Психологическая устойчивость в психологии – это актуальная тема современных исследований. Это объясняется тем, что устойчивость к негативному воздействию внешних факторов – залог психологического здоровья как для взрослого человека, так и для ребенка. В жизни каждого человека случаются конфликты, проблемы в учебе, кризисные периоды на работе, финансовые трудности. Психологическая устойчивость помогает личности сохранять способность здраво мыслить и находить выход из трудных ситуаций.
Что такое психологическая устойчивость
Психологическая устойчивость – это способность выносить большие нагрузки и преодолевать усталость, сохранять уверенность в себе. Эта черта характера обеспечивает человеку быструю адаптацию к новым условиям, достижение высоких спортивных результатов, своевременное устранение академической задолженности, продвижение по карьерной лестнице.
В психологии это синоним стрессоустойчивости. Определение психологической устойчивости базируется на способности человека сохранять оптимальный уровень работоспособности в условиях нестабильности. Нервно-психическая устойчивость определяет уровень сопротивляемости организма человека различным вирусам.
Жизнестойкость нельзя путать с черствостью и ригидностью. Упрямые и консервативные личности не умеют быть гибкими. Внешне может казаться, что такие люди демонстрируют толерантность к негативному влиянию обстоятельств, продолжая делать то, что делали. Но на самом деле они не могут приспособиться к новым условиям и выбрать более эффективную модель поведения.
Также не следует думать, что стрессоустойчивые люди – это беспечные оптимисты, которым не свойственно испытывать отрицательные эмоции. Жизнестойкий человек – это реалист. Он не живет иллюзиями, ему свойственно переживать как положительные, так и отрицательные эмоции. Но все эмоции он контролирует. Оказавшись в стрессовой ситуации, он мобилизует силы организма на ее преобразование или ищет выход из нее.
Вопросы к практическому занятию
- Какую ответственность несут граждане за нарушение правил пожарной безопасности?
- Охарактеризуйте причины пожаров в зданиях.
- Охарактеризуйте опасные факторы пожара.
- Дайте характеристику первичным средствам пожаротушения.
- На какие классы подразделяются здания по пожароопасности?
- Какие категории производственных зданий и сооружений по взрывной, взрывопожарной и пожарной опасности вы знаете?
- Как необходимо действовать при пожаре на предприятии?
- Что такое эвакуация?
- Какие требования предъявляются к эвакуационным выходам и путям эвакуации?
- Что понимается под пожарной безопасностью объекта.
- Какие противопожарные мероприятия необходимо проводить на объекте.
- Какие существуют системы пожарной сигнализации?
Список рекомендуемой литературы:
.
Компоненты психологической устойчивости
Компонентами психологической устойчивости личности являются:
- оптимистичный настрой;
- уверенность индивида в себе;
- настойчивость и целеустремленность;
- способности к адаптации;
Составляющие психологической устойчивости рекомендуется формировать до достижения индивидом совершеннолетия.
Как формируется данное качество
Многих интересует вопрос: что нужно сделать, чтобы обрести психологическую устойчивость? Эта личностная характеристика формируется в процессе приобретения жизненного опыта на основе положительного образа «Я».
Жизненная стойкость повышается, когда у человека заканчивается процесс формирования зрелой личности и становления системы ценностей. Ее уровень выше у людей с высокой самооценкой. Высоким уровнем стрессоустойчивости обладают самостоятельные и инициативные люди. Чтобы стать стрессоустойчивым, нужно развивать в себе лидерские способности и отказаться от позиции жертвы.
Какие факторы влияют на повышение психологической устойчивости
Основными факторами формирования психической стойкости являются:
- Тип нервной системы. Людям со слабым типом нервной системы переносить неприятности тяжело. У них уровень стресоустойчивости всегда будет ниже, чем уровень выраженности этого качества у людей с сильным типом нервной системы.
- Условия воспитания. Стиль детско-родительских отношений определяет все социальные качества личности. Так, при демократическом типе воспитания стрессоустойчивость у детей выше, чем при авторитарном типе воспитания.
- Самодостаточность и независимость. Если человек привык во всем рассчитывать только на себя и свои силы, то в критической ситуации он будет анализировать ситуацию и искать способы ее разрешения.
- Жизненный опыт. Психологическая стойкость будет выше у тех людей, кто умеет анализировать свои поступки, признавать свои ошибки.
- Умение сотрудничать и жить в коллективе. Умение взаимодействовать с людьми и выстраивать эффективные коммуникации – залог успешного разрешения любого сложного вопроса.
- Позитивное самовосприятие, отсутствие внутриличностных конфликтов. Принятие себя открывает человеку пути к саморазвитию. Признание своих ошибок – первый шаг на пути формирования устойчивости к жизненным неурядицам.
- Оптимистичный настрой. Каждому нужно помнить, что мысли материальны. Мы притягиваем к себе то, о чем думаем.
- Смысл жизни и стремление к самовыражению. Людям, у которых есть жизненная цель, легче справляться с жизненными трудностями. Через творчество они отвлекаются от негативных переживаний, сохраняя душевное равновесие.
- Религиозные убеждения. Вера помогает человеку стойко выносить любые жизненные испытания.
Теоретическая часть
В процессе жизнедеятельности каждого могут возникать экстремальные ситуации, порождающие значительные трудности и в то же время, требующие от человека быстрых, точных и безошибочных действий.
Часто люди оказываются психологически неподготовленными к действию в экстремальных ситуациях, хотя психологическая устойчивость в опасных ситуациях является решающим фактором выживания. В минуту опасности на людей действуют психотравмирующие обстоятельства – комплекс сверхсильных раздражений, нарушающих нормальную психическую деятельность. При этом важную роль играют все категории психической деятельности. Насколько адекватно происходит отражение действительности в сознании через ощущение и восприятие, возобновление этого отражения в памяти, обобщение и переработку свойств действительности через воображение и мышление, настолько адекватно и принятие решения. Осознание ситуации и адекватность поведения при неожиданной угрозе для жизни резко снижаются и зависят от врожденных особенностей личности, ее установок, типа нервной системы и ряда других психобиологических показателей. В опасных ситуациях у человека возникает эмоциональное напряжение, т. е. стресс. Существует прямая зависимость между стрессом и работоспособностью, возможностью борьбы с опасностью.
Психологическая включенность человека в ситуацию связана с рядом психологических явлений:
- пониманием с оценкой: человеком ситуации и ее отдельных факторов;
- оценкой значимости ситуации и отношения к ней;
- мотивацией активности в ситуации;
- мобилизованностью;
- адекватностью решений, поведения и действий, в которых обнаруживается степень подготовленности к успешной деятельности в ситуации;
- психическим состоянием человека;
- активным проявлением личностью саморегуляции своей психической деятельности.
Экстремальные ситуации представляют собой крайнее проявление трудных ситуаций, требуют максимального напряжения психических и физических сил человека для выхода из них. В настоящее время установлено, что воздействие экстремальной ситуации может иметь три формы проявления.
Первая форма поведения
находит свое выражение в так называемых импульсивных, преждевременных и несвоевременных действиях. Дезорганизация поведения может выражаться в утрате ранее выработанных навыков, в неиспользовании прошлого опыта, в торопливости и в сумбурности поведения.
Вторая форма поведения
, как правило, характеризуется замедленностью действий вплоть до психического ступора (оцепенения).
Третья форма поведения
выражается в целесообразной активности, четком восприятии и осмысливании появившихся осложнений, правильной их оценке, повышении самоконтроля, совершении адекватных ситуации действий.
Таким образом, человек реагирует на экстремальную ситуацию в зависимости от того, как он ее воспринимает и оценивает ее значение.
У человека в экстремальной ситуации могут появляться следующие симптомы: бред, галлюцинации, апатия, ступор, двигательное возбуждение, агрессия, страх, истерика, нервная дрожь, плач.
Помощь в данной ситуации заключается, в первую очередь, в создании условий для нервной «разрядки».
Основные факторы, влияющие на развитие и компенсацию психических расстройств при чрезвычайных ситуациях, могут быть классифицированы следующим образом.
Непосредственно во время события (катастрофа и др.):
1. Особенности ситуации:
- интенсивность ЧС;
- длительность ЧС;
- внезапность ЧС.
2. Индивидуальные реакции:
- соматическое состояние;
- возраст;
- подготовленность к ЧС;
- личностные особенности.
3. Социальные и организационные факторы:
- информированность;
- организация спасательных работ;
- «коллективное поведение».
При проведении спасательных работ после завершения опасного события:
1. Особенности ситуации:
«вторичные психогении».
2. Индивидуальные реакции:
- личностные особенности;
- индивидуальная оценка и восприятие ситуации;
- возраст;
- соматическое состояние.
3. Социальные и организационные факторы:
- информированность:
- организация спасательных работ;
- «коллективное поведение».
На отдаленных этапах чрезвычайной ситуации:
1. Социально-психологическая и медицинская помощь:
- реабилитация;
- соматическое состояние.
2. Социальные и организационные факторы:
- социальное устройство;
- компенсации.
Задания
Студенты должны явиться на занятие, изучив теоретические сведения к практическому занятию, а также материал лекции по соответствующей теме.
Рекомендации для развития психологической устойчивости
Психологическая устойчивость не дается человеку с рождения. Это значит, что ее можно повысить. Как это сделать?
- Нужно мотивировать себя на достижение цели. Это можно сделать только в условиях самодисциплины. Нельзя позволять себе отступать от намеченных планов, отказываться от цели только потому, что возникли непредвиденные обстоятельства.
- Выстраивать доброжелательные внутрисемейные отношения. Ребенку легче стать психологически устойчивым к любым стрессовым ситуациям, если он знает, что может открыто спросить у родителей: «Как быть?», «Что делать?» Психологическая устойчивость с трудом формируется у детей в семьях, где не рассказывают друг другу о своих переживаниях и не спрашивают совета.
- Избегать одиночества. Общение с друзьями отвлекает от негативных мыслей, вселяет уверенность в том, что все проблемы можно решить. Настоящие друзья не оставят друг друга в беде. Дружеская поддержка помогает справляться с неприятностями.
- Непонятную ситуацию нужно расценивать как возможность саморазвития. Такие ситуации стимулируют нестандартное мышление. Если человек не боится перемен, готов осваивать новые виды деятельности и изучать неизведанное, он стойко перенесет любые трудности.
- Освоить техники релаксации, медитации. Жизнь в постоянном напряжении истощает нервную систему. Слабые нервы – первый признак эмоционального выгорания и стресса. Чтобы не допустить негативных последствий, нужно заботиться о своем психологическом здоровье.
- Систематически заниматься спортом. Физическая активность оказывает положительное действие на весь организм. Многие спортсмены говорят о том, что найти решение сложного вопроса им помогает тренировка в спортзале или на стадионе.
- Соблюдение режима дня и рациональное питание. Для того, чтобы у человека были силы на преодоление трудностей, нужно полноценно отдыхать и употреблять здоровую пищу.
- Нужно научиться видеть позитивные компоненты в любой ситуации. Если человек научится в любой ситуации замечать хорошее, его мировоззрение изменится в лучшую сторону. Он научится не только радоваться мелочам, но и использовать особенности ситуации для решения проблемы. То есть, уровень его психологической стойкости повысится.
Метод рационализации
Рационализация — сознательное изменение отношения к травмирующей психику ситуации, при этом либо ситуация перестает быть травмирующей, либо устраняется неоднозначное отношение к ситуации, тем самым снимается конфликт. Неприемлемым считается отказ от поиска решения, нахождение в состоянии маятника без точки опоры. Конфликт должен быть преодолен только собственными усилиями, вмешательство в ваши внутренние дела приведет к отрицательным последствиям.
Пример рационализации приведен в басне Крылова «Лиса и виноград». Вспомнили финал? Лиса изменила свое отношение к винограду: она решила, что виноград не созрел, он зелен, поэтому у нее пропало желание им лакомиться (хотя истинная причина состояла в том, что она просто не могла дотянуться до винограда), и вопрос был исчерпан
Хорошее подтверждение нашей основополагающей фразы «неважно, что происходит, важно, как я к этому отношусь»
Древнегреческого философа Эпикура волновал вопрос преодоления отрицательных эмоций после конфликта и для предотвращения конфликта. Он разработал прием — «временное контрастирование». Эпикур советовал сравнить реально происходящие неприятные события с возможными более неблагоприятными. «Могло быть хуже» — основной тезис его учения. Механизм борьбы, по Эпикуру, с негативными реакциями: «все желания, неудовлетворение которых не ведет к боли, не являются необходимыми: побуждения к ним легко рассеять, представив предмет желания труднодостижимым или вредоносным…».
- Попытайтесь уменьшить значение (эмоциональную окраску) произошедшего события, сравните свои страдания и горести с более тяжелыми испытаниями.
- Чаще говорите себе «как хорошо, что…», «удивительно, как…».
- Исключите из обращения выражения, начинающиеся с «печально, что…», «жаль, что…», «к сожалению…
- Постарайтесь не допускать конфликтных ситуаций.
- Если конфликт произошел, думайте не о нем (он уже свершившийся факт), а о том, как его преодолеть (соотношение слов «почему» и «как»).
Способы преодоления отрицательных эмоций великолепно описаны тонким психологом и прекрасным писателем А. П. Чеховым в юмористическом рассказе «Жизнь прекрасна!».
Поищите томик А. П. Чехова и прочитайте о механизме психологической защиты по Чехову.
Нашли… Прочитали… Не правда ли, все очень четко и метко подмечено?
«Жизнь пренеприятнейшая штука, но сделать ее прекрасной очень нетрудно… Для того чтобы ощущать в себе счастье без предела, даже в минуты скорби и печали, нужно: а) уметь довольствоваться настоящим и б) радоваться сознанию, что «могло быть и хуже»… Последуй, человече, моему совету, и жизнь твоя будет состоять из сплошного ликования» (А. П. Чехов).
По поводу совета «уметь довольствоваться настоящим». Совет старый, как сама жизнь. Вспомните тест о стакане, который наполнен наполовину, один говорит, что тот наполовину пуст, другой — наполовину полон. А как относитесь к наполовину наполненному стакану вы?