Вытеснение и его последствия на примере формирования фобии


:: Развитие способности к вытеснению :: Последствия вытеснения :: Пример вытеснения и развития невроза в детском возрасте :: Вытеснение травмы :: Вытеснение как психологическая защита :: Психоаналитическое лечение невроза

Вытеснение – это устранение из сознания нежелательных содержаний и связанных с ним переживаний. Вытеснение

можно определить как
забывание
. Но когда говорят о
вытеснении
, имеют в виду не «просто» забывание, а забывание
неприемлемых для сознания содержаний психики
(репрезентаций) – это, чаще всего, мысли о несовместимых, с точки зрения морали, желаниях или воспоминания о травматичных переживаниях (или мысли «просто» о нежелательных событиях в прошлом или будущем).

«Не все трудности, связанные с привлечением внимания или с воспоминаниями, представляют вытеснение

. Лишь в тех случаях, когда очевидно, что мысль, чувство или восприятие чего-либо становятся неприемлемыми для осознания из-за своей способности причинить беспокойство, они становятся основой предполагаемого действия данной защиты. Другие недостатки внимания и памяти могут быть вызваны просто
обычным умственным отбором
важного от тривиального.» (Нэнси Мак-Вильямс. “Психоаналитическая диагностика”)

Мы вытесняем

множество неприятных для себя событий, а также данные обещания, которые не хочется выполнять. В случае
вытеснения
малозначимых событий, вытеснение происходит без последствий, и нежелательные воспоминания или намерения (репрезентации) и связанные с ним аффекты благополучно исчезают из сознания. Но в случае сильных переживаний,
аффект
подавляется только на время. В этом случае вытеснение считают
неудавшимся
.

«…клиническое наблюдение заставляет нас разложить то, что мы до сих пор понимали как нечто единое, ибо оно показывает нам, что наряду с репрезентацией необходимо иметь в виду еще и нечто другое, что воплощает влечение, и это другое тоже подвержено участи вытеснения, но совершенно отлично от вытесненной репрезентации. За этим другим элементом психического коррелята влечения утвердилось название аффекта

… Из этого следует, что участь аффекта психического коррелята влечения гораздо важнее, чем участь его репрезентации, и что именно этот момент является решающим в оценке процесса вытеснения. Если вытеснению не удается предупредить появление неприятного ощущения или страха, то мы можем сказать, что оно потерпело неудачу, даже если бы оно достигло своей цели в части, касающейся репрезентации.» (Фрейд. “Вытеснение”)

Основная особенность вытеснения

заключатся в том, что только нежелательную репрезентацию (представление), можно вытеснить (забыть), и она будет надежно «похоронена» в бессознательном. А аффект можно только
подавить
. В результате вытеснения аффект
отщепляется
от связанной с ним репрезентации и становится, как выразился Фрейд,
свободным как птица
. Чем сильнее подавленный аффект – тем больше психической энергии требуется для его удержания в бессознательном, тем выше вероятность, что он проникнет обратно в сознание в видоизмененной форме в качестве сновидения или симптома. Вытеснение – весьма
энергозатратный механизм
:

«Процесс вытеснения не следует представлять себе, как однажды совершившийся процесс, имеющий длительные последствия, как, например, убийство живого существа, которое после этого навсегда становится мертвым; вытеснение, напротив, требует длительного напряжения сил, и при исчезновении которого успех его становится сомнительным, так что возникает необходимость в новом акте вытеснения. Мы можем себе представить, что вытесненное производит беспрерывное давление в направлении сознания, в противовес которому необходимо создать такое же постоянное давление в противоположном направлении. Сохранение вытеснения предполагает поэтому постоянное напряжение сил…» (Фрейд. “Вытеснение”)

Эта особенность феномена вытеснения

подробно разбирается и иллюстрируется статье
Суть психоанализа в двух примерах
.

Развитие способности к вытеснению

Вытеснение

– это естественный
механизм защиты
психики от запредельного напряжения в результате внутренних конфликтов.

«… можно разглядеть базальную адаптационную природу этого процесса [вытеснения]. Если некто постоянно осознает весь свой арсенал импульсов, чувств, воспоминаний, фантазий и конфликтов, он будет постоянно ими затоплен.» (Нэнси Мак-Вильямс. “Психоаналитическая диагностика”)

Но такая способность не дана нам при рождении.

«…вытеснение не представляет из себя механизма, существующего уже с самого начала, потому что оно не может произойти прежде, чем образовалось резкое разделение между сознательной и бессознательной душевной деятельностью, и что сущность вытеснения состоит в удалении и отстранении какого-либо содержания из сознания.» (Фрейд. “Вытеснение”)

Способность к вытеснению завершает свое формирование только к пяти годам. К этому возрасту психика структурно

разделяется на три компонента:
Ид
,
Эго
и
Супер-Эго
.
Динамически
психика разделяется на
сознательное
и
бессознательное
:
Ид
целиком находится в бессознательном,
Эго
большей своей частью находится в сознательном,
Супер-Эго
большей своей частью находится в бессознательном.
Эго
является местом развития тревоги.
Вытеснения всегда производит Эго
по требованию
принципа реальности
, и нередко под давлением
Супер-Эго
. Процесс вытеснения происходит незаметно для сознательной части
Эго
.

Способность к вытеснению связана с распадом Эдипова комплекса

, формированием
Супер-Эго
и, как следствие, с
инфантильной амнезией
– именно в результате этих процессов мы очень плохо помним или совсем не помним, что с нами было до пяти лет. Благодаря этим процессам детские
внутрипсихические конфликты
, связанные с
Эдиповым комплексом
, остаются в бессознательном – но это не значит, что они исчезают в небытие.

Конечно, вытеснение

работает не только в детском возрасте. Фрейд даже написал об этом книгу “
Психопатология в обыденной жизни
”. Мы сталкиваемся с вытеснением очень часто, например, когда забываем о запланированном мероприятии, на которое нам не хочется идти. Также вытеснение может выражаться в забывании имен людей или дат, которые нам неприятны. Но в случае серьезной травмы в позднем детстве или во взрослом возрасте (например, изнасилования), как правило, вытеснение не происходит, а имеет место
изоляция аффекта
(аффект подавляется, а воспоминание остается) или
диссоциация
(это схожий с изоляцией процесс, но он идет дальше, у человека создается впечатление, что это произошло не с ним, и он даже в момент травмы мог видеть себя со стороны).

Рационализация

Рационализация – искусственное создание логичных объяснений для поступков и неудач. Это необходимо для сохранения положительного суждения о самом себе.

Например, вам нужно позвонить какому-то человеку и договориться с ним о чём-то. Допустим, вы по какой-то причине стесняетесь или даже боитесь этого. Тогда вы начинаете рационализировать свой отказ совершать звонок: уже поздно, вам это вообще не нужно и т.д.

Во многом мы не решаемся признаться самим себе и бессознательно придумываем рационализации. Они, как правило, очень логичны, и поэтому их трудно распознать.

Последствия вытеснения

Необходимость в массированных вытеснениях в детском возрасте порождает астению

, или, как это сегодня называют –
синдром хронической усталости
– потому что уходит много психической энергии для содержания
вытесненного аффекта
в
подавленном состоянии
. С другой стороны, именно
Ид
является источником психической энергии,
витальности
– чем больше подавляются инстинктивные импульсы из
Ид
, тем более апатичным и депрессивным становится человек (см.
Экономическая модель депрессии
).

Но это не единственное последствие вытеснения

– другим бедствием является
формирование симптома
, что и называют
неврозом
. Как уже упоминалось выше,
вытеснить
можно только
представление
(воспоминание), связанное с
внутрипсихическим конфликтом
, именно оно надежно блокируется в бессознательном. А
аффект
, связанный с этим
внутрипсихическим конфликтом
становится
свободным
.

«Симптом является признаком и заменой не имевшего места удовлетворения влечения, результатом процесса вытеснения. Вытеснение исходит из Эго, которое иногда, по поручению Супер-Эго, не допускает проявления влечения, возбужденного в Ид. Посредством вытеснения Эго достигает того, что репрезентация, бывшая носителем неприемлемого душевного движения, не делается осознанной. Анализ часто показывает, что эта репрезентация сохранилась в виде бессознательного образования.» (Фрейд. “Торможение, симптом, тревога”)

Невроз является следствием неудачного вытеснения

значимых переживаний в детстве, а депрессия – следствием
удачного вытеснения
(подробнее о депрессии см.
Депрессия: причины возникновения с точки зрения психоанализа
).

Пример вытеснения и развития невроза в детском возрасте

У Фрейда феномен вытеснения

связан, прежде всего, с
инстинктивным сексуальным импульсом
(влечением), который, при достижении цели должен был доставить наслаждение, но доставляет неприятное чувство.
Вытеснение
возникает в том случае,
когда неудовольствие приобретает бо́льшую силу, чем наслаждение от удовлетворения.
Прежде всего, феномен вытеснения

у Фрейда связан с драмой
Эдипова комплекса
. В качестве примера Фрейд приводит
случай меленького Ганса
(мальчика пяти лет):

«Этот отец стоял у него поперек дороги к маме. В присутствии отца он не мог спать у матери, а когда мать хотела брать Ганса в постель, отец подымал крик. Гансу пришлось испытать, как это хорошо, когда отец находится в отсутствии, и желание устранить отца было у него вполне оправдываемым.» (Фрейд. “Анализ фобии пятилетнего мальчика”)

То есть той силой

, которая доставляла маленькому Гансу
неудовольствие
и препятствовала притязаниям на мать – первоначально был его отец.

«…при вытеснении тревога не вновь образуется, а воспроизводится как аффективное состояние соответственно имеющемуся уже воспоминанию.» (Фрейд. “Торможение, симптом, тревога”)

Закономерно, у маленького Ганса росла ненависть в адрес отца, вплоть до желания ему смерти (но это не означает, что он понимал, что такое смерть). Агрессия в адрес отца закономерно вызывала у мальчика реактивный страх возмездия со стороны более сильного соперника. Более того, этот внутрипсихический конфликт

усложнился тем, что
мальчик любил отца и очень нуждался в нем
(см.
Амбивалентность
).
Лучше не чувствовать эти раздирающие душу противоречия!
Не выдерживая такого напряжения, психика формирует процесс, радикально устраняющий проблему –
вытесняет
из сознания конфликтные представления и связанные с ними чувства (аффекты).

Как-то Ганс видел, как его приятель, играя в лошадки, споткнулся о камень, и у него текла кровь. Также Ганс увидел однажды, как на улице упала лошадь, она лежала и дергала ногами, и маленький Ганс подумал, что она умирает.

«Влечение, подлежащее вытеснению, представляет собой враждебный импульс против отца. Анализ дает нам доказательства этому, выявляя происхождение идеи о кусающейся лошади. Ганс видел, как упала лошадь, и как упал и поранил себя приятель, с которым он играл в лошадки. Мы вправе предположить у Ганса желание, чтобы отец упал и разбился, как лошадь и как приятель. Связь с отъездом из дома, который Ганс видел, позволяет предположить, что желание устранить отца нашло себе и менее робкое выражение. Но такое желание равноценно намерению лично устранить отца, желанию убить, содержащемуся в Эдиповом комплексе.» (Фрейд. “Торможение, симптом, тревога”)

Отец часто играл с Гансом в лошадки, поэтому лошадь оказалась удачным новым объектом, замещающим

отца – можно сказать, лошадь стала
козлом отпущения
. Ганс
вытеснил
свою злость на отца и страх возмездия, связанный с этой злостью. Аффекты злости и страха оказались
свободными
– не связанными с фигурой отца. Лошадь, которая упала на глазах у Ганса, не умерла, но Ганс подумал, что она умерла, потому что хотел этого,
смещая
свою злость с отца на лошадь. Вместе с таким смещением злости на лошадь, сместились и враждебные ожидания в свой адрес со стороны отца, которые Ганс прежде испытывал, когда отец
подымал крик
.

Вскоре у Ганса развилась фобия

: он начал бояться, что его укусит лошадь.

Но в результате развития фобии Ганс получил определенные выгоды

:

Первичная выгода от болезни

Ганс больше не испытывал раздирающий душу конфликт от того, что он ненавидит отца, которого одновременно очень любит – все внимание теперь сместилось на страх перед лошадьми, и это не вызывало внутренний конфликт: Ганс, по-прежнему, любил отца, а боялся только лошадей.

«Если бы маленький Ганс, который влюблен в свою мать, стал проявлять тревогу перед отцом, то мы не вправе были бы приписывать ему невроз, фобию. Мы имели бы дело с совершенно понятной аффективной реакцией. Эта реакция превращается в невроз благодаря только единственной черте – замене отца лошадью. Этот сдвиг составляет, следовательно, то, что имеет право на название симптома.» (там же)

Вторичная выгода от болезни

Во-первых

, т.к. Ганс боялся лошадей – он теперь боялся выходить на улицу, и мог больше времени проводить дома с любимой мамочкой.

Во-вторых

, вечерами у Ганса стали происходить
припадки
с требованием материнских ласк, к которым и мать, и отец относились с должным пониманием, потому что сын был болен.

Реактивное образование

Реактивное образование – это защита от запретных импульсов с помощью выражения в поведении и мыслях противоположных побуждений. Если какое-то чувство не может быть проявлено (например, оно не соответствует социальным нормам), оно замещается противоположным.

Например, старший брат может испытывать агрессию к младшему, т.к. из-за него родители стали уделять ему меньше внимания. Конечно же, показывать свою ненависть к брату недопустимо, поэтому агрессия может бессознательно трансформироваться в чрезмерно активную заботу.

Или более банальный пример: мальчишка, который дёргает за косичку девочку, которая ему нравится.

Вытеснение травмы

Первоначально у Фрейда была идея, что невроз развивается в результате травмы

в детском возрасте, прежде всего, в результате
сексуального совращения
. Фрейд услышал много откровений со стороны его пациенток, больных истерией, о совращении со стороны отцов или других родственников – настолько много, что усомнился, что все это было правдой. В результате Фрейд усомнился и в
теории травмы
и пришел к выводу, что его пациентки сами имели сексуальное желание в адрес своих воспитателей, которое они воплотили в фантазию, но из-за того, что эти фантазии вызывали тревогу и стыд, они были
вытеснены
, и лишь благодаря анализу вспомнили их как реальное воспоминание из детства. (Возможно, все было именно так, см. об этом подробнее здесь.)

«Упоминание о защите от раздражений сразу же заставляет вспомнить, что вытеснения возникают при двух различных ситуациях, а именно: когда недопустимое влечение пробуждается благодаря внешнему

восприятию и когда оно возникает
изнутри
без такого рода провокации извне.» (Фрейд. “Торможение, симптом, тревога”)

Фрейд использовал понятие вытеснение

, прежде всего, когда речь шла о сексуальных или агрессивных влечениях, которые вызывают тревогу. В дальнейшем, когда Фрейд говорил о
душевных переживаниях, пытающихся проникнуть в сознание из бессознательного
, он имел ввиду именно
внутренние
, можно сказать,
изолированные от реальности
переживания, а не душевные переживания
реальных травм
. В своей фундаментальной работе “Торможение, симптом, тревога” Фрейд ввел понятие
сигнальной тревоги
, подразумевая именно опасности, угрожающие изнутри, со стороны
Ид
.

Сегодня психологи и психоаналитики используют термин вытеснение

и в случае болезненных воспоминаний и переживаний, связанных с
травмами
в детском возрасте. Например, пациент уверяет психоаналитика, что детство у него было обычным, ничего примечательного в нем не было, а в процессе анализа вспоминаются подробности,
о которых было бы лучше забыть
.

Если внимательно присмотреться к истории развития фобии у маленького Ганса, то мы увидим, что она имела травматическое

происхождение:
В присутствии отца он не мог спать у матери, а когда мать хотела
брать Ганса в постель,
отец подымал крик
.

Очень спорный вопрос, в какой степени можно позволять ребенку «внедряться» в спальню родителей. Очевидно, что матери не следует заменять мужа сыном, иначе легкая эдипальная победа

лишит мальчика стимула к развитию (см.
Эдипов комплекс у мальчиков
). Но если в борьбе за
эдипальное преимуществоотец подымает крик
– вполне вероятно развитие
невроза
у мальчика. Особенно, если мать соблазняет своего сына, когда сама хочет брать его в постель.
Соблазняющая мать
и
грозный, но любящий отец
вызывают у мальчика раздирающий душу
конфликт
, что, закономерно, приводит к неврозу (как в истории детства самого Фрейда, см.
Эдипов комплекс: взгляд на родителей
).

От чего зависит смещение?

Защитные механизмы очень распространены и обычно являются нормальным аспектом повседневного функционирования. Вытеснение как защита помогает нам направлять эмоции и побуждения, которые могут быть сочтены неуместными или вредными, для более здоровых, безопасных или продуктивных выходов.

При правильном использовании такие защитные механизмы, как вытеснение, защищают нас от негативных чувств, помогают свести к минимуму разочарование, защитить нашу самооценку и управлять уровнем стресса.

Но защитные механизмы, такие как вытеснение, также могут быть бесполезны, если люди слишком сильно полагаются на них или когда они приводят к проблемному поведению и взаимодействию с другими.

Чрезмерное использование защитных механизмов связывают с психологическими расстройствами и нарушениями нормального функционирования.

Вытеснение служит способом перенаправить чувства, но оно также может причинить вред. Существует несколько факторов, влияющих на то, как и когда происходит смещение.

  • Возраст

Маленькие дети более прямо выражают свои чувства. Поэтому они с большей вероятностью выражают свои негативные эмоции по отношению к первоначальной цели (независимо от уместности ответа).

Например: 4-летний ребенок, когда он недоволен, скорее всего, просто накричит на родителя. 14-летний ребенок может заменить свое разочарование в родителе ссорой с младшим братом. Дети обучаются справляться с неприятными чувствами.

  • Интенсивность

Сильно расстроенные чувства могут привести к большему проявлению эмоций по отношению к замещающей цели. Неуместное побуждение (например, желание ударить кого-то) может быть выражено в виде эмоционального всплеска (например, крик на супруга).

  • Частота

Большинство людей испытывали вымещение своих негативных эмоций на второстепенной цели. Хотя вытеснение является нормальной реакцией, оно может перейти в неадекватное или оскорбительное поведение.

Если полагаться на вытеснение в качестве защитного механизма, способного справиться со всеми своими эмоциональными расстройствами, это окажется бесполезным и может причинить вред.

Вытеснение как психологическая защита

Вытеснение

в психоанализе считается
психологической защитой
. Но с подавленным в результате вытеснения аффектом не все так просто. После
подавления
аффекта и его
отщепления
– судьба этого аффекта может быть различна. Свободный аффект может быть
инкапсулирован
,
соматизирован
,
смещен
,
спроецирован
, также может произойти
идентификация с агрессором
или один из других процессов
психологических защит
, и, в конце концов, может быть
сформирован симптом
(как у маленького Ганса). При этом редко вытесняется только один аффект, чаще это бывает
комплекс
аффектов (как у маленького Ганса – ненависть и страх).

Таким образом, вытеснение

не следует рассматривать как
отдельную защиту
– это только первый этап сложного психического процесса, в результате которого задействуются другие
психологические защиты
, формируется
симптом
или, в случае удачного вытеснения сильных переживаний –
депрессия
.

Отличие вытеснения

от
изоляции
заключается в том, что в случае
вытеснения
репрезентация, связанная с аффектом, забывается, а в случае
изоляции
– помнится, но лишена связанной с ним остроты переживания.

Как узнать, что у тебя есть вытесненные воспоминания

Самостоятельно диагностировать у себя вытеснение сложно. Существует несколько форм поведения, которые косвенно указывают, что у тебя есть проблемы с подавлением эмоций:

  • ты не умеешь говорить о своих чувствах;
  • отвлекаешься на другие дела, чтобы не думать о том, что тебя тревожит,
  • считаешь, что открыто демонстрировать свои чувства неприлично;


Фото автора Min An: Pexels

  • избегаешь интимных отношений;
  • испытываешь трудности с концентрацией, не можешь сосредоточиться на чём-то определённом, «витаешь в облаках»;
  • видишь странные сны и кошмары;
  • тебе неловко, когда другие люди, даже самые близкие, проявляют эмоции в твою сторону;
  • постоянно чувствуешь себя плохо и не можешь определить природу этого ощущения.

Если какая-то из этих проблем тебя беспокоит, не откладывай визит к психологу. Восстановление подавленных воспоминаний производит положительный эффект, если происходит под контролем специалиста, в противном случае, негативные эмоции могут ещё сильнее ухудшить положение.

Психоаналитическое лечение невроза

Как отмечалось выше, подавленный в результате вытеснения

аффект становится
свободным
.

«…у механизмов вытеснения имеется, по крайней мере, одно общее – отнятие связанной энергии

.» (Фрейд. “Вытеснение”)

Этот свободный аффект

и доставляет страдания, превращаясь в
симптом
, вызывая
депрессию
или иным образом досаждает, преображаясь посредством
психологических защит
.

«…неверно то, что вытеснение отстраняет от сознания все дериваты [производные] первично вытесненного. Доступ в сознание оказывается для них совершенно свободным, если они, благодаря искажению или вследствие большого числа заключенных между ними соединяющих звеньев, достаточно отдалились от основного психического представления, первично связанного с влечением. Пользуясь психоаналитической техникой, мы постоянно вызываем у больного такие производные продукты вытесненного, которые могут пройти через цензуру его сознания или благодаря своей искаженности, или удаленности от первично вытесненного представления.» (там же)

Именно благодаря использованию техники свободных

ассоциаций психоаналитик может добраться до вытесненной репрезентации и связанного с ним аффекта.
Задачей психоанализа
является вновь
связать
аффект с его репрезентацией и помочь пациенту пережить этот аффект. Благодаря такой
проработке
аффект теряет свою остроту, репрезентация превращается в «просто» воспоминание (нарратив), симптом исчезает, депрессия ослабевает (см.
Проработка и реконструкция в случае лечения депрессии
).

НАВЕРХ

Расщепление

Расщеплением называют переход к чёрно-белому мышлению, мышлению в категориях «хорошо» или «плохо» и лишённого каких-либо неопределённостей.

Собственно, на избавление от неопределённостей и направлен этот защитный механизм. Наш опыт противоречив, и нам тяжело привести его в единое целое.

Часто к расщеплению прибегают для того, чтобы охарактеризовать себя как хорошего человека. Формулировка «у меня есть как и хорошие, так и плохие качества, поэтому меня нельзя однозначно назвать ни плохим, ни хорошим» мало кого устраивает. А вот если свести всё к двум возможным вариантам, мы вправе назвать себя хорошими.

Также расщепление используется для характеристики социальных групп. Представители одной и той же социальной группы отличаются друг от друга, но нам удобнее наделить их всех одинаковым набором качеств.

Регрессия

Регрессия – процесс приспособления к ситуации, когда человек бессознательно прибегает к формам поведения, свойственным более ранним этапам развития, которые, как ему кажется, гарантируют защиту и безопасность.

Примером может служить девушка, в первый раз севшая за руль. В стрессовой ситуации она может испугаться, бросить руль и закрыть глаза – это детское поведение, к которому она бессознательно прибегает из-за сильного чувства тревоги.

Сублимация

Сублимация – это перенаправление импульсов на социально приемлемую деятельность. Личность не избавляется от нежелательного импульса, а направляет его на то, что считается допустимым, например, на творчество.

К примеру, человек с садистскими желаниями может заниматься хирургией.

На 4brain есть отдельный материал, из которого вы можете узнать о сублимации и её влиянии на жизнь гораздо лучше. Познакомиться с ним вы можете по ссылке.

Компенсация (гиперкомпенсация)

При этом типе защиты человек компенсирует неудовлетворенность чем-то в другой сфере.

Например, физически слабый мальчик развивается интеллектуально, самоутверждается за счет побед на олимпиадах. Или человек, который не может наладить личную жизнь, компенсирует это предметами роскоши, деньгами.

Гиперкомпенсация – это чрезмерное развитие того, из-за чего возникают переживания. Например, застенчивый человек становится гиперобщительным. Неуверенная девушка ведет себя вызывающее, откровенно одевается.

Реверсия

Реверсия – психологическая защита, выражающаяся в проигрывании жизненного сценария с переменой в нём мест субъекта и объекта. Этот механизм основывается на принципах двух других: идентификации и проекции.

Например, человеку не хватает заботы о нём, поэтому он сам начинает заботиться о ком-то и идентифицировать себя с этим кем-то. Часто именно этот механизм лежит в основе альтруизма.

Попробуйте проанализировать свой жизненный опыт и найти в нём проявление описанных защитных механизмов психики. К каким из них прибегаете лично вы? Сможете ли вы использовать полученные знания для улучшения свой жизни?

Желаем успехов!

Советуем также прочитать:

  • Сторителлинг
  • Аутентичность личности: что значит быть собой
  • Манипулятивные тактики токсичных людей
  • Поведенческие механизмы
  • Испанский стыд: что это такое и в чем смысл?
  • Механизмы бегства от свободы: тезисы Эриха Фромма
  • Защитные механизмы психики и психодиагностика «Индекс жизненного стиля»
  • Эффект ореола
  • Социальная перцепция
  • Самообладание и как его развить
  • Чувство вины

Ключевые слова:1Самопознание

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]