1. Общая характеристика группы в социальной психологии

Все мы принадлежим к различным социальным группам и часто говорим о них. В этой статье вы узнаете, что собой представляют социальные группы, какие признаки, виды и функции они имеют, а также зачем вообще люди объединяются в группы, что является причиной возникновения социальных групп.

Чтобы научиться взаимодействовать внутри социальной группы, находить подходы к людям, научиться договариваться и лучше взаимодействовать с людьми, записывайтесь на онлайн-программу «Лучшие техники коммуникации». Вы узнаете и сможете применять в своей жизни 72 лучшие коммуникативные техники, которые мы собрали из десятков книг и тренингов.

Определения социальной группы

Не существует единого чёткого определения социальной группы, поэтому мы решили привести сразу несколько:

Социальная группа – это объединение людей, имеющих общий значимый социальный признак, на котором основано их участие в некоторой деятельности, связанной системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами.

Социальная группа – это объективно существующая устойчивая общность, совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе нескольких признаков, в частности разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других.

Социальная группа – социально организованная общность людей, объединенных общими интересами, целями и совместной деятельностью.

В совокупности эти определения позволяют составить наиболее точное представление о том, что такое социальная группа. Но есть и другие особенности, о которых следует знать.

Понятие и задачи

В современной психологии понятие «социальная группа» — совокупность индивидов, которые имеют схожие черты, выполняют один вид деятельности, осознают себя членами общности. Группа имеет 3 основные качества:

  • обязательное взаимодействие между участниками;
  • единство целей, ради которых создавалась группа;
  • у всех членов есть признак, присущий только этой общности.

Социальная психология групп изучает процесс формирования группы, ее виды, структуру и влияние на индивида. Задача отрасли — оценка и прогнозирование развития группы, выявление характеристик взаимодействия, основных критериев. В течение жизни человек одновременно состоит в нескольких группах и часто переходит из одной в другую. Это связано со сменой деятельности или статуса: например, школьник становится студентом, рабочий — пенсионером. В связи с этим можно выделить основную задачу социальной психологии групп — классификация по определенным критериям.

Признаки, виды и функции социальных групп

Для начала рассмотрим признаки, по которым можно определить социальную группу:

Взаимодействие её членов. Оно может быть как прямым, так и косвенным.
Наличие взаимосвязи между членами группы.
Устойчивость. Иными словами, социальной группой нельзя назвать общность людей, существующую незначительное количество времени.
Наличие общей цели.
Ролевые ожидания членов группы относительно друг друга.
Ролевые ожидания членов группы относительно друг друга.
Наличие внутренней организации, структуры. Не обязательно роль каждого члена должна быть официально закреплена. Например, если вы внимательно проанализируете общение со своими друзьями, вы заметите, что за каждым из вас закрепилась какая-либо роль.
Чувство принадлежности к группе.
Наличие специфических групповых моделей поведения.

Социальные группы можно классифицировать несколькими способами:

Большие и малые. К первым относятся этнические группы, социальные классы, профессиональные группы и т.д., ко вторым – семью, рабочий коллектив и т.д.
Формальные и неформальные.
Первичные и вторичные. В первичной группе её члены общаются между собой непосредственно и с высокой эмоциональностью, а общение во вторичной группе носит формальный, официальный и безличный характер. Пример первичной группы – компания друзей, вторичной – бизнес-компания.

Также стоит рассмотреть понятия ингруппа и аутгруппа. Ингруппа – это «свои», группа, к которой принадлежит индивид. Аутгруппа – «чужие», группа, к которой индивид не принадлежит.

И, конечно же, социальные группы выполняют определенные функции. Во-первых, это социализация личности. Человек не может жить вне каких-либо социальных групп. Во-вторых, в трудных ситуациях люди объединяются, и группа помогает им справиться с проблемами.

В-третьих, выполняется инструментальная функция: люди объединяются в группу, чтобы достичь каких-либо целей. И, наконец, группа помогает людям удовлетворить их потребности в одобрении и поддержке. Но об этом стоит сказать несколько подробнее.

Социально-психологические характеристики группы.

Под группой понимается реально существующее образование, в котором люди собраны вместе, объединены каким-то общим признаком, разновидностью совместной деятельности или помещены в какие-то одинаковые условия, определенным образом осознают свою принадлежность к этому образованию.

Психологические характеристики группы.

Композиция (состав) группы – совокупность характеристик членов группы, важных с точки зрения анализа ее как целого. Композиция группы может быть описана по-разному в зависимости от того, значимы ли в каждом конкретном случае, например, возрастные, профессиональные или социальные характеристики членов группы.

Структура группыопределяется функциями, которые выполняют отдельные члены группы, а также межличностными отношениями в ней. Существует несколько видов структуры группы: структура предпочтений, структура «власти», структура коммуникаций.

Групповые процессывключают психологические и организационные процессы сплочения (лидерство и руководство), развитие группы как социального единства, групповое давление, изменение отношений и т. п.

Групповые нормы — это определенные правила, которые выработаны группой, приняты ею и которым должно подчиняться поведение ее членов, чтобы их совместная деятельность была возможна. Нормы выполняют, таким образом, регулятивную функцию по отношению к этой деятельности.

Ценностикаждой группы складываются на основании выработки определенного отношения к социальным явлениям, продиктованного местом данной группы в системе общественных отношений, ее опытом в организации определенной деятельности.

Для того чтобы обеспечить выполнение членами группы групповых норм, существуют групповые санкции. Групповые санкции– это система поощрений и наказаний членов группы со стороны группы в целом. Часто говорят о негативных групповых санкциях (отвержение, бойкот), однако следует считать правомерным включение в состав системы санкций и положительных санкций (уважение, поощрение, признание).

Классификация групп.

Прежде всего, для психологии является значимым разделение групп на условные и реальные.

Среди реальных групп существуют
реальные лабораторные группы и реальные естественные группы
.
В свою очередь, естественные группы подразделяются на большиеи малые.
Большие группы также разделяются на большие стихийные группы и организованные, длительно существующие. Малые группы могут быть двух разновидностей: становящиеся группы и группы более высокого уровня развития, уже сложившиеся.

Малые группы.

Малая группа – это немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов. Определение фиксирует специфический признак малой группы, отличающий ее от больших групп: общественные отношения выступают здесь в форме непосредственных личных контактов.

Можно отметить, что в качестве нижней границы малой группы часто считается диада

. Однако существует и иная точка зрения, полагающая, что наименьшее число членов малой группы не два, а
три человека
. Это аргументируется тем, что в диаде невозможно вычленить тот тип общения, который опосредован совместной деятельностью, любое общение здесь приобретает характер межличностного. Присутствие в группе третьего лица изменяет систему взаимоотношений и вносит деятельностные основания в процесс общения.

Верхняя граница малой группы также однозначно не определена. Если изучаемая малая группа должна быть, прежде всего, реально существующей группой и она рассматривается как субъект деятельности, то логично не устанавливать какой-то жесткий «верхний» ее предел, а принимать за таковой реально существующий, данный размер группы, продиктованный целью совместной групповой деятельности.

Виды малых групп.

Малые группы разделяют на первичные и вторичные. Под первичной группой понимаются такие группы, в которых осуществляются непосредственные контакты между ее членами. Вторичные– это те, где нет непосредственных контактов, а для общения между членами используются различные «посредники», например, в виде средств связи. Но при выделении такого признака первичные группы стали отождествлять с малыми группами, и тогда классификация утратила свой смысл.

Другое деление малых групп предполагает разделение малых групп на формальные и неформальные. В формальнойгруппе четко заданы все позиции ее членов, они предписаны групповыми нормами, строго распределены и роли всех членов группы в системе подчинения так называемой структуре власти. Неформальные группы складываются и возникают стихийно, где ни статусы, ни роли не предписаны, где нет заданной системы взаимоотношений по вертикали. Неформальная группа может создаваться внутри формальной, но может возникать и сама по себе, вне ее.

В реальности трудно вычленить строго формальные и строго неформальные группы, особенно в тех случаях, когда неформальные группы возникали в рамках формальных. Поэтому в социальной психологии родились предложения, снимающие эту дихотомию. Были введены понятия «формальная» и «неформальная структура» группы (или «структура формальных и неформальных отношений»), и различаться стали не группы, а тип, характер отношений внутри них.

Третья классификация выделяет группы членства и референтные группы. Под группами членства рассматриваются те группы, в которые индивид включен реально; в противоположность им референтные группы – это группы, в которые индивиды не включены реально, но их нормы они принимают. В дальнейшем были выделены две функции референтных групп: сравнительная и нормативная; референтная группа нужна индивиду или как эталон для сравнения своего поведения с ней, или для нормативной оценки его.

По длительности существования малые группы делятся на временные и стационарные.

По уровню развития группы подразделяются на:

Коллектив– добровольное объединение людей, характеризующееся высоким уровнем опосредования межличностных отношений совместной деятельностью и наличием социально одобряемых целей (например, трудовой коллектив, достигший социально-психологической зрелости).

Корпорация – группа, достигшая высокого уровня социально-психологической зрелости, но преследующая социально не одобряемые цели (высокоорганизованная преступная группа).

Просоциальная ассоциация отличается невысокой степенью опосредования межличностных отношений совместной деятельностью и общественным характером целей (например, только что созданная учебная группа).

Асоциальная ассоциация характеризуется антиобщественным характером деятельности, невысокой степенью опосредования межличностных отношений этой деятельностью.

Диффузная группа – скопление людей, которых объединяет лишь место и время, совместная деятельность практически отсутствует (пассажиры автобуса).

Социально-психологические характеристики группы.

К ним относят наличие определенной структуры малой группы, поведение, связанное с реализацией групповых норм, и групповую сплоченность.

Уже отмечалось, что в малой группе можно выделить различные типы структурв зависимости от выбранного критерия. Формально-статусная структура дает представление о соотношении позиций в формальной структуре группы. Для трудовых коллективов она совпадает со штатным расписанием.

Структура предпочтенийвыражается в социометрических статусах членов группы. Она часто рассматривается как аналог неформальной статусной структуры группы.

Коммуникативная структурахарактеризует внутригрупповые позиции индивидов в зависимости от информационных потоков в группе. Особенности коммуникативной структуры влияют на организационное развитие группы и ее деятельность. Как правило, централизованная структура по сравнению с децентрализованной способствует появлению лидера, организационному развитию, но препятствует эффективности решения сложных проблем и уменьшает удовлетворенность групповым членством.

Властная структура – это вертикальное взаимное расположение индивидов в зависимости от их способности оказывать влияние в группе. Всего можно выделить пять типов социальной власти: 1) вознаграждающую; 2) принуждающую; 3) легитимную; 4) референтную; 5) экспертную.

Следовательно, можно строить различные властные структуры группы в зависимости от рассматриваемого типа власти. Реальное управление группой, как правило, осуществляется одновременно по разным каналам.

Другая существенная характеристика сложившейся группы – поведение, связанное с реализацией групповых норм. Достаточно условно можно выделить три области: 1) влияние норм, разделяемых большинством членов группы; 2) влияние норм, разделяемых меньшинством членов группы; 3) отклонения поведения индивидов от групповых норм. Первая область связана с проявлениямиконформного поведения

, вторая – с
влиянием меньшинства
, третья – с феноменом
группового давления
.

Понятие «конформность» обозначает изменение поведения или установок в результате реального или воображаемого воздействия группы.

Влияние меньшинства сводится к следующему: функционирование группы возможно на основании согласия по поводу каких-либо фундаментальных принципов. Меньшинство может попытаться изменить эти принципы, расшатывая согласие. Для того чтобы повлиять на большинство, меньшинство должно быть последовательным, демонстрировать уверенность в себе. Резко усиливает позицию меньшинства наличие «отступников» со стороны большинства. Кроме того, необычная позиция и поведение обладают притягательной силой для окружающих, что также способно повлиять на большинство.

Групповое давление – это действия группы, направленные на то, чтобы заставить члена группы вести себя в соответствии с нормами. Групповое давление может быть реализовано различными путями: через осуждение, понижение группового статуса, бойкот вплоть до исключений из группы. Оно выполняет несколько важных функций в жизни группы: 1) целеполагающую – обеспечивает достижение цели; 2) сохранительную – сохраняет группу как целое; 3) конструктивную – способствует выработке «групповой реальности»; 4) реляционную – участвует в определении отношения членов группы к социальному окружению.

Третьей характеристикой сложившейся группы является групповая сплоченность

.
Сплоченностьгруппы – совокупность всех сил, действующих в группе, заставляющих человека сохранять свое членство в группе и испытывать положительные эмоции от членства в ней. Сплоченность характеризует степень привлекательности группы для ее членов. Сплоченную группу характеризуют единство целей, ценностей, сотрудничество, дружеская атмосфера, неподдельная заинтересованность членов группы друг в друге и желание помочь. Наличие в группе общей цели, совпадение индивидуальных и групповых целей, межличностная симпатия, наличие внешней по отношению к группе опасности, угрозы и ряд других факторов способствуют росту групповой сплоченности.
Социальнопсихологический климат является интегральной характеристикой группы. Социально-психологическийклиматгруппы – устойчивое психическое состояние группы, отражающее особенности ее жизнедеятельности. Это совокупность условий, способствующих или препятствующих продуктивной групповой деятельности и всестороннему развитию личности в группе. Это качественная характеристика межличностных отношений в группе, система отношений членов группы к условиям, характеру, содержанию совместной деятельности, к руководителю и другим членам группы.

Благоприятный

социально-психологический климат характеризуют доверие, доброжелательность в отношениях, взаимопонимание, свободное выражение членами группы своего мнения и уважение к мнению других, конструктивность критики, чувство защищенности, оптимизм, уверенность, удовлетворенность от членства в группе.
Неблагоприятный
социально-психологический климат отличается напряженностью в отношениях между членами группы, конфликтностью, преобладанием подавленного настроения, неудовлетворенностью от членства в группе. Благоприятный психологический климат является условием эффективности деятельности группы.

Факторы, влияющие на социально-психологический климат: характер межличностных отношений, личность руководителя и реализуемый им стиль и методы управления, психологическая совместимость, наличие микрогрупп, характер взаимодействия между ними, влияние внешней социальной среды, а также физический микроклимат и т. д.

Психологическая совместимость – способность членов группы выполнять совместную деятельность. В основе психологической совместимости лежит оптимальное сочетание психологических характеристик участников взаимодействия по принципу их сходства

или
взаимодополняемости
.

Групповые эффектыэто способы влияния людей друг на друга, а также механизмы функционирования группы, посредством которых осуществляются групповые процессы и достигаются групповые состояния.

В социальной психологии существуют два базовых групповых эффекта: реакция человека на присутствие других людей и чувство принадлежности к группе. Влияние присутствия других людей на психику и поведение отдельного человека является основополагающим феноменом социальной психологии и осуществляется бессознательно. Впервые этот эффект описали В. Мёде, Ф. Оллпорт и В. М. Бехтерев в 20-х гг. XX в. Именно открытие того факта, что человек психологически откликается на присутствие (реальное или воображаемое) другого человека, легло в основу создания науки социальной психологии. Понимая значение этой реакции, Г. Оллпорт дал следующее определение нашей науки: «Социальная психология – это дисциплина, которая пытается понять и объяснить, какое влияние оказывает на мысли, чувства и поведение индивидов действительное, воображаемое или предполагаемое присутствие других». Человек – существо общественное, и его реакция на присутствие других проявляется в виде веера самых разнообразных эффектов.

Эффект социальнойфасилитации

Открытие данного эффекта принадлежит НормануТриплетту,который в 1897 г. изучал влияние ситуации соревнования на изменение скорости велосипедистов. Группа испытуемых состояла из 40 детей. Триплетт установил, что велогонщики показывают лучшее время, когда соревнуются друг с другом, а не с секундомером, и сделал вывод о том, что присутствие других побуждает людей к более энергичным действиям.

Социальнаяфасилитацияв широком смысле – это усиление доминантных (привычных, хорошо усвоенных) реакций человека в присутствии других.

Социальная фасилитацияв узком смысле понимается как усиление мотивации человека решить поставленную перед ним задачу в присутствии других людей.

Д. Майерс также указывает три причины возникновения эффекта социальной фасилитации:

1) социальное возбуждение, то есть возбуждение нервной системы вследствие присутствия других людей, является врожденным и присуще большинству общественных животных;

2) боязнь социальной оценки или обеспокоенность тем, как нас оценивают другие люди. Доминантная реакция усиливается, если человек думает, что его оценивают;

3) отвлечение внимания от конкретной задачи и конкретной деятельности и переключение внимания на окружающих. Это перегружает когнитивную систему и вызывает возбуждение.

Социальнаяингибицияэто ослабление мотивации человека решить поставленную перед ним задачу в присутствии других людей.

Почему люди объединяются в социальные группы?

Во-первых, социальная группа удовлетворяет потребность человека в любви, поддержке, одобрении, общении, внимании, переживании чувства принадлежности. У человека есть такие нужды, удовлетворить которые он может только в какой-либо социальной группе.

Во-вторых, группа предполагает сотрудничество. Существует огромное количество целей, которых мы хотим достичь, но не можем это сделать в одиночку. А вот совместными усилиями это вполне реализуемо. Мы объединяемся для выполнения каких-либо задач.

В-третьих, в социальной группе мы чувствуем себя в безопасности. Группа может защитить от врагов, если они есть. Но даже если врагов нет, человек всё равно нуждается в том, чтобы ощущать себя защищённым.

В-четвёртых, в социальных группах происходит обмен знаниями и информацией, взаимообучение. Мы получаем возможность узнать то и научиться тому, что ранее было нам недоступно.

В-пятых, принадлежность к какой-либо группе формирует социальную идентичность, которая становится частью нашей «Я-концепции».

И в заключение предлагаем вам поразмышлять и ответить на 2 вопроса. К каким социальным группам вы принадлежите? Назовите 3-7 основных. И что даёт вам принадлежность к этим социальным группам? Какую выгоду вы извлекаете из членства в ней? Это поможет вам лучше понять самих себя и более критически отнестись к своему окружению.

Желаем успехов!

Советуем также прочитать:

  • Сторителлинг
  • Интеракционизм в социальной психологии
  • Процедура Шаретт
  • Социализация личности: коротко о главном
  • Этапы формирования команды по Такману
  • Техника «Групповой пазл» в педагогике
  • Что такое конформность и как ее избежать
  • Эффект Рингельмана
  • Социальные стереотипы
  • Причины предубеждения
  • Влияние социальных ролей на развитие личности

Ключевые слова:1Коммуникации

История развития

Изучением групп социальная психология занялась только в начале 20 века. До этого объектом изучения был индивид, а не общество. Углубленно рассматривали особенности восприятия, установки, межличностное взаимодействие, но не пытались оценивать человека как составляющую часть формирования.

Некоторые психологи полностью отрицали существование групп как объектов исследования. Такой подход в социальной психологии назвали персоналистским. Но параллельно с ним развивался другой способ изучения — социологический. Его сторонники утверждали, что нельзя полностью понять мотивы поведения человека, если изучать его только как индивид. Группа, как объединение людей, неизбежно оказывает на человека влияние и это нельзя игнорировать.

Изучение групповых процессов активнее развивалось в США. Под руководством К. Левина в лаборатории проводились исследования, изучающие динамику, типы лидерства, сплоченность и другие категории, определяющие поведение формирований.

Уже в середине 20 века персоналистская и социологическая психология объединили усилия. Это произошло под влиянием государственных структур, заинтересованных в появлении новых эффективных методов управления промышленными и военными организациями. Интерес к изучению различных формирований к концу 20 века только возрос. Сейчас методики исследований продолжают расширяться и совершенствоваться.

Преобладание общественного интереса над личностным становление коллектива

Хороший коллектив состоит из людей, которые неистово разделяют общие цели, верят, что их вклад ценный, и мотивированы делать все для этого возможное.

Команда сильна, когда ее члены хорошо работают вместе, поэтому создание коллективов (читай — эффективных команд) имеет важное значение для управления в любой организации. Многие проекты успешны только тогда, когда сотрудники взаимодействуют друг с другом не только по рабочим вопросам.

Создание эффективных команд обеспечивает наилучшие результаты для компании, а также счастливых, мотивированных и преданных делу сотрудников для успеха организации.

Для того, чтобы группа стала коллективом, она должна пройти определенные этапы развития:

Подготовка — один из важнейших аспектов развития коллектива. Четкое и заблаговременное определение целей упрощает работу членов как единого целого. У коллектива должны быть четко определенные роли и четкое понимание задач, которые необходимо выполнить для достижения целей.

Руководитель группы может достичь этой цели с помощью новых проектов или путем планирования мероприятий по укреплению командного духа. Он также может укрепить этот союз, хваля индивидуальный или коллективный продукт или процесс и признавая достижения.

С хорошо организованными командами менеджеры могут вывести компанию на путь к успеху.

Конфликты внутри коллектива

Чтобы понять проблему споров внутри коллектива и их надлежащее управление, необходимо иметь в виду, что они в определенной степени имеют тенденцию быть естественными, поскольку каждый человек сам по себе полон конфликтов.

Кроме того, следует отметить, что рабочая среда нагружена различным поведением, способами мышления и работы, что приводит к постоянному возникновению проблем.

В этом смысле и поскольку это очень сложный вопрос, каждый руководитель группы, должен иметь в своем распоряжении полезные инструменты для надлежащего управления этими конфликтами, начиная от знания корня проблемы, к пониманию отношения каждого из людей.

Необходимо добавить, что не все конфликты негативно влияют на продуктивность группы (компании), однако их необходимо решать как можно скорее, чтобы поддерживать хорошую среду, которая будет зависеть от способности лидера справиться с конфликтом.

По своему влиянию конфликты подчиняются классификации, которая в любых условиях должна разрешаться быстро и для общей выгоды:

Управление конфликтом группе также будет зависеть от честности между пострадавшими. Все, что вы чувствуете, должно быть выражено, и поэтому не происходит накопления позиций или чувств.

Еще один важный аспект — разделение личного и рабочего в конфликте с учетом того, что на большинство межличностных проблем влияют внутренние конфликты или домашние, и что они не разделяются при входе в рабочую зону.

Каждый человек проводит большую часть своей жизни во взаимодействии с другими людьми в групповом контексте, от рождения, на всех стадиях психосоциального развития, и до своей смерти он является частью различных формальных и неформальных групп.

Наталья Шахова

Обязательные этапы развития и роли индивидов внутри формирований

Группа не формируется сразу после объединения людей. Этапы социально-психологической зрелости:

  1. Конгломерат — незнакомые люди впервые оказываются на одной территории.
  2. Номинальная группа — общность получает название и статус.
  3. Ассоциация — формируется структура, появляются общие интересы.
  4. Кооперация — активное совместное взаимодействие, четкое обозначение ролей и структуры, формирование внутригрупповой морали.
  5. Автономия — в процессе совместной деятельности удовлетворяются желания индивидов.
  6. Корпорация — замкнутая общность, которая противопоставляется другим.
  7. Коллектив — совместная деятельность предполагает интегративность (коллективное принятие решений).

У каждого человека есть своя роль в формировании, которую он выполняет сознательно или просто подчиняются навязанной модели поведения. Выделяют 3 типа ролей:

  1. Социальные роли. Необходимы для поддержания динамики. Повышают сплоченность, эмоциональные связи между людьми. К ним относятся: посредник, миротворец, наблюдатель.
  2. Роли, направленные на выполнение общих задач. Помогают достичь цели, поставленной перед формированием. Предполагают рациональное использование ресурсов, минимизируют усилия. К ним относятся: инициатор, информатор, координатор, наставник.
  3. Роли, направленные на достижение личных интересов. Дезорганизуют участников, используя ресурсы общности ради достижения собственной выгоды. К ним относятся: одиночка, скептик, агрессор, циник.

Задача руководителя — следить за выполнением ролей, поощрять полезное для общности взаимоотношения и вовремя купировать деятельность дезорганизаторов.

Структура малой группы на основании социометрии

Когда речь идет о структуре, то имеют в виду главным образом малую группу, где отношения людей и их статусы на виду, а лидеры и отверженные заметны, можно сказать, невооруженным глазом. В социальной психологии есть специальная методика для изучения структуры малой группы, которая называется «социометрия».

Социометрические исследования построены на принципе выбора: каждый член группы должен выбрать трех наиболее предпочитаемых (симпатичных, надежных и т. д.) одногруппников и трех отвергаемых. После анализа полученных данных можно выделить следующие элементы структуры группы:

  • социометрические «звезды» – люди, получившие наибольшее число выборов; они не обязательно являются лидерами и часто к этому не стремятся, но «звезды», определенно, самые уважаемые в группе;
  • предпочитаемые – те, кто получил довольно много выборов, но меньше «звезд»;
  • «середнячки» – количество выборов небольшое, но они есть;
  • пренебрегаемые – те, кто не получил положительных выборов;
  • отверженные – люди, набравшие большое количество отрицательных выборов;
  • микрогруппы – 3-4 человека, связанные взаимными выборами.

Такое исследование дает полную картину структуры малой группы и очень полезно для работы руководителя с коллективом или педагога с классом.

Система групп, составляющих общество, напоминает одновременно и запутанную головоломку взаимосвязей и взаимозависимостей, и четкую, упорядоченную структуру и иерархию, в которой одни группы (малые) являются частью больших и сами включают в себя микрогруппы.

Связи между социальными группами – это не только следствие межгруппового взаимодействия. Они осуществляются через отдельных людей, одновременно входящих в разные группы. Проблемы, конфликты, динамические процессы в одной группе находят отражение во многих других. Например, человек, озабоченный проблемами с начальством, нередко срывает дурное настроение на своей семье, друзьях, членах спортивного клуба и т. д. И напротив, хорошая, крепкая семья, позитивные отношения с друзьями – это залог благоприятного психологического климата в профессиональном коллективе.

Классификация

Характеристики, которые различают группы и то, как люди воспринимают группы в повседневной жизни, составляет интуитивные теорий о них.

Интуитивные типологии совпадают в четырех типах групп: близость, задача, социальные категории и слабые ассоциации. Каждой группе присваиваются разные характеристики на основе определенных критериев. У людей есть интуитивные теории групп, и более общее понятие группы можно разделить на типологию групп, различающихся по своим свойствам, типу взаимодействия и функциям:

  • Группы близости: долгосрочные, небольшие и с непроницаемыми границами, они имеют высокую степень взаимодействия и общие цели и результаты, а также важность и сходство между своими членами.
  • Рабочие группы: средней продолжительности, малые, с границами умеренной проницаемости, умеренно-сильное взаимодействие, имеют общие цели с общими результатами, придавая средней-высокой важности и среднему сходству.
  • Группы категорий: длительные, большие, с низкими границами проницаемости, слабое взаимодействие, имеют общие цели с общими результатами, что дает среднюю важность и средне-низкое сходство.

Размеры групп

Рассмотрим этот вопрос через призму «числа Данбара». Это число, которое повторялось на протяжении всей истории и между различными культурами, такими как кочевые народы, основные подразделения римской армии, а также сегодня количество рабочих в компании на одном и том же иерархическом уровне.

Это было обнаружено путем сопоставления размера коры 36 видов приматов с количеством компонентов их групп, создав уравнение регрессии, с помощью которого можно предсказать, что обе переменные соответствуют друг другу.

Соотнося эту информацию с информацией о человеческом существе, напрашивается вывод, что 147,8 — это среднее количество социальных отношений, которые мы устанавливаем

.

Таким образом, М. Шоу составил своего рода среднюю перепись этих групп, сделав вывод, что они были разделены на три категории:

  • мелкие (от 30 до 50 особей);
  • средние (от 100 до 200);
  • большие (от 500 до 2500).

В ходе своего углубленного исследования групп на протяжении всей истории и на ранних этапах он обнаружил, что:

  • 150 жителей было средним числом жителей неолитической деревни.
  • От 150 до 200 было количество преподавателей по подспециализации дисциплины.
  • 150 человек — это количество солдат, найденных в отряде, в среднем от Древнего Рима до 16 века.

Что еще более важно, если отряд должен был быть больше, его нужно было разделить на «управляемые» группы, которые всегда насчитывали около 150 человек.

Отсюда антропологи всего мира стали изучать «число Данбара» как «горячую тему». «Число Данбара» начали применять в маркетинговых теориях и приложениях и даже изучать группы людей в виртуальных мирах.

Молодежь как большая группа

Молодежь — это социально-демографическая группа, определяемая набором возрастных характеристик (приблизительно от 16 до 25 лет1), характеристик социального статуса и определенных социальных и психологических атрибутов.

Молодость — это период выбора профессии и своего места в жизни, формирования мировоззрения и жизненных ценностей, выбора спутника жизни, создания семьи, достижения экономической независимости и социально ответственного поведения.

Подростковый возраст — это определенная стадия, период жизненного цикла человека, который является биологически универсальным.

Особенности социального статуса подростков

  • Переходное положение.
  • Высокая степень мобильности.
  • совладание с новыми социальными ролями (рабочий, студент, гражданин, семьянин), связанными с изменением статуса.
  • Активно ищут свое место в жизни.
  • Благоприятные перспективы работы и карьерного роста.

Молодежь — наиболее активная, мобильная и динамичная часть населения, свободная от стереотипов и предрассудков прежних лет и имеющая следующие социально-психологические характеристики: неустойчивая психика; внутренняя противоречивость; низкий уровень толерантности (от лат. tolerantia — терпение); желание выделиться, отличаться от других; наличие специфической молодежной субкультуры.

Типичным для молодых людей является объединение в неформальные группы, которые характеризуются следующими особенностями:

  • Возникновение на основе спонтанного общения в определенных условиях социальной ситуации;
  • самоорганизация и независимость от официальных структур;
  • обязательные для участников и отличающиеся от принятых в обществе типичных моделей поведения, направленные на реализацию жизненных потребностей, неудовлетворенных в обычных формах (они направлены на самоутверждение, придание социального статуса, обретение безопасности и престижа самооценки)
  • относительная стабильность, определенная иерархия среди участников групп;
  • выражение различных ценностных ориентаций или даже мировоззрений, стереотипное поведение, нетипичное для общества в целом
  • атрибуты, подчеркивающие принадлежность к определенному сообществу.

В зависимости от характеристик молодежного любительства, молодежные группы и движения могут быть классифицированы как.

Агрессивный дилетантизм

Основывается на самых примитивных представлениях об иерархии ценностей, базируется на культе лиц. Примитивизм, видимость самоутверждения. Популярен среди молодежи и подростков с минимальным интеллектуальным и культурным развитием.

Эпатаж (фр. epater — впечатлять, поражать) Дилетантизм.

Он основан на оспаривании норм, канонов, правил, мнений как в обыденной, материальной жизни — одежда, прически, так и в духовной — искусство, наука. «Вызывающая» агрессия по отношению к себе со стороны других людей с целью быть «замеченным» (стиль панк и т.д.).

Альтернативная самодеятельность.

Основан на развитии альтернативных, систематически противоречивых моделей поведения, которые становятся самоцелью (хиппи, кришнаиты и т.д.).

Социальный дилетантизм

ориентирована на решение конкретных социальных проблем (экологические движения, движения за возрождение и сохранение культурного и исторического наследия и т.д.).

Понятие группы в психологии

Чтобы сделать определение группы более понятным, объединим их по следующим характеристикам:

  • Взаимозависимость СМИ.
  • Идентичность или учет перцептивно-когнитивных аспектов.
  • Взаимодействие участников и социальной структуры группы.

Согласно Марвину Шоу, каждая группа должна обладать следующими характеристиками:

Рассмотрим различные определения групп:

  • Определения, основанные на взаимозависимостичленов:

Следует отметить, что взаимозависимость является общей характеристикой большинства определений понятия группы. При таком подходе защищается то, что существенным аспектом для группы людей, которую следует называть группой, является наличие взаимозависимости между ними. По словам Левина, определение группы будет следующим:

«Представление группы как динамического целого должно включать определение группы, основанное на взаимозависимости членов (или, скорее, подразделений группы)» (Левин, 1936)

Другим защитником этого течения был Дойч, который дал такое определение группы:

«Социологическая группа существует в той степени, в которой ее компоненты преследуют цели, способствующие взаимозависимости».

  • Определения, основанные на идентичностиили перцептивно-когнитивных аспектах :

Другое определение постулируется из теории, согласно которой группы формируются с целью придания личности социальной идентичности. То есть группа формируется как группа. И в этом смысле принадлежности и идентичности члены должны осознавать это.

  • Определения, основанные на взаимодействии членов и социальной структуры группы:

Третий важный критерий — взаимодействие между членами группы. Этот защищает то же самое взаимодействие, которое поддерживает определение группы. В этом смысле мнения разных авторов расходятся, поскольку, хотя одни отстаивают, что взаимодействие является важным элементом формирования группы, другие считают, что это не является необходимым требованием для формирования группы.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]