Внешняя и внутренняя мотивация – где искать потребность к развитию?
Жизнь идет, а куда? Человек идет по жизни в определенном направлении, и это направление отличается от обычного выживания. В каждом есть животное, управляемое инстинктами. Есть двигатели-мышцы, нервная система, обеспечивающая движение. Сделать действия человека осмысленными, а его – очеловеченным и разумным, взаимодействующим с себе подобными помогает мотивация.
Это движение от точки А до Б с определенной целью. Точка Б может быть желанной, потому что она престижна. В точку Б нужно попасть по внутреннему велению — «Я могу!». Одна точка – два мотива. Потому следует говорить про виды мотивации, источники их возникновения.
Что такое мотивация
Психология рассматривает мотивацию с позиции потребности в чем-то. Нужда, ощущение дискомфорта, связанного с ней, целиком и полностью зависит от ситуации – окружающей среды, настроения. Состояние «вчера хотел, а сегодня не очень» вряд ли побуждает к действию.
Мотивация – это мысль о том, как было бы хорошо, если бы. Фактически, это мечта, но не каждая мечта мотивирует подняться с дивана. Это мечта, которая заставляет ее добиваться. Превращает человека в ученого, создавшего гипотезу собственного удовлетворения в случае достижения определенных условия.
Любой настоящий ученый начинает продумывать план действий, проводить эксперименты, идти к цели шаг за шагом.
Точкой отсчета в побуждении становится внутренний дискомфорт, несоответствие реального и желаемого. Мотивация – это то, что заставляет соотнести два фактора:
- могу или не могу (возможности);
- хочу или не хочу (намерения).
Возможности человека зависят от способностей, вооруженности средствами и знаниями — компетенций. Именно так мотивация способна стимулировать внутреннее развитие способностей, обучение, чтобы привести к цели. Однако отсутствие одного из элементов приведет к тому, что волевое усилие не сформируется, и безволие приведет к разочарованию, стрессу.
Признаки мотивирующей среды
При организации любой деятельности важно учитывать несколько требований. Они просто необходимы для удовлетворения потребностей и формирования правильной мотивации:
- Деятельность должна быть творческой и разнообразной.
- Возможность развиваться при выполнении заданий.
- Чувство принадлежности к группе и признания с ее стороны.
- Право принимать решения самостоятельно в рамках своей компетенции.
- Ощущение опоры и помощи.
- Присутствие внешних атрибутов успеха: похвалы, поощрения, комплимента.
- Осмысленность требуемых действий.
- Возможность высказать собственное мнение, которое примут к сведению.
- Доступность и своевременность получаемой информации.
- Обратная связь после проделанной работы.
Если все эти признаки (или, по крайней мере, большинство) присутствуют в организации деятельности, то можно считать, что формирование внутренней мотивации пройдет успешно.
Основные характеристики
Мотивация состоит из двух частей:
- внутренняя психологическая установка человека на действие или бездействие;
- способности к эффективному соотнесению возможностей и способностей для реализации цели.
Она приходит к человеку в виде специфических переживаний, которые связаны с положительными эмоциями от достижения предмета или реализации идеи. Но мотив осознается только тогда, когда он совпадает с идеалами и культурными ценностями человека и общества в данный момент времени.
Мотив имеет несколько характеристик:
- дает энергию для активности;
- направляет действия на достижения цели;
- обуславливает избирательность внимания;
- готовит к типичным сценариям реакции.
Мотив также обязательно включает саму деятельность по достижению цели. Мотивация, это не только, насколько сильно человек желает добиться цели, а то, сколько усилий он готов приложить для этого.
Виды мотивации
Человек идет к чему-то или уходит от чего-то. В первом случае – это позитивная мотивация — движение «к цели», во втором – негативная – «от неудовлетворенности (страха/бедности/плохой самооценке). Но обычно позитивные и негативные мотивы сочетаются: если я брошу курить, стану здоровее, смогу заняться спортом и зарабатывать больше. «Брошу» в контексте курильщика – отрицательная установка, но конечная цель – положительная. Мотивация заставляет становиться лучше!
Внешняя мотивация – это призыв к действию, которое может приносить деньги, одобрение, продвижение по службе. Заниматься интересным делом для удовлетворения, самореализации – это внутренняя мотивация. Внешняя — может быть обусловлена мотивом изнутри – взглядом на ситуацию, внутренним состоянием человека. В итоге – внешняя и внутренняя мотивация имеют стертые границы. Мотив – то, что затрагивает сознание человека, зависит от его картины миры. Потому потребность в движении обязательно включает характеристики внутренних и внешних мотивов: предпринимая действия, человек меняет мир вокруг и отношение к нему.
«Внутренняя мотивация» — это термин, который ввел Р. Вудвортс: человек рождается с целью осваивать мир посредством поведения – эффективного взаимодействия с окружающими объектами. Другие разновидности внутренней мотивации рассмотрены Р. Уайтом, как поиск «чувства эффективности», когда человек действует ради потребности в эффективности, компетентности и мастерстве.
Классификация мотивации по другим факторам
В психологии людей разделают в зависимости от мотивации к успеху или стремлению избегать неудачи, что определяется разработанными тестами. Однако люди, мотивируемые на успех, в случае неудачи – ищут виноватых. Люди, которые стремятся избегать неудач, наоборот причину неудачи ищут в себе, потому всегда готовы изыскивать резервы для повышения эффективности деятельности.
Разнообразие теорий мотивации человека
Теории мотивации изучаются в психологии для того, чтобы лучше понять, что побуждает человека к действию и как формируется его поведение. Над теориями мотивации трудились такие известные психологи, как Маслоу, Альдерфер, Герцберг, Адамс, Врум и многие другие. Детальный анализ потребностей человека позволил выделить два основных направления в сфере теорий мотивации:
- Процессуальные;
- Содержательные;
Каждая из этих теорий мотивации привлекла к себе многих сторонников. Изучив основные теории можно лучше понять виды мотивации личности, проанализировать характер действий человека в разных жизненных ситуациях.
Внешняя мотивация против внутренней: какая сильнее?
Одна сторона мотивации поддерживает другую. Похвала, благодарность или отзыв клиента вызывают чувство собственного профессионализма, компетентности, что растит внутренние побуждения. Тогда ради одобрения извне хочется наращивать мастерство, эффективность, развиваться, как личность. Появляется влюбленность в работу, вдохновение деятельностью.
Взаимосвязь между внутренним и внешним показана в видах мотивации, выражающей стремление к успеху, популярности, признанию значимости, преодолению и самопреодолению (совершенствованию), призванию. Данные типы представлены в виде лестницы саморазвития человека. Они показывают, как ориентация на внешний успех создает людей, которые довольны своим делом.
Почему сотрудники плохо работают?
По статистике, лишь малая доля начальников довольна своими сотрудниками и результатом их работы. Любой компании, даже самой успешной, всегда есть куда стремится. Выделяют несколько основных причин, по которым работники недобросовестно выполняют свои обязательства:
- Отсутствие заинтересованности в самой работе, в результате от трудовой деятельности, нет желания идти на работу с настроением и выкладываться на все 100 процентов; и главное сотрудник не ощущает своей значимости в коллективе;
- Нет четкого понимания, как складывается заработная плата, как начисляется премия и от каких показателей зависит дополнительный бонус;
- Отсутствие профессионализма в команде (сотрудникам, необходимо проходили тренинги и обучаться навыкам общения с клиентами). Итак, после того, как руководитель разобрался в причинах, почему коллектив работает не интенсивно, следует ввести систему мотивации. И совсем не секрет, что самой эффективной является денежная мотивация.
Факторы, определяющие уровень мотивации
Сила мотивации состоит из факторов, ее составляющих:
- внутренний мотив – потребность в действии, развитии, переменах формирует причину движения.Цель или желаемый предмет (результат действия) – должен быть настолько значимым, чтобы влиять на картину мира, захватить сознание и внимание.
- Возможности удовлетворения потребности – иногда они гораздо меньше, чем обстоятельства, которые приходится преодолевать. Потому важна трезвая оценка слабых и сильных сторон.
- Способность к планированию – план необязательно должен быть на бумаге, а только в голове. Чтобы выполнить действие, нужно обладать знаниями, инструкциями по его свершению. Нехватка знаний может быть причиной низкого уровня мотивированность.
- Самоконтроль и выполнение плана – зависит от того, чем приходится пожертвовать ради достижения цели. Недостаточное вознаграждение способно разочаровать – потому мотивированность всегда состоит из внутренних и внешних факторов.
Вектор приложения усилий, направление – важно то, чтобы человека привлекали внешние стороны процесса или результата.Именно внутренний мотив – потребность в действии, развитии, переменах формирует причину движения.
Методы(способы) мотивации
Способы побуждений зависят от объекта приложения усилий. Термин мотивация используют, чтобы заставить человека действовать определенным образом. Если говорить точнее, то мотивированность – повышает эффективность деятельности человека в любой сфере. Методы воздействия зависят от области применения.
Мотивация персонала
Мотивацией персонала называют меры, принимаемые для роста эффективности труда. В зависимости от целей и принципов руководства в организации используют:
- материальные стимулы;
- организационно-административные (штрафы, регламент, принуждение, отрицательные стимулы);
- социально-психологические (обращены на внутреннее побуждение – причастность к чему-либо).
Выбор мотивационного метода в менеджменте зависит от мастерства руководителя, умения находить индивидуальный подход к подчиненным.
Мотивация учащихся
Педагоги обязательно учитывают возрастные особенности внимания, мышления и памяти, чтобы организовать познавательную активность детей различного возраста. Чаще всего используют классичес
- словесные – яркий, эмоциональный рассказ;
- наглядные и практические пособия – карточки с заданиями, лабораторные занятия, которые открывают в детях желание экспериментировать;
- репродуктивные и поисковые – методы проблемных ситуаций, направленные на развитие творческого потенциала;
- самостоятельная работа – подготовка рефератов от группы или ученика, проведение наблюдений, которые связывают теорию с практикой.
Самомотивация
В основе самомотивации лежит внешнее и внутреннее побуждение к познавательной деятельности. Человек становится активным только тогда, когда направление деятельности совпадает с вектором развития личности.
Работа не вдохновляет, потому что – скучная, рутинная, надоела. Работа, как деятельность, в таких случаях не является самоцелью. Результат – это материальное поощрение.
Нужно вспомнить, что работа дает возможность для чего-то больше, служит финансовым источником. Что нужно? Найти деятельность, которая дает энергию для действия и выполнения рутинных обязанностей. Использовать негативное побуждение, в том числе. Искать себя в других сферах, где результат деятельности будет совпадать с внутренним мотивом.
Аффирмации
Аффирмации используют для того, чтобы перезаписать негативные установки. Вместо «У меня ничего не получится», говорить: «Я с легкостью пробую новое. Мне нравится пробовать все новое».
Вместо «Я боюсь криков начальника», повторить: «Я выслушивают любую критику спокойно. Воспринимаю только конструктивные предложения».
Самовнушение
Самовнушение – это метод вынужденной улыбки, которая запускает химические реакции в мозге. Разумеется, после бессонной ночи нет смысла говорить «Я полон сил!», а нужно просто выспаться. Установки должны быть конкретными и реальными. Перед важным разговором: «Я уверен в себе, я спокоен». Во время ссоры «Меня трудно вывести из себя». В период сомнений – «Я готов работать и действовать».
Биографии известных личностей
Время историй настало. Сейчас каждый с помощью социальных сетей может создать собственную легенду и найти поклонников, которые будут мотивировать. Ф. М. Достоевский изложил в романе «Игрок» историю собственной зависимости и превратил крах в триумф. Превратить слабые стороны в сильные – отыскать возможности – под силу каждому. Нужен тщательный анализ, изучение аналогий.
Визуализация
Метод сонастройки с целью. Это не магический прием, подчиняющий повороты судьбы, а тот самый оазис, который заставляет идти вперед, чтобы напиться. Не стоит думать, что мысли о шикарном офисе сделают его таковым без труда. Мечта заставляет сердце биться сильнее, вырабатывает эндорфины, стимулирует мозговую деятельность.
Правильный выбор поощрения кадров
Для любого начальства важно вовремя понять то, что какие стимулы двигают тем или другим работником. Поэтому, выстраивая систему мотивации так важно ориентироваться в коллективе и понимать каждого сотрудника. Начальнику необходимо изучить причины отсутствие интереса к работе у персонала с помощью анкетирования или опроса. Полученные результаты помогут понять, какие принципы премирования годятся для стимулирования этих работников. Различные цели и планы у людей, уровень образования и стремление работника определяют использование разных типов мотивации персонала:
- Материальный стимул;
- Нематериальная мотивация персонала;
- Мотивирование лидера команды. \
Первое, что нужно сделать сформулировать цель, которая может быть слегка завышена, но вполне выполнима работником. Помимо этого, сейчас на полках магазинов множество книг по эффективности управления персоналом. В специализированной литературе собраны советы и способы, после применения, которых в компании произойдут какие-то изменения.
Сферы применения понятия
Мотивация – понятие широкое, но в целом отражает причины поведения человека. В различных научных сферах человек — это объект исследований различного направления. Потому рассматриваются разные виды мотивации. В психологии – носитель сознания, в экономике – это субъект экономической деятельности с потребностями, а в менеджменте – сотрудник, деятельность которого подчинена целям компании. Педагоги мотивируют, повышая активность познавательной деятельности у школьников, студентов. Термин используют в маркетинге, когда человек, обладающими потребностями, мотивами и суждениями, принимает решение о покупке товара.
В психологии
Психология ищет ответы на два вопросы:
- Чем поведение человека отличается от животного?
- Как можно регулировать поведение для решения задач обучения, воспитания, управления активностью?
Потому в широком смысле слова мотивация включает:
- психологические и физиологические особенности человека;
- факторы внешней среды, влияющие на поведение.
В узком смысле слова – это психологические изменения, которые формируют, направляют и поддерживают поведение человека. Это причины, которые объясняют, почему человек поступил именно так в конкретной ситуации. Почему? С какой целью? Ради чего?
Психология мотивация изучает три аспекта:
- биологические и физиологические механизмы, связанные с удовлетворением базовых потребностей;
- поведенческие или непсихологические стимулы из внутренней и внешней среды – условные рефлексы;
- психологические – рассматриваются психологические факторы (бессознательное, внутренние и внешние стимулы, социальные факторы, гуманистические – сознание человека).
Существуют различные направления психологии, которые изучали аспекты поведения.
В менеджменте
В менеджменте мотивацией называют процесс стимулирования одного или нескольких людей к деятельности, которая направлена на цели предприятия. Это способ эффективного выполнения работы.
Рассматриваемые в менеджменте виды мотивации опираются на структурирование потребностей людей. Маслоу выделил пять групп потребностей, которые существенно отличаются в зависимости от уровня развития страны, культуры, социума. МакКлелланд ввел следующие разновидности потребностей: власти, успеха и принадлежности. Герцберг предложил учитывать факторы, влияющие на удовлетворение потребности в процессе работы. Условия труда, его оплата, отношения в коллективе – гигиенические факторы – то, что может вызывать неудовлетворенность, но их улучшение не приведет к удовлетворению потребности. Мотивирующими факторами Герцберг называет ощущение успеха при карьерном росте, расширении возможностей, признании со стороны коллег и начальства.
По теории ожидания мотивированность возникает, если человек уверен в том, что его усилия помогут добиться цели и получить вознаграждение. Теория справедливости утверждает, что человек субъективно сопоставляет размер вознаграждение и усилия. Побуждение возникает, когда труд переоценен, и это дает стимул для приложения больших усилий.
В экономике
Экономические интересы общества зависят от материального положения людей, классовых различий. Каждый человек имеет повседневные интересы, которые также влияют на поведение в труде и отношение к работе.
Интересы отражаются в мотивах трудовой деятельности. Это сознательное внутреннее побуждение к труду для удовлетворения потребностей. Мотив предопределяет поведение человек, выбор деятельности, наращивание знаний и умений для достижения целей. Мотивацией является совокупность связанных мотивов.
В экономике выделяют мотивационное ядро: мотивы призвания, обеспеченности и престижа – самореализации, богатства, социального статуса. Степень удовлетворенности этих мотивов влияет на то, как человек оценивает условия труда и формирует отношение к нему.
Для усиления мотивов руководство использует материальные и нематериальные стимулы – доска почета, благодарность или премии в денежной форме. На стыке удовлетворения потребностей, развития мотивов и стимулов рождается система мотивации в экономической деятельности.
Мотивация человека: процессуальное направление
Следующие теории мотивации человека анализируют не только потребности, а еще и усилия, характер деятельности, направленные на достижение желаемой цели. К наиболее известным процессуальным теориям относятся:
- Теория ожиданий Врума. Уровень мотивации для конкретного человека зависит не только от наличия потребностей, но и от того, как сильно он готов стараться, чтобы эти потребности удовлетворить. Нужно быть твердо уверенным, что выбранный вами подход будет результативным и поможет достичь цели;
- Теория равенства Адамса. Суть этой теории мотивации для человека состоит в том, что он склонен сравнивать результат определенных действий с результатом других людей, которые попали в похожие жизненные обстоятельства. Поскольку эта теория человеческой мотивации является субъективной, то кроме справедливой оценки человек может недооценить или переоценить полученный другими результат;
- Модель Портера-Лоулера. Эта теория человеческой мотивации сочетает элементы работ Врума и Адамса;
Зачем нужна мотивация
Кому она нужна? Мотивация – это инструкция к поведению. Когда человек чего-то хочет, то мозг самостоятельно находит подсказки для достижения успеха. Парень добивается внимания девушки, ребенок находит подарки от Деда Мороза, женщина худеет после родов. Они мотивированы, потому что точно знают, чего хотят. Поиском мотивации занимаются те, кто в цели не уверен. Человек, который получает деньги за работу для выживания, будет ползти на работу. Его эго будет кричать о том, что лучше поспать, но за поспать захочется поесть, а еда покупается за деньги. И опять нужно работать!
Мотивация – это борьба с собственными привычками, устоями. Потому тренеры-мотиваторы предупреждают — готовьтесь менять жизнь полностью. Примерять чужой опыт на себя — мотивироваться чужим успехом. Вот и раскрывается грань между тем, как работает внешняя и внутренняя мотивация – разница между навязанной целью и целеустремленностью.
Признаки мотивированных людей
К основным признакам людей, которые заряжены и мотивированы на работу, можно отнести:
- оптимистичность — мотивированные люди заранее уверены, что их план исполнится, а результат получится отличным;
- настойчивость — препятствия для них не становятся неразрешимой задачей;
- активность — много энтузиазма, помогающего не останавливаться на пути к цели;
- концентрация — люди не отвлекаются на мелочи, двигаясь к цели;
- уверенность — такие люди осознают себя как целостную личность с проблемами и недостатками, умеют использовать сильные стороны и прорабатывать слабые.
В психологии
Психология — это наука, изучающая влияние мотивации на желания, потребности и состояние человека. Существуют разные концепции в психологии о возникновении мотивации. Например, бихевиоризм говорит, что потребность возникает при отклонении организма от идеала. Если человек голоден, у него появляется мотивация вернуться к идеалу, то есть к сытости, и в данном случае его главной движущей силой становится желание поесть.
Практические советы
Мотивация нужна тем, кто хочет заставить человека выполнять требования, подчиняться. Потому управляют детьми, подчиненными, потребителями – покупателями товаров и услуг. Даже стремление обладать стройным телом- навязанный мотив. Чтобы не нуждаться в мотивации, нужно:
- определить вид деятельности, который нравится;
- обозначить цель, которую можно достичь в этой деятельности;
- иметь в результате достижения цели удовлетворение финансовой и внутренней цели – благодарность, самооценка, признание мастерства.
Именно тогда в мотивации не будет потребности. Цель деятельности мотивирует сама.