Сознание – это в философии кратко характеризует процесс зарождения автоматизма. Человек запоминает определенные действия на уровне сознания, повторяет их под строгим контролем. С его помощью он познает мир, осваивает определенное знание, которое через некоторое время становится автоматическим. Навык начинает проявляться бессознательно, к чему приводят продолжительные тренировки, частое повторение. Примером перехода из сознательного в бессознательное является выполнение движений в танце, игра на пианино, вождение автомобиля.
Когда человек обучается, он контролирует каждое свое действие. После обучения некоторое время он чувствует напряжение, повторяя изученное. Позже выполнение задачи становится автоматическим. Индивид в любое время может повторить процесс, даже не обращая на это внимания. Сознание и бессознательное в философии находятся в непосредственной близости друг от друга.
Переход сознательного действия к автоматизму называется подсознательным. Это этап между обучением и идеальным знанием.
Сознательное в психике человека
Определение 1
Сознание – это высшая форма отражения предметной действительности, способ отношения человека к самому себе и к миру.
Психика человека возникла и сформировалась как способность живых организмов взаимодействовать с окружающим миром. Она дана человеку с момента его рождения в готовом виде, и её развитие происходит в процессе общения с другими людьми.
Рисунок 1. Сознательное и бессознательное в психике человека. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы
Важнейшим свойством психики, высшей её формой является сознание. Благодаря сознанию человек глубже понимает мир, понимает то, что нельзя увидеть из непосредственного наблюдения, человек может делать заключения и выводы. Разнообразные и многообразные явления жизни человека сознание конструирует, интегрирует, собирает в целостный способ бытия, делая человека Человеком.
Главной характеристикой человеческого бытия является осознанность.
Сознание имеет свои особенности, в частности, оно:
- дает возможность различать субъект и объект, обеспечивает формирование целей деятельности, содержит совокупность знаний об окружающем мире;
- дает возможность предварительного мысленного построения действий;
- оказывает помощь в предвидении результатов действий;
- регулирует поведение человека и его деятельность;
- эмоционально оценивает межличностные отношения.
Сознание выполняет определенные функции – отражательную, креативную, преобразующую, оценочную, рефлексивную, регуляторную, коммуникативную.
В основе структуры сознания лежит интеллект, который представляет собой психические способности, знания и умения, необходимые при решении умственных задач. К психическим способностям интеллекта относится мышление, свойства памяти, свойства внимания, свойства восприятия, а основным элементом сознания являются знания. Эрудиция, компетенции, навыки умственной работы, безусловно, влияют на интеллект, но уровень его зависит ещё и от результата усвоении культуры, освоения духовных общечеловеческих ценностей.
Готовые работы на аналогичную тему
Курсовая работа Соотношение сознательного и неосознаваемого в психике человека 430 ₽ Реферат Соотношение сознательного и неосознаваемого в психике человека 230 ₽ Контрольная работа Соотношение сознательного и неосознаваемого в психике человека 190 ₽
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Целенаправленность действий человека определяет мотивация, т.е. совокупность побуждений, а источником его активности выступают потребности, где выбор цели является центральным моментом.
Мотивация может быть сильной-слабой, устойчивой-неустойчивой.
Чувственно-эмоциональная сфера человека, которая включает чувства, настроения, аффекты, переживания, эмоциональные стрессы, выражающие его субъективное отношение к каким-либо явлениям, ситуациям, к себе, к другим людям.
Способность сознательно регулировать поведение является волей. Специфические качества сознания формируются и проявляются с помощью языка.
Осознанность и долгосрочное мышление
Основным критерием осознанности является долгосрочное мышление. Чем больше осознанности, тем более четко человек предугадывает будущее.
В неосознанном состоянии личность не видит последствий своих действий.
Среди неосознанных людей всегда скрываются самые мерзкие предатели. Неосознанность отключает проявление высших человеческих чувств: эмпатии, любви, альтруизма. Страдает интеллект.
Вместо этого получаем черствость, страх, эгоцентризм и глупость.
Человек совершает действия, о которых желает в будущем. Их последствия порой непоправимы.
Неосознанец всегда долго «догоняет».
То, что видно с позиции осознанности вне зависимости от здоровья бессознательного, в самом бессознательном становится очевидным только тогда, когда его состояние меняется.
Только сознание может сделать долгосрочный прогноз.
Бессознательное в психике человека
Происходящие в психике человека процессы осознаются далеко не все, потому что кроме сознания у человека есть ещё сфера бессознательного. Представлено оно в форме индивидуального и коллективного бессознательного. Они противостоят сознанию и в тоже время находятся с ним в неотрывной связи. Главенствует в бессознательной жизни человека его подсознание, которое хранит всю информацию.
Замечание 1
Бессознательные психические явления, состояния и действия лежат вне сферы разума человека и со стороны сознания не поддаются контролю.
К бессознательным психическим процессам относятся бессознательные ощущения, мышление, бессознательная (внутренняя) речь, сновидения, грезы, мечты, неосознаваемые зрительные ощущения.
Во всех психических процессах и состояниях человека, так или иначе, присутствует бессознательное начало. К бессознательным ощущениям относятся ощущения равновесия, мышечные ощущения. Непроизвольные рефлективные реакции в зрительной и слуховой системах вызываются неосознаваемыми зрительными и слуховыми ощущениями.
Иногда у человека возникает чувство, что он какой-либо объект, предмет или явление уже видел, чувство знакомости, связанное с узнаванием ранее виденного, – так могут проявляться неосознаваемые образы и восприятия.
Есть неосознаваемые мысли, чувства, есть бессознательная память. Она управляет воображением, мышлением, вниманием, она определяет содержание мыслей в данный момент, на которые направлено внимание.
Индивидуальное бессознательное имеет связь с инстинктами, например, инстинктом самосохранения, размножения.
Концепция индивидуального бессознательного была разработана З. Фрейдом, а концепция коллективного бессознательного разрабатывалась его учеником К. Юнгом.
К. Юнг утверждал, что память об истории всего рода человеческого живет в недрах его души и кроме унаследованных родительских свойств, в человеке живут свойства его далеких предков. Коллективное бессознательное у всех людей идентично и образует всеобщее основание душевной жизни человека – это уже глубинный уровень психики. Бессознательное относится к глубинному уровню психики, но, в психике человека жестких границ между её различными уровнями не существует, потому что психика человека функционирует как единое целое.
Опыт всего человечества запечатлен в коллективном бессознательном в виде архетипов, которые являются универсальными образами мышления, мировосприятия, поведения. Непосредственно они не обнаруживаются и дают о себе знать через сновидения, предчувствия, видения. К. Юнг дал им своеобразные и условные названия – Самость, Персона, Тень, Мать, Ребенок, Бог, Смерть и др.
Замечание 2
Основным является архетип Самость, представляющий ядро психики, вокруг которого объединяются все остальные.
Целый ряд направлений современной науки считает, что между сознанием и бессознательным непреодолимых конфликтов и противоречий не существует, поскольку они являются составляющими психики человека.
Замечание 3
Некоторые образования относятся и к сознанию, и к бессознательному, причем в равной степени, поэтому ученые считают, что бессознательное надо рассматривать как часть сознания.
Я и мои желания
Неосознанность – это рабство у своих сиюминутных желаний.
Ведение бессознательной жизни всегда приводит к ассоциации себя со своими низшими потребностями.
Осознанность – это постановка своего «Я» над хотелками, которые, чаще всего, не отражают нашу истинную сущность.
Это возможность поставить себя над системой, которой является твое тело.
В состоянии неосознанности своего «Я» нет. То, что человек ассоциирует с собственной личностью, постоянно меняется.
Осознанный человек ведет тело к реализации определенных разумом устремлений. Неосознанный – ведется на приказы от разных органов чувств.
Истинное «хочу» определяется только в сознании!
Но никак не в бессознательном.
Популярный призыв «Делай то, что ты хочешь» разумом и бессознательным воспринимается по-разному.
Например, осознанный человек ставит свое «Я» выше сиюминутных чувств. Он понимает, что хочет внести свой вклад в этот мир, развиться, найти любовь, создать условия для сохранения и улучшения своего здоровья, обзавестись любимым делом, стать профессионалом в нем и заработать определенную сумму денег для счастливой жизни. Потребности могут отличаться, но они всегда глобальны в масштабах человеческой жизни.
Неосознанная личность приходит к выводу, что ей нужно купить пива, съесть мороженного, заняться троллингом в сети, или получить любой другой сиюминутный кайф в соответствии с уровнем развития бессознательного.
Гедонизм не приводит к счастью именно потому, что не является осознанным. Он не удовлетворяет истинных потребностей личности. В неосознанном состоянии ты даже не можешь увидеть их.
Неосознанность – это поправимо
Для каждого, кто узнал себя в описании неосознанного человека, есть хорошая новость: это поправимо!
Мы все проходим через этап неосознанности в детстве. Ребенок не мыслит критериями долгосрочных целей, он не способен понять истинные причины и значения своих действий.
Пока в маленьком человечке еще не развилось сознание, его выживание обеспечивают родители.
Взрослый человек не может позволить себе оставаться в бессознанке. Тем не менее, каждый из нас в той или иной мере подвержен неосознанным состояниям. Их просто нужно прорабатывать, не укоряя себя за неправильные действия или мысли.
Развитие осознанности – тяжелый труд. Но он всегда окупается достижением более высоких жизненных вкусов.
Осознанность и любовь
Человек путает любовь с массой других состояний. Симпатия, влюбленность, эмоциональная зависимость, привычка, чувство собственности. Все это в массовой культуре называется любовью.
Но любви в неосознанном состоянии не существует. Чувства быстро проходят, так как являются элементом бессознательного восприятия другого человека.
Любовь – это сознательный отказ от эгоизма в пользу другого человека.
И это совсем другой уровень чувства.
Чем хуже осознает себя человек, тем меньше в нем истинной любви.
Поэтому, если стремишься найти любовь, сперва постарайся обрести осознанность.
Уровни
Идеи Фрейда и Юнга позволили расширить представление о бессознательном силами итальянского психолога и психиатра Роберто Ассаджиоли (1888 – 1974). На основе его исследований появилась новая дисциплина — психосинтез. Роберто представил в своем труде три главных уровня, которые демонстрируют бессознательное в психологии человека.
Уровни бессознательного в психологии
Уровень | Характеристика |
Низший | Включает в себя простейшие формы деятельности психики. С их помощью индивид управляет:
|
Средний | В содержание уровня входят элементы, свободно проникающие в сознание в состоянии бодрствования человека. Средний уровень бессознательного определяет развитие умственной деятельности, повышение возможностей фантазирования и усвоения полученного опыта. |
Высший | Определяется как сверхсознательный уровень. Благодаря нему проявляются:
|
«Внутренняя Матрица» VS интеллект
Итак, мы уже выяснили, что рационализация — это процесс психической самозащиты, за счёт которого мы оправдываем наши поступки, рационализируя при этом наш разум. Далее — помним, что жизнь по сути свой есть реалистичный сон разума. И чем более чувствителен индивид, тем сильней извивается разум, чтобы мы оставались в границах нашей рационализации.
Во время сна восприятие бытия находится в столь вяло рабочем состоянии, что готово поверить в самые примитивные фокусы нашего разума. Потому наш мозг и не тратит особо ресурсы, чтобы создавать реалистичную матрицу внешней реальности. Потому, когда отдыхают и наше тело и наш разум, уровень проработки проекций минимален и примитивен, и потому мы и видим зачастую во сне дичайший бред, в который, впрочем, во время сна зачастую верим и принимаем за действительность.
Чем более личность осознанна, тем выше уровень её рационализации, тем более сложные проекции создаёт её разум, чтобы не быть разоблачённым. С этим же, кстати, связан высокий уровень интеллекта. Иначе говоря, человеку с развитием неандертальца не так уж много нужно, чтобы поверить в окружающие. Он может не заметить никакого подвоха даже если лишится рассудка или нанюхается галлюциногенных испарений. В то время как человек разумный и не глупый знает миллион доказательств, что мир его окружающий реальный, хотя на самом деле это не так. Браво, разум!
Из всего этого можно было сделать вывод, что человек с высокий интеллектом как бы ближе к истинному пониманию бытия, но всё равно наоборот. Такой человек просто стократ больше дурачит сам себя, в то время как скорее люди блаженные на деле скорее ближе к истине.
Мы живем внутри своих голов
Твоя психика — и есть твоя реальность. Объективные суждения, полученные органами чувств, — зрение, слух, обоняние — второстепенны, ведь только внутри нашей черепной коробки рождается мнение, что зелёная трава — хорошо, а чёрная — как-то не очень. Хорошо-плохо, добро-зло, красиво-некрасиво — всё это субъективные мышления, с объективным состоянием мира никак не связанные.
То есть, получается, ты сам — мерило всех вещей. Только через призму сознания (и подсознания) ты даёшь оценку всему вокруг себя. Так что, получается, нет ничего объективного в этом мире, а точнее — каждый живёт в собственном мире, и в собственной вселенной, и, причём, сам не знает правил своего же бытия, и сам же не умеет управлять собственным бытием.
Теория Зигмунда Фрейда
Вначале поговорим о структуре личности в концепции психоанализа. Итак, по теории Фрейда личность состоит не только из сознания человека, но из нескольких взаимодействующих компонентов.
Супер-Эго (Сверх-Я) – это бессознательная часть, которая приобретается еще до появления речи у человека. В нее входят различные нормы поведения, табу и запреты, сформированные культурой. Сюда относятся также всевозможные семейные запреты, которые вызывают у индивида чувства вины и болезненного страха.
Ид (Оно) – также бессознательная и наиболее примитивная часть, в которую входят всевозможные желания и либидо. Это исключительно древние, архаические влечения, которые по большей части агрессивны и наполнены сексуальностью.
Эго (Я) – это сознательная составляющая, которая реагирует на происходящее в реальности и помогает человеку адаптироваться к ней. Она является своеобразным посредником между двумя другими частями, обе из которых являются неосознаваемыми. Эго вынуждено постоянно раздваиваться, чтобы обеспечить взаимодействие Супер-Эго и Ид, между биологическими желаниями, свойственными каждому, и моральными нормами, которые предъявляет общество.
В принципе, можно рассматривать две основные стороны бессознательного по Фрейду. Одна из них, неосознаваемая и невербализируемая, часть является неотъемлемым элементом человеческой психики. Таким образом, последняя делится на две несоразмерных (об этом речь пойдет позже) части. Другая сторона делится, в свою очередь, на два эго-состояния – Супер-Эго и Ид.
Зигмунд Фрейд
Итак, это австрийский невролог, ставший основателем психоанализа. Его идеи и доныне вызывают неизменные дискуссии, как в научных, так и в обывательских кругах. Безусловно, он стал новатором в области психиатрии.
Приведем небольшую биографическую справку. Фрейд родился в 1856 году во Фрайбурге в семье торговца тканями. Вскоре после рождения Зигмунда семье пришлось переехать в Вену. С самого детства на мальчика возлагали большие надежды, и читал он совсем недетскую литературу – Кант, Гегель, Шекспир. Кроме того, ему очень хорошо давалось изучение иностранных языков.
Отучившись в гимназии, он поступил на медицинский факультет, однако тяги к этой сфере науки не испытывал. Фактически, юноша избрал для себя меньшее зло среди традиционных для евреев того времени сфер деятельности – торговли, медицины и юриспруденции. После окончания учебы Зигмунд был намерен продолжать академическую карьеру, однако вынужден был отдать предпочтение работе и вскоре открыл свой кабинет, в котором работал как невролог.
В 1885 году Фрейд попал на стажировку к психиатру Шарко, у которого перенял технику гипноза. Кроме того, в работе с пациентами он начал применять разговор, позволяя больным сполна выплеснуть эмоции. Этот метод в дальнейшем получит название «метод свободных ассоциаций». Он позволял проницательному врачу понимать проблемы пациентов и освобождать их от неврозов.
Постепенно Фрейд начал публиковать свои книги, вызвавшие сначала отторжение, а потом широкий резонанс в обществе: «Толкование сновидений», «Психопаталогия обыденной жизни» и т. д. Вокруг него сформировался круг учеников, среди которых в 1910 году произошел знаменитый раскол. Основной камень преткновения заключался во фрейдовской идее, что психозы человеческой личности связаны, в первую очередь с подавлением сексуальной энергии.
Зигмунд Фрейд женился сравнительно поздно, у него было шестеро детей. Умер знаменитый психоаналитик от рака в 1939 году.
Неосознаваемые автоматизмы
Процессы, входящие в подкласс неосознаваемых автоматизмов, имеют двоякую природу:
— никогда до этого не осознаваемые (принципиально не осознаваемые),
— когда-то осознаваемые, но в данный момент происходящие автоматом (навыки).
Примеры принципиально не осознаваемых: сосательные движения ребёнка, мигание, конвергенция глаз, схватывание предметов, ходьба и многое другое. Примеры навыков: игра на музыкальных инструментах, письмо, владение иностранным языком и бесконечное количество иных навыков.
Стоит отметить, что психологи в структуре сознания выделяют:
— фокус сознания (самое важное в текущий момент времени),
— периферия сознания (осуществляется слабый контроль сознанием),
— граница сознания (процессы находящиеся здесь могут как выходить из поля сознания человека, так и входить в него),
— бессознательное.
Развитые навыки обычно «балансируют» на границе сознания. Если человек начинает совершать много ошибок (при усталости, например, или при усложнении деятельности), то навык опять попадает в поле сознания, на его периферию или даже в фокус. Навык контролируется, совершенствуется, а потом возвращается опять на границу сознания. Этим и отличаются навыки от принципиально не осознаваемых процессов, тем что они «блуждают».
Разные примеры автоматизмов:
— бегло читая какой-либо текст, мы не задумываемся над начертанием и значением отдельных букв, но «сразу» воспринимаем смысл прочитанного,
— радист, работающий с азбукой Морзе, воспринимая звучание коротких и длинных сигналов, совершенно свободно переводит их в логическое сочетание букв и слов,
— заходя в тёмную комнату, рука «сама» тянется к выключателю.