Психологическая устойчивость – что это такое в психологии

Психологическая устойчивость в психологии – это актуальная тема современных исследований. Это объясняется тем, что устойчивость к негативному воздействию внешних факторов – залог психологического здоровья как для взрослого человека, так и для ребенка. В жизни каждого человека случаются конфликты, проблемы в учебе, кризисные периоды на работе, финансовые трудности. Психологическая устойчивость помогает личности сохранять способность здраво мыслить и находить выход из трудных ситуаций.

Что такое психологическая устойчивость

Психологическая устойчивость – это способность выносить большие нагрузки и преодолевать усталость, сохранять уверенность в себе. Эта черта характера обеспечивает человеку быструю адаптацию к новым условиям, достижение высоких спортивных результатов, своевременное устранение академической задолженности, продвижение по карьерной лестнице.

В психологии это синоним стрессоустойчивости. Определение психологической устойчивости базируется на способности человека сохранять оптимальный уровень работоспособности в условиях нестабильности. Нервно-психическая устойчивость определяет уровень сопротивляемости организма человека различным вирусам.

Жизнестойкость нельзя путать с черствостью и ригидностью. Упрямые и консервативные личности не умеют быть гибкими. Внешне может казаться, что такие люди демонстрируют толерантность к негативному влиянию обстоятельств, продолжая делать то, что делали. Но на самом деле они не могут приспособиться к новым условиям и выбрать более эффективную модель поведения.

Также не следует думать, что стрессоустойчивые люди – это беспечные оптимисты, которым не свойственно испытывать отрицательные эмоции. Жизнестойкий человек – это реалист. Он не живет иллюзиями, ему свойственно переживать как положительные, так и отрицательные эмоции. Но все эмоции он контролирует. Оказавшись в стрессовой ситуации, он мобилизует силы организма на ее преобразование или ищет выход из нее.

Вопросы к практическому занятию

  1. Какую ответственность несут граждане за нарушение правил пожарной безопасности?
  2. Охарактеризуйте причины пожаров в зданиях.
  3. Охарактеризуйте опасные факторы пожара.
  4. Дайте характеристику первичным средствам пожаротушения.
  5. На какие классы подразделяются здания по пожароопасности?
  6. Какие категории производственных зданий и сооружений по взрывной, взрывопожарной и пожарной опасности вы знаете?
  7. Как необходимо действовать при пожаре на предприятии?
  8. Что такое эвакуация?
  9. Какие требования предъявляются к эвакуационным выходам и путям эвакуации?
  10. Что понимается под пожарной безопасностью объекта.
  11. Какие противопожарные мероприятия необходимо проводить на объекте.
  12. Какие существуют системы пожарной сигнализации?

Список рекомендуемой литературы:

.

Компоненты психологической устойчивости

Компонентами психологической устойчивости личности являются:

  • оптимистичный настрой;
  • уверенность индивида в себе;
  • настойчивость и целеустремленность;
  • способности к адаптации;

Составляющие психологической устойчивости рекомендуется формировать до достижения индивидом совершеннолетия.

Как формируется данное качество

Многих интересует вопрос: что нужно сделать, чтобы обрести психологическую устойчивость? Эта личностная характеристика формируется в процессе приобретения жизненного опыта на основе положительного образа «Я».

Жизненная стойкость повышается, когда у человека заканчивается процесс формирования зрелой личности и становления системы ценностей. Ее уровень выше у людей с высокой самооценкой. Высоким уровнем стрессоустойчивости обладают самостоятельные и инициативные люди. Чтобы стать стрессоустойчивым, нужно развивать в себе лидерские способности и отказаться от позиции жертвы.

Какие факторы влияют на повышение психологической устойчивости

Основными факторами формирования психической стойкости являются:

  1. Тип нервной системы. Людям со слабым типом нервной системы переносить неприятности тяжело. У них уровень стресоустойчивости всегда будет ниже, чем уровень выраженности этого качества у людей с сильным типом нервной системы.
  2. Условия воспитания. Стиль детско-родительских отношений определяет все социальные качества личности. Так, при демократическом типе воспитания стрессоустойчивость у детей выше, чем при авторитарном типе воспитания.
  3. Самодостаточность и независимость. Если человек привык во всем рассчитывать только на себя и свои силы, то в критической ситуации он будет анализировать ситуацию и искать способы ее разрешения.
  4. Жизненный опыт. Психологическая стойкость будет выше у тех людей, кто умеет анализировать свои поступки, признавать свои ошибки.
  5. Умение сотрудничать и жить в коллективе. Умение взаимодействовать с людьми и выстраивать эффективные коммуникации – залог успешного разрешения любого сложного вопроса.
  6. Позитивное самовосприятие, отсутствие внутриличностных конфликтов. Принятие себя открывает человеку пути к саморазвитию. Признание своих ошибок – первый шаг на пути формирования устойчивости к жизненным неурядицам.
  7. Оптимистичный настрой. Каждому нужно помнить, что мысли материальны. Мы притягиваем к себе то, о чем думаем.
  8. Смысл жизни и стремление к самовыражению. Людям, у которых есть жизненная цель, легче справляться с жизненными трудностями. Через творчество они отвлекаются от негативных переживаний, сохраняя душевное равновесие.
  9. Религиозные убеждения. Вера помогает человеку стойко выносить любые жизненные испытания.

Теоретическая часть

В процессе жизнедеятельности каждого могут возникать экстремальные ситуации, порождающие значительные трудности и в то же время, требующие от человека быстрых, точных и безошибочных действий.

Часто люди оказываются психологически неподготовленными к действию в экстремальных ситуациях, хотя психологическая устойчивость в опасных ситуациях является решающим фактором выживания. В минуту опасности на людей действуют психотравмирующие обстоятельства – комплекс сверхсильных раздражений, нарушающих нормальную психическую деятельность. При этом важную роль играют все категории психической деятельности. Насколько адекватно происходит отражение действительности в сознании через ощущение и восприятие, возобновление этого отражения в памяти, обобщение и переработку свойств действительности через воображение и мышление, настолько адекватно и принятие решения. Осознание ситуации и адекватность поведения при неожиданной угрозе для жизни резко снижаются и зависят от врожденных особенностей личности, ее установок, типа нервной системы и ряда других психобиологических показателей. В опасных ситуациях у человека возникает эмоциональное напряжение, т. е. стресс. Существует прямая зависимость между стрессом и работоспособностью, возможностью борьбы с опасностью.

Психологическая включенность человека в ситуацию связана с рядом психологических явлений:

  • пониманием с оценкой: человеком ситуации и ее отдельных факторов;
  • оценкой значимости ситуации и отношения к ней;
  • мотивацией активности в ситуации;
  • мобилизованностью;
  • адекватностью решений, поведения и действий, в которых обнаруживается степень подготовленности к успешной деятельности в ситуации;
  • психическим состоянием человека;
  • активным проявлением личностью саморегуляции своей психической деятельности.

Экстремальные ситуации представляют собой крайнее проявление трудных ситуаций, требуют максимального напряжения психических и физических сил человека для выхода из них. В настоящее время установлено, что воздействие экстремальной ситуации может иметь три формы проявления.

Первая форма поведения

находит свое выражение в так называемых импульсивных, преждевременных и несвоевременных действиях. Дезорганизация поведения может выражаться в утрате ранее выработанных навыков, в неиспользовании прошлого опыта, в торопливости и в сумбурности поведения.

Вторая форма поведения

, как правило, характеризуется замедленностью действий вплоть до психического ступора (оцепенения).

Третья форма поведения

выражается в целесообразной активности, четком восприятии и осмысливании появившихся осложнений, правильной их оценке, повышении самоконтроля, совершении адекватных ситуации действий.

Таким образом, человек реагирует на экстремальную ситуацию в зависимости от того, как он ее воспринимает и оценивает ее значение.

У человека в экстремальной ситуации могут появляться следующие симптомы: бред, галлюцинации, апатия, ступор, двигательное возбуждение, агрессия, страх, истерика, нервная дрожь, плач.

Помощь в данной ситуации заключается, в первую очередь, в создании условий для нервной «разрядки».

Основные факторы, влияющие на развитие и компенсацию психических расстройств при чрезвычайных ситуациях, могут быть классифицированы следующим образом.

Непосредственно во время события (катастрофа и др.):

1. Особенности ситуации:

  • интенсивность ЧС;
  • длительность ЧС;
  • внезапность ЧС.

2. Индивидуальные реакции:

  • соматическое состояние;
  • возраст;
  • подготовленность к ЧС;
  • личностные особенности.

3. Социальные и организационные факторы:

  • информированность;
  • организация спасательных работ;
  • «коллективное поведение».

При проведении спасательных работ после завершения опасного события:

1. Особенности ситуации:

«вторичные психогении».

2. Индивидуальные реакции:

  • личностные особенности;
  • индивидуальная оценка и восприятие ситуации;
  • возраст;
  • соматическое состояние.

3. Социальные и организационные факторы:

  • информированность:
  • организация спасательных работ;
  • «коллективное поведение».

На отдаленных этапах чрезвычайной ситуации:

1. Социально-психологическая и медицинская помощь:

  • реабилитация;
  • соматическое состояние.

2. Социальные и организационные факторы:

  • социальное устройство;
  • компенсации.

Задания

Студенты должны явиться на занятие, изучив теоретические сведения к практическому занятию, а также материал лекции по соответствующей теме.

Рекомендации для развития психологической устойчивости

Психологическая устойчивость не дается человеку с рождения. Это значит, что ее можно повысить. Как это сделать?

  1. Нужно мотивировать себя на достижение цели. Это можно сделать только в условиях самодисциплины. Нельзя позволять себе отступать от намеченных планов, отказываться от цели только потому, что возникли непредвиденные обстоятельства.
  2. Выстраивать доброжелательные внутрисемейные отношения. Ребенку легче стать психологически устойчивым к любым стрессовым ситуациям, если он знает, что может открыто спросить у родителей: «Как быть?», «Что делать?» Психологическая устойчивость с трудом формируется у детей в семьях, где не рассказывают друг другу о своих переживаниях и не спрашивают совета.
  3. Избегать одиночества. Общение с друзьями отвлекает от негативных мыслей, вселяет уверенность в том, что все проблемы можно решить. Настоящие друзья не оставят друг друга в беде. Дружеская поддержка помогает справляться с неприятностями.
  4. Непонятную ситуацию нужно расценивать как возможность саморазвития. Такие ситуации стимулируют нестандартное мышление. Если человек не боится перемен, готов осваивать новые виды деятельности и изучать неизведанное, он стойко перенесет любые трудности.
  5. Освоить техники релаксации, медитации. Жизнь в постоянном напряжении истощает нервную систему. Слабые нервы – первый признак эмоционального выгорания и стресса. Чтобы не допустить негативных последствий, нужно заботиться о своем психологическом здоровье.
  6. Систематически заниматься спортом. Физическая активность оказывает положительное действие на весь организм. Многие спортсмены говорят о том, что найти решение сложного вопроса им помогает тренировка в спортзале или на стадионе.
  7. Соблюдение режима дня и рациональное питание. Для того, чтобы у человека были силы на преодоление трудностей, нужно полноценно отдыхать и употреблять здоровую пищу.
  8. Нужно научиться видеть позитивные компоненты в любой ситуации. Если человек научится в любой ситуации замечать хорошее, его мировоззрение изменится в лучшую сторону. Он научится не только радоваться мелочам, но и использовать особенности ситуации для решения проблемы. То есть, уровень его психологической стойкости повысится.

Метод рационализации

Рационализация — сознательное изменение отношения к травмирующей психику ситуации, при этом либо ситуация перестает быть травмирующей, либо устраняется неоднозначное отношение к ситуации, тем самым снимается конфликт. Неприемлемым считается отказ от поиска решения, нахождение в состоянии маятника без точки опоры. Конфликт должен быть преодолен только собственными усилиями, вмешательство в ваши внутренние дела приведет к отрицательным последствиям.

Пример рационализации приведен в басне Крылова «Лиса и виноград». Вспомнили финал? Лиса изменила свое отношение к винограду: она решила, что виноград не созрел, он зелен, поэтому у нее пропало желание им лакомиться (хотя истинная причина состояла в том, что она просто не могла дотянуться до винограда), и вопрос был исчерпан

Хорошее подтверждение нашей основополагающей фразы «неважно, что происходит, важно, как я к этому отношусь»

Древнегреческого философа Эпикура волновал вопрос преодоления отрицательных эмоций после конфликта и для предотвращения конфликта. Он разработал прием — «временное контрастирование». Эпикур советовал сравнить реально происходящие неприятные события с возможными более неблагоприятными. «Могло быть хуже» — основной тезис его учения. Механизм борьбы, по Эпикуру, с негативными реакциями: «все желания, неудовлетворение которых не ведет к боли, не являются необходимыми: побуждения к ним легко рассеять, представив предмет желания труднодостижимым или вредоносным…».

  1. Попытайтесь уменьшить значение (эмоциональную окраску) произошедшего события, сравните свои страдания и горести с более тяжелыми испытаниями.
  2. Чаще говорите себе «как хорошо, что…», «удивительно, как…».
  3. Исключите из обращения выражения, начинающиеся с «печально, что…», «жаль, что…», «к сожалению…
  4. Постарайтесь не допускать конфликтных ситуаций.
  5. Если конфликт произошел, думайте не о нем (он уже свершившийся факт), а о том, как его преодолеть (соотношение слов «почему» и «как»).

Способы преодоления отрицательных эмоций великолепно описаны тонким психологом и прекрасным писателем А. П. Чеховым в юмористическом рассказе «Жизнь прекрасна!».

Поищите томик А. П. Чехова и прочитайте о механизме психологической защиты по Чехову.

Нашли… Прочитали… Не правда ли, все очень четко и метко подмечено?

«Жизнь пренеприятнейшая штука, но сделать ее прекрасной очень нетрудно… Для того чтобы ощущать в себе счастье без предела, даже в минуты скорби и печали, нужно: а) уметь довольствоваться настоящим и б) радоваться сознанию, что «могло быть и хуже»… Последуй, человече, моему совету, и жизнь твоя будет состоять из сплошного ликования» (А. П. Чехов).

По поводу совета «уметь довольствоваться настоящим». Совет старый, как сама жизнь. Вспомните тест о стакане, который наполнен наполовину, один говорит, что тот наполовину пуст, другой — наполовину полон. А как относитесь к наполовину наполненному стакану вы?

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]