Как внутренний ребенок влияет на нашу жизнь. Алгоритм работы с внутренним ребенком внутри статьи

Все мы взрослые – когда-то были маленькими детьми. И когда мы вырастаем, внутри нас продолжает жить этот ребенок, которым мы были в своем прошлом.

И если наше детство были довольно болезненным и непростым, то наш внутренний ребенок нуждается в исцелении. Даже несмотря на то, что мы выросли, наш раненый внутренний ребенок продолжает давать о себе знать. И просить нас о помощи.

Эта статья про внутреннего ребенка. И в ней мы поговорим о том, кто такой внутренний ребенок. Какие виды внутреннего ребенка есть внутри нас. Для чего нужна работа с внутренним ребенком, и как ее проводить. И как полюбить себя через исцеление внутреннего ребенка.

Что важно знать про внутреннего ребенка?

Внутренний ребенок – это «часть» нашей личности. Которая хранит в себе все наши воспоминания, чувства, потребности, реакции, отношение к себе и к другим, модели поведения, которые сохранились у нас из нашего детства.

Когда мы реагируем на какие-то ситуации таким же образом, как делали это в детстве. То мы реагируем из своего внутреннего ребенка.

Если в детстве какие-то наши важные психологические потребности не были удовлетворены, то наш внутренний ребенок «застревает» и не может дальше расти и развиваться.

Как его полюбить

Некоторые родители заставляют сына или дочь чувствовать себя недостойными. Своей критикой и упреками они внушают отпрыску, что он плохой, недостойный любви. С этой установкой дети и вырастают. Все дети из деструктивных семей не умеют себя любить, винят и ненавидят себя за то, что они плохие. Без самопринятия и любви не может быть исцеления. Как же полюбить своего внутреннего ребенка?

Любить себя – это значит слышать и удовлетворять свои потребности и желания, заботиться о себе, ценить и уважать себя. Как часто вы уделяете время себе, как часто благодарите себя и делаете себе комплименты? Или вы чаще жертвуете собой ради других и ругаете себя за каждую мелочь? Какие достоинства у вас есть? Или вы уверены, что состоите только из недостатков?

Прямо сейчас составьте список ваших достоинств, организуйте честный разговор с самим собой. А параллельно составьте список своих истинных желаний. Каждый день говорите себе комплименты, благодарите себя и вычеркивайте по одному желанию (срок исполнения зависит от масштаба задачи – может уйти день или месяц). Применяйте такую позицию ко всему, будь то выбор блюда на завтрак или выбор места работы. Чтобы полюбить внутреннего ребенка, нужно разобраться в себе. Поможет в этом общение.

Важно! Каждый ребенок хочет знать, что его любят. Каждому человеку, независимо от состояния его внутреннего ребенка, жизненно необходимо слышать теплые слова, чувствовать поддержку и заботу со стороны других людей, получать внимание. Но еще важнее дарить все это самому себе.

Виды внутреннего ребенка

Наш внутренний ребенок может быть разным. Можно сказать, что в нас, в нашей психике есть разные детские части. Например, в нас есть:

  • Адаптивный ребенок – это ребенок, который подстраивается под родителей, подчиняется их правилам, старается оправдать их ожидания. Также адаптивный ребенок может проявляться у нас и, как бунтующий ребенок, когда мы напротив, стараемся бунтовать против этих правил, делать все наоборот.
  • И свободный ребенок – это ребенок, который ведет себя так, как хочет сам. Вне зависимости от родительских правил и ожиданий. Он не старается подчиниться или бунтовать против требований своих родителей. А ведете себя свободно и естественно.

Также внутри нас могут быть дети разных возрастов:

  1. Еще не рождённый ребенок – которых хранит в себе память о нашем внутриутробном развитии.
  2. Внутренний младенец.
  3. Ребенок раннего возраста (1-3 года).
  4. Ребенок – дошкольник (4-6 лет).
  5. Ребенок 7-10 лет.
  6. Внутренний подросток.

Также внутри нас могут быть внутренние дети:

  • Счастливый ребенок – это ребенок, потребности которого удовлетворены. Которому дают проявляться и естественно развиваться. Которого любят и поддерживают.
  • Травмированный, раненый внутренний ребенок – ребенок, который появился и сформировался в результате того, что у нас была не удовлетворена потребность в любви, принятии или безопасности.
  • Играющий – ребенок, который любит веселиться, играть, действовать естественно и спонтанно. Любит узнавать новое, он в восторге от разных приключений.
  • Волшебный – очень творческий. Любит фантазировать и что-то придумывать новое, интересное. Он – мечтатель.
  • Чувствующий ребенок – ребенок, который испытывает чувства и умеет сопереживать другим. Он ответственен за нашу способность к привязанности и любви.
  • Злой – злопамятный и мстительный. Склонен наказывать других людей и злиться на них. Он ответственен за нашу способность защищаться.
  • Забытый внутренний ребенок – ребенок, контакт с которым утрачен, про которого забыли. Забытый внутренний ребенок может приводить нас во взрослом возрасте к кризисным переживаниям, депрессии, к чувству бессмысленности, бесполезности собственной жизни.

Определение понятия

Что такое внутренний ребенок в психологии, что это значит? Внутренний ребенок – это собирательный образ, включающий в себя детские психологические убеждения и представления человека о мире и себе.

Родители помогают ребенку понять следующее:

  • какой он, и что его ждет;
  • каким его принимают, а каким не принимают;
  • на что он способен, а на что неспособен.

Кому-то везет больше: родители дают достаточно любви и занимают разумную позицию в вопросах воспитания. А кому-то везет меньше: родители внушают малышу мысль о его никчемности, несостоятельности, «нехорошести», ненужности. У первых формируется установка «Я хороший, а мир безопасный», у вторых – «Я плохой, мир опасен». Первые умеют доверять людям, ценят и любят себя. Вторые не принимают себя и не доверяют другим людям.

Ребенок живет внутри каждого человека. Он отвечает за наши «хочу», открытость и непосредственность, искренность, эмоциональность. Вспомните, как ведут себя дети. Они свободны от социальных масок. Дети умеют радоваться просто так, прямо высказывать свои мысли. Они ставят свои желания во главу стола. Они свободны в самовыражении.

Постепенно под влиянием воспитания ребенок привыкает следовать социальным нормам, ограничивать свои желания, подавлять эмоции. Взрослым быть скучно. За все моменты радости и веселья вы можете благодарить ребенка внутри себя. Однако иногда из-за травм, тяжелого детства человек вырастает подавленным и грустным. Он не умеет радоваться, выражать свои эмоции, любить, быть открытым.

Что травмирует ребенка

Представьте, какой стресс испытывает ребенок в момент рождения, какой ужас охватывает его. Девять месяцев он жил в идеальных условиях, полной безопасности и комфорте. И вдруг он попадает в какой-то новый мир, где на него обрушиваются сотни раздражителей. Все, что ему нужно – снова вернуть чувство безопасности. Задача матери – помочь малышу почувствовать себя в безопасности, сформировать установку «У мамы все хорошо, у меня все хорошо, в мире все хорошо». Проблемы с безопасностью (физической, психической, эмоциональной) приводят к травматизации.

Например, травмирует следующее (ошибки родителей):

  • холодность и отдаленность родителей, других значимых взрослых;
  • систематическое нарушение личных границ (физическое и эмоциональное насилие);
  • систематические наказания и подавление, запрет на выражение мнения и эмоций;
  • иррациональные критика и оскорбления, особенно прилюдные;
  • перенос ответственности на ребенка, вымещение своей боли на нем («Из-за тебя я не стала успешным врачом», «Из-за тебя меня бросил муж», «Как тебе не стыдно, все время меня позоришь»).

Таким образом, к травматизации приводят физические, психологические и эмоциональные травмы. С годами часть потрясений уходит на уровень подсознания и как бы забывается, но все равно продолжает влиять на человека. Внутренний ребенок остается травмированным. Причем взрослый при этом может быть уверен, что в его детстве не было ничего плохого. Однако по некоторым признакам можно заподозрить травматизацию.

Раненый внутренний ребенок и травма отношений

Травмированный, раненый внутренний ребенок – это наша часть, которая несет в себе отпечаток наших психологических травм.

Травма – это наша психологическая рана. Это наша реакция на какое-то событие или на множество похожих событий, с которыми наша психика не смогла справиться. И в результате разделилась на травмированную часть (т.е. нашего раненого внутреннего ребенка) и часть защитника, преследователя.

Таким травмирующим событием могло быть как:

  • что-то одно экстремальное. Например, нападение, пожар, война, чье-то убийство, стихийное бедствие и т.п. Тогда у нас формируется шоковая травма.
  • так и множество неприятных, более «мягких» событий, но повторяющихся регулярно. Например, психологическое насилие, нарушение договоренностей со стороны родителя, отсутствие внимания, отвержение, непринятие каких-то качеств и т.д. В результате таких событий у нас формируется травма развития или по-другому травма отношений.

Наш травмированный внутренний ребенок побуждает нас снова и снова сталкиваться с похожими болезненными событиями, из-за которых мы травмировались. Чтобы наконец сделать в этом событии что-то по-другому и исцелиться. А другая наша часть, наш внутренний защитник, стремится избежать встречи с таким событием. Защитить нас от повторения травмы.

Такой внутренний защитник, защищающий нас от повторения травмы отношений, может у нас проявляться через страх близости. Когда мы боимся подпускать к себе близко другого человека или вообще боимся вступать в отношения. Страх близких отношений у нас формируется как раз в результате травм отношений.

Исцеление внутреннего ребенка происходит через исцеление его «раненой части». То есть через работу с травмой отношений. И в результате его исцеления увеличивается наша способность к близким, доверительным, любящим отношениям с другими людьми.

Основные причины получения травмы

Как мы уже выясни, ребенок становится несчастным, когда не получает уверенности в мире и в людях. Давайте рассмотрим, какие основные причины заставляют чувствовать ребенка несчастным:

  1. Замкнутый родитель, не выражающий любовь к своему ребенку.
  2. Наказания с применением силы. Пример: тряска ребенка, промывание рта мылом, царапанье, шлепки и так далее.
  3. Сексуальное развращение. Показ порнографии и половой жизни взрослых.
  4. Участие в разводе родителей.
  5. Обременительные занятия не сопоставимые с возрастом (постоянная забота о своих родителях).
  6. Не уверенность в еде и месте жительстве.
  7. Долгое пребывание в одиночестве;
  8. Эмоциональное пренебрежение (отсутствие поддержки и поощрения);
  9. Моральные оскорбления, измывательства.
  10. Порча любимых вещей ребенка.
  11. Завышенные требования к ребенку.
  12. Смерть близких людей.
  13. Унижения.
  14. Стихийные бедствия, катастрофы.

Все это заставляет ребенка чувствовать себя скованно, неуверенно, развивает чувство опасности за жизнь. Он сюда сформирована мысль “Я- никто, Мир- Опасность”.

Счастье внутреннего ребенка можно добиться и в сознательном возрасте, используя психологические трюки и успокоение своей личности.

Как проявляется внутренний ребенок в отношениях?

Часто наш внутренний ребенок в отношениях проявляется через какие-то очень сильные эмоциональные реакции. Например, когда нам становится очень страшно. Или очень печально и больно.

Также он может проявляться у нас через те модели поведения, которые мы использовали в детстве в отношениях с нашими родителями.

Например, женщина раз за разом допускает серьезные ошибки на работе. Из-за которых ее постоянно ругает ее начальница. Будучи маленькой девочкой, эта женщина вела себя так же со своей мамой. Которая обращала на нее внимание только тогда, когда она делала что-то не так. И чтобы получать от мамы хотя бы негативное внимание, девочка намеренно допускала ошибки.

И уже повзрослев, эта женщина неосознанно продолжает получать внимание от своей начальницы (которая даже внешне похожа на ее маму). Через то, что та ругает ее за ошибки.

Весь тот дефицит того, что нам «недодали» в детстве. Весь этот эмоциональный «голод» мы сохраняем в себе во взрослом возрасте. И бессознательно ищем людей, с которыми можно «разыграть эту драму», повторить этот болезненный сценарий. Сценарий, где мы в чем-то нуждаемся от другого человека, но он нам этого не может или не хочет давать. Или дает, но за это приходится очень дорого «расплачиваться».

Зачем искать внутреннего ребёнка

Диана Рааб

доктор психологических наук, в комментарии изданию Healthline

У каждого из нас есть внутренний ребёнок Finding and Getting to Know Your Inner Child . Общение с ним может сделать вашу жизнь благополучнее и внести в неё лёгкость.

Когда внутренний ребёнок «здоров», обычно он не вызывает беспокойств во взрослой жизни. Но если он «ранен» 3 Therapies to Heal Your Wounded Inner Child , человек может повторять неправильные модели поведения, привитые в детстве. Например, маленькая девочка, которая видела, как её мать терпит насилие со стороны отца, сама в зрелом возрасте может связаться с абьюзером.

Общение с внутренним ребёнком позволяет найти корни нынешних проблем в детстве и избавиться от них. У некоторых в процессе получается следующее What is the “Inner Child”? :

  • высвободить подавленные эмоции;
  • распознать неудовлетворённые потребности;
  • изменить неправильные модели поведения;
  • раскрепоститься;
  • повысить самоуважение.

Для чего нужно работать с внутренним ребенком?

Во-первых, работать с внутренним ребенком важно для того, чтобы было проще строить любящие отношения.

Люди, у которых сильно травмированный внутренний ребенок, чаще всего используют одну из двух стратегий обращения с ним:

  1. Они могут “прятать” своего внутреннего ребенка от самих себя, т.е. “подавлять” его внутри себя, не позволяя ему показываться, проявляться. Или “прятать” только от других людей, не давая возможности другим увидеть себя такими – уязвимыми, нуждающимися, чувствительными и любящими. Если мы не позволяем нашему внутреннему ребенку проявляться в отношениях с другими людьми, то нам сложно привязываться и сближаться с другим человеком. Мы становимся недоступными для других людей, эмоционально закрытыми.
  2. Или люди могут, напротив, неосознанно перекладывать всю заботу о своем “внутреннем ребенке” другим людям в отношениях. При этом, даже не проверяя, на сколько другой человек безопасен и надежен для того, чтобы так близко подойти к ним. При такой стратегии, во-первых, очень высок риск “пораниться”, сильно травмироваться в отношениях. Привязаться к человеку, с которым небезопасно находиться в отношениях. А во-вторых, другим людям может быть сложно все время заботиться о нас. К тому же, не получая ничего взамен. Ведь взрослые отношения держатся на равном обмене. А когда этого баланса между “брать” и “отдавать” нет, то отношения двух взрослых людей переходят в сценарий “родитель-ребенок”, становясь нездоровыми. Либо человек устает все время заботиться о нас и отдаляется или расстается с нами.

Обе эти стратегии мешают создать счастливые отношения. И чтобы заменить эти стратегии, нужно работать со своим внутренним ребенком, исцелять его и учиться давать ему любовь, безопасность, заботу и внимание.

Хороший контакт с внутренним ребенком помогает нам опираться на самих себя, быть более самодостаточными, не впадать в сильную зависимость от других людей. Помогает распознавать свои желания и действовать в соответствии с ними.

А также он помогает нам быть творческими. Сложности с творчеством у человека как раз возникают потому, что человек подавляет своего внутреннего ребенка, не дает ему проявляться.

Как работать со своим эго-состоянием?

Методик для самостоятельной работы с ребенком внутри себя не так уж и много. Помимо имитации разговоров психологи рекомендуют:

  • написание писем к ребенку и ответов на них от его лица;
  • медитации;
  • осознание своих истинных нужд и интересов, воплощение их;
  • разрушение психологических барьеров.

Все эти способы подходят людям, задумывающимся о том, как повзрослеть внутреннему ребенку. Фиксация эго-состояния на определенном возрасте происходит не столько из-за того, что в тот момент в прошлом произошло нечто экстраординарное, сколько по причине того, что человек запер воспоминание об этом.

Те, кто пережил счастливые моменты, пытаются остаться в них навсегда. Те же, кто получил эмоциональную травму, панически боятся ее повторения, поэтому не отпускают свои переживания, фиксируют их, чтобы вовремя распознать приближающиеся беды.

Полюбить себя – значит полюбить своего внутреннего ребенка

Если вы чувствуете, что не любите или недостаточно любите себя, то нужно работать со своим отношением к своему внутреннему ребенку.

Скорее всего, вы не любите себя потому, что переняли чье-то чужое негативное отношение к себе. Кто-то значимый для вас в детстве относился к вам так, что вы чувствовали, что он вас не любит. А в детстве мы внешнее помещаем себе вовнутрь, впитывая это, как губка. И вы так же впитали чье-то нелюбящее отношение к себе, научились относиться к себе таким же образом.

И теперь уже будучи взрослым, продолжаете так же относится к себе, т.е. к своему внутреннему ребенку.

Признаки травм — Как определить

Многие люди и не задумываются о том, что живут с детскими травмами, поэтому приведу характеристики людей с подавленным внутренним ребенком.

  1. У таких людей заниженная самооценка.
  2. Эти люди обделены самоуважением и не обладают чувством “самоценности”.
  3. Они не умеют самостоятельно заботиться о себе.
  4. Во всем чувствуют себя неуверенно (это часто выражается в походке).
  5. Обладают многочисленными страхами и фобиями.
  6. Относятся равнодушно к своему здоровью и внешности.
  7. У таких людей сформированы привычка, быть жертвой.
  8. Они не только себя не любят, но еще и не доверяют сами себе.
  9. У них проблемы с построением близких, доверительных отношений.
  10. Они не умеют правильно строить личные границы (либо они слышном узкие, либо слишком широкие), а также они не умеют защищать свое личное пространство.
  11. Обладатели многочисленных внутренних конфликтов.
  12. Присуще чувство потерянности, такие люди не знают кем быть и чего хотеть.
  13. Так же эти люди часто переносят проблемы на других или наоборот имеют привычку всех спасать, вымечая тем самым свои комплексы на других.
  14. Такие люди очень склонны к различным зависимостям, а также и к зависимым, нездоровым отношениям.

Люди с травмами внутреннего ребенка часто чувствуют себя несчастными, так как у них не складываются как личные, так и социальные отношения. Они не имеют сил и мотивации для действий, приводящих их к успеху.

Развить в себе любящего внутреннего родителя

Исцеление внутреннего ребенка происходит через любящее отношение к нему. Чтобы научиться относиться к нему с любовью, важно развить в себе любящего и заботливого внутреннего родителя. Взамен тому критикующему, не принимающему, отвергающему родителю, который сейчас есть внутри вас.

Этот процесс небыстрый. Нельзя так просто что-то сделать сегодня и проснуться завтра с любящим внутренним родителем. Необходима длительная регулярная работа для этого. Но если вы действительно будете ее проводить, то вы и сами не заметите, как станете более устойчивыми и наполненными любовью.

Работа с внутренним ребенком. Упражнения

Первое упражнение Для начала проведите такую работу со своим еще не рожденным внутренним ребенком. Чтобы исцелить травмы, полученные вами во время внутриутробного периода.

  1. Представьте перед собой себя взрослую, как маму своему внутреннему ребенку. И что внутри вас находится ваш еще не рожденный внутренний ребенок. Важно представлять не вашу реальную маму, а себя, как маму своему внутреннему ребенку. Прочувствуйте свое тепло, любовь и нежность к этому ребенку, который находится внутри вас. Побудьте какое-то время в этих чувствах.
  2. Затем почувствуйте себя этим нерожденным ребенком. И ощутите всем телом любовь и нежность к своей мамы. Почувствуйте, что вы любите свою маму (не вашу реальную маму, а именно вас самих, как маму себе), а мама любит вас. Напитайтесь этими чувствами.
  3. Наблюдая за этим общением между мамой и внутренним ребенком, периодически меняйте свою роль. То чувствуйте себя мамой, то ребенком. И напитывайтесь той любовью, которую они чувствуют друг к другу.

Повторяйте это упражнение каждый день в течение месяца. А затем берите следующий возрастной период – младенчество. Повторите это упражнение уже с вашим внутренним младенцем. И делайте его каждый день в течение месяца. А затем повторите все с вашим внутренним ребенком раннего возраста, дошкольного возраста, возраста начальной школы и вашим внутренним подростком.

Второе упражнение

Для того, чтобы ваш внутренний ребенок чувствовал свою ценность и ощущал себя достойным, хорошим – важно его хвалить. И делать это регулярно.

Для этого вы можете завести тетрадь. В которой каждый день записывать по 5-15 пунктов, за что вы хвалите сегодня своего внутреннего ребенка. Важно повторять это упражнение каждый день хотя бы в течение месяца. Важно делать это регулярно и не пропускать дни, чтобы вы научились хвалить себя автоматически, чтобы у вас сформировался такой навык.

Исцеление внутреннего ребенка

  • Если вы раньше никогда не работали со своим внутренним ребенком, то для начала нужно с ним познакомиться. Для этого можно написать ему письмо. Или представить, что он сидит перед вами. И глядя ему в глаза или в письме, поздороваться с ним и сказать ему все, что вам хочется сказать.
  • Узнайте у своего внутреннего ребенка, в чем он нуждается, чего ему хочется. И найдите способ дать ему это. Важно, чтобы это была не разовая работа, а постоянная и регулярная.
  • Проанализируйте свои отношения с людьми и определите, какие потребности чаще всего вы не можете удовлетворить в своих отношениях. Но хотите этого. Может быть, это потребность в стабильных и безопасных отношениях. Или потребность в признании и похвале. Или потребность в теплых прикосновениях и объятиях. Или потребность в свободе. Или потребность во внимании.

Чтобы изменить ваши отношения, сделать их более счастливыми и питательными, важно научиться самим давать это себе, удовлетворять для себя эти потребности. Важно научиться замечать и находить людей, которые способны, хотят и умеют давать вам то, в чем вы нуждаетесь. Научиться говорить другим о своих потребностях и просить их. Научиться самим удовлетворять эти потребности у других людей. А также научиться строить с ними такие отношения, чтобы другие люди хотели для вас делать что-то приятное.

  • Устраивайте иногда праздники для своего внутреннего ребенка. Когда вы целый день делаете что-то для него, балуете и радуете. Например, покупаете себе воздушные шарики, угощаете сладкой ватой, поете себе колыбельную, катаете себя на каруселях или качели. Дарите куклу или машинку, играете с ним и с другими детками, смотрите свой любимый мультик. Ведете себя в аквапарк, цирк или в дельфинарий, делаете что-то творческое. Обнимете себя или образ вашего внутреннего ребенка в своем воображении. Если в детстве вы мечтали о чем-то, а в этот день вы можете осуществить эту мечту.
  • Посмотрите художественный фильм «Большая маленькая Я» и проделайте похожую работу со своим внутренним ребенком, как проделала героиня фильма.

Работу с внутренним ребенком (а особенно с его «раненой частью») лучше проводить вместе с психологом. Если вы хотите научиться быть более любящей с собой. И стать более самодостаточной, счастливой и более устойчивой в отношениях через работу с внутренним ребенком. То обращайтесь ко мне на личные консультации.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]