Реферат на тему «Вечные общечеловеческие ценности: Праведное поведение»

Обновлено 22 июля 2021 749 Автор: Дмитрий Петров
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru.

Материальное и духовное в жизни человека – это две составляющие его бытия.

Каждый человек индивидуален, поэтому и приоритеты у людей разные: для кого-то основной ценностью является материальный достаток, для кого-то – работа души.

Сегодня поговорим о том, что такое материальные и моральные ценности. Немного подробней остановимся на толковании ценностей, относящихся к духовной сфере.

Ценности – это …

Слово «ценности» является однокоренным к слову «цена». Следовательно, ценности – это то, что имеет свою цену. При этом цена не обязательно выражается в денежном или ином материальном эквиваленте. Цена и ценность не синонимы.

Ценность – это, прежде всего, значимость объекта для человека. Поэтому ценность – сугубо субъективное понятие, зависящее от мировоззрения (это как?) конкретного индивидуума.

Объясню на примере: допустим, цена трактора = 3 млн. руб. Но учителю Иванову трактор не нужен, поэтому ценности для него трактор не имеет.

Этот же Иванов обожает свою жену и маленькую дочку. Его любовь не имеет цены, но в то же время является основной ценностью в его жизни.

Ценности принято разделять на материальные (имеющие цену, выраженную в материальном эквиваленте) и моральные (не имеющие материальной оценки).

К моральным ценностям относят жизненные, семейные, нравственные, духовные. Далее рассмотрим толкование некоторых ценностей.

Кто такой богатый человек?

Есть мнение, что богатые люди в основном безнравственные. Об этом очень интересно говорил Михаил Задорнов: «Богатый человек — от слова Бог. То есть богатый тот, в ком Бога много. А тот, у кого много денег — тот коллекционер». Очень точно подмечено. И если у человека всё в порядке с энергией, все центры развиты гармонично, то у него развитие происходит на всех уровнях, если же есть перекос в какую-то одну сторону — это говорит о наличии проблем.

Как уже сказано выше, отречься можно только от того, что у человека есть. Легко, будучи нищим, отречься от богатства. Тут можно привести пример принца Сиддхартхи, жившего 2500 лет назад, который оставил всё: дворец отца, богатство, роскошь, право наследовать трон и стать великим правителем и завоевателем.

Всё это он променял на монашескую накидку и чашу для подаяний. И это величайший пример истинного отречения, когда ради блага других человек пожертвовал всем. И пройдя через многие испытания, принц Сиддхартха стал Буддой.

В истории Будды был ещё один интересный пример. Однажды к нему на проповедь пришла женщина, у которой не было ничего, кроме накидки, в которой она ходила. И желая хоть что-либо сделать для этого святого человека, она пожертвовала ему всё своё имущество — свою накидку. И тогда Будда обратился к присутствовавшим на собрании царям, которые пожертвовали Будде много драгоценностей, он сказал: «Пожертвование этой женщины превышает все ваши пожертвования. Потому что она отдала всё, что у неё было».

То есть для царей их пожертвования не были настолько значимы, для них это —капля в море. А женщина отдала последнее. И тут, кстати, мгновенно сработал закон кармы: присутствовавшие на собрании цари, услышав это, пожертвовали этой женщине много одежды, украшений, драгоценностей и так далее.

Таким образом, не так важно, сколько у человека денег, важнее, что он способен отдавать и делиться. И это признак поистине богатого человека. И тут снова речь идёт о гармоничном развитии. С одной стороны, если у человека много денег, но он не способен жертвовать — такого человека можно назвать нищим, ведь он полностью бесполезен для окружающих. С другой стороны, если у человека совсем ничего нет, то и такой человек является нищим, ведь он тоже ничего не может дать другим.

Также говоря о нищете, нельзя не упомянуть закон кармы. Если у человека совсем нет материальных благ — это свидетельствует о том, что он долгое время вёл себя как эгоист, ни с кем ничем не делился и теперь он пожинает плоды своей скупости. Снова-таки можно привести пример с Буддой: он родился сыном великого царя и жил в роскоши.

И это признак святой личности — гармония на всех уровнях, и в материальном, и в духовном. А если человек испытывает проблемы на материальном уровне, значит он попросту не создал в прошлом причин для того, чтобы быть материально обеспеченным. И это повод начать взращивать в себе щедрость.

Материальные ценности

Материальные ценности (МЦ) – это объекты, которые имеют физическую оболочку, могут быть куплены, проданы или обменяны.

Примеры МЦ: недвижимость, предметы быта, транспортные средства, товар, оборудование и т.д.

Материальные ценности могут быть собственностью (это как?) отдельного человека, семьи, организации (ИП или юридического лица), государства. МЦ, принадлежащие юр.лицу, ИП или государству, находятся под контролем и подлежат бухгалтерскому учету.

Некоторые виды МЦ облагаются налогом (в том числе недвижимое имущество физических лиц).

В бухучете (что это?) все МЦ, используемые в хозяйственной деятельности предприятия, называются товарно-материальными ценностями (ТМЦ).

В перечень ТМЦ предприятий входят:

  1. сырье, материалы, комплектующие для изготовления продукции;
  2. незавершенное производство («недоделанная» продукция);
  3. товар на складе (товар произведен, но не продан покупателю);
  4. расходные материалы, используемые в процессе производства;
  5. тара;
  6. средства производства (оборудование и инструменты).

Все ТМЦ являются активами (это как?) компании. Движение ТМЦ с момента поступления на баланс предприятия тщательно фиксируется.

К этапам движения ТМЦ относятся следующие основные моменты:

  1. поступление (приход) – это может быть поставка, передача, мена;
  2. хранение;
  3. выбытие.

Чтобы исключить расхождение между сведениями учета и реальным положением дел, на предприятии проводятся регулярные инвентаризации (это как?). Движение ТМЦ фиксируется бухгалтерскими проводками, на основе которых затем формируется бухгалтерский баланс.

Что такое счастье?

В этой связи счастье никогда не являет собой абсолютное состояние. Как известно, человеку важен путь, который он проходит для достижения своей мечты, а не сам факт. Чем тернистей и извилистей дорога, ведущая к счастью, тем глубже осознание смысла бытия. Люди творческих профессий, не помещенные в жесткие рамки условий, всегда испытывают счастье. Они наслаждаются процессом, порой, невзирая на отсутствие материальных благ. Эти люди уверены в том, что они нашли смысл бытия в своих работах (картинах, скульптурах, песнях). В этих работах отражено все лучшее, что имеется в нашей жизни, и это лучшее будет жить в веках. Так мы плавно подошли ко второму аспекту человеческих ценностей, к тому, что ожидает человека за пределами жизни.

Общечеловеческие ценности

Эволюция человечества подразумевает не только изменение человека как биологического вида, но и эволюцию мировоззрения «человека разумного». Согласно теории Дарвина, люди произошли от обезьян. За неимением лучшего предположения, согласимся с этой теорией.

Очевидно, что основные ценности человека-обезьяны были исключительно материальными: добыть еду, защититься от хищных животных. С течением времени человек научился охотиться, добывать огонь, выращивать нужные растения.

Приоритеты выживания перестали быть основополагающими, стало меняться мировоззрение человека.

Начали формироваться новые ценности – забота о близких людях, воспитание подрастающего поколения, почитание мудрости, преклонение перед богами.

Как соотносятся мировоззрение и жизненные ценности? Мировоззрение – это система ценностей конкретного индивидуума, сформированная по принципу «что такое хорошо, а что такое плохо». Мировоззрение формируется с рождения, с первых «можно» и «нельзя», сказанных родителями.

На протяжении своей жизни человек попадает под влияние разных людей, разных социальных групп. Под натиском внешнего воздействия система жизненных ценностей может смещаться в ту или иную сторону, вследствие чего меняется и мировоззрение.

Определяющую роль в формировании мировоззрения конкретного человека играют устои общества, в котором данный человек вынужден жить (мы не выбираем место и время рождения).

Так, система ценностей аборигена племени каннибалов из дебрей Амазонки в корне отличается от традиционных ценностей жителей цивилизованных стран.

Это доказывает, что именно сложившаяся система ценностей конкретного общества формирует мировоззрение каждого из его членов.

Но мировоззрение не статично. Вспомним Гитлера – всего за несколько лет он сумел «скорректировать» мировоззрение сотен тысяч людей, убедив, что лишь нация арийцев достойна жить и править остальным миром.

А ведь самые отъявленные нацисты (кто это?), уничтожившие миллионы мирных граждан, когда-то были милыми пухлыми младенцами, их воспитывали добропорядочные родители и система прививаемых ценностей также была вполне добропорядочна.

Влияние внешних факторов и отдельных личностей на изменение устоев общества и связанной с ними системы ценностей нельзя преуменьшать. Именно об этом предупреждает нас история.

Содержание сайта =>> Российское гуманистическое общество =>> «Здравый смысл» =>> 2008, № 4 (49) Сайт «Разум или вера?», 06.03.2009,

ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ Осень 2008 № 4 (49)

ЧТО ТАКОЕ ГУМАНИЗМ?

Общечеловеческие ЦЕННОСТИ

Владимир Ефимов Валерий Таланов

О понятии «общечеловеческие ценности»

Проблема общечеловеческих ценностей является одной из самых сложных, задевающих интересы разных общественных групп. Ошеломляющее многообразие точек зрения по этому вопросу умещается между двумя полярными: (1) общечеловеческих ценностей нет; (2) общечеловеческие ценности есть.

Аргументы первой можно подразделить на три вида:

а) общечеловеческих ценностей не было, нет и быть не может; это следует из того, что, во-первых, все люди и человеческие общности имели и имеют особые, различные и даже несовместимые интересы, цели, верования и т. п.; во-вторых, как и любая мировоззренческая проблема, проблема определения ценности вообще не может иметь однозначного решения, её трудно сформулировать; в-третьих, решение этой проблемы во многом обусловлено эпохальными и конкретно-историческими условиями, которые весьма различны; в-четвертых, ценности носили и носят только локальный во времени и пространстве характер;

б) общечеловеческих ценностей не было и нет, но само понятие используется или может использоваться в благих или в корыстных целях для манипуляции общественным мнением;

в) общечеловеческих ценностей не было и нет, но поскольку разные сообщества не существуют изолированно друг от друга, то для мирного сосуществования различных социальных сил, культур, цивилизаций и т. п. необходимо выработать фактически искусственный набор неких «общечеловеческих ценностей». Иными словами, хотя таковых ценностей фактически не было и нет, но их можно и нужно выработать и навязать всем людям, сообществам, цивилизациям.

Аргументы второй точки зрения можно суммировать так:

а) общечеловеческие ценности – это явление только материальное, т. е. физическое или биологическое: (богатство, удовлетворение физиологических потребностей и т. п.);

б) общечеловеческие ценности – это чисто духовный феномен (абстрактные мечты об Истине, Добре, Справедливости…);

в) общечеловеческие ценности – это сочетание как материальных, так и духовных ценностей.

При этом одни считают «ценности» стабильными, неизменными, а другие – меняющимися в зависимости от смены экономических, политических, военных и других условий, от политики правящей верхушки или партии, от смены социально-политического строя и т. д. Например, в России господство частной собственности сменилось господством общественной, а затем – частной. Соответственно поменялись и ценности.

Каждый человек, любое общество непременно вступает в различные отношения с собой, со своими частями, с окружающим миром. Всё многообразие таких отношений можно свести к двум типам: материальным и духовным или материально-духовным и духовно-материальным. В первые входят все виды практической деятельности: производство материальных благ, экономические отношения, преобразования в материальной сфере жизни общества, в быту, опыты, эксперименты и т. д. В духовно-материальные входят, прежде всего и главным образом, познавательные, оценочные, нормативные отношения. В познавательных отношениях непременно содержатся поиск решения и процесс решения таких универсальных вопросов: «что это такое?», «каково оно?», «сколько его?», «где (куда, откуда)?», «когда (как долго, до или после)?», «как (каким образом)?», «почему?», «зачем?» и др.

Оценочные отношения тоже связаны с поиском универсальных вопросов, но другого рода (вопросов, касающихся значения познаваемого или познанного, его существенности, отношения к людям: «истина или заблуждение (ложь)?», «интересное или неинтересное?», «полезное или вредное?», «нужное или ненужное?», «хорошее или плохое?» и т. д.

Конечно, оценивать возможно лишь то, что хотя бы в какой-то степени познано. Оценка и степень её адекватности находится в прямой зависимости от уровня, глубины, всесторонности познания оцениваемого. Далее она оказывает обратное влияние на дальнейший ход процесса познания. Если ценности невозможны без оценки, то это не значит, что они целиком от неё зависят. Все общечеловеческие ценности связаны с объективной действительностью природы и общества, т. е. реально существуют. В сознании могут содержаться лишь желания, представления, понимание ценностей, различающиеся у разных людей, общностей и т. д. Но должно быть и в самом деле есть в ценностях что-тообщее даже для самых разных людей, т. е. всегда были и существуют общечеловеческие ценности.

На основе оценочных отношений и опыта их применения к природе, обществу и человеку формируются нормы и правила поведения, представляющие собой знаменатель, общий результат социального опыта, которым люди руководствуются в дальнейшей познавательной, оценочной и практической деятельности. Элементы таких нормативных отношений обычно именуются терминами: «принцип», «правило», «требование», «норма», «закон», «установка», «заповедь», «завет», «запрет», «табу», «наказ», «определение», «кредо», «символ веры», «канон» и т. п.

То ценное, что как таковое осознаётся людьми в процессе их деятельности, весьма неоднородно. Поэтому нельзя не различать:

1) ценности как таковые, как исходные, фундаментальные, абсолютные (в смысле непререкаемые), вечные (в смысле существующие всегда) и т. п.

2) ценности, которые носят частный характер.

Поскольку аксиологическая (оценочная) деятельность напрямую зависит от познавательной, то ценностями не может быть то, что непостигаемо нашим мышлением, что является нереальным, невозможным, неосуществимым, недостижимым, несбыточным, мнимым, фантастическим, утопическим, химерическим и т. п. «Ценность – термин, используемый в философской и социологической литературе для указания на человеческое, социальное и культурное значение определённых явлений действительности» [3]. Значит, ценность – то реальное, что есть (существует) и при этом имеет большую или меньшую значимость и важность для людей.

Употребляя термин «общечеловеческое» следует иметь в виду как минимум три взаимосвязанных аспекта:

1) общечеловеческое (в смысле: общее для всех) как то, что касается каждой практически здоровой и вменяемой личности (от первобытного человека до современного);

2) общечеловеческое как то, что представляет собой абсолютную, непреходящую и высоко значимую потребность для человечества в целом (например, экологические ценности);

3) общечеловеческое как то, что находится или должно быть в центре внимания каждого государства (например, национальная и международная безопасность).

С учётом этих аспектов определим понятие «общечеловеческие ценности». Общечеловеческие ценности – это то действительно важное для людей, что непременно является надобным, желанным, что имеет непреходящую, существенную значимость практически для каждого нормального человека, независимо от его пола, расы, гражданства, социального положения и т. д. Общечеловеческие ценности высоко значимы для человечества как единства всех людей, также как и для всякого государства, поскольку оно отвечает или должно отвечать нуждам, интересам, потребностям общества и гражданина.

В соответствии с тремя областями бытования общечеловеческих ценностей следует выделить три типа систем этих ценностей: общие личностные ценности, ценности, общие для всего человечества и ценности сферы деятельности государств или союза государств. Исходной, как мы считаем, является система личностных или общеличностных ценностей.

Система общеличностных ценностей

Среди такого рода ценностей исходная, центральная и важнейшая – жизнь индивида, выступающая в качестве онтологической (бытийственной) основы всех других ценностей первого типа 1.

Если для любого неорганического образования безразлично, существует оно или нет 2, то для живого образования главным является – существовать, быть, т. е. жить и длить свою жизнь. Значит, для всего живого бытие – это жизнь, а суть жизни заключается в том (какими бы подчас благоглупыми смыслами мы её ни обременяли и ни подменяли), чтобы она (жизнь) была и продолжалась 3. Но если «ценностность» присуща жизни по самой её природе, то тем более в высшей степени она должно быть присуща (и, в самом деле, присуща) каждому человеку как вершине «биологической пирамиды», достигшей уровня социальности.

…Идея вечности жизни человека в материалистической, атеистической трактовке стала выступать в виде «всё остаётся людям», т. е. каждый человек после смерти не исчезает бесследно, а остаётся в мире в своих потомках, в хороших и плохих плодах своей деятельности, в памяти человечества, а плоть его как была частью природы, так и остаётся ею, но в новых физических и химических формах.

Отсюда, важнейшей общелюдской (в смысле: для всех людей, для каждого человека как биосоциального существа) центральной, исходной, ценностью, фундаментальной основой всех остальных общечеловеческих ценностей является жизнь.

Видимо, именно потому, что жизнь всегда считалась людьми высшей, исходной ценностью, уже на ранних стадиях существования истории общества возникли идеи, представления, а далее – различные более или менее развёрнутые мифологические учения о бессмертии души, т. е. о том, что жизнь каждого человека в её разных формах вечна 4. Люди не могли и многие до сих пор не могут себе представить, что смерть – это абсолютный конец существования. Они хотели быть вечными и придумывали варианты своей вечности. В дальнейшем эти идеи и представления стали непременными элементами всякой религии.

В науке эта идея беспредельности жизни сформулирована В. И. Вернадским в принципе безначальности и вечности жизни. В современном естествознании эта идея выражается, в различных вариантах, в форме экзобиологии, а в древности была сформулирована идея панспермии. Эта же идея вечности жизни человека в материалистической, атеистической трактовке стала выступать в виде «всё остаётся людям», т. е. каждый человек после смерти не исчезает бесследно, а остаётся в мире в своих потомках, в хороших и плохих плодах своей деятельности, в памяти человечества, а плоть его как была частью природы, так и остаётся ею, но в новых физических и химических формах.

Жизнь – одно из ключевых слов нашего разговорного языка. При встречах люди обращаются друг к другу со словами: «Как житьё-бытьё?», «Как поживаете?», «Ну, как жизнь?» и т. п. А в пожеланиях обычно есть слова: «Будь здоров» (или просто «Будь»), «Многие лета!», «Многих (“долгих”) лет жизни!».

Любой человек живёт в определённых природных и социальных условиях, которые могут оказаться или показаться совершенно враждебными, нетерпимыми. Человек может лишить себя жизни, уйти из этого мира, надеясь перейти в другой. В определённых экстремальных ситуациях человек под влиянием тех или иных идеалов, принципов, верований, убеждений может пожертвовать своей жизнью, опять-таки нередко уповая на то, что ему за это воздастся в другом мире либо в этом в виде доброй памяти о нём. Но и первое, и второе касается очень малого процента населения. В нормальных условиях даже верующие практически, в повседневности считают главной ценностью жизнь вот эту, земную, и дорожат ею. Различные аспекты жизни как высшей ценности рассмотрены в [4 – 8].

Люди всегда, так или иначе, ощущали потребность искать, обретать, иметь истину. В донаучную эпоху понимание людьми истины было весьма многозначным… Но высоко ценилась истина всегда. Особым уважением пользовались её носители… Дальновидные правители заботились и заботятся о развитии науки и образования. Значит, истина встаёт в один ряд с другими исходными главными общелюдскими ценностями. Это – высшая интеллектуальная ценность, ценность человека как Homo sapiens.

Нормальное состояние и течение жизни любого живого организма предполагает его здоровье. Так и человек желает не просто жить, а жить без болезней, без болей, физических и психических страданий, ушибов, травм, увечий, неприятного самочувствия, т. е. желает быть здоровым. Отсюда – другой, непосредственно связанной с жизнью ценностью является здоровье как жизнесохраняющая, прежде всего медицинская ценность.

Чего желают людям? Конечно, здоровья как основы и условия всякого блага. «Желаем здоровья, а всё остальное приложится!» , «Здоровеньки булы!» При встречах говорят: «Здорово!», «Здравствуйте!», а при расставаниях на недолгий срок: «Будь здоров!» И даже при чихании говорят: «Будь здоров!», т. е. «Не болей!». А когда говорят «До свидания!» (кстати, буквально то же говорят не только славяне, но и итальянцы, румыны, немцы и др.), то имеют в виду, что мы будем живы и здоровы и поэтому увидимся, свидимся, повстречаемся: «do widzenia!» (польск.); «do videnia!» (словац.); «auf Wiedersehen!» (нем.); «till we meet again!» (англ.); «au revoir!» (фр.); «arrivederci!» (ит.); «hasta la vista!» (исп.). Существует много народных пословиц, поговорок, подчёркивающих важность здоровья. «Здоровье всему голова», «В здоровом теле здоровый дух», «Здоровье есть богатство» и т. п.

Но чтобы быть живым и здоровым, нужно иметь благоприятные условия для жизни и здоровья, а значит, благополучие, благоденствие, благосостояние. Слова «благо» и «добро» могут выступать как синонимы. Как отмечал Ф. Энгельс: «…люди в первую очередь должны есть, пить, иметь жилище и одеваться, прежде чем быть в состоянии заниматься политикой, наукой, искусством, религией и т. д.…» [9]. Значит, наличие прежде всего материального обеспечения жизни и здоровья лежит в основе любого вида деятельности каждого человека в любом обществе. Поэтому материальное благо – это высшая утилитарная ценность для человека как существа телесного.

Благо связано с другими ценностями, в том числе со счастьем. В. И. Даль отмечал, что благо – всё доброе, полезное, служащее нашему счастью. Благополучие – это жизнь в достатке благ, спокойное и счастливое состояние, существование.

Счастье – состояние наибольшей внутренней удовлетворённости человека в чём-то существенном для него. Стандартов счастья не существует, оно всегда уникально. И в этом тоже наше счастье.

Благо – всё то, что необходимо и полезно для жизни и здоровья, т. е. предметы, способные удовлетворить потребности человека, которые либо существуют в природе в готовом виде и их надо находить и собирать, либо их в природе нет и их нужно создавать. В любом случае необходимы действия человека. Поэтому всякий человек – деятельное (деятельностное) биосоциальное существо.

Человеческая деятельность – предельно широкое понятие, она включает в себя все виды деятельности и отмечена самыми различными состояниями человека от восторга и вдохновения до утомительности, скуки и т. п. Вместе с тем есть и такой исключительно важный вид деятельности, как творчество, оно присуще именно и только человеку. Наши очень далёкие предки поначалу действовали не только инстинктивно, но и подражали природным явлениям и процессам, учась у природы (что, собственно говоря, в существенных актах деятельности продолжается и поныне). Со временем, на этой основе они стали изобретать и создавать, делать такое, чего природа не может произвести. Этот процесс и есть творчество.

И первобытный человек, и ребёнок, и современный взрослый испытывают особые, радостные эмоции, чувства, когда удаётся открыть, придумать, изобрести, сконструировать, создать что-то новое, не существующее в природе, либо усовершенствовать уже созданное людьми. Именно творчество в наибольшей степени позволяло и позволяет человеку почувствовать, осознать себя творцом, создателем небывалого. Это возвышает человека, делает его «я» не только особенно значимым, но и уникальным феноменом мира природы. Творчество – одна из важнейших общелюдских ценностей, а именно, деятельностная ценность. В результатах творчества запечатлено единство внешнего мира и эмоционально-рациональной деятельности человека. Именно последнее заставляет обратиться к такому важному свойству человека, как разум.

Чтобы жить, быть здоровым и обеспеченным необходимыми благами, любому человеку нужно быть достаточно осведомлённым об окружающем мире и о себе, ориентироваться в мире не только на уровне инстинктов и врождённых рефлексов, но и на основе знания. Первобытные люди осуществляли познание преимущественно методом «проб и ошибок», тем не менее, среди многообразных форм знания есть особое, наиболее надёжное и полезное знание. Это знание научное.

Люди всегда, так или иначе, ощущали потребность искать, обретать, иметь истину. В донаучную эпоху понимание людьми истины было весьма многозначным: к ней относили знания опытные и сакральные, умения (знания, как что-то сделать), предания, убеждения, приметы, надежды, верования и т. д. Но высоко ценилась истина всегда. Особым уважением пользовались её носители: старики, шаманы, колдуны, волхвы, ведуны, прорицатели, жрецы, философы, учёные. Дальновидные правители заботились и заботятся о развитии науки и образования… Значит, истина встаёт в один ряд с другими исходными главными общелюдскими ценностями. Это – высшая интеллектуальная ценность, ценность человека как Homo sapiens.

Если творчество необходимо для создания благ, а последние – для здоровья и жизни, то истина как процесс и результат творчества познавательно-исследовательской деятельности необходима для творчества в любой сфере. Творчество – это деятельность не только утилитарного и познавательно-исследовательского характера, но и нравственного и особенно ярко – художественно-эстетического. Последняя связана со всеми эмоциональными и интеллектуальными дарованиями человека. Уже в первобытном обществе люди рисовали, лепили, ваяли, вырезали, украшали жилище, предметы быта, одежду, оружие, орудия труда, предметы культа, самих себя; они пели, музицировали, танцевали, изображали сценки разного характера. Это значит, что прекрасное (красота) – высшая общелюдская эстетическая ценность.

В единстве с рассмотренными ценностями формируется и действует чувство и представление о справедливости. Справедливость – это осознание соответствия межчеловеческих отношений морально-правовым установлениям, это выражение порядка в обществе, так же как и обеспечения интересов людей, уважения их достоинства. Встреча с тем, что соответствует представлению о справедливости, порождает в людях удовлетворение. Напротив, несправедливость вызывает отрицательные реакции (обиду, возмущение, злобу, ненависть, зависть, мстительность и т. д.), толкает на борьбу за восстановление и торжество справедливости. Это говорит о том, что справедливость является важнейшей общелюдской морально-правовой ценностью.

Своего рода вершиной комплекса «общелюдских» ценностей, как бы надстраивающейся над другими, рассмотренными выше, является счастье, в котором гармония истины, справедливости и красоты создаёт особое жизненное состояние. Каждый человек желает счастья (по крайней мере, для себя), стремится к нему. Счастье – состояние наибольшей внутренней удовлетворённости человека в чём-то существенном для него. Стандартов счастья не существует, оно всегда уникально. И в этом тоже наше счастье.

Одни люди счастливы от того, что живы (например, остались «чудом» живы после войны, катастрофы, преступного действия против них и т. п.), другие счастливы тем, что у них прекрасная семья, любимая «половина», замечательные дети. Наоборот, есть и такие, которые считают себя несчастливыми, хотя окружены всем нужным, полезным, интересным. Но часто бывает так, что человек спустя какое-то время осознаёт, что был счастливым, но не отдавал себе в этом отчёта (ведь, как говорится, всё познаётся в сравнении). Поэтому есть и такое определение: «счастье – это то, что, имея, не ценим, а потерявши плачем».

В каждой из рассмотренных ценностей имеются материальная и духовная, объективная и субъективная компоненты, находящиеся в единстве и взаимодействии. Но их «удельный вес» и роль в разных ценностях неодинаковы. Прямая связь между этими ценностями в ряду от «жизни» до «счастья» носит, в основном, характер обусловленности последующих предшествующими (в порядке нашего рассмотрения их), а обратная связь – характер обратного активного влияния. Но в общем и целом, в этих взаимосвязях и взаимодействиях большая роль принадлежит материальной, объективной компоненте.

Выстраиваются две «шеренги» противоположностей: «жизнь – здоровье – благо (добро) – творчество – истина – прекрасное – справедливость – счастье» и «смерть – болезнь – безделье – зло – ложь – безобразное – несправедливость – несчастье». В первой цепочке понятий ценности связаны между собой неким своим соответствием, родством, находятся в единстве друг с другом, и во второй все антиценности находятся в своём единстве, соответствии, родстве.

«Общелюдские» ценности являются главными критериями всего, что связано с оценкой как фактов, состояний, так и действий. Поэтому мы говорим: «это – опасно (или не опасно) для жизни», «это полезно (вредно) для здоровья», «это служит добру (злу)», «это – истинно (ложно)» и т. д.

Ценности человечества

В «Современном толковом словаре русского языка» человечество определяется так: «люди, человеческий род, человеческое общество». Значит, объединяя это, можно сказать, что человечество это множественно-целостное биосоциальное образование. Поэтому ценности человечества и общелюдские ценности хотя и взаимосвязаны, но не могут быть ни тождественными, ни противоположными друг другу.

Человечество исторически произошло как явление земное и со времени возникновения в своём существовании и развитии взаимодействует с окружающей природной средой. К общечеловеческим (в смысле: общим для человечества) ценностям относится система самых важных факторов его существования и прогресса.

Естественной исходной и фундаментальной является ценность самого существования (и развития) человечества, субъекта всех других ценностей. К числу наиболее очевидных и важнейших ценностей существования людского рода являются воздух, вода, пища, а также те физические константы, которые определяют физическую и химическую сущность природы. Таковы исходные ценности человечества как уникального феномена планеты Земля.

Величайшими ценностями человечества являются флора и фауна. Человечество, возникшее из живой природы, всегда существовало и развивалось на основе и в единстве, во взаимодействии с флорой и фауной Земли как непременными условиями своего бытия, как главнейшими источниками пропитания, одежды, лекарств и т. д., удовлетворения многих других материальных и духовных человеческих потребностей.

Среди важнейших ценностей человечества – полезные ископаемые, представляющие собой твёрдые, жидкие и газообразные образования неорганического и органического происхождения, входящие в литосферу земной коры и используемые в материальном производстве, быту и других сферах жизни общества.

Исключительно важная ценность человечества – источники энергии.

Энергия – непременное условие возникновения и существования биосферы, людей, человечества. Исходным и основным источником энергии для нас было и остаётся солнечное излучение. Уже в доисторические времена человечество начало использовать химическую энергию древесины, а значительно позже – механическую энергию воды и ветра и уже в Новое время – энергию, получаемую из практически невозобновляемых органических и неорганических ископаемых.

Ценности государства

Третий тип общечеловеческих ценностей связан с самим обществом. Они в зародышевом виде были уже в первобытном обществе, оформились и развивались в условиях цивилизации и в наиболее развитом виде выступают в современных странах.

Но сначала необходимо разобраться в соотношении понятий «государство», «общество», «страна», «территория». Чаще всего государство отождествляют с обществом или страной. Можно, скажем, прочитать или услышать: «в таком-то государстве экономика развивается успешно… живут такие-то этносы… произошло землетрясение…» и т. д. Всё это может быть в стране или (кроме землетрясения) в обществе. Думается, что страна – это целостное образование, включающее в себя общество (с таким его элементом, как государство) и занимаемая им территория. Можно сказать и так: страна – это общество, существующее на определённой территории, имеющее государство, т. е. такой свой элемент, который определяет организацию и управление общественными процессами, обеспечивает его безопасность и благоприятные условия жизни как общества, так и отдельного гражданина.

Ценности, которые называют государственными (иногда – социальными, политическими и т. п.), на самом деле являются общечеловеческими, ибо ныне человечество, с входящими в него людьми, разделено на общества стран, которые управляются своими государствами, а каждое государство призвано, должно (создано и существует во имя того, чтобы) выражать и реализовать главные жизненные потребности, интересы, нужды общества и его граждан. Исходной, фундаментальной общечеловеческой ценностью третьего типа, т. е. ценностью каждого общества, является безопасность страны, которая, по сути, непосредственно связана с возможностью жизни данного общества.

Другой такой жизненно важной ценностью является экономика, обеспечивающая прежде всего удовлетворение материальных потребностей людей в виде товаров и услуг, не может не быть ценностью для государства.

Важной ценностью государства как страны является культура, которая представляет собой неразрывное единство материального и символического (идеального, духовного). Она существует в виде различных форм жизнедеятельности человека и предстаёт как открытая система познавательных, художественных, нравственных, религиозных, юридических, политических, бытовых и иных ценностей, а также умений, обычаев и традиций.

Важной социальной ценностью является медицина и здравоохранение, которые являются индикаторами общего благополучия и жизнеспособности общества.

Одной из мало изученных и ещё менее признанной ценностью является быт, т. е. те формы непосредственного бытия, в которых протекает повседневная жизнь индивида и семьи. Он обеспечивает повседневные условия жизни, нередко труда и творчества, а также отдыха для восстановления физических, психических и интеллектуальных сил, удовлетворения потребностей в пище и жилище, в поддержании здоровья, в культурном развитии, в развлечениях, участия в домашнем труде, в брачно-семейных и других отношениях.

Наука не может не быть одной из важнейших ценностей любого государства. Это значит, что она должна постоянно быть в центре внимания всякого государства. Государство должно не только обеспечивать финансирование науки, но условия для её свободного функционирования и прогресса.

Человек – это Homo sapiens, человек разумный. Познание, непрерывный процесс получения всё нового и нового знания отличает человека от всех других живых существ. Одной из форм самого надёжного и эффективного знания является наука. Наука – исключительно важная для любой страны, сложная духовно-материальная общественная сфера, включающая в себя особый социальный институт как систему организаций, учреждений, в которых сообщества специалистов осуществляют целенаправленные исследования действительности и совершенствуют знания о ней. Это и специфическая собственно научно-исследовательская деятельность в виде наблюдений, опытов, экспериментов, испытаний, моделирования. Далее, это сложная область культурной жизни общества, представляющая собой единство развивающихся отраслей всё новых видов знаний, каждый из которых отражает определённую сторону действительности. Наука не может не быть одной из важнейших ценностей любого государства. Это значит, что она должна постоянно быть в центре внимания всякого государства. Государство должно не только обеспечивать финансирование науки, но и условия для её свободного функционирования и прогресса.

С наукой тесно связаны образование и просвещение. Образование – социально организованный процесс передачи исторически накопленного опыта и знаний предшествующими поколениями людей последующим. Но в этом процессе есть и субъективная сторона – личность обучающегося, т. е. в образовании как единстве обучения и воспитания идет процесс становления и развития индивидуальности и гражданина, обретающего знания и умения, опыт оценочной и нормативной деятельности.

Гражданский мир – важная ценность общества и задача государства. Ведь существование и успешное функционирование страны напрямую зависит от сохранения и поддержания в ней согласия и порядка. Порядок внутри общества означает его сплочённость, интегрированность в противовес его конфликтности и деградации. Во имя мира и согласия государство на основе закона призвано защищать права и свободы граждан, регулировать отношения между социальными слоями, партиями, движениями, предотвращать, устранять общественно опасные конфликты, противодействовать попыткам насильственного и незаконного захвата государственной власти и т. д.

…Следует признать ошибочными как те утверждения, что существуют только общечеловеческие ценности, а все остальные – либо заблуждение, либо субъективная прихоть, так и те, что общечеловеческие ценности – это миф или обман, есть лишь индивидуальные или национальные неповторимые ценности. Мир ценностей много интереснее и сложнее.

Итак, подведём итоги. Мы выделили три типа систем общечеловеческих ценностей: на уровне личности, для человечества в целом и общие социальные ценности. Конечно, мы рассмотрели только важнейшие из них. Фактически их столь много, что было бы едва ли возможно дать исчерпывающий их перечень. Тем не менее очевидно, что все ценности связаны между собой и составляют открытую систему, интегрируясь – по принципу единства общего, особенного и единичного, – с ценностями специфическими, т. е. имеющими региональный, национальный, конкретно-исторический или сугубо индивидуальный статус. Поэтому следует признать ошибочными как те утверждения, что существуют только общечеловеческие ценности, а все остальные – либо заблуждение, либо субъективная прихоть, так и те, что общечеловеческие ценности – это миф или обман, есть лишь индивидуальные или национальные неповторимые ценности. Мир ценностей много интереснее и сложнее. В нём есть такие ценности, которые не меняются практически в течение многих поколений людей, есть и такие, которые носят национальный или местный характер и связаны с особенностями исторического пути общества, его традициями, а есть и уникальные личностные ценности, существующие только для конкретного индивида. В целом они составляют единство стационарного и вместе с тем динамичного безграничного мира ценностей, который обретает, создаёт и обогащает человечество на пути своего материального и культурного прогресса.

Литература

  1. Кувакин В. А. Твой рай и ад: Человечность и бесчеловечность человека (Философия, психология и стиль мышления гуманизма). – СПб.: Алетейа, М .: Логос, 1998.
  2. Борзенко И. М., Кувакин В. А., Кудишина А. А. Основы современного гуманизма. – М.: РГО. – 2002.
  3. Философский энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия. – 1983.
  4. Таланов В. М. Священность живого (В поисках принципов нового миропонимания). – Новочеркасск: Набла, 1998.
  5. Таланов В. М. Принцип священности жизни // Межрегиональные проблемы экологической безопасности «МПЭБ-2003»: Сборник трудов симпозиума. Сумы: Издательство «Довкилля», 2003.
  6. Таланов В. М. Единство и борьба естественного и искусственного миров // Машины. Люди. Ценности: Материалы Международной междисциплинарной научной конференции… – Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та. – 2006.
  7. Таланов В. М. Рай и ад виртуального мира // Новое в искусственном интеллекте. Методологические и теоретические вопросы. Под ред. Д. И. Дубровского и В. А. Лекторского – М.: ИИнтелЛЛ. – 2005.
  8. Таланов В. М. Принцип священности жизни и экологическое образование // Ноосфера. Збiрник фiлософских праць. – Донецьк: ДонНГТУ. – 2003. – С. 179 – 183.
  9. К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. – Т. 19. – С. 350.
  10. Большой энциклопедический словарь. – 2-е изд. – М.: Большая Российская энциклопедия; СПБ.: Норинт, 2000. – 1456 с.

1 В. А. Кувакин среди ценностей человеческой жизни выделяет жизнь как таковую, её осмысленность (обретение или созидание её смысла), любовь, семью, чадозачатие, воспитание детей, свободу, уединённость, участие и труд, отдых и творчество. (Кувакин В. А. Гуманистическая антропология и учение о ценностях / Борзенко И. М., Кувакин В. А., Кудишина А. А. Человечность человека: Основы современного гуманизма. М.: РГО, 2005, с. 151 – 180.)

2 Хотя уже и здесь мы имеем некоторые предпосылки «воли к жизни»: всякий объект, так или иначе, – это единство его бытия на основе самосохранения и противодействия внешним разрушительным воздействиям. Не случайно многие философы приписывали материи атрибут неподатливости, своего рода немотствующего упорства в своём существовании.

3 С этой исходной, по преимуществу натуралистической точки зрения, смысл жизни возникает как не более чем стремление преодолеть противоречие между, с одной стороны, естественным желанием длить жизнь неопределённо, безгранично долго и, с другой – ощущением или пониманием человеком своей смертности. Поэтому, как замечает А. Круглов «Смысл жизни – проблема… как кажется, вытекающая из невозможности примирить непосредственно ощущаемую абсолютную ценность жизни с её конечностью» (Круглов А. Смысл жизни / Круглов А. Словарь: Психология и характерология понятий (Р – С). М.: РГО, 2003, с. 256.)

4 Поэтому нас не должно смущать то обстоятельство, что в подавляющем большинстве религий жизнь человека рассматривается как вторичная по отношению к богу или богам – вплоть до вытекающих отсюда максим самопожертвования во имя бога. Это самопожертвование всегда имело в виду следующую за «этой» жизнью – жизнь вечную, блаженную и т. д. То есть жизнь в любом случае остается высшей ценностью.

Семейные ценности

Семейные ценности – это традиции, поступки, черты, которые культивируются в отдельно взятой семье и частично передаются из поколения в поколение.

Почему частично? Будущие супруги растут и воспитываются в разных семьях, с различным семейным укладом. Создав собственную семью, муж и жена объединяют свои привычки, вкусы, культуру. В результате что-то из системы семейных ценностей отходит на второй план, появляется что-то новое.

Но главное в системе семейных ценностей остается неизменным:

  1. доверительные отношения;
  2. взаимоуважение;
  3. уверенность в том, что близкий человек придет на помощь в любой трудной ситуации.

Случается, что создание семьи не оправдывает ожиданий найти спутника, с которым бы хотелось вместе жить до глубокой старости и вместе воспитывать детей. Не нужно отчаиваться, судьба непременно даст еще попытку.

Если у тебя есть деньги — ты счастлив

Сегодня нам это внушают 24/7 и многие придерживаются этой концепции. Однако при детальном рассмотрении подобная идея не выдерживает никакой критики. Есть множество примеров того, как финансово успешные люди выходят в окна и прыгают с мостов. И вместе с тем, множество примеров того, как люди, не обладая огромным богатством, научились быть счастливыми.

Один из ярких примеров гармонии между материальным и духовным — мирянин-практик Вималакирти, современник Будды, которого тот очень ценил и уважал за его высокий уровень духовного развития. В «Вималакирти-нердеша-сутре» описано, что Вималакирти был продвинутым практиком и Бодхисаттвой, совмещая это с мирской жизнью.

Также можно вспомнить йогина Миларепу, который был странствующим монахом, но поток посетителей, которые несли ему пожертвования за знания, не иссякал никогда. Существует мнение, что все эти драгоценности Миларепа буквально как хлам сбрасывал в некую пещеру, которую до сих пор ищут охотники за сокровищами.

Из христианских святых можно привести пример Серафима Саровского, жизнь которого проходила в аскезах: он жил в лесу, питался снытью (травой), постился, мало спал, зимой ходил в летней одежде. И вместе с тем даже богатые и знатные люди почитали за честь встретиться с ним и спросить духовного совета. За советом к нему приходил даже царь Александр I.

Таким образом, духовность и материальный достаток — это две важных области человеческой жизни. И важно найти золотую середину: не зацикливаться на материальном, пользуясь лишь самым необходимым, но и не пренебрегать материальными благами, утверждая, что «всё иллюзия».

Напоследок можно процитировать Иисуса, который очень точно сказал о гармоничном развитии: «Итак, не заботьтесь и не говорите — что нам есть, что пить, во что одеться? Ищите же прежде царства Божия и правды его — и это всё приложится вам». То есть человек, который идёт по пути гармоничного духовного развития, не будет иметь нужды ни в чём.

Жизненные ценности

Очень емкое определение жизненным ценностям дал Эйнштейн:

Жизненные ценности (ЖЦ), которые являются приоритетными для конкретного человека, формируют его характер. Следовательно, человек – это продукт жизненных ценностей, которым он следует.

Все ЖЦ можно сгруппировать по 2 группам:

  1. личная жизнь, семья, отношения с людьми, т.е. духовные и нравственные ценности;
  2. работа (бизнес), благосостояние;

Бывает, что определенные события в жизни заставляют человека переосмыслить свои жизненные ценности.

Таким событием в судьбе наших бабушек и дедушек стала Великая Отечественная война. Для тогдашних мальчишек и девчонок все их жизненные устремления отошли на второй план, главным стало выжить в нечеловеческих условиях и победить врага.

В наше относительно мирное время заставить переосмыслить систему собственных жизненных ценностей могут самые разные события: рождение ребенка, смерть близкого человека, создание семьи, тяжелая болезнь, финансовые трудности и т.д.

Нравственные идеалы

Об этой духовной категории овчинка выделки стоит поговорить отдельно. К нравственным идеалам психологи относят:

  • смысложизненные;
  • эстетические;
  • собственно говоря нравственные;
  • семейные.

Смысложизненные идеалы выражают нашу мировоззренческую позицию. Возлюбленная обычно формируется воспитанием дома и в школе. Затем мировоззрение может коренным образом измениться, если этому будут способствовать жизненные обстоятельства. Мировоззрение формирует касательство личности к окружающему миру и людям.

Эстетика относится к душевным переживаниям и отражает са души человека. Эстетические чувства формируются по мере самореализации индивидуума в обществе. К этой категории относится наитие прекрасного и трагичного, возвышенного и комичного.

Собственно нравственные ценности определяют микроклимат между членами общества. К ним относится патриотизм, взаимовыручка, понятия добра и зла. Домогательство к исполнению нравственного долга перед родителями, Родиной и обществом формируется в процессе воспитания ребенка родителями и школой. В дальнейшем нравственные категории могут прибавляться и охватывать такие понятия, как честь, совесть, личное достоинство, беспристрастность и человеколюбие.

Семейные ценности лежат в основе нравственного воспитания человека (как) будто ячейки общества. Именно в семье происходит первый опыт социализации маленького гражданина. Помимо семьи ребенок бы повторил судьбу Маугли, который был лишен наглядного примера социально-общественных отношений. В семье дочка получает первые уроки добра и зла, питается духовной пищей коллективно с материальной, формируется как член общества.

Искусство

Искусство – это духовная самореализация человека посредством чувственно-выразительных аспектов – рисунка, звука, письма, света и т. д.

Искусство помогает каждому человеку почувствовать прекрасное, делает его духовно богаче, дарит энергию и приносит смысл жизни. Если бы не было искусства, то мы бы жили только теми вещами, которые нас окружают (обыденными), и не было бы возможности расти, прогрессировать.

Человек, который связан с искусством – наполнен энергией и сам способен творить окружающую реальность. Чаще всего творец начинает искать свой собственный смысл, прежде не встречавшийся среди людей.

Действие в совокупности

Философы утверждают, что человек не может использовать глубинные основы бытия по отдельности. В этом случае искажается глубинный смысл. Все качества, которые мы перечислили, не могут работать по отдельности. Так, стремление к любви без бескорыстия и сострадания способно превратиться в эгоизм. Мужество и отвага без добра и совести превращаются в жестокость.

Каждому человеку в процессе бытия неоднократно предоставляется право выбора. Существование человека противоречиво, но оно невозможно без преодоления трудностей, без борьбы с искушением, без свободы. Ведь только обладая внутренней свободой, мы обретаем ценность. Человека можно научить ценить жизнь даже через страдания, лишения и невзгоды.

Источники

  • https://KtoNaNovenkogo.ru/voprosy-i-otvety/cennosti-chto-ehto-semejnye-zhiznennye-duhovnye-cennosti-cheloveka.html
  • https://www.oum.ru/literature/raznoe/materialnoe-ili-dukhovnoe/
  • https://FB.ru/article/164699/sformuliruy-osnovnyie-otlichiya-duhovnyih-tsennostey-ot-materialnyih-materialnyie-i-duhovnyie-tsennosti
  • https://rusinfo.info/cto-takoe-duhovnye-cennosti
  • https://miss-runet.ru/samorazvitie/pervichnye-cennosti.html

[свернуть]

Творчество

Ценность творчества заключается в уникальной возможности реализации своих идей. Творчество дает полнейшую свободу самовыражения автору, позволяет путем создания конечного продукта воплотить в жизнь самые смелые свои мысли, эмоции, образы. Творческие люди – это люди с тонкой душевной организацией, это художники, музыканты, скульпторы, дизайнеры, модельеры и многие другие люди искусства. Они стараются реализовать себя в творчестве, совмещая свое призвание, свой талант с повседневной деятельностью и бытовыми обязанностями. Муза – самая главная ценность в их развитии. Процесс создания очередного шедевра становится смыслом жизни, а вдохновение делает этот процесс невероятно легким и приятным.

Саморазвитие

Очень ценно развитие самой личности. Человек зреет, становится мудрее, приобретает полезный жизненный опыт, делает правильные, осознанные и взвешенные выводы и, соответственно, принимает правильные решения в любых жизненных и профессиональных вопросах. Он владеет своими эмоциями, культурен в общении, развивает свой кругозор, становится правильным ориентиром для подрастающего поколения. Всесторонне развитый человек уделяет внимание своему здоровью, физической подготовке и внешнему виду, аккуратен во всем, чистоплотен как в мыслях, так и в отношениях. Человек, прилагающий максимальные усилия для личностного роста и самосовершенствования, стремится к изменению своего отношения к жизни, к осознанию своей роли в мире, к улучшению отношений с окружающими людьми.

Пример: список 50 целей

Придумать цели бывает сложно, если мало практики и осознанности. Поэтому полезно просматривать примеры общих развивающих целей, и адаптировать понравившиеся.

Предлагаем примеры, которые ведут к развитию личности, к приобретению опыта, расширению представлений о себе и вселенной. Желательно иметь что-то ещё за этим целями, но они и так будут развивать вас, если вы решите их достичь. Собрал цели, более экологичные для нашей головушки.

Здоровье и спорт

  1. Пошаговый курс. Нарисовать интеллект-карту своего здоровья.
  2. Проплыть 500 метров. Нырять на 8 метров.
  3. Исключить 2–3 вредных продукта из своего рациона.
  4. Пробежать 10 км.
  5. Целую неделю есть только собственноручно приготовленную еду.
  6. Укрепиться в жизненной позиции Я в порядке, другие в порядке.
  7. Подучиться играть в настольный и большой теннис.
  8. Качалка. Позаниматься 2–3 месяца. Получить разряд.
  1. Понять стихию своего призвания: человек – человек, человек – машина, человек – символы.
  2. Увеличить доход в 2 раза.
  3. Прожить неделю без срочных дел (вне отпуска).
  4. Пассивный доход. 100$ / месяц
  5. Работать в компании. Цели компании помогают реализовать ваши мечты.
  6. Контроль финансов. Записывать расходы и доходы в течение полугода.
  7. Получить опыт найма и увольнения сотрудника.

Окружение, друзья

  1. Публичные выступления. Выступить перед аудиторией 30 человек.
  2. Поднатореть знакомиться.
  3. Уметь слушать собеседника.
  4. Организовать вечер настольных игр.
  1. Побывать на тренинге групповой терапии у опытного психолога. Составить своё мнение.
  2. Любить жизнеутверждающе. Излечить невротичность.
  3. Жениться или выйти замуж по любви.
  4. Перейти в роль отца или матери. Растить, а не воспитывать ребёнка.
  5. Устроить «спонтанное» путешествие.
  1. Побывать на другом континенте.
  2. Царь горы – залезть на пирамиду.
  3. Искупаться в двух океанах.
  4. Пожить 2 месяца в незнакомой стране.
  5. Быть спонтанным. Не боятся выглядеть глупо.
  1. Прочитать 12 научно-популярных трудов за год.
  2. Получить водительское удостоверение. Поездить по серпантину.
  3. Выучить английский язык. Уровень разговорного – выше среднего.
  4. Выучить второй иностранный на базовом уровне.
  5. Прожить по плану целей на год с достижением 70% .
  6. Написать 10 статей.
  7. Поужинать в топ-ресторане города и не оставить чаевых.

Творчество

  1. Научиться рисовать. Написать 5 картин.
  2. Обучиться играть на музыкальном инструменте. Сыграть мелодию на флейте, клавишах, гитаре, ударных.
  3. Выбрать хобби и размышлять как получать в будущем с него доход.
  4. Уметь танцевать. Станцевать постановочный танец 1 минуту.
  5. Спеть песню в караоке или в студии.
  6. Творчество ручной работы. Поделки из бумаги, ткани, глины, пластилина, кожи.

Духовность

Может Бог атеист? Редко видит людей, начинает сомневаться что они существуют.

  1. Развить способность преодоления убеждённости. Узнать что-то, что опровергло бы моё раннее понимание этого.
  2. Умение преодоления старой привычки. Переучить себя в чём-то.
  3. Сформулировать своё предназначение.
  4. Практиковать медитации. Пройти курс или семинар.
  5. Привести колесо баланса жизни в 7–10 пунктов.
  6. Прочитать Новый Завет. Сформировать мнение.
  7. Учиться преодолевать страхи. Преодолеть 5 страхов.
  8. Получить нетрадиционный опыт. Астрология, внетелесные переживания, расстановки.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]