Эмоциональные процессы: основания классификаций, функции эмоций


Больше, чем чувства

Аффект – довольно-таки интенсивная, но кратковременная вспышка эмоциональных ощущений. Примеры: неконтролируемый гнев, ярость, бурная радость, отчаяние. Он абсолютно полностью подчиняет себе психику, создавая при этом сложный комплекс, который и предопределяет отношение к происходящему.

Главная особенность заключается в том, что теряется чувство реальности. Человек может не понимать того, что творит. Обычно люди в таком состоянии делают длительные беспорядочные движения. Другой вариант – полное оцепенение, лишение дара речи. Часто после такого бурного спектра можно почувствовать сильную усталость и подавленность.

Страсть – сложное состояние, сосредоточенное на большом количестве ощущений, данное лишь человеку. Может быть сосредоточена как и вокруг конкретной деятельности, так и вокруг объекта.

Общая характеристика эмоций

Определение 1
Эмоции — это психические процессы, протекающие в форме переживаний и отражающие интенсивность актуальной мотивации, перспективу ее удовлетворения в данной конкретной ситуации.

Существует еще одно определение эмоциональных состояний.

Определение 2

Эмоциональные состояния – это функции двух переменных:

  1. Имеющейся у человека актуальной мотивации;
  2. Наличия вероятности ее удовлетворения.

Эмоциональные состояния человека теснейшим образом связаны с процессом регуляции деятельности человека в целом и находят свое отражение в поведенческих реакциях человека. Многие исследователи придерживаются точки зрения, что эмоциональные проявления человеком с одной стороны генетически обусловлены, а с другой стороны являются социально предрасположенными.

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

Эмоциональные проявления человека существуют в виде:

  • имеющихся у человека внутренних субъективных переживаний;
  • изменения мимики, жестов и пантомимики человека;
  • характерных изменениях поведения человека;
  • изменениях речи;
  • гормональных изменениях;
  • возникающих вегетативных реакциях.

Эмоции являются универсальной реакцией всего человеческого организма на внешнее воздействие окружающего мира.

Отличия эмоций от чувств, их классификации и функции

Эмоции – более обширное понятие, носящее универсальный характер для всех людей (не затрагивают исторический характер), способные не иметь предметного характера.

Классификация чувств

Чувства можно разделить на:

  1. Интеллектуальные, возникающие в процессе учебы/научной работы.
  2. Нравственные, которые отражают отношение человека к морали.
  3. Эстетические, появляющиеся в результате получения эстетического удовольствия.

Разделение эмоций

По знаку эмоции бывают:

  • положительные – радость, интерес;
  • отрицательные – страх, гнев и ярость.

По импульсу и длительности охарактеризовать все переживания помогает настроение, устойчивое эмоциональное состояние.

По степени активности организма:

  1. Стенические делают встряску организму и повышают настроение (ярость, восторг).
  2. Астенические расслабляют и подавляют активность (тоска, печаль, стыд).

Функции эмоций

Эмоции имеют свои функции:

  1. Оценка. Позволяет быстро оценить ситуацию, направляет переработку информации в нужное русло.
  2. Мобилизация. Отвечает за увеличение физических возможностей организма при выбросе адреналина в кровь.
  3. Следообразование. Появляется после какого-то волнующего события.
  4. Компенсация дефицита информации. Другими словами – интуиция.
  5. Коммуникация.
  6. Способность сопереживать другим.

Теории эмоций

Существуют различные теории эмоций:

  1. Эволюционная. Теория Чарльза Дарвина, показывающая на примерах сходства в поведении людей и животных. Эмоции появились в результате эволюции как жизненно необходимые приспособительные механизмы.
  2. Рудиментарная. Согласно ей, человеческие переживания – остаточные проявления полноценных движений в далеком прошлом.
  3. Психоаналитическая. По Зигмунду Фрейду, эмоция есть остаточная энергия нервной системы, помогающая адаптироваться в обществе.
  4. Структурная. Джеймс Пейпец утверждал, что ощущение контролируется на глубоком структурном уровне.
  5. Органическая. По словам У. Джеймса и К. Ланге, волнения – сознательные проявления функциональных перестроек на уровне вегетативной системы.
  6. Биологическая. Петр Анохин был уверен, что весь эмоциональный фон – ключ для удовлетворения физических потребностей.
  7. Информационная. Развивая предыдущую теорию, Павел Симонов рассматривал душевные порывы как модель поведения в данное время и в данном месте.

Казалось бы, простые с виду чувства имеют множество на то предпосылок. Спектр всех человеческих эмоций не измерим. Изучение их поможет научиться более глубокому анализу и контролю своих глубинных чувств.

ВИДЫ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ И СОСТОЯНИЙ

Эмоции

– особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний приятного процесс и результаты практической деятельности, направленной на удовлетворение его актуальных потребностей. Поскольку все то, что делает человек, в конечном счете служит цели удовлетворения его разнообразных потребностей, постольку любые проявления активности человека сопровождаются эмоциональными переживаниями.

Самая старая по происхождению, простейшая и наиболее распространенная среди живых существ форма эмоциональных переживаний – это удовольствие,

получаемое от удовлетворения органических потребностей, и неудовольствие, связанное с невозможностью это сделать при обострении соответствующей потребности.

Основные эмоциональные состояния, которые испытывает человек, делятся на собственно эмоции

,
чувства
и
аффекты
.
Эмоции и чувства
предвосхищают процесс, направленный на удовлетворение потребности, имеют идеаторный характер и находятся как бы в начале его. Эмоции и чувства выражают смысл ситуации для человека с точки зрения актуальной в данный момент потребности, значение предстоящего действия или деятельности для ее удовлетворения. Эмоции могут вызываться как реальными, так и воображаемыми ситуациями. Они, как и чувства, воспринимаются человеком как его собственные внутренние переживания, коммуницируются, т.е. передаются другим людям, сопереживаются.

Чувства

– высший продукт культурно-эмоционального развития человека. Они связаны с определенными, входящими в сферу культуры предметами, видами деятельности и людьми, окружающими человека.

Чувства выполняют в жизни и деятельности человека, в его общении с окружающими людьми мотивирующую роль. В отношении окружающего его мира человек стремится действовать так, чтобы подкрепить и усилить свои положительные чувства. Они всегда связаны с работой сознания, могут произвольно регулироваться.

Аффекты

– это особо выраженные эмоциональные состояния, сопровождаемые видимыми изменениями в поведении человека, который их испытывает. Аффект не предшествует поведению, а как бы сдвинут на его конец.

Развитие аффекта подчиняется следующему закону: чем более сильным является исходный мотивационный стимул поведения и чем больше усилий пришлось затратить на то, чтобы его реализовать, чем меньше итог, полученный в результате всего этого, тем сильнее возникающий аффект. В отличие от эмоций и чувств аффекты протекают бурно, быстро, сопровождаются резко выраженными органическими изменениями и двигательными реакциями.

Аффекты, как правило, препятствуют нормальной организации поведения, его разумности. Они способны оставлять сильные и устойчивые следы в долговременной памяти. В отличие от аффектов работа эмоций и чувств связана по преимуществу с кратковременной и оперативной памятью. Эмоциональная напряженность, возникающая в результате аффектогенных ситуаций, может накапливаться и, если ей вовремя не дать выхода, привести к сильной и бурной эмоциональной разрядке, которая, снимая возникшее напряжение, часто сопровождается чувством усталости, подавленности, депрессией.

Страсть

– еще один вид сложных, качественно своеобразных и встречающихся только у человека эмоциональных состояний. Страсть представляет собой сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета (человека).

СТРЕСС И ФРУСТРАЦИЯ

Одним из наиболее распространенных в наши дни видов аффектов является стресс

. Он представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения. Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и на физическое здоровье человека. Они представляют собой главные «факторы риска» при проявлении и обострении сердечно-сосудистых расстройств и заболеваний желудочно-кишечного тракта.

В переводе с английского стресс – это давление, нажим, напряжение, а дистресс – горе, несчастье, недомогание, нужда. По словам Г.Селье, стресс есть неспецифический (т.е. один и тот же на различные воздействия) ответ

организма на любое предъявленное ему требование, который помогает ему приспособиться к возникшей трудности, справиться с ней. Всякая неожиданность, которая нарушает привычное течение жизни, может быть причиной стресса. При этом, как отмечает Г. Селье, не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или в адаптации. В качестве примера ученый приводит волнующую ситуацию: мать, которой сообщили о гибели в бою ее единственного сына, испытывает страшное душевное потрясение. Если много лет спустя окажется, что сообщение было ложным и сын неожиданно войдет в комнату целым и невредимым, она почувствует сильнейшую радость.

Деятельность, связанная со стрессом, может быть приятной или неприятной. Любое событие, факт или сообщение может вызвать стресс, т.е. стать стрессором.

При этом выступит та или иная ситуация причиной стресса или нет, зависит не только от самой ситуации, но и от личности, ее опыта, ожиданий, уверенности в себе и т.д. Особенно большое значение имеет, конечно, ожидание опасных последствий и оценка угрозы, которую содержит в себе ситуация.

Значит, само возникновение и переживание стресса зависит не столько от объективных, сколько от субъективных факторов, от особенностей самого человека: оценки им ситуации, сопоставления своих сил и способностей с тем, что от него требуется и т.д.

К понятию и состоянию стресса близко и понятие фрустрация

. Сам термин в переводе с латинского означает обман, тщетное ожидание. Фрустрация переживается как напряжение, тревога, отчаяние, гнев, охватывающие человека, когда на пути к достижению цели он встречается с неожиданными помехами, которые мешают удовлетворению потребности.

Фрустрация создает, таким образом, наряду с исходной мотивацией новую, защитную мотивацию, направленную на преодоление возникшего препятствия. Прежняя и новая мотивации реализуются в эмоциональных реакциях.

Самой распространенной реакцией на фрустрацию является возникновение агрессивности, направленной чаще всего на препятствия. Адекватная реакция на препятствие состоит в том, чтобы преодолеть или обойти его, если это возможно; агрессивность, быстро переходящая в гнев, проявляется в бурных и неадекватных реакциях: оскорбление, физические нападки на человека (щипать, бить, толкать) или объект (сломать его).

Отступление и уход.

В некоторых случаях субъект реагирует на фрустрацию уходом (например, выходит из комнаты), сопровождаемый агрессивностью, которая не проявляется открыто.

Фрустрация влечет за собой эмоциональные нарушения лишь тогда, когда возникает препятствие для сильной мотивации. Если у ребенка, начавшего пить, отнять соску, он реагирует гневом, однако в конце сосания – никаких эмоциональных проявлений.

Основные функции эмоций человека

  1. Регуляторная функция;
  2. Отражательная функция, состоящая в способности человека к обобщенной оценке тех или иных событий и определяющей полезность или вредность фактов. Данная функция формируется в процессе общения с другими людьми и приобретением личного опыта;
  3. Сигнальная или ориентировочная функция, состоящая в отслеживании собственного поведения и деятельности;
  4. Побудительная или стимулирующая функция;
  5. Подкрепляющая функция;
  6. Переключательная функция, проявляющаяся в моменты конкуренции мотивов деятельности человека.
  7. Приспособительная функция, помогающая человеку приспосабливаться к окружающему его миру;
  8. Коммуникативная функция, оказывающая влияние на окружающих людей и процесс организации взаимодействия с ними.

Получи деньги за свои студенческие работы

Курсовые, рефераты или другие работы

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]