимальных средовых воздействий, нарушается баланс между эгоцентрическими потребностями человека и умением уступать требованиям социальной среды, наступает дезадаптация. Среди причин дезадаптации можно выделить проблемы социального, медицинского, психологического характера.

Проблемы медицинского характера — обусловлены патологическими отклонениями в состоянии здоровья детей- сирот. Среди детей-сирот наиболее частой причиной патологии является поражение головного мозга, вследствие внутриутробной интоксикации, перенесенных родовых травм, нейроинфекций раннего детского возраста и других факторов. Почти у всех детей отмечаются признаки невротизации, а у части — выраженный невроз, обусловленный психическими травмами, связанными с неблагополучием в бывшей семье и потеря родителей.

Проблемы психологического характера чаще определяются недостатками родительской любви и ласки, ранней депривацией неформального общения с взрослыми, дети после эмоционального семейного детства оказываются без попечения родителей в государственном учреждении. Такие дети постоянно испытывают состояние фрустрации и предрасположены к невротическим срывам.

Этот фактор, как известно, накладывает отпечаток на весь дальнейший период формирования личности. Недоразвитие, вследствие такой депривации механизмов идентификации, становится причиной эмоциональной холодности, агрессивности и, в то же время, — повышенной уязвимости воспитанника школы-интерната.

Проблемы педагогического характера наиболее часто связаны с социально- педагогической запущенностью детей, поступающих в приют. Ряд авторов, рассматривающих проблемы адаптации и дезадаптации в своих статьях описывают некоторые факторы, которые могут стать причиной дезадаптации любого ребенка, независимо от его статуса [13].

Можно выделить и такие характерные для приюта факторы, которые также не дают воспитанникам развивать в полной мере социальную самодостаточность:

· роль социального сироты, не имеющая поддержки и одобрения в социуме;

· условия проживания (общие спальни, общая столовая, общие игровые комнаты, общая туалетная и ванная комнаты);

· урезано личное пространство, где бы ребенок мог уединиться;

· регламентированный режим проживания;

· постоянные вынужденные контакты, нет четких границ личностного пространства;

· ограничение в социально-ролевой позиции – ученик, воспитанник;

· регламентированный характер игровой деятельности;

· недостаток эмоционального тепла, ведущий к вытеснению негативных чувств (агрессии);

· особенности психического развития детей;

· утрата «базового доверия к миру», при котором нарушаются такие новые образования личности, как автономия, инициативность, социальная компетентность, умелость в труде, половая идентичность.

Социальная адаптация, является необходимым условием для обеспечения оптимальной социализации; определяется степенью адекватности реакций индивида общественным влиянием на различных уровнях.

У каждого человека свои природные предрасположенности к социальной адаптации, адаптационным процессам. Благодаря которым, люди успешно приспосабливаются к условиям обстановки, в том числе исключительно сложным и неблагоприятным. Показателями успешной социальной адаптации человека, является его удовлетворенность этой средой, активность самоуправления и приобретения соответствующего опыта.

Для воспитанника приюта очень сложен адаптационный переход во взрослую среду, где он должен реализовать себя как часть социума, так как он лишен оберегающей опеки семьи. До момента поступления в приют, во многих случаях, весь опыт общения для ребенка сводился к отношениям с близкими взрослыми, моральный облик которых, оставлял желать лучшего и вся проблема заключается в том, что именно они выступали в роли бесспорного авторитета в решении всех «жизненных вопросов» и «эталонов», в усвоении речи и навыков поведения ребенка. Во всех остальных случаях для детей, поступающих в приют, авторитетом была «улица», со всеми ее законами и принципами. В связи с этим педагогические работники приюта в своей практической деятельности, специально создают ситуацию для организации адаптационной работы с детьми и подростками. Однако при этом надо учитывать, что сама среда не воспитывает, необходимо превратить ее в воспитательную среду. Когда воспитанник принимает ее, то становится активным участником жизнедеятельности, проявляя себя в соответствии с замыслом педагогов.

Виды адаптации

С точки зрения отечественного психолога А.А.Реана, оценить эффективность процесса адаптации можно по двум критериям: внутреннему и внешнему.

Если человек адаптирован по внутреннему критерию, это значит, что он находится в согласии с самим собой, следует своим желаниям, а в поведении реализует свои ценности.

Если человек адаптирован по внешнему критерию, это значит, что его поведение соответствует нормам социума, в котором он живет. Он решает социальные задачи, не нарушает закон и не идет вразрез с традициями социума.

А.А. Реан считает, что полная (системная) адаптация характеризуется адаптированностью и по внутреннему, и по внешнему критериям. Это значит, что человек приносит пользу обществу, реализуя себя, свой потенциал. Такого человека можно назвать самоактуализирующейся личностью.

Если человек живет без согласия с самим собой (ходит на нелюбимую работу, находится в тягостных для него отношениях, не может найти хобби по душе и т.д.) и при этом не приносит пользу обществу (продукт его труда не востребован или вовсе отсутствует), — это значит, что личность полностью дезадаптирована. Временное состояние полной дезадаптации переживает любой человек в периоды кризисов в жизни.

Кроме двух крайних вариантов — системной адаптации и полной дезадаптации — существуют два помежуточных:

  1. Мнимая адаптация по внутреннему критерию.
  2. Мнимая адаптация по внешнему критерию.

В первом случае человек живет по своим правилам, но при этом не считается с нормами социума. В лучшем случае, он выглядит «белой вороной». В худшем — реализуется как преступник. «Люби себя, чихай на всех». Вот только успеха в таком случае ждать не приходится.

Второй случай встречается чаще. Внешне человек кажется адаптированным: у него «приличная» работа, он хорошо одевается, у него есть семья, друзья. Но при этом он чувствует в жизни пустоту, бессмысленность. У него нет цели. Он «тянет лямку» и не может выразить себя, не может реализоваться. Жизнь такого человека лишена красок или, наоборот, наполнена яркими пятнами событий, но они его по-настоящему не вдохновляют, а только позволяют «убить время».

Этапы социальной адаптации по Я. Щепаньскому

Замечание 1
Поскольку процесс адаптации не может быть примитивным, и представляет собой протекающее во времени действие, то у разных исследователей в области социологии возникает вопрос о его стадиях, или, правильнее говоря, об этапах.

Например, польский социолог 20 века Ян Щепаньский выделил в процессе социальной адаптации четыре этапа.

Первый этап — начальный. Он характеризуется тем, что человек на этой стадии способен усвоить только правила поведения в новой среде, но система ценностей и традиций ему пока что не знакома, или же его внутренний настрой не готов их признать (отчуждение, отвержение или отрицание системы ценностей принимающей стороны).

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

Второй этап – так называемый «этап терпимости». На этой стадии и индивид, и окружающая его среда признают равноценность друг друга. Этот этап сложно назвать этапом полной адаптации или принятия, но вхождение в новую среду уже частично произведено.

Третий этап – этап приспособления или так называемой аккомодации. Данная стадия связана с уступками. Например, не только новый индивид признает систему ценностей принимающей среды и воспроизводит ее, но и представители принимающей стороны признают некоторые их этих ценностей индивида. Также этот процесс можно назвать известным в физико-химических кругах термином «диффузия» — проникновение ценностей одной стороны в ценностную систему другой.

Четвертый этап – стадия полной адаптации, или ассимиляции. В данном случае индивид полностью отказывает от прежних образцов поведения, от привычного ему образа жизни и мировоззрения и принимает новые, которые господствуют в новой социальной среде.

Факторы адаптации

Адаптироваться человеку приходится ко многим факторам, одни из них являются естественными, другие – созданными искусственно:

  • Природные факторы: живая природа, климатические факторы, природные катаклизмы.
  • Материальная среда: окружающие предметы, автомобили, техника и прочие искусственные элементы, работа, дом.
  • Социальная среда: государство, этнос, люди.

Адаптивностью называется способность человека приспосабливаться к новым условиям. Все привыкают к одним условиям с разным темпом. Одни приспосабливаются быстро, другие — медленнее. На это влияют два фактора:

  1. Субъективные. Включают физиологию, возраст и психику человека. Психологический фактор включает умение человека познавать, эмоционально реагировать на ситуации, практически совершать действия и мотивировать себя.
  2. Средовые. Включают то окружение, в которой человек живет: дом, люди, работа, хобби, экономика и пр.

Цели трудовой адаптации

Если в вашей организации поставили себе задачу воплотить в жизнь грамотную программу по адаптации персонала, нужно для начала четко уяснить себе ее цели. В их качестве, как правило, выступают:

  • снижение потерь эффективности «на старте» (пока сотрудник плохо подготовлен к выполнению своих обязанностей, качество его работы значительно меньше, на него нужно дополнительно тратить время и иногда финансы);
  • уменьшение тревожности и психологического дискомфорта (это не только помогает уменьшить «текучку кадров», но и значительно влияют на качество работы);
  • экономия временных ресурсов (если в организации действует отлаженная программа адаптации, руководителю и коллегам не придется тратить времени на неупорядоченные объяснения с новым сотрудником);
  • развитие хорошего отношения к новому месту работы (когда персонал ощущает заботу, он и трудится эффективнее).

Алгоритм адаптации к детскому саду

Адаптация ребенка к детскому саду — это поэтапный процесс. Задача воспитателя — регулировать эти этапы и направлять родителей.

Посещение детского сада лучше начинать с дневных и вечерних прогулок с группой. Мама остается рядом с ребенком на время этих прогулок. В течение первой недели можно приводить ребенка на несколько утренних часов. Если возможно, мама остается в группе с ребенком, если нет, то просто приходит за ним после утренней прогулки.

В течение второй недели время пребывания малыша увеличивается до обеда. Он кушает вместе с остальными, после чего мама забирает его домой. На третьей и четвертой неделе ребенка можно оставлять на дневной сон и забирать его сразу после сна или после полдника.

После четвертой недели ребенка можно оставлять в детском саду на полный день. Во время адаптационного периода важно приводить ребенка самым первым или самым последним, чтобы он не видел слез других детей. Лучше накормить ребенка дома, поскольку многие дети отказываются есть в незнакомой обстановке, тем более непривычную еду.

Степени адаптации ребенка

Психологи выделяют 3 степени адаптации ребенка:

  • легкую;
  • среднюю;
  • тяжелую.
Показатель Легкая степень Средняя степень Тяжелая степень
Сон
  • спокойный дневной и ночной сон;
  • изредка просыпается и опять засыпает
  • дневной сон отсутствует;
  • беспокойный дневной сон
  • дневной сон полностью отсутствует;
  • беспокойный ночной сон;
  • ночные страхи
Аппетит
  • хороший;
  • избирательность к блюдам
  • плохой;
  • отказывается от многих блюд
  • отсутствует;
  • отказывается от еды
Эмоциональное состояние
  • невозмутимость;
  • спокойствие
  • плач, грусть;
  • перепады настроения
  • подавленность;
  • агрессия
Поведение
  • легко остается в группе;
  • играет
  • с трудом остается в саду;
  • долго стоит у окна после ухода мамы
  • плач и крик;
  • не хочет идти в группу;
  • подолгу сидит в раздевалке
Общение
  • легко идет на контакт;
  • обращается за помощью;
  • включается в игру
  • не проявляет интереса к общению;
  • ждет маму
  • не идет на контакт;
  • агрессивен к детям и взрослым
Длительность
  • менее месяца
  • месяц и более
  • 2 месяца и более

На продолжительность адаптации влияет возраст ребенка. Большинство специалистов считают, что адаптация ребенка до 3 лет протекает гораздо тяжелее, чем адаптация ребенка после 3 лет.

Бесплатная консультация с коучем EDPRO

Получить доступ

Адаптация – эффективный механизм

Термин «адаптация» пришел в кадровый менеджмент из биологии, где он буквально означал «приспособление». Под адаптацией понимают взаимное «прилаживание» среды и организма друг к другу.

Применительно к профессиональной деятельности мы можем определить трудовую адаптацию как влияние организации на поведение появившегося в ней сотрудника с целью включения в ее функционирование с максимально эффективным взаимодействием. Она включает и обратный процесс: сотрудник также приспосабливает к себе какие-то моменты в деятельности организации.

Процесс адаптации персонала в схемах.

Адаптация ребенка в детском саду. Какая считается нормальной

Во время привыкания к детскому саду поведение ребенка может сильно меняться. Родители в буквальном смысле «не узнают» своего малыша. Но это совершенно нормальные реакции на новые условия:

  • ребенок хорошо ведет себя в саду, а придя домой как будто «слетает с катушек». На самом деле он постигает социальные роли. С чужими взрослыми и детьми он боится вести себя плохо, а дома выплескивает все, что сдерживалось в саду;
  • ребенку хорошо в саду, но утром он не хочет туда идти и устраивает истерики без объяснения причин. Фактически он испытывает взрослых, пытается слезами добиться уступок;
  • ребенок не спит и не ест в саду — это чаще всего выражение протеста, поскольку в саду все отличается от привычного дома;
  • ребенок в саду начал драться и кусаться — так он пытается приобрести «вес» в коллективе, особенно, если его словарный запас ограничен;
  • ребенок часто болеет. Неокрепший иммунитет и сильный стресс могут стать причиной частых болезней именно в период адаптации. Часть болезней ребенок получает в результате инфицирования от других детей, а часть имеет психосоматический характер.

Три подхода

Организации, принимающие на работу нового работника, используют «оптический», «армейский», «партнерский» подходы к адаптации.
1. «Оптический» подход обычно выражается в словах «начинайте работать, мы на вас посмотрим, а там будем обсуждать оплату и полномочия». Как правило, такие работодатели считают, что рынок рабочей силы перенасыщен специалистами любой квалификации и любого специалиста можно легко заменить. «Оптический» подход дает кандидату ощущение несерьезности организации и отсутствия заинтересованности в его работе.

2. «Армейский» подход заключается в выражении «трудно в учении, легко в бою». На протяжении испытательного срока новому сотруднику создаются дополнительные трудности в виде особо сложных и ответственных заданий. При этом его не знакомят с существующими наработками и не дают никаких объяснений. Иногда организации, исповедующие такой подход, ограничивают период работы с каждым сотрудником испытательным сроком, а затем принимают на работу нового работника.

Чаще всего это не жесткая «потогонная» система, а действительно попытка отобрать самых лучших работников, которая в конечном итоге может привести к негативным последствиям. Работник, прошедший испытательный срок в подобной организации, либо расслабляется после прохождения испытания и считает, что уже обеспечил себе спокойное существование, либо будет «мстить» за несправедливое жесткое отношение. Кроме того, в организациях «армейского» типа неизбежна «дедовщина», т.е. жизнь каждого вновь принятого работника будет еще сложнее. В итоге организация может быть вообще отрезана от притока новых сил. Жесткое дисциплинарное отношение к вновь принимаемым работникам имеет смысл только в том случае, если вся политика в области персонала носит такой же характер и сотрудник не заметит окончания испытательного срока.

3. «Партнерский» подход обычно демонстрируют организации, имеющие большой и разнообразный опыт найма сотрудников. По сути этот подход является признаком зрелости организации, осознающей необходимость оперативности в определении соответствия кандидата требованиям должности и соответственно снижения затрат, неизбежных при найме персонала и его адаптации. Зрелый работодатель понимает, что идеальных работников не бывает и что каждый прием на работу — это компромисс между ожиданиями и действительностью.

Основные проблемы новичков

Что может осложнить человеку жизнь в его первые дни на новой работе? На что следует в первою очередь обратить внимание специалистам, занимающимся проблемами адаптации персонала? Исследования показывают, что преобладающими негативными моментами, мешающими почувствовать себя «на своем месте» вновь пришедшим сотрудникам, являются:

  • недостаток организационных знаний;
  • неумение ориентироваться в новой обстановке;
  • скованность перед руководством и коллегами;
  • отсутствие практического опыта.

К этим объективным факторам добавляются субъективные переживания, еще больше осложняющие адаптацию, такие как:

  • страх показаться некомпетентным и не справиться со своими обязанностями;
  • боязнь потери работы (или страстное желание как можно быстрее «продвинуться»);
  • опасение не стать уважаемым в коллективе;
  • отсутствие контакта с начальством (антипатичный руководитель или, наоборот, страх ему не понравиться);
  • неумение «вписаться» в коллектив (опаска оказаться отверженным или не захотеть сближаться по своей инициативе) и др.

Адаптация в биологии и психологии

Изначально феномен гомеостаза изучали только с биологической точки зрения: ученые исследовали, каким образом организм поддерживает постоянство внутренней жизнедеятельности.

Адаптация в биологии – это процесс, направленный на обеспечение вышеупомянутого постоянства при изменяющихся внешних условиях.

Например, если вы привыкли жить на местности с низкими температурами, то переехав в страну с жарким климатом, можете почувствовать некоторое недомогание (нарушение гомеостаза). Все физиологические ресурсы будут задействованы, чтобы восстановить баланс.

Уже через несколько дней организм перестроит свою деятельность под имеющиеся условия – привыкнет к климату (произойдет акклиматизация), и ваше самочувствие улучшится (восстановится гомеостаз).

Позднее Жан Пиаже перенес теорию адаптации из биологии в психологию. С его точки зрения, адаптация в психологии – это процесс, который включает в себя два способа регуляции психического гомеостаза:

  1. ассимиляция – внедрение внешних факторов во внутреннюю среду. Например, когда вы что-то внимательно изучаете и применяете на практике, происходит ассимиляция знаний – включение их в вашу когнитивную сферу.
    Или пример с ассимиляцией в контексте воспитания – то, чему учат родители детей, откладывается «на подкорку» и в будущем становится их установками;
  2. аккомодация – изменение индивидом собственных когниций для успешного существования в среде. В этом случае человек не привыкает к тому, что есть, а меняет себя, перестраивает то, что уже есть – вырабатывает новые способы поведения и реакций.
    Например, когда женщина становится матерью, она перекраивает многие свои привычки.

Таким образом, психологическая адаптация представляет собой равное соотношение двух векторов интеллектуальной деятельности человека.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]